Глава 50
1. «Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас?» (Ис.50:1). Я полагаю, что Богом не только даны здесь предсказания о благах, а также дано основание относительно прошедших несчастий, чтобы показать, что они (иудеи) были причиною плена; иначе почему бы Он указал на книгу отпущения? Жены, отпускаемые мужьями, по надлежащему, обыкновенно получают книгу отпущения, как это делается и теперь. Я, говорит, не давал такой книги, и никто не может обвинять Меня в том, что Я дал ее первый. Но она прежде пожелала уйти, и Я позволил. Точно также не Я продал вас; иначе покажите залог. Здесь Он говорит по человеческому обычаю, чтобы отстранить обвинение, что Он был причиною плена. Какая же это причина? «Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша. Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал?» (Ис.50:1, 2). Таковы во время Христа были те, которые не повиновались. То же говорил Моисей: «Внимай, небо, я буду говорить» (Втор.32:1). То же говорил этот самый пророк с самого начала: «Cлушайте, небеса, и внимай, земля» (Ис.1:2). Что иное значит «приходил», как не то, что Я всегда присутствую, всегда защищаю. Защита Божия никогда не оставляла их. «Приходил», говорит, для увещания, для исправления, для созидания, а вы не послушали. «Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать?» ужели Я бессилен?
2–5. «Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды». А другие говорят: «опустошу море». Акила говорит: «иссушил». Откуда это открывается? Из тех событий, которые прежде совершились в Египте. «Превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют». Акила говорит: «возгниют рыбы их»; Симмах: «умрут рыбы их». Знамение этого дал Иордан.
«Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их» (Ис.50:3). А это произошло ночью в Египте. Если бы не было ничего иного, то одно это разве не могло погубить всех? Показывая, что это слова не человеческого ума, и чтобы кто не сказал: я знаю, что Бог всемогущ, но откуда известно, что ты говорил от Его имени? – пророк говорит: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся» (Ис.50:4). Подобно этому говорят другие пророки: «А я исполнен силы Духа Господня» (Мих.3:8); «я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы» (Амос.7:14), а потом: «и избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец» (Пс.77:70). Подобно этому говорится и здесь: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего». Языком он называет пророчества, и призывает к суду тех, которые слушали их с скорбным духом, чтобы они не думали, что это слова человеческой мудрости, но поистине слова Господни. «Каждое утро Он пробуждает, – говорит, – ухо Мое, чтобы Я слушал». Таким образом он показывает свое желание и многочисленные дары Божии. «Господь Бог открыл Мне ухо, – говорит, – и Я не воспротивился, не отступил назад» (Ис.50:5), – показывая, что от Него происходит научение и премудрость. Справедливо говорится: «каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся», так как эти слова не могут быть слышимы человеческими ушами, если уши не будут прежде приноровлены для таковых слов. Не занятием, но благодатью приобретается небесная мудрость, по мере веры каждого.
«И Я не воспротивился, не отступил назад». Видишь ли, он показывает здесь свободу и свободное изволение. «Не воспротивился», – показывая, что он может и противиться, подобно тому, как противился Иеремия, который говорит: «было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих» (Иер.20:9), показывая, что он говорит не от себя, но что это было пророчество.
6–11. «Я предал хребет Мой биющим» (Ис.50:6). Акила говорит: «наносящим раны» а другие: «биющим». «И ланиты Мои поражающим». Другие говорят: «грабителям». Смотри, каково было Его послушание: «не воспротивился», говорит, хотя противоречие было возможно, и Он сам мог подтвердить, что такое слово сурово и невыносимо. Если кто не может терпеливо переносить оскорблений, то каким образом Я могу перенести такие наказания? Но этим пророк желает показать всем, что говорит не по своей воле и не по человеческому уму. Да и каким образом он мог говорить что-либо по своему уму, когда его постигло столько наказаний?
«Лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания». Что ты говоришь? Конечно, говорят, Я всегда остаюсь в этом жалком состоянии; не раз и не два и не три, но всегда, так как все роды бешенства и гнева были обнаружены и терзали Меня, а Я не противоглаголю.
Подверженный стольким и таковым бесчестиям и наказаниям, что Он говорит? «И Господь Бог помогает Мне» (Ис.50:7). Вот иное знамение того, что эти слова происходят от Бога, и эти повеления даны с неба. Когда устремилось на Него столько нечестивых людей, которые, ударяя рукою, постоянно плевали в Его лицо, прилагали язвы к язвам, и не желали быстро убить Его, для того, чтобы Он испытывал большие и большие мучения, тогда Он переносил терпеливо, приводил себе на память слова и говорил: «и Господь Бог помогает Мне». Подобно этому, во время апостолов не только было показано то, что они преданы мучениям Богом, но также и то, что они получили от Него помощь, так как они говорили: «жизнью ли то, или смертью» (Флп.1:20); когда говорили «смертью», то показывали свое терпение, «жизнью» – помощь Христову. «Да возвеличится, – говорит, – в нас Бог» (ср. Флп.1:20); а во втором послании к Коринфянам он пишет: «смерть действует в нас, а жизнь в вас» (2Кор.4:12): хотя, говорит, мы подвергаемся мучениям, но вы должны помогать нам.
«Я не стыжусь, – говорит, – Господь Бог помогает Мне». Смотри, эти слова подобны словам апостола: «отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2Кор.4:8–9). «Я держу лице Мое, как кремень». Ясно, что это происходило свободно, а не по необходимости. Смотри, каким образом слово Божие украшает помощью и своим благоволением. «Близок, – говорит, – оправдывающий Меня» (Ис.50:8). Вместе с тем Он уверен относительно будущего: если Я, который подвергаюсь стольким мучениям, не посрамился, то тем более не должно оставлять надежды вам, хотя бы вас и удерживали от возвращения из плена; если Я невинно подвергаюсь мучениям ради вас, то тем более вам должно переносить таковые скорби.
«Не останусь в стыде»: Он имеет уверенность относительно будущих событий. «Близок оправдывающий Меня», – Он даже находится во Мне. Этим Он обозначает не то, что Он пребывает в тебе, но это значит то, что Он (оправдавый) пребывает во Мне. Так, дозволяя Мне подвергаться мучениям, и вместе с тем не дозволяя постыдиться, Он указывает на то, что Он пребывает во Мне. То же самое совершалось во времена апостолов. Если кто не верит воскресению, то он должен верить, что есть воскресение и разрешение от смерти, от мучений, перенесенных апостолами, не только потому, что Бог всегда освобождал их от мучений, но лучше потому, что они никогда не были посрамлены.
«Кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне». Кто, говорит, не верит, пусть придет, покажется; если кто хочет исследовать, пусть придет сюда и, если может, обличить Меня во лжи; кто хочет приготовить себе победу, пусть придет, воспротивится Мне. Я же готов для произнесения решения.
«Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их» (Ис.50:9). Акила говорит: «ржавчина»; Симмах: «плесень». Этим обозначается или гнев Божий, или же свойство тела. Бог вечен, и потому мы не будем бояться. Человеческие мучения преходят, как вода, и никогда не бывают твердыми. Потому пророк говорит: «Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его?» (Ис.50:10) Свойство боящихся Бога слушать пророков, как и Христос говорил: «Слушающий вас Меня слушает» (Лк.10:16). Это – велико и удивительно.
«Кто ходит во мраке, без света», по причине, говорит, неведения и неправых дел, о чем говорил и Соломон: «Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся» (Притч.4:19); «Стезя праведных – как светило лучезарное» (Притч.4:18). Почему пророк прибавляет: «без света»? Ясно, что те, которые ходят во тьме, не находятся во свете. Однако, иногда может быть виден свет ходящим и во тьме, если кто зажжет свет, лампаду или факел. Но они, ходя во тьме, не имеют никакого света, для того, чтобы отогнать тьму. И пророк сказал не только, что они не отгонят тьму, но что они никогда не сделают этого: угрызение совести может омрачить свет сердца. «Да уповает на имя Господа». Симмах и Феодотион говорят: «будьте уверены». «И да утверждается в Боге своем»: велика помощь у того, кто надеется на Бога. Каким же образом возможно кому-либо надеяться и полагаться на имя Господне, когда существует столько препятствий? Устраняя всякие препятствия, мы будем надеется только на Него.
«Вот, все вы, которые возжигаете огонь» (Ис.50:11). Акила говорит: «огонь разжигаете». «Возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, – идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами!». Совершающие грехи возжигают огонь, но они всегда пребывают во мраке и никогда – во свете. Этого рода огонь не имеет света, но только горит и пожирает. Такова именно природа этого огня. Если вы желаете огня, то берите тот, при свете которого вы можете ходить, а не тот, который опаляет, не давая света.
«Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете». Акила говорит: «в нужде». Симмах: «в скорбях». Что ты говоришь? Конечно, говорит, так как и Иеремия говорит то же самое: «в запустении он плачет предо Мною; вся земля опустошена» (Иер.12:11). Не напрасно Он мстил людям, но потому, что они презрели и пренебрегли Его слова. «В мучении умрете», т.е. даже и сон не будет у вас приятным. Подобно этому, выше говорит: «ходит во мраке, без света», показывая, что в их делах нет света.