Источник

Глава 8

Зах.8:1–2. И бысть слово Господа Вседержителя ко мне, глаголя: Сице глаголет Господь Вседержитель: ревновах по Иерусалиме, и Сионе рвением великим, и яростию велиею ревновах по нем.

Сию казнь, говорит Бог, наслал Я на Сион, наказывая за злочестие предо мною. «Рвением» же называет правдивый гнев. Поскольку Себя называл Бог мужем, а Сион именовал женою: то по необходимости употребил в речи и слово: «рвение.» А так называл Себя и в начале, говоря: «Аз есмь Господь Бог твой», – «Бог ревнитель, огнь потребляяй» (Исх.20:5; Втор.4:24). Так показав причину гнева, дает потом обетование о благах.

Зах.8:3. Сице глаголет Господь: обращуся к Сиону, и вселюся посреде Иерусалима, и наречется Иерусалим град истинный, и гора Господа Вседержителя гора святая.

Прообразовательно сбылось сие по создании храма Зоровавелем; истину же пророчества дознали все по воплощении нашего Спасителя. Сверх сего обещает Бог, что даст городу множество жителей, и продолжит жизнь их до глубокой старости; почему, опираясь на жезлы, будут ходить они по торжищу и сидеть в обычных собраниях, улицы же наполнятся играющими отроками, что обыкновенно бывает в городах многолюдных. Ибо сие выразил Господь, сказав:

Зах.8:4–5. Еще сядут старцы и старицы на путех Иерусалимских, кийждо жезл свой имый в руце своей от множества дней. И путие града исполнятся отрочищ и отроковиц, играющих на путех его,

Потом уверяет в словах сих, ручаясь в том Своим могуществом.

Зах.8:6. Сице глаголет Господь Вседержитель: аще изнеможет пред останком людей сих во онех днех, еда и предо Мною изнеможет? глаголет Господь Вседержитель.

Хотя вы, взирая на собственную свою малочисленность и нищету, не восприемлете надежды иметь сии блага: однако же, познав могущество Дающего обетование, надлежит вам не сомневаясь приять сказуемое и веровать, что народ Мой вполне сподоблю спасения, собрав его отовсюду, возвращу в отечественную землю и соделаю, что явление Мое в Иерусалиме будет делом обычным. Ибо сие сказует Бог у Пророка:

Зах.8:8. Вселюся посреде Иерусалима.

Народ назовется Моим народом, а Я наименуюсь его Богом, и не во лжу, как древле, но поистине и правде.

Зах.8:9. Сице глаголет Господь Вседержитель: да укрепятся руце вас слышащих во днех сих словеса сия от уст пророческих, от него же дне основася храм Господа Вседержителя, и церковь отнележе создася.

Находя для себя утешение в Моем обетовании, с полным упованием созидайте храм Божий, чтобы в нем совершать законные службы и принимать дары божественной благодати.

Зах.8:10. Зане прежде дней онех мзда человеком не бе во успех, и мзда скотом не бяше, и исходящему и входящему не бе мира от печали.

Когда не радели вы о строении храма, бесполезен был труд человеческий, не давала выгоды и плата за скот, но все, и отлучающиеся и дома остающееся, пребывали в непрестанном страхе.

И послю вся человеки коегождо на искренняго своего.

За нерадение ваше о божественном возбуждал Я у вас междоусобия и мятежи; теперь же, видя ваше тщание о храмоздании, предпочтительно пред всеми другими дам вам дар мира; насладитесь же и плодами земными при подаваемых обильно свыше дождях.

Зах.8:13. И будет, якоже бесте в клятве во языцех, доме Иудов и доме Израилев, тако спасу вы, и будете в благословении.

У людей в обычае и проклиная выставлять на вид подпавших бедствиям и говорит: да потерпит подобное тому, что потерпел такой-то, и желая кому либо добра, приводит на память сподобившихся Божия благословения.

Дерзайте и укрепляйтеся руками вашими.

Зах.8:14. Зане сице глаголет Господь Вседержитель: якоже помыслих озлобити вы, внегда прогневаша Мя отцы ваши, глаголет Господь Вседержитель, и не раскаяхся.

Зах.8:15. Тако уставих и умыслих во дни сия добро сотворити Иерусалиму и дому Иудову.

Как доказал Я, говорит Бог, что угрозы наказанием были истинны; так приведу в исполнение и благие смотрения. Так обнадежив их, снова увещает быть добродетельными, и открывает, что должно им делать.

Дерзайте.

Зах.8:16. Сия словеса, яже сотворите.

И прежде всего повелевает чтить истину; ибо говорит:

глаголите истину кийждо искреннему своему,

потом и тяжущихся о чем-нибудь приводит к миру:

суд мирен судите во вратех ваших,

изгнать же из сердца злопамятность.

Зах.8:17. И кийждо злобы искренняго своего не помышляйте в сердцах ваших,

А клянущиеся да держат твердо клятвы и ненавидят ложь, говорит Бог;

клятвы лживыя не любите: зане вся сия возненавидех, глаголет Господь Вседержитель.

Потом, поскольку выше говорил, что не получают никакой пользы от поста (а сказал это ради думающих, что одним постом можно служить Богу); то, обучив их всем видам добродетели, вместе с тем узаконяет и пост,

Зах.8:19. Сице глаголет Господь Вседержитель: пост четвертый, и пост пятый, и пост седмый, и пост десятый будут дому Иудову в радость и в веселие, и в праздники благи: и возвеселитеся, и истину и мир возлюбите.

Явно же, что посты именует четвертым, пятым, седьмым не по дням седмицы, но по месяцам; почему присоединил: «и десятый». Постясь, говорит, не печальтесь о том, что воздерживаетесь от пищи, а веселитесь по причине пользы, доставляемой изнурением тела. И при посте, и без поста, будьте расположены к истине и к миру. При сем должно знать, что другие толковники, разумею Акилу, Симмаха и Феодотиона, не говорят: держать пост четвертый и пятый и седьмой и десятый, но все трое согласно упоминают о посте четвертого, или пятого, или седьмого, или десятого, а из сего явно, что Бог заповедал пост в четвертый, и пятый, и седьмой, и десятый месяц.

Зах.8:20–22. Сице глаголет Господь Вседержитель: еще людие мнози приидут, и живущии во градех многих. И снидутся живущии в пяти градех во един град, глаголюще: грядуще грядим помолитися лицу Господа Вседержителя. И придут людие мнози, и язы́цы мнози взыскати лица Господа Вседержителя во Иерусалиме, и умолити лице Господне.

Иерусалим будет столь славен и знаменит, что жители других городов, приходя один к другому, станут друг друга увещевать и побуждать к благочестию, чтобы, оставив все, что ни есть в руках, идти вместе в сей город и взыскать благоволения Божия. И каждый скажет:

иду и аз,

и отправлюсь с вами. Сделают же это не только ведущие род свой из Иерусалима, но и иноплеменные народы, возжелав воспользоваться Божьею помощью. И в малом виде исполнилось это по совершении храмоздания Зоровавелем; а по пришествии во плоти Бога и Спасителя нашего можно видеть, что вся земля и море стекаются в оный город, и желают видеть места спасительных страданий. Согласно с сим и присовокупляемое:

Зах.8:23. Сице глаголет Господь Вседержитель: во оны дни имется десять мужей от всех племен языческих, и имутся за ризу мужа Иудеанина, глаголюще: пойдем с тобою, зане слышахом, яко Бог с вами есть.

Так священных Апостолов, которые род свой вели от Иудеев, возжелали сподобившиеся призвания язычники, веруя, что чрез них улучат спасение. Так богомудрого Павла возжелали Филиппийцы, Фессалоникийцы, Коринфяне и все народы. Так блаженный Онисифор пришел в Иерусалим, чтобы воздать Павлу долг служения; так блаженный Тит и Трофим последовали за ним даже в крайних опасностях. Если же, и по возвращении Иудеев из Вавилона, некоторые из язычников дивились необычайности освобождения, уверовали, что Бог их есть Бог истинный, и последовав за некоторыми из Иудеев, желали дознать от них истину: то сие не вредит сказанному нами, а паче служит подтверждением истины; ибо ветхозаветное было прообразом того, что у нас, а подобно надлежит иметь сходство с первообразом. Посему, если истинно слово сие в отношении к Иудеям, то истинно и сказанное нами; потому что бывшее с Иудеями есть тень совершившегося с нами. Но возвратимся к истолкованию следующего по порядку.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 5. - В типографии В. Готье, 1857. - 394 с. / Толкование на пророка Захарию. 78-152 с.

Комментарии для сайта Cackle