ВНИМАНИЕ (См. также БДИТЕЛЬНОСТЬ, ДЕЛАНИЕ, РАССЕЯННОСТЬ, ТРЕЗВЕНИЕ)
Стяжи такие помышления, какие имеют преступники, заключенные в темнице. Они постоянно осведомляются: где судия? когда придет? и от отчаяния плачут. Так и монах непрестанно должен внимать себе и обличать свою душу, говоря: горе мне! как предстану я на суд пред Христа? что буду отвечать Ему? Если будешь непрестанно занимать себя помышлениями, то спасешься (авва Аммон). VI, 61–62.
Истинный подвижник, истинно любящий Бога, должен внимать каждому помыслу своему и рассматривать его не плотской ли он? Доколе действует в каком- либо члене его ветхий человек, дотоле он не признается девственником (авва Исаия). VI, 147.
Кто сосредоточивает зрение ума своего внутрь себя, тот видит в себе зарю Духа. Возгнушав- шийся всяким парением видит Владыку своего внутри своего сердца (Исаак Сирский). VI, 251.
Если будем внимательны к своим грехам, то не будем смотреть на грехи ближнего. Безумно – оставить своего мертвеца и идти плакать над мертвецом ближнего (авва Моисей). VI, 314.
Как телохранители царя, предстоя ему, не могут оглядываться ни направо, ни налево, так и человек, предстоя Богу и ощущая страх Его, не может ни на что иное обращать внимания (авва Серапион). VI, 355–356.
Постарайся приучиться молчанию, не помышляй ни о чем суетном, занимайся внимательно в страхе Божием поучением твоим (умною молитвою) и в бодром состоянии и успокоиваясь сном. Совершая это, не убоишься нападения лукавых (Изречения безымянных старцев). VI, 394