Глава 49
1. «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние» (Ис.49:1). Акила говорит: «племена»; Феодотион: «народы». «Временем многим стояти будет, глаголет Господь» (в русском переводе этих слов нет). Акила и Феодотион говорят: «издалека». Он всегда называет, начиная с островов. Пророк приглашает языки, призывая тех, которые пользуются смыслом, вместо бессмысленных, чтобы они уразумели совершившиеся события и величие Божие.
«Временем многим стояти будет, глаголет Господь». Он призывает море и землю во свидетельство будущего. То, что должно было исполниться во время возвращения образно, пророк показывает, что это исполняется теперь самим делом.
«Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое». Другие говорят не: «называл», но: «вспомянул». По переводу 70-ти: «от чрева матери Моея наречет имя Мое», – и эти слова должны быть истолкованы сообразно следующему: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35). Не после этого только времени назовется Святым Тот, Кто был Святым от начала по своей природе и есть Освятитель всех, но Он объявится Святым после этого времени. А также: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог», т.е. Искупитель (Мф.1:23). Он был Искупителем с начала и от века, но назовется Искупителем потому, что объявится имеющим совершить искупление. Подобно тому, как и прежде было сказано, что ни ангел, и никакой дух, но Сам Господь сошел с небес и освободил их (ср. Ис.63:9). Так нужно объяснить выражение: Святый. Хорошо сказано: «от чрева, от утробы матери Моей»; именно, Он объявился Святым, Искупителем с того времени.
2–4. «И соделал уста Мои как острый меч» (Ис.49:2) которым Он отсекал все скорби и болезни, которым удалял то, что служило для Него препятствием, которым Он говорил, будучи страшен диаволам и духам. «Тенью руки Своей покрывал Меня». Это должно понимать относительно Израиля. Как Он употребляет имя Иакова и Израиля, когда ведет речь о Сыне, так точно, когда говорит о Сыне, всегда присоединяет что-либо относительно спасения народа. Смысл пророчества двоякий, именно, оно обозначает пророка и народ, – «острый меч» есть или уста пророка, или уста народа, потому что они своими молитвами, как бы острым мечом, могли совершать все. Действительно, как нет ничего лучше уст человеческих, так нет ничего слабее этих уст; они заключали небо и совершали величайшие чудеса, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Пророки только говорили, и все творения слушали. Апостолы только словами обращали демонов в бегство. Уста же освобождали грешников и совершали праведность праведника.
«Под кровом руки Своея скры Мя»: это – безопасность; «и соделал Меня стрелою изостренною»: это – укрепление, против которого никто не в силах бороться; «в колчане Своем хранил Меня»: тот же смысл; «и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь» (Ис.49:3). Не малая слава, когда Бог прославляется в человеке. «А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою» (Ис.49:4); а другие говорят: «исполнится, будет издержана и вместе будет истрачена». Видишь ли, какими словами Израиль приносит свои приношения Богу? Нет ничего иного лучше этих слов. Так как он сознавал, что Бог радуется такого рода словам, то сказал: «Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего»; другие же говорят: «суд и правда», т.е.: Господь отомстил за меня. «И труд мой пред Богом моим» (этих слов в русском переводе нет): я, говорит, ради Него действую, ради Него тружусь.
5–6. «И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе» (Ис.49:5); не иной смысл (этих слов), как если бы кто сказал: я есмь Его. «Чтобы обратить к Нему Иакова». Симмах говорит: «возвратиться». «И чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа». Нам нужно приходить к Господу не в известное место, но лучше с нравами и правилами; никаким другим образом не возможно достигнуть Его, как только праведным порядком. «Почтен в очах Господа»: велика добродетель, когда кто-либо прославляется пред Господом. Когда какой-либо воин оказывается пред царем готовым к послушанию, а во время войны храбрым, то таковой является славнейшим прочих. Так и сильные Божии пред Богом.
«И Бог Мой – сила Моя». Акила говорит: «твердость». Чтобы никто не приписывал добродетели себе самому, пророк говорит: «и Бог Мой – сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим» (Ис.49:5, 6). Почему так говорится? Кому неизвестно, что нет ничего подобного этому? «Моисей, – говорится, – раб Мой, умер» (Нав.1:2). Но если великое дело – называться рабом, то какого наказания достойны мы, которые, хотя называемся сынами, тем не менее остаемся неблагодарными относительно Его? Если бы мы назывались даже архангелами, то такое название однако было бы не славнее и не больше того, потому что невозможно словами выразить этого рода чести: подобно тому, как неизречен и неисповедим Бог, так и служение Его.
«И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли». Апостолы понимали, что это исполнилось во Христе; во Израиле это не совершилось на самом деле, так как спасение во Израиле не простиралось до края земли. Хотя это говорилось относительно их, однако исполнилось в последнее время, – Христос был Заветом народа и Светом языков, пребывавших во мраке.
7. «Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов» (Ис.49:7). Акила не говорит: «освятите», и последующих слов, но, вместе со многими переводчиками, пишет: «так говорит Господь, ближний Израиля, Святый его, тому, презирающему себя самого, и презренному племенами, рабу князей». Симмах говорит: «так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый его, презренному от себя, поруганному от язык, рабу князей»; Феодотион говорит то же, что Акила, изменяя только одно слово, именно, Акила говорит: «презренному», а тот говорит: «отверженному, который порицает себя». Обрати внимание на перемену: пророк приводит на память прежнее уничижение и истощание, так чтобы пользующиеся божественными благодеяниями не забывали их, потому что дары благодеяния делают нас настолько беспамятными, что мы не вспоминаем ни о притеснителе, ни об освободителе нашем. Вместе с тем он открывает и могущество Бога, Который презренного, поруганного, не имеющего почести и величия, сделал таким, что он сказал: «цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа». Видишь ли чудо Нового Завета, изображенное в Ветхом? Ведь, как халдеи Израиля, так и диаволы держали в своей власти всю человеческую природу, вводя людей в заблуждение. Смотри также, почему «поклонятся»? – «ради Господа», говорит. Акила и Симмах говорят: «за Господа», – чтобы они не приписывали праведности себе самим, но Господу, Который показывает достоверным и истинным, что некогда обещал; почему и говорит: «Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя».
8. «Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя» (Ис.49:8). Акила и Симмах говорят: «во время благоугодное», подобно тому, как и Давид сказал: «время оказать благоволение, Боже» (Пс.68:14). «И в день спасения помог Тебе». Что ты говоришь? А если время не удобно, разве Он не поможет? Совсем не то, но он приводит, во 1-х, причину отсрочивания, почему Он медлил, подобно тому, как врач, намеревающийся помочь больному, медлит и выжидает удобного времени. Врач нуждается во времени, но, конечно, не Бог, так как Тот, Который прежде дал то, что дал, может потом изменить; но поступает так для того, чтобы была двойная помощь: чтобы, с одной стороны, помочь, и с другой стороны, оказать помощь в благоприятное время; если бы Он помог прежде времени, то не было бы никакой пользы; но Он помог тогда, когда надлежало помочь, чтобы показать, что и оставление есть также дело Его промышления. Потому это время и называется благоприятным, как говорит и Павел: «теперь время благоприятное» (2Кор.6:2). Бывает удобное время, которое, если мы пропустим, уже более не будет для нас временем полезным для добродетели, – подобно тому, как девы, которые пропустили время исполнить необходимое дело (Мф.25:8–11), и богач, который презирал Лазаря (Лк.16:24–25), когда после того просили благоприятного времени, то не нашли. Благоприятное время – тогда, когда мы вращаемся еще в этом мире; когда же мы отсюда отправимся, то мы не можем более получить пользы и собрать плода покаяния, подобно тому, как борец, который дал связать себя по рукам в то время, когда присутствовали зрители, после удаления зрителей уже не может изменить своего поражения на победу, так как только тогда, когда сидят зрители, и присутствует руководитель, можно связать и быть связанным; когда же исполнится определенное время, тогда игра бывает брошена, и все попытки являются напрасными. «И в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа». Акила и Симмах говорят: сохранил тебя. «Чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные». Акила и Симмах говорят: «дать во владение рассеянныя наследия». Это можно понимать и относительно Христа после воплощения, Который, как человек, говорил: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46).
«Во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа». Видишь ли: пришествие Христа к языкам, для того, чтобы утвердилась земля, всегда возвещаемо было пророками? До Его пришествия земля была исполнена великого смятения. Она не была так безобразна и так неудобна, как тогда, когда ил и многие воды ее покрывали. Но она была безобразна потому, что множество преступлений, беззакония и возмущения привели в замешательство и погубили выработанный порядок. Постоянно были ежедневные войны и сражения, смятение, пролитие братской крови, стоны и крики, плачь, вздохи и вопли. Таким образом земля не была устроена твердо. Потому пришел Бог, обновил ее и даровал ей, как смятенному и возмущенному городу, мир. Удивительно то, что Он не изгнал неверных и не поместил на место их других, но их же обратил в верующих. Начальники, видя рабов удаляющимися от своих господ, преследуют их и призывают к себе. Бог же желал показать Свое милосердие, возвращая их от неразумия к добродетели. Между теми, которые не были годными и казались лишенными всякой надежды, от которых ничего нельзя было ожидать доброго, Он избрал Своих учителей, как Павла, который был богохульником, возмутителем и гонителем (1Тим.1:13), который говорил: «для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1Тим.1:16); как мытаря Матфея, волхвов и преступного и нечистого вора, который нашел путь ко Христу даже на кресте. Так как не приносило никакой пользы ни учение, ни страх геенны, ни угроза огнем, ни муки, то потому Он весьма часто говорил: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк.2:17); «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин.12:47). Почему вы ищете бегства, почему вы бежите? Разве Я пришел для совершения наказаний, разве сурова проповедь Моя, разве обременителен вам приход Мой? Кто убегает от врача? Разве горько лекарство? Я говорил не только: плачьте, вопите, вздыхайте; но: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). Почему же вы медлите придти ко Мне? Когда Он увидел их нежелающими придти, то Сам обходил города и веси, проповедуя и говоря: «покайтесь» (Мк.1:15). Они же думали о ссоре, о зависти и о беззакониях. Кто завидует своему благодетелю? Посмотрим теперь, искоренял ли Он корень болезней такого рода. Но разве Он не сделал прокаженного здоровым и не послал его к священнику, – исследователю выздоровления (Мк.1:44). Не пришел ли Я, по Моисееву закону, чтобы собрать, а не расточить вас? Противился ли Я священникам и желал ли правления над вами? Не приносил ли Я жертвы сообразно закону? Не сохранил ли Я послушания, – Я, Который сам – Владыка и Законодатель? В чем Я сделал вас смешными и скрытными? Старался ли Я когда-либо обмануть вас вашею славою, или же скорее утвердил ее? Не повелевал ли Я тем среди вас, которые впали в заблуждение, следующего: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф.23:3)? Если бы они поступали по делам их, то они не повиновались бы словам их. Ужели Я отдалял от Бога? Не принес ли Я всего Богу? Не сказал ли освобожденному от легиона демонов: прослави Бога (ср. Лк.8:39); а другому: «пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое» (Мк.1:44)?
«Возвратить наследникам наследия опустошенные»: это относится к тем, которые имеют твердое наследство и будут управлять им, по написанному: «и господствуй среди врагов Твоих» (Пс.109:2). Иначе пророк называет пустынею человеческую природу: пустынею было то, что не приносило никакого плода, – не древесного, земного, но – плода душевного. Но приидет Господь и сделает их плодоносными.
«Сказать узникам: «выходите», и тем, которые во тьме: «покажитесь"» (Ис.49:9). Видишь ли, он возвещает форму утверждения, которая относится не к человеческой, но к Божеской, бессмертной, блаженной и дивной природе, которая не трудом или стараниями, но только словом могла освободить заключенных в греховных узах и открыть сидящих во мраке заблуждения. Он говорил: «чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:5); а Лазарю: «гряди вон» (Ин.11:43). Если находятся в узах и во мраке содержащиеся по повелению людей, то их узы и мрак не таковы, как узы и мрак грешников: те связаны невольно, а эти по своей воле; может случиться, что те когда-либо разрешатся от своих уз, эти же никогда не могут разрешиться, даже когда они, как таковые, будут брошены в огонь, так что даже геенна не сможет разрешить их, если они связанными придут туда. Если бы они могли разрешиться, то тогда не было бы бессмертных мучений и вечных наказаний. 10–17. «Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их». Прочие же говорят: «на полях, на равнинах», – т.е. во всякое время их жизни им будет все потребное: везде они будут находить пищу, так как Я пред ними распростру вселенную. Хотя бы они были преданы рабству, бедности, скорбям, или иным мучениям, однако они (легко) перенесут их. «Не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце» (Ис.49:10). Иные понимают это относительно будущей жизни; мне же кажется, что он здесь сказал и относительно настоящей: если им не повредит ничто прочее, то конечно не повредит и зной. И теперь Бог распростирает облака; но Он даровал нам не только их, а также и утешения Святого Духа и всякие дары, так что никакая страсть со своим зноем не имеет силы.
«Ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод». Акила же говорит: «милующий помилует их». Симмах: «поведет». Феодотион: «понесет их». Смотри: утешение происходит от благоволения. «И приведет их к источникам вод». Акила: «направит». Симмах: «поведет». «И все горы Мои сделаю путем, и дороги Мои будут подняты» (Ис.49:11). Акила и Феодотион говорят: «пути Мои будут без препятствий». Симмах: «и пути Мои подымутся», – т.е. вся жизнь их.
И как ровная стезя, они будут легки. «Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим» (Ис.49:12). Прочие же и еврейский текст говорят: Sinim. «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля» (Ис.49:13); Акила: «благословляйте». Иные говорят: «радуйтесь». Феодотион и Симмах: «веселитесь». «Ибо утешил Господь народ Свой». Акила и Феодотион говорят: «потому что утешил». Симмах говорит: «потому что утвердил». «И помиловал страдальцев Своих». Прочие говорят: «помиловал». Видишь ли, к кому простирается утешение? Не к гордым и напыщенным, но к смиренным? Они принимают слово Божие, но не те.
«А Сион говорил: «оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!» Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:14, 15). Видишь ли: благость Божия превышает любовь естественную и попечение родителей.
«Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною» (Ис.49:16). Акила говорит: «вот, Я поставил тебя на руках Моих, а стены твои всегда предо Мною». Симмах: «на руках Моих Я видел тебя, и стены твои всегда предо Мною». Феодотион же говорит: «на руках Моих Я напишу тебя и ты предо Мною всегда». Бог показывает, что Его попечение постоянно, и никто ничего не может против Него, по сказанному: «и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Ин.10:29); а в другом месте: «если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя и отдам тебя» (Иер.22:24, 25).
«Сыновья твои поспешат к тебе, а разорители и опустошители твои уйдут от тебя» (Ис.49:17). Акила говорит: «но созидатели твои будут из тех, которыми ты был разрушен». Феодотион: «придут созидатели, которые разрушили тебя». Симмах говорит: «придут сыны твои, которые разрушили тебя». Можно ли, говорит, придти спустя такое время? Конечно, говорит, и гораздо раньше, так как это полезно для искоренения грехов. «Разорители и опустошители твои уйдут от тебя». Удивительно то, что происходили такого рода перемены. Когда ты видишь, что руки неприятелей созидают то же самое, что они прежде разрушили, то ты поймешь, что Бог предал их плену, и Он же совершил созидание города после того, и как Он желает, так и направляет человеческий ум. Что более такой силы? Если кто утверждает, что не по причине божественной воли так случилось, но как будто бы неприятели пришли сами и завоевали город, то мы скажем: почему же он ими восстановлен вновь? Кто побуждал их к тому? Никак не должно было им созидать города, воинственного с самого начала, каким они признавали его, что он действительно таков. Кто пожелает поднимать своего простертого неприятеля и воздвигать вновь своего недруга и врага? Тот, кто создал город и окончил войну, был Кир, который тех, которых он прежде держал пленниками, потом прославил, как бы принадлежавших к славному роду. Разве недостаточно было освободить их из плена? Но он даже почтил их, чтобы они стали известными и прочим. «И опустошители твои уйдут от тебя». Неприятели и варвары удалятся от него.
18–20. «Возведи очи твои и посмотри вокруг, – все они собираются, идут к тебе» (Ис.49:18). Сошедшиеся вокруг тебя, бесчисленные, не как рассеянные во время плена, но совокупленные, собравшиеся вместе и соединенные, они будут ведены Богом, как вождем. Смотри, с каким промышлением, с каким разнообразием и разновременностью совершалось возвращение. Возвращение одних и пребывание других было признаком силы Божией. Я, говорит, освободил тебя от твоего плена, но ты не поверил, что Я намеревался тебя освободить. Теперь вновь Я отнимаю Свою помощь, и ты возвратишься к прежнему состоянию, вновь будешь связан в узах и задержан, пока ты не узнаешь, что только Я совершал как освобождение, так и удержание. Чтобы показать возвращение всех вместе, Он утверждает это клятвою: «Живу Я! говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста». Этими словами пророк показывает, от какого жалкого состояния они избавились и к какой пришли славе. Они освободились из плена, их город воздвигнут, все порядки, разрушенные прежде, восстановлены вновь; не так, как в то время, когда они в пятом поколении выходили из Египта, в количестве шестисот тысяч. Что же мы скажем? Ужели Бог сотворил людей для того, чтобы они, долго оставаясь живыми, распространились и наполнили вселенную? Не это причина; Бог может размножить людей и в малом месте, когда они – истинные люди. Кроме того, пророк прибавляет: «Ибо развалины твои и пустыни твои, и разоренная земля твоя будут теперь слишком тесны для жителей, и поглощавшие тебя удалятся от тебя. Дети, которые будут у тебя после потери прежних, будут говорить вслух тебе: «тесно для меня место; уступи мне, чтобы я мог жить"» (Ис.49:19, 20). Смотри, какие блага имеют быть по возвращении из плена. Пустые места так наполнятся сынами и потомками, что они скажут, что «тесно для меня место; уступи мне, чтобы я мог жить». В пустынных местах будет такое чрезвычайное множество сынов, они почувствуют тесноту, вследствие множества, над ними исполнится древнее благословение: «не будет ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоем» (Втор.7:14). Когда же это произошло? Когда, после изгнания неприятелей, они достигли покоя, так что стали жить и размножаться.
21–23. «И ты скажешь в сердце твоем: кто мне родил их?» (Ис.49:21). Иерусалим думал об этом с удивлением, спрашивая как бы во сне: «кто мне родил их?». «Я была бездетна и бесплодна». Другие говорят: «я пустынна и вдова». Сиимах говорит: «бесплодна». Акила: «неплодна». Видишь ли чудеса Божии в безнадежных вещах? «Отведена в плен и удалена». Акила: «блуждающая и отдаленная». Симмах говорит: «пленная и пришельствующая». Препятствием для Иерусалима служили два обстоятельства: во-первых, то, что он находился под властью чужих, а потом то, что он, будучи низвержен со своей ступени, сошел с твердыни. «Кто же возрастил их? вот, я оставалась одинокою; где же они были?» Такое повторение служит знаком несказанного изумления, соединенного с сомнением и безумной радостью.
«Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах» (Ис.49:22). Чтобы они не надеялись на свою праведность, Он говорит: возвращение произойдет под Моим водительством и Моею, силою. Чтобы показать любовь, по которой совершится возвращение, Он говорит то: «изыдут», то: «принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах. И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими» (Ис.49:22, 23). Эти слова исполнились во время царя Кира: царские вельможи кланялись евреям. Смотри многоразличные чудеса: они вышли не обманывая, как они вышли из Египта, но снабженные великими почестями.
24. «Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен?» (Ис.49:24). Им настоящие слова казались невероятными, потому Он подтверждает их доказательствами. Не грабили ли их неприятели? Конечно, но к своему же собственному вреду. Хотя они их грабили, но делали это не своею силою. Я предал их в их руки. Почему же говорится: «у победителя взятые в плен»? Если кто приведен неправедно в плен, то ужели Я не могу его освободить? «Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу» (Ис.49:25), – так как крепкий может отомстить. «И притеснителей твоих накормлю собственною их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином» (Ис.49:26), – с большею жадностью и с весьма великим желанием. Видишь ли: они напрасно налагали на них руки. То, что они взяли, им не принесло никакой пользы. «И всякая плоть узнает, что Я Господь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев», что Я совершил это, а не они.