21-е июня, 1969 г.
Дорогой Дмитрий Иосифович,
Мне казалось, я Вам сообщил о том, что «Певучая Ноша» до меня дошла. Уж раз Вы ее до Запада и Востока донесли, то и до меня ей дойти не трудно. Дошла она и утешила, как знакомыми стихами, так и кое-чем новым (нечто Вы мне и сами читали). Конечно, все стихи хороши, «как на подбор» («подбор» то и был!); но есть более, а есть менее «рационалистические» в Вашей плеяде. На стр. 21 – очень милое стихотворение, но из Вашего разряда «рассудочных». На стр. 32 строфы 1, 3 и 4 – тяжела форма (проверьте ка «на язык» последнюю строку и вторую строку строфы 3-й). Хорошее стихотворение на стр. 18, но опять немного рассудочно «прозаичное», «рассудительное» (но последняя строфа очень хороша).
Это все-таки порядочно, что в тех условиях русских довоенных, Вы имели «десятка два испытанных друзей». В стихотворении на ст. 10–11 тоже есть, может быть, некоторый «рационализм». Третья строфа стихотворения на стр. 12 и 13 тоже тяжела, как и строка последняя 6-й строфы. Выражение 1-й строки страницы 13-й, кажется стилистически-тривиальным («судьба меня щадила»). Вот, отдал долг критической придирчивости. Теперь скажу о том, чему выдать можно 12, по 12-ти бальной системе (такая была в Лицее). Помечаю и шедевры книги: стр. 9, 15, 17, 22, 29, 33, 36, 60–61, 62.
Рад знать, что поэзия Ваша идет «туда» и свое дело делает. Не сомневаюсь, что она дойдет до Руси, сейчас только украдкой, а немного позже и широко, как всё истинное, что есть и было в эмиграции. Что написано хорошими поэтами пером, того не вырубишь топором. Пусть душа будет Ваша доверчива к Промыслу и ангелам. Вы «песней своей» зовете к Гармонии и Мудрости Его. Ангелы и позаботятся, чтоб «песенка» эта Ваша не заглохла.
Не имею пока планов лететь в Европу.
Привет милой Осинке и пожелание твердой рукой поддерживать Клена, как он ее поддерживал.
А. И.