Источник

Псалом 77

Пс.77:1. Разума Асафу. Внемлите, людие мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих.

Пс.77:2. Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте: Песнь вразумляющая Асафа.

Сей псалом разделяется на две части, из коих в первой повествует Пророк, каким образом Бог от семени Авраамова составил Иудейскую церковь, коль милостиво промышлял о ней, коль чудно извел оную из Египта, и коль различныя благодеяния оказывал ей. Во второй укоряет Иудеев, коль часто, и коль беззаконно удалялись они от толь милосердаго и всещедраго Отца, будучи толикократно облагодетельствованы Им. Сие же того ради творит, дабы показать безпримерную Божию благость не токмо в самом источнике благодатнаго усыновления, но и в безпрерывном продолжении ея: поскольку Бог чрез толикое течение времени не преставал бороться с вероломным и ожесточенным народом оным. Впрочем воспоминает и о возобновлении благодати, то есть, о новом милосердии к народу и о избрании Давида на царство.

Пророк не Бога вводит глаголющаго здесь, как некоторые мнят, но в лице учителя сам глаголет ко Иудеям. И не дивно, что народ нарицает своим, так как и закон своим же: понеже Царь был и потому мог законы преподавать. Притом сие не новое Пророкам, что они присвояют себе имя Того, от Коего были посланы проповедовать оное, дабы чрез то больше утвердить достоверность учения. Да и самая истина, которая была им вверена, не без причины присвояется им же. Тако бо Павел хвалится благовестием своим не потому, что сам оное устроил, но понеже был Проповедник и свидетель онаго (Рим. 2:16). Впрочем, ежели возьмем в разсуждение, коль не прилежно слушают Бога даже и самые те, кои выдают себя за учеников Его, то признаемся, что Пророк не напрасно употребил предисловие сие. Ибо хотя не к невеждам имеет слово, ниже к таким, которые не веровали Божию слову, но понеже и в самых верных есть много лености, то сие увещание, конечно, не есть излишнее. А дабы себе приобресть больше внимания, сего ради глаголет, что он намерен разсуждать и говорить о вещах великих, важных и сокровенных: ибо имя гадания означает у Евреев важныя и высокия мысли, каковы например: притчи, пословицы и апофегматы, то есть, краткия, но замысловатыя изречения. Впрочем, под именем притчей и гаданий не то намеревает Пророк, чтоб затемнить проповедь свою, но предложить ясное и внятное слово, как о Божиих к народу благодеяниях, так и о неблагодарности народа к Богу.

Пс.77:3. Елика слышахом и познахом я, и отцы наши поведаша нам:

Пс.77:4. не утаишася от чад их в род ин, возвещающе хвалы Господни, и силы его и чудеса его, яже сотвори.

Здесь, по-видимому, есть некоторое в словах противоречие. Мы видели, что Пророк обещал говорить о вещах великих и сокровенных, а здесь напротив глаголет, что учение будет общее и чрез предание дошедшее. Где убо те гадания, о которых недавно упомянул? Сей вопрос решить можно тем, что хотя Псаломник повествует о делах известных и простому народу, но изображает оныя высоким и величественным штилем, дабы чрез то сильнее подвигнуть сердца людей и приобресть себе большее внимание. А чтоб удалить от них всякое сомнение, для того говорит, что он ничего новаго предлагать не будет, но изнесет на среду такия вещи, которыя всем известны и без всякаго прекословия приняты в церкви. Сего ради упоминает не токмо о слухе, но и присовокупляет познание, глаголя: елика слышахом и познахом. Ибо как много носится по свету и таких слухов, которые не заслуживают никакого вероятия, и многие люди ничем так не занимаются, как баснями: сего ради Пророк не без причины все слышанное запечатлевает известным и несомнительным свидетельством отцев, наипаче же таких, которых сам свидетельствовал Бог и коим в залог предал небесное учение Свое с тем, дабы оно, переходя из рук в руки чрез непрерывное течение веков, достигло до последних родов. Сего ради далее глаголет: не утаим от чад их, то есть, не скроем, от потомков наших ничего, но все, что предано было нам от предков, потщимся перенесть в род ин, то есть, сообщить их детям и внучатам, дабы никто не имел причины извиняться неведением. Потом и конец или намерение таковаго препосылания показывает, глаголя: возвещающе хвалы Господни, и силы его, и чудеса его, яже сотвори. Но поскольку одного согласия людей к совершенной достоверности учения не довлело бы, сего ради Пророк поступает далее, поставляя Бога виновником онаго: и потому извествует, что отцы не по своему произволению, но по повелению Божию преподавали детям учение сие.

Пс.77:5. И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили, елика заповеда отцем нашым сказати я сыновом своим,

Пс.77:6. яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведят я сыновом своим:

Под именем закона не разумеется здесь закон нравственный, содержащийся в десятословии, но закон частный, данный на тот конец, дабы Израильский народ, памятуя избавление свое от Египта, навсегда хранил повиновение к Богу. Таким образом Пророк в первом стихе разумеет, что Бог не токмо сильною рукою приобрел Себе Иудеев, но и запечатлел милость сию законом, дабы она никогда из памяти их не выходила. В следующем стихе подтверждает то же, что сказал о распространении учения в роды как бы чрез некое преемство. Отсюду видим, что закон оный дан был не на один токмо век, но отцы долженствовали препосылать его к детям, как бы некое драгоценное наследство, которое бы, переходя от единаго преемника к другому, никогда не пропадало, но пребывало цело даже до скончания века. Глагол, воздвиже, положен вместо постави, или положи. Слово свидение означает то же, что закон, потому что свидетельствует людям, в чем состоит Божия воля, и в чем неблаговоление, как сказано пространнее в Пс. 18.

Пс.77:7. да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеди его взыщут:

Пс.77:8. да не будут якоже отцы их, род строптив и преогорчеваяй, род иже не исправи сердца своего и не увери с Богом духа своего.

Дает причину, чего ради предал Бог вышереченный закон народу Своему, и заповедал, дабы родители учили оному детей, а дети внуков. Оная состояла в том, чтоб сынове Израилевы не уповали на богов чужих, и не кланялися идолам языческим, к чему они весьма склонны были, но почитали бы единаго истиннаго Бога, законоположника своего, и на Него единаго надеялися; чтоб никогда не забывали чудных дел Божиих, которыя сотворил Он во время избавления их от работы Фараоновой; чтоб прилежно изыскивали, чего Бог хощет от них, и то бы делом исполняли; чтоб, наконец, не последовали неблагодарности и неверию предков своих, кои, быв всячески облагодетельствованы Богом, явились пред Ним неблагодарны и неверны. Ибо и во Египте будучи, с великим трудом могли быть убеждены, чтоб поверить Моисею, и по исшествии из Египта часто не хотели покоряться не токмо Моисею, но и самому Богу. По сих всех не токмо не исправились, но еще горшему предалися нечестию, отступя от Бога, и поклоняся тельцам златым, как повествует Священная история на многих местах.

Пс.77:9. Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки возвратишася в день брани:

Пс.77:10. не сохраниша завета Божия, и в законе его не восхотеша ходити.

Пс.77:11. И забыша благодеяния его и чудеса его, яже показа им

Пример вышереченнаго неверия предлагает в сынах Ефремовых. А понеже люди, преданныя порокам, не слушают полезнаго учения и не раскаиваются, то от казней, нанесенных Богом, доказывает, что дети Ефремовы были отвержены. И знак Божия гнева полагает в том, что они, будучи на брани, обратилися в бегство, хотя впрочем были люди военные и храбрые, и, как Пророк ясно изображает, искусные в стрелянии из луков. Бегство всякому воину срамно, а еще срамнее такому, который, будучи вооружен стрелами, может издали поражать врагов, а сам безопасен быть от поражения их. Откуду еще яснее открывается гнев Бога, Который не токмо лишил Ефремлян помощи Своея, но и привел сердца их в робость. Впрочем, о какой брани упоминается здесь, неизвестно, разве может быть о той, которая повествуется в первой книге Паралип. (1Пар. 7:20). Потом присовокупляет причину, чего ради сынове Ефремли так наказаны были, говоря: не сохраниша завета Божия, и в законе Его не восхотеша ходити. Хотя же грех сей общий был и другим, как сказано выше, но Пророк с намерением привел пример мщения Божия в колене Ефремовом. Ибо как оно, превосходя других и многолюдством, и силами и богатством, чрезмерно усилилось, и развратом своим заразило весь почти народ: сего ради Пророк хотел предостеречь простейших людей, дабы блеском и славою сынов Ефремовых не ослеплялись. Итак, не в маловажном некоем грехе обличает их, но укоряет за презрение всего закона, и за нарушение завета. И хотя оба имени берет в одном разуме, но завет полагает в первом месте, дабы показать, что он не токмо о правиле добраго жительства глаголет, но и о всецелом Богослужении, и о вере, и о призывании Бога, и о благочестии, коего основанием было усыновление. Нарицает убо сынов Ефремлих нарушителями завета, понеже не сохранили тех условий, на которых завет оный приняли. Прилично присовокупляет после и закон, в котором изображен был оный завет. Великость греха еще увеличивает глаголом не восхотеша, которым означает, что они не по невежеству некоему, ниже по заблуждению согрешили, быв увлечены слепым стремлением безразсудных страстей, но злоумышленно и добровольно нарушили священный Божий завет. Таковая злость поистинне была чудовищная. Она свойственна одним только Израильтянам: ибо нельзя статься, чтоб сатана очаровал их так, чтоб отступить от Бога, Которому толико были обязаны, ежели бы сами не забыли толикаго множества чудес, которыя столько же сильны были удержать их под игом повиновения и страха Божия, сколько и самыя оковы. А дабы не оставить им никакого предлога ко извинению или облегчению греха, описывает оныя чудеса такими словами, которыя показывают, что образ творения их был не обыкновенный, ниже такой, чтоб могли они забыть их. Но Израильтяне пребеззаконно закрыли свои глаза, дабы не видеть в них Божия славы.

Пс.77:12. пред отцы их, яже сотвори чудеса в земли Египетстей, на поли Танеосе:

Пс.77:13. разверзе море и проведе их: представи воды яко мех,

Пс.77:14. и настави я облаком во дни и всю нощь просвещением огня.

Понеже сказал, что дети Ефремовы, отступя от Бога, впали в нечестие, поскольку забыли чудеса Божии, сего ради еще продолжает слово о них. Между же тем благовременно упоминает и об отцах их, то есть, о первых родоначальниках Израильскаго народа, вовлекая и их в ту же повинность, дабы показать, что еще от самаго начала были все злонравы, и непокоривы. В первом месте упоминает о чудесах, соделанных в самых недрах Египта прежде изшествия народа. А о Танеосе, яко столичном граде, упоминает для лучшаго сведения чудес. Потом приступает к переходу чрез море, где, повествуя о премене естественнаго порядка, говорит, что воды остановили течение свое и потому поднялись на подобие куп, или высоких гор. В третьем месте повествует, что Бог, по переведении народа чрез море, сам был вождем в пути и, как бы взявши народ за руку, провожал его до пустыни. А понеже трудно было идти чрез места безводныя, знойныя и песчаныя, то во дни покрывал их облаком от зноя солнечнаго, а в нощи показывал путь столпом огненным. Сие было знамение необыкновенной милости Божией. Но самый превосходнейший залог милости был тот, что Бог, приняв Израильский народ под покровительство свое, хотел чрез сие засвидетельствовать, что Он далее ведет его, Дóндеже небеснаго наследия достигнет. Откуду Павел во облаке оном находит прообразование крещения, так как и в перехождении чрез море, егоже плод не в сей заключается жизни, но к вечному относится спасению (1Кор. 10:2).

Пс.77:15. Разверзе камень в пустыни и напои я яко в бездне мнозе:

Пс.77:16. и изведе воду из камене и низведе яко реки воды.

Здесь другой знак отеческия любви выводит Пророк на среду, дабы показать, коликое попечение имел Бог о спасении народа онаго. Почему не просто говорит, что Бог напоил Израильтян водою, но что сделал сие чрезъестественным образом. Случается часто видеть, что воды текут из гор, и испытатели естества знают отчего: но камень, пораженный Моисеем, был не гора, но совершенно сухой и твердый. Откуду следует, что вода оная была изведена не из источника некоего, но из самой средины камня, аки из глубочайших бездн, или из самаго центра земли. То же самое подтверждает и в следующем стихе, говоря, что где не было прежде ни одной капли воды, там появились целыя реки, великия и обширныя. Ибо ежели бы один малый ручей потек, то безбожные люди могли бы иначе протолковать чудо и затмить Божию милость. Но когда вода в толиком изобилии вдруг и нечаянно потекла, то кто не видит, что здесь переменен был чин природы, а не сокровенная под землею жила открылась? Впрочем, поскольку Бог дважды явил такое чудо, изведши из камене воду первее в Рафидине, как повествуется в книге Исхода (Исх. 17:1), потом в пустыне Син, как повествуется в книге Числ (Чис. 20:1), сего ради Пророк не без причины дважды упоминает здесь о камени.

Пс.77:17. И приложиша еще согрешати ему, преогорчиша вышняго в безводней:

Пророк, показав вкратце безпрерывную цепь Божиих благодеяний, и тем изъяснив, колико Бог любил сынов Авраамовых, теперь присовокупляет, что сии неблагодарныя твари, толико обязанныя своему Благодетелю, по своему жестокому нраву беззаконно востали на Него. И во-первых, обвиняет их в том, что они, прилагая грехи к грехам, зельно преогорчили Его. Потом означает и самый образ преогорчения, как увидим в следующем стихе. Преогорчения же глаголом означает, что грех их не маловажный был и злоба нестерпимая. А обстоятельством места еще более увеличивает тяжесть греха, потому что в самой пустыне, где ежедневно представлялись очам их признаки Божия присутствия и где самая нужда убеждала их к повиновению, не могли удержать дерзкаго своевольства. Итак, ежели пред лицем Самого Бога, Который, с одной стороны, присутствием славы Своея устрашал их, а с другой, милостию и щедротами привлекал к Себе; ежели еще терпя во всем совершенную нужду, которая и одна могла бы удержать их в порядке, толико своевольствовали, то сие неистовство было подлинно чудовищное, или паче бесовское.

Пс.77:18. и искусиша Бога в сердцах своих, воспросити брашна душам своим.

Пс.77:19. И клеветаша на Бога и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни?

Пс.77:20. Понеже порази камень, и потекоша воды, и потоцы наводнишася: еда и хлеб может дати? или уготовати трапезу людем своим?

Вот чем Израильтяне наипаче преогорчили Бога! Они возжелали брашна и тем раздражили Его не потому, чтоб не позволено было им просить пищи, когда понуждает голод: да и кто бы мог обратить в порок, ежели голодныя дети просят у отца хлеба? Но Израильтяне в том согрешили, что, не довольствуяся определенною от Бога пищею, вдались в прихоти. Бог уже начал питать их манною, как вскоре увидим, но они, возгнушавшись оною, пожелали новых пищей, так как бы плевали на отеческий корм. Сие то означает Пророк под именем душ воспросивших брашна, показывая, что не голод понуждал их требовать пищи, но что для прихоти их мало было довольствоваться определенною от Бога пищею. И сим-то образом Израильтяне искусили Бога: понеже вышли за предписанные Богом пределы. Ибо кто, презревши Божию волю, и предавшись своему невоздержанию, желает больше, нежели сколько надобно, тот называется искусителем Бога: поскольку делает так, как бы хотел волю Божию подвергнуть воли своей, или испытать, столько ли может Бог, сколько хощет. А кто Божию силу разделяет от Его воли, тот, сколько возможно ему, разделяет, или, так сказать, раздирает Бога на части. Сие делают те, которые испытывают, может ли Бог дать больше, нежели сколько просить позволяет. А понеже сказал, что Израильтяне искушали Бога в сердцах своих, то далее присовокупляет, что не устыдились и явно нечистыми и богохульными устами изблевать крывшееся внутрь сердец их нечестие: откуду яснее открылось, что сердца их исполнены были злобы и лукавства. Под именем уготования трапезы разумеет лакомство, к которому привыкли Израильтяне, живучи во Египте: итак изнеженный вкус их не удовлетворялся одною простою пищею, но требовал различных и многих припасов. Оныя слова, понеже порази камень, и потекоша воды и проч., без сомнения, сказал иронически, смеяся безумию их. Ибо весьма вероятно, что они так говорили: почему Пророк как бы от лица их повествует о сем.

Пс.77:21. Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля:

Пс.77:22. яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение его.

Слышание в Боге то же есть, что самое познание, взяв подобие от земных судей, которые не выслушав и не узнав дела, не осуждают преступника. Якоже убо рабов Своих слышит Бог, и молитвам их милостиво споспешествует, тако слышит и хулы нечестивых, и подвергает суду Своему. Сие испытали на себе Израильтяне. Но дабы не подумал кто, что тяжесть Божия гнева превзошла меру, сего ради Пророк паки описывает тяжесть греха, глаголя: яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение его. Уповать на спасение Бога означает то же, что полагаться на Его отеческий промысл и верить тем обещаниям, в которых Он удостоверил нас. Израильтяне сему не поверили, и упования своего на Спасителя Бога не возложили: сего ради огнь возгореся на Иакова, и гнев взыде на Израиля. Отсюду заключаем, коль ненавистно и омерзительно Богу неверие, и коль любезна вера, и плоды ея коль сладки. Чего бо ради верные с кротостию покоряются Богу? Понеже удостоверены, что спасение их единственно от Него зависит, и что Он по милости Своей во всем полезном и нужном для них никогда не откажет им, и тако уповая, совершенно предаются воле Его. Убо вера есть корень истиннаго благочестия, которое научает от единаго Бога всего надеяться и просить, так как неверие есть источник роптания и непокорения воли Его. Почему и связь Пророческих слов клонится к тому, что тщетно хвалятся верою своею те, которые спасения своего от Него не уповают. Ибо где есть упование на Бога, там есть и спасения надежда, которая вину всех благ единому присвояет Богу.

Пс.77:23. И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе:

Пс.77:24. и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им.

Пс.77:25. Хлеб ангельский яде человек: брашно посла им до сытости.

Сими словами Пророк сильнее укоряет Израильтян, потому что будучи недовольны манною, не преставали желать сладких брашен, в которых отказывал им Бог. Сия алчность неизвинительна была в них и потому, что возгнушалися такою пищею, которая соединяла их некоторым образом с Ангелами. Ежели бы кто, например, живучи в Северных странах, стал роптать, что он не ест Египетскаго хлеба и не пьет Азиатскаго вина, тот не погрешил ли бы против самой природы, воюя на нее, подобно баснословным исполинам? Но прихоть Израильтян еще не извинительнее была: ибо Бог не токмо земную пищу до сытости подавал им, но и питал небесным хлебом. Итак ежели бы Израильтяне и долговременный голод претерпели, то и тогда надлежало бы смиреннее просить хлеба у Бога. А хотя бы и одними только плевелами питалися в пустыне, однако и сие надлежало бы признавать за особенную Божию милость. Но когда вместо плев подаваем был самый лучший и питательный хлеб, и притом в толиком изобилии, что все насыщалися до сытости, то не обязаны ли были великою благодарностию Богу? По сей‐то причине и нарицается манна в Еврейском тексте пшеницею небесною, и хлебом сильных12. Хотя Апостол Павел в послании к Коринфянам в другом смысле нарицает манну небесною пищею, относя оную к прообразованию тела Христова, ядомаго верными, но Пророк глаголет здесь не о теле Христовом, но изобличает сугубую народа Израильскаго неблагодарность, потому что не простую презрели пищу, родящуюся от земли, но Ангельский хлеб, как сказано выше.

Пс.77:26. Воздвиже юг с небесе, и наведе силою своею лива:

Пс.77:27. и одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты.

Пс.77:28. И нападоша посреде стана их, окрест жилищ их.

Пс.77:29. И ядоша и насытишася зело, и желание их принесе им.

Пс.77:30. Не лишишася от желания своего: еще брашну сущу во устех их,

Пс.77:31. и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным Израилевым запят.

Пророк повествует здесь, что Бог послушал народа Своего, однако не потому, чтоб удовлетворить прихотливому желанию его, но дабы самым делом доказать, что во власти Его состоит то, чему они не верили. Впрочем, хотя Богу не трудно было посреди самой пустыни произвести птиц пернатых, о которых упоминает Пророк, однако лучше восхотел силою ветров учинить сие, дабы Израильтяне познали, что все стихии повинуются власти Его, и разстояние мест не препятствует силе Его от востока до запада вдруг проникать. Здесь неверные Израильтяне ясное видели доказательство, колико может Божия сила, на которую они клеветали, когда все стихии предстоят готовы повиноваться и исполнять скоро все, что не повелит. Впрочем, нет сомнения, что Бог действовал ветрами, смотря по расположению лагерей, хотя мог и другими средствами приносить птиц в самую средину их. Оныя слова: ядоша и насытишася зело – полагает не столько для того, дабы показать, что Бог послал Израильтянам великое множество птиц пернатых, коими они до излишества наполнили чрева свои, сколько для того, дабы мы ведали, что они по одной только прихоти просили мяс, а не о утолении голода пеклися. И потому как выше сказал о манне, что дана была до сытости, так и здесь говорит о мясах: и ядоша, и насытишася зело, ясно изображая прожорство Израильтян, которое открыло необузданную прихоть их. А хотя Бог на других местах вместо особеннаго знака милости обещает верным исполнить все, чего бы они ни пожелали, но здесь другим образом удовлетворил превратным желаниям нечистиваго народа; ибо при милостивом расположении отказал бы в том, что во гневе позволил. Сие яснее изображает, присовокупляя вскоре, что чревонеистовство оное было для них смертоносно. Ибо вместе с пищею поглотили огнь Божия гнева: еще бо брашну сущу во устех их, гнев Божий взыде на ня, и уби тучныя их. Но и по сих глаголет: не лишишася от желания своего, то есть, не удержалися от прихоти своея. Впрочем, хотя по всем коленам Божий гнев распространился, но Пророк об одних токмо тучных и избранных упоминает, и то с намерением, дабы яснее показать Божие правосудие. Ибо как молодые и крепкаго сложения люди, надеясь на свои силы, смелее идут против Бога, и забыв страх Божий, мнят, что все им позволено: посему неудивительно, что гнев Божий сильнее покарал их. Страшно было видеть такое поражение мужей избранных и сильных; но Израильтяне таковым позорищем не тронулися, и тем ясно доказали ожесточение свое.

Пс.77:32. Во всех сих согрешиша еще и не вероваша чудесем его:

Пс.77:33. и изчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием.

Здесь обвиняет Пророк в сугубой злобе Израильтян: ибо не токмо не поверили Божию слову, но и чудеса Его презрели. Сего ради присовокупляет, что казни были удвоены, якоже и чрез Моисея возвестил Бог, глаголя: аще не послушаете Мене, приложу наказати вы язвами седмижды за грехи ваша (Лев. 26:18). Впрочем, поскольку о всем народе глаголет здесь, аки бы сказал, что все без изъятия от мала даже до велика скорою смертию погибли, то, без сомнения, можно относить слова сии к той жесточайшей казни, которая клятвою утверждена была, что все погибнут в пустыни, исключая токмо двух, Иисуса Навина и Халева, кои, быв уже близко к земле Ханаанской, не возвратилися назад. Понеже убо Израильтяне сами заперли себе путь, то в течение четыредесяти лет безчисленное множество пало их в пустыни. В первом месте полагает дни, а потом лета, дабы показать, что проклятие Божие пресекло нить жизни их посреде течения ея. Исчезоша убо в суете дние их, ибо на подобие дыма исчезли: и лета их со тщанием, то есть, с великою скоростию протекли. Сие же было праведным мздовоздаянием за ожесточение их.

Пс.77:34. Егда убиваше я, тогда взыскаху его и обращахуся и утреневаху к Богу:

Пс.77:35. и помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог вышний избавитель им есть:

Пс.77:36. и возлюбиша его усты своими, и языком своим солгаша ему:

Пс.77:37. сердце же их не бе право с ним, ниже уверишася в завете его.

Сими словами увеличивает преступление Израильтян. Ибо будучи изобличены во грехах, хотя и признавались, что праведно терпят наказание, однако не от чистаго сердца покорялися Богу, паче же гнусным притворством своим ругалися Ему. Таковое нечестие поистине неизвинительно было в них. Ежели человек с ума сшедший не чувствует глупых поступков своих, то ему прощается: а кто, принужден будучи признаться в повинности своей, пребывает неисправен, или употребя притворное умоление, тотчас обращается к тем же порокам, таковый доказывает неизлечимую злобу. Сего ради Пророк показывает, что казни, коими принужден был ожесточенный народ оный ко взысканию Бога, были необыкновенныя: и повествует, что Израильтяне не токмо изобличены были в беззакониях, но и возчувствовали важность избавления своего, которое вышло у них из памяти. Сим образом отъемлет у них всякий предлог ко извинению, аки бы сказал, что они не неумышленно или по неведению, но с намерением вероломство соделали, и тем привлекли на себя гнев Божий, так как и сам Бог на тот конец открыл им очи, и из тьмы извел на свет лицемерие их, дабы яснее увидели пагубную злость свою. Обличая же лицемерие их и показывая, что они не от прямаго сердца признали вину свою, и не дали славы Богу за избавление их, глаголет: возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему, не потому, чтоб не было в них признания, но что исповедание уст, не от сердца происходящее, было притворное. Сего ради открывая причину и источник притворства, присовокупляет: сердце их не бе право пред Ним, ниже уверишася в завете Его: аки бы сказал, что все то есть ложь и обман пред Богом, что не от чистаго и прямаго сердца происходит. А понеже таковое чистосердечие повсюду требуется в законе, сего ради яко преступников и вероломных обличает всех тех, кои не чтут завета Божия с надлежащею верностию.

Пс.77:38. Той же есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит: и умножит отвратити ярость свою, и не разжжет всего гнева своего.

Дабы еще лучше показать, колико Израильтяне ожесточены были в злобе своей, Пророк глаголет здесь, что Бог многие грехи прощал им; но сколько ни прощал, они всегда во зло употребляли милость Его, и как кротостию, так и строгостию не исправилися. Между тем показывает причину, чего ради не вовсе погибли. Ибо хотя и достойны были погибели, однако Бог долго удерживал гнев Свой, и не хотел истребить всех совокупно, дабы осталось некое семя. А дабы кто из оных примеров мщения не заключил, что Бог чрез меру строго поступал с ними, сего ради Пророк глаголет, что казни, судя по лютости грехов народа, были умеренны, или паче, кротки: поскольку Бог удерживал руку Свою не столько взирая на то, что они заслужили, сколько желая дать место милосердию Своему. Впрочем, по сему не должно воображать, аки бы Бог переменчив был, иногда строго наказывая нас, а иногда милостиво призывая к Себе: ибо по безконечной премудрости Своей испытывает, не осталось ли в нас какой-нибудь надежды ко исправлению. Но отсюду увеличивается повинность, ежели мы ни строгостию Его не исправляемся, ни милостию не умягчаемся.

Пс.77:39. И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся:

Здесь приводит другую причину, чего ради Бог не употребил всея силы Своея противу людей, по естеству своему слабых и тленных. Ибо слова, которыя здесь полагает Пророк, означают тленность и бедное состояние людей. Плоть с духом часто соединяет Писание по противоположности не токмо там, где чрез плоть разумеется растленное естество человеческое, а чрез дух целость, которую получают сынове Божии чрез отрождение, но и там, где люди нарицаются плотию потому, что нет в них ничего твердаго и крепкаго, как то у Исаии нарицается Египет плотию, а не духом (Ис. 31:3). Но Пророк в одном и том же разуме положил здесь и плоть и дух, первым словом означая людей, подверженных тлению и гнилости, а другим – ветр, или нечто подобное тени. Ибо как люди неприметно приближаются, или паче, непрестанно текут к смерти: сего ради сравнивает их с ветром преходящим, который в самом движении своем пропадает и опять не возвращается. Ибо мы по совершении течения не начинаем новыя жизни на земли, как то и у Иова (Иов. 14:10) сказано: муж умерый отъиде, пад же человек к тому несть. Отсюду видим, куда клонится мысль Пророка. Он разумеет, что Бог терпел Иудеев по милости Своей, не потому, что были достойны ея, но что тленное и гибнущее состояние их требовало пощады. Подобное сему изречение увидим во Псалме Пс. 102:15‐16, где Пророк глаголет так: человек яко трава, дние его яко цвет сельный, яко дух пройде в нем, и не будет и не познает ктому места своего. Впрочем, когда говорит Пророк, что люди по совершении течения своего не возвращаются, тем не исключает надежды будущаго воскресения. Ибо разсуждает токмо о свойстве тела человеческаго и о земном состоянии людей, а обновление в жизнь небесную есть чудо, несравненно вышшее природы.

Пс.77:40. Колькраты преогорчиша его в пустыни, прогневаша его в земли безводней?

Пс.77:41. и обратишася, и искусиша Бога, и святаго Израилева раздражиша:

Подтверждает предыдущее изречение, показывая, что Израильтяне, будучи в пустыне, безчисленными грехами раздражили Бога, так что тысящекратно надлежало бы им погибнуть, ежели бы Бог тысящекратно не был милостив к ним. А вопрос еще выразительнее изображает, что Израильтяне не полагали конца и меры грехам своим. Имя пустыни содержит в себе обстоятельство как места, так и времени. Откуду наипаче обличает Пророк, во-первых, неблагодарность Израильтян, потому что, имея в свежей памяти благодеяния, да еще и повседневно взирая на оныя, ни мало не хотели удержать себя в порядке; потом осуждает необузданное стремление к порокам, потому что в короткое время толико грехов соделали. В том же разуме вскоре за сим присовокупляет, что и вторично еще не устрашились искусить Бога. Ибо глагол, обратишася, не перемену на лучшее, но безпрерывную цепь грехов означает здесь. А преносным выражением заключения в пределы изображает, коль несносную обиду Богу наносят люди, искушающие Его. Он говорит, что когда народ по прихоти своей дерзнул предписывать Богу законы, то тем как бы свергнул Его с престола, заключил во узилище и безпредельную силу Его стеснил заклепами неверия.

Пс.77:42. и не помянуша руки его в день, в оньже избави я из руки оскорбляющаго:

Пс.77:43. якоже положи во Египте знамения своя, и чудеса своя на поли Танеосе:

Пророк продолжает укоризны свои далее, показывая, что и одно памятование Божиих благодеяний могло бы обуздать дерзость Израильтян, ежели бы они не забыли всего того, что видели и опытом познали. Ибо от сего нечестиваго забвения родились в них дерзость и сопротивление Богу. Под именем руки Божия разумеется Божия сила чрез фигуру метонимию. А как при самом начале изведения Израильскаго народа из Египта, Божия рука новым и необыкновенным образом распростерта была, а Израильтяне оную забыли, сего ради Пророк на сие нечестие сильно вооружается здесь, почитая за невозможное дело вменить ни во что, или скоро забвению предать то, что надлежало им памятовать вечно. За сим упоминает о нескольких опытах Божия силы, которые, во-первых, нарицает знамениями, а потом чудесами, чем паки обличает гнусную народа Израильскаго нечувствительность. О поле Танеосе сказано выше, что это был столичный город во Египте, Еврейски Цаон нарицаемый.

Пс.77:44. и преложи в кровь реки их и источники их, яко да не пиют.

Пс.77:45. Посла на ня песия мухи, и поядоша я, и жабы, и растли я:

Пс.77:46. и даде рже плоды их, и труды их пругом.

Пс.77:47. Уби градом винограды их и черничие их сланою:

Пс.77:48. и предаде граду скоты их, и имение их огню.

Пс.77:49. Посла на ня гнев ярости своея, ярость и гнев и скорбь, послание аггелы лютыми.

Пророк исчисляет здесь те чудеса, коими Бог засвидетельствовал силу Свою при изведении народа из Египта, но полагает их, не наблюдая порядка: понеже почел за довольное привесть на память одне токмо особенныя и известнейшия истории, которыя бы лучше могли открыть злобу и неблагодарность народа. Почему и нам нет нужды распространяться здесь: ибо повествование Моисеево яснее показывает все то, что здесь вкратце повторяется. Одно токмо то читатель заметить должен, что хотя Бог и другие народы часто наказывал за грехи градом и иными язвами, но то, что случилось во Египте, было чрезвычайное и никогда прежде не слыханное. Сего ради Пророк необыкновенными словами описывает сии ужасныя Божия казни, когда говорит: посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, наслание ангелов лютых. Таковое собрание слов относится к тому, дабы возбудить усыпленныя мысли к вниманию толиких чудес, коих и число и качество ощутительно и самым слепым. Наконец присовокупляет, что Бог правосудие сие произвел чрез Ангелов. Ибо хотя и небу и земле положил законы по Своей воли и весь чин природы так управляет, что всякая тварь знает свою должность, однако же, когда Ему угодно, употребляет и Ангелов, яко служителей ко исполнению Своих повелений, и то творит не обыкновенными или естественными средствами, но сокровенною и нам непостижимою силою. Впрочем под именем ангелов лютых можно разуметь как Ангелов добрых, которые нарицаются лютыми не по естеству своему, но по действу, понеже наказывают тех, которых Бог наказать хощет, так и ангелов злых, то есть бесов, которые собственно нарицаются лютыми, понеже суть злы и злую волю имеют. Ибо Бог и тех и других на службу Свою употребляет. Так, например, чрез Ангелов святых наказал Содомлян, а чрез ангелов злых поразил Иова, однако не с одним намерением: ибо тех на вечныя муки осудил, а сего вечно прославил.

Пс.77:50. Путесотвори стезю гневу своему, и не пощаде от смерти душ их, и скоты их в смерти заключи:

Пс.77:51. и порази всякое первородное в земли Египетстей, начаток всякаго труда их в селениих Хамовых.

Сими преносными словами, сотвори стезю гневу Своему, Пророк означает, что гнев Божий, на подобие стремительнаго и сильнаго потока, излился на весь Египет, дабы не оставить никакого извинения неблагодарному народу, когда и при толь преславных доказательствах Божия милости не восхотел повиноваться Богу. Наконец упоминает о последнем чуде, соделанном во Египте, когда Бог рукою Ангела своего в одну ночь избил всех первородных Египетских, коих по свойству Еврейскаго языка нарицает начатком силы. Ибо как родители чад с течением лет и сами текут к смерти, а в детях своих некоторым образом возраждаются и упадшия силы паки возставляют: сего ради имя силы прилично переносится к детям, а начатком оныя нарицаются первородные. А по переводу седьмидесяти толковников начатком трудов именуются потому, что родители хотя много трудятся в воспитании детей своих, но главный и первоначальный труд наипаче прилагают к первородным. По сей причине всякое первородное прилично также нарицается начатком трудов. Селениями Хамовыми нарицает домы Египтян, понеже Месраин, который дал сие имя Египту, был сын Хамов (Быт. 10:6).

Пс.77:52. И воздвиже яко овцы люди своя, и возведе я яко стадо в пустыни:

Пс.77:53. и настави я на упование, и не убояшася: и враги их покры море.

Пс.77:54. И введе я в гору святыни своея, гору сию, юже стяжа десница его.

Пс.77:55. И изгна от лица их языки, и по жребию даде им (землю) ужем жребодаяния, и всели в селениих их колена Израилева.

Здесь паки проповедует Божие благоволение к избранному народу, котораго сравнивает с стадом овец потому, что не имели ни разума, ни сил к защищению себя от насилия врагов, ежели бы не Бог благоволил принять на Себя должность пастыря. Ибо мы ведаем, в каком состоянии находился народ оный во время пребывания во Египте: он был осужден на самыя тяжкия и низкия работы, и упражнялся не в чем ином, как в делании кирпичей и в сечении камней. Сия работа названа в Писании пищею Египетскою: из сей‐то работы изведены Израильтяне со упованием. Но сие сказано не потому, аки бы они крепко уповали на Бога, но поскольку под предводительством Бога не имели никакой причины бояться, и никогда бы никого не убоялися, ежели бы неверие не довело их до трепета. Откуду бо оные мятежные гласы: что сие сотворил еси нам, извед нас из Египта, аки бы не быти гробам во Египте? (Исх. 14:11). Следовательно, упование оное не к безчувственному народу относится, но к Божиему покровительству, которое соделало то, что Израильтяне, по истреблении врагов в море, безопасно и спокойно жили в пустыне. За сим о других паки благодеяниях Божиих и о других грехах народа повествует, которые более открывают неблагодарность Израильтян. Ибо и по получении обещаннаго наследства пребывали так непокорны и жестокосерды, как бы ничем не были обязаны Богу. Далее горою святыни Божия нарицает самую землю обетованную; потому что Бог, назначив оную для народа Своего, и Себе Самому посвятил. Откуду еще гнуснее является беззаконие Израильтян, которые внесли туда те же мерзости, коими прежде была она осквернена. Ибо не крайняя ли была та гнусность, что народ Израильский, ведая, за что были выгнаны из земли той прежние жители ея, не устыдился осквернить оную теми же или еще и горшими мерзостьми, так как бы нарочно привлекая на себя Божие мщение, которое видел уже на других? Следующия за сим слова, в гору сию, юже стяжа десница Его, присовокупляет с намерением, дабы Израильтяне не превозносилися, аки бы собственными трудами или своею силою землю оную приобрели, как то и в другом псалме сказано: не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего, яко благоволил еси в них (Пс. 43:4); и тотчас следует изъяснение, ибо сказав, изгна от лица их языки, присовокупил: и раздели я им ужем в наследие, показывая образ или способ приобретения; аки бы сказал, что ни Израильский народ столько храбр был, чтоб мог сам покорить языки, ни языки столько боязливы, чтоб могли покориться, ежели бы не силою Бога была одержана над ними победа.

Пс.77:56. И искусиша и преогорчиша Бога вышняго, и свидений его не сохраниша:

Пс.77:57. и отвратишася и отвергошася, якоже и отцы их: превратишася в лук развращен:

Пс.77:58. и прогневаша его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша его.

Здесь паки укоряет Израильтян за то, что будучи толико облагодетельствованы, не преставали противиться Богу, паче же по жестокости своей и совсем свергли с себя иго повиновения. Что значит глагол искусиша, о том сказали мы выше. Но Пророк присовокупляет к тому еще общий глагол, преогорчиша, потом, и свидений Его не сохраниша. А сими последними словами яснее открывает явную и самую грубую непокорность Израильтян, которые, ведая совершенно обязанность свою, да еще и закон имея в руках своих, отреклися повиноваться Богу. Ибо свидением закон нарицает здесь, поскольку Бог на сем основании обязался с народом оным, так как и люди на известных законах соглашаются между собою. Но все противное вышло. Бог усыновляет его Себе: но народ, презрев благоволение Его, добровольно отрекается. Бог собирает его под криле Свои, но народ легкомысленно стремится к разсеянию. Бог обещает ему быть вместо отца, но народ не хощет быть сыном. Бог показывает ему путь спасения, но народ, заблуждая, самопроизвольно подвергает себя погибели. Отсюду Пророк заключает, что народ сей во все времена и веки был нечестив и зол. Но здесь паки заметить должно, что и потомки его ни за какое беззаконие так строго не осуждаются, как за то, что весьма подобны были отцам своим, дабы никто безумно, подражая им, не защищал себя примером их, так как бы имел справедливый предлог к извинению. Потом весьма приличным подобием, которое употребляет и Осия (Ос. 7:16), изображает легкомыслие их. Якоже бо стрельцы, стреляющие из слабых и худо натянутых луков, часто ошибаются, так и о них Пророк глаголет: превратишася в лук развращен, то есть, сделались подобны испорченному луку, который не туда мещет стрелы, куда бы метать надлежало; или просто, пошли косвенным, а не прямым путем, дабы уклониться от Бога, и не быть под рукою Его. Наконец и образ уклонения или отступления износит на среду, глаголя: и прогневаша Его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша Его, которыми словами ясно свидетельствует, что Израильтяне явно отступили от веры и от повиновения Богу. Ибо будучи совершенно уверены, что где нет Божия слова, там нет и истиннаго Богослужения, презрели закон и устремились к идолам. Таковый плод всегда производит презрение закона, и те, кои лучше хотят последовать своим мудрованиям, нежели покоряться Богу, обыкновенно впадают в нечестие, или по крайней мере в грубое суеверие.

Пс.77:59. Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля:

Пс.77:60. и отрину скинию Силомскую, селение еже вселися в человецех:

Пс.77:61. и предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов:

Здесь паки показывает Пророк, что Бог, видя народ необузданно стремящийся ко грехам, и не без поругания употребляющий во зло долготерпение Его, наконец строго наказал презрителей Своих. Подобие, которое берет от судей земных, часто встречается в Писании, которое приписывая Богу слышание, не то разумеет, аки бы Он имел нужду в изследовании; но поскольку не скоро и не безразсудно к судам Своим приступает, дабы не возмнил кто, что Он скоропоспешен. Сущность слов такая, что народ, продолжая беззакония свои, вышел за пределы, так что вопль его восшел на небо. Важность вины его доказывает самая тяжесть наказания. Ибо Пророк, рекши, что Израиль, котораго Бог толико любил, сделался мерзок Ему, присовокупляет, что за то лишен присутствия Божия, которое составляло все его благополучие, а в несчастных обстоятельствах единственное утешение. Сие омерзение или отвращение Бога от Израиля состояло в том, что Он попустил иноплеменникам Ковчег Завета похитить, так как бы он преселяся от Иудеи в чужое место, совсем простился с народом. И хотя известно, что Бог не был привязан к видимому знаку, но поскольку в знамение союза Своего с народом сей залог дал, то чрез отъятие онаго хотел засвидетельствовать народу, что и Он от него отходит. А как Ковчег долгое время находился в Силоме, и Филистимляне тамо взяли его в плен (1Цар. 4:4), сего ради нарицается скиниею Силомскою, а самый Силом жилищем Божиим. Из сего явствует, колико Израильский народ грехами своими раздражил Бога, когда Он принужден был оставить и то место, которое Сам избрал. В следующем стихе то же самое продолжает, глаголя: и предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов. Где как крепостию, так и добротою нарицает тот же Ковчег Завета, коего присутствие делало сынов Израилевых доселе страшными и непобедимыми от врагов. Да и никакая другая вещь так не украшала царство Израилево, как сей Ковчег Завета, не ради злата, которым он обложен был, но ради невидимаго присутствия Божия, как уже сказано. Впрочем не должно думать, аки бы Филистимляне, пленивши Кивот Господень, Самого Бога взяли в плен: но Пророк просто разумеет, что Израильтяне, лишившись Божия покровительства, преданы были во власть врагов, подобно воинству, которое по пленении военачальника бывает подвержено поражению.

Пс.77:62. и затвори во оружии люди своя и достояние свое презре.

Пс.77:63. Юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы Быша:

Пс.77:64. священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут.

Здесь упоминает о другом роде поражения, которое случилось при первосвященнике Илии. Преселением Ковчега показал Бог Израильтянам, что милость Его отъемлется от них, и сие самым делом подтвердил. Ибо гнев Божий, означаемый здесь под преносным именем огня, все что ни было наилучшаго у Израильтян, истребил. Священная История повествует, что в Силоме до тридесяти тысящ избраннаго юношества Израильскаго от неприятельскаго меча погибло (1Цар. 4:10). Сие поражение доказывает тем, что по недостатку юношей, девы остались безбрачны. К сему присовокупляет, что и самые священники, которых Бог особенно принял под свое покровительство, без разбору с прочими погибли. А что вдовицы, по словам Еврейскаго текста, не плакали, сие разуметь можно двояким образом: ибо или прежде времени от печали померли, или будучи отведены врагами в плен, имели запрещение не плакать.

Пс.77:65. И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина:

Пс.77:66. и порази враги своя вспять, поношение вечное даде им:

Некоторые мнят, что слова сии сказаны о Израильтянах, а другие разумеют о врагах их. Ежели кому нравится первое мнение, то не дивно, что Израильтяне нарицаются врагами Божиими: ибо так и у Исаии сказано о них: горе крепким во Израили: не престанет бо ярость Моя на противныя, и суд врагом Моим сотворю (Ис. 1:24). Но понеже Пророки, говоря о Израильтянах, учение свое заимствуют от Моисея, да и самыя слова сообразуют мыслям его, то не меньше достоверно мнение и тех, кои место сие толкуют о Филистимлянах, тем паче, что Пророк повесть сию заимствовал из песни Моисеевой, где он говорит, что Бог не так наказывал народ Свой, чтоб купно не усмирял и врагов Своих (Втор. 32:27). Между тем Пророк показывает и то, что Бог, будучи убежден крайностию, приступил к толь тяжкому наказанию Израильтян: ибо после, наказав Филистимлян, ясно доказал, что Он помнит тот завет, который учинил с ними, хотя и казалося им, что Он забыл его. А хотя некоторым образом на время и присоединился к Филистимлянам, однако не хотел совсем отринуть и любовь к сынам Авраамовым, дабы не остался тщетен завет Его. Подобие, взятое от пиянаго человека, хотя и непристойно Богу, однако не без причины положено. Ибо относится к стыду народа, который ежели бы имел всегда чистый и трезвый разум, то Бог никогда бы не переменил Своего вида и не принял бы на Себя чужаго лица. Но к сему понудило Его пиянство народа, то есть, безумие, которое превратило Израиля в пияных людей и подвергло величайшему стыду. Что же касается до Бога, то сие подобие ничем не уменьшает славы Его. Он является спящим, когда в бедствиях наших не скоро подает нам помощь. Сия медленность безумным людям кажется в Боге крепким сном. Но Пророк говорит, что Он пробуждается скоро, и во мгновение возносит руку Свою, подобно крепкому исполину, который приуготовляяся на брань, кратким довольствуется сном. Следующия слова, и порази враги Своя вспять, многие относят к поражению Филистимлян, чему согласует и имя вечнаго поношения. Ибо срамная болезнь оная, на задних частях тела приключившаяся, была для них зело поносна (1Цар. 5:9).

Пс.77:67. и отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра:

Пс.77:68. и избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби:

Пс.77:69. и созда яко единорога святилище свое: на земли основа и в век.

Частица соединительная и показывает, что Пророк обращается здесь к прежней материи и говорит, что хотя Бог жестоко наказал Филистимлян за насильственное пленение Кивота, и тем засвидетельствовал, что завет Его, учиненный с Израильским народом, не тщетен был; однако не так примирился с нечестивыми богоотступниками, чтоб не оставить в них некоторых знаков гнева Своего. Сюда-то относится оное отриновение, о котором глаголет здесь, показывая, что Израильтяне лишились того особеннаго преимущества, которым прежде гордилися: потому что Бог не благоволил более, дабы Священная Скиния, в которой хранился Ковчег Завета, пребывала в Силоме, то есть, в колене Ефрема сына Иосифова, но перенес оную в колено Иудово, в котором избрал жилище Себе и из котораго после царей произвел: и потому-то колено Иудово притивополагается колену Ефремову. Гору же Сионю того ради избрал, дабы основать на ней святилище Свое. А дабы кто не стал искать причины основания сего вне Бога, сего ради Пророк полагает оную единственно в милостивом благоволении Божием, по которому гора Сион предпочтена была всем прочим местам, аки бы сказал: избра гору Сион, яко возлюби ю. Следовательно основание Святилища не от достоинства места, но от единаго благоволения Божия зависело: а благоволение о месте имело отношение к людям. Откуду следует, что Церковь от самаго начала даже доселе основанием своим одолжена была единой милости и благоволению Бога: ибо в людях никогда не могло найтися ни столько внутренняго достоинства, ни столько внешних сил, чтобы Церковь могла зависеть от человеков. В следующем стихе, где сказано, и созда яко единорога святилище Свое, Пророк не что другое разумеет как то, что гора Сион украшена была наилучшим образом, но сию красоту относить должно к небесному Сиону. Ибо намерение Бога не в том состояло, чтоб занимать мысли людей одним токмо наружным блеском Церкви, но вознести их ко Христу, к Которому Единому относилась истина прообразований. По сих сравнивает гору Сион с целым кругом всея земли, глаголя: на земли основа и в век. Ибо хотя земля в некоторых частях своих бывает нередко подвержена переменам, яко то землетрясению, и другим некоторым сильным переворотам, но в самом существе своем всегда пребывает тверда и постоянна, понеже основана на твердом и крепком корени. Таким образом Пророк означает, что здание, о котором глаголет, не есть временное, ниже такое, которое или от древности падает или от огня разрушается, но основано так, что пребудет цело и невредимо до скончания мира. Ежели кто скажет, что храм оный давно уже разорен от Халдеев и Ассириан, на сие ответствовать не трудно. Ибо твердость, которую Пророк толико прославляет здесь, относится к Церкви, а не к временному оному храму, который сам по себе не что иное был, как простое вещество: но поскольку представлял Христову церковь, сего ради прилично приписывается ему вечная непоколебимость, якоже и инде Пророк глаголет: основаша Его на горах святых (Пс. 86:2). И паки: той основа и Вышний (Пс. 86:5). И паки: Господь основа Сиона (Ис. 14:32).

Пс.77:70. И избра Давида раба своего, и восприят его от стад овчих:

Пс.77:71. от доилиц поят его, пасти Иакова раба своего, и Израиля достояние свое.

Пс.77:72. И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть.

Упомянув о храме, прилично упоминает и о царстве. Ибо сии две части были особенными знаками Божия милости, оказанныя во избрании колена Иудова, якоже и Христос, дабы принесть совершенное спасение роду нашему, явился Царем и Священником. О низком состоянии Давида, возведеннаго от стад овчих на царский престол, не без причины же упоминает: ибо сия перемена немалым служит доказательством Божия милости. А сию милость не к одному лицу Давидову, но ко всем сынам Авраамовым относит, дабы показать, что все достоинство их проистекает из одного источника – милосердия Божия. Ибо вся слава и все благополучие Израильскаго народа содержалось в царстве и священстве, из коих и то и другое приписывает единому благоволению Бога. По сей причине и началу царства Христова надлежало быть смиренному и уничиженному, дабы сообразно было прообразованию своему, и дабы все ведали, что Бог никаких внешних пособий не употребил к совершению спасения нашего. За сим чрез другое обстоятельство прославляет Божию милость, показывая, чего ради Давид из пастыря овец сделался пастырем избраннаго народа и достояния Божия. Ибо Дух Святый хотел показать чрез сие, колико законные цари и пастыри разнствуют от незаконных похитителей власти. По сих присовокупляет, что Давид верно исполнил должность, на него возложенную, чрез что прикровенно укоряет неблагодарность и злобу Израильскаго народа, который не токмо сей священный и неприкосновенный Божий устав разрушил, но и, свергнув спасительное иго, подверг себя бедственному разсеянию. Следующия за сим слова, о разуме рук, хотя сказаны не собственно, однако Дух Святый ясно изображает, что Давид не токмо счастлив и благоуспешен был в своих делах, но и управляем Духом Святым, так что он руки свои ни к какому делу безразсудно не простирал, но все то, к чему должность и вера призывала, с благоразумием и осторожностию делал, и потому в успехе дел его больше похваляется мудрость, нежели счастие.

* * *

12

Слово: манна – начало свое возимело от удивления народа Израильскаго, который увидя нечаянно землю, покрытую новым и необыкновенным веществом, друг друга стали вопрошать: мангу? то есть, что сие? Греки Еврейское мангу, переменили на манну. Впрочем, она была видом подобна росе замерзлой или семени Кориандрову, круглому и легкому, цветом белому и несколько желтоватому, которое, будучи истолчено и испечено на огне, вкус имело муки растворенныя медом, или пряженыя с елеем. Зри Исход. Исх. 16:31.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle