Любовь к Богу
Любовь – стремление соединиться с Источником любви.
Любовь – постоянное памятование о Боге.
Любовь есть богоуподобление.
Любовь к Богу состоит в уподоблении, подражании Ему.
Любовь есть предвкушение жизни вечной.
Любовь есть легкая работа Христу.
Любовь есть конец закона как естественного, так и написанного.
Любовь это единственное, что мы можем воздать Спасителю.
Любовь соединяет.
Любовь соединяет с Богом и делает верующего истинным учеником Христа.
Где любовь, там Христос обитает.
Истинной любовью христианин приближается к Богу.
Любовь делает верующего истинным учеником Христа.
Пребывающий в любви, пребывает в свете.
Любовь Божия побуждает любить Его взаимно.
Все дарования без любви ничто.
Любовь Божия побуждает к ПОСЛУШАНИЮ.
Любовь познается по плодам.
Первый плод любви – презрение МИРА СУЕТНОГО.
Пренебрежение мира и всего, что в мире, – следствие любви.
Плод любви – частое размышление о Боге.
Плод ЛЮБВИ – ревностное исполнение Его воли.
Плод любви к Богу – ревность об умножении славы Божией.
Истинно верующий не может не любить Христа.
Если в сердце нет любви, то и вообще ее нет.
Любовь иметь не только на языке, но и в сердце.
Любящее сердце всегда стремится к Богу.
Бога любить более всего.
Любовь ко Христу должна быть выше жизни нашей.
Любить Бога бескорыстно.
До крови защищать имя и честь Божию.
Ради любви к Богу презреть свою волю, честь, славу.
Кто Бога любит, тот отвращается от мира и о Боге часто помышляет.
Кто к миру обращается, тот от Бога отвращается и не любит Его.
Любовь к миру не совмещается с любовью ко Христу.
Любить бездушную вещь более Бога есть безумие.
Чрезмерная любовь к женщине приносит много зла.
Уклоняться от того, что Бога оскорбляет.
Любящий Бога уклоняется от любви к миру.
Любящий Бога ищет славы Божией, для чего уклоняется от зла.
Любящий скорбит, если ОСКОРБЛЯЕТ Бога ГРЕХОМ, и спешит принести покаяние.
Любящий Бога, если согрешит, печалится и смиряется.
Бог ищет любовь человека, чтобы даровать ему блаженство.
Когда Бог требует от человека любви, то это ради пользы самого человека.
Любящий Бога терпит в скорбях.
Доказательство любви – ТЕРПЕНИЕ в скорбях.
Кто в беде отступает от Христа, тот и не любил Его.
Человек своею любовью отвечает на любовь Божию.
Ответная любовь к Богу требует исполнения Его заповедей.
Исполнение ЗАПОВЕДЕЙ – признак любви.
Любовь к Богу познается от исполнения ЗАПОВЕДЕЙ.
Постоянно помнить о Христе и исполнять все Его заповеди.
Любящий Христа должен любить и Его нравы, и подражать им.
Любовь приходит от Бога.
Любовь происходит от веры и Духа Святого.
Без любви нет ВЕРЫ.
Вера и надежда прекратятся, а любовь пребывает во век.
Любовь есть дар Божий, который входит в СЕРДЦЕ, очищенное покаянием.
Чтобы иметь любовь к Богу, следует возненавидеть грех.
Ради приобретения любви необходимо приложить много труда.
Любовь удовлетворяется только взаимной любовью.
Любовь требует единомыслия и единодушия.
БОГ есть любовь и Источник любви, что возбуждает нас к ответной любви.
Любовь возбуждается рассуждением, что БОГ есть совершеннейшее благо.
БОГ есть совершенная красота, и это возбуждает любовь.
Любовь возбуждается рассуждением, что ЧЕЛОВЕК сотворен по образу и подобию Божию.
От размышления о страданиях Христа возгорается любовь к Нему.
Любовь к Богу усиливается размышлением о благости Божией.
Все творения, указывая на благость Божию, научают истинной любви и БЛАГОДАРНОСТИ.
Благость Божия, Его величество и любовь к нам возбуждают нас любить Бога.
Познание БЛАГОСТИ Божией научает истинной любви (8, с.457–477).
Что побуждает любить Бога
Любить Бога побуждает христианина, прежде всего, Его благость, превосходящая всякий разум и понятие, а также множество благодеяний Божиих, проявленных к роду человеческому (7, с.228).
Что более всего возбуждает любовь к Богу
Более всего любовь к Богу должно возбуждать то, что Он послал Сына Своего Единородного спасти грешного человека, избавить его от власти греха, диавола и смерти и восстановить в прежнем сыновнем достоинстве. И ради этого Сын Божий претерпел множество скорбей, страданий и даже крестную смерть. Если бы кто избавил человека от гнева и грозящей ему смерти или даже исходатайствовал бы ему приличный сан и положение в мире, то как усердно и искренно любил бы он своего благодетеля! Но человек, искупленный дорогой ценой Сына Божия и освобожденный от всех наказаний и даже вечной смерти, забывает своего Благодетеля и вместо любви к Нему приносит оскорбление.
Проявляя заботу о человеке, Спаситель мира Своими крестными страданиями и Воскресением отворил ему двери рая, сделал причастником вечного Своего Царства, также послал Духа Святого, Утешителя, Который вопиет в сердцах верных: «Авва Отче!» (Гал.4,6). Уже одно имя «Отец» должно возбуждать в каждом человеке огонь любви. И если дети по плоти неизменно любят своего отца, то с какой же любовью должны христиане любить Того, Кого они называют своим Отцом (Там же, с.229).
Испытания и скорби возбуждают любовь к Богу
Немаловажным средством, возбуждающим любовь к Богу, также служат промыслительно попускаемые скорби, испытания и искушения. И как сын оказывает благодарность отцу, если тот своевременными наказаниями воспитывает его в благонравии и воздержании и тем самым соделывает достойным членом общества, так и христианин должен быть бесконечно благодарен Богу за то, что Он Своими промыслительными действиями не только очищает его от скверны греховной, но и делает достойным жителем Небесного града (Там же).
Любовь к Богу должна простираться до бесконечности
Любовь человека к своему Создателю должна простираться до бесконечности еще и по той причине, что Он долготерпеливо относится к его грехам и не тотчас наказывает за беззакония, но ждет покаяния. Если бы Бог по Своему правосудию наказывал человека за каждое преступление, то он не смог бы прожить и малое время, о чем еще свидетельствовал пророк: «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?» (Пс.129,3). Милосердие Божие к кающемуся грешнику так велико, что если последний возымеет твердое намерение больше не возвращаться ко греху, то Господь не только прощает ему грехи, но даже и не вспомнит о них вовеки (7, с.229).
Любить Бога побуждает человека Сам Господь
К любви Божией побуждает верующего человека Сам Господь, Который дал заповедь (см.: Втор.6,5) и привлекает к ней сердца человеческие Своею ответной любовью. «Бог Любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает» (1Ин.4,16). Вот почему всякий христианин должен проявлять любовь к Богу не только на словах, но и своей жизнью (Там же).
Любовь к Богу – исполнение Его заповедей
Боголюбец постоянно стремится исполнять то, что предписывается волей Божией, а это в свою очередь удерживает его от греховных поползновений. И если такому человеку и случится по немощи нарушить в чем-либо волю Божию, то он «о сем весьма печалится, сокрушается, воздыхает, а часто слезы проливает». Вполне понятно, что такая печаль еще более способствует спасению христианина (см.: 2Кор.7,10); она еще более подвигает его к исполнению воли Божией, и не ради страха наказания, но чтобы «Любимого не оскорбить». Любовь ко Христу, Сыну Божию, должна выражаться в ревностном исполнении Его святых заповедей. И те христиане, которые относятся к заповедям с небрежением, не имеют любви Божией: они себя и свои похоти любят, а не Бога и закон Его святой (Там же, с.230).
Плод истинной любви к Богу – отвращение от всех благ мира
При ревностном исполнении воли Божией, как плод истинной христианской любви к Богу, в душе христианина появляется отвращение к мирской греховной скверне, под которой следует понимать похоть плотскую, похоть очес и гордость житейскую. Все свое упование и утешение он полагает в Едином Боге, и все блага мира для него станут подобны сору. Если бы в его распоряжении находились большие материальные ценности или же он имел бы высокую власть, то и в таком случае он остается верным своему долгу и употребляет данные ему блага во славу Божию. Вся забота такого человека сводится к одной цели, исполнять волю Божию и быть полезным для окружающих его людей и обществу в целом (Там же).
Обязательное условие, без которого не может быть истинной любви к Богу
Сердце, одухотворенное любовью к Богу, христианин может иметь только тогда, когда он полностью порвет всякую связь с грехом, принеся искреннее покаяние. А без этого в нем не может быть истинной любви к своему Создателю, но только притворное лицемерие. Если кто любит Бога, постоянно заботится об исполнении Его святой воли и внимательно следит, чтобы его сердце не прилеплялось к чему-либо земному, тот, естественно, всегда будет помнить о Боге и иметь Его в своем сердце. Так бывает и среди людей: если кто кого любит, тот постоянно о нем думает. Подобным образом бывает с человеком, любящим Бога. Все его мысли, пожелания и сердечные вздохи всегда устремляются к Богу (7, с.231).
В чем заключается постоянная память о Боге
Постоянное памятование любящего сердца о Боге заключается в непрерывном благодарении за Его бесконечные милости к грешному человеку в молитвенной беседе с Ним и богомыслии (Там же).
От чего рождается благодарность Богу
Чувство благодарности рождается от размышлений о Божиих благодеяниях, так как эти благодеяния не только неисчислимы, но и умом непостижимы, то и чувство благодарности у любящего человека никогда не должно иссякнуть. И эта благодарность со стороны человека есть богоугодное средство, привлекающее в его душу благодатные струи Божественной жизни (Там же).
Неблагодарность свидетельствует об отсутствии любви к Богу
Прилепляющийся к мирским и суетным вещам не имеет любви Божией Привязанность к греховным страстям мира настолько пагубно влияет на жизнь христианина, что под их воздействием он может в своем сердце отречься от Христа. Кто не заботится постоянно иметь Бога в сердце и не упражняется в молитве, кто ослеплен самолюбием, не дающим ему видеть благодеяния, изливаемые свыше, тот лишается милости Божией. Вот почему неблагодарность – тяжкий грех, который свидетельствует об отсутствии любви к Богу и вопиет к небу, прося отмщения (Там же).
Следствие ИСТИННОЙ любви к Богу
Следствием истинной любви к Богу является безропотное перенесение христианином всех скорбей и жизненных испытаний, попускаемых по благой воле Божией, чтобы укрепить его в терпении и направить его духовные силы к приобретению искренней любви к Богу. А те, кто не стремится к стяжанию этой «богоподобной добродетели», бывают подобны тени, которая лишь во время солнечного сияния находится около своего предмета, а как только последний начинает двигаться, то вместе с ним перемещается и тень. Но когда нет солнечного света, тогда и тень отступает от предмета. Так точно бывает и с теми, которые в благополучии Бога благодарят, а в неблагополучии ропщут (Там же, с.232).
Как приобрести любовь к Богу
Ревностный христианин, стремящийся приобрести истинную любовь, направляет все свои усилия к подражанию Богу и Его спасительным нравам, то есть старается быть кротким, терпеливым, незлобивым, милостивым, и все по той единственной причине, что таковым является Господь, Которого он любит, к Которому стремится и Которому хочет быть подобным, а это уподобление откроет ему путь к еще более тесному единению со своим Творцом (Там же).
Признак любви к Богу
Явным признаком любви к Богу служит сердечная радость. Как не бывает любви без радости, так не может быть и истинной радости без любви, ибо что любит человек, о том он и радуется (Там же, с.232–233).
Любовь к Богу и духовная радость должны быть при любых обстоятельствах
Как любовь к Богу, так и сопутствующая ей духовная радость должны быть в христианине при любых обстоятельствах его жизни – как в благополучии, так и в несчастье. Печаль, когда человек теряет предмет своей любви, является определителем, пробным камнем истинности любви и радости христианина. Действительно, будет ли человек печалиться и скорбеть о том, чего не любил и чем не утешался? С другой стороны, чрезмерная скорбь из-за потери чего-то временного свидетельствует о том, что сердце верующего привязано еще к земному и не достигло полноты духовной любви. И только тот, кто внимательно относится к своей духовной жизни, заметит это несоответствие между его стремлениями и действительностью и приложит усилия, чтобы искоренить из сердца препятствия, мешающие истинной любви к Богу (26, с.233).
* * *
Любовь человека к Богу служит вернейшим средством к теснейшему единению с Ним. Любовь к Богу и жизнь, согласная с Его волей, неразлучно соединены между собой (3, с.151).
Когда отступаем от любви к Богу, то Он посылает нам бедствия для вразумления
Отступаем мы от любви к Богу порой по своему произволению, забвению, нерадению, но Его Отеческая любовь посылает нам бедствия, болезни, желая отвести нас от пути неправды. Следовательно, мы не должны сетовать, роптать при тяжелых жизненных испытаниях, а благодарить за них Господа. Счастлив тот, кто в находящих бедствиях усматривает наказующую и вместе с тем любящую десницу Господа Такое отношение к скорбям позволяет человеку идти по пути нравственного совершенствования (7, с.395).
* * *
Будем любить Бога и возносить к Нему наши повседневные молитвы, прося помощи на преодоление всех греховных наклонностей и страстей. И тогда в нашей душе водворятся мир и любовь к Богу и людям, что будет свидетельствовать о доброй участи за пределами этой жизни (3, с.82).
* * *
Любовь есть дар Божий. Святой апостол Павел говорит: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5,5). Приготовлять себя к принятию этого дара человек обязан очищением своего сердца, ума и тела. Кто стремится развить в себе любовь к Богу, не очистив себя, тот близок к самообольщению (5, с.156).
Совместить любовь к миру и Богу невозможно
Весьма часто последователя Христова терзает скорбь об утехах и сладостях мира, подчас навевающая на него уныние и желание возвратиться к прежнему образу жизни. Все эти соблазнительные искушения святитель Тихон Задонский советует воину Христову решительно отметать, ибо совместить любовь к миру и Богу невозможно (3.261) (7, с.309).
Свидетельство о любви к Сыну Божию – терпение
Терпеливо перенося все скорбные обстоятельства, христианин тем самым свидетельствует о своей любви к Сыну Божию, Который ради спасения человека пришел в мир, пострадал и претерпел неимоверные мучения. И в благодарность за это человек не может ничего принести, кроме взаимной любви, «которая ни в чем так, как в терпении за любимого, познается» (5.328) (7, с.280).