Источник

Пастырское богословие

Наука «Пастырское богословие» раскрывает идеал пастырского служения

Основываясь на примере и учении Пастыреначальника – Христа Спасителя, свв.апостолов и свв.отцов, наука «Пастырское богословие» раскрывает идеал пастырского служения, показывает его высоту, святость, указывает средства к достижению достойного служения, говорит и о трудностях пастырского служения и средствах к преодолению их.

Пастырское богословие ставит перед собой задачу создать в душах изучающих этот предмет то настроение, которое должен иметь пастырь при совершении своего служения. При этом необходимо помнить, что любая богословская наука, в том числе и Пастырское богословие, предлагает только руководство, следуя которому кандидат в пастыри или пастырь могут правильно и плодотворно направить свою религиозную жизнь. Теория пастырства сама по себе не может создать истинного пастыря. Доброго пастыря создает собственный духовный опыт и личный непре­станный нравственный подвиг. Главное в жизни пастыря и кандидата в пастыри – это личный подвиг, теория пастырства лишь способствует правильному и плодотворному развитию этого подвига (5, с.14).

Задача науки Пастырское богословие

Пастырское богословие ставит перед собой задачу раскрыть высоту и ответственность пастырского служения и указать пути и средства к достойному прохождению его.

Пастырское богословие вводит будущих пастырей в понимание высочайшего пастырства Христа Спасителя, свв.апостолов и свв.отцов, напояет духом пастырской ревности, помогает развить и усилить в себе пастырское призвание. Истинное пастырское настроение, пастырский дух, заложенный на уроках Пастырского богословия, со временем должен вноситься пастырем во всю его церковно-приходскую деятельность: в богослужение, проповедь и требы.

Пастырское богословие стремится сформировать пастырское самосознание, возбудить чувство пастырской любви, долга и ответственности пред Богом за своих пасомых. Эта наука показывает необходимость в пастырском служении самоотречения и любви, ибо только любовью можно постигнуть внутреннюю жизнь других людей и войти с ними в тесное духовное общение.

Помочь озариться в какой-либо степени христианской любовью, понять высоту и ответственность пастырского служения, необходимость борьбы с греховностью своей природы, неотложность предварительной подготовки к пастырству – вот основная задача Пастырского богословия, задача, как науки пастырской по преимуществу (Там же, с.16–17).

Что изучает Пастырское богословие

Пастырское богословие как раз изучает свойства пастырского духа и способы наилучшего излияния из него духовного богатства (Там же, с.25).

Содержание науки Пастырское богословие

Содержание науки Пастырское богословие, при вдумчивом изучении этого предмета, таит в себе благодатную силу воздействия на душу (Там же, с.39).

На чем основывается Пастырское богословие

Пастырское богословие основывается на Священном Писании и творениях святых отцов. Как свв.отцы отражали в своих писаниях дух учения свв.апо­столов, так и наука Пастырского богословия должна быть по своей направлен­ности апостольской (Там же, с.39).

В чем проявляется апостольская направленность Пастырского богословия

Апостольская направленность означает, во-первых, сохранение установлений апостольских в отношении строя церковной жизни, что дает возможность сохранить в неповрежденности апостольские традиции в учении, богослуже­нии и управлении. Это относится больше к внешней апостольской традиции, но не раскрывает ее внутреннего благодатного содержания. Следовательно, во-первых, под апостольством науки Пастырского богословия следует пони­мать дух пастырского служения св.апостолов, сущность которого состоит в самоотречении для славы Божией и спасении других. «Мы не себя пропове­дуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса», – пишет апостол Павел коринфским христианам (2Кор.4,5).

Из апостольских посланий можно видеть, каков был дух пастырского служения свв.апостолов. Этот дух пастырского служения живет в Церкви Христовой во все времена. Это мы наглядно можем проследить в развитии учения о пастырстве в святоотеческом богословии. Свв.отцы во всей своей деятельности руководствовались любовию к христианской истине и потреб­ностями Святой Церкви (Там же, с.39–40).

Учение о пастырстве – результат нравственного подвига

Учение свв.отцов о пастырстве, также как и свв.апостолов, было плодом не только умственной деятельности, но, главным образом, результатом нрав­ственного подвига, и поэтому это учение живо и действенно во все времена (Там же, с.40).

Назначение Пастырского богословия

Пастырское богословие призвано сохранять апостольские и святоотече­ские традиции не только во внешних, но и во внутренних проявлениях жизни Церкви, раскрывая постоянно дух апостольских наставлений в учении, свя­щеннодействии и в управлении церковном (Там же, с.40).

Когда богословствование бесполезно

«Никто не ищи своего, – говорит ап.Павел, – но каждый пользы другого» (1Кор.10, 24), «старайтесь обогатиться» духовными дарами «к назиданию Церкви» (1Кор.14,12). Одним из таких духовных даров является изучение Пастырского богословия при условии, если само пастырство осознается и осуществляется как смиренное и жертвенное служение Церкви. Когда же за­бывается «единое на потребу», тогда изучение богословия превращается в одно лишь исследовательство, в пустое разглагольствование о пастырском долге, оно теряет внутреннее спасительное содержание, оставаясь лишь формой. Такое богословствование бесплодно, потому что становится отвлеченным от духа апостольского (Там же, с.40).

Богословие познается опытным путем

Чтобы изучение пастырско-религиозных истин принесло пользу, необходимо, чтобы эти истины стали близки человеку, чтобы проникли в глубину его духа, а не остались на поверхности рассудочного знания Богословие, осо­бенно пастырское, познается опытным путем, путем внутреннего духовного подвига (Там же, с.41).

Когда появляется способность просвещать других

Необходимо духовно приобщиться благодатному действию Откровения, и только после этого является способность отражать свет этого Откровения для просвещения других. Этого не в состоянии сделать пастырь, не просвещенный Духом Святым, потому что повести за собой пасомых, указать истинный путь ко спасению может только тот, кто сам уже опытно прошел или идет по пути, указанному Христом (Там же).

Какие качества воспитывает Пастырское богословие

Эту благодатную настроенность, любовь к Богу, Церкви, пасомым, со­знание своей немощи и необходимости Божественной помощи должна помочь воспитать наука Пастырское богословие. Именно об этом огне духовной ревности в деле спасения, о котором Спаситель сказал: «Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк.12,49), этот огонь должен возгореться в душе каждого, приступающего к священному сану (Там же).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle