Азбука веры Православная библиотека священномученик Иоанн Восторгов Правда веры и жизни. Житие и труды священномученика протоиерея Иоанна Восторгова
священник Афанасий Гумеров

Правда веры и жизни. Житие и труды священномученика протоиерея Иоанна Восторгова

Источник

Содержание

Предисловие

Житие священномученика Иоанна Восторгова (1867–1918) Лик святых. Проповеди о святых угодниках божиих Христианин должен быть святым Суд святых Свидетели верные Мир душевный Любовь ко Христу Женщина-христианка Подражание святым Вера и ревность Вечная память в Церкви Русь Святая Христианство жизненное Заветы древних святителей Московских Святые заветы детям Патриотическое служение русского духовенства. Заветы святителя Алексия Заветы жизни святителя Иоанна Златоустого Священной памяти небесного покровителя земли Русской Вечное чудо христианства Заветы патриарха Ермогена Слово похвальное Ермогену, Святейшему Патриарху Всероссийскому Служение вечному. Священной памяти Святейшего Патриарха Ермогена В ожидании прославления Святейшего Патриарха Ермогена Духовный вождь русского народа Правда веры и жизни Уроки прославления святых Блаженной памяти Московского митрополита Филарета Кронштадтский светоч и газетные гиены В Кронштадте у отца Иоанна Знамения времени. Отец Иоанн Кронштадтский и граф Л. Н. Толстой Божие дитя. Памяти отца Иоанна Кронштадтского В Иоанновском монастыре Говори, не умолкай! Православие в Японии Спасение царево На царской страже В жертву всегда избирается лучшее В память вечную будет праведник. Слова и речи о подвижниках веры и благочестия Тайна обаяния великого полководца Памяти царя-миротворца Нравственный облик царя-миротворца Церковная деятельность на Кавказе в царствование императора Александра III Памяти императора Александра III. Смысл и значение его царствования Жертвы и герои долга Беспредельная преданность Богу Основатель Православного Палестинского общества Памяти убиенного архиепископа Никона, экзарха Грузии Слово на панихиде по убиенном архиепископе Никоне Труды протоиерея Иоанна Восторгова  

 

Сборник содержит житие, слова и проповеди замечательного пастыря и проповедника начала XX века протоиерея Иоанна Восторгова, подвигом мученичества утвердившего свою веру в эпоху гонений на Церковь и отречения от Христа. Будучи настоятелем Покровского собора на Красной площади, отец Иоанн стяжал себе широкую известность как яркий проповедник и патриот. Священномученик Иоанн в должности синодального миссионера много потрудился для утверждения Православия, посвятив свои яркие дарования и силы Святой Церкви.

Предисловие

За несколько дней до начала нового XX, для нас уже минувшего, века отец Иоанн Восторгов писал: «Основные запросы человеческого духа не изменяются с переменой столетий; все те же они, эти вопросы высшего порядка, вопросы о смысле и цели бытия, нередко затемняемые ежедневной сутолокой жизни, но никогда не умирающие... И как в природе во все века, возвышаясь над всеми переменами ее жизни, неизменно действует вложенный Богом закон всемирного тяготения, так в человеческом богоподобном духе, не умирая, действует всечеловеческое и всемирное тяготение его к бесконечному центру мира..»1 Во все времена, даже в болезненные эпохи массового, заразительного неверия, человек, которого Творец создал по Своему образу и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт.2:7), не перестает тосковать явно или смутно по своему Небесному Родителю и стремиться к Нему. Эту истину, подтвержденную опытом всех поколений, особенно явственно открывает нам жизнь святых. По слову нашего Спасителя, они являются солью земли (Мф.5:13). Своей духовной силой и крепостью святые удерживают мир от нравственного гниения. Своей чистой и строгой жизнью, посвященной Богу, они светят окружающим их людям, погруженным во мрак неверия и нравственного неведения, помогая найти спасительный путь.

О святых лучше всего могут рассказать сами святые. Святой пророк Моисей запечатлел жизнь праведников, живших до него (Авеля, Ноя, Авраама и других). Великий пророк Самуил рассказывает в Первой книге Царств о молодом Давиде, уже помазанном на царство, но еще гонимом и не обретшем пока царского скипетра. Святой апостол и евангелист Лука засвидетельствовал нам жизнь и деяния святых апостолов. Так было и в последующие времена. Одним из первых творений в области агиографии было житие преподобного Антония Великого, написанное святителем Афанасием Великим.

Протоиерей Иоанн Восторгов, всецело посвятив данные ему Богом богатые таланты (дар яркого и сильного слова, проницательный и ясный ум, могучую, не слабевшую с годами энергию) служению Церкви, закончил жизнь святым мучеником и прославлен на Архиерейском Соборе в августе 2000 г. Как проповедник и духовный писатель он часто обращался к опыту святых. 23 февраля 1903 года, в Неделю Православия, он говорил: «Во славу Бога и Христа Его, в благодарное исповедание Божией благости и благодати, свидетельствуем мы о великом сонме святых Божиих в нашей Православной Церкви. Не оскудевает сонм этот, растет из века, украшая новыми и яркими звездами духовное небо славного христианства. Милостью Божиею не оскудела носителями святости и наша Российская Церковь... Наступил XX век, и се – у самого порога его мы видим новое знамение милости Божией к Русской Церкви, новое свидетельство ее истины, ее православия и целости ее духовной жизни, новый призыв к нам хранить святыню веры и сыновнее послушание Церкви: близится время прославления боголюбивого старца Серафима, Саровского подвижника, нареченного в святых Божиих общим гласом верующего и православного народа»2.

В предлагаемой читателю книге собраны проповеди и статьи священномученика Иоанна о тех, кто угождал Богу своей праведной жизнью. В этот сборник включены не только уже прославленные Церковью подвижники, но те, кто, имея высокое благочестие, по-христиански исполнил свои многотрудные обязанности общественного служения. Хотя имена эти знакомы каждому образованному человеку, их богатая духовная жизнь и подвиги веры известны, к сожалению, немногим. Так при имени А. В. Суворова сразу вспоминаются блистательные ратные дела (взятие Измаила, Альпийский переход и др.). Но сколько людей знают, что он построил несколько храмов (в Новой Ладоге он собственными руками изготовил крест-распятие), был щедрым благотворителем (только после смерти Суворова узнали, что он посылал ежегодно ко святой Пасхе в петербургскую тюрьму несколько тысяч рублей на выкуп неимущих должников), что он свято соблюдал церковные уставы, составил «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу» (опубликован в 1998 г.), в конце жизни принял решение стать иноком и написал письмо государю Павлу Петровичу с просьбой «позволить отбыть в Нилову Новгородскую пустынь, где... намерен окончить краткие дни в службе Богу»3.

Выступления протоиерея Иоанна, посвященные государю Александру III, представляют ценный вклад в духовно-нравственную оценку личности этого великого монарха. В посвященной ему литературе последнего столетия доминируют взгляды, удручающие бедностью оценок, стереотипностью суждений, узостью критериев (политика контрреформ, жесткий административный контроль, подавление инакомыслия и проч.). Насколько искажен такой одномерный взгляд, можно убедиться, обратившись к высказываниям далеко не консервативного исследователя отечественной истории В. О. Ключевского: «Наука отведет императору Александру III подобающее место не только в истории России и всей Европы, но и в русской историографии, скажет, что он одержал победу в области, где всего труднее даются эти победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, ободрил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное самосознание, и сделал это так тихо и молчаливо, что только теперь, когда его уже нет, Европа поняла, чем он был для нее»4.

Святые Христовы заповеди даны всем: бедным и богатым, больным и здоровым, царям и нищим. На Суде Божием все будут судимы именно по законам евангельской правды. Каждый делатель, по слову нашего Спасителя, будет узнан по плодам его (см.: Мф.7:16). Перед Своей крестной смертью Господь наш Иисус Христос назвал мир как драгоценнейшее наследие, которое Он оставляет на земле: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин.14:27). В Нагорной проповеди Господь наш, называя блаженными исполняющих заповеди Божий, выше всех ставит миротворцев – тии сынове Божий нарекутся (Мф.5:9). Эта высокая мысль была воспринята святыми отцами и подавалась как важнейшее назидание людям. «Посему все те, которые любят благо мира, и, напротив того, ненавидят раздор и отвращаются его, близки к Богу и Божественным духам; а те, которые браннолюбивы нравом, ищут славы в нововведениях и тщеславятся тем, чего бы надлежало стыдиться, принадлежат к противоположной стороне. Ибо и диавол не только сам с собою в раздоре, по своей многовидности и по своим страстям, но то же производит и в других, как человекоубийца искони и ненавистник добра, прикрывая себя тьмою возмущения...»5.

Плоды правления Александра III изумительные. Он взошел на трон по окровавленным, залитым кровью отца, ступеням, чтобы принять скипетр над страной растерянной и смятенной взаимной ненавистью и раздорами, а оставил державою. Это было очевидно всем любящим Россию современникам рано почившего царя. Вот одно из свидетельств: «При кончине государя все почувствовали, что потеряли в нем то, чем наша жизнь была, – надежду. Его дела были у всех на глазах: успокоение царства после общей умственной и нравственной смуты, закончившейся событием 1 марта; твердая, истинно русская политика, поставившая Россию в Европе, без войн и пожертвований, так прочно и высоко, как она никогда не стояла; голос России – первый и решающий в Европе; тишина и спокойствие, которыми мы пользовались, заботы и льготы для устроения разных сословий, возросшее значение Церкви – все это труды почившего царя... Недолго длился царственный подвиг почившего государя, но в короткое время он достиг венца человеческой жизни: он отвергнулся себя»6. Праведность его засвидетельствована праведниками (святым праведным Иоанном Кронштадтским, святой преподобномученицей Елизаветой и др.). Современники по плодам царствования назвали его царем-миротворцем.

Среди тех, кого священномученик Иоанн Восторгов почитал как праведника, был также великий князь Сергий Александрович. Помещенная в книге речь при его поминовении содержит веру в его молитвенное предстательство: «В этот час заупокойного о нем моления, продолжая в любимой им Москве любимое им дело, мы призываем его светлый дух, и, приобщая его к радости подвига во имя Церкви и России, мы уповаем на невидимое его нам вспоможение духом его любви, его загробного дерзновения в молитве к Богу»7. Получив весть о его убийстве, святой преподобноисповедник Сергий (до монашества – протоиерей Митрофан Серебрянский) записал: «7 февраля. Сейчас служили мы панихиду по новом мученике царствующего дома, великом князе Сергии Александровиче. Царство Небесное мученику за правду!»8 Трудно найти в нашей истории другого человека, чей светлый лик так старательно пытались бы очернить клеветою. «Он был, – пишет современный православный исследователь, – оклеветан не только революционерами, врагами великой национальной России, но и многими представителями «высшего» общества. Его неутомимо чернили за рубежом, чем особенно прославился германский император Вильгельм II. Но он, помня слова Спасителя: в мире скорбни будете (Ин.16:33), высоко неся имя православного христианина, не воздавал им злом за их беззакония. Мать-Церковь обильно подавала ему свои утешения, и он наслаждался ее святыней. Однако безбожный мир продолжал жестоко преследовать его, и наконец он был зверски убит»9.

К сожалению, и сейчас даже среди людей, претендующих на серьезный подход к истории, можно встретить жертв этой клеветы. Живучесть ее при отсутствии каких-либо фактов убеждает в том, что она питается из самого мутного источника, который хорошо был известен святым отцам. Греческое слово «диавол» переводится как «клеветник, ненавистник». Потому слово Божие относит клевету к тяжким грехам (см.: Рим.1:30; 2Тим.3:3). Ложь, по-видимому, в силу своей генетической природы обладает изощренно-парадоксальной логикой. Она норовит прилепиться чаще всего к той области, где человек наиболее безукоризненно себя проявляет. Как ни чудовищно звучало обвинение святителя Афанасия Великого в растлении женщины, но нашлись люди, которые устроили ему суд, хотя весь христианский мир (восточный и западный) знал его высокую подвижническую жизнь. Святитель Василий Великий писал ему: «Если бы при содействии твоих молитв удостоились мы увидеть тебя и насладиться тех благ, какими ты преисполнен, и к сказанию о нашей жизни присовокупить свидание с твоей подлинно великою и апостольскою душою, то, без сомнения, заключили бы о себе, что, по Божию человеколюбию, приобрели мы утешение, вознаграждающее за все скорби, какие претерпели в целой своей жизни»10. Преподобного Германа Аляскинского обвинили в присвоении чужих денег, хотя нестяжательная жизнь этого смиреннейшего человека была хорошо известна.

Среди клеветников великого князя Сергия самыми нечистыми были те, кто касался его супружеской жизни – этой возвышенно светлой страницы его недолгой, но многотрудной жизни. Трудно избавиться от недоумения: почему повторяющие эту ложь не примут свидетельства его святой супруги?! От писем ее, в которых она говорит о своем муже, веет радостью при жизни и чувством благодарности за пережитое счастье после его смерти. Она писала государю Николаю II 7 апреля 1910 года: «Дорогой мой... Сергей с радостью умер за тебя и за свою родину. За два дня до смерти он говорил, с какой готовностью пролил бы свою кровь, если бы мог этим помочь. Надеюсь, Господь даст мне силы, чтоб никто не смог сказать, что я оказалась недостойной водительства такого истинно благородного мужа и настоящего христианина»11.

Чуткий и духовно внимательный к проявлениям благочестия, протоиерей Иоанн не упускал возможности говорить о святых угодниках Божиих. «Почему же так важно пребывание праведных среди народа? Прежде всего потому, – говорит священномученик Иоанн, – что они являются показателями и свидетелями духовной жизни и духовного роста народа; они своим существованием показывают, что народ не умер для Бога, для святости и для духовной жизни; что среди него есть люди достойные благоволения Господа, и что таких людей немало. Прославленные праведники, угодники, чудотворцы – это как бы высочайшие горные вершины... Горные высочайшие вершины никогда не стоят совершенно одиноко и особняком на равнине; около них всегда поднимаются меньшие, но все же возвышенные горы, целые цепи гор, целые горные пространства. В области духовно-благодатной видим то же: около великих святых есть меньшие, но добрые и высокие души: их почитатели, ученики, подражатели, люди, напоенные единым с ними духом, единой верой, единым благочестием. Праведники не бывают совершенно одиноки; вот почему прославление праведного есть признак, что в обществе, где он жил, воцарилось не одно зло, что, напротив, в обществе этом есть живые духовные силы; вот почему, далее, прославление праведного есть радость Церкви, которая видит, что она не бесплодно молилась о сынах своих, не бесплодно учила их вере и благочестию, и действительно, ведет их к небу и блаженной вечности»12. Слова эти были сказаны священномучеником Иоанном Восторговым 19 июня 1903 г. – за месяц до Саровских торжеств.

Имеем ли мы, век спустя, такую же бодрую веру в духовные силы России? Не побеждается ли она воспоминаниями страшных потрясений, постигших наше Отечество в минувшем столетии? Жестокое, безжалостное разрушение тысячелетней православной традиции, в которой выкристаллизовался лучший опыт поколений, многие десятилетия массового атеизма, лишившего большую часть народа живоносных источников духовно-нравственного здоровья, – все это напоминает пронесшийся страшный разрушительный ураган. Особенно пострадала наиболее тонкая и хрупкая сфера народной жизни – нравственная. Земля наша залита кровью младенцев: ежегодно женщины наши убивают во чреве 2,5 миллиона детей. Люди – от подростков до престарелых – не стыдятся блуда, называя этот смертный грех, который как кислота разъедает нравственную ткань души, «частной жизнью». Наркомания и алкоголизм среди подростков (включая 11– 13-летних детей) нарастают. Вернется ли духовно-нравственное здоровье народа? Жива ли надежда?

Священномученик Иоанн всегда черпал силу своего упования в слове Божием. Он был свидетелем потрясения духовно-нравственных устоев народной жизни, но никогда не был историческим пессимистом. Каким бы ни казался задавленным общественными невзгодами народ, сколько бы ни обломала пронесшаяся буря ветвей и стволов, главное – жив ли корень народной жизни? Если он жив, тогда по отношению к нашей стране действительно будет слово пророка: Как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее (Ис.6:13)13.

Корень народной жизни – православная вера, а семя – святые угодники Божии и праведники, без которых не стоит ни один град, ни одна страна.

В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе протоиерей Иоанн Восторгов был прославлен в лике святых как священномученик.

* * *

1

И. И. Восторгов, прот. Новый год и новый век. – Полное собрание сочинений в пяти томах. СПб., 1995 (репринт). Т. 1, С. 1–2.

2

И. И. Восторгов, прот. Правда и вера жизни. – ПСС. Т. 2. С. 222–223.

3

Цит. по кн.: Жукова М. Г. «Твой есмь аз. Суворов». М., 1998. С. 120.

4

Речь в Императорском обществе истории и древностей российских. – цит. по кн.: Ольденбург С. С. Царствование императора Николая П. СПб., 1991. С. 7.

5

Григорий Богослов, свт. Слово 6-е, о мире. Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994. Т. 1. С. 153–154.

6

Поселянин Е. По поводу смерти Александра III: Судьбы царевы. СПб., 2001. С. 184.187.

7

И. И. Восторгов, прот. Основатель Православного Палестинского общества. – ПСС. Т. 3. С. 353.

8

О. Митрофан Серебрянский. Дневник полкового священника, служащего на Дальнем Востоке. М., 1996. С. 250.

9

Вяткин В. В. Христовой Церкви цвет благоуханный. Жизнеописание преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны. М., 2001. С. 47.

10

Василий Великий, свт. Творения. СПб., 1911. Т. 3. С. 105.

11

Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995. С. 50.

12

И. И. Восторгов, прот. Уроки прославления святых. – ПСС. Т. 2. С. 271–272.

13

И. И. Восторгов, прот. Семя святое. – ПСС. Т. 2. С. 183.


Источник: Правда веры и жизни : Житие и тр. священномученика прот. Иоанна Восторгова / [Сост., авт. предисл., жития и примеч. свящ. Афанасий Гумеров]. – Изд. Сретен. монастыря - Москва : Тип. АО Мол. гвардия, 2004. - 366 с. : ил., цв. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle