Источник

Февраль 1877 г.

2 февраля. Утро. Слава Тебе, Господи, нетления хранителю, сохранившему меня ночью в нетлении и избавившему от имевшего быть растления силою Креста Твоего.

После обедни ранней совместно с утреней в Успенской церкви. Благодарю Господа, не отвергшего меня многогрешного, но приявшего и нынешний день в служении Ему, Владыце, и даровавшего мне благодать умиления, мира, дерзновения, свободы, ясного гласа в служении и непреткновенного (почти) чтения Евангелия во время утрени и мирного служения литургии. При пении стихир на стиховне было искушение от моего нетерпения и от забытия дьячка Никитина седьмого гласа. Я огорчился на него за то и смутился, хотя я и сам забыл на этот раз, как поется седьмой глас. Осудив себя искренно, что я возненавидел его туне, и что я сам в том же виноват, и мы оба одинаково немощны, я сподобился помилования от Господа. Отпуст сказал не вполне, пропустив некоторых святых, «Христе, Свете истинный» – не всю... На великом входе не все слова и имена сказал, по причине сердечной боязни какой-то и бессилия, еже от диавола; «В первых помяни, Господи... и Финляндского»... не говорил вслух, а тайно, говорил только конец, опять по бессилию от диавола, а бессилие от чревоугодия и расстройства желудка... После причащения Святых Таин почувствовал новую, небесную, божественную жизнь, проникшую всё мое существо, и я возрадовался и восторжествовал и возблагодарил Господа, Начальника жизни нашея; заамвонную молитву читал великолепно, торжественно, Божией благодатью. Слава Господу! А о прегрешениях и преткновениях каюсь.

Грех в бесчисленных его видах слишком спешит ежеминутно заявить себя пагубными последствиями всякого рода, тогда как мы крайне невнимательны к себе, к своим помыслам, желаниям, словам, поступкам, в коих он проявляет свои смертоносные действия; мы спим, а он бодрствует; мы крайне ленивы и небрежны к деланию добрых дел, к исправлению, покаянию, молитве, а он крайне деятелен к возбуждению в нас всяких страстей: гордости, злобы, зависти, лицемерия, подобострастия, блуда, чревоугодия, сребролюбия. – Помните же, что грех крайне быстро спешит погубить нас; будем же мы поспешать спасти себя и других. Делайте, «дондеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати» [Ин.9:4].

Десять часов вечера. Опять я жестоко согрешил пред Богом и против ближних: очень жестоко обидел нищего за неотвязчивое прошение милостыни большой (в семьдесят копеек или рубль), как лев терзал его за волосы и бросал по два раза на землю; а он был действительно в нужде, ему, нанявшемуся в работу [казенную], нечего было есть. Где же любовь к ближнему? Где многократное покаяние? Где вера и упование на Господа и на неложное слово Его, истину которого я сам тысячекратно испытал?

Ну что если бы меня кто-нибудь так жестоко выдрал за волосы? Каково это было бы мне? А ведь сказано в Писании: не делай другому того, чего не хочешь себе [Мф.7:12]. Если Бог – Отец наш, то зачем я не чту Его доселе любовию сыновнею и не люблю тех, коих Он возлюбил? Если Он Господь, то почему я не творю того, еже глаголет Он в Писании и в совести моей, в Церкви и в писаниях святых отцов? А всякое нарушение любви бывает, как замечаю, от самолюбия, сластолюбия и сребролюбия, от того, что я еще не вне мира, как святые, еще пристрастен к миру, его благам и наслаждениям, от того, что угождаю чреву, пресыщаюсь, пью вино, гоняюсь за деньгами, родителями всяких плотских удовольствий.

Какой же я священник? Я тать и разбойник, я плотоугодник, я прелюбодей сердцем! Я завистник, гордец, сребролюбец, гневливый, непокоривый, своенравный. Как же после этого я буду приносить ежедневно Бескровную Жертву о всем мире, о всех и за вся! Где возьму такую высоту духа, такое богатство духа, такую высоту, широту и глубину любви ко всем человекам и к каждому, в особенности из тех, кого я особенно поминаю на общественной молитве? Где возьму такую чистоту сердца? Как буду соответствовать такому превыспреннему, пренебесному богослужению Церкви Святой, Соборной, Апостольской? Господи! Подъявый на Себя бездну грехов всего мира и всю тяготу их! «Возьми от мене бремя тяжкое греховное» 63 и даждь мне исправление сердца, воли, жизни и оставление прегрешений вольных и невольных! Се я исповедаю пред Тобою грехи мои.

Да не забываю я никогда, что сущность христианства есть взаимная любовь и милосердие, кротость и смирение, чистота и целомудрие, да не забываю, что все мы по образу и подобию Божию и что надобно чтить этот образ и подобие Божии в себе и в других; да памятуем, как Господь возлюбил Свой образ и что сделал для восстановления его. Подивимся Его домостроительству чудному, премудрому, благостному.

Как много сделано и делается доселе Господом Богом для нашего спасения, как много обетовано верующим в Него и исполняющим Его повеления! – и мы по маловерию и пристрастию к земному нерадим об исполнении Его повелений и заповедей. Милостыню щедрую боимся подавать, боясь оскудения, яримся, когда многие и многого требуют от нас и часто, как будто не силен Господь воздать сторицею подающим охотно и в простоте! Сколько нелепостей во грехах!

Действительно, одна беспощадная нужда заставляет нищих обращаться ко мне и просить милостыню, а не тунеядство и привычка жить на чужой счет, потому что они охотно идут на работу, коль скоро представляется возможность работать, и тогда уже не ходят ко мне за милостыней. Итак, надо жалеть их, а не злобиться на них, не терзать их, подавать им охотно милостыню, а не бегать от них. Да притом надо подумать о том, как бы не лишиться (и уже не лишился ли?) всего плода от прежде поданных мною милостыней за жестокость и бесчеловечие, с коими я треплю их иногда за волосы. А между тем к чести нищих сказать надо, что они все кротки, как агнцы незлобивые, терпеливые, не возопиют, не озлобятся на меня за мою с ними жестокость, но благодушно переносят невинное наказание. С кротостью сказал один из них: за что же вы меня избили, ведь меня нужда заставляет ходить к вам, возьмите ваши деньги назад, – и хорошо, что не отдал, иначе Господь вконец бы прогневался на меня.

А другой нищий сказал: справедливо вы отодрали меня за волосы, потому что стоил того. Какая кротость!

Не питье ли водки причиной моей жестокости? Я сегодня пил водку за обедом, это она ожесточила мое сердце, как ожесточает она сердца всех пьяниц и они тоже неистовствуют в дому своем с домашними.

Не устыдился и не убоялся я вездесущего Духа Утешителя, делая жестокость с нищими, в коих Он пребывает, ибо в ком, как не в этих нищих, кротких и незлобивых агнцах многотерпеливых, пребывает Дух Святой? Не в нас же, гневливых, сребролюбивых, злых, алчных, завистливых, чревоугодниках пресыщенных и пьяных? Не убоялся я Господа Иисуса Христа, Коего они суть члены и братия, подобно Ему не имеющие где главу приклонить и ничего не имеющие, но как птицы, живущие упованием на Бога; не убоялся я Бога Отца Небесного, Коего они чада возлюбленные в Господе Иисусе Христе. Обвиняю себя всем сердцем, всем помышлением, всею волею, всем разумом своим и милости прошу у Господа и оставления грехов моих, и да не повторится впредь никогда эта жестокость моя относительно нищих. Дух любви, незлобия, терпения, нестяжательности даруй мне, многомилостиве, всещедре Господи, не пощадивый Себе Самого нашего ради спасения, но давый Себе о нас вольное заколение!

Разве даром ты подаешь милостыню? Но чрез нее ты стяжаваешь душевное спасение, да и весь дом твой, ибо «милостыня от смерти избавляет и... очищает всяк грех», по слову Писания, и «творящии милостыни и правды исполнятся жизни» [Тов.12:9], как видно это и на тебе, ибо недостойный жить грехов ради твоих, ты жив даже доселе, и сколько раз спасал тебя Господь от явной смерти на суше и на море? И был ли ты когда в скудости? – Никогда; не имеешь запасов, но имеешь всё необходимое.

Благодарю Господа, даровавшего мне покаяние и слезы умиления, горячие слезы покаяния о грехах моих.

4 февраля. Согрешил я пред Богом и пред отцом настоятелем в том, что вчера, увидев во время прогулки несомую к нему корзину с съестными припасами, я вспомнил его совершенное жестокосердие и немилосердие к бедным, отвращение от них и неподачу милостыни, его огромные денежные скопы, и вознегодовал на него горько. При этом я вспомнил несправедливый дележ доходов, что протоиерею дается в силу указа консистории, выхлопотанного покойным протоиереем Василием [...], львиная доля при крайне малых его трудах по требам. Отчего он и накопил огромные суммы, не подавая никогда бедным. Где тут евангельская общность имений («бяху им вся обща» [Деян.4:32]) ? Где основание для такого дележа? Мне думалось, что протоиерей большим доходом пользуется для большей благотворительности, а он попирает ее, да и над подающими милостыню смеется! Но Ты, праведный Судия, Господи, знаешь всё и воздаеши комуждо по делом его. Прости мне, что я помыслил о отце настоятеле как о хищнике, неправеднике, немилостивом и гордом, ибо я сам таков. Помилуй нас, Господи благопременителю, и претвори сердца наша, соделав их благими, милостивыми и щедрыми.

Вчера я одному нищему с досадой отказал в милостыне, хотя он очень просил. Согрешил я пред Господом.

Умерщвление плоти и страстей плотских есть жизнь человека, жизнь души его, а страсти плотские суть смерть души. Потому истинно Христовы суть те, которые «плоть распята со страстьми и похотьми» [Гал.5:24]. Блаженны те, которые ради Христовой любви изнурили тела свои.

5 февраля. Суббота Сырной недели. Служил сегодня молебен в ночлежном приюте или, собственно говоря, в комнате совета, где поставлена господином полицмейстером новая икона святых Кирилла и Мефодия, которую надо было освятить. При молебне были: помещик Головачев, Прохор Флорович Чекалин, купцы Кудрявцев и Никитин, секретарь полиции Левченко, брандмайор64, квартальный и посадкие кронштадтские. После вчерашнего питья вина и пива я чувствовал себя болезненно по душе и по телу, не согретым и не оживленным благодатию, мертвец прегрешеньми, и потому молил Господа даровать мне очищение, освящение, мир, свободу, дерзновение, оживотоврение, помощь; просил о сем дома, заходил в собор припасть к святому престолу. Пришедши в здание бывшей гауптвахты в молебную комнату, молил Господа раза по три о том же – и Господь помиловал, рассеял смущение и страхи вражии, изъял из души жало вражие, препоясал миром, силою, дерзновением, и я совершил молебствие громогласно, вседушно; только вначале несколько запинал враг, когда я говорил ектению «Помилуй мя, Боже», да при чтении Евангелия, которое не всё прочитал, но затем, испросив втайне у Господа прощение и силу, я восстал победителем врагов и говорил с дерзновением и силою многою. Благодарю Господа, невозможное для меня соделавшего возможным.

6 февраля. Прощеное воскресение. Божией милостью служил я утреню и раннюю обедню. Искушений было немало: с самого начала утрени и до конца и во время обедни до причащения кошмаром злым была для меня мысль, что я из выслуженных мною в ночлежном приюте трех рублей взял рубль на извозчика и для вознаграждения наемному дьячку Никитину; из-за ней я сорвался по действу [диявольскому] при чтении Евангелия, при говорении отпуста (сказал только последние слова); на великом входе во время литургии и еще ранее на первом часе, при чтении молитвы «Христе, Свете истинный», при произношении возгласа «В первых помяни, Господи», сказав только последние слова. Но дивен Господь явился во мне по причащении Святых Таин: я воскрес из мертвых, после умерщвления дивольского оживился, после боязни восприял дерзновение, после немощи – силу, после смятения – мир, после тесноты – простор. Слава Господу!

Смотря на красоту женскую, возноси мысль и сердце к красоте несозданной, нетленной, вечной, святой – к Богу, Ему удивляйся, Его желай, Его люби всем сердцем, но не засматривайся на красоту тлеющую, не вожделевай плоти тленной и растлевающей; помяни, что в этом прекрасном, но тленном сосуде живет бессмертная душа по образу и подобию Божию, которая должна быть свята, как и твоя. Вообще от красоты тварей да восходим к представлению несказанной красоты Творца, во веки пребывающей, от сладостей тленных да восходим к сладости нетленной, вечной и твари да любим только ради Творца и в Творце любовию чистою, целесообразною, нетленною, святою.

7 февраля. Чистый понедельник (первой недели поста). Согрешил я пред Господом в том, что отпал я от любви и впал в неприязнь к свояченице Анне Константиновне Цветковой за ее задирливость и неприязнь ко мне и к

моим хорошим знакомым, за ее гордость, тщеславие, суетность, столь резко выдающиеся почти в каждом слове ее, что она из-за пустых вещей старается уронить достоинство великих людей (как Бурачка с семейством). Я к язве сестры приложил свою язву, возненавидев ее за ее гордость и презорство, и сам крепко уязвился, изранил душу свою, смутил, утеснил, посрамил.

Но когда я в смирении и покаянии осудил себя и поверг всего себя со своими немощами и грехами в бездну милосердия Божия, в бездну Его спасений и исцелений, в бездну Его вездеприсутствия, тогда вскоре получил прощение, исцеление, мир, свободу, дерзновение, светлость лица. Пред самым входом в квартиру Бурачка скорбь и теснота оставили меня, я ощутил мир и свободу. Слава Господу! Вторично я пал, презрев вторичную просьбу нищих на одежду и сапоги; опять покаялся, осудил себя, и опять помилован. Слава Господу!

5 февраля. Вторник первой недели поста. Многомилостиве Господи! Ты сегодня опять многократно был моим Спасителем по молитве покаяния моего.

В богослужениях и Таинствах действуется восстановление падшего образа Божия, возведение к подобию, утраченному грехами, очищение, освящение, просвещение, обновление, утверждение, обожение, также духовное воспитание человечества и возведение его к горнему отечеству. Это и надо помнить постоянно и глубоко дорожить богослужением и пользоваться им ко спасению своему каждому христианину.

10. Желаете вы получить от Господа разрешение грехов чрез меня, недостойного Его служителя? Сознайтесь в своих грехах, осудите себя искренно, почувствуйте сильнее, какое величайшее оскорбление причинили ими Богу Творцу и Спасителю, веруйте в заслуги Спасителя, надейтесь на Его милосердие, решитесь не грешить – и получите разрешение.

Характер нашего протоиерея – простота и незлобие, как показал мне и сегодняшний сон: в глазах большого народа он пришел в одном подряснике зачем-то по просьбе прихожанки, спустился под гору, нашел и взял что нужно, наивно и с полувниманием посмотрел на публику и пошел обратно. Это дитя своего рода, в то же время мудрый, как змия, и целый, как голубь. А я раздражителен, лукав, нечист сердцем.

Простота и наивность в протоиерее доходит всегда до невнимания к спасению себя и паствы всей; крайнее желание обогащения, скупость и сребролюбие с жестокосердием к бедным необыкновенные; осуждение огулом всех бедных: только и слышишь от него, что все тунеядцы, а он один имеет роскошный стол не даром. Но, Боже, избави мя от зависти при сих словах.

В этом мире царство греха; царит диавол в наших сердцах волей и неволей с нашей стороны, царит в наших помыслах, чувствах, страстях, в словах, поступках; каждый день работаем врагу. Всем прельщает грех: лицами, вещами, видами и призраками.

И сегодня Ты был, Господи, моим Спасителем благопослушливым и скоропослушливым, благоуветливым и благопременительным, особенно в здании попечительства вечером; когда нечистый дух обливал меня своими мерзостями, Ты избавил меня от них и упокоил во Своей святыне. Слава Господу!

10. Четверг. Дважды Господь явнейшим образом спас меня от великой тесноты и скорби, когда я в покаянии возвел к Нему сердечные очи мои. Раз дома утром, другой – в гимназии, когда я почувствовал неудовольствие и неприязнь к товарищу учителю Ал. Удальцову за его неприветливость, и потом, почувствовав скорбь и тесноту на сердце и насилие [увлекавшей] меня неприязни, я возвел очи в покаянии ко Господу и молил Его дать мне благодать любви, кротости, смирения, незлобия, терпения, а брата простить. Скоро мне стало легко после бремени греха, отпавшего от души.

Как бы кто ни был умен, образован, богат, знатен, но другого источника жизни, кроме Христа и Церкви Его, он не найдет.

Простых вещей я не изучил сердечным убеждением и деятельностию, что нужно презирать плоть и плотское и прилежать о душе, о кротости, смирении, уступчивости, незлобии, терпении, воздержании, чистоте, – потому окаянен я.

Малодушие и боязнь священника, особенно при отправлении богослужения, есть тяжкий грех, от чего бы он ни происходил, хоть бы от сознания грехов, ибо и во грехах христианин, и особенно священник, должен не унывать и малодушествовать или бояться, а уповать на милосердие Божие и быть благонадежным, ибо милосердие Божие бесконечно велико и покрывает великие немощи и грехи наши, если мы искренно каемся в них. Един Бог без греха. Диавол, искушающий нас разными грехами и призраками, употребляет и ту хитрость, чтобы приводить грешника в малодушие и отчаяние. Очевидно, что не нужно поддаваться его мечтаниям и страхованиям, а уповать и быть мужественным в надежде на милосердие Божие, непреодолеваемое никакими человеческими грехами. Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

Исповедникам. Помни, что ты по образу и по подобию Божию создан и должен жить свято, удаляться всякого греха, исполнять Божии заповеди, любить Бога всем сердцем и всею душою, а ближнего, как тоже созданного по образу Божию, как себя. Помни, что ты и ближние твои, люди, с коими живешь, – братия твои и братия Христовы, члены твои и члены Христовы; помни о будущем Страшном Суде, о будущих муках и будущем вечном блаженстве. Если хочешь разрешение грехов от Бога получить, то сокруши себя искренним покаянием, сам осуди себя нещадно за грехи свои, возненавидь их от всей души, омерзи их и проси смиренно, горячо прощения от Господа, желай всем сердцем обновиться, начать новую во Христе жизнь, жить для Бога, а не для мира и для своих прихотей, возлюби сердечно всякую добродетель.

Благодарю Тя, Господи, яко вчера на ночь был еси Спасителем моим от безумства моего вольного, от навыка злого – от злобы, гордости, презорства, лицеприятия, за покаяние мое, яко презрех еже по образу Твоему человека невинного, кроткого, послушного потому только, что он нехорош собой и кривой.

11 февраля. Благодарю Господа, приявшего покаянную молитву мою о избавлении паки от злобы, отъявшего скорбь, тесноту, душевное бессилие и срамоту и даровавшего мир, пространство, силу и дерзновение. Враг непрестанно клевещет на братию, и особенно на настоятеля, представляя их нам лукавыми, недоброжелательными, лицемерами, злыми, сребролюбивыми, жестокосердыми, самолюбивыми, возбуждая на них злобу и продерзость; мы же должны с любовию молиться друг за друга, ибо без Бога не можем творити ничесоже [Ин.15:5], не можем победить ни одного греха, немощи, одолеть ни одной страсти, ни одного греховного навыка. Любовь всё побеждает. Так настоятель отец Павел, против коего я был возбужден и неприязнен, лишь только сказал мне мирное, ласковое слово, и всё зло во мне растаяло, убежало, я умилился сердцем и благословил его в душе. Таково свойство любви, сила ее!

Внутренним гласом, из глубины души воззовем: Господи, помилуй, наипаче ныне, во дни поста.

В пяток исповедуемся во грехах и примем прощение, ибо Господь в пяток пострадал и умер за нас и излиял кровь Свою за нас в очищение наших прегрешений.

Взирая на красоту лица человеческого, взирай умными очами на красоту святую нетленного образа Божия – души человеческой и на нетленную, святую, вечную, неописанную красоту Божию и ни на мгновение не прельщайся тленною, преходящею, увядающею красотою, которая претворяется в безобразие, в смрад, тление, черви, прах. Не безумствуй в похоти, усмиряй, обуздывай, удручай плоть, этот вертеп нелепых страстей, это вместилище всех страстей, всех пакостей, мерзостей, всего богопротивного. Умерщвляй, умерщвляй ее нещадно, не утешай её лакомствами, напитками, прелестными изображениями, изящными одеждами, мягкими постелями, подушками, долгим сном, чтением книг, изображающих прелести мира сего; постись, молись, бодрствуй, коленопреклоняйся, спи на голой земле, терпи укоризны, уничижения, презрение, всякие озлобления.

12 февраля. Суббота первой недели поста. На исповеди было вчера 216 человек. Возвратился здрав и невредим Божиею милостию поспешествующею. Разрешительную молитву иной раз не всю выговаривал от поспешности. Свалка народу была страшная, особенно в пять, шесть и семь часов вечера. Исповедь начал в три часа, пришел домой в десятом часу в конце. Первый раз разрешил на икру паясную с черным хлебом, миндального молока два стакана выпил и стакан чаю, суп с перловой крупой кушал. От икры сильная блудная страсть ночью. Не ограничиться ли одним хлебом с миндальным молоком и супом? Избыток сил физических не нужен.

Когда сделалась свалка народу и обступила сильно мой ковчежец, в коем клались деньги мне, у меня родилась мысль, чтобы не украли злонамеренные люди деньги; она меня грешного беспокоила, и я перенес на другую, свободную сторону. Но это опасение было напрасно, потому что кража невозможна: все смотрят, да и деньги под свечками, как запустить туда руку? Да и низко ящик стоит. Да и у кого хватило бы бессовестности? Да наконец, и думать о том не стоит: исповедь – дело такое великое, тут Сам Христос Бог, спасающий людей, изливающий на них такую бездну щедрот в прощении согрешений и обновления душ грешных, в воссоздании их. В тот день, в который создал нас Господь, в тот и воссоздал крестом. В пяток создал, в пяток и умер за нас на кресте. Слава щедротам Твоим, Господи!

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить литургию, хотя при бессилии душевном и страховании во мне бесовском, происшедших от долгого неслужения литургии и неучастия в молитвах церковных (я не очередный был на первой неделе). Причастил я человек четыреста или больше. Во время причащения народа я заметил в себе важный недуг: ревность о том, что многие знатные и достаточные люди были не у меня на исповеди (хотя у меня и то было больше всех). И это из-за денег: значит, у меня довольно силен недуг сребролюбия: и за что я ненавидел часто отца Матфея, бывшего ключаря, и самого настоятеля, скопивших большие деньги, тем я сам ныне недугую, да и прежде недуговал и завидовал собравшим богатство. Но даждь мне, Господи, благодать любить не деньги, а души человеческие по образу и подобию Твоему, искупленные Твоею кровию, и не на лица зреть, всех равно любить и уважать – бедных и богатых, незнатных и знатных, некрасивых и красивых, старых и молодых, больных и здоровых, знатных и незнатных, не бояться первых и не презирать вторых, не бранить их, ибо их глас ко Господу: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих 65 и уничижения гордых» [Пс.122:3].

Из всех дурных качеств твоих, грехов, страстей, греховных наклонностей и навыков, которые ты сам многократно описывал, составь образ свой и смотри, сколь он мерзок, отвратителен, богопротивен, и перестань любоваться своей наружностью, столь обманчивой, увлекающей в заблуждение. Прилежи «о души, вещи безсмертней».

Вчера после причастников осталось много Святых Даров, которые пришлось мне употребить в отягощение себе (впоследствии) по плоти, а не по духу, ибо душа воспрянула, оживилась, укрепилась, освятилась, но плоть от излишества пострадала, именно: сильно болела голова, как от угара, ломило ее сильно до вечера, едва рвоты не произошло, и ночью болела; гулял долго из-за головы.

Любовь плотская убивает любовь духовную, христианскую, небесную. Поэтому горе всем, удовлетворяющим плотской любви, навыкшим сладострастию и научившимся измерять человека его лицом, а душу, которая одинаково по образу и подобию у всех, презиравшим как несуществующую. Для таких людей человек – прекрасная кукла, игрушка, предмет наслаждения грубого. Да плачем, братия, все о нечистотах своих, пока есть время, и да очищаем мерзкое сердце свое постом, слезами, молитвами, бдениями, коленопреклонениями. Враг не дремлет и непрестанно насевает свои плевелы в душах наших, или уже давно насеял и заботится только об увеличении, усилении, распространении их, чтобы они забили всё поле души и не оставили места доброму семени и добрым плодам. Плотоугодники не могут любить Бога, Пречистую Божию Матерь, святых Ангелов и святых Божиих угодников, ибо «кое общение свету ко тме... правде к беззаконию?» [2Кор.6:14]. Доколе они не очистят сердца своего глубоким покаянием, дотоле они мертвы для Бога и для неба. Вот и я, окаянный, первый из таковых. Воскреси мя, Господи, якоже Лазаря, мертвеца четверодневного и смердящего, воскресил еси.

Господи! Даждь мне благодать глубоко уважать предержащие власти, несмотря на злоупотребления, бывающие в среде их, ибо всё человеческое несовершенно, и я сам глубоко-глубоко грешен и несовершен. Даждь мне памятовать великое благо, от предлежащей власти происходящее для всех подданных и для меня в отдельности. О, как бесконечно много значит существующий порядок гражданского устройства! Какими выгодами пользуются от него все сословия! Он ограждает права собственности, чести, труда, заслуги, способствует общему просвещению, торговле, промышленности. Без правительства государство как тело без души или без головы, как судно без руля, как пароход без машины. Посмотрите, какая везде энергия, деятельность во всех правительственных местах и сферах! Сколько ума, труда, сил кладется чиновным или ученым людом. Нелегко управлять такою огромною машиною, как государство, состоящее из стольких народов, наций, племен. Благодарить должны мы Господа непрестанно, управляющего нами чрез гражданские и прочие власти ко благу и благобытию нашему.

13 февраля. Благодарю Господа, уврачевавшего мою лютую головную боль, бывшею ночью от засорения желудка. Сильным движением на свежем воздухе я поправил себя Божиею милостию.

13 февраля. Воскресение. Благодарю Господа, дивного в милости и щедротах Своих, избавившего меня от скорбей и теснот моих пред литургиею и во время литургии и даровавшего благодать совершить литургию с умилением и слезами и причаститься животворно Святых Таин и сказать слово к людям.

Согрешил пред Господом, возненавидев туне племянника моего во время обеда и презрев его за поспешную еду и многоядение, когда и сам, окаянный, то же делаю; свою природу, свою плоть и кровь ненавижу, непотребный, туне – кого же я буду любить? О Господи! Избави от неприязни и даруй любить любовию Твоею. Господи! Избави мя от крамолы змия. Любя ближнего, я люблю себя, люблю и Бога, по образу Коего он сотворен, люблю Христа Бога, Коего он член. Убогого же и лишенного члена еще более должен я любить как несчастного, как пренебрегаемого многими, да и мною самим нередко, и тем более, что он кроток, незлобив, послушен, терпелив, трудолюбив и вообще имеет все черты образа Божия и восходящего к подобию Божию. Мне у него учиться должно.

Благодарю Тебя, Господи, яко по молитве моей избавил еси мя от власти и мучительства духа злобы. О, сколь поспешна, прилипчива, настойчива и мучительна злоба! Не скоро выгонишь, когда заберется в сердце, особенно после сна днем. На всяко время надо молиться духом, да не внидем в напасть. «Бдите и молитеся», вещает Подвигоположник Господь Иисус, «да не внидете в напасть» [Мф.26:41]. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» [1Пет.5:8].

Прогневал я Господа моего тем, что со злорадством и лукавством указал свояченице моей Анне К. на нецеломудренную статью в газете «Сын отечества», в которой говорится, что султана турецкого испортил гарем и прислуживающие ему в бане черкешенки. Она справедливо сказала мне с негодованием, что тут нет ничего интересного, как я выразился лукаво в начале. Мне надо было не указывать на эту статью и только самому сердечно пожалеть о нескладе турецкой жизни и лживости и погибельности их веры магометанской и помолиться, да обратит их Господь к вере Своей. Сотвори сие, Господи, судьбами Твоими, ибо и они Твое создание.

Надо горячо сожалеть о мире, лежащем во зле и погибающем во грехах, и молиться пламенно о мире всего мира и спасении его, ибо он быстро спешит к страшному развращению. (Эту мысль [наметить] в слове на восшествие на престол государя.)

Согрешил я пред Господом вчера за вечерней тем, что, пришедше к вечерне с сытым желудком, я, громко пев стихиры и тропари, озлобился на дьячка Зрелова за то, что он торопливо и вздорно пел «Богородице Дево, радуйся», «Крестителю Христов» и проч. Языком пения вещаю, а на деле злобе предаюсь и безместная66 дею. О, окаянный я! Надо научиться любви, никогда не раздражающейся, вся терпящей, николиже отпадающей.. За злобу свою я и пострадал, посрамился: не мог выговорить Господи и Владыко живота моего. Оставил на вечерне, а на повечерии не мог договорить: враг смутил, [смял] совершенно и отпуста не сказал. Каюся Господу.

14 февраля. Утреня. Полунощницу служил в смятении и страхе бесовском из-за того, что дьячку не отдал всего дохода от требы, на которой он не был, не быв приглашен мною; колеблясь, как лист древесный, я положил в намерение отдать весь, но смущение и боязнь не прекращались. Молитву Ефрема Сирина я не мог выговорить, ектению полунощницы с отпустом тоже; малую сугубую тоже. Великую вымолил у Господа выговорить, «Спаси, Боже, люди Твоя» прочитал всю, конец заторопил, возглас смял. Канон читал хорошо, ектении все говорил твердо. Утреню всю кончил добре. Но вспомнил я, что дьячок за свадьбы и некоторые требы получал отдельно, а я писал в кружку свои доходы, из которых и он получал, и нашел, что он достаточно всегда [вознаграждается] за требы, а где я один совершаю, там он не имеет права на всю долю, ибо не трудился. Впрочем, я буду вознаграждать его всегда верно, Господу помогающу.

Тебе единому согрешаю, Господи! Тебе единому и ответ дам; врагу бесплотному нет дела до моих грехов, которые я сознаю, в которых каюсь, за которые вознаградить твердо обещаюсь. Да откачнется он от меня. Аминь. А я да не смущаюсь от его пакостей, да взираю на всех твердо, смело, без боязни.

Не скрывая от себя нисколько настоящего состояния моего организма, я должен сказать, что постная пища производит во мне сильное расслабление нервов, которое дает врагу возможность более смущать и тревожить меня.

15 февраля. Тяжкий грех сделал я сегодня пред Богом и людьми: в сердцах обругал в алтаре сторожа после повечерия за неблаговременную топку печей и напущение чаду в церкви; я показал нетерпение, малодушие, злобу. Прости меня, окаянного, Господи мой Господи! От неядения рыбы (хотя ел щи мясные без мяса) чувствую себя сегодня легко, благодатию Божиею.

Пусть ест меня сатана во все лопатки по Божию попущению: злой дух не съест совсем, но вымучить вымучит; томление и теснота приведут к покою и пространству.

Яства и напитки питательные и пахучие суть удобосгораемый материал в нас, который супостат диавол зажигает в нас и коим жжет и палит нас. Поменьше материала – меньше огня адского: значит, надо поститься.

Не бойся сильных земли, [...] тебя, раб Божий: Бог больше их и сердца их в руце Его; будь готов – и Господь всё устроит к лучшему.

Жизнь после смерти, жизнь будущая, не имеющая конца для нас, православных чад Церкви Христовой, так несомненна и известна, как жизнь настоящая: мы каждый день беседуем с нашим Спасителем и Богом, Который был мертв – и вот жив во веки веков; с Божиею Материю, Которая умерла и по смерти жива во веки веков и непрестанно благодетельствует нам; со всеми святыми угодниками Бога, которые все умерли, но живут несомненно по смерти и действуют великие силы и чудеса в мире подсолнечном непрестанно, с коими мы беседуем ежедневно, как с нами присущими. Будем же жить в чистоте и непорочности, чтобы стяжать и нам жизнь нетленную, негиблющую, нестареющуюся и день невечерний.

15 февраля. Вторник. Много тяжких грехов сделал я сегодня; с утра до вечера много раз впадал в адский огнь, скорбь, тесноту, в смерть, и всякий раз за покаяние мое и обращение искреннее к Богу живота моего я удостаивался, хотя и недостойный, спасения, прощения, мира, свободы, здравия, дерзновения, силы от многомилостивого Спаса моего. За утреней я побоялся было сильного и богатого купца Филиппа Степанова, [почуяв] его, но, вспомнив, что един всесильный и всебогатый и превысочайший Господь, вечный и безначальный, я презрел страх человеческий и убоялся единого Бога. Пришедши к обедне, я нашел угар в церкви от неразумной топки сторожа (не вовремя) и рассердился и раскричался на сторожа Прокопия, разбранил его и всех сторожей и расстроился сам, впав в скорбь, тесноту, омрачение, смерть, но, в глубоком покаянии повергшись пред престолом Всесвятого, в бездну Его милосердия, простоты, жизни, всемогущества, я получил милость и воскрес из мертвых и мирно продолжал службу. Во время вечерни пред обедней Преждеосвященной пришли какие-то сторонние духовные лица; я увидел их, смутился, став низок в их глазах, но воспрянул духом, представив, что Господь со мною, Коему я служу, что ронять дело служения, да и себя в сане священнослужителя, грешно, – я ободрился и произнес молитву «Господи и Владыка живота моего», но в конце замялся от смятения, потом оправился. Затем новое искушение: пришел отец Александр Таратин в алтарь и взял Святые Дары для больного, к которому звали меня, хотя я не мог. Я возревновал корысти ради и смутился, но осудил себя за корысть и алчность, сказав себе: Господь всё для меня – пища, питие, богатство, слава, жизнь вечная и временная; всё в мире тленно, ничего не желаю, кроме Господа, – и я исцелился.

На крестинах у лейтенанта [К...] при незнакомых личностях я сильно смутился, всколебался при чтении молитв и совершении обрядов, много молитв пропустил от смятения и страха, недокончил много и пришел к вечерне сряду в тесноте и скорби великой – но принес Богу искреннее покаяние, повергся в бездну Его заслуг с бездною своих немощей душевных и телесных, и опять исцелел и воскрес. Славлю Господа; за повечерием диавол в конце уязвил сильно – я опять к Богу в покаянии, и опять Господь оживил меня. У ворот дома нищих обругал в ярости, но смирился глубоко дома, осудил себя искренно, и опять был державно избавлен от грехов моих и спасен. Слава Господу!

Прельстился и прельщаюсь я полушелковыми платками редкими, как рогожка, и слабыми, как паутина: не безумец ли я, не безумно ли мое сердце? Враг прельщает меня и смеется над моим безумием и малодушием. Да презираю же всё красное в мире как тлен, который и душу бессмертную тлит.

16 февраля. Помни, иерей, какому великому делу ты служишь, какому и сколь великому Богу! Ты служишь великому, безмерно великому делу спасения людей, искупленных от греха, проклятия и смерти вечной кровию Сына Божия Единородного, делу духовного возрождения, воспитания, обновления, просвещения, утверждения; ты служишь Творцу и Промыслителю Триипостасному, исполненному любви бесконечной, но и правды бесконечной, святости, могущества, премудрости. Ты служишь Богу, Который есть вечный живот и ведет людей к вечному животу. Служи же делу спасения человеческого искренно, по чистой совести, твердо, неизменно, не предпочитая этому делу никакого другого дела, особенно дела земного или обычаев и пристрастий греховных, земных, временных, ибо вместо дела мы часто ставим свои греховные обычаи, привычки, страсти, которым и служим всякий день, забывая великое дело спасения человеков. Да будут тебе примером для подражания святые апостолы, святители, мученики, преподобные и все святые, подвизавшиеся для славы Божией и для спасения людей и своего всю жизнь. Возьми в пример апостолов Петра, Павла, Андрея Первозванного, Иоанна Богослова, святителя Николая Мирликийского, святителей Петра, Алексия, Иону, Филиппа Московских и прочих. Вот они и все святые истинно служили идее христианской всю жизнь свою, оставив все свои пристрастия житейские, страсти, похоти плоти, столь много препятствующей делу спасения, требующему безраздельной, всецелой души, горячей любви, непрестанной, бесповоротной деятельности. А в нас господствуют еще страсти и порочные наклонности: самолюбие, сластолюбие, любостяжание в разных видах (деньги, платочки, разные вещи), славолюбие, – оттого и дело спасения, исправления, обновления не подвигается вперед ни на шаг: сами не входим и другим мешаем войти в Царствие.

Если бы не было вечного суда или вечного мучения, тогда воплощение Сына Божия, всё дело искупления не имело бы смысла. К чему тогда столь великая и страшная жертва, такое истощание Бога Слова, такие страдания, такая смерть? К чему и воскресение? Такое домостроительство Божие предполагает само собою вечный суд и вечную муку грешников неверующих и нераскаянных, ибо для них не обретается жертвы, если они не имели веры во Христа или отвергли ее.

Оттого, что я пристрастен к житейским сластям и вещам, я доселе почти ни одного священнодействия не совершал чистым, пламенным, мирным, свободным и пространным сердцем, особенно литургии, и всегда почти в каком-то смятении, в тесноте, при тяжких искушениях и кознях лукавых демонов; и пренебесное Крещение я нередко совершал с духом временных пристрастий, в смущении, боязни бесовской, стыдясь и боясь людей при совершении дела величайшей важности, дела славного, чудного, спасительного, каково возрождение человека, очищение, освящение, обновление, усыновление Богу. Оле мне грешному, связанному житейскими похотями и сластями! Оле недостойному, непотребному рабу Божию! Также дело исповеди, покаяния часто я совершал небрежно, торопливо, холодно, без любви, жаждая не спасения душ человеческих, а денег и денег, или волны67 доброй от своих овец. Согрешил я пред Богом и людьми Его, – каюся, обвиняю, осуждаю себя нещадно.

17 февраля. Если ты не видишь и не чувствуешь святыни, величия, безмерной любви, бесчисленных чудес милосердия над тобою Владычицы Богородицы, непрестанно удивляемых над тобою, грешным и непотребным, то это оттого, что у тебя помрачены грехами твоими сердечные очи, ты слеп и потому тем более жалок в своем окаянстве. Как не видеть солнца, освещающего и согревающего? Как не чувствовать, не ощущать его животворности всякий день?

16. Благодарю Господа, бывшего для меня чудом избавления, спасения и помощи нынешний день, как и всегда, как во время священнослужения моего, так и вне службы. Сокровище мое жизненное, неисчерпаемое, чудное, славное, Господи мой, Господи, слава и благодарение Тебе ныне и всегда и во веки. Аминь.

Чтобы не охладевала любовь наша к Богу и к вере Христовой и Церкви Его Святой, надо чаще приводить себе на память те величайшие благодеяния, коими мы ежедневно пользуемся от Бога чрез посредство своей спасительной веры и Церкви. Эти благодеяния: сочленение наше, или ближайшее общение с Главною Церкви и с членами Его небесными и земными (Церковь небесная и земная) и происходящее отсюда непрестанно спасение, оживотворение и обновление благодатию Христовою, защищение, очищение грехов, освящение, просвещение, мир, спокойствие духа, помощь во всех делах спасения, сладостная и твердая, совершенная надежда на благодать, приносимую откровением Иисуса Христа, [сладостная] надежда вечной жизни, уверенность, что мы всегда находимся под особым покровом Божиим, Божией Матери, святых Ангелов и святых (если только живем по вере, в покаянии и добродетели), участие в чудесах спасения, совершаемых посредством Таин Христовых и вообще в чудесах промышления Божия о нас, в Церкви совершающихся. «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты ecu Богтворяй чудеса» [Пс.76:14–15].

Благодарю Господа, явившего мне чудную и великую помощь во время служения утрени.

Господи! Благодарю Тебя, яко подверг меня нападению злому от свояченицы моей Анны за то, что отдал в починку панталоны девице Татиане Балыкиной. Она сочла меня крайне нечистым; действительно, я нечист сердцем. Господи, очисти мя. Но к нечистоте я присоединил еще озлобление на нее, оскорбившись ее пререканием. Прости и исцели зло наше, Господи! Ты учишь меня незлобию, обнаруживая наклонность сердца моего к злобе; даждьубо мне незлобие, великодушие, терпение и кротость. Буди!

Долго я носился с великою скорбию, теснотою и злою агониею к свояченице Анне Цветковой, каялся, искренно осуждал себя, ходя по Александровской улице; помянул заповедь Господа о любви ко врагам, смирил себя, признал себя виновным в неприязни к неприязненной сестре жены, признал, что любовию надо врачевать недуг злобы и неприязни, а не злобою, которая усиливает пламя зла, удваивает и упятеряет, – и вот за признание истины и покорность ей Господь помиловал меня, как и за то, что я помолился искренно за врагов моих, да просветит их Господь сердечные очи, ослепленные страстями, да умягчит их, да соделает добрыми, благодарными.

Часы, благодарю Господа, служил добре, кроме великой ектении, на которой бесовскою боязнию сбился с толку и не выговорил императора с императрицей, наследника с супругою и сына их и остальных прошений. Пища помешала: крайне вредно утром есть.

Пред вечерней Господь также державно спас меня, во время вечерни и после вечерни, когда враг уязвил за пресыщение мое, и потом еще, когда я, прогневавшись на нищего, но после раскаявшись, подал ему двадцать копеек.

Я рассердился, но потом, потерпев язву в душе, покаялся, уверовав, что подаю Самому Христу. А кто же мне сделал бесконечно много добра? – Иисус Христос, Бог мой. Кому же, как не Христу в лице нищего отдавать мои деньги – Христу, Который за них обещает мне вечное блаженство? После этого убеждения сердечного узы души моей вдруг разрушились, и я почувствовал жизненный простор, спокойствие. Это близ Думской церкви по канаве. Потом я встертился с другим нищим близ Кудрявцевских флигелей; он просил, и я опять, окаянный, неохотно подал ему гривенник. За это опять теснота, и опять покаяние, долгое покаяние – и опять Господь простил.

Осуждаю себя за то, что я научился гордости, что равночестный мне по образу и подобию Божию брат, низший меня и ядущий мои хлебы, иногда хоть не говори со мною – неприятно бывает; какой яд самолюбия и самопоклонения проник меня! О злой Велиар, насеявший во мне злое семя, прочь из меня!

Много во мне окаянном природной злобы, и она сильно обнаруживается и мучит меня; нередко я сижу за столом с злом на озлобивших меня, в тесноте души и не говорю ничего мирного или вовсе не говорю по причине кроющегося в сердце зла, доколе не помолюсь тайно, не покаюсь от души, и тогда приду с избавленною душою, мирною и пространною. Что же удивительного, если свояченица моя, наследовав от природы и дурного воспитания много зла и гордости, часто бросается на меня с злобою и неприязнию, готовая поглотить меня? Ничего нет удивительного: мы все подвержены припадкам злобы. Надо молиться с кротостию и любовию о всяком злом человеке как погибающем, как лишенном благодати Божией, как одержимом беснованием. Поверьте. Тайная с любовию молитва будет иметь на него благотворное действие и избавит его от злобы. «Молитесь», сказано, «друг за друга, чтобы исцелиться» [Иак.5:16], а ведь озлобленный есть больной человек.

Надо мне совершенно убить свое «я», источник всякого греха, чтобы жил уже не я, но жил во мне Христос и чтобы жил я не для себя, а для Христа и Его меньших братий. Даруй сие мне, Господи! «Я» (во мне) завидует, ревнует, гордится, злится, чревонеистовствует, сребролюбствует, объедается, упивается, блудодействует (внутренне), лукавит, малодушествует, побеждается боязнию, ленится, нерадит, своенравничает, упорствует, непокорствует, лицезрит, лицемерит, ссорится, дерется, лжет, подобостраствует, раздражается, памятозлобствует, маловерствует, вольнодумствует, надмевается, тщеславится, жестокосердствует, немилосердствует, скупится, унывает, отчаивается, ропщет, отваживается на дерзости, хулит, злорадничает, зложелательсвует и пр. Ужас как дурно во мне мое «я». Убить надо свое «я», то есть самолюбие.

О, как сильно, смертоносно работает во мне многовидный грех! Как он настойчив, нахален, дерзок, насильствен! Как поспешен на каждый час, каждую минуту, секунду! В каких ежовых рукавицах держит он нас, а мы и не замечаем этого и нерадим, спим. «Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы» [Мф.13:25]. «Бодрствуйте и молитесь» [Мф.26:41]!

Сильно потрясает душу мою вражда, на которую вызывает меня нагло Анна Константиновна. Дай Бог не видеть ее у себя в доме или видеть человеком, а не змеею с ядом.

19 февраля. Благодарю Господа, удивившего на мне величайшую благодать и милость Свою при служении утрени, когда враги невидимые сильно коварствовали надо мною по поводу расстройства моего желудка и расстройства оттого нервов и малодушия. Господь прогнал их и избавил мою немощь от них. Благодарю Господа, избавившего меня от великого смущения и тесноты, происшедших от спора моего с женою по поводу нелепости Анны Константиновны Цветковой (починка панталон). Господь принял покаяние мое в горячности и дал мне мир, хотя диавол коварствовал надо мною за мое малодушие и остатки неприязни к Анне К. при произнесении тропарей 3-го, 6-го и 9-го часов и при молитве «Господи Владыка живота моего»... Но зато после причащения Святых Таин я совершенно оживился и избавился от всех козней вражиих на целый день. Вечером исповедовал свободно, спокойно, со слезами (при исповеди некоторых лиц). Возвратился домой здравый и покойный. Исповедников было 128 человек.

19 февраля. Благодарю Господа, явившего мне Божественную Свою помощь при служении всенощной; голос отличный, звучный, чистый; желудок очистился от редьки листиками и тертой с квасом и от виноградного вина и домашнего чаю сладкого (закусывал у Полетаева диакона). Благодарю Господа, многократно избавившего меня от ядовитого угрызения врагов бесплотных, уязвляющих меня боязнию смертельною и крадением слов молитвенных и возгласов. Слава, слава, слава Богу Спасителю нашему во веки веков!

Благодарю Господа, даровавшего мне слово на высокоторжественный день восшествия государя императора на всероссийский престол; слово написалось легко, скоро и дельно, немногословно. Пред составлением я помолился Господу, источнику премудрости, и даровал Он мне слово. Слава Господу! Благодарю Господа, даровавшего мне слезу умиления при совершении Бескровной Жертвы.

Благодарю, славословлю Господа за великое избавление, дарованное мне за малое, но глубокое покаяние в обидах, которые я нанес нищим, идучи ко всенощной в Думскую церковь, ругая их скотами и ярясь на них, с угрозой вырвать за волосы за неотступность просьбы по дороге. О, сколько злобы, безумства, гордости, зависти, скупости, сребролюбия, жестокосердия, безумства, упрямства, своенравия бывает при прогневании на нищих! И от каких величайших грехов спас меня Господь, от какого безумства, от злобы, злонравия, гнева, гордости, от какой скорби, тесноты, от огня, смерти духовной спас меня Господь и даровал мир, тишину, спокойствие, дерзновение!

20 февраля. Воскресение. Восходишь ли от тления здешней жизни к нетлению духовной небесной жизни, от греха к добродетели, от тьмы греха к свету благодати, от немощи к силе, от земли на небо? Вот тебе программа христианской жизни, данная Святой Церковью. Средства для выполнения ее – пост, молитва, милостыня, чистота и целомудрие, нестяжательность, кротость, смирение, незлобие, терпение.

Когда идешь с требой к сильному или богатому или ученому мира сего, не думай о его знатности, богатстве и учености, а думай как о человеке, подверженном греху и бесчисленным немощам, как об образе Божием, который должен восходить к подобию Божию путем добродетелей, как о равном тебе по достоинству внутреннему, как о члене Христовом и члене Церкви Христовой, как о сонаследнике Христовом, как об овце словесного стада Христова, как о храме Божием. Вот христианский взгляд на всякого христианина, кто бы он ни был. А между тем диавол ввел в наши взгляды и отношения взаимные превратности, недоверие, боязнь, сомнения, подозрения, особенно когда сносятся между собою низшие и высшие, знатные и низкие по происхождению, богатые и бедные. Священник, как служитель Божий и предстоятель у престола Его, как пастырь людей, не должен иметь сословных предубеждений, подозрений, недоверия, страха и боязни. Как слуга Бога Высшего, как орган Церкви, как представитель Царства духовного, Небесного, Божия, он должен относиться ко всем равно, просто, с дерзновением, кротостью, благостью, степенностью и с сознанием собственного достоинства, с сознанием святости дела, которому служит.

Не озлобляться на неправедных и злых людей, потому что они подвергают себя своими злобами праведному гневу Божию и геенне окаянной наравне с диаволом; их надо жалеть, как заживо уловленных в волю диавола, плакать об них и молиться с любовию, да смягчит Господь сердца их, да просветит и благопременит их. Злобой своей не умножай повсюдной злобы вражией, будь кроток, незлобив, миротворец.

21 февраля. Понедельник. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать и силу совершить литургию позднюю в Успенской церкви, хотя с трудом сердечным и телесным, и сказать проповедь митрополита Григория; царскую фамилию на великом входе не выговорил, Святейший Синод, митрополита не выговорил от боязни и бессилия души; отпуста не выговорил же. Согрешил. Крестил у [Мацыгина]. Согрешил: ел семгу, икру паюсную, чай пил, вино после крестин. У Анучина крестил ребенка, молитвы читал скверно, как [...] из-за шелкового платка, пристрастием к коему страшно смущал меня диавол во всё время совершения обряда. Не мог всем сердцем презреть его как тлен: сытое сердце, сытая утроба была бессильна для борьбы со злодеем. И кого же я уничижил? – Господа, благодать Святого Духа, человека крещаемого, который по образу и подобию Божию, уничижил Таинство Крещения, великое и пренебесное, себя самого унизил, сан свой из-за такой безделицы, из-за такого сильного моего пристрастия по действу вражию. Вот чем враг уловил меня! – любостяжанием, тщеславием, суетою мира сего! До какой степени я слаб духом, низок, пристрастен, землян! Где возвышение сердца и мыслей горе? А при крещении священник должен быть весь горе. Прости, Господи, согрешения мои великие. Когда я пременю сердце свое? Когда буду жить на земле небесною, соответствовать своему высокому, небесному званию христианина и сану священства? Когда возненавижу тление и возлюблю нетление? Когда буду попирать ногами все прельщающие вещи?

Сколь возвышенна литургия Василия Великого! Какой дух небесный! Какая широкая любовь к Богу и людям! Какое небесное сердце! А как я низок и при совершении литургии! Как страстен, землян, связан, мрачен! Даждь мне, Господи, дух небесный, сердце чистое, любвеобильное, не связанное никакими житейскими похотями и страстями, ибо «никтоже достоин из связавшихся житейскими похотьми и сластьми приходити или приближитися или служити Тебе, Царю славы»68. Священник должен быть как орел высокопарный, дальновидный, сильный, быстродвижимый. Даждь, Господи! Вся земля, со всеми её сокровищами, красотами, сладостями – как ничто пред таким Таинством, как Пречистое Тело и Кровь Господа, как священнодействие литургии.

21 февраля. Благодарю Господа, милостиво и скоро услышавшего меня в скорби, тесноте и печали моей греховной, когда я шел после причастия больного отрока в доме Якова Мурашова, побежденный врагом и уязвленный душой при чтении молитв. Признал я пред Ним свою бедность, немощи, окаянство, повергся в Его милосердие – и спасение Его прияло меня, и я умиротворился.

Потом на панихиде у покойного капитана-лейтенанта Макарова опять я сподобился явного посещения Божия: признав свою нищету в истинной любви; я восплакал горько о своем окаянстве, своей нищете, молил простить мое малодушие при молитве за упокой, даровать мне любовь свыше – и я получил просимое, душа согрелась любовию, полились слезы умиления, и я ожил.

22. Благодарю Господа, даровавшего мне в греховной смерти и тесноте моей во время литургии заупокойной в Богоявленской церкви умиление, мир и пространство. О, как сладка милость Божия в великой скорби, туте и тесноте! Благодарю и славословлю Господа, милующего меня милостию неизглаголанною. Благодарю Господа за помилование меня, когда я, убоявшись суетного страха при отпевании капитана второго ранга Макарова, скрал возглас заупокойный и за то подвергся сраму и тесноте и, покаявшись в малодушии и маловерии, просил слезно помилования от Господа на (...) Петербургских ворот и в гимназии.

23 февраля. Благодарю Господа, помиловавшего меня неизреченно великою милостью, когда я, по пути о сапожника в гимназию встретив нищую старуху, гнавшуюся за мною, прогневался на нее (хотя и дал двадцать копеек) за то, что ходит за мною. За этот гнев, за скупость мою постигла меня великая теснота, скорбь, и я долго взывал к Богу о помиловании, и чудно помилован и от смерти духовной избавлен. Попечитель князь Волконский приехал, и я встретил его по милости Божией с ясным лицом и благогласным языком. Благодарю Господа. Благодарю Господа, приявшего мое покаяние в жестокосердии и скупости, когда я отказал нескольким лицам в даче милостыни и в даче в долг (шесть рублей). Он помиловал меня опять, благопослушливый Владыко, везде сый и вся исполняяй.

24. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить раннюю Преждеосвященную литургию заупокойную в Успенской церкви и чрез причащение Божественных Таин избавившего меня от обладания диавольского, великой тесноты, бессилия сердечного и смерти сердечной, даровавшего очищение, святыню, животворящую силу, чудно проникшую всё мое существо, – и соделавшего меня из ветхого новым человеком.

25. Утро. Благодарю и славлю Господа, избавившего меня по усердной сердечной молитве моей от тесноты телесной и душевной, от смятения и мучения душевного, бывших во мне вследствие ревности к немецкому пастору, что он собрал в Кронштадте много денег в пользу комитета, в котором я членом, и хочет один раздавать бедным одежду без участия моего и вообще русских членов, следовательно, немцам преимущественно более, чем русским, хотя денег больше от русских, чем от немцев. Это было искушение тяжкое для меня, но Господь за веру и покаяние отъял тесноту и скорбь, даровав мир животворный, пространство сердечное, победу над невидимыми врагами, дерзновение. О, как мне весело, легко, животворно было читать канон святому Тарасию, патриарху Константинопольскому, и покаянный канон из Триоди и петь стихиры на стиховне!

Вот величайшее блаженство от служения Господу! Вот плоды этого служения: очищение грехов, освящение, просвещение, мир, свобода, дерзновение, ангельское блаженство и наслаждение!

Итак, мы служим Богу не туне, но получаем от Него величайшие дарования: освящение, мир, пространство сердечное, стояние в правде и добродетели, утверждение сердечное, блаженство вечное. Ибо вечная жизнь ожидает нас за здешнее, временное богоугождение.

На исповеди было у меня на третьей неделе поста сто четырнадцать человек, у отца Павла шестьдесят пять, у отца Клепачевского шестьдесят, у отца Александра Таратина сорок пять человек.

Завтра раннюю обедню без диакона я должен служить. Да восцарствует слово Божие над кознями врага бесплотного. Словом Божиим всё сотворено. Да исчезнет из сердца моего страх бесовский.

Прости мне, Господи, все уступки неправедные, которые я делал врагу бесплотному при искушениях его во время чтения мною молитв и славословий, и да не возьмёт он надо мною сегодня и когда-либо силы своей мечтательной при служении Тебе, Богу живота моего. [Ободри] сердце мое, Господи, Духом Твоим Святым. 26 февраля.

Господи! Излей любовь общую в сердце мое Духом Святым, да о всех сущих в мире и в церкви помолюся искренно. И всегда изливай, Господи, славы ради имени Твоего святого. Восстани, Господи, и да рассыплются врази Твои и наши. Аминь.

26 февраля. Благодарю и хвалю Господа за безмерную Его милость ко мне и силу, явленную в служении мною одним, без диакона, литургии в Успенской церкви; даровал мне Господь благодать одолеть невидимых, борющих меня всегда супостатов и служить смело и непреткновенно, кроме небольшого замешательства и торопливости в малых ектениях; великую ектению выговорил почти всю бойко, сугубую всю, заупокойную тоже; на великом входе всех помянул твердо; «Исполним молитву» и «Вся святыя помянувше» выговорил вполне; «В первых помяни, Господи» всё и оканчивая отпустом. С вечера я воздержался от пищи и пития. Миндальное молоко имеет успокоительное свойство.

В таможне при даче молитве родильнице я совсем смутился и растерялся действием вражиим из-за пирования у отца Порфирия именинника, хересу довольно пил, окаянный, невоздержный, а херес крепкий, спиртуозный. Согрешил пред Господом, оставил оружие на диавола – пост. Воздержание делает меня крепким и сильным на диавола по благодати Божией.

Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари – человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с отцом, и изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения. А многие ли дорожат этим даром и спешат к молитве, славословию и благодарению?

Питье хересу в избытке отозвалось и 27 февраля дурно при служении: я был мертв душой, болен телом. Горе от невоздержания!

27. Воскресенье. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать прославить державу Царствия Его нынешней день за утреней и ранней обедней; я пел Богу моему, но враг бесплотный теснил и смущал меня; когда я переставал петь, говорить не давал. В Евангелии пропустил несколько слов в конце, отпуст побоялся говорить и скрал слова и имена, «Христе, Свете истинный» до конца не выговорил. На ранней обедне не выговорил от страха бесовского императрицы Марии Александровны, наследника благоверного государя цесаревича великого князя Александра Александровича, благоверного князя великого князя Николая Александровича и весь царский дом. Святейший Синод и Высокопреосвященнейшего митрополита Исидора не выговорил. Но по причащении Святых Таин Господь чудно оживил меня, укрепил, умиротворил, и я заамвонную молитву прочитал бойко, отпуст сказал весь бойко. На панихиде и молебне враг сильно противился и смущал меня. Усилие употребил и одолел.

На крестинах в доме [Канона Родионова] враг сильно подтачивал, подкапывал дом душевный из-за пристрастия моего к хорошему платочку; я не выговорил многих слов, совсем останавливал меня, но я восставал и продолжал говорить молитвы. Конец не выговорил, но после крестин вымолил у Господа прощение и мир. На других крестинах, у Абрамова, крестил смело, почти всё выговаривал, на конце враг взял силу надо мною, ектении не выговорил, возгласа и отпуста. Отсюда теснота и скорбь. Но когда пред чаем я возвел сердечное око с верою ко Господу, моля и уповая внутренно избавиться мне от тесноты, вдруг явил Господь силу Свою спасительную во мне и во мгновение расторг сети вражии, и стало мне легко, легко. Слава Господу! (А все [соблазны] из-за платка шелкового.) Кого, какой кумир я ставлю в сердце на месте Господа и на место образа Его, малютки? – тлен. Это ли свойственно бане нетления и пакибытия? Какие ты молитвы читаешь? О чем молишься в молитвах и ектениях крещальных? Все о нетленном Царствии.

28. Благодарю Господа, утешившего меня скорым спасением Своим от грехов, коими запинали меня бесплотные враги дома и в классе.

* * *

63

Тропарь 1-й песни Великого покаянного канона святого Андрея Критского.

64

Брандмайор – начальник пожарных команд города.

65

Гобзующий (церк.-слав.) – живущий в довольстве и изобилии, избыточествующий богатством.

66

Безместный (церк.-слав.) – нелепый, пустой, непристойный.

67

Вόлна (церк.-слав.) – шерсть животных.

68

Молитва священника на Великом входе во время пения Херувимской песни.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 20: 1876-1877. - 2013. - 458, [5] с., [1] л. портр.

Комментарии для сайта Cackle