Псалом 43
Пс.43:1. В конец, сынов Кореовых, в разум, псалом.
НАДПИСАНИЕ
В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу из сынов Кореовых, песнь вразумляющая.
СОДЕРЖАНИЕ
Сей псалом содержит описание гонения, бывшаго на верных, живших как в ветхом завете, так и в новой благодати. Святый Златоуст и Феодорит относят повествование сие ко временам Маккавеев, претерпевших жесточайшия гонения от Антиоха Епифана, и от других царей Сирских или Египетских: а святый Амвросий, Иероним и Августин относят оное к святым мученикам, претерпевшим лютейшия гонения от царей Римских, каковы были Диоклитиан, Нерон и им подобные. Приличен и тем и другим.
Пс.43:2. Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам дело, еже соделал еси во днех их, во днех древних.
Люди Божии, находящияся в гонении, и под игом озлобления стенящии, воспоминают здесь о тех великих делах, которыя некогда произвел Бог в защищение верных Своих, и удивляются, чего ради ныне тех же верных своих, по-видимому, оставил: дабы сим воспоминанием могли преклонить Бога на милость. Однако же не перемене Бога удивляются, но чудным и непостижимым судьбам Его. Ибо Пророк для того в заглавии псалма положил напереди слово в разум, или, песнь вразумляющая, понеже здесь потребен разум. Бог не пременяется, но токмо переменяет врачевство, смотря по обстоятельствам времени, и по недугам народа Своего. Боже, глаголет Пророк в лице церкви, или верных обоего завета, ушима нашима услышахом. Довольно было бы сказать просто, услышахом, но сказано, ушима услышахом, для вящшаго изображения известности вещи. Ибо как святый Иоанн пишет в начале перваго послания своего: еже видехом очима нашима, и еже руки наша осязаша (1Ин. 1:1), тако и в сем месте сказано: ушима нашима услышахом, то есть, мы сами слышали. И тот час присовокупляют, от кого и что слышали: отцы наши возвестиша нам, то есть, известились мы не от известнаго некоего слуха, ниже от людей неизвестных, но отцы наши, мужи достовернейшие, которые нас сынов своих никогда не обманывали, сии самые отцы наши возвестиша нам. Что же такое слышали от отцев, поведают присовокупляя: дело, еже соделал еси во днех их, во днех древних. Какое дело?
Пс.43:3. Рука твоя языки потреби, и насадил я еси: озлобил еси люди и изгнал еси я.
Показывают в частности одно из чудных дел Божиих, которое соделал Бог в пользу верных Своих во дни отцев их, и глаголют, что Бог сильною рукою Своею, изгнав из обетованныя земли иноплеменные народы Хананейские и Евусейские, поселил в ней отцев их. Ты озлобил еси народы оные претяжкими войнами и в конец побежденных или совсем истребял, или изгнал за пределы, дабы уступили место избранным людям, ихже так насадил и укоренил еси на земле той, как насаждаются и укореняются древа, которых сень покрывает горы, и ветвия их яко кедры Божия (Пс. 79:10).
Пс.43:4. Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница твоя и мышца твоя и просвещение лица твоего, яко благоволил еси в них.
Доказывают вышереченныя слова: рука Твоя языки потреби, и глаголют, что отцы их не овладели бы землею обетованною оружием и силою своею, и не превозмогли бы врагов своих, которые были сильнее их, и в военном деле искуснее, ежели бы не Господь защищал и покровительствовал их. Итак не мечем своим, то есть, не силою оружия своего завоевали они землю обетованную: но десница Твоя, и мышца Твоя покорила им оную землю, и спасла от смерти и плена сражавшихся с иноплеменными народами. Сие же бысть того ради, яко Ты благоволил еси в них: Ты милостивым оком воззрел еси на них не ради добродетелей или заслуг их, но понеже Тебе благоугодно было избрать их в люди Свои. Просвещение лица означает здесь благоволительное воззрение Божие или милость Господню, как сказано в предыдущем псалме, в Пс. 42:3. Ибо по выражению Священнаго Писания, Бог тогда лице Свое просвещает на человека, когда светлым оком благоволит взирать на него, то есть, когда милует его, и благодать Свою сообщает ему. Впрочем все глаголемое здесь весьма справедливо, как явствует из книги Иисуса Навина, гл. 6, что стены града Иерихона от единаго вопля сынов Израилевых до основания пали, и из главы Нав. 10:11, где читаем, что Бог во время сражения Израильтян под предводительством Иисуса Навина одождил каменный град с небеси, от котораго большее число врагов погибло, нежели от меча Израильтян.
Пс.43:5. Ты еси сам Царь мой и Бог мой, заповедаяй спасения Иаковля.
Народ Божий яснее изображает здесь то же самое, о чем выше упомянул, то есть, что милость Божия к древним не токмо была ощутительна, но и чрез несколько веков безпрерывно продолжалась: аки бы сказал: Ты еси тот самый Бог, Который отцев наших чрез толико веков покровительствовал; понеже Ты был еси царь их, а потому и мой царь. Понеже и я происхожду от праотца моего Иакова, котораго Ты милостию Твоею спасал и защищал во вся дни живота его, и не якоже прочие цари, которые оружием подданных своих защищают и спасают, но единым словом, единою властию, и единым мановением можеши спасти не Иакова токмо, но и всех людей, яко царь всего мира.
Пс.43:6. О тебе враги нашя избодем роги, и о имени твоем уничижим востающыя на ны.
Пс.43:7. Не на лук бо мой уповаю, и мечь мой не спасет мене:
Пс.43:8. спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси.
Здесь показывает Пророк, каким образом Бог царствовал над народом Своим: ибо толикую подавал ему силу, что он всем врагам своим страшен был. Сие бо означает подобие, взятое от волов; оно показывает, что народ имел силу более нежели человеческую. Оныя слова, о Тебе и о имени Твоем, означают, что народ Божий победоносен был потому, что под покровительством Божиим воинствовал; впрочем, что сказали верные об отцах своих, то же самое прилагают к себе самим: понеже принадлежали к одному и тому же телу церкви, и сие творят с намерением, дабы показать, что и они ту же имеют надежду; ибо ежели бы не были подобны отцам, то не были бы достойны и милости Божией. Ныне же, когда исповедуют, что та же милость и им сообщена, какая и отцам их, то благонадежно просят о продолжении оныя, о Тебе, глаголют, враги наша избодем роги, то есть, ежели Ты продолжишь к нам милость Твою, то и мы, надеяся на помощь Твою, победим врагов наших. И о имени Твоем уничижим востающия на ны, то есть, призвав имя Твое, не убоимся стремления врагов, востающих на нас, но паче презрим силу их, и самих прогоним и разсыплем с такою легкостию, с какою разъяренный вол рогами разсыпает плевы. За сим, показывая подобие между народом Божиим настоящим и древним, присовокупляют: не на лук бо мой уповаю, то есть, якоже древний оный народ не мечем своим приобрел обетованную землю: тако и мы людие Твои настоящии не на луки наши уповаем, то есть, не на силы наши, ниже на оружие наше надеемся. И меч наш не спасет нас, то есть, мы веруем и исповедуем, что ежели получим спасение, то оное не мечу нашему припишем, но помощи Твоей. Ты бо спасл еси нас от стужающих нам, то есть, мы исповедуем, что спасение наше не от наших сил зависит: коликократно бы спасаемы были от каковыя либо напасти и скорби, Ты спасл еси нас. Ты врагов наших ненавидящих нас, и погубить желавших, посрамлял еси, делая то, что усилия их, при покровительстве Твоем, оставалися тщетны, и они со стыдом от нас отходили.
Пс.43:9. О Бозе похвалимся весь день, и о имени твоем исповемыся во век.
Из вышереченных слов заключают верные, что ежели они и ныне избавлены будут от скорби, то благодеяние сие припишут Богу, и всю славу воздадут Ему же. Которыми словами подтверждают вышереченное доказательство, то есть, что народ и ныне тот же, который прежде был, и который надеется на помощь Божию, а не на свои силы, якоже и народ древний уповал не на себя, но на помощь Господню.
Пс.43:10. Ныне же отринул еси и посрамил еси нас, и не изыдеши, Боже, в силах наших.
Отсюду начинается удивление и плачевная жалоба людей, тяжко озлобляемых от врагов, чего ради тот же Бог и с тем же народом так противно поступает, что котораго прежде делал торжествующим победителем, того ныне попускает врагам побеждать и преодолевать. Ныне же отринул ны еси, и посрамил еси нас, то есть, Ты, Который древле в толикой милости содержал еси нас, почто ныне отвергнул и посрамил еси? Ибо во времена Антиоховы безчестно было нарицаться Иудеанином, а во времена новыя при мучителях безчестно было имя Христианина, и верные казались быть оставленными от Бога. И не изыдеши в силах наших, то есть, когда хощем мы противоборствовать врагам, почто не исходиши с нами, якоже древле исходил еси поборствовать о людех? Под именем сил разумеются войска, как явственно изображено в Еврейском тексте; ибо вооруженное воинство составляет силу и крепость народов. Впрочем как во время гонения Антиохова, так и языческих царей толикая была немощь в народе Божием, что никто не смел не токмо делом, но ниже словом попротивиться, и потому верные одним токмо терпением вооружалися. Но хотя от видимаго врага и преодолеваемы были, однако над невидимым преславно торжествовали: и хотя пред очами людей казались быть оставленными от Бога, однако втайне величайшею Божиею милостию вспомоществуемы были. Но здесь о том только говорится, что происходило вне, а что делалось втайне, то оставляется сынам Кореовым разуметь. За сим, продолжая повествовать о гонении, присовокупляет:
Пс.43:11. Возвратил еси нас вспять при вразех наших, и ненавидящии нас расхищаху себе.
То есть, Ты сделал то, что мы, которые прежде стояли на первом месте, ныне стоим на последнем, и яко побежденные и плененные следуем за врагами нашими, ненавидящими нас, которые по своей воле как нас самих, так и имение наше расхищают себе, и в свою пользу обращают. Сие изречение взято из закона, где Моисей глаголет тако: како поженет един тысящи, и два двигнета тьмы, аще не Бог предаст их? (Втор. 32:30). Понеже убо верным засвидетельствовано было сие, сего ради не слепому счастию приписывают нападение врагов, на которых прежде сами смело и храбро нападали: но чувствуют, что, по небесному определению, возвращаются вспять при вразех. И как выше признавались, что прежнее мужество было дар Божий: так и здесь признают, что страх и робость от Бога насланы на них. Сего ради глаголют:
Пс.43:12. Дал еси нас яко овцы снеди, и во языцех разсеял ны еси.
То есть, Ты попустил еси врагам нашим с толикою удобностию и в толиком множестве убивать нас, как бы были мы овцы, влекомыя на торжище, которыя в великом множестве и без всякаго сопротивления закалаются: а тех из нас, которых враги убить не хотели, разсеял еси во языцех. Чрез что означаются заточения и ссылки в самыя отдаленнейшия места, куда верные весьма часто засылаемы были, а наипаче исповедники новыя благодати.
Пс.43:13. Отдал еси люди твоя без цены, и не бе множество в восклицаниих наших.
То есть, Ты предал еси людей Твоих во власть врагов, и никакой цены не взял за них; ибо когда враги хотели продать нас другим в неволю, то не великая полагалася цена за промен, но яко скоты продаваемы были почти за ничто, и отсылаемы в работу самую низкую и подлейшую. Ибо иные отсылалися в горы на сечение камней, иные стерегли скот, иные на позорищах растерзываемы были от зверей, и таким образом служили увеселением для зрящих. Так толкуется место сие по тексту Еврейскому; но Августин, последуя переводу седмидесяти толковников, оныя слова, не бе множество в восклицаниих наших, изъясняет так: немногие осталися в церквах наших такие, кои бы могли при отправлении Богослужения и священных обрядов восклицати Господеви.
Пс.43:14. Положил еси нас поношение соседом нашым, подражнение и поругание сущым окрест нас.
К мучениям телесным присовокупляют насмешки и ругательства, как бы так говоря: из того, что попущением Твоим дошли мы до такого бедственнаго состояния, произошло то, что сделались мы посмешищем у всех соседей наших: все сущие окрест нас только что смеются и ругаются бедствиям нашим, и нет никого, кто бы пожалел о нас.
Пс.43:15. Положил еси нас в притчу во языцех, покиванию главы в людех.
Чрез причту разумеется здесь пословица, или безчестная речь, которую употребляли соседственные народы в поношение людей Божиих. Аки бы сказали верные: Ты сделал то, что язычники из бедствия нашего сделали себе пословицу, и когда хотели между разговорами предложить в пример какую-либо повесть безчестную, тогда предлагали на среду наше бедствие. Они еще не токмо поносными словами ругаются нам, но и покиванием главы, яко особливым знаком ругательства, презрение свое оказывают.
Пс.43:16. Весь день срам мой предо мною есть, и студ лица моего покры мя,
Пс.43:17. от гласа поношающаго и оклеветающаго, от лица вражия и изгонящаго.
То есть: во все время гонения сего, стыд наш непрестанно обращается пред очами нашими; мы всегда видим един токмо смех и срам, который лице наше аки завесою покрывает. Сей срам и студ происходит от гласа поношающаго и оклеветающаго, то есть, от тех врагов и гонителей, которыя ругают нас за то, что Распятаго почитаем, и укоряют нечестием, что богам их не кланяемся; притом еще поносят и ложными беззакониями, аки бы мы младенцев в жертву закалаем7, кровосмешение творим, и другими подобными сим беззакониями оклеветывают.
Пс.43:18. Сия вся приидоша на ны, и не забыхом тебе, и не неправдовахом в завете твоем,
Пс.43:19. и не отступи вспять сердце наше: и уклонил еси стези нашя от пути твоего,
Исчислив благодеяния Божия, бывшая к древним, и показав бедственное состояние новых людей, Пророк присовокупляет от лица их, что причину бедственнаго состояния сего не можно приписать грехам их. Впрочем заметить должно, что верные не добродетелями своими гордятся здесь, но токмо представляют невинность свою пред врагами, дабы тем лучше могли преклонить Бога на милость. Иначе обвинили бы Бога в неправосудии, и молитва их не была бы молитва, но хула на Бога. Итак, хотя верные и не усматривают ясно причин несчастия своего: но в том мнении твердо и непоколебимо стоят, что Бог имеет свои причины, по которым так немилосердо и строго поступает с ними. Глаголют убо: сия вся приидоша на ны, и проч.: то есть, все сии угнетения и скорби претерпели мы, однако не забыли Тебе, не отступили от Тебе и не почтили богов чуждых. Ибо Писание часто полагает забвение Бога вместе со идолослужением, как сказано во псалме: измениша славу Его в подобие тельца, и забыша Бога спасающаго их (Пс. 105:20). И в книге Втораго закона (Втор. 32:17, 18): пожроша бесовом, а не Богу; и Бога рождшаго тя оставил еси, и забыл еси Бога питающаго тя. И паки, в сем самом псалме, в стихе 21 (Втор. 32:21): аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки наша к Богу чуждему. Таким образом верные утверждают здесь, что они не почитали богов чуждых, и потому глаголют: не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете Твоем. То есть: не токмо не прилепилися к богам чужим, забыв Тебя истиннаго Бога, но и не сделали неправды против завета, утвержденнаго с тобою на горе Синайстей, дабы хранить его. И не отступи вспять сердце наше: то есть, ходя с тобою по завету Твоему и всем сердцем прилепляяся к Тебе, не отступили мы вспять, ниже оставили Тебя. Ты же уклонил еси стези наша от пути милосердия Твоего: Ты отъял еси от нас покровительствующую руку Твою, и мы зашли в пути непроходны.
Пс.43:20. яко смирил еси нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная.
Сими словами показывают верные, каким образом Бог уклонил стези их от пути Своего: понеже де смирил их на месте озлобления, и потому покрыла их сень смертная. Смирить кого-либо на месте озлобления, по выражению Священнаго писания, означает то же, что низвергнуть кого во глубину бедствий. Иероним с Еврейскаго текста слова сии перевел так: яко смирил еси нас на месте змиином, то есть, поселил еси нас между языками, лютостию змеям подобными. Слова хотя различныя, но разум имеют тот же. Речение: сени смертныя весьма часто употребляется в Священном Писании обоего завета, и по большей части полагается вместе с речением тьмы, как видеть можно у Иов. 3:5, и во Пс. 87:7, и во Пс. 106:10. Тако ж у Ис. 9:2; у Матфеа в Мф. 4:16, и у Лк. 1:79: и означает, не что иное, как великую тьму, каковая объемлет человека во время смерти, погашающия жизненный свет.
Пс.43:21. Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки нашя к богу чуждему,
Пс.43:22. не Бог ли взыщет сих? той бо весть тайная сердца.
Люди, глаголющие во псалме сем, свидетельствуются самим Богом, что они в самом деле никогда не забывали Господа, как и выше сказали: Аще бо, глаголют, забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки наша к богу чуждему: то не Бог ли взыщет сих? Аки бы сказали: поистине взыщет, и обрящет, тако ли есть, якоже глаголем. Той бо весть тайная сердца: Той, поистине, обрящет, что мы не забыли Его. Важное, поистине, и сильное засвидетельствование, когда так смело призывают самого Бога в свидетели невинности своея. Откуду извещаемся, что верные не защищали дела своего пред миром, но отзывалися к судилищу Божию в надежде защищения Его.
Пс.43:23. Зане тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения.
Пс.43:24. Востани, Вскую спиши, Господи? воскресни, и не отрини до конца.
Сим заключают верные молитву свою, преклоняя Бога на милость, и прося конца гонению своему. Понеже де, ради исповедания имени Его повседневно предаются смерти и ведутся на заклание яко овцы, убиваемыя без всякаго сопротивления или милосердия. Потом, паки обращая молитву к Богу, глаголют: востани, Вскую спиши Господи? Сном нарицают долготерпение Божие, а чрез востание разумеют движение, относящееся ко мщению. Аки бы сказали: чего ради долготерпиши? Чего ради молчиши, и аки спяй не зриши, коликая злая раби Твои терпят, и колико самое имя Твое страждет? Востани убо, и подаждь нам помощь, не отрини нас от покровительства Твоего, да и мы не отпадем от Тебе, и враги наши да не порадуются бедствиям нашим.
Пс.43:25. Вскую лице твое отвращаеши? забываеши нищету нашу и скорбь нашу?
Продолжают ту же молитву, употребляя две иныя преносныя речи. Ибо в предыдущем стихе взяли подобие от сна, а здесь берут оное от забвения и отвращения лица, из коих хотя ни то, ни другое Богу не приличествует; однако Писание, по-человечески выражая, глаголет, что Бог отвращает лице Свое тогда, когда не помогает и аки бы не зрит на бедность нашу, а забывает, когда, по-видимому, не печется о требующих помощи и скорбящих, так как бы забыл их.
Пс.43:26. Яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша.
Святые люди, ведая, что молитва смиренных зело приятна Богу, глаголют, что они так смиряются пред Ним, как больше смиряться невозможно. Ибо кто молится стоя, тот может унизить себя, преклонив колена; и паки, кто молится преклоня колена, тот может еще унизить себя, преклонив главу до земли: но кто молится весь распростершись на земле, тот не может уже больше унизить и смирить себя. Может еще человек смирить себя в персть сугубо, то есть, и сердцем и телом: сердцем, когда помышляет и признается, что он есть земля и пепел, как молился Авраам, глагола: ныне начах глаголати ко Господу моему, аз же есмь земля и пепел (Быт. 18:87). Телом же, когда молится так, как молился Господь наш Иисус Христос и как свидетельствуют о нем Евангелисты, глаголя: паде на лице Своем моляся (Мф. 26:39; Мк. 14:35). Не противоречит и Лука, когда глаголет: преклонь колена моляшеся (Лк. 22:41). Ибо первее преклонив колена, молитися начал, а потом паде на землю. Обоего рода смирение представляют здесь люди Божии, глаголющии: яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша. Другие относят слова сии не токмо к смиренной молитве, но и к великости гонения, посредством котораго люди Божии доведены были до крайняго и самаго величайшаго безчестия и презрения.
Пс.43:27. воскресни, Господи, помози нам, и избави нас имене ради твоего.
Верные присовокупляют здесь последнюю и самую сильнейшую причину, чего ради Бог должен преклониться к народу Своему на милость, а именно, да не ктому хулится имя Его, но паче да прославляется. Воскресни, глаголют, помози нам в скорби сей, избави нас имене ради Твоего, и якоже без цены продал еси нас, тако без цены и искупи, не ради заслуг наших, но ради прославления имене Твоего, ради милосердия и благости Твоея.
* * *
Сие разумеется о святых Новаго завета, которых гонители, не понимая таинства Причащения, подозревали, аки бы они, во время тайных собраний своих, под видом молитвы закалали младенцев, и имели между собою беззаконное совокупление. Такую клевету на Христиан распространил наипаче богоотступник Иулиан.