РАССЕЯННОСТЬ (См. также ВНИМАНИЕ, ЗАБВЕНИЕ, ЛЮБОПРЕНИЕ, МНОГОСЛОВИЕ, НЕРАДЕНИЕ, ПРАЗДНОСЛОВИЕ, ТРЕЗВЕНИЕ)
Парящий (находящийся в развлечении и рассеянности) ум, приводится в состояние непари- тельности чтением, бдением и молитвою (авва Евагрий). VI, 113.
Говорящий: что за важность, если я увижу, или услышу то или другое, – подобен слепому, который, куда бы ни ввели его и откуда бы ни вывели его, не видит света. Малое облако, нашедшее на солнце, пересекает действие и света и теплоты его: поймите из этого примера действие мелочей на подвижника, непонимаемое незнающими существенно монашеской жизни (авва Исаия). VI, 146.
Начало зол – молва (Пимен Великий). VI, 321.
[Примечание святителя Игнатия:] Молвою названы здесь рассеянность, многословие, пустословие, многопопечительность, выходы из келии, – состояние, противоположное безмолвию. Состояние, которым уничтожается трезвение и самовоззрение. На пути, по которому ходят и ездят, не растет никакой травы, хотя бы тут и посеяны были семена, так как это место непрестанно утаптывается; и в нас не возрастают добродетели, когда мы преданы развлечению, будучи попираемы развлечением, производимым тленными страстями (Изречения безымянх старцев). VI, 404.