Источник

Частные постановления

а) О лицах совершающих таинство миропомазания

В состав таинства миропомазания входит двоякое действие: 1) освящение самого мира и 2) у потребления мира в таинстве, или совершение таинства над верующими. Освящение мира, по установлению правосл. Церкви, принадлежит исключительно епископам (74). Основание сего в том, что св. миро есть орудие и печать благодатных даров Св. Духа: но дары Св. Духа сохраняются в Церкви только по непрерывному преемству от апостолов, через их таинственное рукоположение, а это преемство принадлежит исключительно епископскому сану. Самое возложение рук, чрез которое в апостольские времена сообщалась верующим благодать Св. Духа, было, как видим из деяний апостольских, исключительным преимуществом избраннейших (двенадцати) апостолов, а от них передано только рукоположенным ими самими епископам, так что в самой апостольской Церкви лица, не имеющие епископского сана, как напр. Филипп, не могли возложением рук сообщать Св. Духа верующим (Деян. 8). Пресвитер, хотя по благодати священства, есть также раздаятель духовных даров, но раздаятель не начальственный и не самостоятельный, а служебный, так как и собственную благодать священства он приобретает не независимо, а по рукоположению от епископа; поэтому и другим духовные дары пресвитер может раздавать не непосредственно, а только посредством орудий, освященных на то властью епископской. Так он совершает таинство евхаристии не иначе, как на престоле, освященном от епископа; так и миро, орудие благодатных даров Св. Духа, он освящать сам не может, а употребляет его только по освящении епископском. Таков всегда был порядок в Церкви (75). Но употреблять св. миро в таинстве, или совершать самое миропомазание, правосл. Церковь никогда не возбраняла пресвитерам. В книгах Апостольских постановлений читаем: «ты, епископ, или ты, пресвитер, | сперва помажь елеем, потом крести водою, и наконец запечатлей миром» (76). В первые века, правда, и самое помазание с возложением рук совершали сами епископы: но это потому, что в те времена и все вообще таинства совершались большею частно самими епископами, а пресвитеры были только их помощниками, так что и самое крещение совершали только с дозволения епископов, или в отсутствие их (77). Но этим не отрицалось собственное право пресвитеров совершать таинства. Наконец мирянину никогда, ни в каком случае, даже и смертном, не дозволяется помазывать кого-либо св. миром (78).

Об этом предмете западная Церковь учит не согласно с восточною. Совершение таинства миропомазания (у римских католиков – confirmatio) западная Церковь признает исключительным правом епископа (79). Хотя она основывается в этом случае на примере апостолов, которым преемствуют епископы, и которым, как сказано выше, исключительно принадлежало возложение рук, однако и православная Церковь, очевидно, не нарушает апостольских прав в силе епископов, когда самое освящение мира предоставляет исключительно епископам, а пресвитерам дозволяет только действие помазания. Патриарх Фотий, обличая отступление римской Церкви от вселенской, говорить: «учат, что пресвитерам нельзя, помазывать миром крещаемых, что это право по закону принадлежит епископам. Но где этот закон? кто его написал? апостолы, или отцы? или это определено каким-либо собором? Где и когда об этом было говорено и кем утверждено? Кроме того, если священникам нельзя миропомазывать, то нельзя совершать и других таинств» (80). Общий обычай Церкви, как мы видели, также не подтверждает этого. Напротив, должно сказать, что и в западной Церкви это – мнение поздних времен. На западных соборах, прежде тридентского, нет особенного запрещения пресвитерам миропомазывать, а позволение есть (81). На флорентинском соборе латиняне не могли опровергнуть по этому предмету доказательств Восточных. Напротив, папа Евгений IV, присутствовавший на этом соборе, в своем декрете к армянам писал: «апостольское седалище, по уважительным причинам, разрешает совершать таинство утверждения (confirmationis) и простому священнику, миром, освященным от епископа» (82).

б) Лица, над которыми миропомазание совершается.

Таинство миропомазания должно быть совершаемо во 1-х над всеми крещающимися, как младенцами, так и возрастными; во 2-х оно совершается над обращающимися к православной Церкви от ересей и расколов, и в 3-х совершается над православными государями, при венчании их на царство. Таинство миропомазания, по правилам Церкви, должно быть совершаемо над всеми крещаемыми непосредственно после крещения (лаод. 48), как и совершалось оно в православной Церкви изначала (83), так что и в самом чинопоследовании церковном оно непосредственно соединяется с таинством крещения. Хотя в первые века, когда миропомазание совершаемо было самими епископами, случалось, что на несколько времени оно отлагалось, до тех пор, когда епископы имели возможность совершить его: но только по этой причине, т. е. по невозможности для епископов в одно время помазывать всех новокрещенных, и отлагалось их миропомазание. Поэтому-то и предоставлено помазывать миром всем вообще пресвитерам, чтобы во избежание опасностей, могущих последовать от продолжительного замедления в миропомазании крестившихся, таинство это могло быть сообщено им безотлагательно и немедленно после крещения.

Что касается до присоединяемых к Церкви от ересей и расколов: то св. отцами положено общее правило, чтобы помазывать их св. миром (Вас. вел. пр. 1). Хотя крещение, совершаемое в расколах, и даже в некоторых ересях (см. выше), признается действительным и не повторяется православною Церковью, если только совершено во имя Отца и Сына и Св. Духа, с троекратным погружением в воду: но в этом отношении есть важное различие между крещением и миропомазанием, именно то, что крещение по правилам Церкви может, в случае нужды, совершено быть и без священнослужителей, мирянами; а таинство миропомазания, так как в нем сообщаются верующим благодатные дары Св. Духа, непременно требует для совершения своего лиц освященных, имеющих и власть, и таинственное на себе самих рукоположение, чтобы сообщать другим дары Св. Духа. Притом дары Св. Духа распространяются и сохраняются в Церкви только непрерывным преемством от апостолов: следовательно, где нет этого преемства, где таким образом не может быть и законного священства, там и не может быть истинного таинства миропомазания. Так рассуждает об этом св. Василий великий: «хотя бы отступление от Церкви произошло (только) чрез раскол: но отступившие уже не имеют на себе благодати Св. Духа. Ибо оскудевает преподаяние благодати, как скоро пресекается законное преемство. Может быть, первые отступившие и получили посвящение от отцов (православных епископов), и чрез возложение рук имели дарования духовны». Но отторженные (вслед за первыми), соделавшись уже мирянами, не могут преподать другим благодати Св. Духа, от которой сами отпали» (Вас. пр. 1). Таким образом св. Василий великий еще соглашается признать крещение некоторых еретиков и раскольников: но относительно миропомазания говорить: «всемерно да будет установлено, чтобы после крещения еретиков, приходящие к Церкви, были помазуемы от верных, и не иначе приступали к таинствам» (там же). Впрочем не в противность словам св. Василия, а в сообразность с главною их мыслью, и в некоторых отделившихся от кафолической Церкви обществах Церковь может признавать сохранение иерархического преемства, и следовательно святыню таинств, – по той причине, что они заблуждаются только в каких либо частных мнениях, не испровергая оснований веры и Церкви: – в отношении к таким обществам, есть примеры и правила древней Церкви – воссоединять с Церковью членов их только посредством таинства покаяния, молитв и торжественного отречения от их прежних заблуждений Так VI вселенский собор постановил о несторианах и евтихианах (пр. 95). Так в настоящее время православная Церковь совершает присоединение римских христиан (84). Если же при обращении таких иноверцев будет известно, что они не помазаны в своей Церкви миром, или будет не известно, помазаны ли, то они должны быть без всякого сомнения помазаны в православной Церкви (85). Отступившие от Церкви в ереси или расколы, также в иные вероисповедания, если в свое время помазаны были св. миром, по новом обращении к Церкви не помазуются снова, а воссоединяются с нею только молитвами и покаянием (86).

В чин православной Церкви о миропомазании присоединяемых к Церкви иноверцев упоминаются и восприемники, на случаи, когда присоединяемый из иноверцев, по каким-либо причинам, не может давать сам от себя необходимых ответов на вопросы, положенные при совершении сего священного действия. Но общего правила о необходимости восприемников при св. миропомазании нет (87).

Помазание св. миром царей, при вступлении их на престол, установлено самим Богом. Бог, освятив царскую власть в израильском народе, повелевал помазывать избранных на царство, при самом избрании их. Так помазаны были Саул, Давид и прочие цари еврейского народа (1Цар. 10, I. 16, 12 и пр.). Что это было не внешним только торжественным обрядом, но таинственным действием, видно из того, что помазание сопровождалось особенным дарованием Св. Духа. Так сказано, что после помазания ношашеся Дух Господень над Давидом, от дне того, и потом (1Цар. 17,13). На этом богоучрежденном основании, и с таким же понятием, христианская православная Церковь совершает таинство миропомазания над православными государями, при венчании их на царство. Это не есть особое таинство: ибо имеет одно основание с общим таинством миропомазания и одинаковый образ, и во всяком случае прав. Церковь признает неизменно только семь таинств; не есть и повторение того же таинства: ибо имеет исключительное значение и употребление; общее же таинство Церковь признает неповторяемым. Это есть только особый вид таинства миропомазания, или, так сказать, высшая степень его, так как в нем сообщаются помазаннику особенные, высшие дары благодати, соответственно его высшему назначению в мире и в Церкви Христовой, где он должен править общественную жизнь Христианского, миропомазаннаго рода.

* * *

74

Карф. 6. сн. Прав. испов. вопр. 105. Прав. катих. Исповед. патр. чл. 10.

75

Св. Киприан: ер. 73. ad Jubaj. Златоуст на деяния апост. 18. Августин: de bapt. Иероним: ad Lucifer, cap. 4.

76

Const. A post. 7, 23.

77

Диописий Apeon. о церк. иер. 5. св. Игнатий бог. к смирн. Тертулл. de bapt. cap. XVIl. Иероним ad Lucifer, cap. 4.

78

Книг. о должностях пресвит. ст. 89..

79

Concil. trident, sess. 7. can. 3. «Si quis dixerit sanctae confirmationis ordinarium ministrum non esse solum episcopum, sed quemvis simplicem presbyterum, anathema sit». Ib. sess. 23. can. 7. Cath. rom. 2, 3. 13.

80

Photii epist. encycl.

81

См. выше. Самый тридентский собор, называя епископов – ministrum confirmationis ordinarium, не отказывается признать пресвитера ministrum – по крайней мере extraordinarium.

82

Collect. concil. Harduin. t. IX. p. 438. На основании той мысли, что папа выше церковных канонов, римские канонисты допускают, что только один папа может разрешать для пресвитеров совершение миропомазания, даже независимо от епископов. Cours droit canon. par. I`Able Andre t. 1. Paris. 1844. au mot: confirmation. В новейшие времена этим правом пользовались от папы миссионеры и иезуиты в иностранных землях. Впрочем, более умеренные римские канонисты признают такой порядок дел несправедливым. vid. Tamburini praelect. de Ecclesia. 1845. Paris. pars 4. pag. 24. 25. Римско-католические уставы, возложить обязанность миропомазания на епископов, обязанность их для этого учащать свои посещения по епархиям. Concil. de Tours (1583), – de Bourges (1584), – d’ Aix (1585), – de Toulouse (1596) et caet. A на приходских священников возложена обязанность только побуждать своих прихожан к принятию сего таинства.

83

Const. Apost. 7, 43. 44. Тертулл. de bapt. cap. 7. 8. Св. Киприан: ер. 70. ad Jubajan. Св. Кирилл иepyc. огласит. 3, § 1. 3. 6. 7. Дионисий ареоп. церк. иep. гл. 2. и пр.

84

См. чин присоединения к правосл. Церкви иноверцев.

85

См. книг, о должностях пресвитеров.

86

Чин присоединения к прав. Церкви стр. 56.57.

87

По правилам римской Церкви, восприемники при миропомазании необходимы, и вступают в духовное родство с миропомазанными; эти восприемники отличаются от восприемников при крещении и даже по правилам должны быть другие лица. Cours droit canon, par Andre, t. I. au mol: Confirmation et affinite. Paris. 1814.


Источник: Иоанн (Соколов), епископ. Обзор церковных постановлений о причащении и покаянии // Православный собеседник, 1859. Ч. 1. С. 259-297; Ч. 2. С. 377-394.

Комментарии для сайта Cackle