Источник

О неверии и духовном ослеплении

I. Причины неверия, вольнодумства и духовного ослепления

Неверие и вольнодумство первоначально явились не в нашем дольнем мире. Первым вольнодумцем был Денница – дух, восставший против Бога и за свою дерзость низверженный с неба вместе с другими духами, увлеченными его примером (Иуд. 1: 6.). Гордость ослепила духа, близкого к престолу Божию и превратила его понятия о Боге. И для низверженных с неба падших духов она соделалась как бы стихиею, а вместе и орудием соблазна для рода человеческого. Будете яко бози, внушал диавол нашим прародителям, стараясь преклонить их к неверию в силу Божественной заповеди, и к несчастию успел в них породить сперва колебание и сомнение, а потом и неверие, ясно выразившееся в преслушании воли Божией. С тех пор гордость и в нашем земном мире производит плоды по роду своему.

Многобожие, идолопоклонство, безбожие, которые господствовали на земле до христианства, были плодами широко разросшегося в человечестве корня гордости или самолюбия. Но не гордость ли и между христианами производит вольнодумцев и неверов? Христианская вера есть велия благочестия тайпа (1Тим. 3:16); ее догматы запечатлены возвышенностью, а многие и непостижимостью для разума человеческого (Рим. 11:33–34). По сему-то и самые Апостолы, избранные сосуды благодати Святого Духа, испытующего вся и глубины Божия (1Кор. 2:10), высокие истины христианства принимали сердцем, и с безмолвием удивлялись премудрости Божией, в тайне сокровенной. А одни из мужей Апостольских так заключает свое богословие: «чем более устремляюсь я к высшему, тем более в созерцании умственных вещей слово сокращается, и после всего восхождения делается безгласным» (Св. Дионисий Ареопагит). Чтоже делают многие суемудрые мыслители, украшающиеся святым именем христиан? Они хотят все Божественное учение и все домостроительство нашего спасения подвести под мерило своего скудного разумения; они хотят выразуметь все высочайшие истины, и рассуждают о них по началам своего ограниченного разума. Но Божия никто же весть, точию Дух Божий. (1Кор. 2:11.). Премудрость, выраженная в догматах христианских, отстоит от мудрости человеческой, как вечность от времени, как небо от земли, по слову Самого Господа: яко отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея (Исаии). После сего удивительно ли, что те, которые силятся постигнуть и разгадать умом своим сокрытые от его взора истины, претыкаются о камень соблазна и неверия? Жалкие мудрецы! Они забывают, что и на солнце нельзя смотреть прямо, не подвергаясь опасности ослепнуть, а им хочется без покрывала и не отчасти видеть премудрость Божию, в тайне сокровенную (1Кор. 2:7)! Уму ли человеческому постигнуть то, в няже желают Ангелы проникнути (1Пет. 1:12)? И вот, глоголющеся мудри быти (Рим. 1:22). за гордое покушение свое, юродеют.– Мысля и говоря о предметах веры не по-христиански, а по стихиям мира, они мыслят и говорят ложь, впадают в заблуждения и даже в противоречие с самими собою; Бог предает их в неискусен ум (Рим. 1:28): писано бо есть: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну (1Кор. 1:19). Так, кто не пленяет своего разума в послушание Христово (2Кор. 10:5), тот не может иметь истинной веры,– и вера без смирения духа не можеть быть оком, озаряющим совесть и сообщающим человеку ведение (св. Кир. Иер. Огл. 5).

Гордость тесно сопряжена с легкомыслием и многих христиан делает жертвой вольнодумства и неверия. Уклонившись от пути правого, удаливши взор свой от божественного света истины, гордые вольнодумцы стараются и других, так сказать, уловить в сети неверия,–и к сожалению, нередко успевают в своих пагубных намерениях. Обольщаясь завлекающими любопытство речами неверов, легкомысленные вдаются волнами сомнений, увлекаются ветром нечестивого учения. Почему? Потому, что в сердце их неутвержден, как должно, якорь веры, без которого корабль души нашей не может устоять против напора тлетворных ветров суемудрия и вольнодумства врагов истины, проповедующих произволы греховного сердца своего (Иер. 14:14.), помраченных смыслом, отчужденных от жизни Божия (Еф. 4:18). Отчего же неверие так часто встречается в людях, повидимому, образованных, которые, кажется, должны быть чужды легкомыслия? Образование, ученость!.. Как часто люди злоупотребляют этими словами! И сколько есть образованных невежд в деле веры! Многие знают наперечет все, самые частные происшествия светской истории, но не знают, или лучше, не хотят знать важнейших событий Библейских; многие умеют разложить вещи на составные их части, разобрать весь состав человека, внимательно рассматривают какую-нибудь травку, углубляются в недра земли, чтобы разгадать ее существо; но мало, очень мало занимаются истинами веры, отдаляют свое внимание от Божественных глоголов, которые, по слову Господа, дух суть и живот суть (Ин. 6:63). После сего неудивительно, если и люди, так называемые образованные, по легкомыслии своему делаются вольнодумцами. Они становятся равнодушными и поверхностными в отношении к истинам ре лигии. И это естественно:

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. (1Кор. 2:14).

II. Библейские изречения о неверии, духовном ослеплении и упорстве

а) Религиозное неверие

Неверие происходит от нечистого сердца и от ожесточения сердец:

Евр. 3:12. Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступать от Бога живого.

Мк. 16:14. Наконец явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.

И еще вследствие искания человеческой славы:

Ин. 5:44. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

Затем вследствие сокращения от истины:

Ин. 8:44. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине, ибо нет в ней истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи.

45.А как Я истину говорю; то не верите Мне.

46.Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?

Неверие отрицает пользу молитвы и богослужение:

Мал. 3:14. Вы говорите: тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его, и ходили в печальной одежде пред лицом Господа Саваофа?

15.И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы.

16.Но боящиеся Бога говорят друг другу: внимает Господь, и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его.

Иов. 21:14. А между тем они говорят Богу: отойди от нас: не хотим мы знать путей Твоих!

15. Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?'

Неверие отвергает очевидность чудес:

Чис. 14:11. И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?

Пс. 77:32. При всем этом они продолжали грешить, и не верили чудесам Его?

37. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него.

Оно служит препятствием к совершению чудес:

Мф. 13:58. И не совершил там многих чудес по неверию их.

Мф. 17:20. Иисус же сказал им, по неверию вашему; ибо истинно говорю вам, если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: перейди отсюда туда: и она перейдет: и ничего не будет невозможного для вас.

Мф. 6:5. И не мог совершить там никакого чуда: только на немногих больных возложив руки, исцелил их.

6. И дивился неверию их. Потом ходил по окрестным селениям и учил.

Безрассудство неверия в отрицании чудес:

Ин. 9:18. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшого.

Ин. 12:9. Многие из Иудеев узнали, что Он (Иисус Христос) там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10. Первосвященники же положили убить и Лазаря.

Мф. 12:24. Фарисеи же, услышав сие, сказали: он изгоняет бесов не иначе, как силою Веельзевула, князя бесовского.

Неверующие, если не послушаются Моисея и пророков (слова Божия), то не поверят и самому разительному чуду:

Лк. 16:31. Тогда Авраам сказал ему (богачу): если Моисея и пророковь не слушают; то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Кто может быть назван верующим?

«Не тот верующий, кто верит всему, но кто верует Богу, тот только и есть и называется таким. Оставь исследования и прими веру. Вера просвещает все, вера освещает все, вера делает человека достойным Духа Святого. «Стефан же, говорится в Писании, был исполнен веры и силы» (Деян. 6:8). Если бы прежде не возсияла вера, то не последовала бы и сила в этом святом муже. Где вера там и сила; а где неверие, там немощь. Вера начало благ; вера – источник благ. Прими же это оружие спасения». (Из бесед. Иоанна Златоуста).

б) Духовное ослепление

Ослепление духовное помрачает разум и рассудок:

1Кор. 2:14. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

Еф. 4:18. Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.

2Кор. 4:3. Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,

4. Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не возсиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.

2Пет 3:14. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

Ослепление духовное – произвольное противится очевидным чудесам:

Мк. 3:5. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул; и стала рука его здорова, как другая.

6. Фарисеи, вышедши, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его

Ин. 9:18. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп, и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего.

33. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

Ин. 12:9. Многие из Иудеев узнали, что Он там: и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10. Первосвященники же положили убить и Лазаря.

Деян. 4:16. Говоря что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего.

Слово Божие предостерегает от ослепления духовного:

Мф. 6:23. Если же око твое будет худо; то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Лк. 11:35. Итак смотри, свет, который в тебе, не есть ли тьма.

Еф. 5:8. Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света.

И обещает избавление от духовного ослепления:

2Пет. 3:15. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их.

16. Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.

в) Упорство духовное

Происходит от неверия и гордости:

4Цар. 17:14. Но они (Израиль) не слушали и ожесточили выю свою, как была выя отцов их, которые не веровали в Господа.

Бога своего.

Ос.7:10. И гордость Израиля унижена в глазах их, и при всем том они не обратились к Господу Богу своему, и не взыскали Его. Сравн. Неем. 9:16–29.

Упорство духовное обнаруживается в отказе слушать посланных от Бога:

Иез. 3:7. А дом Израилев не захочет слушать тебя, ибо они не хотят слушать Меня, потому что весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем.

Зах. 7:12. И сердце свое окаменили, что бы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим чрез прежних пророков, за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа.

Оно предпочитает здравому учению– учение ложное:

Тим. 4:1. Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским.

2Тим. 4:3. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху.

4. И от истины отвратят слух, и обратятся к басням.

Свидетельства слова Божия о страшном наказании за упорство:

Мф. 23:37. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков, и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38.Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39.Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне?

Лев. 26:18. Если и при всем том не послушаете Меня; то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши.

19. И сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь.

Притч. 29:1. Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle