II. Святыня и священные достопамятности вне Кремля
Покровский собор, или церковь Святого Василия Блаженного 76
(Близ Кремля, подле Спасской башни)
Покровский собор, или церковь святого Василия Блаженного, основан был в 1554 году царём Иоанном Васильевичем Грозным, в память покорения города Казани и присоединения его к российской державе, бывшего в день Покрова Пресвятой Богородицы 77. На месте, где первоначально основан был Покровский собор, было некогда кладбище с церковью во имя Живоначальной Троицы, в которой похоронен был святой Василий Блаженный. Здесь, вместо этой церкви основан был нынешний Покровский собор. Этот храм своим особенным устройством представляет замечательную и единственную церковь в России. Архитектура его представляет удивительное сочетание вкуса индийских зданий со вкусом готическим и византийским 78.
Он сосредоточивает в себе несколько небольших церквей, составляющих одно величественное здание собора. Несколько глав, возвышающихся над этим собором, отличаются одна от другой размером, стилем и каждая из них замечательна и хороша сама по себе.
Покровский собор, воздвигнутый царём Иоанном Васильевичем Грозным, продолжали строить и последующие за ним цари. При царе Феодоре Иоанновиче обретены были мощи святого Василия Блаженного и над мощами сего угодника устроена серебряная рака с драгоценными украшениями; в того времени в Покровский собор стал называться церковью святого Василия Блаженного.
В Покровском соборе ныне находятся одиннадцать престолов:
1) Главный престол, во имя Покрова Пресвятой Богородицы;
3) Василия Блаженного;
4) Рождества Богородицы;
5) Николая Чудотворца;
6) Входа Иисуса Христа во Иерусалим;
7) Святой Живоначальной Троицы;
8) Адриана и Наталии;
9) Иоанна Милостивого;
10) Священномученика Григория великой Армении;
11) Преподобного Варлаама Хутыйского 79.
Главной святыней Покровского собора почитаются мощи Василия Блаженного и Иоанна Христа ради юродивых, почивающих под спудом.
Святой Василий Блаженный был сыном благочестивых родителей – поселянин. Имя отца его было Иаков, а матери Анна. Звание и происхождение Василия не обещали ему в будущем ничего, кроме бедности, какую несли его родители. Василий скоро отдан был в учение в одному сапожному мастеру, живущему в ближнем посаде Москвы. Покорный воле родителей и прилежный ученик был понятлив и усердно занимался работой. Наследовав от родителей своих благочестие и добрые качества, он скоро почувствовал в себе призвание к духовной жизни и начал труды свои соединять с молитвой, богомыслием и другими духовными подвигами, так что скоро сделался сосудом благодати Божией, которая озаряла и подкрепляла его в подвигах духовного жития. Святой Василий ещё с ранних лет удостоился дара прозорливости, которая в первый раз открылась в нём при следующем случае: однажды, когда заметили Василия смеющимся и спросили его о причине смеха, то он отвечал: «мне странным показалось, что посадский человек заказал шить сапоги на несколько лет, тогда как он умрёт в завтрашний день». Предсказание Василия сбылось на самом деле. В скором времени блаженный Василий оставил своё мастерство и даже родителей, надел на себя тяжкие вериги и начал юродствовать; жил на улицах, площадях, ежедневно ходил в церковь на богослужение; ночи проводил в неусыпной молитве, зимой и летом ходил босым, терпел нищету и всякого рода лишения. Такую жизнь святой Василий проводил до самой своей кончины. Любовь и уважение народа к блаженному Василию, внушаемая его благочестивыми подвигами, открывали ему невозбранный доступ к самому царю. Наслышавшись о подвижнической жизни святого Василия, царь Иоанн Васильевич Грозный однажды призвал его в себе во дворец и велел поднести ему чарку вина. Блаженный, приняв её вылил в растворённое окно; царь приказал налить ему другую, и святой Василий сделал тоже. Тогда царь с гневом спросил юродивого: «зачем он так бесчестно поступает с государевым жалованием?». «Тушу пожар в Новгороде», отвечал Блаженный. Вскоре весть о пожаре в Новгороде оправдала слова святого Василия. Святой Василий Блаженный был великим молитвенником пред Богом и своими молитвами неоднократно избавлял Москву от грядущего гнева Божия. Так, в 1521 году, когда подступили в к Москве татары и грозили ей опустошением, тогда святой Василий пламенно молился подле Успенского собора, в храме слышан был шум, виднелся летящий там пламень, раздался голос от чудотворной Владимирской иконы Богоматери, обличавший москвитян в беззакониях, но тёплая слёзная молитва юродивого усиливалась. Шум вскоре умолк и пламень угас. Это было предвестием спасения Москвы и всея России от нашествия татар. Незадолго до своей кончины святой Василий впал в тяжкую болезнь и царь Иоанн Васильевич неоднократно посещал его пред смертью. Святой Василий скончался на 88 году своей жизни, в 1552 году, августа 2 дня 80.
Неподалёку от гробницы святого Василия Блаженного находится и другая гробница святого Иоанна Христа ради юродивого.
Он, Иоанн Юродивый родился в Вологде. Он с юных лет начал проводил духовную жизнь, и для более строгой подвижнической жизни, надел на себя железные вериги и юродствовал в Москве. Царь Борис Годунов всегда чтил Блаженного Иоанна за его подвиги и благочестие. Святой Иоанн юродивый скончался в 1599 году и погребён был в Покровском соборе, в приделе Рождества Богородицы, где святые мощи его почивают под спудом.
Во времена Всероссийских патриархов, в Покровскому собору совершался в неделю Ваий обряд шествия патриарха на осляти, напоминающий собой шествие Иисуса Христа во Иерусалим на вольное страдание и смерть. Шествие на осляти начиналось от Успенского собора, в сопровождении самого царя, бояр и народа, с ветвями Ваий.
В этот собор каждодневно первого октября, совершался крестный ход из Успенского собора, в честь Псково-Покровской иконы Божией Матери. В воспоминание избавления города Пскова от нашествия поляков, бывшего в 1581 году, помощью и заступлением Богоматери, и в память победы над турками и татарами, после войны с ними, бывшей с 1726 по 1740 год 81.
Казанский собор
(Близ Кремля на Никольской улице)
Казанский собор построен был в 1630 году, в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, помощью которой совершилось чудесное избавление Москвы и всего русского царства от нашествия поляков. Здесь находится и чудотворная икона Божией Матери, которая составляет главную святыню Казанского собора.
В 1579 году в городе Казани в одном благочестивом семействе явилась Божия Матерь, одной девице, которой повелевала дабы взяли икону Её из недр земли и указала место, где она была сокрыта. «Я видела во сне, говорила девица, икону Божией Матери, от которой исходило ужасное пламя, устремлявшееся на меня, и слышала голос говорящий: если ты не поведаешь глаголов Моих, то погибнешь». Когда стали копать землю на указанном месте, то обрели святую икону, как бы новоначертанную. Тогдашний архиепископ Казанский Иеремия со всем духовенством и народом совершил крестный ход к чудотворной иконе, и с великой честью препроводили её в ближний храм святого Николая. Когда сия новоявленная икона сделалась известной в городе, то все благочестивые христиане стали стекаться к этому новому источнику благодати; день и ночь совершались молебствия пред чудотворной иконой Богоматери, причём следовал ряд чудотворений.
По благочестивому желанию тогдашнего царя Иоанна Васильевича Грозного снят был список с новоявленной иконы и прислан в Москву. С того времени и установлено было церковью празднование Казанской иконы Богоматери 8 июля в честь её явления.
Когда в 1612 году, было нашествие на Москву поляков и когда все сыны русского отечества ополчились против врагов, тогда все обратились с молитвой к Божией Матери и о помощи и заступления; причём заповедан был трёхдневный пост. Чрез несколько времени, греческий архиепископ Арсений удостоился в сонном видении получить извещение свыше, что Господь по молитве Божией Матери, низложит врагов, а первопрестольный град российский Москва будет возвращён православным христианам. Ободрённые таким утешением, русские воины мужественно встали против врагов. Поляки, потеряв надежду, оставили Кремль и Москву. В следующий воскресный день совершён был крестный ход с Казанской иконой Богоматери на лобное место, для благодарственного Господу Богу молебствия, за избавления Москвы от врагов. В память сего избавления Москвы от поляков, 22 октября каждогодно празднуется церковью Казанской иконе Богоматери и совершается крестный ход в Казанский собор.
До построения Казанского собора , чудотворная икона Богоматери находилась в доме князя Пожарского, близ церкви Введения, что на Лубянке, поэтому и крестный ход совершался первоначально из Кремля в эту церковь. Когда же устроен был Казанский собор, то сюда перенесена была и чудотворная Казанская икона Богоматери. С тех пор и крестный ход начал совершаться в этом соборе 82
В Казанском соборе находится придел, во имя святого равноапостольного Аверкия епископа Иеропольского.
Иверская часовня 83
(У Воскресных ворот, близ Кремля)
Вблизи Казанского собора находится Иверская часовня, устроенная для Иверской иконы Богоматери, принесённой из Афонского монастыря в Москву в 1648 году. Она поставлена была первоначально в Никольском Греческом монастыре, потом в 1669 году перенесена была в устроенную для неё часовню, названную по имени иконы, Иверской.
Во время иконоборства, в IX веке, при греческом императоре Феофиле, недалеко от Никеи, жила одна добродетельная жена с юным сыном своим. У неё была икона Божией Матери, в которой она имела особенную веру и усердие и часто молилась пред ней. Посланные с царским повелением истреблять иконы, пришли к ней в дом и, когда увидели святую икону, начали требовать денег, говоря, что иначе они исполнят царское повеление. В это время один из воинов, пришедших в её дом, ударил мечом по образу Богоматери, и от лица Её, как бы от живого, истекла кровь. По уходе воинов, вдова вместе с сыном своим ночью долго молилась перед иконой Божией Матери и со страхом и благоговением взяла образ и отнесла его на морской берег и там пламенно молилась пред Царицей Небесной, прося её избавить от гнева нечестивого царя и образ Свой от потопления. После того, она ввергнула икону в море и увидела следующее чудо: икона сама собою, ставши на воду, понеслась по волнам морским к западу и скрылась от глаз жены. Утешенная таким видением, жена возвратилась с великой радостью в дом свой, а сын её, по совету матери, отправился на Афонскую гору, где посвятил себя иноческой жизни и там жил до самой своей кончины.
Прошло два столетия после кончины Никейского пришельца, как иноки Иверской обители, однажды вечером, увидали на море пламенный столп, касавшийся вершиной своей неба. В ужас и удивление впали они, когда увидали это чудесное явление, которое повторялось несколько дней и ночей. Тогда из всех окрестных обителей иноки собрались на берег морской и увидели огненный столб, стоявший над иконою Божией Матери; но чем ближе подходили они к морю, тем более икона удалялась от них. Тогда все собрались в храм и со слезами молили Бога, чтобы Он даровал им cиe неоценённое сокровище – святую икону Пречистой Его Матери. Господь услышал их молитву. В то время в Иверской обители был старец Гавриил, родом грузинец; он отличался строгой жизнью и кротостью нрава. Ему явилась во сне Пресвятая Богородица, сияющая небесным светом: «возвести настоятелю и братии», сказала ему Матерь Божия, «что Я хочу даровать им икону Мою в помощь и покров, поди в море и ступай с верой по волнам морским». Старец, пробудившись от сна, впал в ужас от такого видения и немедленно объявил о сем настоятелю и братии. Тогда все иноки Иверской обители с пением и молитвословием вышли на берег морской и старец Гавриил вошёл в море, и к удивлению всех, чудесным образом, пошёл по водам, как по суше, и принял святую икону Божией Матери, стоящую на волнах морских. Как только принесена была на берег чудотворная икона, иноки три дня и три ночи совершали пред ней усердные молитвы и все были проникнуты глубоким чувством умиления к сему видимому покровительству Божией Матери. После того икону внесли в соборную церковь и поставили в алтаре. На следующий день, пред заутреней, инок, зажигавший в храме лампады, не нашёл в нём новоявленной чудотворной иконы. После тщетного искания, иноки нашли её над вратами монастырскими. Такое перемещение чудотворной иконы повторялось нисколько раз. Наконец, Пресвятая Богородица снова явилась тому же старцу Гавриилу и сказала ему: «объяви настоятелю и братии, что Я хочу быть вашей хранительницей, как в настоящей жизни, так и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего и Владыки все иноки, которые на горе сей будут жить добродетельно, с благоговением и страхом Божиим. Я испросила у Него сей дар, и се вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют». Братия, услышавши от старца Гавриила о таком чудном видении, построили над вратами обители храм во имя Пресвятой Богородицы и в нём поставили Её чудотворную икону. С этого времени она пребывает доселе на этом месте, потому и называется Портаитиссой или Вратарницей, а по имени обители – иконой Иверской. Эта чудотворная икона Божией Матери почитается самым драгоценным сокровищем не только Иверской обители, но и всей Афонской горы, которая покровительством Божией Матери всегда была спасаема и сохраняема от бед и скорбей.
Россия, как единоверная с греческой церковью, всегда разделяла с ней чувства усердия и благоговения к Иверской иконе Божией Матери.
В 1647 году, в царствование благочестивого царя Алексея Михайловича, прибыл в Москву, для сбора приношений в пользу Афонских монастырей, Пахомий, архимандрит Иверского монастыря. Тогда царь Алексей Михайлович поручил ему снять точный список с Иверской иконы Богоматери. Пахомий, по прибытии на Афон, поспешил исполнить благочестивое желание царя и в следующем 1648 году принёс в Москву новонаписанную икону Богоматери с екклисиархом Пахомием и некоторыми другими иноками. Вместе с иконой привезено было и письмо царю, в котором описываются обстоятельства написания сей иконы. «Иноки прежде написания иконы», пишет Пахомий, «сначала совершили молитвословие водоосвящение, потом со святой водой соединяли святые мощи с этой водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы Портаитиссы и собирали опять эту воду в великую лохань и снова обливали сею же водою кипарисную доску, и собравши воду служили потом литургию, дали потом святую воду иконописцу Иамвлиху, чтобы он святую воду и святые мощи смешал с красками и написал Иверскую икону Богоматери. Инок Иамвлих был один из великих подвижников Афонской горы; он употреблял пищу только дважды в неделю – в субботу и воскресенье. Этот пост он соблюдал в особенности в то время когда писал икону Богоматери; иноки же постоянно совершали молитвословия и литургии. По написании иконы Богоматери, пишет Пахомий, «новонаписанная икона ничем не разнится от подлинной чудотворной иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово – новая, аки старая».
Эта новонаписанная икона Богоматери привезена была в Москву афонскими иноками 13 октября 1648 года. Царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф, духовенство и народ с великой радостью встретили в Москве Иверскую икону Богоматери и вознесли самые тёплые молитвы ко Пресвятой Богородице, подвигшейся Своей иконой из столь отдалённой страны, и не оставившей своим покровительством царствующего града Москвы.
Святая Иверская икона Богоматери по принесении в Москву, поставлена была в часовне Николаевского Греческого монастыря. Благочестивый царь Алексей Михайлович, вспоминая, что Иверская икона Богоматери, когда явилась в Иверском монастыре на Афоне, сама благоволила избрать себе место при вратах сего монастыря, пожелал, дабы и эта икона была поставлена подле Воскресенских ворот, где более бывает проходящего народа в Кремль, чтобы сия святыня была в виду всей Москвы. Поэтому, при Воскресенских вратах устроена была часовня, в которую и перенесена была чудотворная Иверская икона Богоматери из Николаевского Греческого монастыря. Это было 19 мая 1669 года.
С тех пор жители Москвы постоянно стекаются к сему источнику благодатных утешений и исцелений. Когда же Иверскую Богоматери, по желанию усердствующих, начали носить в домы, тогда на место её сделан был другой список, который также находился в часовне 84.
В 1812 году, во время нашествия неприятелей на Москву, Иверская икона Богоматери сохранилась от врагов; ибо вместе с другими иконами, она была вывезена из Москвы во Владимир, где и находилась во время пребывания неприятелей в Москве 85.
* * *
Соборы Покровский и Казанский, как и все московские приходские церкви, находятся в ведении Московского митрополита. При них настоятелями состоят протоиереи.
Близ того места, где находится Покровский собор, подле Кремлёвской стены, был некогда глубокий ров, почему собор этот называется «Покровским собором, что на Рву».
Москов. Справочная книга. Изд. Пассека. М. 1842 г.
Исторические записки о Покров. соборе Белянкина. М. 1868 г., Описание монастырей, Ратшина. М. 1852 года.
Житие святого Василия Блаженного, сочинения Снегирёва, ????, М. Чтение 1864 года.
Дни Богослужения Дебольского.
Описание Ратшина и Дни Богослужения Дебельского.
Часовня Иверской иконы Богоматери приписана к Николо-Перервинскому монастырю.
Описание монастырей Ратшина, сказание о Иверской иконе Богоматери, Гр. М. Т-го; изд. 1843 года, и Дни Богослужения, Дебольского.
Кроме Иверской часовни Богоматери в Москве находятся ещё часовни. Таковы: при Греческом монастыре – во имя святого Николая Чудотворца, при Богоявленском – во имя Великомученика Пантелеймона, в коей находится часть мощей сего угодника; у Москворецкого моста – в честь Спасителя; у Ильинских ворот – в честь Преподобного Сергия; у Варварских ворот – в честь Боголюбской иконы Божией Матери и некоторые другие.