Источник

Слово на литургии в неделю 1-ю великого поста. Торжество православия

4 марта/19 февраля 1990 г.

Празднование, которое Святая Церковь ныне совершает, носит название Торжества Православия. Оно установлено в связи с великой духовной победой Церкви над ересью иконоборчества, которая волновала христианский мир на протяжении более столетия. Константинопольский собор 842 года, под председательством св. патриарха Мефодия, восстановил гонимое и утесняемое иконоборцами почитание святых икон – почитание, существовавшее в Церкви с апостольских времен и провозглашенное в качестве догмата православной веры святым VII Вселенским Собором. Это радостное событие отмечено было в следующем 843 году большим церковным торжеством, и тогда же решено было посвящать его памяти ежегодно первый воскресный день Великого поста.

Поскольку, однако, ко времени победы над иконоборчеством Церковь в длительной борьбе с различными ересями авторитетно разъяснила и точно определила на семи Вселенских Соборах основные истины или догматы православной веры, то празднуемое ныне событие стали впоследствии называть уже не просто торжеством восстановления иконопочитания, а торжеством святого Православия вообще.

Словом «Православие» обозначается истинная вера, ни в чем не отступающая от Божественного Откровения, дарованного Церкви в Священном Писании и хранимого ею в живом потоке Священного Апостольского и святоотеческого предания.

Основатель Церкви Господь Иисус Христос, Сам наименовавший Себя Божественной Истиной и Жизнью (Ин. 14:6), вверил бесценное сокровище истинной веры Своим ученикам и апостолам, а через них Своей святой Церкви, заповедав всем верующим, особенно же архипастырям и пастырям, хранить ее неповрежденно, передавая евангельское благовестие от поколения к поколению.

Господь даровал Церкви и необходимую для исполнения этой заповеди Божественную помощь. Он обещал Сам невидимо, но неотлучно пребывать в ней до скончания века (Мф. 28:20), будучи – по прекрасному выражению митрополита Московского Филарета – «ее сердцем, или началом благодатной жизни, и ее главой, или правящей мудростью». А после Своего славного воскресения и вознесения на небо Он ниспослал на нее Божественного Освятителя Церкви – Духа Святого, от Отца исходящего, – Духа истины, Который наставляет ее на всякую истину (Ин. 16: 13).

Но даровав Церкви все потребное для жизни и благочестия (2Пет. 1:3), Господь предупредил Своих последователей, что сохранение истины будет сопряжено для них с трудами и подвигами, ибо со временем явятся многие лжеучители, которые, произвольно искажая или подменяя истину, будут тем не менее выдавать себя за истинных последователей Христа. «Многие, – сказал Он, – придут под именем Моим ... и многих прельстят... Тогда, если кто скажет вам: «вот здесь Христос», или «там», – не верьте... Вот, Я наперед сказал вам» (Мф. 24:5, 23, 25).

Истины веры или догматы Православия выражены в догматических определениях святых Вселенских Соборов, особенно же в том Никео-Цареградском Символе веры, который мы все вместе поем вс время Божественной Литургии или слышим при совершении других богослужений. Здесь кратко, но точно говорится об основных предметах нашей веры; о Боге Едином в существе и троичном в Лицах, о воплощении и искупительном подвиге Единородного Сына Божия, о Церкви с ее спасительными таинствами, о всеобщем воскресении, о последнем суде и о жизни будущего века.

Чистая и несомненная вера в эти и другие исповедуемые Церковью богооткровенные истины является жизненной необходимостью для каждого из нас. Быть непоколебимо верными исповедниками святых догматов не менее важно, чем жить благочестивой христианской жизнью. Да одно без другого, в сущности, и невозможно! Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, так говорил в одном из своих огласительных поучений: «Догматы без добрых дел не благоугодны Богу; но не приемлет Он и дел, если они не основаны на догматах благочестия» (Слово огласительное IV, п. 2).

Догматы – это не просто отвлеченные истины, которые достаточно воспринимать одним лишь умом. Нет, это разумные основы, на которых созидается духовно-религиозная жизнь. «Кто идет против догматов Церкви, – говорит известный отечественный догматист, епископ Сильвестр, – тот становится противником всей Церкви, посягающим на ее жизнь и целостность, а в то же время налагающим руки на свою собственную духовную жизнь», т. е. делается своего рода духовным самоубийцей.

На святых Вселенских Соборах собирались епископы многих местных церквей как свидетели единой богопреданной веры. Здесь раскрывались и изъяснялись необходимые подробности православного вероучения. То же, в известной степени, делали и великие отцы и учители Церкви в своих личных бессмертных творениях. И долг тех, кто хочет быть подлинно православным богословом, самым внимательным образом и с величайшим уважением относиться к священному церковному и святоотеческому преданию, помня, что его носителями были не просто образованные и ученые люди, но люди высокой нравственной чистоты, обладавшие ценнейшим духовным опытом, прославленные Богом за их верность истине и благочестивую жизнь.

Православие не есть предмет нашей гордости или превозношения над другими людьми. Оно есть дар незаслуженной нами великой милости Божией. И мы всегда должны помнить, что твердую и непостыдную надежду на спасение мы имеем лишь при том условии, если незыблемо и благоговейно храним истинную православную веру. «Вера наша, – писали в одном из своих посланий восточные патриархи, – не от человека и не чрез человека, но чрез откровение Иисуса Христа, которое проповедывали божественные апостолы, утвердили святые Вселенские Соборы, передали по преемству великие мудрые учители вселенной и запечатлели своей кровью святые мученики... И мы передадим ее в грядущие поколения совершнено такой же, какой сами приняли, без всякого изменения, дабы и они подобно нам непостыдно и без упрека могли говорить о вере своих предков».

С тех пор, как святой равноапостольный великий князь Владимир, крестившись сам, позаботился о всенародном обращении к истинной православной вере наших отдаленных предков-язычников, наша великая страна на протяжении тысячелетия именовала себя Святой Русью.

После крещения Руси Русская Православная Церковь стала заботливой Матерью русского народа. Она вносила дух мира и нравственной чистоты в его семейные и общественные отношения. Она заботилась о его образовании и духовном просвещении. Она устраивала при монастырях благотворительные заведения для вдов, сирот и убогих людей. Она облегчала народные страдания в годины стихийных бедствий, внутренних междоусобиц, вражеских нашествий.

Она всегда была со своим народом, возбуждая в нем горячую любовь к Отечеству, призывая его к жертвенной патриотической и миротворческой деятельности. Вот почему многие и многие поколения русских людей с благоговением произносили слово «Православие», считали великим бедствием оставить своих детей некрещенными, почитали за честь для себя носить имя православного христианина.

Постараемся же и мы быть достойными тех, кто в течение тысячи лет свято берег на священной земле нашей Родины бесценное сокровище Православия. И молясь о мире всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей, вознесем ныне, в день памяти о Торжестве Православия, нашу усердную молитву и о том, чтобы Господь возвратил «сердца отцов детям» (Лк. 1:17) и помог православным родителям так воспитать своих детей и внуков, чтобы и они в свое время смогли завещать грядущим поколениям всем сердцем любить и нерушимо сохранять нашу святую православную веру.

Аминь.


Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди // Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. № 11. С. 5-190.

Комментарии для сайта Cackle