Пастырь
ЧТО ЕСТЬ ПАСТЫРЬ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Пастыри – преемники апостолов
Имя (пастырь) более всего относится к священному служителю. Никто без звания и избрания не может вступать в служение. Когда призываешься на пастырское служение, рассуждай, сможешь ли понести это бремя.
Пастырь есть разумнейший из людей.
Пастырь поставлен от Духа Святого пасти овец Христовых.
Назначение пастыря – пасти овец словесных. Уподобление их пастухам.
Пастырь должен привести всех пасомых ко Христу.
Пастырь – посланник Божий звать людей в Царство Божие.
Пастырь есть голова христианского общества.
От пастыря зависит блаженство христианского общества.
Пастырь есть свет миру, соль земли.
Пастырь – страж дома Божия.
Пастырь должен охранять стадо.
Христос наблюдает за деятельностью каждого пастыря. Пастырь должен помнить о высоте и ответственности своего служения (8, с.650–655).
Ветхозаветное священство возникло по особому Божественному указанию, но имело лишь только прообразовательное значение.
В Богоизбранном народе иерархический институт был установлен непосредственно Богом. Господь сказал Моисею: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне» (Исх.28,1). Из этих слов видно, что ветхозаветное священство возникло по особому Божественному указанию. Хотя оно и имело установление Божественное, но все же оно представляло лишь только прообразовательное значение (5, с.8).
Начало истинного священства положено Господом Иисусом Христом
Начало истинного священства положено в Новом Завете Господом нашим Иисусом Христом, Который есть Истинный Пастырь. «Аз есмь Пастырь добрый ..», – возвестил о Себе Сам Господь (Там же).
Пастырское служение в Православной Церкви есть учреждение Божественное
Пастырское служение, существующее в Православной Церкви со дня ее основания, есть учреждение не человеческое, а Божественное. Основатель Новозаветной Церкви Христос Спаситель, из множества Своих учеников избрал апостолов, которые непрестанно были при Нем; им Он открывал тайны Своего учения, которые сокрыты были для народа, облек их правом учительства, священнодействия и духовной власти в учрежденной Им Церкви (Там же).
Апостолы введены на пастырское служение сошествием на них Святого Духа
На пастырское служение апостолы введены были по обетованию Господа (см. Лк.24,49) чрезвычайным посвящением – сошествием на них Святого Духа в виде огненных языков в День Пятидесятницы (Там же, с.8).
Пастырское служение передается посредством низведения благодати Духа Святого в Таинстве Священства
Пастырское служение в Новозаветной Церкви передается не путем естественного рождения, как это было в ветхозаветные времена, а посредством низведения благодати Духа Святого в Таинстве Священства (Там же).
Пастырское служение установлено преемственно от апостолов. Оно Божественно не только по установлению, но и по продолжению.
Пастырское служение, установленное Христом Спасителем, преемственно (друг-друга – принимательно) от апостолов, сохраняется и до наших дней. Все пастыри поставляются на исполнение своих обязанностей Самим Духом Святым, поэтому пастырское служение Божественно не только по своему установлению, но и по своему продолжению (5, с.8).
Для чего установлено пастырство и каковы обязанности пастыря
Иисус Христос установил в Церкви пастырство для того, чтобы пастыри были провозвестниками и исполнителями Его Божественной воли. Воля же Божия состоит в том, чтобы Его учение – Евангелие было проповедано всей твари (см. Мк.16,15), чтобы плоды Его Голгофской Жертвы были усвоены всеми людьми и чтобы во всем мире все верующие в Него постепенно достигали совершенства (см. Ин.17,20,21). Из сказанного вытекают три основные обязанности пастыря:
1) учительство – распространение Евангельского учения,
2) священнослужение – усвоение верующими заслуг Искупителя;
3) духовное руководство – нравственное усовершенствование христиан в меру возраста исполнения Христова (см. Еф.4,11–13) (Там же, с.8–9).
Пастырское служение есть продолжение служения Самого Спасителя
Пастырское служение есть продолжение служения Самого Спасителя. Иисус Христос один был в полном смысле слова истинный Учитель, просвещавший всякого человека (см. Ин.1,9). Господь один есть Архиерей великий, приносящий жертву Богу Отцу за грехи всего мира (см. Евр.9,11). Он один есть истинный, добрый Пастырь, который знает Своих овец, собирает их в одно стадо и полагает Свою душу за них (Ин.10,11–16).
Подобно тому, как Бог Отец послал в мир Своего Сына, так и Бог Сын перед Своим вознесением послал в мир Своих учеников, передав им, а в их лице и всем пастырям Церкви, Свои права: учительства, священнодействия и духовного руководства (Там же, с.8–9).
Что выделяет пастырство из других земных служений
Высочайшие права, переданные Искупителем пастырям, выделяют пастырское служение из всех других земных служений (Там же).
Где нет пастырства (священства), там нет и Церкви
В жизни Христовой Церкви пастырское служение имеет огромное значение. Где нет богоучрежденного пастырства (священства) и имеется лишь одна паства, там нет и Церкви Общины, не имеющие законной иерархии, не имеют ни истинного священнослужения, ни правильного учительства и духовного руководства и поэтому не могут называться Церковью (Там же).
Чего требуют от пастыря его высочайшие обязанности
Истинное пастырское служение всегда было сопряжено с многими великими трудностями. Право учительства обязывает пастыря быть всесторонне образованным человеком иметь глубокие познания учения Христова, хорошо изучить человеческую психологию, чтобы каждого человека он мог просветить, вразумить и направить в духовной жизни на истинный путь.
Обязанность священнослужения требует от пастыря постоянного подвига очищения своей души, ибо нельзя приступать ко Господу, имея оскверненную грехом душу. Духовное руководство своими пасомыми требует от пастыря истинной пастырской мудрости и полного самоотречения ради спасения своих ближних (Там же).
Пастырство есть служение миру, но само оно не от мира
Пастырство есть служение миру, но само оно не от мира, и поэтому греховный мир часто не может понять высоты пастырского служения и восстает на него. Об этой ненависти мира Сам Спаситель предсказал словами «от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир «(Ин.15,19) (Там же).
Трудности пастырского служения не должны страшить пастыря
Трудности пастырского служения не должны страшить его, потому что во все времена Пастыреначальник Христос по Своей великой любви посылает Своим пастырям и силу к перенесению всех трудностей. Христос всегда Сам пребывает с истинным пастырем по слову, данному Им св.апостолам: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф.28,20) (5, с.10).
Значение слова «пастырь»
Русскому слову «пастырь» в еврейском языке соответствует слово «ро́е», а в греческом – «пимин». Еврейское «ро́е» происходит от причастия «раа», которое имеет смысл стремиться куда-либо, искать, внимательно следить, ухаживать, особенно за стадом. Поэтому «ро́е» – «пастух». В таком значении употребляли это слово св.пророк Давид (Пс.77,71), св.пророк Иеремия (3,15), Екклезиаст (12,11) и др. «Я буду пасти овец Моих, – говорит Господь через пророка Иезекииля, – и Я буду покоить их. Потерявшуюся отыщу, и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю, буду пасти их по правде» (Иез.34,15–16).
При переводе Священного Писания на греческий язык 70 толковников еврейское «рое» перевели греческим «пимин». Оно производится от корня «по» и означает «питать», а также от родственного корня «по», и тогда оно означает «защищать».
Исходя из такого значения слова «пастырь», можно определить, что оно означает человека, постоянно и внимательно следящего, ухаживающего, руководящего, управляющего своей паствой и всецело преданного этому делу (призванию). По словам прот. Г.Шавельского, это слово выражает понятие о попечительной, проникнутой любовью, доходящей до самопожертвования заботе пастыря о нуждах и преуспеянии своих пасомых, являющихся объектом его деятельности (5, с.12).
Что такое пастырское служение
Пастырское служение можно определить как богоустановленное, благодатное, исполненное любви и самоотвержения служение, имеющее своей задачей всестороннее попечение о нуждах пасомых, с целью содействия устроению их, как сынов и наследников Царствия Божия, жизни на земле и достижению ими вечного спасения на небе (Там же, с.19).
С какого времени существует учение о пастырском служении и где изложены сущность пастырства и его назначение
Учение о пастырском служении существует в Церкви Христовой от дней ее основания. В Священном Писании (особенно в Евангелии и в Апостольских посланиях) изложены сущность пастырства, его задача и назначение.
Основы пастырского учения, изложенные в Священном Писании, во всей полноте раскрыты в творениях свв.отцов. Священное Писание и творения свв.отцов – это два источника, почерпая из которых, можно постигнуть истинное учение о пастырстве (Там же, с.13).
Сущность пастырства
Способность сострадательно и благодатно любить паству составляет самое существо пастырства.
Восстанавливая св.ап.Петра в апостольском достоинстве, Господь спросил его:
– Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих?
– Ей, Господи!
– Паси агнцы Моя паси овцы Моя, будь пастырем (см. Ин.21,15–17) (Там же, с.16–17).
* * *
Пастырство – самое необходимое явление в жизни человечества (5, с.30).
Когда возникло пастырство
Пастырство существует с момента возникновения первого человека, а не обусловлено, как считают некоторые исследователи, исторически сложившимися обстоятельствами или чистой случайностью. По словам свящ. Г.Титова, «происхождение (даже) языческих жречеств лучше всего объясняется, потребностью греховной человеческой природы восстановить нарушенный союз человека с Богом». В том понятии, которое дается пастырству Христианской Церковью, оно есть богоустановленное благодатное служение и существует в Церкви по Божественному праву (Там же).
На каких основах зиждется пастырство
Таких основ четыре: историческая, психологическая, сверхъестественная (мистическая) и богооткровенная (догматическая) (Там же).
Историческая основа пастырства
Пастырство – одно из самых древних явлений в жизни человека.
Пастырство берет свое начало со времени грехопадения первых людей. После нарушения заповеди первая чета лишилась общения с Богом, восстановить которое они стремились посредством жертвоприношений и молитв (Там же).
Пастырское служение гораздо древнее возникновения жрецов
Пример жертвоприношения Каина и Авеля (Быт.4,3–5) свидетельствует, что первоначально жертвоприношения совершали все члены семьи. В дальнейшем эти обязанности стали выполнять главы семейств, которые стали обладать правом исполнения религиозных обрядов. Даже в настоящее время существуют некоторые племена, в которых обязанности жрецов выполняют главы родов или племен. Вот почему мнение о том, что якобы пастырское служение выдумали и навязали людям ради своей наживы жрецы и законодатели, отпадает, так как пастырство гораздо древнее жрецов и законодателей, последние не могли быть изобретателями того, что предшествовало им (Там же, с.31).
Пастырское служение не зависит от человеческих прихотей
С развитием форм общественной жизни человечества изменялась и форма религиозного служения. Здесь уже выступает особый класс людей, который избирается из народа независимо от племен или старейшин по роду. В израильском народе по указанию Божию избираются на это высокое служение люди особые, обладающие теми качествами, которые предписывались Богом. Этими людьми были Моисей, Аарон и их потомство. В языческой религии появились жрецы, которые также были представителями всего общества. В подтверждение того, что именно пастырство в Ветхозаветной Церкви учреждено Богом, а не человеком, свидетельствует нам слово Божие. А также оно предостерегает нас и от того бедственного наказания, происшедшего с Кореем, Дафаном, Авироном и их сообщниками, которые хотели присвоить себе священническое достоинство (см. Чис.16, 5–21).
А то обстоятельство, что пророки свое призвание и посвящение для общественного служения полностью принимали только от Бога, но не от людей (см. 3Цар.19,16,Чис.12,6), более наглядно показывает, что пастырское служение не было зависимо от человеческих прихотей (5, с.31).
ОБЯЗАННОСТИ ПАСТЫРЯ
1. Совершение Таинств
Совершая Таинства, пастырь должен помнить, что те или иные слова относятся и к нему лично.
2. Проповедание
Пастырь должен учить пасомых слову Божию.
Пастыри да учат пасомых обетам КРЕЩЕНИЯ.
Пастырь должен употреблять и обличительное слово.
Пастырь должен иметь рассудительность в проповедании Евангелия.
Прежде чем говорить, необходимо довольно рассудить и добре разуметь.
Пастырь должен учить не только в храме, но и при всяком удобном случае.
Пастырь свое учение должен многократно повторять.
Пастырь должен постоянно взывать к пасомым, хотя бы его и не слушали.
Пастырь должен говорить проповеди во славу Божию.
Пастырь, если проповедует ради похвалы, то вор есть и пользы не приносит.
Пастырь спит, когда не проповедует и не обличает и сам беззаконнует.
Горе пастырю, если не питает пасомых словом Божиим.
3. Руководство
Пастырь должен заботиться о духовных нуждах пасомых.
Попечение и забота пастыря – спасение паствы.
Пастырь заботится о людях, а не о себе.
Обязанность пастыря – воспитывать людей.
Пастырь есть руководитель в духовной брани.
Ему необходимо быть мудрым и опытным.
Пастырь всячески должен отвращать верующих от грехов.
Пастыри грешников к покаянию приводят, но грехам их не сообщаются.
Пастырь не должен молчать, когда знает, что люди беззаконнуют.
Пастырь из лицеприятия не должен молчать о пороках.
Пастырь должен охранять души от врага рода человеческого.
Пастырь в работе с пасомыми учитывает состояние души пасомых.
Разным людям разное увещание говорить.
Любовь пастыря ко Христу должна проявляться в достойном руководстве людей.
Пастырь должен подражать Христу в обращении с грешниками.
Пастырь не несет ответственности за пасомого, если тот нерадит о своей душе.
Угождать не людям, но Богу.
Пастырь должен усердно просить помощи Божией в руководстве людьми.
Пастырь отвечает за каждую душу.
Господь взыщет с пастыря овец Своих.
Пастырь даст ответ за паству на Страшном Суде (8, с.655–665).
На чем основано пастырское влияние
Пастырское влияние основывается на таинственном общении пастыря с паствой через передачу последней своего настроения. Отдавая себя пасомым, пастырь отождествляет себя с ними до существенного единства (Ин.17,11), подобного единству Бога Отца с Сыном (5, с.25).
КАЧЕСТВА ПАСТЫРЯ
Необходимо себя исправить, прежде чем других исправлять.
Пастырь есть образец поведения в ХРАМЕ.
Пастырь должен звать в Царство Небесное и сам туда идти.
Пастырь должен сам исполнять то, чему других учит.
Пастырь, уча других, должен сам пример показывать.
Пастырь должен испытывать себя, как выполняет обязанности.
Пастырю необходимо пасти стадо со вниманием.
Пастырь должен изучать Священное Писание.
Пастырь учащийся больше пользы принесет.
Пастырь, проповедующий слово Божие, обязан быть сердцем и умом чистым.
Слова о любви более всего относятся к пастырям Пастырь должен избегать тщеславия.
Пастырь должен подавать пример смирения.
Пастыри более, чем все христиане, должны ПРОЩАТЬ друг другу.
Пастырь более всего должен иметь страх Божий.
Пастырю не забывать о присутствии Божием.
Пастырь, если истинно заботится о спасении душ, будет терпеть от людей.
Пастырь должен приготовиться нести тяжелый крест клеветы и наговоров.
Пастырь более других терпит клеветы и поношения.
Пастырь терпит поношение от людей, так как обличает их греховность.
Пастырь более других подвержен гонению.
Пастырю в терпении брать пример с Господа и Его учеников.
Пастыри являются руководителями христиан в духовной брани, против них враг более всего воюет.
ДИАВОЛ восстает прежде всего против пастыря.
ВРАГ наш никого более не ищет низложить, как ПАСТЫРЯ.
Чтобы уберечь людей от врага, пастырю необходимо самому научиться беречься.
Пастырь учащий, но не творящий, разоряет то, чему учит.
Пастырь согрешающий приносит много соблазна.
Горе пастырю, подающему соблазны.
Горе пастырю, который пасомых не пасет.
Пастырь доставляет радость диаволу своей греховной жизнью.
Пастырь даст строгий ответ Судии за нерадение (8, с.665–673).
Каким должен быть пастырь
Проповедует ли пастырь, литургирует ли, совершает ли требу, – везде он должен быть молитвенно-благоговейным, духовно-просвещенным, любящим, «добрым» пастырем (5, с.15).
* * *
Пастырь должен быть твердым носителем евангельских идей и верным руководителем человеческой совести. Пастыря, настроенного самоотверженно и любовно к пасомым, излишне учить душепопечению, как излишне учить мать уходу за любимым ребенком. Его напряжение духовно любить – плод мучительного отрешения от жизни для целей мирских и самоотверженного посвящения себя Богу (Там же, с.25).
* * *
Подкрепление будущих пастырей на подвиг всецелого посвящения себя Богу и спасению ближних происходит в Таинстве Священства. Здесь пастырь получает уточнение способности переживать скорби и радости пасомых сострадательною о них любовию (Там же).
Объективные и субъективные признаки пастырского призвания
Субъективными признаками пастырского призвания являются желание священства, любовь к пастырству и внутренний голос Божий, а объективными – пастырская просвещенность и нравственная подготовленность (Там же, с.26).
Подготовка к пастырскому служению
Подготавливает к пастырству чтение слова Божия, святых отцов, художественной литературы и подвиг личной жизни. Кандидату священства вместе с тем необходима выработка чистоты душевной, молитва и борьба с самозамкнутостью (Там же).
От чего зависит успех пастырского служения
Успех пастырского служения зависит от благодатной жизни самого пастыря. Священство не есть ремесло, а добровольное пожизненное мученичество (Там же, с.27).
Желающий получить благодать священства должен научиться отвергать искушения
По примеру Пастыреначальника, каждый желающий получить благодать священства должен заранее направить все свои силы к тому, чтобы научиться отвергать все предметы искушений. Диавол, не оставивший и Самого Господа, не преминет приблизиться с своими кознями и к грядущему на путь пастырский. Только победа над искушениями и может служить свидетельством надлежащего приготовления.
Враг рода человеческого диавол приступил к Господу, искушая Его похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской (см. 1Ин.2,16). Эти искушения победил Спаситель. К победе над ними должен приучить себя еще заранее и всякий пастырь (Там же, с.71).