Источник

О кончине мира, Страшном суде и воздаянии

I. Православное учение о кончине мира, страшном суде и воздаянии

Вот что говорит св. И. Златоуст о неверующих в суд и воздаяние: «Неверующие в суд и воздаяние после сей жизни говорят: кто пришел после смерти и возвестил об этом? Если такие слова – и шутка, и то уже не хорошо; ибо о подобных вещах шутить не должно. Если же ты и в самом деле не думаешь, что будет что-либо после сей жизни, то почему называешь себя христианином? Для чего принимаешь ты купель? Для чего ты входишь в церковь? Вся наша надежда в будущем. Так для чего приступаешь, если не веришь Писаниям, если не веришь во Христа? А будучи таким, ты – не скажу, не христианин, ты – хуже язычника. Почему? Потому что, признавая Христа Богом, не веруешь в Бога. То нечестие по крайней мере последовательно; кто не думает, что Христос есть Бог, тот, разумеется, не верует в Него; а это даже не держится и последовательности,– признает Его Богом, и не почитает достоверным того, что Он сказал. Скажи мне, неужели мы ничем не отличаемся от свиней и ослов? Если нет ни суда, ни воздаяния, то для чего почтены мы таким даром – словом, и все имеем в подчинении? Для чего мы начальствуем. а то подначально? Смотри, как диавол теснит нас со всех сторон своими убеждениями, чтобы мы не знали дара Божия. Он смешивает рабов с господами; как продавец невольников и неблагодарный слуга, старается доброго человека привести в одинаковое ничтожество с оскорбителем. Повидимому он отвергает суд; а этим отвергается бытие Бога; ибо диавол всегда таков,–все предлагает с хитростью, а не прямо, чтобы мы не остерегались. Если нет суда, то Бог, судя по-человечески, несправедлив; а если Бог несправедлив, то Он и не Бог; когда же он не Бог,–все пошло просто: нет ни добродетели, ни порока. Но явно ничего такого не говорит он. Видишь ли помысл сатанинского духа, как из людей хочет он сделать бессловесных, или лучше – зверзй, а еще лучше – демонов. Итак, не будем верить ему. Есть суд, жалкий ты и несчастный человек! Знаю, откуда приходишь ты к этим словам. Много у тебя грехов, много сделано тобою обид, и нельзя тебе иметь открытой речи; ты думаешь, что за твоими словами последует и природа вещей. До времени я не буду, говоришь, огорчать душу ожиданием геенны. Хотя бы и была геенна, я постараюсь убеждать себя, что ее нет; а между тем погуляю. Для чего прилагаешь согрешения к согрешениям? Пусть согрешил ты сам; зачем же располагаешь ко греху других, говоря, что нет геенны? Зачем обманываешь простосердечных? Зачем надрываешь руки народа? По твоему, все должно быть навыворот: люди честные пусть будут не честные, а беззаботные; злые же пусть не отстают от зла. Настанет, непременно настанет суд и воскресение, и не отщетит Бог столь великих дел. С нашим мнением согласны и эллины, и варвары, стихотворцы и философы, и вообще весь род человеческий, хотя и не все в равной мере; ибо все допускают некоторого рода судилище во аде. Так, это для всех ясно и несомненно»39.

Без веры в загробную жизнь не может быть и речи о нравственности. Что заставило бы человека быть самоотверженным, ограничивать свои чувственные потребности, отказывать себе в удовольствии, бедствовать, мучиться, страдать? Таких оснований не было бы для него без веры в загробную жизнь. Без нее он не имел бы никакой точки опоры ни для своей мысли, ни для чувства. В основание для решения направления и характера своей деетельности он тогда мог бы класть все, что пожелает, или что покажется ему выгодным. Итак, если заставить нравственный взор человека замкнуться в этом ограниченном мире, отклонить от человека перспективу будущей загробной жизни, то в основание его деятельности ляжет земная, чувственная точка зрения, преследующая скоротечные интересы: пользу, удовольствие и т. п., точка зрения, не имеющая ничего общого с безусловной нравственной. В силу этого неправы те, которые думают, что вера в бессмертие души не только не поднимает идеала, но даже роняет его. При ней добро будто бы теряет свою безотносительную ценность и получает вид мотива чисто эгоистического. Нет, вера в бессмертие души осмысливает нравственную жизнь человека, вдохновляет его на пути борьбы с пороком и служит необходимым условием истинно нравственной жизни. Нравственное же совершенство отнюдь нельзя считать лишь средством к получению будущего блаженства. Нравственность сама по себе есть цель, достоинство доброго деяния вь нем самом, почему в каких бы то ни было внешних наградах оно по самому существу своему не нуждается.

II. Библейские изречения о кончине мира и страшном суде

а) Непреложность кончины мира и страшного суда

Страшный суд будет всеобщий. Пред ним предстанут «все народы»,начиная от сотворения мира до последнего дня.

Мк. 13:26. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.

27. И тогда Он пошлет Ангелов Своих, и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба

1Фес. 4:16. Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде.

17.Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

Мф. 24:30. Тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.

На нем раскроются и изобличатся «все» наши мысли, слова и дела, явные и тайные:

Откр. 20:12. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.

Иуд 1:14. О них (о мечтателях, которые оскверняют плоть, злословят высокие начальства) пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих–

15.Сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники.

1Кор. 4:5 Посему не судите никак прежде времени, пока не прийдет Господь, который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

Этот суд будет праведнейший; ибо Судиею будет Сам Господь «воздающий каждому по делам» без лицеприятия:

Откр. 20:13. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых которые были в них; и судим был каждый по делам своим.

Рим. 2:3. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела, и (сам) делая то же?

4.Или принебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

5.Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,

6. Который воздаст каждому по делам его.

7.Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную,

8.А тех, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев,

11.Ибо нет лицеприятия у Бога.

1Пет. 1:17. И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего.

На Страшном суде решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел, овцы от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения:

Мф. 13:49. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых от среды праведных,

50. И ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Мф. 25:32. И соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов.

33. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую.

46. И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизиь вечную.

Ис. 43:13. От начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это?

Последствия Страшного суда для благочестивых неописуемо утешительны:

Лк. 14:14. И блажен будешь, что они (нищие) не могут воздать тебе; ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

Мф. 19:24. Иисус же сказал им (ученикам): истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых.

29. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или землю, ради имени Моего, получит во сто крат, и наследует жизнь вечную.

Для грешников же последствия суда ужаснейшие:

Сир. 5:3. И не говори: «кто властен в делах моих?» ибо Господь непременно отмстит за дерзость твою.

Откр. 21:8. Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

Мф. 25:41. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.

Притч. 16:25. Если он говорит и нежным голосом, не верь ему; потому что семь мерзостей в сердце его.

При воскресении, мертвые восстанут в тех же телесах, с которыми мы живем, умираем и полагаемся во гроб:

Ис. 26:19. Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвыя тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя роса растений и земля извергает мертвецов.

Дан. 12:2. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.

Иез. 37:3. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.

12.Посему изреки пророчество, и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши, и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и введу вас в землю Израилеву.

13.И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы наши и выведу вас, народ мой, из гробов вашнх.

Сравн. 3Ездр. 7:32 – 33; 14:35. Иов 19:25–26; Мак. 12:39. 43. 44; Прем. 16:13–14; Тов. 13:2; Втор. 32:39; 1Цар. 2:6.

О том же свидетельства Нового Завета:

Ин. 5:28. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия.

29. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения.

Рим. 6:5. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его; то должны быть соединены и подобием воскресения.

8. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.

Рим. 8:11. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживотворит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

1Кор. 15:51. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся,

52.Вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся,

53.Ибо тленному сему надлежит облечься в бессмертие.

б) О времени кончины мира и страшного суда никому не открыто

Сектанты проводят ту мысль, что близок конец мира и наступление второго пришествия, в подтверждение чего ссылаются на 1–3 гл. Откр., но указываемыя Господом в приведенных ниже текстах; особенные ослабления нравственности теперь еще не вполне проявились:

Мф. 24:7. Восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры землетрясения по местам:

12. И по причине умножения беззакония, в многих охладеет любовь.

Мк. 13:8. Восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это начало болезней.

12. Предаст же брат брата на смерть, и отец детей; и возстанут дети на родителей, и умертвят их.

Древние культы Венеры и Вакха, развлечения в Колизее и рабство сравни с нынешними порядками, с нравственно-просветительными и благотворительными обществами. И притом особенных знамений во внешней природе мы не видим, как напр.:

Мф. 24:29. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.

Скорби сильнейшей, чем в прежние времена, еще не было:

Мф. 24:21. Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.

Евангелие,хотя переведено на две сотни с половиною языков и наречий, однако еще не проповедано всем народам, как говорится в слове Божием:

Мф. 24:14. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

Появления необычайного антихриста также еще не было, а только являются его предшественники, от которых нас слово Божие и предостерегает:

Мк. 13:22. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

Признаки же пришествия необычайного антихриста таковы:

2Фес. 2:3. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели.

4.Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

Все выше приведенное дает нам уверенность относительно того, что Своим долготерпением Господ пока отдаляет от нас время страшного Своего второго пришествия:

2Пет. 3:9. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

1Фес. 5:4. Но вы. братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.

Пророчества о будущем страшном суде : а) Ветхого Завета: Быт.18:25; Ис. 3:13–14; 4:4; Иер. 25:30; 48:21; Ос.4:1; Мал. 3:5 и Пс. 1:5; 75:10.

б) Прямые указания Нового Завета: Мф. 13: 49–50; 16:27; 21:25–27; 24:36–51.

Только о дне и часе страшн. суда никому не известно, кроме Бога: Мк. 13:32–37; Мф. 25:14–30; 2Пет. 3:10; Откр. 3:3; 16:15; 22:20 и друг.

III. Для миссионерской полемики с сектантами о кончине мира b страшном суде


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Откр. 1:1. Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну, 2.Который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел. 3.Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем, ибо время близко. Откр.2:12. И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч: 13. Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей, даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой, Антипа. Основываясь на 1–3 главах Откровения вообще и на 3 ст. 1гл. особенно, сектанты проводят ту мысль, что близок конец мира и наступление второго пришествия. В этих главах пророчески указана апостолом судьба древних семи малоазиатских церквей; все это уже исполнилось еще в 8-м веке при нашествии магометан. Сближающие Пергамскую церковь (Откр. 2:12) с г. Петербургом делают это без всякого основания, и тем обнаруживают незнание истории и свое собственное неразумие. В Откр. 1:3 не указаны прямо люди нынешнего времени, а подразумеваются именно люди того времени, когда приблизится страшный день Христов, а потому пророческое описание обстоятельств второго пришествия, высказанное в книге «Откровение Иоанна Богослова», наир, в местах 4:2; 21:1–2, с ясностью нами понимаемо не может быть: Деян. 1:7. Полное объяснение пророчества этой книги о кончине мира мы должны предоставить тем людям, которые жить будут пред самым вторым пришествием Господа: Мк. 13:26–27. Откр. 4:2. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был сидящий. Откр.21:1. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. 2. И я, Иоанн,увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего. Деян. 1:7. Он же (И. Хр.) сказал им: но ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Мк. 13:26. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. 27. И тогда Он пошлет Ангелов Своих, и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.
II
Откр. 13:18. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое, число его шестьсот шестьдесят шесть. В этом тексте мудрые люди видят применимое к сектантам слово «вольнодум», (2†70†30†50†70†4†400†40) в о ль н о д у м, так как они не пленяют ум свой в послушание Христу: 2Кор. 10:5 2Кор. 10:5. И всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу.
III
Мф. 24:34. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет. Иак. 5:8. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. 1Пет. 4:7. Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. 17. Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? 1Ин. 2:18. Дети, последнее время. И как вы слышали, что прийдет антихрист, и теперь появилось много антихристов: то мы и познаем из того, что последнее время. Ерем. 10:37. Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий прийдет и не умедлит. Этими местами св. Писания сектанты усиливаются доказать, что кончина мира приблизилась, и что приточное предсказание о ней книги Откровения начало сбываться. Но утверждающие это не разграничивают в словах Господа и апостолов того, что относится к кончине мира, и что к кончине Иерусалима; они забывают, что слова «скорого приближения» и т. подобные сказаны были 2 тыс. лет тому назад, у Господа же тысяча лет, как один день и наоборот: 2Пет. 3:4–8. Они забывают, что хотя день и час пришествия Господня неизвестен: Мф. 25:13. Мк. 13:32; 1Фес. 5:1, однако сам апостол внушает «не спешит колебаться умом, будто уже наступает день Христов»: 2Фес. 2:2. В приведенных местах говорится собственно о кончине или разрушении Иерусалима, которое действительно произошло в 71 году от Рождества Христова. И так, при чтении пророческой книги Нового Завета (Откровения) мы должны помнить следующее: обстоятельства первого пришествия Господа на землю были более ясны для тех людей, которые жили по времени ближе к этому пришествию: Быт. 3:15; сравни с Ис. 7:14; 53:4; так же точно обстоятельства второго пришествия Господня при кончине мира яснее будут для тех людей, которые к нему жить будут ближе. Исследуя указанные Господом и апостолами признаки приближения кончины мира, которые соединены у них с признаками кончины Иерусалима, мы должны признать, что достаточно полное объяснение пророчеств, содержащихся в этой книге, относительно кончины мира возможно будет лишь для тех людей, которые жить будут пред самым вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа. 2Пет. 3:4. И говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо·с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все же остается так. 8. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. (Пс. 89:5). Мф. 25:13. Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын человеческий. Мк. 13:32. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Сравн. 1Фес. 5:1. 2Фес. 2:2. Не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Быт. 3:15. Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будет жалить его в пяту. Ис. 7:14. Итак Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Иммануил. Ис. 53:4. Он (Иисус Христос) взял наСебя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничтожен Богом.

* * *

39

Св. Иоанн Златоуст. Бес. на посл. Колосс.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle