Источник

Псалом 106

Пс.106:1. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его.

Пс.106:2. Да рекут избавленнии Господем, ихже избави из руки врага,

Пс.106:3. и от стран собра их, от восток и запад, и севера и моря:

Пс.106:4. заблудиша в пустыни безводней, пути града обительнаго не обретоша:

Пс.106:5. алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе.

НАДПИСАНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом содержит в себе примеры Божия провидения, проявляемаго как в благополучных, так и в неблагополучных обстоятельствах человеческия жизни.

ТОЛКОВАНИЕ

Здесь, во-первых, побуждает Пророк к благодарности тех, кои по милости Бога или от долговременнаго и труднаго странствования, или от рабства и плена целоздравственны в дом возвратились. Пророк нарицает их избавленными Господем, потому что скитаяся по пустыням и по непроходным местам, часто заблуждали, и не вышли бы на прямый путь, ежели бы Бог, простерши руку, не наставил их. Впрочем не простых означает здесь путников, но таких, кои или насилием врагов, или другим несчастным случаем в отдаленныя страны будучи увлечены, испытали всякаго рода бедствия, а наипаче тех, кои пленены были неприятелями или морскими разбойниками. Итак, напоминает, что не по случаю некоему бедствовали, ниже просто во отечество возвратилися, но что Бог промыслом Своим пути их управлял. Аки бы сказал: избавленнии Господем, и возвратившиися из плена в дом, да изыдут на среду, да воспоют Божия хвалы, и да поведят, какую испытали во избавлении своем милость. Сие учение не к одним токмо относится Иудеям, коим часто случалось предпринимать трудныя и опасныя путешествия, но и вообще ко всему человеческому роду, а наипаче к тем, кои заблудив от пути, часто находятся в опасности потеряния жизни по причине глада и жажды. Таковые, ежели Господь не поможет им, недалеко отстоят от смерти, так как и те, кои, ходя в лесу, и не зная путей, часто растерзаны бывают от львов и волков.

Пс.106:6. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я:

Пс.106:7. и настави я на путь прав, внити во град обительный.

Пс.106:8. Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим:

Пс.106:9. яко насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни благ:

Глаголы прошедшаго времени означают безпрерывное действие, как говорят грамматики, и содержат разум такой, что люди заблуждающие по пустыням, не находя гостинницы, часто изнемогают от глада и жажды, и лишась надежды, взывают к Богу, Котораго рукою наставляются на путь и обретают спокойное пристанище. Сего ради, да исповедят Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим. Ибо справедливость требует, дабы толикия благодеяния, толь милосердо оказываемыя, не были скрываемы в молчании, но проповедуемы пред всеми с благодарностию, яко самыя очевидныя чудеса. А когда избавленные молчат, то неблагодарным молчанием своим не иначе подавляют Божия чудеса, как если бы кто с намерением попирал ногами солнечный свет.

Пс.106:10. седящыя во тьме и сени смертней, окованныя нищетою и железом,

Пророк упоминает здесь о другом роде бедствия, в котором ясно являет Бог людям силу Свою и милость. Мир нарицает явления сии игрою счастия, а промыслу Божию едва ли один из тысящи оставляет место. Но Пророк другой мудрости взыскует от нас: дабы во всех противных случаях помышляли мы о чудных Божиих судьбах, а в самом окончании оных – о благости. Ибо не по случаю попадается некто в руки врагов или разбойников, ниже по случаю спасается. Но надлежит памятовать оное начало, что бедствия и скорби суть наказания Божии: и потому искать должно пособия не инде где, как в милости Его. Ежели кто, будучи от морских разбойников пленен, не вдруг закалается, но каждую минуту ожидает смерти без всякия надежды жизни, а потом сверх всякаго чаяния избавляется, то избавление его не есть ли явное доказательство Божией милости, которая тем яснее сияет, чем меньшее число людей спасается? Сего ради Пророк всех тех в неблагодарности осуждает, кои, толь чудно будучи избавлены от смерти, вскоре потом оказанное им благодеяние забвению предают.

Пс.106:11. яко преогорчиша словеса Божия, и совет вышняго раздражиша.

Пс.106:12. И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помагаяй.

Пс.106:13. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я:

Пс.106:14. и изведе я из тьмы и сени смертныя, и узы их растерза.

Пс.106:15. Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим:

Пс.106:16. яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи.

Сими словами исправляет ложное оное мнение, аки бы противныя обстоятельства бывают по случаю. Ибо ежели помыслим о судьбах Божиих, то не дадим места случаю или счастию. А донележе люди не будут удостоверены, что бедствия насылаются от Бога, то никогда и в мысль не приимут просить от Него спасения. Впрочем, слова оныя: яко преогорчиша словеса Божия, и совет Вышняго презреша, не к тому относятся, аки бы оные люди, о которых говорит здесь Пророк, были явные грешники, осужденные на суде человеческом, но люди слабые, малодушные и нетерпеливые в напастях. Почему не просто говорит, что они согрешили, но что преогорчили словеса Божия, то есть, были невнимательны к Божиим повелениям. Отсюду научаемся, что единственное утешение в бедственных обстоятельствах в том состоит, чтоб следовать тому, что Бог повелевает. Следовательно те, у которых исторгает вопль к Богу крайняя нужда, а не произвольное расположение сердца, зело безумны суть, ежели не будут признавать, что избавление их зависит от Бога. Врата медная и вереи железныя, полагает ради увеличения благодеяния, аки бы сказал, что Бог силен есть разрешить и самыя крепчайшия узы рабства.

Пс.106:17. Восприят я от пути беззакония их: беззаконий бо ради своих смиришася.

Пс.106:18. Всякаго брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных.

Пс.106:19. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я:

врагам за то, что не повинуются Богу: так здесь показывает, что всякаго рода болезни насылаются от Бога за грехи. Но когда восчувствует грешник Божие наказание, тогда удобно признает милость Его. Безумными же нарицает тех, кои безразсудно последуя похотям своим, впадают в погибель. Откуду следует, что люди безумные, свергая с себя иго Божие, порабощаются диаволу и греху. Главною же причиною безумия Пророк полагает отпадение; потом присовокупляет беззакония. Ибо когда кто единожды отпал от Бога, тот по нужде во все стороны влечется, так что из одного греха часто впадает в другой. И потому не о простых недугах беседует здесь Пророк, но о таких, которые почитаются смертельными, или отчаянными, дабы отсюду лучше просияла милость избавления. Ибо кто от легкой болезни свободился, тот не так чувствительно признает Божию руку, которая тогда приметною себя делает, когда полумертвым людям возвращает полную бодрость. Сего ради глаголет: и от нужд их, яко от многих смертей, спасе я. К сему надлежат и оныя обстоятельства, о которых Пророк упоминая, глаголет: приближишася до врат смертных, и, всякаго брашна возгнушася душа их. О взывании же сказано выше, где протолковали мы, что люди, приведенные до крайних бедствий, взывая к Богу, исповедуют, что ежели бы Господь чудным образом не помог им, то они совершенно погибли бы.

Пс.106:20. посла слово свое, и исцели я, и избави я от растлений их.

Пс.106:21. Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим:

Здесь паки показывает Пророк, что он говорит не о простых, но о смертельных и таких недугах, которые отъемлют жизнь у людей. Впрочем, помощь Божию противополагает всем человеческим пособиям, аки бы сказал, что люди единою силою Бога оживотворяются: понеже невозможно найти такого врача на земли, который бы мог хотя мало сравниться с Богом. Заметить должно и самый способ врачевания: ибо Бог единым словом или повелением не токмо все болезни врачует, но и самую смерть далече прогоняет. Сию Божию милость Пророк распространяет не токмо на верных, но и на отверженных и неблагодарных. Чего ради? Да исповедят Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим. Якоже убо недуги не по случаю нападают на людей, ниже от естественных токмо причин происходят, но, яко служители Божии, исполняют повеление Его: тако не по случаю и исцеляются, но Тот, Который поражает людей, Тот, глаголю, без всякаго труда и врачует их. Ибо довлеет Ему повелеть токмо, – и вся бывают по воле Его.

Пс.106:22. и да пожрут ему жертву хвалы и да возвестят дела его в радости.

Сии слова присовокупил Пророк для объяснения, дабы лучше изобразить, что Бог лишается Своего права, когда люди по сей части не признают промысла Его. Самая природа сказывает, что Бога должно чтить: то же чувствуют и язычники, даже и без учителя. И мы ведаем, что священный обряд жертвоприношения всегда был в употреблении у всех народов: и нет сомнения, что Бог сим началом, яко некиим знамением благочестия, хотел удержать человеческий род в повиновении. К сему-то началу отсылает Пророк людей безчувственных и нерадивых, напоминая, что наилучшая жертва Богу есть та, когда они признают Его благодеяния, хотя, впрочем, неоспоримо и то, что Пророк приспособляется здесь к обрядовым законам. Ибо как в тогдашния времена во всем мире богопочтение состояло в одних жертвоприношениях: для того Пророк повинными делает тех, которые, будучи избавлены от некотораго бедствия или болезни, в молчании оставляют Божия хвалы, и не возвещают чудесных дел Его в радости.

Пс.106:23. Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих,

Пс.106:24. тии видеша дела Господня и чудеса его во глубине.

Пс.106:25. Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его:

Пс.106:26. восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых таяше:

Пс.106:27. смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть.

Пс.106:28. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я:

Здесь аки в зерцале показывает Пророк, коликое попечение имеет Бог о человеческом роде, когда мореплавателей приводит в пристанище, изводя их на свет не иначе как из гробов. Когда говорит, что люди приобыкшие к мореплаванию, видят во глубине Божия чудеса, сие не должно понимать вообще о многоразличном множестве чудес, коими наполнено море.

Ибо хотя и справедливо то, что мореходцы суть достоверные свидетели Божиих дел, поскольку на море больше делается чудес, нежели на земле; но мы сие относим к следующей связи стихов, где, как видно, Пророк сам себя изъясняет, повествуя, каким образом Бог производит и укрощает бури. Сущность слов состоит в том, что мореходцы от единых бурь сильно доказывать могут Божию силу, и что волнение моря столько приносит смертей, сколько востает в нем волн. Но Пророк еще живее изображает нам Божий промысл: ибо дабы познали мы, что море не по случаю волнуется, сего ради с намерением употребляет глагол – рече, означая, что ветры, возмущающие море, не сами собою, но по Божию повелению дуют. И хотя справедливо то, что мореходцы часто по естественным причинам предузнают будущия непогоды, но внезапныя перемены оных от сокровенных токмо Божиих повелений происходят. Итак, не исторически токмо повествует о бурях и ветрах, но представляя лице учителя, от самой главной причины начинает. Потом великость опасности изображает и как бы на картине образ смерти живо написует, дабы в радостнейшем окончании лучше представить Божию милость. Восходят, рече, до небес, и нисходят до бездн, – аки бы сказал, что мореходцы то вверх вместе с волнами поднимаются, то вниз с ними же опускаются и погружаются, имея душу исчезающую от страха смерти. К сему присовокупляет другие страхи, колеблющие мысли, или паче отемлющие дух. Смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть.

Сими словами означает, что хотя кормчие, управляющие кораблями, знают свою науку, но от страха смерти теряют весь разсудок и не могут пользоваться даже и теми пособиями, которыя в руках имеют. Ибо хотя и ветрила поднимают, и якорь на дно моря бросают, и весла во все стороны обращают, но ни в чем успеха не имея, отдаются на произвол ветров. Итак истощив все искусство и не видя никакой помощи от мира, приходят во отчаяние и подъемлют вопль, подобно пияным.

Пс.106:29. и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его.

Пс.106:30. И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего.

Пс.106:31. Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим:

Пс.106:32. да вознесут его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят его.

Мирской человек, пишущий историю, сказал бы, что ветры и бури сами собою утихли, но Пророк в перемене сей проповедует нам Божий промысл, означая, что сильное оное стремление моря и ужасный порыв ветров, коими кажется испровергается вся громада мира, не человеческими, но Божиими силами приводится в порядок. Итак, когда море ужасным образом волнуется и кипит, так, что каждая капля воды во взаимном представляется сражении, потом вдруг наступает молчание и тишина: то откуду сие? Не от того ли, что Бог ужасное оное сражение волн укрощает так, что оне делаются неподвижны, аки бы были покрыты льдом? В следующем 30 стихе веселие противополагает страху, дабы неблагодарность людей яснее открылась, ежели они не будут памятовать толь преславнаго избавления.

Ниже бо учителя требуют, когда и от самаго бедствия, и от последовавшей тишины довольно познали, что жизнь их сохранена милостию и благоволением Бога. За сим научает, что благодеяние сие есть такого рода, которое люди должны признавать не токмо наедине и внутри стен домашних, но и проповедывать на стогнах и посреди народных собраний. Старцев же с намерением полагает, означая, что чем большею кто одарен мудростию, тот способнейшим будет слышателем и свидетелем похвал сих.

Пс.106:33. Положил есть реки в пустыню и исходища водная в жажду,

Пс.106:34. землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней.

Ибо нередко случается, что и самыя плодоносныя земли превращаются в безплодныя, а безплодныя и сухия приемлют новое свойство. Откуду же бывает, что одна страна делается безплодна, а другая приобретает необыкновенную тучность? Не от того ли, что Бог, гневаяся на обитателей одной страны, отъемлет у них благословение Свое, а другую благословляет для препитания алчущих? Что многия части Азии и Греции, славившияся некогда плодородием, ныне лежат пусты, сие можно бы приписать малому числу людей; но когда самый опыт доказывает, что тучность некоторых земель изсыхает, а другия плодоносными делаются, то отсюду не ясно ли усматривается Божий промысл, толико превозносимый Пророком? Впрочем не довольно знать, что Божий промысл господствует в сих переменах, но должно присовокуплять и сие второе, что также не опустил Пророк, то есть, что земля превращается в сланость ради злобы живущих на ней, когда бывают недостойны, чтоб Бог милостиво питал их. Реки и исходища водная положил вместо полей или мест, водою напаяемых, коим благовременная влага плодотворный сок подает. Слово: сланость – есть преносное; ибо нет ничего безплоднее соли, по оному изречению Христову: аще соль обуяет, чим осолится (Мк. 9:50)? Для того древние когда хотели опустошить некое место, то обыкновенно посыпали оное солью. Пророк, приспособляяся к сему древнему обыкновению, прилично сказал: положил есть землю плодоносную в сланость.

Пс.106:35. Положил есть пустыню во езера водная и землю безводную во исходища водная.

Пс.106:36. И насели тамо алчущыя, и составиша грады обительны:

Пс.106:37. и насеяша села, и насадиша винограды, и сотвориша плод житен.

Пс.106:38. И благослови я, и умножишася зело: и скоты их не умали.

Сия перемена, противополагаемая предыдущей, еще лучше изображает чудную Божию силу. Ибо ежели бы поля потеряли нечто от прежняго плодоносия своего, то мирские люди сказали бы, как и древле обыкновенно говорили, что земля, от частых плодоношений, истощив силы свои, ныне подобно жене, отродившей детей, покоится. Но откуду местам сухим и безводным новая тучность? Не от того ли, что Бог являет здесь светлое благости Своея свидетельство? Сего ради не без причины Пророк глаголет: положил есть пустыню во езера водная, то есть, сделал так, что и в самых необитаемых местах, где не было прежде ни одной бедной хижины, возникают самые многолюднейшие грады. Таковую перемену не меньше приятно видеть в природе земли, коль и в течении солнца и звезд. Следующия за сим слова: насели тамо алчущия – имеют двоякий разум: ибо или прямо алчущия люди находят там, чем могут утолить долговременный голод свой; или что Бог от щедрот Своих подает пищу всем бедным и странствующим людям, коих недостаток понуждает иногда искать себе новаго убежища, что наипаче случается с теми алчущими, коим или мир отказывает в нужной пище, или и самое отечество долженствовавшее быть матерью, изгоняет в пустыню, куда они охотно идут и там спокойнее наслаждаются Божиим благословением.

Пс.106:39. И умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни:

Пс.106:40. излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути.

Пс.106:41. И поможе убогу от нищеты и положи яко овцы отечествия.

Пророк как выше описал нам некоторыя перемены, случающияся на земле, так здесь описывает такия же перемены, случающияся в людях. Ибо или от болезней, или от печалей, или от врагов, или от междоусобных браней, или от смертоносныя язвы, или от иных бедственных приключений лишаются жизни, и тако число их умаляется. Откуда же сие происходит, ежели не от того, что Бог отъемлет у них милость Свою, которая прежде была для них источником всякаго благополучия? А как таковые случаи более приметны бывают в великих лицах, нежели в низких и простых людях: сего ради Пророк выводит на позорище самых князей, коих величие не может сокрыть от нас, что бы ни случилось с ними достопамятнаго. Итак, когда Бог низлагает их с высокаго степени достоинств, тем сильнее возбуждает мысли людей к удивлению судьбам Его. Почему заметить должно оныя слова: излияся уничижение на князи их. Ибо в другом месте противное глаголет, сообщая им величайшее почтение от смертных. Кому неизвестно оное изречение Даниилово, которое провещал он царю Навуходоносору: во всяком месте, идеже живут сынове человечи, и зверие польстии, и птицы небесныя, и рыбы морския дал есть в руку твою, и поставил тя властелина всем (Дан. 2:38)?

Отсюду явствует, колико есть величие царей. Но когда Бог изливает уничижение на них яко воду, то сия казнь поистине тяжкая есть, как для самых царей, так и для их народов; и надобно предшествовать великим беззакониям, когда Бог тако наказует их. К сему надлежат и оныя слова: облазни я по непроходней, а не по пути. Здесь дает причину, чего ради Бог толико унижает князей и владык земных, показывая, что они ходят по путям развращенным, а не по прямым, то есть, беззаконно живут, и злым своим примером соблазняют народ, или еще неправедные законы постановляют, благоприятствуя злым, а добрых озлобляя. По сих от противнаго научает Пророк, что Бог помогает убогому в нищете, и полагает яко овцы отечествия, то есть, умножает домы убогих, и тех, которые у всех в презрении были, вдруг благословляет богатством, честьми и достоинствами.

Пс.106:42. Узрят правии и возвеселятся, и всякое беззаконие заградит уста своя.

Наконец заключает Пророк, что праведные люди не презирают толиких знамений Божия промысла, но взирая на них оком веры, о таковом позорище веселятся и радуются; а нечестивые, постыждаяся, заграждают уста свои. Ибо хотя и признают Бога за Правителя мира, но слепотствуют при самом видении дел Его, и потому не что иное приобретают от зрения, как токмо то, что делаются более неизвинительными. Сие выражение: всякое беззаконие заградит уста своя – имеет больше силы, нежели когда бы сказал Пророк: всякое беззаконие умолкнет. Ибо нечестивые никогда не престают роптать, да еще дерзко и хулы изблевывают на Бога.

Почему весьма прилично сказал: всякое беззаконие заградит уста своя. Ибо чем неистовее и смелее ругаются, тем яснее изобличается нечестие их. Впрочем, заключение сие показывает, что Бог хотя на всех совокупно изливает благость Свою, но из безчисленнаго множества людей немногие признают щедроты Его. Отсюда следует, что Пророк не без причины в начале псалма сего призывал всех к прославлению благости Божией, дабы тем яснее показать неблагодарность многих.

Пс.106:43. Кто премудр и сохранит сия? и уразумеют милости Господни.

Сими словами означает, что люди тогда наконец прямо мудрствуют, когда прилагают тщание к разсматриванию дел Божиих и когда отверстыми очами взирают на приносимый им свет. Впрочем, употребляя вопросительныя слова, прикровенно укоряет оное ложное мнение, которое во всем почти мире усилилось так, что и самый дерзкий презритель Бога мнит о себе, аки бы он наилучшим образом мудрствует о всем; но Пророк говорит, что все те обрящутся безумными, кои по сей части не имеют здраваго разума, и светлых очей. Он обвиняет здесь в безумии не токмо скверных эпикуров, коих безумие было грубее всех, но и самых великих и тончайших оных философов, каковы в древности были Платон и Аристотель. Глаголом: сохранит – научает, что не довольно единожды вникнуть в Божия дела, но потребно всякому упражняться в них чрез всю свою жизнь, дабы размышление о них проникло глубже в сердца и в мысли. Перемена числа единственнаго на множественное – кто премудр, и уразумеют – имеет здесь свою красоту. Ибо, во-первых, прикровенно жалуется на малое число людей, хранящих Божия судьбы, аки бы сказал: обрящется ли кто хотя един из тысящи истинный зритель Божиих дел? Потом показывает, что дела Божия так обращаются пред очами всех, что никто не препятствует зреть их, кроме человеческия злобы.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle