Источник

Ум

Под влиянием духа времени люди мало понимают

Обычно, как в минуты упоения, когда и в голове бывает шум, и в глазах все двоится и идет кругом, – нельзя решительно ничего ни слышать, ни ви­деть, ни понимать надлежащим образом: так и под влиянием духа времени люди подвергаются таким же припадкам головокружения и также мало видят и понимают, как и в упоении. Посему не неприлично привесть здесь слова апостола Павла: «не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия, благая и угодная и совершенная» (Рим.12, 2) (32).

* * *

Церковные песнопения производят в уме верующих высокое представление о домостроительстве нашего спасения (4, с.4).

* * *

Православное богослужение дает пишу для ума (Там же, с.13).

* * *

Человек с помраченным умом противен Богу (3, с.67). Что омрачает ум человека

Прелести греховного мира, те привязанность к богатству, славе, чести человеческой, роскоши и тому подобное, омрачают человеческий ум и ли­шают его способности быть со Христом. Здесь нужно проявить христианину бдительность, чтобы не быть рабом своих страстей, но избрать скорбный путь Христов, который ведет в жизнь вечную (31).

Пример хранения ума

Святитель Тихон Задонский следил, чтобы ум его не был праздным, за­нятым пустыми помыслами и мечтаниями, но был погружен в молитву или благочестивые размышления. Поэтому он постоянно взывал к Богу, занимался чтением Священного Писания, что способствовало запоминанию прочитанного наизусть (7, с.80).

В течение всего дня следует ум свой возводить ко Христу, прося Его помощи и поддержки в борьбе с духами злобы (Там же, с.112).

После грехопадения утратилась ясность и проницательность ума

В душе появился другой закон, противоборствующий закону ума. Ум человека, ранее входивший в общение с Богом, стал слеп, помрачился и уже не способен различать добра от зла (Там же, с.172–173).

* * *

Ум надо освободить от всех помыслов, уныние и рассеянность побеждать смирением и терпением (3, с.59).

* * *

Объектом ума человека подверженного страстям, становятся неверные и искаженные понятия (7, с.318).

Какая страсть полностью ослабляет ум

Страсть самолюбия полностью ослабляют ум человека, в результате чего он отвергает истину и устремляется на всякое беззаконие и неправду (4.410) (7, с.328).

Праздность отрицательно сказывается на умственных способностях

Праздная жизнь расслабляет человека, делает неспособным к богоу­годным делам, а также отрицательно сказывается на развитии умственных способностей (5.152) (7, с.331–332).

Что приводит блуждающий ум в собранность

Наилучшим средством является слово Божие, которое приводит блуждающий ум в собранность и, подобно мечу, умерщвляет зависть в ее зародыше (7, с.323).

Не только в уме должны запечатлеться истины веры.

Недостаточно только знать о Боге и Его промыслительных действиях в мире. Уверовавший должен принять благовестие Христово всеми силами своей души, истины веры должны запечатлеться не только в его уме, но и в сердце, потому что «вера, святая не в наружности, но в сердце имеет место свое» (3.24) (7, с.223).

Когда истины веры будут воспринимаемы умом

Чтобы истины веры были действенны и воспринимаемы умом, они должны прежде всего найти отклик в душе человека, запечатлеться в его сердце, вы­звать желание жить во Христе и со Христом (7, с.224).

Оскудение веры зарождается в уме и сердце

Раскрывая причины оскудения веры, святитель Тихон Задонский указывает, что этот духовный недуг зарождается в уме и сердце человека (7, с.225).

При полном оскудении веры ум преисполнен скверны

После полного оскудения веры христианин становится неспособным шествовать спасительным путем. В таком состоянии ум человека бывает постоянно преисполнен скверными и нечистыми мыслями и пожеланиями (7, с.226).

Чем просвещается ум

Благочестивое размышление о тайнах Божественного домостроительства, Премудрости, благости, любви Божией к падшему человечеству ока­зывает самое благотворное влияние на душу человека, этим размышлением просвещается ум, «укрепляется и растет вера» (3.22) (7, с.227).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle