Глава 48
1–5. «Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина» (Ис.48:1). А другие говорят: «от воды Иуды». Видишь ли, Он презирает происхождение, если оно не соединяется с добродетелью, но более влачится по земле, – употребляя здесь прекрасные выражения. «Дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедающие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде. Ибо они называют себя происходящими от святого города и опираются на Бога Израилева» (Ис.48:1, 2). Он приводит на ум прежние события, – или те, которые совершились в Египте, когда Он говорил: «и смирят я лет четыриста и тридесят»118 (ср. Быт.15:13), – или те, которые совершились в Вавилоне, потому что они подвергались мучению в течение 70 лет. «Прежнее Я задолго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это и внезапно делал, и все сбывалось» (Ис.48:3): пришло или в то время, когда они были как бы виновными, или когда не ожидали. «Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой – медный» (Ис.48:4). Он утверждает это затем, чтобы кто-либо не сказал, что пророчества, постоянно угрожающие будущими наказаниями, нисколько не приносили пользы, и что они сами от угроз не получили никакой пользы, и не стали лучшими. «Поэтому и объявлял тебе задолго, прежде нежели это приходило, и предъявлял тебе, чтобы ты не сказал: «идол мой сделал это, и истукан мой и изваянный мой повелел этому быть"» (Ис.48:5). Потому и Агав пророчествовал, что будет великий голод (Деян.11:28), чтобы в то время, когда почитание демонов едва прекратило свое существование, они не верили, что такой голод произойдет вследствие их гнева. Потому Бог предсказал о нем чрез Своего пророка, а не чрез чужого. Знаю, говорит, что ты жесток, и предсказал потому, что ты не получаешь никакой пользы от пророчеств.
6–8. «Ты слышал, – посмотри на все это! и неужели вы не признаете этого?» (Ис.48:6), т.е.: вы пренебрегли этим. «А ныне Я возвещаю тебе новое», т.е.: что должно совершиться во время возвращения из плена. «Оно произошло ныне, а не задолго и не за день, и ты не слыхал о том» (Ис.48:7), т.е.: вы не веровали и не заботились. «Ты и не слыхал и не знал об этом, и ухо твое не было прежде открыто» (Ис.48:8), т.е.: Я терпел для того, чтобы ты разумел, почему Я не тотчас подверг наказаниям, как сказал о них. Конечно, Я предсказал на словах, но в действительности ничего (такого) еще не совершил. Так обыкновенно говорил многое и Христос, но Он раскрывал не все притчи.
Приводится также и самая причина слепоты их. «Ибо Я знал, что ты поступишь вероломно, и от самого чрева матернего ты прозван отступником». По этой причине Я не говорил тебе ничего относительно того обещания, но дозволил, чтобы ты блуждал туда и сюда. Каким образом кто-либо может быть беззаконником от чрева? В этих словах обозначается множество пороков, – так как никому невозможно быть беззаконником от чрева. Подобно этому говорится и в ином месте: «удалились от Бога грешники с самого рождения, заблудились от чрева матери, говорили ложь» (Пс.57:4). Разумей: когда они от младенческого возраста перешли в юношеский, то они совершенно оставили Бога. Иные же говорят: «ты называешься беззаконником от чрева матери». Это совершилось в то время, когда они вышли из Египта, потому что они чрез Моисея вышли из египетских мучений ко спасению, как бы из чрева.
9–15. «Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя. Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания» (Ис.48:9, 10). Видишь ли, Он считает «страдание» помощью? Но, говорит, они не были достойны даже этого: хотя бы (во время плена) они пребывали в добродетелях, но эта помощь им оказывается только ради Моего имени. Чтобы обозначить легкость наказания, Он не говорит: наказал, а только: «испытал». Но скажи: какая же отсюда последует польза? «Ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя», говорит.
«Ради Себя, ради Себя Самого делаю это» (Ис.48:11), чтобы они пришли к покаянию не только от наказаний, но и от чудес, ради чего Я не посылаю ни бедствий, ни благ без чудес. А если угодно, то я опять покажу тебе, что в каждом бедствии и благе заключаются чудеса, так что дары благодати обнаруживаются из того и другого.
«Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному». Здесь Он называет Своею славою народ. «Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний» (Ис.48:12). Что значат эти слова: «Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса» (Ис.48:13)? Здесь Он говорит не о творении, но о расположении.
«Призову, – говорит, неодушевленное и бесчувственное, – и они предстанут вместе. Соберитесь все и слушайте, кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном» (Ис.48:13, 14), т.е.: любящий тебя исполнил свою волю относительно их. «И явит мышцу Его над Халдеями». Что ты говоришь? Что Он будет мучить тех ради того, что любить этих? Никак, но подобно тому, как тот, кто любит какого-либо человека, считает прекрасным говорить своему другу: «я сделал то и это ради тебя», – так и Бог, любящий Свой народ, мучил тех (вавилонян), и кроме того, ради Своей любви, освобождал из рабства. То, что Он подвергал халдеев казням не ради только их, ясно из следующего: «Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен» (Ис.48:15): говорится о Кире, о котором Он предсказал и исполнил предсказанное. Мы часто указывали также на причины этой вещи, которые находим и в Евангелии, когда читаем: «прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» (Ин.13:19).
16–19. «Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно» (Ис.48:16). Если Я теперь говорю свободно, то Я и тогда говорил также не в сокровенном месте. «С того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его». Видишь ли, что и Дух посылающий также есть Бог?
«Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти к полезному» (Ис.48:17). Другие говорят: «научил тебя». Часто говорится в писании: «Я Господь, Бог твой» (Исх.20:2), чтобы они сознавали величайшую помощь Его. Цари склонны делать полезное не из любви к добродетели, но ради своего удобства, и если когда упражняются в добродетелях, то это также служит к их пользе. Бог же убеждает Своих слуг, чтобы пребывали в добродетелях, убеждает дело рук Своих, чтобы благочестиво жили.
«О, если бы ты внимал заповедям Моим!» (Ис.48:18), – говорит. Ясно, что Он все, что ни делал, совершил для нашей пользы. «Тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские», текущие и обильные: мир непрестанный и ненарушимый. Нет ничего полезнее повеления Божия: оно есть вместе источник жизни, мира и всех благ.
«И семя твое было бы как песок» (Ис.48:19); и этого благодеяния достигали исполнители повелений. «И происходящие из чресл твоих – как песчинки». А другие говорят: «как тысячи земли». Но «не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною», т.е.: и теперь также, хотя ты и не слыхал о Мне. О, благоволение Божие! Хотя ты и не слыхал обо Мне, однако Я и теперь, говорит, не буду подвергать тебя никаким наказаниям предо Мною. Хотя бы вы были отвержены духом человеческим, однако, вы будете жить предо Мною, и можете вновь слышать повеления Мои.
20–21. «Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев» (Ис.48:20). Почему же Он повелевает обратиться в бегство? Этим Он указывает на их леность. Некоторые из иудеев, охваченные любовью к врагам своей страны, желали там остаться; Он предотвращает их от такого чувственного и бездеятельного настроения, говоря: «Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев», – из земли твоих врагов, так как на эту страну придут весьма многочисленные и великие бедствия, так что вам, желающим пользоваться жизнью, всегда нужно бежать. Подобно тому, как некогда случилось в Египте, что удерживавшие евреев потом побуждали их выходить, и выгоняли их силою, так, говорит, и теперь произойдут такие бедствия, что как вы, так и прочие вместе обратитесь в бегство.
«Со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли», т.е.: проповедайте о совершившихся событиях везде во вселенной. Он желает показать или то, что Он исхитил их от рук врагов Своею силою, или же то, что он восстановил их невредимыми, почему и говорит далее: «говорите: «Господь искупил раба Своего Иакова"», и не потерпел, чтобы они жаждали «в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды» (Ис.48:21). В этих словах указывается на легкость освобождения, так что, если бы кто сомневался, что Он не может совершить освобождения из Вавилона, то такой пусть поверит этому в виду совершившегося во время странствования по пустыне. Свободная воля людей гораздо более упряма, чем природа остальных тварей: эти совершенно лишены души или чувства, напротив – те, будучи одарены разумом, если желают, то слушаются, если же не желают, то остаются упорными.
«Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Ис.48:22). Каким образом нечестивые не охватываются радостью, когда пророки говорят: «нет позора в смерти их и продолжительности в страдании их. В трудах людей не участвуют и (наравне) с людьми не терпят наказа» (Пс.72:4–5); а потом: «и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их, младенцы пред ними» (Ис.5:12), – что служит признаком великой радости; а также: «путь нечестивых благоуспешен» (Иер.12:1). Почему же здесь говорится: «нечестивым же нет мира»? А иные говорят: нет мира нечестивым, потому что они, может быть, иногда находят радость; но еврейский псалом говорит: Amar Adonai Karsaim119, т.е. «нет мира нечестивым». Ясно, что они не имеют истинной, неиссякаемой, нескончаемой радости. Подобно тому, как бесконечен Бог, так и радость, которая исходит от Бога, бесконечна; она всегда течет, всегда цветет и никогда не иссякает; нечестивые же лишены такой радости. Пророк не сказал: они не подвержены радости, но: «нет мира», – как если бы кто-либо сказал какому-либо бедняку, что он не богач и что это не возможно. Люди, которые ежедневно ведут неправую жизнь, а также участники их преступлений, всегда живут в великом страхе и смятении и пребывают в постоянной смерти. Ничто не препятствует назвать это смертью, здесь есть нечто более тяжелое даже самой смерти. Смерть есть освобождение от бед, от зол, которые содержат нас связанными, и разрешение души от уз тела. Когда происходит такое разрешение, то вместе с ним прекращаются и все заботы. Неправая жизнь бывает причиною многих преступлений, так как она производит пороки и часто весьма сильно воспламеняет их. Каждый как бы связывается своею веревкою, и вследствие неправой жизни происходит опутывание. Конечно, бывают и иные обстоятельства, которые делают жизнь печальной и даже без вины, как труд для обеспечения себе средств жизни, смертельные болезни, потери, порицания, обвинения, коварство, встречающиеся весьма часто горести и многое подобное. Но когда присутствует грех, этот неукротимый зверь, то вновь не является никакого утешения. Смотри на блуждающего и беглого Каина, проводящего неспокойную жизнь.
Не должно ли (здесь) сказать о тех безумцах и отчаянных, которые, хотя суть люди, лишены смысла более, чем камень? Хотя они одарены умом, однако не пользуются им, так что постоянно стремглав падают в бездну зол, и хотя погружены в нечистоте пороков, думают оставаться здесь. Об них пророк говорит: «нечестивым же нет мира». Действительно, – «нет»: они проводят жизнь в скорби и сомнении, одиноко ли, или, видя вместе с собою других, находящихся в наказаниях, предусматривая из их наказаний свои бедствия, подобно тому, как почитающие добродетель, если услышат что-либо нравственно прекрасное, охватываются радостью. (Нечестивые) не могут слышать Писаний, потому что не желают слышать о своих наказаниях. Писания, хотя не мучат злых прямо, однако всем им угрожают. Слыша таковые угрозы, нечестивые постоянно изнывают. Писания никому не угрожают отдельно, но всем нечестивым вместе. Подобно этому и Павел говорил: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14). Злой человек, слыша их, воспринимает как бы рану в жилы, и отходит. Выслушивая определение, он уязвляется в сердце. И это происходит прежде, чем он увидит Судию и придет время суда, когда еще нет на лицо ни мучений, ни наказаний. Совесть, показывающая то, что следовало делать, мстит за беззаконие, тем более, когда он слышит: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9–10); а также: «страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр.10:27).
Если он получает это от Писаний, то откуда больше он может получить какое-либо утешение и облегчение? Если от них является скорбь и печаль, то каким образом нечестивый может быть объят радостью; куда может убежать, или в чем найти утешение, если от них (Писаний) он получает печаль и уязвление? Хотя бы он пришел в гавань всех благ, он не получит никакой радости, но найдет там скорбь и удары. Если Писания не доставляют ему утешения, то что иное может принести облегчение?
Ты, может быть, желаешь, чтобы мы повели его на публичное зрелище, где место радости и смеха? Древние думали, что это путь не к нравственно-славному, но к забвению добродетели и развращению нравов; ныне же говорят: нет, а мы таким образом облегчаем нашу ежедневную печаль, которая давит дух. Пусть будет так. Итак, приходит он на публичное зрелище, слышит певцов, видит действующих лиц. Когда он там видит изнасилователя чужой жены потерпевшим, то он возвращается домой уязвленным. Хотя никто из зрителей не знает о соделанном им преступлении, тем не менее, совесть его угнетает дух и говорит ему, что смех народа из-за жены ближнего касается не того, кто играл эту роль, но его самого, который совершил такую вину.
Если ты желаешь, то мы поведем его туда, где есть радость, где люди предаются игре и где происходит свадьба или движения плясунов. Но и здесь он сильно скорбит и стонет, вследствие совершенных беззаконий. То, что все делают с полною свободою и с совершенной радостью, он сделал несправедливо и вышел виновным. Мы тогда более понимаем наше заблуждение, когда видим добрые дела других. Когда кто-либо обличается в том, что он поступил незаконно, тогда как мог поступить прилично и честно, то разве он не застонет и не заскорбит (в этом случае) более горько? Куда же ты желаешь вести этого прелюбодея? Может быть к судилищу судей, где очень много собирается подобных ему? Здесь же он увидит великие преступления и великую печаль. Когда он увидит там одного преданным мучениям, себя же самого, виновного в той же вине, остающимся безвредным, то скорби его будут умножаться более и более. Вот, тот уже отложил попечение, и уже предан мучителям, а он сам, по причине страха и сомнения, день ото дня все более слабеет. Что же дальше должно делать, когда мы уже водили этого неправого человека в церковь, на зрелище, на свадьбу, на веселье, и он в этом не нашел никакого утешения? Если мы кого-либо пораженного тяжкою болезнью и страдающего водянкою приведем к источнику вод, к реке, или пруду, то он тогда испытывает больший жар в животе, так как он содержит болезнь в животе. Если мы будем присутствовать при смерти того человека (нечестивого), то увидим печаль и несказанные бедствия. Вышедши с брачного пира (жизни), он предастся мучителям и понесет наказание. Не там ли величайшее бедствие, несказанный страх и наказание?
«Нечестивым же нет мира, говорит Господь». Когда Бог говорит это, то ты тем более не сомневайся. Он определил: не будет радости, – и ты не исследуй более. Когда ты видишь кого-либо страдающим лихорадкой, а также – кубки и чаши со многими напитками, или полные прохлаждающей воды, стол, всячески уготованный, на который положены изысканная пища и тонкие яства, то ты подумаешь, что больной – один из здоровых; на самом же деле он изнывает от болезни. Я вменяю ни во что блага того, кто, хотя съедает пищу, однако через это еще больше подвергается страданию, так как доставляет пищу для лихорадочного жара. Подобно этому, когда ты видишь какого-либо нечестивца, превозносимого паразитами до небес, прославляемого теми, которые его окружают и говорят о нем только льстивые слова, которые пользуются роскошным столом, обоняют различные благовония и украшаются различными одеждами, – то ты остерегись называть его счастливым, но плачь, вздыхай и стони: это не что иное, как пища для огня, который воспламенен грехами и потому более увеличивает страдание. Это ежедневное бремя и стеснение духа. Богатства питают только огонь. Подобно тому, как чрезмерная пища повреждает тела не только больных, но также и здоровых, так и чрезмерные богатства не только вредят душам злых людей, но также и для тех, которые считают себя добрыми, служат причиною скорби и умножают печали. У них тогда именно и бывает меньшая радость, когда они услаждаются своими преступлениями, потому что печаль есть врачество и облегчение такого рода скорби, особенно, если это «печаль по Боге» (2Кор. 7:10). Веселие же и радость суть умножения скорби. Остерегайся думать о радости, которая есть причина слез. Те, которые среди таких слез охватываются радостью, никогда не будут иметь здравия души. Вот, посмотри, какой огонь они собирают в себе, и какая сила заключалась в весьма малом выражении пророка. Если позволишь, то мы исследуем вновь. Когда ты видишь князей мирских благолепными, величественными, веселящимися в старости от своего пресыщения, радостными ради сынов и потомков, торжествующими, ликующими без печали и заботы, счастливыми и блаженнейшими во всех делах, – то ты думай, что они более достойны плача и слез, потому что воспламеняют свои души огнем греховным. Грехи умножаются вследствие обилия благ и исчезают вследствие скорби и бед. Если с каким-либо нечестивым случится, что он пользуется приятной и легкой жизнью, то таковая легкость становится умножением скорби. И на самом деле, мы знаем многих, которые более лишены разумения, чем грубые животные: они говорят, что стремятся к такой жизни, что они желают проводить такую именно жизнь, ее только могут выносить. Но это и есть самое худшее: они не подвергаются никакой скорби.
* * *
В (Быт.15:13), в словах Бога Аврааму относительно имеющего произойти от него потомства, время пребывания евреев в Египте определяется, как в еврейско-масоретском т., так и в переводах, в четыреста лет. Но в (Исход 12,40–41), а также в (Галат.3:17), оно определяется в четыреста тридцать лет. Св. И. Златоуст берет последнюю дату, и применяет ее к (Быт.15:13).
Этих слов в еврейско-масоретском тексте Псалтири не находится. Подобные им по смыслу читаются в (Пс. 49:16): «Грешнику же сказал Бог: "зачем ты проповедуешь уставы Мои и содержишь завет Мой устами твоими?..» Но замечательно, что в изъясняемом здесь месте пророчества Исаии читаются слова, подобные тем, которые названы словами из еврейского псалма, а именно: Adoaj lareschajim.