Источник

БДИТЕЛЬНОСТЬ (См. также ВНИМАНИЕ, РАССЕЯННОСТЬ, ТРЕЗВЕНИЕ)

Путешествуя, не озирайся направо и налево, но внимай псалмам твоим, молись умом Богу во всяком месте, где бы ты ни находился; не позволяй себе свободного обращения с жителями того места (Антоний Великий). VI, 23.

Если любишь безмолвие, – не примешивай себя к тем, которых сердце всецело устремлено к суетности. Если случится нечаянно быть с ними, – будь как чуждый им (Антоний Великий). VI, 27.

Друзей твоих предварительно подвергай испытанию, и не своди со всеми близкого знакомства. Если заведешь обширное знакомство, – не доверяй всем: потому что мир всквашен на лукавстве. В друга себе избери одного брата, боящегося Господа, и прилепись к Богу, как сын к отцу, потому что все человеки, за исключением немногих, предались лукавству; земля преисполнилась суетности, попечений и скорбей (Антоний Великий). VI, 27.

Если увижу, что самый возлюбленный мой увлекает меня в душевный вред, то немедленно отвергну его от себя, то есть прекращу знакомство и сношения с ним (авва Агафон). VI, 59.

[Примечание святителя Игнатия:]. Этим изречением изображается, как тщательно истинные иноки хранили себя от заразы греховной и как они страшились ее. Умоляю тебя: доколе находишься в теле, не оставляй ни на минуту сердца твоего без хранения. До самой кончины человека страсти сохраняют способность восставать в нем и неизвестно ему, когда и какая страсть восстанет; по этой причине он, доколе дышит, не должен оставлять бдительного наблюдения над сердцем своим; он должен непрестанно вопить к Богу, умоляя Его о помощи и помиловании (авва Исаия). VI, 145.

Если будешь хранить слух, то не согрешишь языком (авва Исаия) VI, 164.

Если пойдешь в город продать рукоделие, то не препирайся о цене его, как то делают миряне. Продай, как придется, чтобы не утратить устроения, приобретенного в келии (авва Исаия). VI, 168.

Храни слух твой, чтобы не навлечь браней самому на себя (авва Исаия). VI, 203.

Человек! Злобные враги твои не дремлют: они неусыпно заботятся о погибели твоей. Не вознеради, не попри твоей совести, никак не доверь себе, что ты достиг во что-нибудь угодное Богу: ты находишься еще в стране врагов твоих (авва Исаия). VI, 218.

Человек, доколе находится в теле, никак не должен и не может доверить себе. Он не способен к неизменяемости. Необходимо ему пребывать в непрерывающемся подвиге (авва Исаия). VI, 222.

Брат! Ежедневно рассматривай себя и раскрывай сердце твое пред Богом, чтобы уразуметь невидимых деятелей, живущих в сердце твоем. Нет ли в нем негодования или ненависти на брата, зависти, презрения к нему, не уничижаешь ли и не осуждаешь ли его за недостатки, которые представляются тебе в нем. Если найдешь такой яд в сердце твоем, то знай, что оно, будучи заражено им, не может благоугождать Богу (авва Исаия). VI, 233.

Кто страшится геенны, тот да извергает из сердца все виды злобы, чтобы не пало на него от Господа грозное определение отвержения. Брат! Внимай сердцу твоему, бодрствуй над ним: потому что неимоверная злоба врагов соединена с неимоверным коварством. (авва Исаия). VI, 233–234.

Нет ничего принадлежащего этому миру, что могло бы отлучить от любви Божией тех, которые возлюбили Бога всем сердцем и внимают себе. Внимай же себе, чтобы не вкралось в тебя что-либо враждебное и не отвлекло от любви к Богу. (авва Исаия). VI, 234.

Однажды я пошел на торг продать немного сделанных мною корзин. Приметив, что по поводу продажи возникает во мне гнев, я оставил корзины и бежал (авва Исидор Скитский). VI, 243–244.

Нам должно приготовляться к перенесению напасти прежде пришествия напасти, чтобы оказаться искусными в то время, когда она придет (авва Иперхий). VI, 283.

Как оруженосец царя предстоит ему всегда готовым: так душе должно быть всегда готовою противостать бесу блудному (Пимен Великий). VI, 333.

Будь привратником сердца твоего, чтобы не входили в него чуждые; постоянно говоря приходящим помыслам: наш ли еси или от сопостат наших (авва Стратегий). VI, 356.

Если б возможно было, при пришествии Господа после общего воскресения, уничтожиться от страха душам человеческим: то весь мир вымер бы по причине ужаса и трепета. Точно, каково увидеть небеса разверзающимися, являющегося прогневанного, негодующего Бога, бесчисленное воинство Ангелов, и весь, воедино собранный, род человеческий! По этой причине мы должны проводить жительство тщательнейшим бодрствованием над собою, как долженствующие дать отчет Богу в каждом движении нашем (Изречения безымянных старцев). VI, 372.

Брат сказал некоторому старцу: никакой брани не вижу в моем сердце. Старец на это: ты подобен четверовратной храмине; всякий, хотящий войти в тебя, входит, откуда бы он ни пришел, и всякий, хотящий выйти, выходит, куда хочет, а ты не понимаешь, что делается в тебе. Если б твои двери затворялись и запирались, и ты не позволил бы посредством их входить в тебя помышлениям греховным: тогда бы ты увидел стоящих вне и борющихся с тобою (Изречения безымянных старцев). VI, 393–394.

Если не будем осторожно вести себя по внешнему человеку, то не возможем сохранить и внутреннего человека (Изречения безымянных старцев). VI, 394.

Некоторому старцу говорили помышления его: оставь сегодня, завтра займешься принесением покаяния. Он отвечал помышлениям: нет! сегодня займусь принесением покаяния, а завтра, что Господь устроит по воле Своей (Изречения безымянных старцев). VI, 394.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle