Псалом 105
Пс.105:1. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его.
НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Из сего надписания явствует, что здесь приносится хвала Богу, однако не за одни токмо благодеяния, как в предидущем псалме, но и за милосердие, оказанное к неблагодарным Израильтянам, кои толико будучи облагодетельствованы, часто противилися Богу, но наконец чрез покаяние примирившися паки приняты в милость.
Пророк, обращая слово к лицу всего народа, призывает всех к хвалению Бога, как потому, яко благ есть, и предваряет людей милостию и щедротами, так и потому, что благость Его безконечна, а наипаче к грешникам на покаяние обращающимся: ибо препобеждает все грехи наши, которые по милости всеблагаго Бога исчезают, а милость Его пребывает во веки.
Пс.105:2. Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы его?
Призвав всех вообще к хвалению Бога, сомневается, что едва ли кто обрящется такой, который бы доволен был к проповеданию похвал Божиих. Однако не с тем намерением сие глаголет, чтоб отвлечь нас от проповедания оных, но сим образом еще более поощряет нас к тому. Впрочем, хотя говорит вообще о всех Божиих делах, похвалы достойных, но наипаче упоминает о Божией силе потому, что все чудныя дела Божии к единой силе относятся. Ибо о премудрости сказано: досязает от конца, даже до конца, и управляет вся благо (Прем. 8:1), но чем? Крепостию и силою. Равным образом и дела милосердия относятся к силе: ибо Бог потому един совершенно милосерд, понеже един может все бедности наши отнять, а может потому, что един собственно всесилен: следовательно, тот возмогл бы исповедати вся хвалы Господни, кто возмогл бы возглаголати вся силы Его. Но к сим кто доволен?
Пс.105:3. Блажени хранящии суд и творящии правду во всякое время.
Здесь говорит, что одни токмо праведные могут изглаголать хвалы Господни, как потому, что они не токмо языком, но и делами и жизнию хвалят Господа, как сказано в Пс. 32:1: правым подобает похвала, так и потому, что они токмо одни блаженны суть: ибо живут в Бозе, хранят суд и творят правду во всякое время. Отсюду заключить следует, что неугодны Богу те хвалы, которыя во устах токмо слышатся, но к тому потребно, чтоб и сердца были согласны, паче же и вся жизнь соответствовала согласием.
Пс.105:4. Помяни нас, Господи, во благоволении людий твоих, посети нас спасением твоим,
Пс.105:5. видети во благости избранныя твоя, возвеселитися в веселии языка твоего, хвалитися с достоянием твоим.
Глагол воспоминания – к обстоятельству времени: ибо при конце увидим, что псалом сей сложен во время бедственнаго состояния народа, так что и самые верные сомневалися, не совсем ли их забвению предал Бог. Сего ради от лица всея церкви общую слагает молитву, дабы ободрить сердца верных благою надеждою, и просит, дабы Господь не предал конечному забвению людей Своих за грехи их, но продолжил благоволение Свое к ним. К сему надлежит и вторый член стиха: посети нас спасением Твоим. Ибо, по выражению Писания, посещает Бог тех, коих, по-видимому, на время оставил; спасение же есть благоволения доказательство. Ту же мысль продолжает и в следующем стихе: ибо желает со всеми верными причастником быть тех милостей, коими всегда наслаждалися избранные Божии. Видение бо за наслаждение берется, как например: видеть царство Божие (Ин. 3:3): видеть живот, и дни благи (1Пет. 3:10). То же самое подтверждает и следующими словами: возвеселитися в веселии языка Твоего, хвалитися с достоянием Твоим; ибо желает иметь участие во оном неизглаголанном веселии, которое раждается от наслаждения Богом и которое свойственно одним токмо избранным, кои, наслаждаяся единым Богом, живут спокойно и блаженно под покровительством Его.
Пс.105:6. Согрешихом со отцы нашими, беззаконновахом, неправдовахом:
Отсюду до самаго конца псалма из древних повестей доказывает Пророк, что предки его всегда были злонравны, непокоривы, неблагодарны и вероломны пред Богом; да и потомков ничем не лучшими признает, в числе коих и себя полагает, дабы сим признанием испросить у Бога прощение. Тяжесть грехов тремя глаголами увеличивает, дабы не слегка тронуть сердца людей, но глубже во внутренность проникнуть и печалию аки стрелою уязвить: ибо известно, что люди, преданные порокам, щадят себя, и даже тогда, когда Господь призывает их на суд, хладнокровно исповедуют грехи свои. Итак не пустых собрание слов употребляет Пророк, когда говорит: согрешихом со отцы нашими, беззаконновахом, неправдовахом, но сими словами изображает, что и потомки были участниками во грехах предков своих: ибо подражали примеру их, и тако исполнили меру беззаконий. Подобное сему выражение употребил и Даниил (Дан. 9:5), оплакивая грехи народа и свои собственные, дабы показать, что и он подлежал общей повинности с народом, и хотя тяжким грехам подвержен не был, но в общих немощах признавался. Впрочем, Пророк приводит здесь отцов не для того, чтоб под предлогом грехов их уменьшить вину свою (как то делают многие, не любящие обличений, противополагая вместо щита отговорку сию, что они от отцов так научены, и что худое воспитание причиною тому), но паче чистосердечно исповедует, что он и соплеменные ему достойны тяжчайшия казни, понеже от самой юности, или паче от самого младенчества не преставали грешить, и тем привлекать на себя Божий гнев. Таким образом и себя, и отцов, и детей одной и той же повинности подвергает.
Пс.105:7. отцы наши во Египте не разумеша чудес твоих, ни помянуша множества милости твоея: и преогорчиша восходяще в Чермное море.
Здесь повествует, каким образом народ, вскоре по изведении из Египта, стал быть неблагодарен Богу, и коль упорно поступал пред Ним даже и во все последующее время: ибо не одного времени историю повествует, но слово свое простирает далее, показывая, что народ никогда злонравия своего не оставлял, колико Бог благостию Своею ни исправлял его. Откуду явствует, коль необуздан и жесток был нрав онаго народа. И, во-первых, обвиняет неразумие его, которое было причиною неблагодарности: однако под предлогом неразумия не извиняет греха их, как часто делают люди, но показывает гнусную и постыдную безчувственность народа, который слеп был при толь явных и ясных делах, которыя были такия, что и от самых слепых могли быть видимы. Откуду же толь грубое невежество, ежели не оттуду, что диавол так их ослепил, что они презрели Божия чудеса, которыя могли бы подвигнуть и самые камни. Следующими за сим словами: не помянуша множества милости Твоея – яснее изображает, что невежество их было неизвинительно и что ожесточение паче, нежели неразумие ослепило очи их, ибо оно было причиною неразумия и забвения всего того, что было достойно вечныя памяти. К сему присовокупляет другое обстоятельство, которое увеличивает грех их. Оно было тем страннее, что ни самое воззрение на море не могло поколебать сердец их. Отсюду произошло, что едва только вышли из Египта, и не успели войти в море, как и возстали против своего избавителя, стали роптать на Бога, так как бы Он предал их на заклание врагам.
Пс.105:8. И спасе их имене своего ради, сказати силу свою:
Пс.105:9. и запрети Чермному морю, и изсяче: и настави я в бездне яко в пустыни.
Пс.105:10. И спасе я из руки ненавидящих и избави я из руки врагов.
Пс.105:11. Покры вода стужающыя им: ни един от них избысть.
Сими словами показывает, что Израильтяне, как всякому из предыдущаго изречения легко заключить можно, не потому спасение получили, что того достойны были; но что Бог славу Свою сохранить хотел, дабы не предать святаго имени Своего в поругание языкам. Итак презрев безумие народа, продолжал начатое дело. Здесь заметить должно противоположность между именем Божиим и между заслугами или достоинством людей: ибо ежели бы Бог не взирал на Себя самого, то не нашел бы в нас ничего такого, что бы могло преклонить Его ко спасению нашему. Потом описывает образ, или способ спасения, в котором еще яснее сияет безпримерная благость Божия, которая в пользу толь развращеннаго народа пременила весь чин природы. Далее, говоря о запрещении моря, проведует Божию силу, дабы показать, что она единым мановением своим изсушила море, повелев водам обратиться вспять, чтоб был открыт свободный путь между стенами их. И дабы более возвысить чудо, употребляет подобие, которое, вероятно, из Исаии взято, где сказано: проведе их сквозе бездну, якоже коня сквозе пустыню (Ис. 63:13). А дабы кто не сказал, что пустыня, может быть, наполнена была болотами, и глубокими ямами, а не морями, сего ради подтверждает чудо, глаголя: покры вода стужающия им, ни един от них избысть. Ибо где вода дает свободный путь одним, а других поглощает так, что из безчисленнаго множества ни един не спасается, там очевидное совершается чудо; да и самое имя бездны не малое количество воды означает, но неизмеримую глубину, каковая свойственна морю, а не болоту.
Пс.105:12. И вероваша словеси его и воспеша хвалу его.
Пс.105:13. Ускориша, забыша дела его, не стерпеша совета его:
Сие не в похвалу Израильтянам приписывается, что поверили Божию слову, и воспели хвалу Его: но отсюду усугубляется грех их, что будучи убеждены толикими и толь ясными доказательствами, вскоре паки открыли нрав свой, и как бы ничего не видя, произвели мятеж против Бога. Таковое нечестие поистине было неизвинительно: ибо как можно было в одну минуту забыть толь преславныя чудеса, которыя сами принуждены были признать? Пророк убо, увеличивая грех неверия их, глаголет, что вера и хвала величием дел Божиих как бы насильно была исторжена из них: ибо вскоре по сих паки обратилися к неверию своему. Ускориша, рече, забыша дела Его, не стерпеша совета Его.
Пс.105:14. и похотеша желанию в пустыни и искусиша Бога в безводней.
Здесь историческим образом продолжает описывать тот порок, о котором выше по обычаю учителя вкратце упомянул. Итак, ежели бы кто спросил, каким образом Израильтяне не потерпели совета Божия? на сие ответствуем, что нетерпеливо восхотели удовлетворить необузданным желаниям своим. Бог с намерением попустил им на время претерпеть недостаток в хлебе и воде, искушая веру их, но они не разумея намерения Божия, не могли ни на малое время потерпеть глада и жажды, но пожелали мяса в пустыне, где не было ни хлеба ни воды, и таким образом искусили Бога. А искушать Бога не что иное есть, как не покоряться воли Его и желать больше, нежели сколько Он хощет дать.
Пс.105:15. И даде им прошение их, посла сытость в душы их.
Сими словами означает, что Бог столько был терпелив и снисходителен, что удовлетворил желанию безумных Израильтян и дал им по прошению их хлеб, мясо и воду в таком изобилии, что насытил алчныя души их столько, сколько им хотелось. Здесь вторая часть стиха в еврейском тексте противным образом читается так: и посла несытость в души их, – чем означается, что хотя Бог и послушался невоздержнаго народа, однако так, что те, которые возгнушалися манною, не нашли в мясах желаемаго вкуса без сомнения потому, что Бог сим образом хотел наказать безразсудную прихоть их.
Пс.105:16. И прогневаша Моисеа в стану, Аарона святаго Господня.
Здесь вкратце упоминает Пророк о другом преступлении, но о таком, в котором предлагает и для себя и для других пространную материю к размышлению: ибо, ежели Израильский народ многоразличными видами грехов привлек на себя Божий гнев, то и мы должны того же бояться. Впрочем, когда говорит, что Израильтяне позавидовали Моисею и Аарону, то сим означает, что они диавольскою своею гордостию против Самого Бога востали, дабы свергнуть с себя иго, от Него возложенное на них. Ибо как Моисей и Аарон не сами себе власть присвоили, но от Бога оную восприяли, якоже и сам Моисей глаголал: то противиться или не терпеть власти их не что иное было, как сопротивляться власти Самого Бога. Итак в глаголе: позавидеша – скрывается не малая сила. Он показывает, что Израильтяне не смотря на то, что Бог хранил их под кровом крил Своих, были недовольны жребием своим, и потому яко скоты начали пятами бить господина своего. Откуду таковая дерзость, ежели не оттуду, что не терпя промыслителя Бога, восхотели выше облаков подняться? Нарицает Аарона святителем Божиим, дабы мы ведали, что как он, так и Моисей Богом призваны были на святое служение оное: ибо в лице одного приписывается обоим имя святаго. Дафан убо и Авирон, испровергая избрание сие, не с людьми, но с Богом брань имели, за что и достойную казнь прияли.
Пс.105:17. Отверзеся земля и пожре Дафана и покры на сонмищи Авирона:
Пс.105:18. и разжжеся огнь в сонме их, пламень попали грешники.
Из тяжести казни можно было познать тяжесть самаго преступления. Но Пророк намеревается здесь изобличить жестокосердие Израильтян, которые не токмо сими казнями не исправилися, но еще гораздо неистовее сделалися, как увидим ниже, хотя бы надлежало, кажется, и самым камням восчувствовать толь ужасное мщение Божие: ибо Дафана и Авирона живых земля поглотила, а сообщников их огнь, снизшедший с небеси, посреде сонма попалив, в пепел обратил, как повествуется в книге Числ в главе 16. Но понеже Израильтяне, изумленные неистовством своим, даже и тогда не престали противоборствовать Богу, то отсюду явствует, что недуг их был неисцелен, а притом и зело гнусен, когда и сим толь сильным средством не мог уврачеван быть.
Пс.105:19. И сотвориша тельца в Хориве и поклонишася истуканному:
Пс.105:20. и измениша славу его в подобие тельца ядущаго траву.
Здесь упоминает о самом гнуснейшем из всех пороке, показывая, что Израильтяне, отвергши истинное Богослужение, поклонилися тельцу. Правда, что сим образом хотели они почтить Бога, но Пророк изобличает их в противном, говоря, что они поклонилися истуканному, а Бога представили в подобии тельца ядущаго траву. Отсюду заключает, что они отняли у Бога все то, что Ему свойственно есть, и что тем всю славу Его осквернили. Да и в самом деле так: ибо хотя идолопоклонники и предлагают во извет ревность свою к Богопочтению, но как скоро изображают себе видимаго Бога, отвергши невидимаго, тем самым делают беззаконно идола. Сие беззаконие сильнее порицает, когда говорит: измениша славу Его в подобие тельца, – ибо как истинный Бог составлял всю славу их, то не крайняго ли безумия знак, подставлять на место Его не токмо тельца, но еще и бездушный образ его, так как бы было некоторое сходство между Богом, сотворшим все роды животных, и между грубым скотом, ядущим траву?
Здесь заметить должно и то, что Пророк, укоряя Израильтян в идолопоклонстве, с намерением упоминает о горе Хориве; ибо не за долго пред сим, явяся там, в самом начале Божественнаго закона, сказал: не сотвори себе кумира, да не поклонишися им, ниже послужиши им (Исх. 20:4–5). Сим обстоятельством еще более увеличивает преступление Израильтян, потому что сотворили себе кумира на самом том месте, где точно запрещено было им сего не делать.
Пс.105:21. И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте,
Пс.105:22. чудеса в земли Хамове, страшная в мори Чермнем.
Здесь в другой раз повторяет, что народ не по неведению согрешил, но по неблагодарности, ибо Бог довольно и предовольно открыл им силу Свою. А как Он и в творении неба и земли очевидно является, то и у самых слепых отъемлется извинение. Но грех Израильтян еще неизвинителен и потому, что они, оставя Бога, обратилися к нечестию в такое время, когда Бог обращался с ними яко отец и благодетель, ибо, желая спасти их, явил невероятныя чудеса и знамения в земле Хамове и в море Чермнем. Ежели бы оказал Он малое некое знамение силы Своея, то и тогда надлежало бы им удержаться в страхе и повиновении; но когда проявил Он силы чрезвычайныя, страшныя и необыкновенныя, а народ презрев оныя прилепился к идолопоклонству, то сие безумие было недостойно прощения.
Пс.105:23. И рече потребити их, аще не бы Моисей избранный его стал в сокрушении пред ним, возвратити ярость его, да не погубит их.
Сими словами показывает Пророк, что Израильтяне одними только молитвами раба Божия Моисея избавлены были от погибели, к которой уже весьма близки были; но и по сих вскоре открылась непримиримая злоба их, когда возвратилися яко свинии на блевотину свою. А дабы живее изобразить тяжесть Божия гнева, говорит, что Господь сделал определение погубить преступников сих, но после отменил оное, не потому аки бы был Он подвержен человеческим страстям, или бы в иное время гневался, а в иное умилостивляяся, переменял намерение Свое, но потому, чтоб мы, чувствуя гнев Его, обращалися на покаяние, приемлет на Себя лице человека, подобно царю, который жалея преступника, первее призывает его пред судилище свое, а потом уже прощает, дабы тем лучше показать благодеяние свое. Тако и Бог, удержав сокровенное намерение Свое внутрь Себя, произнес приговор, дабы показать, что народ достоин осужден быть на вечную смерть. Оныя слова: аще не бы Моисей стал в сокрушении пред Ним – в Еврейском тексте читаются так: аще не бы Моисей стал во оном разрыве пред Ним. Здесь Пророк приспособляет слово свое к тому разрыву, который сделал Израильский народ, расторгнув священный союз завета Божия.
Пс.105:24. И уничижиша землю желанную, не яша веры словеси его:
Пс.105:25. и поропташа в селениих своих, не услышаша гласа Господня.
Сие было знаком необузданныя злобы Иудеев, которые, будучи уже осуждены на погибель, не очувствовалися, но как скоро увидели себя свободными от толь очевидныя опасности, паки произвели мятеж против Бога. Какая же была причина мятежа? Пренебрежение земли святыя, которая была им прежде толико вожделенна. Страна Ханаанская нарицается землею вожделенною как здесь, так и на других многих местах, потому что изобиловала медом и млеком и назначена была с тем, чтоб Израильтяне могли в ней жить, аки в Божием недре и, отличаяся от языческих народов, чтить Бога, аки отца и благодетеля: паче же – потому, что была для них залогом небеснаго наследия. Уничижать убо сие священное жилище было не что иное, как оказывать самую гнусную неблагодарность. К сему присовокупляет Пророк и причину уничижения, глаголя: не послушаша гласа Господня, – ибо ежели бы обетование Божие приняли с надлежащею верою, то попремногу возлюбили бы землю, и преодолев все препятствия вошли бы в оную. Но поскольку и веру уничижили, то ни токмо приносимую им землю презрели, но и мятеж в станах произвели, вооружася против Бога.
Пс.105:26. И воздвиже руку свою на ня, низложити я в пустыни,
Пс.105:27. и низложити семя их во языцех, и расточити я в страны.
Здесь описывает другое мщение Божие, коего и одно воспоминание, часто возобновляемое, долженствовало приводить сердца в трепет. Но когда и сие не возимело успеха, то из сего видно, что неистовство народа онаго было неисцельно. Сего ради праведно вознес на него вооруженную мечем правосудия руку, дабы избить всех роптавших тогда в пустыни, а сынов их расточить и разсеять между языками, дабы исчезло и самое имя избраннаго народа. Первое вскоре самым делом исполнил: ибо всех мятежников смерти предал в пустыне, как повествует Священная история в книге Чис. 14. А последнее хотя в действо и не произвел тогда, ради молитв Моисеовых, но после, будучи раздражен большими грехами, совершенно исполнил частию во время пленения Вавилонскаго, а частию во время разорения Иерусалима от Тита и Веспасиана, как видим из повестей светских.
Пс.105:28. И причастишася веельфегору и снедоша жертвы мертвых:
Здесь описывает Пророк другаго рода нечестие, повествуя, что Израильтяне после ужасной оной казни учинили новое вероломство, отступя от истиннаго Богослужения и нарушив священный союз таинственнаго супружества с Богом. Известно, что Господь обручил Себе церковь в невесту: почему, когда она прилепляется к идолам, то не иначе нарушает верность, как и жена, оставившая мужа и прилепляющаяся к прелюбодею. Сие сделали Израильтяне, поклоняся мерзкому Мадианитскому идолу Веельфегору, так нарицаемому от имени горы Фегора (Чис. 31:16). Сию гнусность более увеличивая, присовокупляет: и снедоша жертвы мертвых. Разумеет жертвы, принесенныя бездушным идолам, коими прежде обыкновенно питалися, яко такими, которыя соединяли их с Богом живым, или паче, с самым источником жизни. Сие у них называлося священным пиршеством или святою трапезою, которая была аки некиим присовокуплением к богослужению. Таким образом Пророк сугубым стыдом покрывает Израильтян, поскольку оставя живаго Бога, не токмо преклонили колена пред мертвым кумиром, Веельфегора, но и заклали жертвы, и возимели участие в пиршествах, в честь ему уставленных.
Пс.105:29. и раздражиша его в начинаниих своих, и умножися в них падение.
Пс.105:30. И ста Финеес и умилостиви, и преста сечь:
Пс.105:31. и вменися ему в правду, в род и род до века.
Здесь паки повествует, что Израильтяне поражены были новою казнию, дабы показать, колико Бог тщился исправить Свой народ, однако всегда без успеха. Но как выше сказал, что Бог умилостивлен был молитвами Моисея, так и здесь глаголет, что казнь отвращена была тщанием Финееса, сына Елеазарова и внука Аарона первосвященника, который, возбужден быв ревностию по Бозе, пронзил мечем одного из сынов Израилевых в самом действии сквернаго смешения его с женою Мадианитскою, и тем отвратил праведный гнев Божий, возгоревшийся на весь Израильский народ, как повествуется в книге Числ, в главе 25. Бог, испытуяй сердца и добре ведый благое намерение Финеесово, вменил ему дело сие не в беззаконное убийство, но в праведное наказание и в похвалу, которая пронеслася в род и род, и даже до века, то есть, по то самое время, доколе существовала Иудейская церковь. Израильтяне чувствовали сие, однако не преставали грешить, и потому более были неизвинительны.
Пс.105:32. И прогневаша его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради:
Здесь паки новое преступление описывает Пророк, повествуя, каким образом Израильтяне поступили с Богом при водах пререкания: ибо хотя распря произошла у них с Моисеем, но грех учинен против Бога, и притом немаловажный, поскольку Пророк, увеличивая его, говорит, что и сам Моисей наказан был за них. Отсюду заключить следует, коль тяжек был грех, когда Бог не пощадил даже и самаго избраннейшаго раба Своего; и хотя преступление его было невольное, ежели прямо разсудим о причине онаго, однако и за то не удостоился он войти в обетованную землю. А когда так, то кольми паче нестерпимо было нечестие народа, который завел прю с Богом и своею нетерпеливостию вовлек и Моисея в участие греха своего.
Пс.105:33. яко преогорчиша дух его и разнствова устнама своима.
Сими словами ясно изображает Пророк, что Моисей не безвинен был; и хотя вина его начало возимела от мятежа народнаго, но он долженствовал стоять тверже. Следующия слова: и разнствова устнама своима – ясно доказывают нетвердость духа его, и даже роптание на Бога, хотя впрочем был он нрава кроткаго и послушливаго. Они относятся к тому времени, когда в смущении духа сказал он народу: еда из камене сего изведем вам воду (Чис. 20:10)? Ибо так огорчен был, что не мог спокойно слушать Божия повеления.
Пс.105:34. Не потребиша языки, яже рече Господь им.
Пророк повествует здесь о новом преступлении Израильтян, укоряя их за то, что не истребили нечестивых народов и не послушали Бога, повелевшаго им очистить Ханаанскую землю. Грехи Аммореев и других иноплеменных народов так умножились, что Бог не всуе хотел истребить их, а наипаче для того, чтоб сообщество их не заразило святаго народа. Но Израильтяне, отрекшись исполнить препорученное им дело, ясно доказали, что они добровольно хотят оскверниться грехами их. Отсюду видим, что Бог не без причины предостерегал их, когда глаголал: аще не погубите живущих на земли от лица вашего, будут аки остны во очесех ваших, и стрелы в ребрах ваших. И будет якоже умыслих сотворити онем, то сотворю вам (Чис. 33:55–56): ибо хотя Израильтяне под видом милости не всех истребили иноплеменников, однако неизвинительны остались потому, что презрели повеление Божие и землю оставили неочищену от скверн.
Пс.105:35. И смесишася во языцех и навыкоша делом их:
Пс.105:36. и поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн.
Здесь описывает плод безразсудной милости оной, показывая, что Израильтяне сами осквернились грехами тех народов, коих безвременно пощадили. Ежели бы жили они одни на земли, то удобнее сохранили бы чистое богослужение, но когда смешалися во языцех, то не дивно, что отпали от истиннаго богослужения. Ибо люди от природы бывают склонны к подражанию худым примерам. Сего ради присовокупляет: и навыкоша делом их, – дабы показать, что нет ничего вреднее сообщества с нечестивыми; ибо как все мы к порокам склонны, то нельзя, чтоб обращаясь с порочными, не заразились их склонностями. Таким образом, Пророк изображает, что Иудеи сделались учениками языческих народов, предавшись нечестию их, и притом еще самыми порабощенными, как видно из сего места и из всея книги Судей. Наконец присовокупляет, что сие послужило им в соблазн, дабы показать, что презревши Божие учение, увязли в своем заблуждении.
Пс.105:37. И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом,
Пророк приводит здесь один пример нечестия, в котором ясно открывается страшная слепота Израильтян, не ужаснувшихся заклать сынов и дщерей своих демонам. Сие ненавистное имя полагает с намерением, дабы гнусный грех народа сделать ненавистнейшим. Истинный Бог наш хотя единожды повелел Аврааму принесть на жертву сына своего, но довершить повеления Своего не благоволил, будучи доволен благорасположением сердца к повиновению. Но боги ложные, каковы суть демоны, лютейшие враги человеческаго рода, позавидовав Богу в толиком раба Его Авраама повиновении, и не удовлетворяяся склонностию воли, пожелали, чтоб родители самым делом пожертвовали им сынами и дщерями. И толикая была слепота человеков, что они не познали мучительства демонов, ниже того, колико различествовало благое и легкое иго Зиждителя от тяжких и жестоких уз разорителя.
Пс.105:38. и пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным Ханаанским: и убиена бысть земля их кровьми
Пророк сильнее изображает здесь нечестие Израильтян, показывая что они, закалая детей своих, осквернили священную землю невинною кровию их. Итак, не без причины полагает обстоятельство сие, но тем увеличивает преступление народа: понеже к мерзкому пороку идолослужения присовокупили зверскую лютость. Не без причины также укоряет и за то, что осквернили такую землю, из которой повелел Бог изгнать прежних жителей ея с тем, чтоб Израильтяне могли иметь там место для служения истинному Богу. Таким образом, сугубо согрешили Израильтяне: ибо не одним токмо идолослужением осквернили землю, но и лютым закланием сынов и дщерей обезчестили Бога.
Пс.105:39. и осквернися в делех их: и соблудиша в начинаниих своих.
Сими словами вкратце заключает, что Иудеи по всему осквернены, предавшись обычаям язычников и их кумирам, в которых не было ничего, кроме мерзостей. Ибо делами человеческими нарицает ложныя чтилища, вымышленныя людьми без Божия повеления, так как под именем начинаний разумеет все то, что люди, от себя самих изобретши, примешивают к истинному и чистому Богослужению. Израильтяне, послужив идолам языческих народов, заслужили то, что Давид святый наименовал их блудниками, мерзкими пред очами Бога, дабы показать, что духовная чистота состоит в служении единому истинному Богу.
Пс.105:40. И разгневася яростию Господь на люди своя и омерзи достояние свое:
Пс.105:41. и предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их.
Пс.105:42. И стужиша им врази их: и смиришася под руками их.
Тяжесть казни доказывает, что грех Израильскаго народа был не маловажный, не токмо потому, что чистое Богослужение осквернил идолослужением, но и потому, что не обратился к истинному покаянию, и тем ясно доказал неисцельную злость свою. Подлинно ужасна была казнь сия, что народ, который почитался избранным достоянием Божиим, предан был насилию таких народов, кои не что иное были, как невольники диавола. Ему надлежало возгнушаться беззакониями своими по крайней мере в то время, когда был он подвержен крайнему оному бедствию, о котором упоминается здесь; но он о том и не мыслил. Сего ради Пророк, увеличивая сей грех, глаголет, что Господь прогневался на людей Своих, возгнушался достоянием Своим, и предал его в руки врагов. Но безумие народа тем было гнуснее, что и при таковых обстоятельствах не хотел смириться под крепкою рукою Божиею, почему и наказание было весьма праведное. Ибо справедливость требует, чтоб те, кои отвергли Божие иго и не восхотели управляться отеческою властию благаго Владыки, были подвержены мучительству врагов.
Пс.105:43. Множицею избави я: тии же преогорчиша его советом своим, и смиришася в беззакониих своих.
Пс.105:44. И виде Господь, внегда скорбети им, внегда услышаше моление их:
Из сих слов явствует, что ожесточение народа было так велико, что ни самыми жесточайшими казнями, ни самыми величайшими благодеяниями не могло быть исправлено; и хотя приметно, что Израильтяне под тяжестию зол стенали, но жестокосердие их не умягчалося.
Ибо Пророк говорит, что они и после толиких избавлений не преставали преогорчевать Бога своим злым нравом; потом присовокупляет, что и достойную мзду за то воспринимали, будучи многократно смиряемы. Но и паки упоминает, что вопли и стенания их были выслушиваемы, хотя и зело достойны были толиких зол. Отсюду видим, что Бог непрестанно боролся с злобою их, но и толиким долготерпением не мог исцелить диавольскаго неистовства их.
Здесь аки в зерцале представляется нам нрав всего человеческаго рода. Ибо хотя Бог обоими способами тщился привести всех на истинный путь, но многие ли исправляются, и не все ли остаются таковыми же? Он то ранами смиряет нас, то благостию умягчает жестокость нашу, но сие на одну токмо минуту: ибо мы тотчас впадаем в те же пороки.
Пс.105:45. и помяну завет свой, и раскаяся по множеству милости своея:
Причину толикаго человеколюбия и долготерпения означает ту, что Бог помянул завет Свой, учиненный с праотцами Израильскаго народа, чрез что означается как Божия неизреченная благость, так и непростительная слепота Израильтян, кои и при толиких пособиях не могли обратиться к тому завету, от котораго спасение их зависело. Наипаче же укоряет их за неблагодарность: ибо будучи достойны смерти, не признавали того, что Бог по единой токмо милости Своей спасал их. Сие яснее подтверждает во втором члене, где говорит, что Бог щадил их по множеству милости Своея. Глагол раскаяния не в самом Боге некую перемену означает, но в одних токмо казнях. Ибо Бог, умягчая казни, или удерживая руку от произведения в действо правосудия Своего, кажется, как бы некоторым образом переменяет намерение Свое. Итак, Писание, снисходя немощи нашей, глаголет сообразно понятию нашему.
Пс.105:46. и даде я в щедроты пред всеми пленившими я.
Как выше сказал, что Иудеи преданы были в руки врагов, коих вооружил на них единый гнев Божий, дабы покорить под иго повиновения, так здесь глаголет, что тот же Бог усмирил оных врагов, кои прежде немилосердно мучили и озлобляли их, исполняя повеление Его. Понеже убо сердца человеческия управляются рукою Бога, которая или лютостию воспламеняет их, или к человеколюбию преклоняет, якоже угодно ей: то доколе гнев Божий возгорался на народ, дотоле и враги неукротимою ненавистию пылали на Него: но когда умилостивился Бог, тогда не токмо огнь оный погас, но и лютость обратилася в милость. Таковое превращение было бы невероятно, чтоб враги столь лютые и свирепые стали любить и оказывать милость к тем, коих прежде ненавидели смертельно, ежели бы Божий промысл из волков не сделал агнцев.
Пс.105:47. спаси ны, Господи, Боже наш, и собери ны от язык, исповедатися имени твоему святому, хвалитися во хвале твоей.
Из сего заключения явствует, что псалом сложен во время бедственнаго разсеяния народа. Но о каком разсеянии говорит здесь Пророк, неизвестно. Некоторые относят оное к пленению Вавилонскому, которое духом Давид предвидел, но другие вероятнее относят оное к временам Антиоха, насилием котораго народ, по возвращении из плена, паки разсеян был. К сему бедственному времени относим и мы образец сея молитвы, в котором Израильтяне, воспоминая древния истории, чистосердечно признаются, что отцы их безчисленными образами привлекли на себя гнев Божий с того самаго времени, как Господь извел их из Египта. Но понеже Сам Он избрал их, хотя и недостойных, сего ради просят, дабы разсеянные члены сынов их собрал паки во едино тело, по оному пророчеству Моисеову: аще будет разсеяние твое от края небесе даже до края небесе, оттуду соберет тя Господь Бог твой (Втор. 30:4). Наконец присовокупляет причину, чего ради просят собрать и спасти их: понеже желают исповедатися, то есть, прославлять святое имя Божие, и упражняться в хвалах Его.
Пс.105:48. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века. И рекут вси людие: буди, буди.
Пророк, в лице народа, так располагает здесь молитву, что бедные изгнанники посреде самых стенаний своих не престают возсылать благодарение Богу. Сие обстоятельство заметить должно, ибо мы, будучи угнетаемы бедствиями, неохотно прибегаем к Богу, но или с холодностию молимся, или ропщем на промысл, или еще и гордость нашу изъявляем. Но как единственный способ умилостивить Бога состоит в том, чтоб с кротким духом покоряться воле Его и терпеливо сносить крест, возложенный на нас, сего ради Пророк не без причины скорбящих изгнанников к прославлению Бога увещевает, дабы не роптали, но паче благословляли имя Его, хотя, по-видимому, и строго наказывает их. К сему надлежат и оныя слова: да рекут вси людие: буди, буди, – где Пророк повелевает всем вообще упражняться в хвалении Бога, не смотря на то, что все вообще и во особенности лежат изнуренны под тяжестию зол.