Источник

О вероотступничестве и разделениях

I. Взгляд православного сына Церкви на вероотступничество и разделение

Всякий, желающий себе вечного спасения, должен быть членом православной Церкви, в которой находятся все благодатные средства к нашему освящению и оправданию. В таинственном составе Церкви верховный Глава ее, Господь наш И. Христос, всех верующих соединяет во единое неразрывное тело, одушевленное Духом Святым и связуемое единым неизменным исповеданием веры. Посему Церковь есть единая и святая, как мы исповедуем это в Символе веры. Кроме нее, неть других истинных церквей, и если сушествуют некоторые особые общества, именующие себя церквами, но стоящие отдельно, без всякой связи и общения с единой Православной Церковью, то эти общества ложно себя называют церквами: в них нет благодати и спасения. Таковы все отделившияся от Православной Церкви общества латинян, лютеран и других западных иноверцев,– таковы в нашем отечестве различные секты духоборцев, молокан, толстовцев, пашковцев,штундистов и т.п., а так же и раскольнические толки. Все эти общества, самочинно отделяясь от единой православной Церкви, сами себе пресекают животный источник благодати, истекающий из общения с Церковью и, уподобляясь ветвям, отсеченным от дерева, лишены благодати спасения. Но кроме явных отщепенцев от общения с единой Православной Церковью, существует много таких христиан, которые, хотя, по-видимому, принадлежат к обществу церковному, участвуют в богослужении Православной Церкви, приобщаются в ней святых тайн, но которые, по превратным и суемудренным заблуждениям своим в вере, или даже по совершенному неверию, – не только не состоят в истинном союзе с Церковью, но явно враждуют против установлений церковных и только ради временных выгод, или из страха наказания, лицемерно поддерживают союз свой с православной Церковью. Сюда принадлежат все составляющие тайные общества, каковы: хлысты, скопцы и тому подобные сектанты, к сожалению, не исчезающие с лица земли русской. Что должно сказать об этих притворно именующихся православными, но втайне содержащих превратное учение? – Они так же, как и явные отщепенцы от православия, чужды спасения, потому что невидимым судом Божиим отсекаются от тела Церкви. Как всякая болезнь тем гибельнее, чем она сокровеннее, так и всякое тайное заблуждение или неверие опаснее явного и подлежит большему осуждению. Лицемерно показывающие себя членами Церкви Православной, участвующие в таинствах ее, а в то же время сокровенно враждующие против богоучрежденного в ней порядка, вполне уподобляются Иуде, который, не отлучаясь от лика апостольского, был врагом своего Учителя и Господа. Людей можно обмануть своим притворством, а Бог видит все тайные помышления наши и блюдет православную Церковь от великого тайного присутствия в ее составе членов гнилых, зараженных суемудрием в изъяснении догматов веры. Истинно православный член Церкви только тот, кто ни на одну Иоту не отступает от исповедания богопреданного учения веры, помня слова апостола Павла: «Если кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:9). Подвергнуться анафеме, значит – быть отсеченным, отлученным от Церкви, и этому отлучению подвергались, по суду церковному, все еретики, извращавшие догматы веры. Суд Церкви есть поистине суд Божий, и Сам Бог нередко являл над еретиками чудодейственные знамения грозного суда Своего, подтверждая таким образом непреложность суда церковного. Так Арий, окруженный своими единомышленниками, с торжеством намеревался вступить в Церювь и с лобзанием Иудиным приступить к св. Причащению,– но на пути внезапно почувствовал внутреннюю страшную болезнь, от которой все чрево его расселось, и он, подобно Иуде, изверг душу свою поносным образом. Все признали в этой внезапной кончине еретика явное наказание Божие и могущественное заступление св. православной Церкви, силой равноапостольной молитвы святителя, исполненной святой ревности о чистоте и целости православия36, а сколько было небесных казней гонителям Церкви Божией. 1. Первый гонителей христиан – император римский Нерон был свергнут с престола и исчез безвестно.

2.Домициан, по жестокости подобный Нерону, попал в плен к неприятелям и ими был умерщвлен.

3.Декий был убит на войне, и тело его съедено хищными зверями и расклевано птицами.

4.Валериан был взят в плен персами и там ему назначено было исправлять самую унизительную должность: он обязан был изгибать свою спину и подставлять ее вместо ступени персидскому царю всякий раз, когда тот садился на коня. А когда умер Валериан, то с него содрали кожу и повесили на позор римлянам.

5.Диоклитиан впал в жестокую болезнь, которая еще более усилилась от огорчения и своеволия народа, ниспровергшего его статуй; наконец, он лишился разума и уморил себя голодом.

6.Максимин Геркулий, отказавшись от престола, отравил себя ядом.

7.Главный виновник десятого и последнего гонения, Галерий, был поражен неисцельною болезнью, которая, несмотря па все старания и все искусство врачей, усиливалась все более и более, так что, наконец, и врачи не могли близко подходить к нему – из-за его ран. Среди таких ужасных мучений он познал могущество Бога христиаского, вспомнил все свои жестокости против христиан и издал указ о прекращении гонения. Но так как обращение гонителя было не глубокое, то смерть прекратила мучения.

8. Споспешник и преемник жестокостей Галерия, Максимиан,имел смерть не менее мучительную. Оставленный всеми своими приближенными, он решился на самоубийство – принял яд и четыре дня терпел ужаснейшие мучения, не только в теле, но и в душе; ибо ему представлялся в болезни Сам Судия небесный и грозил Своим правосудием; наконец с жесточайшими мучениями, как бы среди пытки, несчастный Максимиан изверг свою душу.

Таким образом почти все ожесточенные гонители христиан испытали на себе заслуженный ими гнев правосудного нелицеприятного Бога, тогда как Констанций Хлор, покровительствовавший христианам, мирно и благополучно управлял своею страною и мирно скончался. В лице его сына Константина Великого Господь готовил Своего избранника, который должен был даровать мир церкви Христовой.

II. Библейские изречения о вероотступничестве и разделениях

а) О вероотступничестве

Вероотступничество есть уклонение с пути праведности, поэтому долг каждого пастыря вразумлять вероотступников:

Иез. 3:19. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего: то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу свою.

20. И если праведник отступит от правды своей, и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет: то если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, как делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих.

Мал. 2:8. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф.

1Кор. 10:11. Все это происходило с ними, как образы: а описано в наставление нам, достигшим последних веков.

Вероотступничество есть уклонение от Евангелия:

2Кор. 11:3. Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своей прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.

Гал. 3:1.О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

Слово Божие всех предостерегает от вероотступничества:

1Кор. 10:12. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

Евр. 3:12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из нас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступать от Бога живого.

Евр. 12:15. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие (Втор. 29:18).

2Пет. 3:17. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения. Ср. 1Цар. 12:20; Нав. 23:6.

Отступивших же от веры в Господа слово Божие увещевает обратиться на путь истины:

Ис. 31:6. Обратись к Тому, от которого вы столько отпали, сыны Израиля!

Зах. 1:3. И ты скажи им: так говорит Господь Саваоф: обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф.

Откр. 2:5. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела, а если не так, скоро прийду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

Гибельные последствия вероотступничества:

Евр. 6:4. Ибо невозможно, однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого,

5.И вкусивших благого глогола Божия и сил будущего века,

6.И отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия, и ругаются Ему.

2Пет. 2:20. Ибо, если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них, и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.

21.Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.

22.Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи. (Сравн. Суд. 3:7–8. Евр. 10:38. Зах. 7:1–12).

Наказание за вероотступничество:

Иер. 2:19. Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа, Бога твоего, и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф.

Иер. 8:5. Для чего этот народ, Иерусалим, находится в упорном отступничестве? они крепко держатся обмана, и не хотят обратиться.

6.Я наблюдал и слушал; не говорят они правды, никто не раскаивается в своем нечестии, никто не говорит: «что я сделал?» каждый обращается на свой путь, как конь, оросившийся в сражение.

7.И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня.

Иер. 15:6. Ты оставил Меня, говорит Господь, отступил назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою, и погублю тебя; Я устал миловать.

Ос. 7:13. Горе им, что они удалились от Меня; гибель им, что они отпали от Меня! Я спасал их, а они ложь говорили на Меня.

Но и обещается прощение пожелавшим обратиться к вере в Господа и раскаяться:

Иер. 3:12. Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо я милостив, говорит Господь, не вечно буду негодовать.

Иер. 36:3. Может быть, дом Иудеев услышит о всех бедствиях, какия Я помышляю сделать им, чтобы они обратились каждый от алого пути своего, чтоб Я простил неправду их и грех их.

б) О разделениях и расколах

Разделения и расколы запрещены словом Божиим:

1Кор. 1:10. Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

1Кор. 12:26. Дабы но было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.

Они противны желанию и намерению Господа:

Ин. 10:16. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора; и тех надлежит Мне привесть, и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

Ин. 17:21. Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино; да уверует мир, что Ты послал Меня.

22. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.

1Кор. 12:12. Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос.

13.Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или долины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.

14.Тело же не из одного члена, но из многих.

Разделения и раскол противны и духу первоначальной Церкви:

Деян. 4:32. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа: и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее.

Расколы суть следствие и признак плотского настроения:

1Кор. 3:3. Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?

4. Ибо когда один говорит: я Павлов, а другой: я Аполлосов, то не плотские ли вы?

Следует убегать от тех, которые производят разделение:

Рим. 16:17. Умоляю вас братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них.

1Тим. 6:5. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.

Ибо великая опасность христианину грозит от разделения:

Мф. 12:25. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе не устоит.

Гал. 5:15. Если же друг друга угрызаете и седаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

Мысли о повиновении Церкви

I. Св. Ириней, еп. лионский, учит: должно повиноваться пастырям, находящимся в Церкви, т. е. тем, кои имеют преемство свое от апостолов, и которые, вместе с преемством епископства, по благоволению Отца прияли несомненный дар истины. Где сложены дары Господа, там и должно учиться истине; т. е. у тех, у коих находится преемство Церкви от апостолов и пребывает здоровая, безукоризненная беседа и неискаженное, не поврежденное слово. Они-то и блюдут нашу веру во единого Бога, все сотворившего, и приумножают нашу любовь к Сыну, совершившему для нас такие благодеяния, и без опасности заблудиться излагают нам Писания.

II.Хочешь спастись? пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда. Если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же Церкви; нет ничего в мире сильнее ее. Она – твоя надежда, в ней – твое спасение. (Св. Златоуст).

III. Как без корабля нельзя переплыть море и достигнуть пристанища благоотишного, так нельзя без повиновения учению Православной Церкви достигнуть спасения душевного. Ее возлюби, как матерь, ей повинуйся, и самое слово Божие бойся толковать по своему. Ей даны ключи разумения, и она одна непогрешимая истолковательница. Помни: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец!» (Св. Киприан, еп. карфагенский).

* * *

36

«Воскресный листок» № 875


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle