Глава 39
1. «В то время Меродах Валадан, сын Валадана, царь Вавилонский, прислал к Езекии» (Ис. 39:1). Что же послал? Письма, содержащие приветствие, и послов с дарами. Видишь ли, какая польза произошла из болезни Езекии? Видишь ли плод победы? Те, которые своими войсками преследовали иудеев и не признавали их за людей, но считали бесправным народом, эти самые прислали послов, требовали мира, заботились о религии иудеев и желали принять их закон. Посылать послов вместе с дарами после выздоровления значило не только просить о мире, но также вступать в дружбу, значило – примирение. И Езекия обнаружил им чистую дружественную любовь. Но пророк говорит Езекии:
3. «Что говорили эти люди? и откуда они приходили к тебе?» (Ис. 39:3). Езекия открыл не то, что они сказали, но – откуда они пришли. Но разве пророк не знал об этом, что спросил его? После того он показывает, что он спросил об этом не потому, что не знал: он предсказал грядущий плен. Мы должны исследовать причину наказания пленом. Хотя она не указана, однако об ней можно заключить из радости развеличавшегося Езекии. Подобно тому, как не указана причина его болезни, а мы полагаем, что таковою была гордость, так, хотя теперь и не открывается причина прихода послов, однако мы думаем, что она заключалась в том, что он надеялся на людей, а не на Бога. Ему неприлично было надеяться на людей и вступать с ними в дружбу, тем не менее, побежденный дарами, он показывает им не то, что прилично было, а напротив, показывает им дом Nechotha. Акила, вместо «дом Нехота», говорит: «дом курений»; Симмах: «дом военных вооружений, золота, серебра, стакти, елея и курения и всего того, что было в его сокровищнице». Почему же ты привязываешь к себе этих друзей, а не Бога, в котором была вся твоя безопасность? Некоторые думают, что он пожелал, показав им сокровища, устрашить их на тот случай, когда ему надлежало пользоваться иными вещами для иной цели. Другие же говорят, что послы пришли затем, чтобы узнать причину происшедшего знамения, так как тот день (исцеления Езекии) был продолжителен, более продолжителен, нежели прочие дни. Был десятый час и солнце вновь возвратилось еще на десять часов; вследствие прихода и возвращения его стало много часов; а потом солнце совершило, сообразно своему течению, еще 12 часов. Вавилоняне, смотря на такую вещь удивленными глазами, пришли спросить о происшедшем знамении, так как в один день солнце должно было совершить течение 32 часов. Поэтому пророк и говорит: «что говорили эти люди?» Езекия не стал показывать им великого Бога, сотворившего дивное, а показал им то, что он мог показать из человеческих дел, но он не помыслил о том, что написано: «проклят человек, который надеется на человека» (Иер.17:5).
5–8 «Вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь. И возьмут из сыновей твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, – и они будут евнухами во дворце царя Вавилонского» (Ис. 39:6, 7). Правильно думают некоторые, что это написано о Данииле, который происходил из царского семени, которого сделали евнухом, а также и о трех отроках.
«И сказал Езекия Исаии: благо слово Господне, которое ты изрек; потому что, присовокупил он, мир и благосостояние пребудут во дни мои» (Ис. 39:8). Но не так говорили те великие и дивные мужи; а как же? «Не престаю, – говорится, – непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих» (Ефес.1:16). «Я согрешил, я [пастырь] поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они?» (2Цар.24:17); а также другой праведник: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:32). Видя скорби тех, с которыми они жили, они не чувствовали своей скорби, а тот Езекия не думал о скорбях других, сам находясь в благополучии; его нрав был человеческим, а нрав тех ангельским; он был суровым и жестоким относительно родственников, а те были добрыми и благожелательными даже относительно чужеродных. Говорим так, чтобы не делать того же. Если тот богач, который был жесток к Лазарю, был так милостив в мучениях, то тем более нам следует быть милостивыми. Смотри, какую пользу получил тот от мучений: праведный Езекия не заботится даже о своих детях; напротив, беззаконный и жестокий не забыл о своих ближних; хотя он был в муках, однако он не удерживался от молений и прошений; хотя он не мог принести им никакого утешения, однако он все молил и просил? Где те, которые говорят, что утешением живущих в мучениях служит то, чтобы все вместе находились в муках? Вот тот богач не просил о том, чтобы мучение прибавлялось к мучениям, но просил, чтобы братья его не грешили и чтобы они не жили также в мучениях, до которых они еще не дошли. И в самом деле, что пользы тебе, человек, желать видеть других в мучениях? Ужели это для тебя будет утешением в скорби? Ужели оттого мучения будут более легкими? Конечно, говорят; но рассуждая так, ты не знаешь, как велики мучения. Ужели ты думаешь, что богач был один в муках, а не вместе с 600 товарищами по наказаниям? То, что он был не один, а вместе со многими, узнай из слов Авраама: «между нами и вами утверждена великая пропасть» (Лк.16:26), Ужели множество народа делает жар пламени более легким? Никак. Иудеям, которые были отведены в плен, хотя их было много, ужели это служило утешением? Если ты, человек, воспользуешься светом разума, то ты поймешь, что в мучениях других тебе могут помочь только молитвы, для того, чтобы ты нашел спасение. Если же мы все виновны против Господа, то кто может утолить гнев Его? Так как Езекия был столь жесток к своим детям, то смотри, как утешил его милостивый Господь.