Источник

Слово в любой из дней Великой четыредесятницы

16 апреля 1959 г.

«Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Такими словами молиться Господу учит нас во дни Великой четыредесятницы Св. Церковь Христова, многократно, с коленопреклонением совершая трогательную и задушевную покаянную молитву великого древнего подвижника преподобного Ефрема Сирина.

Задумаемся же над смыслом этих святых слов богодуховенного молитвенника и старца.

– Даруй нам зрети (дай нам увидеть) наши грехи!

Но разве мы слепы? Ужели мы не видим своих грехов?

Да, возлюбленные! К сожалению мы действительно слепы духовно. А если и не совсем слепы, то зрение наше во всяком случае сильно повреждено и нуждается в божественном уврачевании.

Но в чем же состоит наша духовная слепота? Состоит она прежде всего в том, что мы, хотя и знаем о своих грехах, но никогда не видим их во всем безобразии, во всей их мерзости. Не видим того, что грех хуже всякой проказы, отвратительнее всякой гнойной язвы, вреднее всякого яда и зловоннее всякого гниющего предмета. Мы не видим этого, и потому так легко привыкаем ко греху, миримся с ним, снисходим к себе после впадения в грех.

Далее. Мы бываем страшно несправедливы по отношению к нашим ближним. Мы видим, по словам Самого Господа, сучок в глазу брата своего, совершенно не замечая целого бревна в своем глазу, т. е. не видя собственных тягчайших грехов. Что это как не слепота духовная, как не порок нашего духовного зрения?

Но если мы слепы, так не должны ли поспешить за исцелением к Тому, Кто отверзал очи слепым? Поспешим же и будем, подобно евангельским слепцам, вопиять вслед Ему: «Помилуй ны, Иисусе, Сыне Давидов!»

И Господь несомненно услышит нас, снизойдет к нашей немощи и уврачует нас. Ведь Господь наш Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки! Ведь Он же Сам говорил о Себе, что Он пришел исцелить сокрушенных сердцем и даровать слепым прозрение!

Спаситель много раз совершал чудо исцеления слепых во время Своей земной жизни. И самый процесс исцеления протекал при этом не всегда одинаково.

Вот перед нами исполненный живой веры в Господа иерихонский слепец Вартимей. Господь услышал его вопль о помиловании, призвал его к Себе и говорит ему: «Чего ты хочешь от Меня?» Слепец сказал: «Господи! Хочу, чтобы мне прозреть». Иисус сказал ему: «Прозри!» И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога.

А вот другой слепец, с немощной и робкой еще верой, которого привели к Спасителю в окрестностях Вифсаиды Юлиевой. Господь взял его за руку (заметьте: прикоснулся к нему!), вывел вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки (т. е. вторично прикоснулся к нему), и спросил его: видит ли что? Он взглянул и сказал: вижу, но неясно; вижу проходящих людей, но так смутно, как будто бы это были качающиеся от ветра деревья. Тогда Господь снова (в третий раз!) возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

Вы видите, братие, что иногда достаточно одного лишь слова Господа, и наступает полное прозрение. Но гораздо чаще бывает так, что человек слабый и немощный в вере получает полное прозрение не сразу, а лишь после целого ряда благодатных прикосновений, по мере возрастания и укрепления его веры. Может быть, и нам, грешным, нужно еще много раз прикоснуться или, точнее, ощутить прикосновение к нам Господа во свв. таинствах, во св. Причащении, чтобы удостоиться, наконец, окончательного духовного прозрения. Поэтому не будем ослабевать в вере и надежде на милость Божию, но станем неотступно молить Господа не гнушаться нашей нечистотой, но простирать Свои пречистые длани для уврачевания наших духовных очес.

Умоляя Господа просветить очи нашего сердца, мы просим Его также даровать нам дух неосуждения наших ближних. «Даруй ми... не осуждати брата моего!»

О том, насколько это важно для нашей духовной жизни, для нашего спасения, да научит нас следующий святоотеческий рассказ.

Один монах, проведший жизнь свою в лености и небрежении, впал в тяжкую болезнь и приблизился к смерти. В том монастыре, где он жил, был обычай всем собираться к одру умирающего и не покидать его, доколе он не испустит свой последний вздох.

Собрались братия и к тому умирающему иноку. Но как удивились все, смотря на него! Он умирал, нисколько не страшась смерти, с благодарностью Богу и с веселым взором. Братия говорили ему: «Брат, мы знаем, что ты провел жизнь свою небрежно. Скажи же нам, что тебя так радует и веселит в твой смертный час?»

Инок отвечал: «Подлинно, честные отцы, небрежно я жил. Но вот что случилось со мной. Был я на суде Божием и ангелы вынесли рукописание грехов моих, прочитали мне и спросили: знаешь ли ты, что это твои грехи? Знаю, сказал я, но с тех пор, как отвергся мира и постригся, я никого не осудил, и злобы ни на кого не держал, а потому и молю Господа, чтобы исполнил на мне Свои слова: «не судите, да не судимы будете; оставите и оставится вам». И только я сказал это, тотчас же ангелы разорвали рукописание грехов моих, и потому-то я теперь беспечален и с радостью отхожу ко Господу».

Итак, возлюбленные, внимая слышанному, возжелаем всем сердцем нашим благодатного дара неосуждения наших ближних при строгом, в то же время, осуждении самих себя. А возжелав его, станем, преклоняя колени сердца нашего, просить Господа с глубоким смирением, дабы Он удостоил нас этого бесценного дара.

Да будут нашими помощниками и ходатаями в этом Преблагословенная Владычица наша Богородица – отрада и утешение всех кающихся и сокрушенных духом, и блаженный кроткий и смиренный сердцем старец – преподобный Ефрем Сирин.

«Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков».

Аминь.


Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди // Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. № 11. С. 5-190.

Комментарии для сайта Cackle