Псалом 40
Пс.40:1. В конец, псалом Давиду.
НАДПИСАНИЕ
В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу песнь Давидова.
СОДЕРЖАНИЕ
Давид, будучи в тяжких напастях, и видя себя в таком утеснении, как бы был осужден на вечную погибель, наипаче, когда так судили о нем многие неблагонамеренные люди, сложил сей псалом, в котором ограждает себя утешением надежды против искушения отчаяния. Между тем жалуется частию на лютость, а частию на вероломство врагов своих. И хотя признается, что он праведно наказывается за грехи свои, но и злобу врагов обвиняет, поскольку человека невиннаго и многия услуги им оказавшаго неправедно гнали и озлобляли. Наконец приносит благодарение Богу, Котораго милостию избавлен был.
Пс.40:2. Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь.
Многие толковники мнят, что здесь вообще похваляются должности человеколюбия, то есть, когда бедным людям оказывается помощь и призрение: но другие, глубже входя в намерение Пророка, толкуют, что он похваляет здесь человеколюбие тех, которые с благоразумною осторожностию разсуждают о людях несчастных, приемля за основание оное слово, разумеваяй. Но прежде надлежит разсмотреть, чего ради Пророк нарицает блаженными сих людей. Мы сказали, что Давид имел подвиг против мнения людей неблагонамеренных, которые смотря на бедствия его, почитали его погибшим, как то случилось и с праведным Иовом, котораго друзья видя в жестоком страдании, судили о нем яко о человеке всех беззаконнейшем. В самом деле, сей есть общий наш порок, что мы людей бедных и несчастных по большей части пересуждаем и признаем их достойными Божия наказания. Сия злая к предосуждению склонность во все времена в мире царствовала, и ныне царствует. Бог повсюду вопиет, что Он по многим причинам искушает верных Своих, иногда приобучая их к терпению, иногда укрощая порочныя склонности плоти, иногда высокоумие смиряя, иногда представляя другим в пример, иногда к созерцанию небесныя жизни возбуждая. Но мы, не внимая сему, необузданно стремимся к пороку осуждения. Мы по большей части вопием против бедных, и сущих под крестом осуждаем в преисподняя. Напротив того, видя людей богатых, которым счастие благоприятствует, сорадуемся, и с безумными судим о милости Бога по видимому благополучию. Пророк, дабы обуздать таковый предразсудок, нарицает блаженными тех, которые не так заражены безумными мыслями, но благоразумно разделяют между наказанием и казнию, и потому злобную оную строгость, врожденную плоти, духом мудрости растворяют. Сей есть существенный смысл оных слов: блажен муж разумеваяй на нища и убога. Следующими за сим словами, в день лют избавит его Господь, которыя или от лица бедных, или от лица своего произносит; вкратце похваляет нам добродетель человеколюбия, которую наблюдать должно в разсуждении бедных и несчастных людей. Сущность слов такая, что Бог хотя на время и является немилостив к ним, однако некогда явится милосерд, обратя последняя их в такую радость, о которой никто, судя по настоящим обстоятельствам, воображать не мог. Ибо чрез день лют разумеется здесь день последняго суда, который будет купно и днем праведнаго мздовоздаяния.
Пс.40:3. Господь да сохранит его и живит его, и да ублажит его на земли и да не предаст его в руки врагов его.
Пс.40:4. Господь да поможет ему на одре болезни его: все ложе его обратил еси в болезни его.
Продолжает ту же самую мысль, утверждая вышереченное учение, что Господь не оставит человека беднаго, но сохранит его, хотя жестокие и несправедливые люди почитают его за погибшаго. В том же разуме присовокупляет речь и о возвращении в жизнь, то есть о возстановлении прежняго благополучия на земле. Ибо сим означает Давид, что хотя и был он подобен мертвому, однако надежды живота не лишился чрез отчаяние. Может быть, покажется иным странно, что Пророк обещает себе блаженную жизнь в мире сем: ибо несчастны были бы мы, ежели бы не надеялися лучшаго в будущей жизни состояния. Но понеже многие, как сказали мы выше, почитали его за погибшаго: для того ясными словами изображает, что он в противность чаяния их по милости Божией жив будет. Господь, глаголет, сохранит и оживит мя, еще же и ублажит на земли, которыми словами не отъемлет у себя и у нас надежды лучшия жизни. Следующия слова, поможет ему на одре болезни, и все ложе его обратит в болезни его, некоторые относят к телесному недугу Давида, но неосновательно. Ибо сие не новое, что люди скорбящие духом ложатся на одр, и подобно больным обращаются в постеле; понеже душевная скорбь больше иногда мучит людей, нежели телесная болезнь. Посему вероятно, что Давид поражен был тогда тяжчайшим некоторым ударом, посланным на него от Бога. Во втором члене стиха есть некоторая темнота: почему иные слова оныя, все ложе обратил еси в болезни его, толкуют так, что Бог для облегчения раба Своего в болезни как бы Сам переправлял его постелю и подлагал подушки, как обыкновенно поступаем мы с больными, перестилая для них постелю, дабы спокойнее лежали. Другие основательнее и ближе к тексту толкуют так, как бы сказал о себе Давид, что он хотя находится ныне в страдании и скорби подобно больному, лежащему в постеле, понеже Господь держит его под крестом: однако вскоре всесильною рукою того же Бога будет возставлен, и прежния силы восприимет.
Пс.40:5. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших ти.
В сем стихе показывает Давид, что он будучи отягощен своими грехами, не искал суетных ласкательств, как большая часть людей поступают, желая облегчить душевные свои недуги. Ибо кто прямо Духом Божиим управляется, тот добровольно грехи свои признает, и с кротостию приемлет увещания собратий своих, паче же и предупреждает их самопроизвольным признанием. Сим образом Давид отличает себя от людей отверженных и отчаянных, понеже умиленно просит прощения во грехах своих, и прибегает к милосердию Бога. Он еще далее простирается, ибо желает по получении прощения примириться с Богом. Сей порядок превращают те, которые, желая уврачевать внешняя злая, небрегут о причинах их, подобно как если бы кто страдая огневицею, желал только жажду утолить. Но Давид, прежде нежели об исцелении души употребил слово, глаголет: Господи, помилуй мя, а потом вскоре присовокупляет и следующее: яко согреших Ти. Он признается, что Бог праведно на него гневается, и что не иначе будет милостив к нему, как по прощении грехов; просит убо прощения, понеже согрешил. Отсюду ожидает исцеления, которое предполагает аки последствие милосердия, понеже надеется, что по получении прощения избавлен будет от бедствия.
Пс.40:6. Врази мои реша мне злая: когда умрет, и погибнет имя его?
Пс.40:7. И вхождаше видети, всуе глаголаше сердце его: собра беззаконие себе, исхождаше вон и глаголаше вкупе.
Глагол, реша, означает здесь зложелание врагов, о которых упоминая, тщится преклонить Бога на милость, ведая, что Он тем скорее подает помощь бедным, чем злее и немилостивее враги поступают с ними. А таким образом и нас примером своим к надежде возбуждает, показывая, что чем неправеднее злость врагов наших, тем она больше ходатайствует нам милости у Бога. Коль же велика была ненависть врагов, гонивших Давида, свидетельствуют самыя слова зложелательныя: они не могли укротиться, как только погибелию, и притом самою безчестною. Ибо желали, чтоб вместе с ним и самая память его погибла. Когда умрет и погибнет имя его? Сие глаголет о тех врагах, которые явно гонили его. За сим присовокупляет другую жалобу на тех, которые с притворным видом аки друзья приходили к нему, но после и сии на него же яд свой изблевывали. Сей род врагов больше опасен потому, что злость свою скрывают, и внедриваются для того, чтоб вред причинить. На сих-то людей жалуяся, глаголет: аще кто прихождаше видети или посетити мя, глаголаше ложно, и изшед вон, глаголаше с другими вкупе то же: скрываше бо беззаконие в сердце.
Пс.40:8. На мя шептаху вси врази мои, на мя помышляху злая мне.
Пс.40:9. Слово законопреступное возложиша на мя: еда спяй не приложит воскреснути?
Здесь вообще глаголет о всех, то есть, как о тех, которые явно и нагло покушались погубить его, так и о тех, которые под видом дружества, хитростию и коварством то же устрояли; почему говорит, что все они имели тайныя сношения между собою о погибели его как свойственно людям злонамеренным, которые шепотом злоумышления свои друг другу сообщают. Сего ради присовокупляет глагол помышляху, которым беззаконные и злодейские их умыслы означает. Впрочем, из следующаго 9 стиха явствует, что они для того так сговорилися на его погибель, что почитали его за человека законопреступнаго, отверженнаго и достойнаго тысящи смертей. А сия гордая и обидная мысль родилась в них от злаго онаго мнения, о котором в начале псалма упомянул. Они посему думали, что Бог совершенно прогневался на Давида, и никогда не умилостивится, понеже так жестоко наказывает его. Ибо надежду лучшаго счастия отъемлют оными словами: не приложит востати. Велико, поистине, сие искушение, когда человек, имея чистую совесть и ни в чем не признавая себя виновным, такому от людей подвергается суду, что осуждается даже до ада. Но так угодно было Богу раба Своего испытать, дабы довольствуяся благою совестию, противостал неправедному суждению людей. А его примером и нас научить хотел, что праведнаго мздовоздаяния искать надлежит на небеси, а не на земле, где видим, что и добродетели и пороки часто неправедными измеряются весами.
Пс.40:10. Ибо человек мира моего, на негоже уповах, ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание.
Сие обстоятельство, вместо заключения, к бедствиям своим прилагает потому, что нашел в самом надежном и особенном некоем друге такое же вероломство, какое и в других. Аки бы сказал: не токмо посторонние люди, с которыми я ближайшаго знакомства не имел, ругаются мне: но и некто из друзей моих, да еще из самых искренних и ближайших, с которыми я стол и хлеб мой разделял, то же делает. Сие может быть, говорит Давид о сыне своем Авессаломе, или об Ахитофеле, яко ближайшем советнике. Ибо Евреи обыкновенно нарицают мужами мира единокровных или ближайших сродников своих; но есть хлеб с кем-либо, – сие было у них знаком самаго теснейшаго дружества. Возносить пяту, или делать запинание, говорится в переносном смысле, вместо – нападать на лежащаго человека и ругаться ему, бия пятами, что свойственно людям злым и низкаго духа. Христос место сие приводит у Иоанна (Ин. 13:18), прилагая оное ко Иуде. Ибо должно знать, что хотя Давид во псалме сем о себе глаголет, однако не яко простый человек, но яко Пророк, который представлял собою лице Христово.
Пс.40:11. Ты же, Господи, помилуй мя и возстави мя, и воздам им.
Паки, по причине лютости и безчеловечия врагов, прибегает к молитве, но здесь употребляет противоположение между Богом и людьми, аки бы сказал: когда нет в мире никакой помощи и снисхождения, но повсюду царствует зверская лютость, или внутренняя злоба, то поне Ты, Господи, милостию Твоею помоги мне, Ты помилуй мя и возстави мя. Здесь паки возстановления своего причину полагает, как и выше, в милосердии Божием. Сему примеру должны последовать все бедные люди, которых неправедно гонит мир, дабы не в одном токмо упражнялися оплакивании обид, но судьбу свою Богу препоручали, и чем более враг покушается колебать мысли их, развлекая оныя в разныя стороны, тем прилежнее обращали их к единому Богу. Но встречается затруднение в следующих словах, в которых упоминает Давид о мщении: и воздам им. Ибо ежели выше чистосердечно признался, что он праведно наказуется: то чего ради не дает другим прощения, котораго себе испрашивает? Сие было бы во зло употреблять милость Бога, Который возставляя нас, повелевает подражать милости Его. К сему присовокупи и то, что не имел бы Давид кротости и смирения, ежели бы находяся близ смерти, еще дышал мщением. Но здесь два обстоятельства должно брать в разсуждение: первое, что Давид не был простой человек, но царь, властию Бога уполномоченный; второе, что не по движению плоти, но по должности звания своего возвещает казнь врагам, которую они заслужили. Итак, ежели кто безразсудно отмщая врагам, ссылается на пример Давидов, тот, во-первых, должен знать различие лица; во-вторых, должен примечать, есть ли в нем такая ревность, паче же тот дух, которым управлялся Давид? Мы, понеже не вооружены мечем, ниже царскою властию, должны прибегать к небесному Судии, и с покойным духом от Него ожидать защищения.
Пс.40:12. В сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне.
Сими словами приносит благодарение Богу за свое избавление, провещавая и проповедуя, что сие благодеяние есть светлое знамение благоволения Божия к нему. Но здесь встречается вопрос: довольно ли твердо сие познание Божия о нас благоволения, когда только не попускает Он врагам нашим торжествовать над нами? ибо часто случается, что иной избавляется от врага, но Богу бывает неприятен. Притом благоволение Божие не из сих токмо опытов, но наипаче из слова Его познается. На сие ответствуем, что Давид, конечно, имел доверенность к Божию слову, но в подтверждение оныя принимал и другия пособия, которыя сам Бог подавал ему. К сему присовокупи и то, что Пророк означает здесь не общее токмо благоволение, которое являет Бог ко всем верным Своим, но и особливую к себе милость, по которой избран был в царя, аки бы сказал: из сего, что Ты, Господи, избавил меня от врагов, более и более утверждаюсь я в надежде благоволения Твоего о мне, по которому удостоил Ты меня быть первостепенным между царей земных. А сим образом милость Божию, еюже избавлен был от напасти врагов, ко всему царству относит.
Пс.40:13. Мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред тобою в век.
Пс.40:14. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века: буди, буди.
Сими словами показывает, что враги его недолго торжествовали, понеже де Бог смирил гордыню их, а его вознес и прославил; аки бы сказал: Ты, Господи, врагов моих низложил, мене же, за невинность мою, Тебе единому известную, приял и, исхитив из рук их, соделал безопасным и благонадежным навсегда. Впрочем Давид не хвалится здесь своею невинностию, но чрез сие некоторым образом дает нам знать, что он и в самом искушении, когда сатана чрез служителей своих покушался поколебать веру его, исполнен был Божия страха. А притом показывает и терпение свое, при помощи котораго посреде толиких смущений сохранил правоту и незлобие сердца. За сим в последнем стихе повторяет свое благодарение, которое выше начал, и нарицая благодетеля своего Богом Израилевым, свидетельствует, что он твердо памятует тот завет, который учинил Он с праотцами его: понеже из сего источника проистекло избавление. Сугубо повторяемое слово: буди, буди, Еврейски же, аминь, аминь – положено для означения сильнаго чувствования, дабы тем лучше возбудить благочестивых людей к хвалению Бога.