Источник

Василий Великий, Архиепископ Кесарийский, Вселенский Отец и Учитель Церкви702

Богато одаренный от природы, христиански воспитанный и прекрасно образованный, сильный характером и обаятельный в частных сношениях, наделенный выдающимся тактом и чувством меры, где нужно властный, «умевший благодарить улыбкой и порицать одним взглядом», св. Василий, епископ Кесарии Каппадокийской, обладал счастливым талантом организатора, особенно ценным в смутную эпоху арианских брожений, когда борющиеся партии, «точно воины в ночном сражении, перестали отличать врагов от друзей». Церковная деятельность, литературные труды и догматическое учение св. Василия оставили глубокий след в истории Церкви, не изгладившийся и до настоящего времени...

Василий Великий родился в Кесарии в 329 г. в богатой, благочестивой и крепкой славными воспоминаниями семье. В гонение Диоклетиана дед его со стороны матери был лишен жизни, а дед со стороны отца вместе со всем своим семейством в течение семи лет скрывался в густых лесах Понта703. Отец Василия Василий Старший, известный своей благотворительностью, был женат на знатной и богатой девушке Эмилии704. От этого брака родились пять дочерей и пять сыновей. Старшая дочь Макрина после безвременной смерти своего жениха осталась верной этому предполагавшемуся союзу, посвятив себя целомудрию. Ее сестры вышли замуж. Из пяти братьев один умер в раннем детстве, три были епископами и причислены к лику святых, пятый, талантливый и прекрасный юноша Навкратий, погиб на охоте. Из оставшихся в живых старшим сыном был Василий, за ним следовал Григорий, впоследствии епископ Нисский, и Петр, сначала простой подвижник, потом епископ Севастийский. Первоначальное воспитание Василий получил в среде благочестивых и аскетически настроенных женщин своей семьи. Его обучением занимался сам отец. Среднее образование Василий получил в отечественном городе Кесарии, высшее – в Афинах. Здесь он изучал, между прочим, новоплатоническую философию, которая оказала некоторое влияние на его образ мыслей и учение705. В Афинах по одному совершенно частному поводу завязалась тесная дружба между Василием и Григорием Богословом. Соединенные ею, недоступные соблазнам большого города с его утонченной языческой культурой, Василий и Григорий «знали только две дороги – в христианскую церковь и в школу». Вокруг их группировался небольшой кружок товарищей, преследовавших серьезные цели самообразования. Войти в этот кружок делал попытки и будущий реставратор язычества Юлиан, но, не встретив доверия друзей, скоро оставил их общество. Еще в Афинах друзья дали друг другу слово сообща проводить жизнь христианских подвижников706. Тем не менее тотчас по возвращении на родину Василий не отличался высотой христианского настроения. Занимаясь преподаванием риторики в Кесарии, он увлекался своими успехами, «слишком много думал о своей учености и никого не находил равных себе»707. Однако под влиянием своей энергичной сестры Макрины он скоро победил искушения молодости и решился посвятить себя созерцательной жизни. В это время в возрасте уже около тридцати лет Василий был крещен и возведен в должность чтеца Кесарийским епископом Дианием708.

Около 357 г. Василий предпринял путешествие в Египет, Палестину и Месопотамию с целью посетить знаменитых подвижников. Из этого путешествия он вынес глубокое изумление перед воздержанием христианских аскетов в пище, питье и сне и пламенное желание подражать им709. Это желание Василий не преминул привести в исполнение по возвращении на родину. Для своего аскетического уединения он избрал поэтический уголок на берегу реки Ириса710. Сюда Василий приглашал и Григория, но обязанности по отношению к престарелым родителям не позволяли последнему осуществить юношескую мечту о совместном подвижничестве с другом. Однако по временам он навещал пустыню Василия. Тогда молодые подвижники проводили время в молитве, физических трудах, чтении Св. Писания и изучении сочинений Оригена. Плодом этих занятий творениями великого александрийского учителя был их общий труд, известный под названием «Филокалия»711. В IV в. христианское общество было охвачено могучим аскетическим порывом и общим стремлением в пустыни. Слава о подвигах св. Василия привлекла к нему много этих жаждущих подвига душ, и по берегам Ириса стали один за другим возникать монастыри. Василий Великий не только вызвал к жизни монашество в Каппадокии, но и дал ему твердую организацию своими монашескими правилами. В Египте св. Василий познакомился с двумя формами подвижничества – отшельничеством и общежитием. Но ни та, ни другая не удовлетворяла его вполне. Жизнь в полном уединении представляла большие опасности для слабых, лишенных опытного руководителя. Одни из них впадали в духовную гордость, другие лишались рассудка. Сверх того, по мнению св. Василия, жизнь отшельническая преследовала лишь цели собственного спасения и не оставляла места для упражнения в исполнении заповедей евангельской любви к ближнему712. С другой стороны, в многолюдных общежитиях Египта слишком преобладали экономические интересы и ручной труд, отвлекавшие монахов от молитвы и духовного созерцания. Василий Великий создал смешанную форму монашеской жизни, которая, совмещая светлые стороны отшельничества и общежития, была свободна от их крайностей и неудобств713. Молитва и созерцание в его монастырях чередовались с физическим трудом, но для последнего допускались лишь такие ремесла, которые не разрушали духовной собранности и простоты жизни монахов714. Отличительной чертой монастырей св. Василия служили также их широкая благотворительность и воспитание детей обоего пола715.

В 360 г. Василий Великий присутствовал на Константинопольском соборе в обществе полуариан Василия Анкирского и Евстафия Севастийского. Но деятельность его на этом соборе не могла быть значительной как по его молодости, так и потому, что он был тогда только еще чтецом. Решение собора склонилось не в пользу полуариан, и св. Василий оставил столицу. Когда епископ Кесарийский Дианий по слабохарактерности подписал определение Константинопольского собора, св. Василий порвал с ним сношения и удалился к Григорию Богослову. Однако, находясь на смертном одре, Дианий призвал к себе Василия и клятвенно уверял его, что никогда сознательно он не отступал от Никейского исповедания. Примирение состоялось, и престарелый епископ скончался на руках своего духовного сына716.

По смерти Диания (362 г.) на Кесарийскую кафедру был избран епископ Евсевий, занимавший одну из высших должностей по городскому управлению, благочестивый, любимый народом, но еще не получивший крещения. По требованию народа Евсевий был тут же крещен и посвящен в епископа. Человек совершенно не подготовленный к ответственному служению епископа, чуждый богословского образования и с трудом отвыкавший от приемов гражданского управления, Евсевий нуждался в опытном и влиятельном помощнике, каким мог быть только св. Василий. Поэтому Евсевий поспешил приблизить его к себе и посвятить в сан пресвитера. Однако скоро отношения между епископом и пресвитером омрачились различными недоразумениями. Неутомимая деятельность св. Василия, его красноречие, беззаветная преданность ему бедных и монахов всё более и более выдвигали пресвитера и оставляли в тени епископа. Не без ревнивого и завистливого чувства следил Евсевий за возрастающим влиянием св. Василия, пока какое-то частное обстоятельство не послужило достаточным поводом к явному разрыву, который едва не вызвал в Кесарии раскола. Монахи и простой народ поднялись на защиту Василия, требуя его посвящения в епископа и низложения Евсевия. Чтобы избежать схизмы, св. Василий добровольно удалился сначала к Григорию, а потом в Понт в свои монастыри. Разрыв Василия с Евсевием не мог быть продолжителен: св. Василий был слишком необходим и его отсутствие слишком заметно отражалось на делах церковного управления. Между тем внешние обстоятельства принимали угрожающий характер. Приближался император Валент, надеявшийся своим личным присутствием оказать давление на епископов и добиться торжества арианства. Один Василий мог противостоять приближающейся буре. Необходимость заставила Евсевия обратиться за посредничеством к Григорию Богослову, стараниями которого было достигнуто примирение Василия с Евсевием. Возвратившись в Кесарию, св. Василий снова занял выдающееся положение в церковной жизни: фактически он правил всеми делами, но опыт научил его осторожнее обращаться с самолюбием начальника. Благодаря этому добрые отношения к нему ничем не омрачались до самой смерти последнего. В это время энергия и самоотречение Василия Великого спасли Кесарию от ужасов, которыми грозил ей голод. Продав часть своего имущества, св. Василий устроил бесплатные столовые для голодающих, а его обличительные проповеди против жестокости богачей открыли их житницы и привлекли пожертвования717.

В середине 370 г. Евсевий скончался. Возник вопрос об избрании ему преемника. Взоры всех защитников Никейской веры обратились к св. Василию. Его избрание было желанным для народа и монахов. Против Василия Великого были ариане и значительная часть епископов, подчиненных Кесарийской кафедре. Весы были склонены на сторону св. Василия отцом Григория Богослова Григорием Старшим, уважаемым и влиятельным епископом незначительного городка Назианз718.

Год спустя мужество св. Василия спасло Кесарийскую Церковь от вторжения арианства. В 371 г. император Валент с той же целью – дать торжество арианству – предпринял новую поездку в Малую Азию. Василий Великий отказался принять в общение арианских епископов, которые во главе с Евиппием предшествовали императору719. Вслед за епископами явился Модест, вельможа, известный своей жестокостью. Он потребовал от имени императора, чтобы св. Василий исключил из Символа слова ὀμοούσιος [единосущный], угрожая ему в противном случае изгнанием, конфискацией имущества, пыткой. Василий Великий с достоинством ответил, что не боится угроз, и отверг требования Модеста. Наконец, 6 января 375 г., в праздник Богоявления, сам император вошел в базилику, в которой св. Василий совершал богослужение. Император был поражен стройностью пения молящихся и благоговением епископа, который, казалось, даже не заметил прибытия царя. Когда Валент подал свое приношение и никто из диаконов не решался принять его без разрешения епископа, земной владыка, привыкший к раболепству придворных епископов, был так смущен, что пошатнулся и упал бы, если бы его не поддержал кто-то из клириков. Тогда Василий Великий подал знак принять приношение императора. Твердостью, тактом, личным обаянием и благоразумной уступчивостью Василий Великий восторжествовал над своими противниками. Валент разорвал уже подписанный указ об изгнании св. Василия и, удаляясь из Кесарии, оставил ему богатые пожертвования на дела благотворительности720.

Много огорчений принесло св. Василию разделение Каппадокии на две провинции с двумя административными центрами. Гражданское разделение Каппадокии затронуло церковные интересы Кесарии. Анфим, епископ города Тианы, получившего значение столицы вновь образованной провинции, пользуясь административными преимуществами своего города, объявил себя независимым в отношении к своему архиепископу и присвоил права митрополии для своей кафедры. В своем предприятии он был поддержан епископами, недовольными избранием св. Василия. Отделение Тианы, во-первых, лишало Кесарию значительного количества церковных доходов, во-вторых, отторгало от Кесарии почти половину подчиненных ей епископов и таким образом уменьшало влияние архиепископа Кесарийского на церковные дела. После неудачной попытки спасти для Кесарийской кафедры доходы от монастыря св. Ореста721 св. Василий решился умножить число подчиненных ему епископов учреждением новых епископий. Это послужило поводом к некоторым недоразумениям между св. Василием и Григорием Богословом. Мягкая, самоуглубленная натура св. Григория ограничивала дружественные отношения чисто личным излиянием чувств и общением в мыслях. Григория Богослова не раз уже огорчали попытки св. Василия вовлечь его в водоворот бурной церковной жизни того времени. Наоборот, св. Василий видел в друге естественного сотрудника в своей церковной деятельности. Когда потребовалось заместить вновь учрежденную епископскую кафедру в местечке Сасимы преданным человеком, выбор Василия Великого пал на св. Григория. По настоянию св. Василия и своего отца Григорий Богослов принял посвящение в епископа Сасимского, но это полунасильное посвящение бросило тень на отношения друзей. Вооруженная сила Тианского епископа преградила св. Григорию путь к пастве, главой которой он должен был сделаться. Он не совершил в Сасимах ни одного богослужения, не произнес ни одной проповеди. Тем не менее он с горечью вспоминал о своем посвящении даже много лет спустя722.

Деятельность св. Василия в сане епископа была в высшей степени плодотворна не только для Кесарии, но и для всей Церкви.

Прежде всего, св. Василий обратил внимание на состояние кесарийского клира. Он зорко следил за его жизнью и требовал от него точного исполнения церковных правил723. Энергично боролся он против симонии724 и очистил клир от недостойных низших служителей, допущенных в его ряды при слабых предшественниках725; своей строгостью Василий Великий достиг того, что клир его сделался образцовым во всей стране. Соседние епископы искали между пресвитерами Василия Великого преемников себе726.

Далее, св. Василий сделал важные преобразования в церковном богослужении, которое отличалось у него строгим порядком и дисциплиной. Он ввел всенощные бдения с антифонным пением псалмов727. Памятником его деятельности, направленной к преобразованию богослужения, служит литургия, известная с его именем. Она сохранилась в трех версиях: греческой, или константинопольской, сирийской и александрийской. Разногласие рукописей и переводов, в которых сохранилась литургия Василия Великого, доказывает, что употребительный у нас текст ее не есть первоначальный, но претерпевший на протяжении веков изменения и дополнения.

Противник частной благотворительности и безрассудной жалости, готовой помогать всякому просящему без разбора728, Василий Великий дал твердую организацию и церковной благотворительности. Близ Кесарии он построил такие обширные благотворительные учреждения, что в своей совокупности они казались целым городом. Посередине высился великолепный храм. К нему примыкал архиерейский дом изящной архитектуры и помещения для прочего клира; находящийся здесь же странноприимный дом был снабжен всем необходимым для путешественников: при нем находились лошади и проводники, больница и врачи. Для призрения бедных были построены рабочие дома со всевозможными мастерскими729, больницы и отдельно стоящие лепрозории для прокаженных. Наподобие Кесарии, в меньших, конечно, размерах, были учреждены богадельни и при хорепископах730. Кроме того, пользуясь своими связями в столице и между представителями местной администрации, св. Василий не упускал случаев ходатайствовать за всех обиженных и несчастных731. Особенно много заботился он о более справедливом распределении налогов и об освобождении от налогов духовенства, монастырей и богаделен732.

Деятельность св. Василия не ограничивалась пределами его собственной епархии, но простиралась и на всю Церковь. Здесь более всего сказывался организаторский талант Василия Великого. Восточная Церковь его времени разрывалась борьбой догматических партий Не только ариане всех оттенков были причиной смут, не было мира и доверия и между самими противниками арианства. Последователи Маркелла и Аполлинария, сторонники Павлина и Мелетия Антиохийских, полуариане, признававшие единосущие Сына и Духа Святого, и духоборцы находились во взаимной борьбе вместо того, чтобы сплотиться против общего противника. Ввиду такого печального положения Церкви св. Василий тотчас по вступлении на Кесарийскую кафедру все свои силы направил к тому, чтобы умножить православные элементы, примирить и сплотить их для общей борьбы с арианством. Основным ядром этого объединительного движения служил союз дружественных и единомысленных с Василием Великим епископов – Евсевия Самосатского, Феодота Никопольского, Мелетия Антиохийского, Григория Старшего, Анфима Тианского, Амфилохия Иконского и др. Василий Великий старался к этому союзу присоединить и Евстафия Севастийского, которого он уважал за строгость жизни, аскетические подвиги и милосердие к бедным. Евстафий первый ввел монашество в Армении и не раз посещал св. Василия в его уединении на берегу Ириса. Но прошлое Евстафия не было безупречным; он менял свои догматические убеждения и давал свою подпись неправославным документам. Это, а может быть и личные недоразумения, делало его подозрительным в глазах Феодота Никопольского. Но деятельность посредника – самая неблагодарная. Старания св. Василия о примирении Феодота с Евстафием возбуждали недовольство в том и другом. Дело окончилось разрывом Василия Великого с Евстафием733.

Второй заботой Василия было уничтожение антиохийского раскола и союз с православным Египтом и Западом. Александрия и западные Церкви с недоверием относились к друзьям Василия Великого. Истинными представителями православия на Востоке они считали последователей Евстафия Антиохийского и паству его преемника Павлина. Наоборот, папа Дамас и преемник св. Афанасия Петр Александрийский причисляли прямо к последователям Ария Мелетия Антиохийского и Евсевия Самосатского734. Между тем паства Павлина представляла собой на Востоке незначительное меньшинство без всякого будущего735, тем более что несовершенства ее троичной терминологии давали повод обвинять православие в савеллианстве и служили для ариан предлогом уклоняться от примирения со сторонниками Никейской веры. Будучи, с одной стороны, другом Мелетия, с другой – пользуясь доверием св. Афанасия, Василий Великий выступил посредником между тем и другим с целью уничтожения антиохийского раскола. По его плану, удовлетворив сторонников Павлина, нужно было передать власть Мелетию, за которого стоял весь Восток736. Заботы Василия Великого о сближении Мелетия с Афанасием не увенчались успехом.

Мало успеха имели и сношения св. Василия с Западом. Разрыв с Западом имел самые печальные последствия для малоазийских Церквей. Ереси Маркелла и Аполлинария, а также духоборство отторгали часть стада. Между тем голос западной Церкви имел большой авторитет в глазах народа. Осуждение западными Маркелла, Аполлинария, Евстафия, по мысли св. Василия, лишило бы их доверия народа и возвратило бы их последователей к Церкви. К внутренним нестроениям Церкви присоединялись внешние преследования православных со стороны арианского правительства. Св. Василий надеялся склонить через западных епископов императора Валентиниана к вмешательству в дела восточной половины империи для прекращения гонения на православных. Для достижения этих целей св. Василий писал западным епископам лично от себя и побуждал к этому же своих друзей и единомышленников. Он просил их или прислать на Восток значительное количество епископов для составления собора, который привел бы в порядок дела Антиохийской Церкви и осудил бы Маркелла, Аполлинария и Евстафия, или, по крайней мере, содействовал бы достижению этих целей своими посланиями. Он просил также подвигнуть императора Валентиниана к прекращению гонения на Востоке. Победить подозрительность Запада Василий Великий надеялся при помощи св. Афанасия, пользовавшегося там безусловным доверием и уважением. При самом возникновении мысли о сношениях с Западом Василий Великий обратился с письмами к св. Афанасию, прося его стать во главе всего предприятия737. Что касается самого порядка событий в деле сношения Василия Великого с Западом, то его выяснение стоит в зависимости от того, в каком хронологическом отношении мы сопоставим письма св. Василия Великого. Во всех монографиях о Василии Великом этот отдел излагается на основании хронологии, установленной Гарнье, уже устаревшей. Необходимо иметь в виду новое исследование о хронологии писем Василия Великого Loofs'a (Op. cit.), который вносит поправки к хронологии Гарнье и дает более точное определение дат. Попытку Ernst'a738 дать новую постановку вопроса о сношениях Василия Великого с Западом во многих отношениях нужно признать неудачной739.

Св. Василий был практическим деятелем, и вопросы догматические сами по себе мало его интересовали. Поэтому его учение о Св. Троице было направлено к той же цели сближения не доверяющих друг другу православных элементов, которой была посвящена и его практическая деятельность. Заслуга св. Василия в истории догматов состоит в том, что им была окончательно определена троичная терминология, принятая Церковью...

По своему воспитанию и связям Василий Великий принадлежал к той неарианской партии Востока, которая, относясь с уважением к Оригену и чуждаясь термина ὀμοούσιος, как не содержащегося в Св. Писании и допускающего истолкование в савеллианском смысле, с осуждением относилась к аномеям и амианам и признавала Сына Божия во всем и по существу подобным Богу Отцу. Партия эта называлась полуарианской. Сравнение учения Василия Великого с теми памятниками полуарианского богословия, которые сохранены нам свв. Афанасием и Епифанием, позволяет видеть в первом полное завершение второго и его полное сближение с учением строгих никейцев.

Староникейская троичная терминология (одна сущность, одна ипостась и три Лица), сохраненная последователями Евстафия в Антиохии, не удовлетворяла св. Василия. Ее главный недостаток он видел в том, что она всегда могла быть истолкована в монархианском смысле. Слово πρόσωπον означает «лицо, маска, роль». Отсюда савеллиане охотно могли подписаться под формулой: Бог один по ипостаси и троичен в Лицах, истолковав ее в том смысле, что одно и то же Божественное Существо открывается то в образе Отца, то в образе Сына, то в образе Св. Духа740.

В своем собственном учении о Св. Троице и в своей терминологии Василий Великий старался избежать двух крайностей: савеллианского слияния лиц и арианского разделения их741.

Взаимное отношение лиц Св. Троицы Василий Великий выражает формулой: Бог один по существу и троичен по ипостасям. Термин οὐσία [сущность] св. Василий понимает в смысле аристотелевской substantia abstracta [сущность отвлеченная]. По его определению, сущность есть родовое понятие, а ипостась – понятие, обозначающее индивидуальную особенность. Павел, Силуан, Тимофей, поскольку они отличаются друг от друга, суть ипостаси, но, поскольку они имеют общечеловеческие свойства, они принадлежат к одной сущности – человек742. Каждое Лицо Св. Троицы обладает равными Божественными предикатами несозданности, непостижимости, всеведения, всемогущества, мыслимыми в понятии Бог. Поэтому они едины по существу. Но каждое из них есть в то же время и отдельная ипостась, потому что обладает свойствами, отличающими его от других лиц: Отец, не имея в ком-либо другом причины бытия, рождает; Сын рождается; Дух Св. есть освящающая сила. Соответственно этому термин ὁμοούσιος Василий Великий понимал в смысле полного подобия по существу, как и полуариане. «Подобное по существу, когда с ним соединяется понятие безразличия», равнозначно понятию единосущный743.

Слабая сторона терминологии Василия Великого заключается в том, что она могла возбуждать упрек в требожии. Если единосущие состоит в обладании одинаковыми свойствами, то единство по существу Лиц Св. Троицы можно было понимать по аналогии с единством по существу трех человек. И действительно, Василия Великого обвиняли в требожии, как староникейцев в савеллианстве.

На этот упрек Василий Великий отвечал, что три ипостаси не разделяют единое Божество на три Бога, потому что Отец, Сын и Дух Святой 1) не разделены пространством; 2) не разделены временем, так как они совечны; 3) не разделены произволением, так как согласны между Собой в хотении; 4) не разделены различием свойств, так как подобны друг другу до безразличия744. Наконец, к существу простому и бестелесному не приложимо понятие числа. Поэтому в собственном смысле нельзя говорить ни о едином Боге, ни о трех Богах по числу. Бог един «не числом, а естеством»745.

Василий Великий признавал Божество Св. Духа и Его равенство с Отцом и Сыном. Но, желая приобрести для православия колеблющихся, он делал для них некоторые уступки. По отношению к ним он стоял на точке зрения определений Александрийского собора 362 г., постановившего принимать в общение всех, признающих Никейский Символ и давших обещание не называть Духа Св. тварью. Снисходя к слабым, св. Василий в своих проповедях остерегался именовать Духа Св. Богом, что соблазняло его монахов.

В учении Василия Великого о личном свойстве Духа Св. отражаются взгляды Оригена. Иногда близко подходя к учению об исхождении Св. Духа, по большей части Василий Великий указывает личное свойство Духа в освящающей силе. Отличительные свойства каждого Лица, говорит он, следующие: отчество, сыновство, святыня746.

Сочинения св. Василия Великого

I. Наиболее известное из сочинений Василия Великого, посвященных толкованию Св. Писания, есть его «Шестоднев» – девять бесед на гл. 1, ст. 1–26 Книги Бытия. Беседы на псалмы 1,7, 14 (две), 28, 29, 32, 33, 44, 45, 48, 59, 61, 114, 115. Прочие беседы на псалмы, известные с именем св. Василия, не подлинны. Относительно подлинности толкований на первые 16 глав Книги пророка Исайи существует сомнение.

II. К догматико-полемическим сочинениям св. Василия принадлежат, во-первых, книги «Против Евномия», составленные в 363 или 364 г. Сочинение состоит из трех книг и написано в опровержение апологетика Евномия. Четвертая и пятая книги, обыкновенно присоединяемые к этому сочинению св. Василия, принадлежат Дидиму747. Второе догматико-полемическое сочинение, составленное около 375 г., надписывается: «О Св. Духе, к Амфилохию Иконийскому».

III. Сочинения нравственно-аскетические.

а) Нравственные правила, числом 80. Содержанием служит совокупность нравственных правил, обоснованных текстами Св. Писания.

б) Монашеские правила, подробно изложенные, выясняют общие принципы монашеской жизни. Краткие правила дают наставления, касающиеся частных случаев иноческой жизни.

в) Епитимии, или наказания, монахам за отступления от правил и уставы подвизающимся в общежитии и отшельничестве. Подлинность того и другого сочинения отрицается.

IV. Из числа слов и бесед, приписываемых Василию Великому, подлинным считается собрание двадцати четырех бесед различного содержания.

V. Письма, служащие драгоценным источником не только для жизнеописания св. Василия и выяснения его догматического учения, но и для истории арианских споров. Переписка с Ливанием и Юлианом подложна. О переписке с Аполлинарием см. Dräscke J. Der Briefweschel des Basilius mit Apollinarios von Laodicea // Zeitschr. f. Kirchengeschichte. VIII, 1 –2, 1885.

Св. Василий скончался 1 января 379 г. и был оплакан не только христианами, но даже язычниками и иудеями, которым он благотворил при жизни748. Память его 1 и 30 янв.

Источники для жизнеописания св. Василия

Его письма, PG 32, 219–1112.

Gregorius Nazianzenus. Oratio 43, 9, 11, PG 36, 493; PG 35, 820, 832; Poemata de seipso, PG 37, 398.

Gregorius Nazianzenus. In laudem fratris Basilii, PG 46, 788–817.

Gregorius Nazianzenus. De vita sanctae Macrinae, PG 46, 960–1000.

Ephraem Syrus. Encomium Sancti Basilii / Mercati S. I. S. Ephraem Syri Opera, I. Roma, 1915.

Socrates. Historia Ecclesiastica IV, 26, PG 67, 527.

Sozomenus. Historia Ecclesiastica VI, 15, PG 67, 1329.

Theodoretus Cyrrhensis. Historia Ecclesiastica IV, 19, PG 82,1168– 1180.

Philostorgius. Historia Ecclesiastica VIII, 11 –13 / Ed. F. Winkelmann. Berlin, 1981.

Rufmus. Historia Ecclesiastica II, 9, PL 21, 518.

Hieronymus. De viris illustribus, 116, PL 23, 707.

Цитаты no PG. Издание сочинений Василия Великого у Mignë PG 29–32 (перепечатано издание Гарнье).

Литература о Василии.

Klose W. Basilius d. Gr. nach, seinem Leben und seiner Lehre. 1846.

Boehringer Fr. Die Kirche Christ, und ihre Zeugen. 2 Aufl. Bd. VI. Die drei Kappadozier. I. Basilius v. Casarea. Zurich, 1842–1858.

Fialon E. Etude historique et littéraire sur St. Basile, Paris, 1869;

Allard P. Saint Basile. Paris, 1899.

Kranich A Der hl. Basilius in seiner Stellung zum Filioque. Braunsberg, 1882.

Прочую литературу см.:

Hoffmann S. F. W. Bibliographisches Lexikon der gesammten Litteratur der Griechen. 2 Ausg. Leipzig, 1838–1845. 1, 407–421.

Chevalier U. Repertoire des sources historiques, 234 и 2445. Paris, 1877–1903.

В Русской Церкви творения Василия Великого издавна пользовались глубоким уважением. Уже в древнерусской письменности существовали переводы сочинений св. Василия. Из всех его трудов наибольшей известностью и распространенностью в древнерусской Церкви пользовались аскетические творения и «Шестоднев». Но сохранились рукописные переводы и других его сочинений749. В 1656г. в Москве был издан сделанный Епифанием Славинецким перевод «Шестоднева» с греческого на славяно-российский язык, вошедший в состав сборника «Богодухновенные книги великих пастырей и учителей всея вселенныя». Темный и не всегда верный славянский перевод всех сочинений Василия Великого напечатан в Москве в 1787–1790 гг. в 4 частях. С 1821 по 1841 гг. от времени до времени появлялся русский перевод более или менее значительных отрывков и целых сочинений Василия Великого в «Христианском чтении». Лучший русский перевод всех творений Василия Великого издан в 7 частях Московской духовной академией в 1845–1848 гг. В 1881–1892 гг. этот перевод был снова отредактирован, сверен, по местам исправлен и вышел вторым изданием. Литература о Василии Великом на русском языке небогата. Можем отметить лишь следующие сочинения:

Горский А. В. Жизнь св. Василия Великого // Прибавления к творениям святых Отцов. 1845. III.

Архим. Агапит. Жизнь св. Василия Великого. СПб., 1873.

Филарет, архиеп. Черниговский. Историческое учение об Отцах Церкви. T. И. С. 132–158.

Фаррар Ф. В. Жизнь и труды св. Отцов и учителей Церкви. СПб. 1891. С. 452–523.

* * *

702

Печатается по изданию: Попов И. В. Василий Великий, архиепископ Кесарийский, вселенский Отец и учитель Церкви // Православная богословская энциклопедия. СПб., 1903. Т. 3. К. 179–197.

703

Gregorius Nazianzenus. Oratio 43, 8–9, PG 36, 568–569.

704

Idem. De vita sanctae Macrinae, PG 46, 960.

705

Об этом см.: Sabnius. St. Basilius Magnus Plotinizans. Bernae, 1838. Bouillet M. N. Les Enneades de Plotin. Paris, 1861. Vol. III. P. 638–656.

706

Gregorius Nazianzenus. Oratio 43, 15–25, PG 36, 513–529.

707

Idem. De vita sanctae Macrinae, PG 46, 960. Basilius Magnus. Epistula 223, PG 32, 820.

708

Basilius Magnus. De Spiritu Sancto, 29, PG 32, 200.

709

Idem. Epistula 223, PG 32, 820.

710

Idem. Epistula 14, PG 32, 276.

711

Лучшее крит. изд.: Robinson A. The Philocalia of Origen Cambrige, 1893.

712

Basilius Magnus. Regulae fusius tractatae, PG 31, 889. Cp. Idem. Epistula 295, PG 32, 1037.

713

Gregorius Nazianzenus. Oratio 43, 62, PG 36, 576.

714

Basilius Magnus. Regulae fusius tractatae, 37, 38, PG 31, 1010, 1015.

715

Ibid., 15, 53, PG 31,951, 1041.

716

Idem. Epistula 51, PG 32, 388.

717

Gregorius Nazianzenus. Oratio 43, 28–36, PG 36, 533–545.

718

Ibid, 37–38, PG 36, 545–548.

719

Basilius Magnus. Epistula 68, 128, 244,251, PG 32, 428, 553, 912 ,933.

720

Gregorius Nazianzenus. Oratio 43, 44–55, PG 36, 553–565.

721

Ibid, 58, PG 36, 570. Idem. Poemata de seipso XI, 451–453, PG 37, 1003. Idem. Epistula 48, PG 37, 97.

722

Gregorius Nazianzenus. Oratio 43, 59, PG 36, 572. Idem. Poemata de seipso XI, 386–485, PG 37, 999; 0ratio 9 и 11, PG 35, 820, 832.

723

Basilius Magnus. Epistula 55, PG 32 401.

724

Idem. Epistula 53, PG 32, 396.

725

Idem. Epistula 54, PG 32, 400.

726

Idem. Epistula 81, PG 32, 456.

727

Idem. Epistula 207, PG 32, 760.

728

Idem. Epistula 150,PG 32, 601.

729

Basilius Magnus. Epistula 94, PG 32, 485.

730

Idem. Epistulae 142, 143, PG 32, 592, 593.

731

Idem. Epistulae 96, 107–109, 147–149,177–180, 315–319 и др, PG 32, 492, 516–517, 596–600, 653–657, 1064–1065.

732

Idem. Epistulae 83–85, 88, 100, 303, 308, 309,311–313 и др, PG 32, 462–465, 469, 594,1052, 1057, 1057, 1060–1061.

733

Basilius Magnus. Epistulae 212, 204, 244, 99, 125,128, 130,131,224, PG 32, 780, 744, 912, 497, 545, 553, 561, 565, 833. Подробности см. в прекрасном исследовании: Loofs Fr. Eustathius von Sebaste und die Chronologie der Basilius-Briefe. Halle, 1898.

734

Basilius Magnus. Epistula 266, PG 32, 992.

735

Idem. Epistula 67, PG 32, 425.

736

Idem. Epistulae 66, 67, 69, 82, 89, PC, 32, 424, 425, 429, 457, 469.

737

Basilius Magnus. Epistula 68, PG 32, 428.

738

См.: Basilius des Grossen Verkehr mit den Occidentalen // Zeitschrift für Kirchengeschichte. XVI, 4 1896. S. 626–684.

739

Главнейшие письма, относящиеся к этому вопросу: 66–70; 82; 89–92; 138; 156; 120–129; 214– 216; 253–255; 239; 243; 263; 266, PG 32,424–433, 457, 469–477, 577, 613, 537–557, 785–792, 940–941, 889, 90.2, 975, 991.

740

Basilius Magnus. Epistula 214, PG 32, 785.

741

Idem. Epistula 226, PG 32, 841.

742

Idem. Epistula 38, PG 32, 325.

743

Idem. Epistula 9, PG 32, 268.

744

Idem. Epistula 38, PG 32, 325. Idem. Adversus Sabellianos, Arium et Anomoeos, PG 31, 600.

745

Idem. Epistula 8, PG 32, 345.

746

Basilius Magnus. Epistula 236, PG 32, 876.

747

См. об этом: Спасский А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Сергиев Посад, 1895. С. 339–373.

748

Gregorius Nazianzenus. Oratio 43, 80, PG 36, 602.

749

О древнерусских переводах творений Василия Великого см.: Архангельский А. К изучению древнерус-ской литературы. СПб., 1888. С. 22–37.


Источник: Труды по патрологии / И. В. Попов ; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, Учебный Ком. Русской Православной Церкви. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра : Московская Духовная Академия, 2004-. В 2-х / Т. 1: Святые отцы II-IV вв. - 2004. - 743 с.

Комментарии для сайта Cackle