О войне
I. Взгляд православного сына Церкви ва позволительность войны
Для решения вопроса о дозволительности или недозволительности войны, как и в других случаях, должно прежде всего обратиться к тому, что высказывается относительно этого в В. Завете. В нем неоднократно указывается, что Сам Бог чрез пророков Своих иногда повелевал евреям начать войну против того или другого народа и обещался быть их покровителем и помощником в борьбе с вражеским народом (Чис. 31:1–2 и др.). Всякий должен признать, что Господь ни в каком случае не только Сам не давал бы таких повелений евреям и не содействовал бы успеху их оружия, но и осуждал бы решение их самих начать войну, если бы она всегда и во всех случаях была не иным чем, как безусловным злом. Повелевать делать зло и помогать совершению его решительно недостойно всесовершенного Существа, каков Бог, и безусловно противоречит Его святости. В каких бы исключительных условиях ни находились евреи и каков бы ни был их национальный характер, никак не мог бы Бог вызывать их на начатие войны и помогать им в ведении ее, коль скоро она на самом деле была бы безусловным злом. Господь неоднократно указывал евреям на Свое совершенство и в частности на Свою святость и внушал им по возможности уподобляться Ему. А если все это так, то, значит, война иногда может быть и добрым делом со стороны предпринимающих и ведущих ее.
На рубеже между Ветхим и Новым Заветами ясно и неоспоримо высказался в пользу дозволительности войны Иоанн Креститель, о котором заметил И. Христос, что из рожденных женами невосставал больший Предтечи Его. В евангелии повествуется относительно Иоанна Крестителя, между прочим, следующее. Однажды пришли к нему креститься воины и спрашивали его: что им делать? (Лк. 3:14). Нет никакого сомнения в том, что воины желали знать от Иоанна Крестителя: должны ли они совсем оставить военную службу и избрать другой род занятий, или нет? Очевидно, что требовалось ясное и положительное решение этого вопроса. Что же ответил воинам Иоанн Креститель? Вот его слова, обращенные собственно к ним: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 8:12–13).
Уже общее отношение учения и образа действий Спасителя к Ветхому Завету,– к тому, чему учат закон и пророки, не допускает мысли, чтобы Он запрещал войну всегда и во всех случаях и видел в ней безусловное зло.
Хотя Спаситель прямо и нарочито не говорил о том, дозволительна ли война и в каких случаях законна, однако же из некоторых Его слов и действий мы вправе со всей безошибочностью и основательностью заключить, что отношение Его к войне в общем и существенном действительно тоже, что и отношение к ней В. Завета.
Так, когда Пилат на суде указал И. Христу на то, что Он обвиняется еврейским начальством в присвоении Себе прав и звания еврейского царя, то Он отвечал Пилату следующее: если бы от мира сего было царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям (Ин. 18:36). Смысл этих слов несомненно следующий: если бы И. Христос был царем не того духовного или религиозно-нравственного царства, которое Он основал, а обычного земного царства, или государства, в таком случае Он имел бы войско, обязанное сражаться за Него против врагов.
Но и независимо от этого в евангелии есть данные, свидетельствующие, что И. Христос именно так взирает на войну. Однажды подошел к И. Христу воинский сотник с мольбою об исцелении его слуги. При этом обнаружилась и вся глубокая вера этого человека в И. Христа. Услышав искренние заявления ее, Спаситель сказал окружавшим Его, что Он и среди израильтян не нашел такой веры, и таким образом поставил сотника в пример им (Мф. 8:50). Спрашивается: почему И. Христос, особенно в виду такой веры со стороны сотника, прямо не сказал ему, что он был бы тогда только близок к царствию Божию, когда бы совсем оставил военную службу, необходимо связанную с существованием войн? Пусть сотник пришел к И. Христу в качестве лишь человека, а не солдата: Из этого, однако, никак не вытекает то, что И. Христос не должен был сказать ему о необходимости совсем бросить военную службу. Это тем нужнее было сказать, что сотник распространился пред Богочеловеком о том, как он распоряжается и командует находящимися под его начальством солдатами. Дело, значит, касалось непосредственно военного дела35.
Когда враги угрожают нашему отечеству опустошением, то странно, безумно и беззаконно, оставляя без помощи и защиты своих и односторонне разумея любовь к врагам, становиться на сторону последних, не давая им отпора, при полной возможности дать его, обрекать в жертву им своих близких, своих жен, детей, друзей, вся надежда которых возлагается на нашу защиту. По заповеди Господа, мы должны любить даже и врагов, но не должны отдавать врагам предпочтения в любви пред не врагами. Наша любовь, естественно изливаясь на близких к нам людей, не должна быть задерживаема только близкими, а должна простираться и на отдаленных от нас людей. Но это не значит, что она должна обращаться прямо на отдаленных, минуя близких.
Любить чужих и не любить своих и близких, любить (буд-то бы) врагов и не любить людей, соединенных с нами родством и другими связями, – не есть ли это злоба и человеконенавистничество к ближним, только прикрываемые ложно истолковываемыми евангельскими изречениями?
II. Указания из слова Божия о дозволительности войны
В ветхом завете Сам Бог велел вести войны против враждебных народов:
Чис. 31:1. И сказал Господь Моисею, говоря:
2.Отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему.
Нав. 8:1. Господь сказал Иисусу: не бойся и не ужасайся; возьми с собою весь народ, способный к войне, и, встав, пойди к Гаю; вот, Я предаю в руки твои царя Гайского и народы его, город его и землю его.
И в Новом Завете св. Иоанн Креститель не воспрещал продолжать военную службу вопрошавшим его воинам:
Лк. 3:14. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
Господь в Своем Евангелии упомянул о войне не в смысле запрещения, но как о нужном деле в общежитии людей:
Лк. 14:31. Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
32. Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство, просить о мире.
Военное знание не воспрепятствовало сотнику получить от Господа Христа похвалу за веру:
Мф. 8:10. Услышав сие, Иисус удивился, и сказал идущим за Ним; истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
Воинский начальник Корнилий, несмотря на военное звание, прямо назван благочестивым и сподобился откровения:
Деян. 10:1. В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка называемого Италийским,
2. Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3.Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4.Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
Свв. ап. Петр и Павел прямо и решительно говорят, что государственная власть и ее слуги, т. е. воины, предназначены Самим Богом для того, чтобы силою ограждать спокойствие и безопасность людей от всяких врагов их:
1Пет. 2:13. И так будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа, царю ли, как верховной власти,
14. Правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро.
1Тим. 2:1. Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,
2. За царей и за всех начальствующих, дабы проводить, нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте.
Не только на земле возможны и допустимы по необходимости войпы, но и на небе, в духовном мире, видим образы войн:
Откр. 19:11. И увидел я отверстое небо и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, который праведно судит и воинствует.
19. И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с сидящим на коне и с воинством Его.
Итак, что война в силу крайней необходимости необходима, – подтвердим это словами Самого Господа:
Ин. 15:1. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
III. Возражения заблудшего и ответы православного сына Церкви о войне
Заблудший . Зачем война, если Бог велел нам любить друг друга, а не убивать?
Православный : А зачем смерть, если мы созданы для жизни? Пусть бы себе жили.
Заблудший . Но мы согрешили.
Православный : Причина открыта: война есть неизбежное следствие зла, греха, а затем – она нужна для побеждения самого зла.
Заблудший . Зло можно исправить.
Православный : Пойди и исправь, если можешь. Но не в этом дело. Война начата еще на небе между Ангелами. Когда один из них возгордился со своими приспешниками, он был свергнут с неба на землю и здесь посеял зло. Когда силы согласны, им бороться нечего; когда разлад – война: на силу сила. Не бороться со злом безрассудно, тогда зло победит добро, а потому Сам Бог дозволил войну и евреям помогал против врагов. «Господь силен в войне; Бог научает руки мои на брань и препоясует силою на войну» (Пс. 23:9; 17:35–40).
Заблудший . А как же Господь сказал: «не противься злому» (Мф. 5:39)? Этими словами Он призвал нас к миру.
Православный: Он призвал самих христиан к миру (1Кор. 7:15), но не сказал, чтобы христиане не шли против врагов (не христиан и др.). Что же касается вопроса о непротивлении злу, то он равносилен выражениям: «удерживайтесь от всякого зла; будем делать добро всем; молим Бога, что бы вы не делали никакого зла; возлюбленный, не подражай злу, но добру» (1Фес. 5, 22; Гал. 6:10; 2Кор. 13:7; 3Ин. 1:11). Другими словами: советуется побеждать зло добром ( Сир. 33:14).
Заблудший . Но сказано:«если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему другую».
Православный : А если тебя будет бить сумасшедший, то и ему подставлять щеку? Нет, смысл этих слов другой: подставь щеку, т. е. смирись, когда ты бессилен, а обижающий может тебе нанести зло. Но если ты силен, удержи его руку и кротко останови (это все равно, что ты подставишь другую): но зла не допускай. Не Сам ли Христос заповедывал ученикам, что если их будут гнать в одном городе, пусть бегут в другой; не Он ли, при виде наступления грозной силы на Иерусалим, советовал находящимся в Иудее бежать в горы (Мф. 24:16; 10:23). А если так, то справедливо изречение: «уклонись от зла и сотвори блого. Будьте мудры, как змеи, говорит Христос, и незлобивы, как голуби» (Мф 10:16; Пс. 36:27; 33:15).
И так, «не противься злому» не значит злому вовсе не противиться, а только не противиться злом (не умножать зла злом). И Сам Иисус, когда Его ударил служитель в щеку за ответ первосвященнику, не подставил ему другой, а кротко заметил: «если я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, что (т. е. за что) ты бьешь меня?» (Ин. 18:23). Ап. Павел, когда первосвященник Анания велел бить его по устам, сказал: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная; ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» (Деян. 23:3).
IV. Для миссионерской полемики с сектантами о войне
Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. | Истинный смысл сих текстов. | Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование |
I | ||
Мф. 5:21. Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду (Исх. 20:13). Примеч . Эти слова,как и Мф. 5:38–39, сектанты толкуют в смысле запрещения войны. | Здесь запрещается лишение жизни ближнего по гневу, ненависти и т. п. Но в других случях слово Божие само иногда предписывает воевать с другими народами, напр., враждебно поступающими в коварстве своем: Чис. 25:16–18, а потому к вопросу о войне приведенный сектантами текст не относится. | Чис. 25:16. И сказал Господь Моисею, говоря: 17.Враждуйте с Мадианитянами, и поражайте их. 18.Ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем. |
II | ||
Mф. 5:38. Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. (Исx. 21:24). 39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. | Господь запрещает здесь восставать с местью и враждою на человека, причиняющего лично нам зло. Но этим не запрещается, а побуждается заботиться об исправлении и вразумлении обидчиков: Ин. 18:23, а тем более о защите отечества: Ин. 15:13, 1Тим. 5:8. Воины не сами себя защищают на войне, а веру, царя и отечество; значит, они, рискуя своей жизнью, поступают по идеалу высшей любви к ближним (Ин. 15:13). | Ин. 18:23. Иисус, отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? Ин. 15:13. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих 1Тим. 5:8. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного |
III | ||
Лк 9:54. Видя то,ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба, и истребил их, как и Илия сделал? 55.Но Он, обратившись к ним, запретил им, и сказал: не знаете, какого вы духа. 56.Ибо Сын человеческий пришел ,не погублять души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. Примеч . Эти слова сектанты так же объясняют, как запрещение войны. | Здесь идет речь о том, что в селении самарянском не приняли Господа, и апостолы хотели за это свести огонь с небес. Но ведь самаряне не с оружием напали на Иисуса Христа и апостолов, а только не приняли, и потому огонь сводить на них было бы дело неразумной ревности. Отсюда ясно, что к войнам, которым надлежит быть (Мф. 24:6), это место нисколько не относится; к тому же из священного Писания нигде не видно, чтобы воспрещалась военная служба. Так, на вопрос воинов: «что нам делать» не сказано, что следует оставить военную службу: Лк. 3:14; следов., война и военное звание не воспрепятствовали получить от Господа благодатную помощь и похвалу: Мф. 8:9–10. | Мф. 24:6. Также услышите о войнах и о военных случаях.Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть; но это еще не конец. Лк. 3:14. Спрашивали его также и воины:а нам что делать? И сказал им: никого необижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Мф. 8:9. Ибо я сотник и подвластный человек; но, имея у себя в подчинении воинов. 10. Услышав сие, Иисус удивился, и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. |
IV | ||
Мф. 26:52. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут. Откр. 13:10. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убиту мечем. Здесь терпение и вера святых Примеч . Вопреки истории России, сектанты доказывают, что тот, кто воюет и забирает в плен, сам должен быть в плену. | В этих местах осуждается не война, а единичное восстание с оружием. Война же для защиты отечества, св. Писанием не осуждается (см. Лук. 3:14; Деян. 10:1; 2Тим. 2:4). Воспрещается самоуправное и незаконное употребление оружия, каким действительно было отсечение уха Малху (см. Мф. 26:51). А 13 глав. Откр. вся представляет изображение антихриста, который, будучи слугою сатаны, уведет многих в плен, многих убьет, но и сам того не минует: 2Фес. 2:8. | Деян. 10:1. В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским. 2Тим. 2:4. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальнику. 2Фес. 2:8. И тогда откроется беззаконник, которого ГосподьИисус убьет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего. |
V. Заключение
Боговдохновенный царь и пророк говорит: «с небес призирает Господь, чтобы видеть всех сынов человеческих, живущих на земле. Он создал сердца всех их и вникает во все дела их» (Пс. 32:13–25).
Итак, взор Господа на народы есть взор человеколюбивый и праведный и вместе взор судящий; война есть гром правосудия небесного на начинающих войну, которые, вырывая яму другим неправедно, сами падают в нее (Пс. 7:16) и получают возмездие за свою неправду, – и знамение правды и милости Божией к отражающим неправую войну, защищающим свои владения, свою независимость, гражданственность, веру, семейства, которые и получают от Господа праведного Судии помощь в правом деле, а павшие на войне – лучшую жизнь и непреходящие блага.
Всеправедный Творец и Промыслитель, Отец и Судия всех народов, дал всем, особенно христианам, нравственные законы в совести и в Евангелии – законы любви, правды, милости и сострадания, известные народам христианским. От них ожидается исполнение их, а если они, вопреки смысла и совести, нарушают их,– небесное правосудие карает их чрез самое нарушение их. Правому оружию Бог помогает, а неправедное сокрушает и ниспровергает, или самую победу обращает в кару правосудия и среди побед полагает начало к разрушению, как было это во все времена.
Итак, небесный Мироправитель и Царь царей земных, восседящий на страшном и правом престоле Своем, непрестанно взирает и наблюдает за всеми народами, как и свойственно Всеблагому, но вместе и праведно и грозно обращая неправедную войну в праведное наказание и бич одним неправедно начинающим, – в воздаяние венцов правды и нетления...–отражающим неправедно поднятое оружие. Так было в нашу Отечественную войну, так было и во все времена, так и ныне. Впрочем, иногда и неправедно внесенную в чьи-либо пределы войну праведный Мироправитель и Судья попускает, как наказание за грехи и беззакония народа воюемого, как было в ту же Отечественную войну, когда Господь наказал Россию за ее развращенные нравы – хотя потом, наказав, славно помиловал. (Из слова о. Иоанна Кронштадтского).
* * *
Прот. Гр. Дьяченко. «Уроки и примеры христ. любви», стр. 554.