Псалом 39
Пс.39:1. В конец, псалом Давиду.
В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу песнь Давидова.
Давид, избавясь от великой некоторой напасти, а можетъ быть, и от многих, приносит благодарение Богу, и по сему случаю приходит в восторг, удивляяся Божию промыслу, простирающемуся ко всему человеческому роду. Потом делает обет посвятить всего себя Богу и кратко определяет, каким образом должно почитать Бога. За сим паки обращается к благодарению, и многими выражениями воспевает хвалы Его. Наконец, принесши жалобу на врагов своих, заключает псалом новою молитвою.
Пс.39:2. Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою:
Начало псалма показывает благодарственное признание, в котором упоминает Давид, что он избавлен был не от напасти токмо, но и от предстоящия смерти, что был исторжен как бы из некоторой опасной пропасти или из тинистаго болота, в котором весь погружался. Однако и здесь такую твердость веры показал, что не престал уповать на Бога, хотя долговременное страдание могло поколебать его терпение. Ибо не просто глаголет, что он терпел и ожидал, но повторением глагола потерпех означает, что он долго страдал и терпел. Следовательно, чем долее продолжалось искушение, тем яснее просияла вера его, когда при помощи ея твердым и спокойным духом перенес медленность помощи Божией.
Пс.39:3. и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя:
Пс.39:4. и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа.
Сими преносными словами показывает, что не далее отстоял от опасности смерти, как если бы брошен был в глубокий ров, наполненный мутною водою. К тому же относится и подобие брения тиннаго, которым означает, что он так крепко увяз в своих бедствиях, что не легко мог выдти из них. Потом присовокупляет нечаянную и чудную перемену, которая величие милости Божией весьма ясно показывает. Ибо глаголет, что Бог поставил на камени нозе его, которыя прежде с ним погружены были в водах, и что стопы его исправил, которыя прежде не токмо на скользком пути колебалися, но и в брении тинном увязали. Наконец заключает, что Бог вложил во уста его песнь новую, которыми словами означает конец или намерение избавления. Ибо каким бы образом ни помогал нам Бог, ничего за то взаимно не требует, кроме единыя благодарности. Итак, коликратно ущедряет нас Своими благодеяниями, столько же раз отверзает уста наши к прославлению имени Своего. Почему и Давид, будучи толь чудесно избавлен, праведно приписывает Богу, что Он подал ему материю к новой песни, полагая имя новыя вместо особеннейшия, избраннейшия и превосходнейшия, – так как и род избавления был не простой и необыкновенный, но вечныя памяти достойный.
Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Сими словами показывает, что действие помощи Божией, которое испытал он на себе, послужит общею наукою для многих. Ибо что единому кому-либо из верных сообщает Бог, то предлагает в вечное свидетельство благости Своея для всех вообще, дабы и другие, научаяся от примера иных, не сомневалися, что и им та же милость будет готова. Впрочем, хотя глаголы: убоятся и уповают, при первом виде покажутся между собою несогласующимися, однако Давид не без причины положил их вместе. Ибо никто не начнет уповать на милость Божию прежде, нежели будет исполнен благоговения к Богу: поскольку боязнь берется здесь вообще за чувствование благоговения, которое раждается в нас от понятия силы, правосудия и милости Его. Правда, можно сказать, что и правосудие Бога, которое употребил он противу врагов Давидовых, сильно было поразить всех боязнию и страхом, но здесь, по мнению нашему, Пророк больше разумеет то, что милость, которую получил он от Бога чрез избавление свое от напастей многих, как бы от сна возбудит, и заставит прилепиться к Богу, и со благоговением покоряться Его воле, понеже признают Его за праведнаго Судию мира. А кто таким образом покорился власти Бога, тот, конечно, упование свое соединит с благоговением и боязнию, наипаче, когда воззрит на свидетельство милости, которым сам Бог призывает к Себе всех вообще. Ибо мы уже сказали, что Бог для того милостивым и благотворительным представляется к другим, дабы мы не сомневались, что Он и к нам таков же будет. Впрочем оный глагол, узрят, который полагает здесь Пророк, не столько к телесным относится очам, сколько к внутреннему чувствию души. Ибо хотя и все видели то, что случилось с Давидом, однако не многим приходило на мысль, что избавление его от напастей и самыя смерти было дело Бога. Понеже убо в разсматривании дел Божиих многие слепотствуют, для того в числе зрящих полагает одних токмо тех, которым сообщается дух разума и которые не занимаются наружностию происшествий, но сокровенную руку Божию оком веры зрят.
Пс.39:5. Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная.
В сих словах содержится как бы некое увещание, призывающее людей к упованию на Бога. Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, то есть, тот истинно благополучен, кто все упование свое полагает во Господе, Который един есть всемогущ и милостив, потому может и хощет от всякия напасти избавить уповающих на Него. Имя Господне означает здесь или призывание имени Божия, или силу и власть Божию, или просто Самого Бога. За сим, для лучшаго изъяснения реченных слов, присовокупляет: и не призре в суеты и неистовления ложная, то есть: блажен тот человек, который не ищет помощи человеческия, а наипаче не ожидает оныя от вещей суетных и ложных, которыя спасти не могут, как то делают люди суетные и глупые. Некоторые толковники имя суеты относят к суетным идолам языческим, а неистовления ложная – к прорицалищам или пророчествам лживых богов языческих. Но по общему мнению святых отцев под именем сует разумеются все суетныя надежды, полагаемыя как на людей, так и на другия твари, а под именем неистовлений ложных разумеются ложныя помощи, которыя неистовлениями нарицаются потому, что избираются от людей неистовых и безумных, каковы, между прочими, суть ложныя предсказания звездоблюстителей, гадания хиромантиков, ворожбы или чародейства, вызывания мертвых, суеверныя приметы птичьих полетов, которым многие верят и на них надеются, яко неистовые и весьма глупые.
Пс.39:6. Многа сотворил еси ты, Господи Боже мой, чудеса твоя, и помышлением твоим несть кто уподобится тебе: возвестих и глаголах: умножишася паче числа.
Толковники хотя в словах стиха сего несколько не согласуются, однако все согласны в том, что Пророк с восторгом удивляется здесь промыслу Бога, которым Он управляет человеческий род. И во-первых, восклицает: многа сотворил еси Ты, Господи Боже мой, чудеса Твоя, и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе, – означая, что Бог непостижимою премудростию Своею так управляет все твари, что дела Его превосходят все понятие человеческое, и нет никого, кто бы мог не токмо сравниться с ним, но ниже подражать делам Его. За сим присовокупляет: возвестих и глаголах: умножишася паче числа. То есть, желал бы я описать и исчислить дела Твои, но они столь многочисленны, что превосходят всякое исчисление, и потому невозможно всех их возвестить и показать. Так, поистине: ибо хотя бы мы воззрели на одни токмо дела Божии естественныя, или сущия в природе, то и здесь они так умножилися и возрасли, как по великости, так и по множеству, что ни возвестить, ни исчислить их невозможно. Ибо во всех и каждой вещи, даже и самомалейшей, как например, в едином деревце, в едином червячке, в едином цветочке, столько есть чудес, что и самые великие вообще за чувствование благоговения, которое раждается в нас от понятия силы, правосудия и милости Его. Правда, можно сказать, что и правосудие Бога, которое употребил он противу врагов Давидовых, сильно было поразить всех боязнию и страхом, но здесь, по мнению нашему, Пророк больше разумеет то, что милость, которую получил он от Бога чрез избавление свое от напастей многих, как бы от сна возбудит и заставит прилепиться к Богу, и со благоговением покоряться Его воле, понеже признают Его за праведнаго Судию мира. А кто таким образом покорился власти Бога, тот, конечно, упование свое соединит с благоговением и боязнию, наипаче, когда воззрит на свидетельство милости, которым сам Бог призывает к Себе всех вообще. Ибо мы уже сказали, что Бог для того милостивым и благотворительным представляется к другим, дабы мы не сомневались, что Он и к нам таков же будет. Впрочем оный глагол, узрят, который полагает здесь Пророк, не столько к телесным относится очам, сколько к внутреннему чувствию души. Ибо хотя и все видели то, что случилось с Давидом, однако не многим приходило на мысль, что избавление его от напастей и самыя смерти было дело Бога. Понеже убо в разсматривании дел Божиих многие слепотствуют, для того в числе зрящих полагает одних токмо тех, которым сообщается дух разума и которые не занимаются наружностию происшествий, но сокровенную руку Божию оком веры зрят.
Пс.39:7. Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси.
Пророк в засвидетельствование благодарности своея приносит здесь Богу не токмо жертву хвалы, или, как Апостол глаголет, плод устен исповедания, но и всего себя посвящает; аки бы сказал, что он совершенно предается Богу, понеже избавлен будучи чудесною силою Его, сугубо одолжен Ему жизнию. Между тем, говоря об истинном богослужении, показывает, что оно не во внешних состоит обрядах, но паче есть духовное. Сущность слов такая, что он предстает пред лице Бога не с одними токмо законными прообразованиями, но приносит чистое расположение сердца, дабы таким образом отличить себя от лицемеров, которые устами токмо приближаются Богу, сердце же их далече отстоит от Него. В сем месте заметить должно следующия три обстоятельства: первое, под именем жертвы и приношения не разумеется здесь обряд священнодействия, бывшаго при жертвоприношении, но самая жертва или закалаемая, как например, агнец, телец, овен и проч., или дар в жертву приносимый, как например, хлеб, плоды, или что-нибудь другое. Второе, слова сии: жертвы и приношения не восхотел еси, не противоречат оным заповедям Господним, которыя читаются в книге Левитской о приношении жертв. Ибо хотя и благоволил древле Бог о жертвах и приношениях различнаго рода, но благоволил установить их для прообразования жертвы, принесенныя Спасителем на кресте, а не для того, аки бы оныя жертвы имели силу грехи очищать: ибо не возможно крови агнчей и козлей отпущати грехи (Евр. 10:4). Третие, хотя Греческий и наш Славянский перевод не сходствует в сем месте с Еврейским текстом, в котором вместо: тело же совершил ми еси, читается: уши же приложил ми еси; но в смысле нет никакого противоречия, кроме что первое выражение есть простое, а последнее фигуратное. Ибо который Бог уши человеку приложил, тот, без сомнения, и все тело совершил: да и Пророк не одну какую-нибудь часть тела, но все тело желал посвятить на служение Богу, якоже и апостол Павел напоминает верным глаголя: молю вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше (Рим. 12:1). Впрочем же, судя по связи слов, весьма прилично здесь полагаются оныя слова: уши же приложил ми еси. Ибо как люди по растленной природе бывают глухи, понеже имеют уши загражденны тупостию, донележе Бог не отверзет их: то сими словами означается способность к слышанию спасительнаго учения, которую влагает в человека благодать Духа Святаго.
Пс.39:8. Тогда рех: се, прииду: в главизне книжне писано есть о мне:
Пс.39:9. еже сотворити волю твою, Боже мой, восхотех, и закон твой посреде чрева моего.
Сим словом тогда означает Давид, что он не был хорошим учеником прежде нежели Бог приложил ему уши; но когда таинственным вдохновением Духа Святаго научен был, – тогда, глаголет, сделался готовым ко всякому послушанию. Ибо заметить должно слова сии: се, иду, и оныя: восхотех сотворити волю Твою, которыми означается и скорое усердие к повиновению, и свободное расположение продолжать оное постоянно, аки бы сказал: охотно предпочитаю должность Богослужения всем другим попечениям и желаниям, и не токмо добровольно повинуюся, но и твердым предложением духа лобызаю закон благочестиваго жительства. То же самое и в третьем члене подтверждая, паки глаголет: закон Твой посреде чрева моего, то есть: углублен во внутренности моего сердца. Отсюду следует, что сколько бы дела человеческия ни блистательны были, но ежели не будут произрастать от живаго корени сердца, то не иное что суть, как одна мечта, призрак и личина; и что тщетно к хранению закона располагаются ноги, руки и уши, ежели повиновение не будет начинаться от сердца. Следующия слова: в главизне книжне, или как в Еврейском тексте изображено, в свитке книжном писано есть о Мне, – требуют разсуждения, в каком смысле Пророк особенно присвояет себе то, что всем есть общее без различия. Ибо как закон вообще всем людям предписывает правило святаго жития, то, кажется, слова сии не приличествуют одному человеку, или немногим. На сие ответствуем, что хотя буквальное учение закона вообще относится ко всем, но понеже само по себе мертво есть, или, как Апостол говорит, воздух биющее: для того Бог верных рабов Своих иным образом учит, то есть, чрез внутреннее Духа Святаго просвещение; и поскольку сие внутреннее учение есть такое сокровище, которое им единым свойственно есть, для того в таинственном свитке Божием о них токмо писано есть, яко о таких, которые творят волю Божию. Ибо хотя глас Божий гремит по всей вселенней, дабы непослушливые были неизвинительны, но проникает в сердца одних токмо благочестивых, для спасения которых он ниспосылается. Якоже убо военачальник имена воинов своих вносит в книги, дабы было их известное число, или якоже учитель отличных учеников своих замечает в списке, тако Бог сынов Своих в книзе животней написанных имеет.
Пс.39:10. Благовестих правду в Церкви велицей, се, устнам моим не возбраню: Господи, ты разумел еси.
Пс.39:11. Правду твою не скрых в сердцы моем, истину твою и спасение твое рех, не скрых милость твою и истину твою от сонма многа.
Здесь паки Пророк приносит благодарение Богу, дабы и впредь мог наслаждаться благодеяниями Его. Притом утверждает, что он не наедине токмо воздавал хвалу и благодарение Богу, но и при всенародном собрании во храме проповедывал милость Его, как словами, так и мирными жертвами. Ибо церковь великая, о которой глаголет здесь, не к простому или на торжищах бывающему относится собранию, но к святилищу, в котором верные, по получении какого-либо знаменитаго благодеяния, имели обычай приносить Богу так называемыя мирныя жертвы. Сего ради в следующем стихе паки глаголет, что он не скрыл правды, то есть милости Божией, в сердце своем, но явно проповедывал оную для созидания других. В чем свидетельствуется самим Богом, не токмо для того, дабы отличить себя от лицемеров, которые отверстыми устами провозглашают хвалы Божии без всякаго внутренняго чувствования, но и вернее засвидетельствовать, что он от чистаго и нелицемернаго сердца упражнялся в прославлении имени Божия. Ибо хотя многие проповедуют имя Божие, но сие творят, когда видят или предстоящую надежду корысти, или когда нет опасности потерять что-нибудь: но исчезшей надежде, или предстоящу страху, скрывают в сердце своем проповедь истины. От сего порока весьма далек был Давид, и нас примером своим научил, дабы то же творили. Здесь заметить должно, во-первых, собрание имен, одно и то же значащих. Чего бо ради соединяет правду Божию с истиною, ежели не для того, дабы множайшими похвалами превознесть благодеяние Божие? Во-вторых, различие, какое находится между именами милости, правды, истины и спасения, которыя ежели кому угодно будет поставить в порядок, то в первом месте станет милость, которая преклоняет Бога к тому, что Он удостоивает милостивым оком взирать на нас. Правда означает здесь то же, что верность, чрез которую праведно воздает Бог комуждо по делам его. Но дабы кто не усомнился, что она не всегда равномерным шествует путем: для того присовокупляется истина, откуду научаемся, что Бог всегда пребывает подобен Себе, то есть, не утруждается, помогая нам, и имеет руку исполнену наград. Спасение есть действие или следствие правды, по которому Бог милость Свою, туне даемую, продолжает к рабам Своим, непрестанно подавая им помощь Свою, донележе совершенно спасет.
Пс.39:12. Ты же, Господи, не удали щедрот твоих от Мене: милость твоя и истина твоя выну да заступите мя.
Отсюду яснее видим, что Давид глаголет о благодарности своей с тем намерением, дабы всегда удержать при себе милость Божию, как выше сказали мы, и уста свои отверзает на пение похвал Божиих для того, дабы привлечь к себе вящшия щедроты, которым неблагодарное молчание затворяет дверь. Почему заметить должно здесь оныя вышереченныя слова: се, устнам моим не возбраню. Ибо Давид для того не заключал молчанием уста свои, дабы взаимно и Бог не заключил милостей Своих. Откуду научаемся, что благость Божия всегда для нас готова, паче же на подобие неисчерпаемаго источника изливаться будет, ежели неблагодарность наша не прервет ея течения. Щедроты, о которых упоминает здесь Пророк, не различествуют от имени благости, однако не без причины слово сие положил, но, во-первых, для того, что не мог довольных слов найти к превознесению милости Божией, во-вторых, потому, что хотел открыть весь источник благости и милосердия. Наконец, препоручает хранение спасения своего заступлению или благости того же Бога, показывая, что начало онаго должно производить от той же милости Божией, туне сообщаемой, дабы и нас соделать участниками щедрот Его. Но понеже не прежде удостоверяемся мы о милости Божией, как когда получаем оную, для того прилично присовокупляется истина или верность, которую хранит Бог во исполнение обещаний Своих. Милость и истина Твоя выну да сохраняют мя.
Пс.39:13. Яко одержаша мя злая, имже несть числа: постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети: умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя.
Дает причину, чего ради сказал: не удали щедрот Твоих от Мене: понеже де со всех сторон окружен такими бедствиями, которыя превышают силы его. Между тем не жалуется, что или неправедно страждет, или выше меры грехов своих наказуется, но паче с смиренным чистосердечием признается, что справедливая мзда воздается за грехи его. Итак нарицая казни, которыя претерпевал, следствиями или плодами грехов своих, прикровенно дает знать о исповедании своем; откуду заключить следует, с коликою кротостию и благоговением покорялся он праведным судьбам Божиим. Ибо будучи угнетен великостию и множеством бедствий, беззакония свои с противной стороны пространно описывает, дабы не обвинить Бога в чрезмерной строгости. (Мы видя тако страждущаго Давида, и сами под бременем бедствий стеная, да научимся смиренно молить праведнаго Судию, да помилует и отвратит от нас праведный гнев Свой). Следующими словами, сердце мое остави мя, показывает, что он не был каменный или железный; ибо признается, что не токмо изнемог, но и как бы без души лежал под бременем бедствий своих. Впрочем изнеможение или слабость сердца разумей о чувствовании плоти: ибо постоянство в молитве несомнительное и твердое есть доказательство, что вера никогда в Давиде совершенно не ослабевала, но глаголя по человеку, сердце мое остави мя, признает изнеможение телесных сил, и крайнее безпокойство мыслей.
Пс.39:14. Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми, вонми.
Пс.39:15. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою, изъяти ю: да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая.
Пс.39:16. Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже.
Глагол, благоволи, означает, что избавление зависит от воли Божией: следовательно, желает избавиться от бед милостию Божиею, туне даемою. О глаголе, ускори или вонми, сказано в другом месте. Здесь только то сказать должно, хотя Бог и медлит иногда помощию Своею, искушая терпение наше, однако по милости Своей дозволяет употреблять сей образ молитвы, обещавая предупредить желание наше. Потом призывая врагов на суд Божий по обычаю своему, и судя по жестокости и по неправедной ненависти их, просит, дабы Бог услышал молитву его. Впрочем с каким расположением клятвенныя слова употребляет против них, о том уже не однократно говорено было выше; здесь только напомянуть прилично, дабы никто гневу своему не давал свободы, ссылаяся на пример Давида. Ибо всегда предосудительно будет злопомнение тех, которые вместо ревности по Духу последуют стремлению плоти.
Пс.39:17. Да возрадуются и возвеселятся о тебе вси ищущии тебе, Господи, и да рекут выну, да возвеличится Господь, любящии спасение твое.
Понеже Бог желает, дабы милосердие Его признавали все вообще, а не един токмо человек: для того коликократно единаго из рабов Своих спасает, толикократно творит благодеяние Свое общим, дабы верные, видя в лице единаго человека, были удостоверены, что каков он к одному, таков и ко всем; ибо Бог всегда Себе подобен. Сей довод часто употребляет Пророк и на других местах, не с тем однако же, чтоб имел нужду убеждать Бога таковыми резонами, но поскольку они полезны для подкрепления нас. Пророк убо показывает, что он лично ничего такого для себя не просит, что бы не относилося ко всей церкви. Он молится, дабы Бог всех верных Своих обрадовал, подав им общую материю к благодарению, дабы таким образом будучи удостоверены о помощи Его, охотнее к Нему прибегали. Примечания достойны здесь и оныя слова: да рекут выну любящии спасение Твое. Мы отсюду заключаем, что вера наша тогда заслуживает одобрение, когда не отинуду, как токмо от Бога, спасения надеемся или желаем. Ибо те, которые мечтают спасение свое сыскать в мире, не берегут или еще и презирают спасение, приносимое Богом. Такую же силу имеют и оныя слова: да возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе Господи; ибо кто хощет весь зависеть от Бога, и желает благодатию Его спасен быть, тот должен, отринув все суетныя надежды, обратить свои чувства к принятию силы Его. Здесь паки заметить должно два противоположныя изречения: Пророк недавно сказал, что нечестивые искали жизни его; а здесь противное глаголет о верных, нарицая их ищущими Бога. Оных насмешки описывал выше, глаголющих: благоже, благоже; а сих иначе вводит вещающих: выну да возвеличится Господь.
Пс.39:18. Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне: помощник мой и защититель мой еси ты, Боже мой, не закосни.
В сем заключении присовокупляет молитву к благодарению, которую, без сомнения, будучи в напастях сложил. Начальныя слова стиха можно так протолковать: аще и нищ и убог есмь аз, но Бог промышляет о мне, или когда находился я в нищете и бедности, тогда Господь помогал нуждам моим, дабы сим обстоятельством милость Божию увеличить. Ибо когда Бог скоро благостию Своею предваряет нас, то есть, не ожидая, пока обременят нас противныя обстоятельства, тогда милость Его не так светла является. Почему сравнение сие не мало проявляет славу Божию, открывшуюся во избавлении Давида, когда человеку несчастному, от всех оставленному и лишенному надежды, руку помощи подать благоволил. Молитвы же существенная сила есть такая: Господи, Ты еси помощник и избавитель мой, убо не закосниши избавити мя. Понеже бо с сомнящимся и колеблющимся духом приступать к Богу не прилично: для того приемлет надежду от опыта по своему обыкновению и удостоверяет себя в помощи Божией, еюже доселе сохраняем был.