Источник

30 ноября, 1960 г.

Неужели Вы серьезно думаете, дорогой Владыка, что германское благополучие отражается и на нас? Не исключено, конечно, что не будь сего благополучия – государство не смогло бы выплачивать и того пособия по бедности, которое получаем мы. Но, пособия этого не хватает даже на оплату нашего пребывания в Altersheim'e. Если бы время от времени добрые люди вроде Вас, Владыка, не посылали бы нам кленовых листочков, которые я добавляю к этому пособию – мы не могли бы в этом Altersheim'e жить. Это ведь не благотворительное заведение, за пребывание в нем надо платить из своего кармана, а если платить не можешь – попросят о выезде. Нам оказали великую милость, приняв без въездных, а то многие платили за это многие тысячи марок. Но ежемесячную плату за комнату и еду мы должны вносить сами. Между тем, не менее раза в год, цены на них повышаются, и было уже немало случаев, когда людям, которым это было не по карману, не оставалось ничего другого как покинуть Heim. Были не раз и мы под такой угрозой и наволновались вдоволь. Вот и этим летом, при очередном повышении цен, очутились мы снова в таком положении. По счастью, кое от кого пришла поддержка, и мы пока держимся, но, что называется, висим на ниточке. В октябре выручило нас Сан Франциско – там был устроен вечер моей поэзии (доклад сделал Глеб Струве, а стихи читали разные артисты) и мне с него кое-что перепало. А недавно пришла неожиданная поддержка, обеспечившая нам пребывание в Heim'e до Рождества: поступили деньги тоже из Сан Франциско от игуменьи Ариадны, причем почерпнуты они были из фонда памяти Бугачевой, учрежденного мужем покойной. Вот так и перебиваемся, живем как птицы небесные. И не так для нас важно, чтобы Германия богатела, как то, чтобы Америка не обнищала и не перевелись в ней добрые люди!

Давно не писал Вам, Владыка, но не потому, что ответ был за Вами (письмами не считаюсь), а потому, что долгое время все поджидал Вас к себе, вроде того даже, что к телефонным звонкам в канцелярии Heim'а прислушивался, ибо слышал из разных источников, что Вы в Европе, а Глеб Струве так даже писал мне: «когда увидитесь с Владыкой Иоанном» – словно считал нашу встречу делом решенным. Только В. письмо внесло ясность. Очень жалеем, что не пришлось с Вами свидеться! На этот раз у меня было, что Вам прочесть, так как последнее время что то пишется. Но не посылаю, т. к. стихи вошли в только что вышедшие № 61 «Нов. Журнала» и № 5 Мостов, которые Вы либо имеете, либо вскоре будете иметь. К будущему лету, думаю, хватило бы на новый сборник, но не знаю, поддержат ли и на этот раз это дело мои заокеанские друзья. Летом посетили меня Гл. Струве, Ржевский, Л. Зандер и др. Обрел и новых эпистолярных знакомых: Johannes von Guenther (друг Блока, знаменитый переводчик русских поэтов на немецкий) и Ю. Н. Семенов (профессор славистики в Упсалском Университете). Оба весьма любят мои стихи, причем Семенов пишет, что его знакомство с ними «благословлено» Вами, Владыка, ибо 10 лет тому назад Вы ему обо мне впервые рассказали. Не зная о нашем знакомстве, рекомендует Вас мне как «поэта и человека высокой духовности», «истинного (моего) брата в Аполлоне». «И у него (то есть, у Вас, пишет Семенов. Д.К.) те же с неба голоса, которые так сильно звучат у Вас» (то есть, у меня).

Спасибо за стихи «ЗЕМЛЯ» – прекрасные в благородной простоте своей.

Сердечный привет от жены! Душевно Ваш

Д. Кленовский


Источник: Переписка с Кленовским / Архиепископ Иоанн Шаховской; ред. Р. Герра. – Париж : Б. и., 1981. 317 с., 2 л. ил. (VI том Собрания трудов Архиепископа Иоанна Шаховского).

Комментарии для сайта Cackle