Источник

Январь 1877 г.

1 января. Недостойными устами от непотребного сердца, но с верою и посильным усердием благодарю Господа за небесную помощь при служении литургии и благодарственного молебна и за оживотворение Пречистыми Тайнами.

Но вот я опять согрешил пред Богом, пред ближними и пред собою – рассердившись опять на нищих, встречающих и провожающих меня почти неотступно. От вас, говорил я, проходу нет, хоть в землю ложись. Эти слова – слова неверия, скупости, алчности, нетерпения, самолюбия (эгоизма), самоугодия, сибаритства. Согрешил ко Господу.

О, сколь тяжело, смертоносно владычество греха: он, как лев, сокрушает кости наши, воспламеняет кровь и производит неестественный жар, боли и болезни, лишает мира, дерзновения, свободы.

Благодарю Господа, услышавшего меня, молящегося, пред панихидой по Узковой (Наталии Евграфовне), и даровавшего благодать непреткновенно совершить всю панихиду. Слава Тебе, Господи, Надежда моя! Сила моя!

Как я забываю, что, служа нищим, я служу Самому Христу, рекшему: «алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» [Мф.25:35–36]? О, пристрастие души к земле и ее благам! Как она ослепляет человека и научает его делать нелепости! Вот уже никакой логики и разумности нет во грехе! Это – всегдашнее безумство.

Благодарю и превозношу Господа, всеблагостно, всемилостиво, всещедро, вседержавно избавившего меня от величайшей скорби и тесноты, постигших меня за многократное жестокосердие мое к нищим. Долго я носился с этою скорбию, долго и каялся, хотя умиления слезного не было (прошло с час); наконец на панихиде у ктитора Богоявленской церкви Козмина Господь послал мне совершенное избавление. Какая радость! Какой мир! Какая свобода! Для чего Господь попускает мне долго и смертельно скорбеть? – Чтобы уврачевать сердце, недугующее страстями, смягчить грубость его, сделать его нежным и чувствительным. Иначе оно ожесточилось бы совершенно.

2 января. 1877. Благодарю Господа первее за прощение греха малодушия и смущения и немоты при произношении возгласа за упокой рабы Божией Ольги, в присутствии протоиереев Порфирия и Иоанна и двух диаконов Богоявленской церкви и [...] чиновника (Голохова); во-вторых, за помощь при совершении панихиды по умершей Наталии Евграфовне Узковой.

Враг пугает меня моим ничтожеством и моими грехами и отнимает у меня веру в себя самого (мнительность). Но да прославляется всегда чрез меня Бог, моею смелостью и дерзновением исповедания величия и славы Божией, Его живоначалия, воскрешения мертвых и их упокоения; да будет как труба глас мой, ибо вера и исповедание Господа пред человеками очищает грехи, да не скрадываю ни единого слова. Господи! Восстани в помощь мою – еже сокрушити врага и местника59 [Пс.8:3]. Дело священника – всегда исповедовать величие Божие и власть Его праведную, бесконечную.

Церковь земная сильна своим единством с Церковью небесною и со своею Главою всемогущею; этим единством она вспомоществуется, укрепляется, благопоспешается, украшается и спасается непрестанно. Поэтому святые Божии человеки часто упоминаются, призываются и прославляются в церковном богослужении, и всякий христианин, желающий утвердиться в вере, уповании и любви, должен после Главы Церкви и Пречистой и всеблагомощной Матери Его призывать на помощь святых Божиих.

Что касается грехов наших, то мы предаемся Богу со всеми нашими правдами и неправдами, моля Его о помиловании и о том, чтобы Он не помянул бесчисленных беззаконий наших, но в милости и щедротах помянул нас, ибо единому согрешаем и единому Ему служим.

3 января. Благодарю Господа, даровавшего мне победу над лукавым диаволом в квартире нотариуса [Козлянинова] при пении окончательной литии по приезде из загорода с похорон дочери его Наталии Евграфовны Узковой; всю до конца литию совершил я благодатью Божией непреткновенно, один, без дьячка; продолжительною борьбою с врагом и молитвою я укрепил душу свою и стал победителем. Да осуществится надежда моя избавиться от козней вражиих.

Сам я начинщик, сам виновник распри, происшедшей вечером 4 января из-за прислуги Анны, во многом крайне неряшливой и неисправной; мне противоречили жена и особенно Анна Андреевна Воротникова, дошедшая до заносчивости в своих словах, утверждая, что я несправедлив относительно прислуги, и называя меня гордым за то, что я не соглашался с нею. И я, действительно, оказался гордым, обидевшись на нее за порицание в гордости и раздражившись на нее до того, что я не велел ей ходить к нам, если будет дозволять себе затевать неприятности, споры, ссору из-за лиц и вещей, коих она подлинно не знает и кои ее не касаются. Она очень обиделась на меня и ушла, не простившись и не хотев помириться со мною, когда я искал того. Этим она доказала свою гордыню и злобу. Но прости мне, Господи, яко в ведении содеял сие дело; прости ей, Господи, яко в неведении содеяла против меня грех свой и ушла с ним. Она даже правду говорила мне, а я, болезнуя неправдою, обиделся на нее за смелое обличение в неправде гордыни и злобы. Ибо если бы я был смирен, то не обиделся бы, не озлобился бы, если бы меня назвали гордым, и слово это нисколько не уязвило бы меня – я спокойно и безгневно выслушал бы его. Заметить надо, что пиво было, между прочим, причиною моего неудовольствия на прислугу, моей жалобы на нее и моего разглагольствия. Каюсь и в невоздержании пред Господом. Молю Господа в покаянии сердца простить грех наш, разрушить козни вражии и изгладить преступления наши. Се, от сердца моего прощаю все слова моей соперницы, ибо и сам признаю себя виновным, и сам прошу у нее прощения пред лицем Твоим, Господи! Аминь. Буди!

Господи Человеколюбие! «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны», якоже диавола есть ввергати в вины и погубляти ны. Помилуй и спаси нас, кающихся Тебе, Господи, в винах наших, меня и рабу Твою Анну-сироту.

Благодарю Господа, даровавшего мне искреннее покаяние и помиловавшего мя вскоре, ибо ощущаю сердцем милость Божию. Так помилуй и соперницу мою Анну, Господи! Буди! Слава Тебе, Господи, разрушившему дело диавола. Ибо «кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» [1Ин.3:8].

Согрешил и опять, вышедши на улицу и встретив нищих, назойливо просящих милостыни после подачи сегодня же: одному в лицо сделал сильный толчок, другого за волосы вырвал сильно во гневе, хотя после и дал им требуемое. В этом дерзком поступке я долго каялся Господу и получил помилование опять. Слава Господу!

Завтра, 5 января 1877 года, не есть и не пить до звезды.

От каких чистых, благих, искренно любящих и благоговейных сердец возносились молитвы, хвалы и благодарения Божией Матери, изложенные в молитвах, канонах, стихирах, акафистах, тропарях и кондаках! Как чисты и святы были их составители! Помня это, будем и мы, христиане, чистым сердцем славить Пресвятую Матерь Божию, да и всех святых – свято.

Любовь вся терпит и вся покрывает, долготерпит, милосердствует, не мыслит зла, не раздражается [1Кор.13:4–7] – а я вчера отдался, под влиянием пива, и нетерпению, немилосердию, раздражению, злым помышлениям о прислуге Анне и об Анне Андреевне Воротниковой. – Каюсь и горько обвиняю себя в самолюбии, нетерпении, гордости, раздражительности, злобе, сварливости, обиде ближних.

Человек познается из противностей и искушений – каков он: добр или зол, смирен и кроток или горд, терпелив или нетерпелив, самолюбив или друголюбив, прост или лукав, чист сердцем или мерзок и блудлив; послушен или своенравен, воздержен или жаден, ленив или усерден к делу. А искушения, бывающие со мною, показывают во мне дурные стороны: я зол, раздражителен, горд, нетерпелив, самолюбив, честолюбив, лукав, блуден, своенравен, упрям, непокорен, злопамятен, ленив, суетен, невоздержан и жаден. Каюся во всех сих Господу: исправи мя и помилуй мя, и «утверди мя на камени заповедей Твоих» 60.

«Вера без дел мертва» [Иак.2:17]: делами яви веру и покаяние свое; если истинно каешься во всех этих грехах, то делами добрыми докажи, что ты возненавидел грехи и возлюбил противоположные им добродетели, снеси кротко обиду, противоречие, не смущайся противоречием, хотя и неправедным, обидным и укорным словом, не выходи из себя, не раздражайся, не угрожай, не пресекай расположения или по крайней мере чувства любви и уважения к человеку укоряющему, праведно или неправедно; покажи незлобие и кротость, когда тебя злословят, послушание, когда приказывают, нелюбостяжание, когда искушают корыстию; воздержание, когда представляется повод к невоздержанию, лакомству, многоядению; чистоту и целомудрие, когда належит искушение к сладострастию от каких-нибудь лиц или от воображения, воспоминания, от сладострастных картин, книг, разговоров, движений и пр.; покажи истинное доброжелательство, когда сердце твое, наученное самолюбию всяким образом, завидует, видя благосостояние, довольство, успехи по службе и отличия ближнего. Сорадуйся искренно счастью другого; также искренно поскорби с несчастным; утешь печального, прими искреннее участие в его печали, как в своей собственной. Леность и нерадение, вошедшие в привычку, прекрати и исправь всегда внимательным и добросовестным отношением к делу, например к богослужению, к проповеди слова Божия или к чтению и слушанию, к преподаванию детям Закона Божия; если ты взирал на людей очами плотскими, мирскими, то отселе взирай на них очами веры, как на существа по образу и подобию Божию, как на членов Христовых и на храмы Духа Божия, как на соискупленных для вечной жизни, как на членов Церкви, членов единого тела, как на чад Божиих. Даруй мне всё сие, Господи, и благодарю Тебя, что бывший со мною грех Ты обратил мне во благо, давши мне познать себя, грехи свои, великие заблуждения свои. Даже доселе я был чужд истинной любви, но был исполнен самолюбия, гордости, лукавства, злобы, тщеславия, плотоугодия, блуда, нечистоты, сребролюбия, лености и нерадения.

Корень всех зол есть самолюбие, пристрастие к земным вещам и отсюда нелюбовь к ближнему, суетность, нетерпение, гордость, злоба, лукавство, вообще страсти, гнездящиеся в сердце нашем; эти плевелы, возрастая в сердце нашем от нерадения и усиленного занятия земными, плотскими и житейскими делами, – заглушили пшеницу.

Слова: «в селениях праведных учинит, в недрех Авраама упокоит» (Бог усопших), с «праведными причтет и нас помилует» имеют важный и глубокий смысл, именно тот, что Господь, по безмерной Своей благости и человеколюбию, за одну нелицемерную веру простит нам наши согрешения, вменив веру в правду нам, не имеющим дел праведных, – упокоит в недрех Авраама, отца верующих, которому тоже вменена вера в праведность, и с праведными причтет не по заслугам нашим, а по вере Авраамовой или, точнее, по вере Христовой, которую имел и Авраам, провидев Искупителя задолго до Его пришествия. Вот какой важный и глубокий и утешительный смысл имеют эти слова. С каким весом, с каким упованием, с какой искренностью надо их произносить в свое время. Диаволу эти слова крайне противны и бесят его, потому что проповедуют о разрушении его державы, власти и силы над людьми, искупленными пречистою, бесценною, нетленною кровию Христовою. Слава и благодарение о сем Господу! 5 января 1877 года. Среда.

Плоть моя непрестанно обманывает меня и принуждает меня нарушать заповеди Господни, в исполнении которых состоит вечный живот мой, умерщвляет мою душу духовною смертью, да и здравию тела вредит. Что мне с нею делать? – Разорвать с нею греховный союз, возненавидеть ее и всё ее плотское мудрование и жить по духу, по Евангелию Господню. Буди! Вот я доселе подавал милостыню часто с неудовольствием, укоризнами, горечью, жалея денег, а не членов Христовых, – да подаю отселе со смирением, усердием, охотою, с сердечною простотою и щедростью. «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня» [Мф.25:35]. Помни вечную жизнь, здешнюю презри и всё здешнее. Помни, что Господь соделал для твоего спасения, как Он приклонил небеса, сошел на землю; как обнищал, чтобы обогатить тебя Божеством; как умер, чтобы твою смерть умертвить, и воскрес, чтобы тебя оживить и даровать вечную жизнь. Помни нетленный венец Царствия.

Даруй мне, Господи, благодать совершить всемирное торжество Святого Крещения, по подобию Йорданову, в день сей. Это торжество возрождения всего человечества и моего возрождения, ибо Господь Крещением омыл все скверны мои, потребил всё растление мое, обновил меня, новосоделал, как бы вновь сотворил. О, чудо чудес! Вместо рабства я получил усыновление!

Да креплюсь и мужаюсь, совершая торжество: «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» [Мф.11:12]. Без числа я испытал на себе истину этих слов Господа моего. Итак, буду всегда употреблять усилие, да спасуся. А ныне, в день Крещения, при совершении Иорданского торжества – особенно. Буди!

Сильным гласом прославь Господа на водах, не как Моисей и Аарон при воде пререкания. Не малодушествуй, да не поразит тебя Господь.

Ты сделал прекрасно, что потрудился – собрал, при таком благоприятном случае с Богоявленскою водою и для братий вдвое больше, и для бедных, и для дьячка.

6 января. Благодарю Господа, оживотворившего меня божественным причащением Святых Таин и даровавшего мне дерзновение прочитать искренно, сильно заамвонную молитву, сказать проповедь и сделать отпуст на литургии и панихиде.

Откуда эта неохота выговаривать по дважды и трижды слова хвалы Божией, тогда как пустяки мы готовы повторять по сто раз? О, Велиар! Это от тебя плевелы.

Для тленного имущества мы столько трудимся, хлопочем, поты проливаем, иногда ночи не спим, – для нетленного ли имения богатства, то есть добродетели, и для вечной жизни мы не потрудимся здесь в краткий срок земной жизни? Не позаботимся ли умертвить страсти, умерщвляющие нас?

Или вот: мы ездим, ходим с крестом и святою водою в великие праздники и вступаем в общение, хотя кратковременное, с сотнями наших духовных детей, и видим их любовь, усердие к нам поистине удивительные, радующие и утешающие нас, духовных пастырей. Не есть ли это духовное богатство – Божие богатство, это расположение и любовь, за которые усердно должны мы благодарить Господа, тако устрояющего души сии и сердца сии, и не тем ли паче должны мы заботиться о их спасении, молиться о них горячо, как они горячо преданы нам? Ведь они все – достояние Божие, богатство Божие, чада Божии, искупленное достояние Божие, за которое бесценная кровь Господа излита, для которого Господь пришел на землю, стал человеком, пожил с человеками, учил их, чудодействовал, исцелял, воскрешал мертвых, пострадал тяжко, умер и воскрес! О, как неусыпно мы должны заботиться о спасении сего достояния Божия! Как горячо его любить! Оно должно быть всегда у сердец наших. Да будет. Но прочь житейские страсти, охлаждающие наши сердца к Богу и ближнему.

«Пришел ecu и явился ecu, Свет неприступный»61. Слава явлению Твоему, Господи! Слава премудрому и всеблагому Твоему Совету! Ты сокрыл свет Божества, неприступный и для Ангелов, под завесой Своей плоти, чтобы быть приступным для меня, человека, чтобы сообщить мне богатство обожения, богатство ведения, правды, святыни, силы, дерзновения. Слава Тебе!

Вот, встаю с постели моей для того, чтобы предать письмени величайшую милость Божию, чудо Его милосердия и силы, ибо Он оживотворил меня причащением Божественных Таин в праздник Богоявления, когда я был умерщвлен грехами моими.

Благодарю Господа, творящего мне и всем тварям великие благодеяния на всякий день и час; благодарю сверх прочих неисчетных благодеяний за благодеяние, доставляемое сном, данным нам от премудрости и благости Божией, ибо вот я, как бы чудом каким, каждую ночь обновляюсь бренным моим телом, которое делается иногда как тряпка, без силы, жизни и вида, и в ночь обновляется сном, получает жизнь, крепость, свежесть, вид. «Вся премудростию сотворил ecu» [Пс.103:24]. Господи! Слава Тебе! «Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его» [Пс.102:2]. Но наибольшее и наивысшее благодеяние Бога моего это то, что Он грехи мои прощает и душу от них очищает, душу оживотворяет, освящает, обновляет, укрепляет, непрестанно умерщвляемую и оскверняемую калом согрешений, и к жизни вечной возводит чрез Святые Таинства и чрез слово Свое святое, чрез богодарованных пастырей и учителей.

7 января. После обедни ранней. Благодарю Господа за преславное спасение, явленное мне после обедни в причащении святых животворящих Его Таин. Страшно рассвирепел на меня бесплотный враг, когда я по маловерию дал во смятение ногу свою [Пс.120:3] при чтении заамвонной молитвы, и излил в меня реку адского огня, хотя совсем спалить меня: огонь жег, палил меня, пожирал, теснил; я думал: беда, погиб, прогневался на меня Господь, оставил, отвратил лице Свое, не приложит поми- ловати; мялся, метался, ёжился, но лишь только, несколько успокоившись, стал употреблять и употребил Святые Тайны, огонь исчез, река благодати прохладила, успокоила, расширила мое сердце и всё существо, и я избавился от страшных врагов. Слава Господу! (Думаю из-за чревоугодия – мясоядения и особенно из-за денег смущал и терзал меня враг-завистник, что я [особым] моим усердием собрал со крестом для бедных денег, да и братии почти втрое больше доставил, и дьячку особый куш.)

Каюсь пред Господом, что я нерадетельно, не от сердца, неискренно читал и пел при совершении богослужения, например ходя со крестом, читая молитвы родильницам, или над больными, при напутствии их, при совершении Крещения, и других Таинств, особенно Брака, при совершении панихид, отпеваний, – пропускал много раз слова по действию бесовскому, нерадиво и неохотно благословлял людей, просящих благословения.

8 января. Благодарю Господа, явившего ко мне, злому, но покаявшемуся в своей злобе, милость Свою во время стояния утрени, когда на отца протоиерея Павла В. Трачевского я негодовал и сердился за то, что он чуждается нас, членов причта, да до крайности бережет ризницу, не давая порядочных облачений. Я познал, что занимаюсь суетою, обращаю внимание на суетное, а не на истинное и существенное, не на одеяние душевное, которое у меня срамно, нечисто, смрадно по причине бесчисленных, облегающих душу страстей; раскаялся пред Господом в этом и других грехах, и Господь даровал мне мир, прогнав смятение, огнь, тесноту, и я читал канон со дерзновением.

Во мне застарелые страсти гнездятся: самолюбие, гордость, злоба, зависть, блуд, любостяжание, непокорность, леность, нерадение, нетерпение, чревоугодие, лихоимство, алчность, трусость, малодушие, уныние. Так например, когда Преосвященный митрополит Петербургский меня холодно и деспотично, свысока принял, я крайне этим был обижен и поражен и долго плакал о том в квартире профессора [Гурнова], товарища и свояка моего, – и я не возлюбил его со времени наглых ругательств Бритнева Ал. и Николая Сидорова в квартире Никитина, старосты собора, я утратил к нему уважение, вместо того чтобы защитить его честь, как главного иерарха, обладающего многими добродетелями. Вот, у меня застарелая гордыня и злоба, а истинно смиренный человек радуется всякому уничижению, как агнец незлобивый, потому что считает себя по грехам своим стоящим всякого уничижения. Если святейший и безгрешный Господь был уничижен, думает он, то я ли, грешник, превзошедший всех грехами, останусь без унижения? Я ли буду в почтении от всех? Он любит унижающих и смиряющих его как благодетелей. Устрой меня тако, Господи! Да будет.

Вот я озлобился сегодня на двух нищих за частое прошение милостыни и бездействие, хотя они давно обещали, что будут делать. Каюсь Господу Сердцеведцу в движении гнева, злобы, любостяжания, алчности, нетерпения, гордости, неверия. «Любы долготерпит, милосердствует... не раздражается, не мыслит зла... николиже отпадает» [1Кор.13:4–8]. Отчего я люблю сам угощаться от других и не гневаюсь на себя за то, что принимаю угощение, а на нищих за то же самое, что и сам делаю, обижаюсь? Зачем хулю я дары Божии? Ибо хулятся дары Божии чрез мою скупость, алчность, злобу, зависть. Зачем око мое завистливо и скупо? Даруй мне, Господи, подавать нищим в простоте и с радостью, усердием, как меня угощают с радостью, в простоте, усердно. Да научусь я у нищих кротости, смирению и незлобию, коими они богаты, ибо это нетленное богатство, а у меня, нищего по душе, нет этих добродетелей.

8 января. Литургия непрестанно напоминает нам о величайшем чуде, совершенном на земле от Бога по причине бесконечной любви Его к людям, именно, что Бог явился на земле во плоти нашей, или воплотился, учил людей, пострадал и умер за нас и воскрес из мертвых; чрез то напоминает нам о любви к Богу, к правде, к Его святости, к милосердию, к горнему мудрованию.

8 января. Крестил у лейтенанта Константина Львовича Бубнова неисправно, робея, от робости и тесноты вражией не выговаривая многих слов, недоканчивая многих молитв. Отчего эта немощь со мною? Отчего насилие диавола, неотвратимое на этот раз? От пресыщения, должен я сознаться, окаянный? Вот отчего сердце мое парализовано было, притупилось, стало бессильно. Оттого еще, что литургию сегодня не служил, не обновился, не укрепился. – О, воздержание! О, ангельская жизнь! Когда я о тебе поревную? А всякий священник должен жить как ангел.

О собранных в пользу нищих деньгах не должно быть и речи, ибо на них единственно моим усердием они и собраны, а братии с избытком даю, без обиды. «Точию нищая да помним» [Гал.2:10], а не себя только. Аминь. [...] только привязываться мне не надо к ним: тлен они.

9 января. Воскресенье. Ранняя обедня. Благодарю Господа, совершившего во мне чудо избавления, очищения, обновления, освящения, силы чрез причастие пречистых и животворящих Его Таин и благопоспешившего в чтении заамвонной молитвы и отпуста – благодерзновенного. Но, когда на панихиде я при произнесении отпуста от робости не обратился лицем на запад, а стоял на восток лицем, и усумнился, и убоялся выговорить слова «в недрех Авраамых упокоит и с праведными причтет», диавол вошел в мое сердце, победив меня сомнением и боязнью, и сильно мучил меня, когда наконец, от употребления мною Святых Даров, убежал и я успокоился. Вперед никогда не нужно колебаться и бояться. Разве грехом грех врачуется? Разве не новый и не тягчайший грех уныние и боязнь? Надо дерзать всегда, хотя мы и грешны. Грешны, да Божьи, грешны, да кающиеся – и не погибнем.

Благодарю Господа, принявшего мое покаяние, по бесконечному Его милосердию, в пять часов вечера, после вечерни, когда я был в адском огне, скорби и тесноте после обиды нищего (я вырвал его за волосы), приступившего ко мне с настойчивостью. Я шел, в ожидании свадьбы, прогуляться, только что одарив нищих, и хотел уединения и покоя, а он догнал меня и стал сильно требовать: я в досаде выдрал его за волосы. В глубоком раскаянии, с надеждою непостыдною обратился я ко Господу о помиловании и получил пакибытие и обновление души и тела, умерщвленных грехом, исцеление, мир, свободу. О, вера святая, всеспасительная! Без числа благодеяния я получил и получаю от тебя! Нет числа спасениям Божиим чрез веру: во все дни и каждый день многократно я получаю чрез веру врачевание, возрождение, воскресение, спасение, помощь великую, силу, мужество, свет, мир, свободу, пространство, дерзновение, славу, нетление, святыню, правду, премудрость. Слава, слава, слава о сем Господу, Спасителю нашему, во веки веков.

Среди нас всегда Господь, по слову Его: «се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» [Мф.28:20]; потому мы должны жить со страхом, осмотрительно, кротко, во смирении, незлобии, чистоте и целомудрии, никого не обижая, – ибо все члены Господа, храмы Его, церкви Его.

Благодарю Господа, и еще покрывшего грехи мои против нищих бездною заслуг Его. Седмьдесят крат седмерицею оставляти падающим в грехи повелевый, оставляет мне грех на день седмьдесят крат седмерицею [Мф.18:22]. Слава Его долготерпению и милосердию! А я отчего же доселе нетерпелив и нерадив к исполнению Его заповедей?

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить брак в соборе с величайшим дерзновением, весь непреткновенно.

11. Иду обвинять себя со всею строгостью в беззаконии моем, содеянном вчера вечером, ибо злобу, великую злобу сделал я нищему, разъярившись на него как зверь и терзавши его за волосы, как зверь терзает свою добычу, и пинками выпроваживая его из моей квартиры за то, за то только, что он, получив от меня сорок копеек, припрашивал еще на сапоги. Какая злоба дьявольская, какая гордость, дерзость! Какое самолюбие, нетерпение, какая раздражительность, злая стремительность! Какое сребролюбие, самоугодие, сластолюбие! Какая зависть малому добру, полученному нищим (сорок копеек), ибо что, между прочим, как не зависть, привела меня в ярость на него? Даю тебе, думал я, довольно, а ты еще припрашиваешь? О, неблагодарность пред Богом! Ибо какими и сколь многими дарами осыпал меня и осыпает каждый день Господь мой! То одно благодеяние Божие, что я пречасто причащаюсь животворящих, страшных, пренебесных Таин Тела и Крови Христовой, к какому благодарению должно возбуждать меня, к какой любви, к какой правде, к какой кротости, к какому смирению и незлобию! К какому милосердию! – А я явился неблагодарен, бесчувствен, забывчив стольких благодеяний Божиих! Одна надежда на бесконечное милосердие Божие еще поддерживает и спасает меня и не дает погибнуть мне ради грехов моих, ради злоб моих, ибо она и дает мне, и приемлет мое слезное покаяние во грехах моих, и милует меня, и прощает грехи мои, и врачует меня. Слава милосердию и долготерпению Господа моего. Злобный больше всех сам себя обижает, уязвляет. О, жалкий человек! Безрассудный человек!

Заметить надо, что в этом поступке злом играла свою роль и водка: я выпил у отца Павла Ламанова, именинника, три рюмки водки, что бывает крайне редко: она, между прочим, сообщила грубость сердцу, она подвигла на дерзость.

Поразительная и утешительная картина милосердия и долготерпения Божия! Вот, я ложусь во грехах и сплю – и смерть не поражает меня за грехи мои, но я сплю безопасен и встаю безопасен, хотя и «несть мира в костехмоих от лица грех моих» [Пс.37:4]. Но я встаю в покаянии и умилостивляю слезами покаяния милосердие Божие – и грехи мои прощаются, разрушительный, адский огонь погасает во внутренностях моих; вместо него огонь животворящий проникает внутренности мои, и я оживаю, воскресаю, воспринимаю новую жизнь. – Благодарю о сем Господа.

12. Благодарю Господа, даровавшего здравие утробе моей и благодать внутренностям моим по молитве веры, как я это ощутил ясно сам, после чего я спокойно совершил Таинство Крещения и брак наверху в апостольском храме. Все слова молитв были для души моей как злато чистое, драгое: душа моя весьма ценила их.

Человек плотский глух сердцем к словам молитв, а человек благодатный чуток к ним сердцем, и утешается, и услаждается содержащимися в них духовными истинами, обетованиями, изображениями, благами: они как бальзам животворный для его души, как якорь твердый, на котором оно твердо держится среди бурных волн жизни и искушений. Слава Господу!

Есть рыбу, особенно коренную [крупную] и молоко пить вредно для целомудрия, особенно с пивом вместе (как я вчера сделал) да с сладким чаем: близок блуд.

13 января. Четверг. Благодарю Господа, явившего мне великую, чудную Свою помощь во время служения ранней литургии в Успенской церкви; я прежде обедни припадал ко Господу с молитвою о благополучном служении, и Господь услышал меня; на великом входе помянул довольно хорошо членов царского дома; «В первых помяни, Господи...» сказал всё; заамвонную всю; отпуст весь.

Благодарю Господа, спасшего меня вчера от блудных помыслов и движений сердца, от тления греховного.

Когда я кончил вчера раннюю обедню и употребление Святых Даров и, возблагодарив Господа, уходил из церкви и стал целовать икону Божией Матери, диавол-мерзавец секнул меня в сердце, как змей, хулою на Пречистую Богородицу и уязвил меня, но скоро отразился молитвою и исповеданием неизреченной и вечной святыни Приснодевы... Что после этого все сечения и смущения, во мне производимые? Мечта супостата, – не обращать на нее внимания и знать свое дело.

14 января. Сегодня ночью во сне пред самой утреней видел свою матушку Феодору Власьевну, путешествующую в каком-то лесу, где и я был, и бегал с некоторыми священниками и товарищами. Гляжу на нее издали и вижу: ...мама, она меня узнала, как будто и не разлучалась. Она сказала, что рыба, которую она дома заготовила (изжарила) и оставила, вся сгнила, червяками изъелась; видно, о тленности тела своего говорила и всего земного, особенно о тленности всех брашен земных. Чревоугодничать не надо. Помяни ее, Господи, во Царствии Своем. Маменька была совсем не стара во сне. Благодарю Господа, давшего увидеть ее.

Крестины в здании Реального училища вчера после сна совершил с великим дерзновением, спокойствием и непреткновенно. Слава Богу!

Засыпая вчера на ночь, я увидел нищего, просившего у ворот милостыню, подал ему мало; он еще просить стал. Я выпроводил его за ворота и запер на задвижку, а сам оперся на нее и стою долго и сам засыпаю; он жалобно просил, стоял, смотрел в скважину; наконец я проснулся, воздух был тяжёл в комнате: я отворил форточку и вьюшку, и стало хорошо.

14 января. Благодарю Господа за благополучное, непреткновенное служение Божественной литургии ранней (кроме проскомидии, на которой поддался бесовскому мечтательному страху при сослужении диакона, не выговорил положенных молитв и стихов псалмов и отпуста). Но в конце панихиды на отпусте поддался опять страху врага бесплотного, искушавшего меня, и враг вошел в моё сердце, отъял благодать жизни, правды, святыни, мира, свободы, дарованную чрез причащение Святых Таин, и долго мучил меня сильно; я полчаса тревожился, ёжился, плакал, наконец, употребив Святые Дары, успокоился, и мало-помалу язвы душевные исцелились благодатию Святых Таин. Впредь да не боюсь страха бесовского, из-за которого происходит такая мука, но смело да говорю всё предположенное. Буди. Это слава моя, мир, радость! Богу единому согрешаю, но и Ему единому служу, а не тебе, вселукавый диаволе. Тебе дела нет до моих грехов, ибо Бог – мое оправдание и освящение. Впрочем, это я потерпел за вчерашнее чревоугодие у Гречухиных. Поделом.

Как верно то, что имущество прихожан не есть ваше имение, братия соборяне, и труд других – не ваш труд, и собранное трудами других в пользу бедных не ваше достояние, так верно то, что собранное мною, моими трудами, моим намерением и благопоспешеством Божиим, сверх огромного избытка, собранного в нашу братскую пользу, – не есть нимало ваше, а нищих добро или приобретение, и им пойдет, как и пошло, на пользу.

Малодушие и бесовская боязнь есть грех, и ни в коем случае не должна быть допускаема к сердцу, хотя бы ты и был в чем грешен пред Богом и людьми. Грех грехом не врачуется, а умножается. «Тебе единому согреших» [Пс.50:6]. Покаянием, надеждою и мужеством грех врачуется. Так и ты поступай.

Благодарю Тебя, Господи, даровавшего мне вполне осудить павшие на мысль и сердце блудные беззакония мои и испросить у Тебя прощение и помилование с миром и пространством в сердце моем после скорби и тесноты греховной. Везде сый и везде послушающий меня, Господи, слава Тебе!

15 января. Благодарю Господа за чрезвычайные, божественные силы Его, явленные во мне тьмократно в причащении Божественных, пречистых и животворящих Его Таин, и разрушившие во мне грех и смерть с страшными, душеубийственными диавольскими кознями, и чудно обновлявшими мое мертвенное существо. Аминь. Победное пение приношу Тебе, Господи!

15. После ранней обедни. Благодарю всещедрого Владыку: обедню служил всю непреткновенно, с великим дерзновением, благодатию Его, причастился в мир, радость, блаженство. Слава, слава, слава Богу, тако нас спасающему. Но, Господи, елико просих у тебе во имя Твоих пречистых и животворящих Таин, си есть, еже непреткновенно со славою служить пред Лицем Твоим вся дни живота моего, – даруй мне. Буди! Аминь.

Зло злом не уничтожается, а утраивается: например, жена причинила мужу зло, муж за зло отомстил ей словом или делом – и зло возросло втрое: вдвойне в жене, да раз в муже; [...].

Итак, не мсти злом за зло, а побеждай добром зло [Рим.12:21]: не возмущайся, не говори обидного слова, не делай никакой обиды, мести; обласкай обидевшего, помолись за него – и победишь зло.

После вечерни на воскресный день 15 января. Благодарю Господа, восставившего меня, когда я пал в гнев и подвергся смятению и тесноте; Он оживил, воскресил, обновил, умирил меня; даровал дерзновение. Слава Его благости, щедротам, благопослушеству, благоуветливости, Его силе непобедимой, Его вездеприсутствию. Соблюди мя, Боже, отныне и до века. Благодарю за непреткновенное служение малой вечерни с повечерием.

Поел сегодня перепрелых щей да мяса за обедом и за это крайне пострадал за всенощною: в семенохранилищах сделалась настоящая болезнь, сердце омертвело, враг легко овладел душой и стал мучить меня, красть слова, навел тоску, тесноту, боль в левой ступне, в малых пальцах, – беда кругом. Но было и умиление во время всенощной – приятно было сознавать и чувствовать [себя] членом Церкви Христовой, града Бога Живого, Иерусалима небесного.

Взирать на Божию Матерь – всё равно что взирать на Самого Господа, ибо с Нею и в Ней во веки Господь, и Она есть преукрашенный Дом Божий; призывать Ее – всё равно что призывать Самого Господа, Который в Ней обитель Себе сотворил, да Она и Сама во всем подобна Господу, есть чистейший образ и чистейшее подобие Божие. Слава Тебе, Владычице! Помяни нас во Царствии Твоем и помогай нам державною силою Твоею против врагов видимых и наипаче невидимых, непрестанно ищущих поглотить нас.

Как суетны и злы мы, человеки: сердимся на ближних нередко из-за того только, что кто-либо не сделал нам поклон или сделал холодный и невнимательный поклон, подозревая не отдавшего взаимности в гордости и презрении к нам. Так ли глубока и чистосердечна наша любовь к ближним, что она разлетается впрах при первом сомнительном случае? Это ли долготерпящая, не мыслящая зла, всё покрывающая, николиже отпадающая любовь? Забываем мы слово нашего возлюбленного Спасителя и Господа: «если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» [Мф.5:47]. «Но вы любите врагов ваших, и благотворите...» [Лк.6:35].

Видел я человека самооболыценного из ученых, но недоучившегося, хотя он и считал себя доучившимся, – хвалившегося и утешавшегося своей мнимой праведностью, сократовскою праведностью, хотя Сократ не хвалился. Найдите во мне, говорил он, хоть что-либо достойное упрека – не найдете. Опасное состояние: он не проник в себя, не видит себя, своего внутреннего безобразия, своей греховности – он весь ложь. Он не знает себя, не так, как Сократ, который глубоко знал себя. Открой ему, Господи, сердечные очи, да видит себя и да плачет о своих бесчисленных грехах.

Когда враг бесплотный наводит боязнь, страх, трусость, малодушие, тогда время для человека искушаемого мужаться, крепиться, уповать на Господа. Добродетель человека узнаётся из перенесения противностей. Время искушения – время подвига и обучения в добродетели. Так во всяком искушении смотри на последствия искушения невыдержанного: смущение, теснота, срамота, огнь палящий, стыд самого себя и людей; уничижение истины Божией, уничижение величия Божия и добродетелей святых Божиих, хула на Бога и святых, хула и неприязнь относительно земных властей и вообще относительно людей – против таких ли искушений не стоять нам твердо, до смерти?

Есть ложное уничижение себя, ложное смирение, когда человек, сознавая свое незнатное происхождение, свои немощи, слабости, грехи или свое неблагообразие, свою малоспособность, – стыдится себя и ставит других, лучших, благороднейших, умнейших, красивых, богатых, знатных, ученых на слишком высокие подмостки и в присутствии их падает духом, немеет. Это унижение своего человеческого достоинства; надо сознавать свое достоинство и держать себя с достоинством, без малодушия пред всякою знатностью человеческою, ибо все люди как люди, равны как почтенные одинаково разумною, свободною, бессмертною душою, как сотворенные по образу и подобию Божию. Ты грешен, брат, уничижаешь себя, но кто же без греха? Господь взял на Себя грехи твои, как и всего мира, – дерзай и славь Бога в покаянии и исповедании, но впредь не согрешай.

В неделю мытаря и фарисея. Почто гордится земля и пепел? Посмотри, человек, на крайнее смирение и истощание ради нашего спасения Единородного Сына Божия, Творца веков, и устыдись своей гордыни. Помяни Его слова: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» [Мф.5:3], и: «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» [Лк.18:14].

17 января. Благодарю Господа, явившего мне и еще неизреченную милость в служении литургии и в причащении пречистых и животворящих Таин: опять я, умерщвленный грехами, оживился бездною Его благости, хотя и недостоин был, и проповедь громогласно и смело сказал, и заамвонную молитву прочитал и отпуст. Крестил младенца пред обедней. Крестил после вечерни от боли ноги с досадой, ропотом и некоторой дерзостью. Осуждаю себя искренно за нетерпение. Но вечером отпуста и на повечерии по пустой боязни не сказал, скрыл, только кончик сказал. У Громовского крестьянина-земляка после обедни служил молебен и закусывал икрою, семгою, палтусиною в кулебяке; потом у Неустроева рюмку хереса выпил. Долг попечительству простил Пав.И. Неустроев. Слава Богу, что я имею успех Им, Богом моим.

Всей душой люби храм, благоговей к нему, ибо из него исходит твоя жизнь, твое освящение, твоя сила, помощь, слава, честь; из него – вечная жизнь; тут все твои духовные сокровища. Мир же, который ты любишь, которому поклоняешься, прелюбодеен и грешен, тленен и скоротечен, обманчив, коварен, лжив.

Чем более живу на свете и чем более волей или неволей согрешаю, разумом или неразумием, не желая, впрочем, намеренно согрешить: ибо кому [хочется] играть с огнем или со змеей смертоносной, – тем более познаю и испытываю на себе бездну милосердия Божия, тем более благоговею пред Богом любви, милости и щедрот, пред Его непобедимою силою, тем более познаю свое греховное растление, свою крайнюю немощь в борьбе с грехами, тем более смиряюсь пред Богом и людьми. Обручу Тебя себе в вере, обручу Тя себе в милости и щедротах – и увем Господа.

Сколько раз сегодня Господь спас меня, самолюбивого, раздражительного, блудного? – Многократно. Лишь я покаюсь сердечно и скажу Господу: Господи! Согрешил я пред Тобою, но повергаюсь в бездну Твоего человеколюбия, в бездну Твоих щедрот, в бездну Твоих исцелений, Твоих спасений, – и получаю дивную милость, ощущаю струи жизни, сладко проливающиеся в душу и тело; очищаюсь, спасаюсь, умиротворяюсь, укрепляюсь. Слава Господу!

Опять ошибку грубую и несмысленную сделал сегодня вечером: поел студени телячьей довольно, хотя без хлеба, тогда как за час пред сим пил чай с булочками. Этим я обременил себя, стал неспособен к занятиям. Никогда на ночь да не ем. От многоядения – леность и вялость, тупость, сонливость. Счастлив, кто не ест мяса.

Надо [пирожки] постные с вареньем черной смородины.

18. Благодарю Господа за литургию, за непреткновенное служение, бодрое, благодатное, за оживотворение чудное Божественными Тайнами. Слава Господу! Слава Господу за многократное спасение мое именем Его, державою Его, силою Его, милостию Его!

Как я дерзок и неблагодарен пред Богом и Владыкою жизни моей! Он ежедневно и почти ежечасно обновляет меня, истлевающего в преступлениях и кающегося, а я снова растлеваю себя грехами, нерадя о добродетели воздержания, кротости, смирения, чистоты душевной, терпения, послушания, о искренней любви, простоте, доброжелательстве всякому.

Благодарю Господа за помощь свыше при служении утрени, только просительную ектению скрал.

Суета берет нас постоянно в плен чрез зрение, слух, обоняние, осязание, чрез ум, воображение, память, чрез чувства. Бог почтил нас бесконечно великим почтением, приняв нашу природу, – буду постоянно стараться быть достойным такого Божия о нас попечения, такой любви, превосходящей всякое разумение.

Я философ и богослов: я смотрю на нашу природу с точки зрения Священного Писания и философствующего в пределах Откровения и здравого смысла разума. Всё в мире чисто, прекрасно, целесообразно. Страсти наши – извращение богоучрежденного порядка: например, пожелание женщины дано мужчине при известных условиях для того, чтобы чрез совокупление происходило законным порядком размножение рода человеческого, а не для самого пожелания и наслаждения соитием. В этом случае, как и во многих других, человек или человеки суть соработники у Бога: чрез них, как чрез орудия Божии, творится род человеческий. Очевидно, что соитие – не игрушка, а дело весьма великой важности, как дело детотворения. Блудники и прелюбодеи! Устыдитесь самой природы!

Страшное искушение постигло меня сегодня в конце водосвятного молебна Афанасию Гаврилову – за мое сердечное двойство во время молитвы, за то, что я хотел работать Богу и мамоне, допустив лицеприятие и человекоугодие, отчего я смутился и не мог кончить возгласов и отпуста. Диавол из бездны адской и из геенны дхнул в мою душу страшным, разрушающим, всепопаляющим пламенем и лишил меня сладчайшей благодати Господа Иисуса Христа, полученной мною в пренебесном и животворящем причащении Святых Таин; стеснил, сковал меня железными, огненными оковами, от которых я мог освободиться только отчасти после употребления Святых Даров; страшное искушение едва не повергло меня в отчаяние; враг заградил мне пути к покаянию, ожесточив сердце мое, лишив его надежды, мира, свободы, света, удалив его от Господа. Но поделом мне: не уничижай Господа, принятого в причащении Святых Таин, не угождай человекам из-за мамоны – из-за чрева и денег; зри горе, сохраняй свое достоинство священническое и ангельское неприкосновенным для земных расчетов и земной суеты.

Даже в классе после обедни я был в возбужденном состоянии, неспокойном, чувствовал палящие терны вражии, хотя и сравнения не было между этими тернами жгучими и теми, которые я испытал в церкви. А причина – пресыщение с вечера.

Господь возвысил нас и в творении, создав нас по образу и подобию, и особенно в искуплении, обожив нас, сделав причастниками божественного естества [2Пет.1:4]; а диавол крайне, адски уничижает, извращает нас грехами, нелепыми во всех видах, суетностью, тщеславием, гордостью, высокомерием, самолюбием, лукавством, завистью, объедением, пьянством, блудом, непотребством, леностью и нерадением, своенравием и упрямством, унынием, отчаянием, неверием, безумством, суровостью, строптивостью, боязнью, малодушием, сомнением, подозрительностью, недоброжелательством, многими другими грехами, коим нет числа.

Враг злобный рода человеческого, диавол непрестанно старается уничтожить веру и любовь между людьми: веру – чрез разные ереси и расколы и чрез греховную жизнь, а любовь – чрез плотские страсти и вообще чрез пороки людские, иссушающие в сердцах людей истинную любовь. «Имеяй ушы слышати да слышит» [Мф.11:15] и да блюдет себе.

19. Среда. Благодарю Господа за чудную благодать милости мира, очищения, спасения по причащении Божественных Таин за поздней литургией. Благодарю за благопоспешное служение самой литургии. О, воистину неисчетная благостыня – Господь! Воистину бездна милосердия! Неисчерпаемое море милостей!

Сию минуту Господь чудно оживил меня, по молитве моей. Рукоплещу милостям Божиим. (Я был огорчен на жену и Анну Константиновну, сестру ее и мою.)

Преподобие отче Евфимие Великий, егоже память ныне совершаем, испроси благодушествовать всегда (буди!) и не огорчаться ни на жену, ни на кого. (Буди!)

«Для меня мир распят, и я для мира» [Гал.6:14]. Даждь мне тако, Господи, быти, да жив буду Тебе. Аминь. (Да будет мне сие и при венчании браков, да распнуся, да мертв буду красоте человеческой, тленной и суетной.)

20. Благодарю Господа за величайшее чудо оживотворения меня пренебесными животворящими Тайнами и за непреткновенное служение литургии (впрочем, странное дело: «В первых помяни, Господи, Святейший Правительствующий Синод и господина нашего Преосвященного Исидора, митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского и Финляндского» из-за какого-то щеголя, актера или другого кого, стоявшего обедню, – побоялся, постыдился, сам не знаю чего. [Или] того, что есть слава и величие на земле, в Церкви Божией.)

Я совершаю ежедневно Божественную пренебесную литургию, и как я недостаточен, землян, страстен для служения ее! Как я далек от того, что внушается и повелевается словами: «Горе имеим сердца». Как я далек от той чистоты сердца, которая требуется от лица, совершающего это святейшее Таинство, от того духа всеобщей любви, с которым Святая Церковь молится о всем мире и о всей полноте Церкви, о всех властях, о всех людях, да всех Господь помилует и спасет, по молитвам Пречистой Богородицы, предстательству честных Небесных Сил бесплотных, святых славных апостол, славных и добропобедных мученик, преподобных и богоносных отцев и всех святых.

Я совершаю часто пренебесное Крещение, это Таинство очищения, обновления, усыновление человека Богу, введения в [наследие] небесное. И как я доселе не отрешился еще от земных пристрастий! Став наследником Божиим, чадом Божиим и другим преподавая чрез Крещение дар возрождения, усыновления, одухотворения, онебесения, я остаюсь рабом грехов, страстей всяческих – гордыни, самолюбия, злобы, зависти, блуда, чревоугодия, любостяжания, уныния, лености, своенравия и пр. Дивное дело! Я в противоречии вечно с самим собою, с словом Божиим, с тем словесным служением Богу и людям, которое столь часто совершаю! Доколе же это будет?

21 января. Исповедую великие милости Божии, явленные мне нынешний день во время утрени, пред обедней, когда я ощутил тесноту и скорбь в душе после огорчения на нищего и после слов: ты будешь проклят, если пропьешь милостыню мою; во время обедни, когда Господь неоднократно разрушал во мне смерть, происходившую от наветов врага и моих грехов, но особенно явленные после приобщения Святых Таин, когда чудная Божественная жизнь всего меня проникла, объяла, очистила, освятила, ободрила. И в гимназии Господь державно разрушил во мне прибывшую мне смерть и даровал жизнь и свободу. Славлю Его благоутробие и благопослушливость. И по дороге в гимназию Господь явил

милость мне, молящемуся.

22 января. Благодарю Господа, весь день с раннего утра чудодействовавшего во мне, сотворившего во мне величайшие милости и силы избавления от коварства злобных духов, нещадно озлоблявших меня во время утрени (спеша служить и боясь кого-то (а эти кто-то конечно злые демоны, делающие призраки), я не сказал отчетливо и сполна ектению на полунощнице и ектению малую сугубую на утрени), после утрени, пред обедней, во время обедни, после обедни (побоялся Зелёной и не сказал отпуста молебенного, вследствие того сильно, пламенно был уязвлен демонами). И ото всех коварств и озлоблений злых духов Господь державно всеблагостно избавил меня. А утреню и обедню, по благодати Божией, я служил с торжествующим, победоносным, радостным духом: царскую фамилию на великом входе сказал порядочно, «В первых помяни» всё; заамвонную молитву – с величайшей свободою, отпуст – весь, тихо, плавно, неторопливо, бодро, дерзновенно. Слава Господу! (Прикосновение верою сердечною к Святым Тайнам в соборе, на пьедестале, чрез футляр – чудно, державно спасло меня от озлоблений бесовских. Дивны Тайны Твои, Владыко!)

23. Благодарю Господа, яко меня, первоначально побежденного злом брата, сподобил Господь покаятися в своем безумстве и злобе и победить зло брата добром. Да дарует мне Господь всегда побеждать зло добром. Ибо если мы будем отвечать на зло злом, хотя только тайно, в сердцах, то вместо одного зла всегда будет два зла, вместо одного больного – два, вместо одного умопомешанного – два, а может быть, и гораздо больше. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром», говорит святой Апостол [Рим.12:21].

Зачем вы топчете Мою землю? Дворы Мои? Зачем дышите Моим воздушным бальзамом, озаряетесь и согреваетесь лучами солнечными, питаетесь плодами земли, зачем участвуете в Моих пренебесных Таинствах, зачем совокуплены вы телу Церкви Моей, когда вы не покоряетесь Мне и живете по воле суетного и злого, развратного сердца своего и не исправляетесь, не очищаетесь? Господи! Потерпи нам по благоутробию Твоему еще и еще; воздвигни Сам сердца наши к покаянию и помилуй нас.

23. Воскресенье. Вечер, десять с половиной часов. Благодарю Господа за неисчетные, великие благодеяния, явленные мне во время литургии и особенно после причащения животворящих Таин, при сказывании проповеди митрополита Григория в Неделю о блудном сыне. Святые Тайны оживили меня, умерщвленного грехом и отчаянного, и весь день были для меня великою духовною силою и щитом крепким от стрел лукавого, особенно при венчании двух браков при множестве народа: благодатию Божиею я венчал их громогласно, непреткновенно, ровно, сердечно. Пред венчанием, между прочим, я верою прикасался к ковчегу, в котором сокрыты Святые Тайны, как бы к Самому Господу, в Тайнах почивающему, – и веяния спасительные прикасались к сердцу моему и исцеляли его от язв, наносимых невидимыми врагами, и укрепляли душу мою, оживотворяли ее. Дивился я дивом великим столь скорому в заступлении Господу и Его присутствию во Святых Тайнах. Благодарю Господа за превеликую милость мира, жизни, правды и свободы, дарованную мне после усиленной молитвы веры и покаяния пред Господом после размолвки с бывшим отцом Матфеем (ныне Мелхиседеком), приходившим к отцу Петру Клепачевскому.

При объяснении богослужения проповедники и законоучители упускают из виду прежде всего то, чтобы показать основу, на которой покоится столь великая связь людей с Богом: эта связь – образ Божий, по коему человек свой Богу, родной, близкий, друг, то есть [праведно] живущий. На этой основе покоится всё богослужение, все Таинства; на этой основе покоится и величайшее таинство воплощения Сына Божия, жизни между человеками, страданий, смерти, погребения, воскресения, вознесения, второго пришествия и окончательного суда. (Читать притчу о блудном сыне и о браке царского сына.)

Пред совершением Таинства Брака я взывал ко Господу: святейшая, премирная, всемогущая Главо Церкви, Господи Иисусе Христе, помоги мне совершить Таинство искренно, мирно, неколебимо, к славе имени Твоего Святого, – и Господь удивил на мне грешном милость Свою: священнодействия и молитвы я совершал благодатию Его мирно, искренно, непреткновенно.

Бывшего отца Матфея (ныне Мелхиседека) совершенно испортило его богатство, отличия, ордена, постоянные успехи во всех делах: он высокомерен по-прежнему, заносчив, в высшей степени несправедлив, коварен, лжив, лукав, недобросовестен, с продажной, как говорят, совестью (укоризны председательством в попечительстве, укоризны самой милостыней посадским, наклонность к ругательству), что всё обнаружилось вчера в квартире отца Петра Клепачевского, куда я зашел для приветствия его с монашеством. Не дай Бог иметь с ним общение: «Кто прикасается к смоле, тот очернится» [Сир.13:1]. Так и я вчера ушел от них в смущении. Но благодарю Господа, скоро помиловавшего меня по молитве веры и упования.

Не хвалю я и себя относительно его: и я грешник, тоже с самолюбием, неуступчив, нетерпелив, дерзок на слово, непочтителен к седине, если она горда и жестокосерда, немилостива, сребролюбива, хотя я и сам не чужд этих страстей в известной степени; чревоугодник, малодушный, подобострастный, не всегда искренний, иногда тоже лживый, уклончивый в некоторых случаях, боязливый, нередко ленивый и нерадивый, ропотливый в неудачах и болезнях. Но, видит Господь, я познаю себя и свои грехи, по Его благодати, и плачу о них. По Его же благодати бываю нередко ревностен к молитве и славословию и проливаю горючие слезы о себе и о людях.

Неревностен я о спасении душ человеческих, ввереных мне Богом, как и своей, и радею больше о плоти скверной и тленной и о корысти, хотя и подаю милостыню. Но даждь мне, Господи, пламенно заботиться о спасении искупленных Тобою душ, о просвещении, очищении, утверждении их.

26. В тебе, человек, божественное начало – душа по образу и подобию Божию: помни это на всякий день и час и божественно живи, о божественном помышляй, божественного желай, божественного ищи, удаляйся похотей плоти, дружбы с миром, или с растленными его обычаями. Презирай плоть – ее красоту, дородство, стройность: преходит бо и в гной обращается; прилежи всегда о душе, вещи бессмертной.

Убегай всевозможно и непрестанно греха, как начала тления и отчуждения от Бога.

Не для наслаждения, не для наслаждения сотворен прекрасный женский пол, а для деторождения, богоугождения и нетления. Презирай наслаждение, ведущее к тлению и от Бога отлучению, возлюби наслаждения духовные, ведущие к общению с Богом, Источником живота. Презирай плоть и ее сласти.

Не пей пиво: оно ведет к распрям и ссорам по действию диавола.

26. Сегодня пред самой утреней, во время утрени и в конце обедни подвергся я крайней беде из-за огорчения и озлобления на нищих, стоявших у угла забора и в темноте просивших подаяния потом на паперти, и из-за огорчения и озлобления на нерадивого дьячка Полиглотова, крайне скоро и небрежно, охриплым голосом певшего обедню. Всё шло, Божией милостью, хорошо, плавно, но когда он стал спешить пением пред освящением Даров и по освящении, где нужно благоговение и пение нескорое, я огорчился на него, вознегодовал, к негодованию примешались неприязнь и злоба диавольская: я смутился, расслабел и душой и телом и не мог сказать отпуста вполне, пропустил святого апостола Андрея Первозванного, святого Иоанна Златоуста, преподобных Ксенофонта и Марию, святого благоверного князя Александра Невского и на панихиде смутился и был в утеснении от врага. Покаявшись, получил некоторое умирение; потом опять смутился и воспалился от врага и долго боролся, стоя пред Святыми Тайнами. Осудил себя в неправде, в гордости, в злобе, нетерпении; сознался, что я сам величайший грешник и первый нуждаюсь в снисхождении, что надо кротостью и духом любви исправлять грешников, что надо молиться за них искренно, а не казнить вскоре, «ибо гнев человека не творит правды Божией» [Иак.1:20]; что я сам более всего согрешил, допустив смущение и озлобление – и когда? во время литургии. – Господь, наконец, помиловал. Думаю, что я раздражительнее делаюсь от пресыщения: вчера я ел котлеты мясные на ночь.

27. Господи! Даждь мне благодать не огорчаться на жену мою за грехи ее, но с любовию молиться за нее, как за себя, когда в покаянии я обращаю к Тебе сердечные очи мои, и не мыслить и не чувствовать к ней никакого зла, не питать никакого злого желания. Господи! Очисти сердце мое, да чисте делаю заповеди Твоя. Господи! Да предаю я всегда Тебе и себя, и жену мою, и племянника моего, которого они ненавидят великою ненавистью. Ты бо Глава и Основание Церкви Твоея еси, мы же вси уды Твои. Аминь.

Благодарю Господа, даровавшего мне вчера благодать совершить непреткновенно Таинство Брака при множестве народа; только под конец, впрочем, сбил лукавый сердце мое с основания правды и простоты веры и упования, и я последних молитв недочитал и отпуста недокончил.

Славить Пречистую Богородицу – значит славить Самого Сына Ее Единородного, Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, с Нимже вечно соединена есть Матерь Его, в нейже Он престол Себе сотвори и во веки веков почил в Ней со Отцем и Духом Святым. Слава Тебе, Марие, Богоневесто Пречистая.

Со вселукавым и всегубительным грехом, царствующим в нас, во всех людях, надо крайне мудро обращаться, щадя людей и ненавидя грех, которым они увлекаются, часто насильно или по навету, по обольщению, по страсти, в омрачении и душевной слепоте или по неведению. Всегубительный яд греха, прелесть греха заразили всё человечество со времени первого преступления Адама, и, значит, эта злокачественная болезнь очень древняя, застарелая, и против нее нужны чрезвычайные силы Божии, именно: всегдашнее покаяние, молитва, посты, коленопреклонение, слезы, причащение животворящих Таин Тела и Крови Господа, ибо только Его кровию обновляется «растлевшее грехом естество наше» 62, и прежде того – водою Крещения и Духом Святым, да миропомазанием Духа Святаго, освятителя и укрепителя нашего.

27. Благодарю Господа за дар литургии и за причащение пречистых и животворящих Таин, за дарование помилования и мира мне грешному во время литургии и за мирное причащение Святых Таин и непреткновенное почти совершение всей литургии и панихиды.

Но на входе домой диавол, или дух неприязни одолел меня, когда жена велела слуге взять от нас масло и пожалела очень сливок для нас, в пользу гостьи [Тани] Балыкиной: я возмутился, рассердился и выбранил мою жену, а она нисколько не уступила и напала на меня с гневом и дерзостью. Я проклял ее за возмущение и дерзости. Господи! Помилуй нас, посетив жезлом беззакония наши, особенно жены моей, за дерзость ее и предав ее сатане на измождение плоти, да научится не хулить; помилуй ее и меня, недостойного. – Каюсь Тебе, Господи мой, в неуступчивости моей: мне надо было бы не вступаться за масло и за сливки, а промолчать, – пусть бы у ней замерла бы алчность, зависть, злоба, а я бы остался цел. Но теперь не цел, а расстроен; и во время обедни не мог помолиться о целости Святейшего Синода и архипастыря, честности, здравии, долгоденствии.

Не нужно было бы и мне чай-то пить после обедни ранней, ибо Господь напитал меня Своим пречистым Телом и Своею пречистою Кровию.

После обеда. Благодарю Господа моего Иисуса Христа за величайшую милость, превзошедшую все прежние милости, именно: когда я после сильного гнева на жену свою за ее ненависть к моему племяннику Ивану Васильевичу Фиделину и после проклятия ее за алчность, злобу и зависть, по которым она вырывала из рук масло и сливки, чтобы не дать их мне и племяннику, – сильно сам возмутился и возымел утесненное сердце, скорбное, печальное, и, в таком положении будучи, стал сильно каяться пред Господом и умолять Его милосердие о избавлении нас от зол и повергаться в бездну заслуг Его крестных, –тогда, именно ради этих заслуг Господа Иисуса Христа пред Отцом Небесным, я получил избавление от зол, мир, свободу, дерзновение, избавился от смерти и восприял опять жизнь, пакибытие и обновление духа и тела и прекрасно провел три класса в гимназии в первом, пятом и четвертом классах. Слава Господу! Пришедши домой, нашел жену умягченною в сердце и расположенною ко мне, о чем я и молился. Слава вере Господней! Слава упованию христианскому!

Я обвинял себя пред Господом тоже в алчности, ибо из-за масла и сливок вышла ссора. Я мог и должен был отступиться от них. Да еще после ранней обедни я возмутился такими пустяками! Младенческие страсти в зрелом возрасте и в священном сане! На что это похоже?

После вечерни и молитвы родильнице Ан.Викторовне Казнаковой. Читая молитвы, я чего-то убоялся или устыдился (ложный стыд и страх) их благородия самого Казнакова, простого и доброго человека, матери жены его и самой родильницы и не выговорил многих выражений и окончаний молитв и отпуста. Оттого сделалась на душе крайняя теснота и скорбь: я страдал и стонал. Пришел в церковь, припал ко Господу с теплою молитвою, приложился к ковчегу с Пречистым Телом и Кровию Христовою и – о, дивное дело человеколюбия и силы Божией! – я исцелился от скорби и тесноты. Слава Господу, возводящему меня от смерти к животу!

28. Благодарю Господа, Иже помиловал мя окаянного ночью, когда я, встав после блудного видения и принесши Богу покаяние и молитву, получил прощение от Его милости и щедрот. Се, не дремлет и не спит страж Израиля [Пс.120:4]. – Славлю Господа. Этот грех произошел от избытка сладкого чая и от того, что я спал в теплых панталонах.

Читая вчера молитву родильнице Казнаковой, я смущался и недоговаривал многое. О, унижение сана священства, авторитета церковного, истины Божией и забвение вездеприсутствия Божия! Человеков стыдился и боялся в том, в чем не должно стыдиться и бояться, а Бога всемогущего и вездесущего, всеблагого, всесвятого и праведного – не стыдился и не боялся. О, маловерие! О, малодушие! Вперед поступай так при совершении всех треб, молитвословий, священнодействий, Таинств: живо представь себе присутствие Божие, величие Божие, святыню, правду, любовь и милость Его и читай молитвы с благоговением и страхом Божиим, с любовью и теплотою сердечною, не спеша, четко, выразительно, с достоинством и важностью, подобающими служителю Божию и Церкви.

Ходи всегда в присутствии Божием и бойся всякого греха, творя усердно всякую правду. А чтобы ходить всегда в присутствии Божием, надо просветить сердечные очи постом, непрестанною молитвою, богомыслием, чтением слова Божия и писаний святых отец и удалением от житейской суеты. Человек с сытым всегда чревом неспособен к этому.

Моли всегда Господа, да даст тебе благодать и силу от души возненавидеть всякий грех и от всей души возлюбить всякую правду и поборать по правде, особенно же насадить, вырастить и утвердить в сердце твердую и нелицемерную любовь к Богу и ближнему, иже по образу Божию, и искоренить греховное самолюбие, сластолюбие, сребролюбие, вещелюбие и честолюбие, из-за которых жизнь наша ежедневно принимает богопротивное течение с утра до вечера и чисто языческий склад: «Не также ли поступают и язычники?... всего этого ищут язычники... знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» [Мф.5:47, 6:32, 6:8].

28. Благодарю Господа за нечаянную раннюю литургию от Семеновых в соборе (вторую) и за благопоспешное ее служение и за оживотворение пречистыми Тайнами по причащении. Жаль только, что пропустил слова «ихже даруй Святым Твоим церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих»...

Монах отец Варсонофий научил меня с радостью принимать оскорбления неправедные от своих и от чужих и молиться за них Богу. Да будет так. Касательно огорчения моего на митрополита Преосвященного Исидора, он оправдал совершенно владыку, а меня не оправдал, – и я совершенно согласен с ним. Владыка, может быть, хотел испытать меня по внушению свыше или, что вернее, я, мерзкий, недостоин был быть у него и топтать пол его скверными ногами своими, – вообще да сужу строго себя, а не архипастыря, да не дерзаю взносить какое- либо слово предосудительное. Ибо кто он? И кто я?

Отец Варсонофий дал мне много намеков и прекрасных уроков, как прозорливец: именно о [девственниках], пред престолом Божиим на Афоне нарочито избираемых; о любви ко врагам, о недостоинстве нашем пред архипастырями, о благодарении Богу, когда нас бесчестят, поносят неправедно, в сознании, что мы того достойны за грехи свои; примером одного [...] священника он показал, что после совершения литургии и причащения Святых Таин не должно есть, – что действительно справедливо, ибо я бываю совершенно сыт Божиею благодатию.

29. Благодарю Господа моего, Благодетеля и Спасителя моего, много раз явившего мне ныне спасение Свое, именно: во время утрени, когда я смутился и огорчился на отца Петра, соиерея, сидевшего всю утреню в кресле, и даже во время шестопсалмия; подошедши к нему, я узнал, что он не спал всю ночь по причине свадебного пира и не мог стоять. Потом, когда я в покаянии приложился многократно к престолу, скорбь оставила меня, и я читал канон торжественно; стихиры заупокойные пел – тоже. Обедню позднюю служил в Думской церкви без диакона Полетаева, запившего водку. Узнав о его небытии, очень смущался и утеснялся, по действию диавола; но молитвою и покаянием успокоился... Начал обедню – и пошло хорошо; на ектении об оглашенных, на «изыдите, оглашеннии», на сугубой ектении во многих местах начал сомневаться и спотыкаться; на великом входе выговорил все; «В первых помяни» – не всё, пропустил «ихже даруй»... до: «долгоденствующих», на ектении приготовительной сбивался, пропускал слова; на благодарственной ектении по причащении – тоже, заамвонную прочитал хорошо; отпуст сказал весь. Причастие оживило: теснота, тяжесть, смущение на сердце – всю обедню, враг сидел на сердце и теснил его, освободиться не мог от него до причащения. О, наветник! Насильник! Не так делается, как хочется: хотел бы служить мирно, без искушений, без тесноты – не дается. Было засорение небольшое желудка, погода пасмурная, ветрено; вьюга и погода влияла на расположение духа.

31 января. Воскресенье. Благодарю Господа за благодать славословия и молитвы во время всенощного бдения; за дар выговора отпуста на часе первом и прощения, обращенного мною к предстоявшим, за дар служения литургии и оживотворения Божественными Тайнами («В первых помяни, Господи»... не выговорил от суетного страха диавольского); заамвонную молитву прочитал с дерзновением всю, отпуст сказал смело весь. На молебне от Филиппа Степанова Евангелие недокончил от смущения.

Господи! Дай мне познать лесть греха и пагубу его и не делать греха. Грех непрестанно льстит, чтобы под видом удовольствия смутить, осквернить, обезобразить, обесчестить, уничижить меня, связать меня, лишить свободы и наложить свои железные узы, чтобы омрачить и погубить меня. О вселестный и всегубительный грех! Доколе ты не умрешь во мне? Доколе я сам буду питать тебя в себе, давая тебе пищу – чрез свое сластолюбие, честолюбие, корыстолюбие, вещелюбие?

Преславная Приснодево, Мати Христа Бога! Даруй мне чистоту девственную сердца моего! Да вспоминаю я всегда Твое приснодевство, да плачуся о потери моего девства и да возлюблю всем сердцем чистоту девственную, да избавлюся от всякия нечистоты. Святии Божии, помогите мне стремиться к святости и достигнуть святости, ибо она – едино на потребу. Аминь.

Доселе нет у меня правильного, евангельского взгляда на лица и вещи: я забываю тленность их, прельщаясь красотою, блеском, тленною и тлящею сладостью, слишком кратковременною; не взираю на конец похотей плотских, конец коих – растление души и тела, болезни и смерть. В самом деле, как всё тленно и преходит, что из земли и в землю пойдет! А душа, которая по образу бессмертного и святого Бога, – бессмертна.

Господи! Ты – бесконечная Красота, отобразившаяся во всякой красоте видимых и умопостигаемых тварей. Ты сияешь в красоте человека – мужчины и женщины – и свята красота их для себя и для меня должна быть; Твоя красота – в красоте неба и земли, солнца, луны и звезд; Ты в красоте всех животных, зверей, птиц, насекомых; Ты – в красоте всех дерев и злаков; Ты в красоте и пользе всех насекомых, в их сетях паутинных, в их сотах и пр.

Как высоко служение священника, как духовно, свято, пренебесно, каким духом любви проникнуто – любви Божественной, пламенной, всеобщей! И как мало соответствую я своим сердцем, своей душой этому высочайшему служению! Как я низок, землеретен, страстен, грешен, хладен, нечист сердцем, самолюбив, далек от любви всеобщей, чтобы приносить Владыке пламенную молитву о всех людях, подобно апостолам, святителям Василию, Григорию, Иоанну Златоусту, или святителям Петру, Алексию, Ионе, Филиппу Московским, Димитрию Ростовскому или преподобному Сергию Радонежскому, Зосиме и Савватию Соловецким, Нилу Сорскому и другим. Что мне делать? – Я недостоин предстать престолу Господа Славы. Но даждь мне, Господи, чистое сердце имене ради Твоего святого, да пламенно возлюблю Тебя и искупленный Тобою мир, нет, лучше – людей Твоих, на коих нарицается имя Твое Святое, да пламенно молюсь о них, да пекусь о них непрестанно, да руководствую их к животу вечному.

* * *

59

Местник (церк.-слав.) – мститель, мучитель, враг.

60

Ирмос 3-й песни Великого покаянного канона святого Андрея Критского.

61

Кондак праздника Богоявления, глас 4-й.

62

Молитва 1-я святого Василия Великого из Последования молитв ко Святому Причащению.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 20: 1876-1877. - 2013. - 458, [5] с., [1] л. портр.

Комментарии для сайта Cackle