Источник

Март 1877 г.

1 марта. Благодарю Господа, даровавшего мне утром в церкви во время утрени слезы покаяния, умиления. Благодарю Господа за избавление от блудных и непотребных помыслов и чувств, коими запнул меня сатана по причине сладострастия моего. На панихиде по девице Александре враг запнул меня, напомнив мне о задержанной доле дохода дьячка Зрелова. Потом я всё отдал.

2 марта. Благодарю Господа, явившего во мне и ныне милость и силу Свою в избавлении от грехов моих и пристрастий мирских, лишь только я прибег к Нему в покаянии. Утро. Десять часов.

Пристрастие к тленным вещам, к их красоте, сладости, к богатству или корысти отлучает души наши от Бога, источника жизни вечной, красоты и сладости нетленной, вечной, богатства нетленного, неоскудевающего, непреходящего, и подвергает нас скорби, тесноте, мраку, смерти духовной и телесной. Это непрестанно и ежедневно испытываем все мы, потомки Адама, который первый прельстился похотию плоти, похотию очей и гордостию, возмечтав быть богом. Итак, смотри не на красоту и сладость вещей, а на последствия пристрастия к ним, на тленность их, на вред их для души, на отлучение от Бога, от жизни, от Царствия Небесного.

2 марта. Четверг. Благодарю Господа, скоро услышавшего меня в здании попечительства в семь часов вечера, когда я, будучи в тесноте вражией, воззвал к Нему о милости, избавлении и помощи. Избавление немедленно последовало, и я с дерзновением и спокойствием и пространством в сердце смотрел в лицо генералу Соколову, с коим говорил.

Святые Божии человеки усердно подвизались краткое время своей жизни на земле и теперь ублажаются славою истинною и вечно радуются, получив награду за труды свои. Не будем и мы неразумны, станем и мы усердно подвизаться, зная, что и мы призваны к тому же наследию нетленному, вечному, соблюдаемому на небесах для нас. С этою целью, между прочим, будем изучать и историю Церкви, историю Ветхого и Нового Завета, и в церковь ходить, и богослужение слушать.

2 марта. Четверг. Благодарю Господа, благостно и великощедро помиловавшего меня окаянного пред самым крещением младенца в доме Третьяковой, когда я воззвал к Нему в тесноте и скорби о спасении и избавлении меня от грехов моих (я рассердился сильно на нищего мальчика лет двенадцати и дал ему пятнадцать копеек с досадою и неволею). Я избавлен, стал мирен, свободен. В другой раз в тот же день я огорчился на нищего, просившего милостыни (двенадцатому человеку), и с досадою подал ему тридцать копеек, но от Бога [...].

Обвиняю себя в самолюбии, жестокосердии, скупости, любостяжании, чревоугодии, невоздержании, внутрением блуде, в злобе, завести, недоброжелательстве, равнодушии и холодности, нерадении и презрении к бедным. Эти грехи сказываются во мне ежедневно, особенно при обращении с нищими, коих столь много в Кронштадте. Грешен, Господи.

В воскресенье сказать слово о собрании попечительства для чтения обсуждения отчета.

В понедельник к Гречухиным по поводу присоединения одной лютеранки.

Суббота четвертой недели поста. Благодарю Господа: встал утром покоен и здоров в высшей степени после вчерашних трудов исповеди, на которой было 238 человек. Дай, Господи, и сегодня всю предстоящую службу совершить покойно, без суеты и преткновений во славу Твою, Господи! Благодарю Господа за явленное мне великое спасение, за слезы умиления. Господи! Даруй взяти победу над врагами спасения, борющими меня нещадно.

Пришел я от исповеди в девять часов вечера с половиной, начал в половине третьего. Давка была сильная. Враг бесплотный мешал, не давал говорить слово разрешительной молитвы, особенно слова человеколюбия, ему противного.

И ныне утром враг запнул сердце мое тоскою и унынием, расслабив и убив душу мою ожиданием искушений его, но я воззвал ко Господу от всего сердца, и Господь спас меня от его всезлобных и пагубных сетей, даровав мне покой и свободу. Благодарю и славлю Господа.

Рука Господня, избавляющая меня от горьких, всезлобных и вселукавых бесов, со мною – чего мне бояться, тосковать и унывать! Отыми от меня, Господи, малодушие, даруй великодушие, дерзновение, свободу, мир глубокий имени Твоего ради!

5 марта. Благодарю Господа за чудное избавление от тли греховной и от врагов бесплотных и за чудное оживотворение Божественными Тайнами во время литургии, мною совершенной. Во время утрени и особенно ранней обедни я ощущал в себе крайнее нравственное растление, нечистоту, немощь, тесноту, скорбь, смерть. Теперь я понял всю необходимость распинания плоти многострастной, необходимость воздержания и поста, молитвы, бдения. Теперь я понял глубокий и вполне истинный смысл слов Господних: «иже аще хощет душу свою спасти», то есть кто бережет себя очень много в смысле питания и услаждения плоти, угождения ей в похотях ее, погубит ю, то есть душу свою, или духовную жизнь свою, «а иже погубит душу свою... той спасет ю» [Мк.8:35], то есть кто не будет щадить, жалеть плоть свою, а будет всячески удручать, утруждать ее, изнурять ее, тот оживит ее. Таковы преподобные мужи и жены, подвизавшиеся подвигом поста, молитвы, покаяния, телесного труда, умерщвления страстей, таковы мученики, предавшие себя мучителям на раны и разные истязания и пытки, таковы наши простолюдины, находящиеся в разных тяжких, изнурительных ежедневных работах. Я всю прошлую неделю чревоугодничал, много ел и пил, расстраивал желудок и чрез то ослабел нравственно, просто умер, и как умер! [Ужасно:] весь связан был веригами железными, одоление вражие в уме, в сердце, в словах, помышлениях, чувствах, в воле – всё сковано, убито. Но чудно имя Господа Иисуса Христа, чудны действия живой, видящей веры в Него: когда я усиливался ввести Его верою в свое сердце и вводил, Он разрушал мою смерть, мои скорби и тесноты, оживотворял меня, умиротворял, распространял. Беда в том, что всё плотское, материально ценное, красивое, сладостное, блестящее блазнит мне и смущает меня, видимо показывая мое пристрастие к вещам тленным и пленяя меня ими.

Печалюсь по Боге моем, яко грехи мои удаляют меня от Него, чистейшего источника жизни, силы, разума, святыни, правды, красоты, сладости нетленной. Скорблю о том, что твари тленные, в коих выразилась временно Его красота, премудрость, сладость, прельщают меня и разлучают с Ним, повергая меня в грех пристрастной плотской любви, делаются для меня идолами, владеющими моими помышлениями, моим сердцем, лишающими меня свободы и воли. Но от тленной красоты да восхожу я всегда к нетленной, чудной, бесконечной, неизобразимой никаким словом, от тленной сладости да переношусь всегда к нетленной и да не останавливаюсь взором и сердцем на тленной, преходящей, смертоносной для души.

Благодарю Господа, скоро избавившего меня державною силою Своею и святынею Своею от скверных и непотребных помыслов и сердечных ощущений в гимназии, в третьем классе; только воззрел я к Нему сердечными очами ко Господу в покаянии и внутренней молитве, и спасен был и избавлен от срамоты.

Благодарю Господа, скоро спасшего меня от тесноты душевной, постигшей меня от озлобления на маленькую собачку за ее проказы; воззрел я к Нему в покаянии о злобе моей, и был милостиво скоро спасен.

Пятая седмица поста. К воскресенью Евангелие об изгнании из бесноватого духа немого и глухого. Этот немой и глухой дух есть во всяком грешнике, и во мне есть. Я немею, когда нужно искренно молиться, плакать и скорбеть о своих грехах, или когда нужно пламенным языком исповедовать их, когда нужно славословить Господа и Божию Матерь или святых! Я глух к наставлениям слова Божия, пастырей Церкви: что ни говорят мне, я остаюсь всё грешником нераскаянным; что ни говорит мне совесть, этот глас Божий во мне, я, как глух, не слышу и, как немой, не отверзаю уст моих и не имею во устех своих обличения [Пс.37]. Господи! Избави мя от духа нема и глуха.

Владычица Богородица одеяна и преукрашена всякими Божественными [благолепотами], вся срастворилась с Божеством, с Его светом, чистотою, святынею, правдою, силою, благостию, милосердием, премудростию, неизменяемостию, блаженством, вседовольством. Но помогай нам, Владычице, чадам Твоим, наследию Твоему, рабам Твоим, просвещай нас, умудряй нас.

6 марта. Воскресение. После ранней обедни. Благодарю и славлю всем сердцем Господа моего Иисуса Христа, пославшего мне дивное избавление и спасение во время утрени и литургии, жгучие жала бесовские в плоти исторгшего и язвы от них исцелившего; победу и одоление на врагов невидимых подавшего (Евангелие прочитал всё громко; отпуст, вопреки бесовским смущениям и страхованиям, сказав весь; «Христе, Свете истинный» всё до конца; на литургии на великом входе сказал все имена и слова раздельно, молитвы читал с умилением); много искушал диавол, жалил, расслаблял, но именем Господним был побежден и посрамлен; из-за вчерашнего молока много было жал в плоть и в сердце. Согрешил ко Господу. Чувствую бездну милосердия Божия ко мне, – да не во зло употреблю его, но да исправлюсь немедленно.

Когда плоть, мир и диавол соблазняют тебя на грех какой-либо, вспомни немедленно, что ты храм Божий и Дух Божий живет в тебе, и скажи греху: храм Господень, храм Господень, храм Господень есть, близ Господь, близ Господь, близ Господь есть со мною.

7. Понедельник. Вчера поздо вечером диавол смутил меня сущими пустяками: мыслию, что члены педагогического совета некоторые передают воспитанникам, что я на совете иногда ничего не говорю (то есть действительно редко и мало говорю). У меня родилась мысль, что мною пренебрегают члены совета, и во главе их директор, что он отмечает меня в отчетах неодобрительно, и о том, что не представляет к срочной награде. У меня сделалась на сердце тоска, теснота, уныние. Но я обратился с молитвою ко Господу, упрекая себя в самолюбии, честолюбии, непризнании своих действительных немощей, прося прощения и признавая сердцем, что Господь моя сила, слава, помощь, избавление, спасение, благопоспешение. Господь по долгой борьбе даровал мне совершенное избавление и мир с пространством.

Благодарю Господа, спасшего меня и ныне неоднократно за утреней и после утрени [....] моих, когда я покаялся; после утрени я строго и сурово обошелся с некоторыми нищими, замеченными в пьянстве, хотя сам пью вино. Помолился Господу в покаянии в дворницкой Васильева у стрельбища (пред молебном у отставного солдата), и воссияло мне спасение животворное. Слава Господу!

8 марта. За вчерашнее чревоугодие и пресыщение вечером сегодня утром в четыре часа я подвергся самой злокачественной, нечистой грезе. Вот урок – не чревоугодничать и не есть в пост икры и варенья, грибов с маслом, с луком. Согрешил, согрешил тяжко пред Господом. Но и еще не отчаиваюсь, уповаю на Его безмерное милосердие.

По благодати Божией вчера дал полезное наставление, когда просили меня дать утешение. Как спастись? – говорят они, – мы много грешим, нам не спастись. Я сказал, что они спасутся послушанием, терпением злословия, поношения, гонения правды ради, что приходится им испытывать всякий день, что нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды этим и спасутся.

Митрополит Исидор много пользы принес Церкви Божией, выстроив богадельню для бедных духовного звания и переведши книги Священного Писания Библию всю на русский язык, чем сделал ее доступною всем, да и мне, многогрешному. И Святейшему Синоду слава и благодарение за это дело. Громко буду молиться благодатию Божиею за Святейший Синод и митрополита Исидора.

Вечер. Девять часов. Благодарю Господа, многократно избавившего меня нынешней день от лютых скорбей и теснот греха, когда я в покаянии взывал к Нему, многомилостивому и благопослушливому, о помощи, избавлении и спасении. Слава вере Христовой! Слава непобедимому грехами нашими милосердию Божию! Слава Его благопослушливости всегдашней!

В особенности благодарю Господа за избавление от растления сердечного и тесноты, бывшего во время ночи от непотребного видения диавольского, за избавление от озлобления на нищих по выходе из церкви (от часов) и на пути в гимназию, потом по прибытии из гимназии домой; затем во время прогулки во время вечерни, когда нищие подошли ко мне, и наконец поздно вечером, когда я рассердился на жену за ее непослушание и потом покаялся и попросил раз и два и три прощения у Господа. Я не сир, не оставлен Господом, Он всегда близ меня. Слава Тебе, бессмертный Царю!

Святая Церковь как доилица69 носит и греет всех чад своих ежедневно день и ночь (ектении, молитвы).

Я стою у источника жизни ежедневно и ежечасно, то есть у Господа, как в храме у престола Его, так и дома или на улице, на площади.

Ты приходишь, христианин, в храм к Самому источнику жизни, – приходи же с верою, смирением, искренним сердцем, со страхом.

К соучастию в служении литургии призываем на проскомидии и в литургии всех святых, начиная с Божией Матери. Со священником участвуют в служении все святые и все Ангелы.

Господь есть неисчерпаемый источник правды, есть безбрежный океан правды, из которого мы, грешные, все черпаем оправдание чрез искреннее покаяние. И я первый. Слава Тебе, Господи!

Сердце земно, плотяно, страстно, смутно не приемлет яже Духа Божия, от диавола разжигается. О, как мы низки, земляны, грешны, нечисты, грубы! А как мы возвышены Богом чрез воплощение Сына Божия, усыновлены, унаследованы Богу, обожены!

Един правосудный, а мы кривосуды!

Идея богослужения: человек – образ Божий и Бог – Первообраз, падение и восстановление, вера, упование, любовь, святость, единство Церкви, сила в молитве и единении верующих, пребывание Бога в Церкви Святой и в каждом из верующих: «вы есте церкви Бога жива» [2Кор.6:16].

Книга для чтения («Странник» 1863 год) отдана сегодня 8 марта погребщику в доме Карпова, Посадская улица.

Плотская любовь нечиста по своему началу, груба и недостойна разумного, по образу Божию существа, непостоянна и изменчива, находясь в зависимости от разных случайностей: красоты или неблагообразия, образованности или необразованности любимого лица, богатства или бедности, полезности или бесполезности человека, характера, болезни и здоровья, молодости или старости. А духовная любовь духовна, постоянна, неизменна, нелицемерна, чиста и не зависит от упомянутых обстоятельств.

Благодать – моя красота, сладость, сила, жизнь паче всякой красоты, сладости, силы, жизни.

Помни, человек, что ты везде пред лицом Божиим и что очи Господа зрят в сердце твое и видят всё, до малейших его движений и чувств. Положил есть, сказано, око Свое на них [Сир.17:7].

Твердой постановку науки о богослужении сделать, чтобы она была занимательна, [питательна].

Я живу, окаянный, как бессмысленное животное или как язычник, магометанин: предаюсь ежедневно удовольствиям чрева, пресыщаюсь, обременяю и душу и тело. Господи! Даждь мне исправление жития и наипаче воздержание! Вот я вчера вечером поел икры черной с черным хлебом и булочку на сахаре, и сегодня ночью было крайнее раздражение, а во рту – как смола. На ночь не есть никогда! Да будет!

9 марта. Помни, христианин, что ты здесь странник, гость, пришелец, что тебе здесь дано время, место, силы и способы для приготовления к вечному отечеству на небесах. Один из этих способов приготовления и христианского воспитания для неба есть богослужение Православной церкви, образ служения Ангельского на небесах; место же его – преимущественно храм Божий. Это небо земное. Пользуйся богослужением чаще к твоему христианскому воспитанию, утверждению, усовершенствованию, как сказано: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» [Мф.5:48].

В храме ты получаешь возрождение, очищение, освящение, просвещение, обновление, утверждение, небесную вечную жизнь в Таинствах и богослужении, проповедании слова Божия. Храм есть преимущественно место проповеди слова Божия и совершения пренебесных Таинств. Это небо, небо, небо!

10-го и 11 марта. Бывший отец Матфей, а ныне отец архимандрит Мелхиседек посетил нас и потчевал хлебом-солью с вином за официальным столом. Меня побудил отец Николай Азиатский сказать два спича, и вышло дельно, дерзновение возымел.

11-го в четверг служил отец архимандрит обедню Преждеосвященную в Думской Успенской церкви соборно; мне дал Бог слово сказать прощальное отцу Мелхиседеку, а за обедом опять спич. Начал с объяснения исторического имени Мелхиседек и истории его и приложил это к отцу архимандриту. Дай Бог смелость в храме Божием иметь и говорить изустно проповеди с предварительною подготовкою.

Какая бездна щедрот Господних является в тайне покаяния в прощении грехов каждого грешника чрез священника! Какая чудная, богатая молитва разрешительная, читаемая от священника! Слава бездне щедрот Твоих, Господи!

13 марта. Как я немощен духом, окаянен, беден, нищ, слеп и наг я был вчера во время утрени при чтении Акафиста Божией Матери и при служении ранней обедни для причастников! Внутри бессилие, козни вражии, одоление врагов со вне. Срамота покрывала лице мое. Я умилостивлял Бога, призывая помощь Его частым целованием престола славы Его; на великом входе имен царской фамилии выговорить не мог; Святейший Синод и митрополита Исидора не помянул, отпуста не сказал всего, а только последние слова. Согрешил ко Господу чревоугодием и пресыщением на пирах у отца Матфея (Мелхиседека архимандрита) и общества, из-за того я лишился благодати Божией, стал наг, срамен, бессилен, мертв. Одно только слово свое к причастникам, давно сочиненное, порядочно я сказал. Благодарю Господа за оживотворение причащением во время ранней литургии и за причащение мною причастников человек семисот. Благодарю за помощь Божию при исповеди ста пятнадцати человек.

Благодарю Господа за избавление от озлобления и тесноты сердца, постигших меня в квартире Владимира Д.Никитина (комитет по расширению собора), когда отец Клепачевский небрежно со мною (якобы) поздоровался и сказал: откуда это впопыхах? Я в покаянии глубоком и самоосуждении помолился Господу о помиловании и был помилован чудно: теснота и бессилие сердца прошли, стали мир, тишина, простор, сила. Вечером служил с умилением и непреткновенно. Благодарю Господа за многократное спасение пред всенощной и во время всенощной и за дар умиления при служении ее. Чувствовал бессилие души, и всё из-за чревоугодия.

Весь пост я окаянный исполнял мудрование плоти своей: ел, наедался не в меру, пил и напивался не в меру, рыбу ел, даже молоко несколько раз испивал, пустословил на официальном обеде в Думе в честь отца архимандрита Мелхиседека, осмелился говорить о Мелхиседеке, царе Салимском, о его встрече Авраама с хлебом и вином. Но вот что странно и дерзко с моей стороны: осуждаю себя и не исправляюсь. Покаяться в грехах – значит оставить грехи.

Спросить у Петра Григорьевича Пономарева: действительно ли он дал дьячку двадцать копеек или рубль? 13 марта. Сегодня же спросить. (Справился: ему дано шестьдесят пять копеек, а не двадцать, да я ему дал шестьдесят копеек из двух рублей. Теперь он вполне удовлетворен мною и за те требы, к коим не ходил.) [То пусть мне в вознаграждение за службу.]

Благодарю Господа, явившего мне помощь Свою при соборовании вчера после всенощной женщины старушки у Пономарева: боролся многократно с врагами при говорении повторявшихся часто сугубых кратких ектений о болящей.

Отчего ученые люди редко интересуются богослужением? Оттого, что науки о богослужении сухо преподаются в школах, не сердцу, а уму. Даже священник соборный отец Петр Клепачевский выразился, что богослужение – избитая материя. Дай мне [, Господи,] доказать всем [обратное] делом, сочинением такой науки, которая бы интересовала всех глубоко, затрагивая самые нежные струны сердца. Изложить науку назидательно. На что обратить внимание: на дух богослужения, на глубокое значение ектений, возгласов, обрядов, всего строя богослужебного, трогательнейших песней Октоиха, Минеи, Триодей.

Пристрастие к миру и благам его – к деньгам, пище, питью, вообще к сластям, к славе мира, к суете житейской, бедственно разлучает душу с Богом, лишает ее благодати и помощи Божией, подвергает ее смятению, скорби, тесноте, доколе человек не раскается чистосердечно. А злоба, зависть, гордость, уныние, блуд и прочие грехи тем паче отлучают жалостно душу от источника благости – Бога. Потому берегись человек прилепляться к миру и не двоись сердцем, когда работаешь Богу, – посвяти Ему всё сердце безраздельно.

Первый враг человека в деле спасения – это он сам, или многострастная плоть его, поэтому не имей с нею ничего общего при похотях ее, считай ее чужою, вражьею, распинай ее, не жалей: ругают тебя, бьют, отнимают у тебя лакомый кусок, деньги, отличия лишают – не жалей, и будет благо.

Вот я, окаянный, на действительную или мнимую лживость и корысть дьячка Зрелова обращаю жгучее внимание. Беспокоюсь, порываюсь проверить его – верно ли он говорит о данном ему доходе (двадцать копеек или рубль, в последнем случае он получил более меня), а на душу, терзаемую этою суетою, заботою и отлучаемую от благодати Божией, не обращаю должного внимания, и она находится в огне и тесноте. Прочь житейское попечение и все обманы или не обманы дьячка, прочь из головы и сердца! Это суетные мечты диавольские! Единое на потребу!

Красота человека, особенно христианина, – красота Христова, ибо Христос создал всех по образу Божию. Потому на красоту смотри духовно, свято, а не плотскими, сладострастными очами.

Пристрастие к миру (любостяжание, честолюбие, сластолюбие, чревоугодие, лакомство, пьянство, картежничество, театр) низводит нас с высоты искупления и обожения в мир чувственности и тления, даже животности, вообще в мир житейских, тленных, нечистых, животных интересов и инстинктов, крайне унижает достоинство человека, подвергает его нечистоте греха, делает рабом греха и смерти. Помни человек, на какую ты поставлен высоту вочеловечением Христовым, как много тебе дано и как ты безрассудно себя низвергаешь в состояние язычника или бессловесного животного, нисходишь из состояния святости в состояние нечистоты, от жизни к смерти, от пространства к тесноте, от мира Божия к мятежу буйных, смертоносных страстей. О, неразумие!

О, чудо и блаженство наше читать канон и Акафист Божией Матери или Иисусу Сладчайшему! Какая высота, какое богатство благ, какое богатство обожения даровано людям – нам, нам грешным! А мы, как те немые, и читать не смеем в слух народа Божия таких высоких, сладостных песнопений по причине нечистоты сердца, смерти сердечной, происшедшей от сластей житейских! Окаянные мы человеки! Неблагодарные, бесчувственные!

Диавол садится на меня ежедневно и ездит на мне ради моих житейских пристрастий, томит, мучит меня. Блаженны святые, на которых воссел Христос и Дух Святой. Они получили власть попирать злых духов.

Предназначенные Богом к наследию нетленных благ, мы прилепляемся, однако же, вопреки естества и назначения, к тленным вещам и за то сильно уязвляемся от невидимых жал бесовских, и поделом! Обратите вы на это внимание свое, грешники, и обратитесь к Богу и горнему Царствию Его. Я да обращусь немедленно. Даруй, Господи, возлюбити Тя всем сердцем, как апостолы, пророки, мученики, преподобные и все святые возлюбили Тебя. Аминь.

13 марта. После обедни. Благодарю Господа, спасшего меня трижды по настойчивой молитве моей во время литургии от великой тесноты и скорби, происходивших от чревоугодия и пресыщения моего (накануне выпил стакан молока скоромного, пива и два стакана чаю сладкого, ломтик черного хлеба съел с молоком), благодарю Господа за дар умиления. На великом входе враг одолел и не дал выговорить имена царской фамилии – спутал, сбил, смутил; засим теснота и скорбь, – молитва покаянная возвратила мир. Святейший Синод и митрополита вслух не помянул по причине нелепой диавольской боязни и смятения; заамвонную молитву недокончил пред проповедью; отпуст скрал, сказав только последние слова. От этого уязвился сильно. На панихиде у Матфея Варфоломеевича [К...] в церкви не мог говорить из-за пристрастия к камилавке новой (дыму много от кадила). Потом мучение, коварство врагов; усиленная молитва и особенно причастие Святых Таин изгнало врагов невидимых и благодаря Бога водворился во мне мир. На вечерне и повечерии враг осекал и окорачивал, запиная и онемотствуя меня. На повечерии на отпусте видом креста смутил, что не по казенному сделан.

Единого страшного в славе Своей Господа надо иметь пред очами во время богослужения и Его единого страшиться, а люди – ничто пред Ним.

К митрополиту бумагу о Сафронове завтра по поручению настоятеля.

От ядения рыбы и пирогов с рыбой я вчера пресытился, многоокаянный, потому вследствие сего и вследствие непродолжительного сна после обеда сверх обычая у меня сделалась сильная резь в ступнях ног, особенно в [полубашне] при давании молитвы матери и младенцу и при соборовании в доме Цыпленкова. Ночью сильнейший зуд во всем теле, в голове (порча лишних соков). Надо в баню сходить. Рыбы больше не есть ни сколько, есть-пить возможно меньше. Буди.

14 марта. Благодарю Господа от полноты признательного сердца за преславное Его мне спасение от злодейств невидимых врагов, бывших пред окончанием повечерия, спасение же Господь совершил во мне по окончании повечерия. Смущают и наводят на меня суетный страх с немотою бесы вселукавые. Господи мой, Господи! Когда избавишь Ты меня от их пакостей? Вот уже двадцать один год я терплю от них посрамление и озлобление с уязвлением сердечным. Или Тебе угодно, чтобы я терпел от них всегда озлобления?

15 марта. Вторник шестой недели поста. Вчера я навлек на себя крайнее душевное бессилие своим невоздержанием и многоядением и питьем вина и пива; сегодня утром во время утреннего богослужения́ едва не поглотил меня диавол, уже поражал меня наповал боязнью и смятением при чтении двух ектений сугубых, малой и великой, и потом молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя»... Как мне всё [неймется]: сколько раз меня наказывал Господь, чрез Велиара посрамлял меня, а всё я то же делаю – чревонеистовствую. Горе мне, окаянному. Булка французская с [поташем], она мне вредна. Черный хлеб-молодец – здоров. Едва я из-за булки вчерашней мог откашляться сегодня за утреней. О, как я злоупотребил временем поста, временем столь драгим, спасительным, богоугодным! Господи! Потерпи на мне грешном. Вчера четыре раза я вкушал пищу, хотя понемногу, между тем как потребность моя самая маленькая при соблюдении внешнего целомудрия. Где логика жизни? Где мудрость змиина и целость голубиная?

Благодарю Господа, пречистого, многомилостивого, долготерпеливого, всесильного, спасшего меня вчера вечером неоднократно от похотей нечистых, вторгавшихся в мое сердце до чтения, даже при чтении пророка на русском языке в попечительстве ([...]).

Чревоугодие ведет к блуду, растлению, к лишению благодати Божией; надо умерщвлять плоть и похоти ее воздержанием, бдением, молитвою, трудами, милостынями, правдою всяческою в помышлениях, в чувствах, в словах и делах.

15 марта. Вторник, вечер. Благодарю Господа за державную и скорую помощь Его мне недостойному при служении часов с вечернею и повечерия. «Господи и Владыка живота моего» сказал наконец всё, отпусты вполне, молитву «Владыко Многомилостиве» на повечерии вполне и прощание вполне с окончательною ектенией на повечерии. Всегда помощь Его со мною. «Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю» [Пс.120:1–2].

Согрешил, горько обидевшись на детей уже спавших, когда увидел, что они крайне проказничали у меня в малом книжном шкафу, всё перерыли, многие разорвали, вино пролили; гадинами назвал я их про себя и несколько в слух себя щенятами негодными. Согрешил! Каюсь и милости у Господа прошу. Даруй, Господи, сохранить мне целость душевную, отринуть всякий гнев, презреть вред материальный, почесть детей невинными, как сделавших вину по глупости, незлонамеренно. Но острастку всё-таки надо задать, чтобы впредь не пакостили. Жена моя виновата в потворстве им и в поруке их, из-за ней делаются все безобразия в доме. Но дай, Господи, и на нее мне не гневаться: она многого не видит, она впала в крайнюю односторонность: кроме детей сих она никого и ничего не знает; она слепо, крайне пристрастно их любит.

Благодарю Тебя, Господи многомилостиве, яко погасил еси гнев мой на детей, ихже есть Царствие Небесное [Лк.18:16]; я, Господи, сделал великий грех пред Тобою, что озлобился на них, безумный, за повреждение вещей и разброску книг в шкафу; я показал тем, что любви к ближнему не имею, огорчаясь из-за тленных вещей и вообще из-за неисправностей, проказ, обид, погрешностей людских. Любовь долготерпит, все переносит, все покрывает, никогда не отпадает [1Кор.13:4–8].

16 марта. Ну зачем я, безобразник, ел вчера вечером поздно рыбу с черным хлебом? Не намерен же был есть, а поел! Почему? Потому что подали на стол. О, человек без воли! Вспомнил я слово святого апостола Павла, относящееся и ко мне: «ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас» [1Кор.12:2]. О, постыдное рабство! О, нерадение о бессмертной душе, о ее вечном спасении! А страсти-то! Всё более да более усиливаются. А враг-то бесплотный всё более и более царствует в нас! Безответен я! Помилуй, Господи!

Слава вере христианской, укрощающей страсти наши, избавляющей от смерти душевной, от смятений, скорби, тесноты, срамоты, мрака, бессилия душевного и дающей чрез покаяние и веру оставление грехов, мир, свободу, дерзновение, силу, освящение, просвещение. Слава вере Христовой, научающей и дарующей силу духовную презирать земные блага и сласти плотские ради приобретения благ духовных, вечных. Вера – неоцененное сокровище для человека в мире сем. Эту веру насаждает, поддерживает, возращает и укрепляет Святая Церковь своим богослужением, обрядами, Таинствами в своём круговом суточном, недельном и годичном богослужении.

С нищими я обхожусь гордо, сурово, строптиво, принужденно, неохотно, а надо обходиться всегда смиренно, кротко, ласково, с охотою, с лицом веселым, памятуя таинство милостыни: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» [Мф.25:40].

Вчера ел я вечером поздно селедку и отчасти копченую салаку: сегодня во рту у меня как смола, в организме чувствуется пресыщение, грубость, тягота. Доколе я буду идолопоклонствовать? Доколе бог чрево? Господи многомилостивый! Ты доселе милосердствуешь, долготерпишь меня, трости сокрушенной не преломляешь чрез смерть и льна внемшася не угашаешь [Мф.12:20]. Но даждь ми всегда слезное сокрушение и глубокое внимание себе, да сохраню заповеди Твоя.

Если бы очами веры взирали на каждого человека, особенно христианина, то какой прекрасный строй внутренний и внешний получила бы жизнь наша, от сколь многих грехов, расположений и наклонностей греховных избавились бы мы; так, если бы мы смотрели на всех как на братьев во Христе, как на образ Божий, как на члены Христовы, как на храмы Божии, как на ветви Лозы Христа, то мы всегда благожелали бы всякому, как себе, не имели бы друг к другу зависти, неприязни, не смотрели бы блудно на красоту, созданную таким Виновником всякой красоты в мире, а благоговейно возносились бы к Нему всегда, не скрывали бы в своих сокровищах деньги и всякое добро, когда есть так много нищих, голодных, больных, увечных, малых и старых бесприютных, вдов, сирот; не пресыщались бы, не напивались бы, когда есть столько голодных и жаждущих капли прохладительного питья, а, несколько лишая себя в этом отношении, уделяли бы излишки бедным; не перебивали бы другому дорогу на пути к благосостоянию, не гордились бы. Не крали бы у других, не познавали бы лица, или не были бы лицеприятны, разбирая лица красивые и некрасивые, знатные и простые, богатые и бедные, а всех равно почитали бы во Христе и для Христа и любили равно.

17 марта. Бездну милости и чудес силы Своей совершил во мне грешном многомилостивый и всесильный Господь: во время полунощницы и утрени, до «Бог Господь» включительно или, вернее сказать, до конца, Господь многократно избавлял меня по молитве моей от злодейства невидимых врагов, искавших поглотить меня, – и о! как горько было мне от них пред великою ектениею! Но Господь мышцею высокою сразил их при говорении ектении великой и рассеял их как дым. При совершении часов великопостных, именно в конце третьего часа, враг смертельно уязвил сердце мое жалением приобретенного мною ковра в алтарь для протоиерея при его служениях, потому что он запер всю ризницу, всю утварь и не дает ее для употребления, – но Господь обличил меня, попустив сильно уязвиться от Велиара за пристрастие к вещам, и притом во время небесного служения во храме и при чтении Евангелия, в коем говорится: о «одежди что печетеся?.. Всех сих язы́цы мира сего ищут» [Мф.6:28–32]. Благодарю Господа, избавившего меня от всех искушений и даровавшего мне совершить службы непреткновенно. Аллилуия.

Благодарю Господа, спасшего меня и ныне после обеда от неприязни к жене моей за неисправности по хозяйству, особенно столовому.

Благодарю Господа, укротившего душетленный гнев мой на жену за ее ненависть нераскаянную к племяннику моему, недоброжелательство ее, сварливость и неуступчивость ее при справедливых требованиях моих. Покаявшись, я предал себя, ее и друг друга и весь живот Христу Богу, главе нашему, Пастырю и посетителю душ наших, и стал совершенно покоен и просвещен душой и лицом. Слава Господу, укрощающему страсти наши покаянием и молитвою веры и дарующему нам благодать, милость и мир.

18 марта. Пятница шестой недели поста. Благодарю Господа, пастыря и посетителя душ наших, сотворившего мир между мною и женою, нарушенный было неприязненным и презрительным отношением к моему племяннику. Я смутился было, теснота объяла меня, но, помолившись Господу и предав Ему себя и племянника и жену мою, я успокоился и потом скоро увидел, как смягчилась и чудно изменилась жена моя. Слава Господу! И это много, много раз я испытывал. Да не мстим же за себя врагам, но помолимся о них Господу, и Он сотворит дела мира. А мы страстны и не умеем удовлетворить за себя, к злу прибавляем зло, к болезни болезнь, к горячности новую горячность, к беде беду.

18 марта. Пятница. После обедни Преждеосвященной. Видел шествия милости и силы Твоей во мне, Господи Боже мой, во время богослужения часов, вечерни, литургии. Пред службой во мне была скорбь, теснота, боязнь. Сила демонов вследствие некоторой неприязни на жену за вчерашнюю злобу ее к племяннику – значит,я, бессмысленный, злобой за злобу платил ей. Впрочем, я и дома каялся в том Господу и осуждал себя, милости прося, и в храме, нарочито припадая к престолу Божию, но неприязнь всё продолжала гнездиться и в сердце была скорбь, тоска, теснота, смерть духовная. Оттого я не мог выговорить, или убоялся выговорить, тропари третьего и шестого часов. Враг запнул меня, да и при чтении Евангелия в некоторых местах пропустил слова; после каждой неудачи, агонии со врагом я молился усердно Господу. Тропарь девятого часа выговорил вполне и потом читал Евангелие добре и молитву святого Ефрема Сирина выговаривал громко вполне. Но опустил ее после «Да исправится» и после переноса Святых Даров. Затем и молитву заамвонную прочитал хорошо, отпуст сказал весь, кроме святого благоверного князя Александра Невского. Молитвы пред проповедью с обращением к народу о чада прочитал неспешно все. Слава Господу! Таинство Причащения крепко ободрило меня.

Господи! Прости мне грех мой, что я не покрыл грехов жены моей, а открыл их двум сидящим за трапезою: женщине Кромидо и девице Балыкиной, – тех грехов, что жена моя зла и скупа для племянника моего и для всех не ее крови, не делающих ей никакой пользы своими трудами или приношениями. Каюсь, Господи, что не по любви поступил я. Но даждь мне покрывать грехи её, молиться за неё и никому о них не говорить, дай мне хвалить ее за многие хорошие ее стороны, за добрые качества и добрые чувства и расположения, да и за самые дела. Добро ее да превозможет над злом. Господи, сотвори сие.

После обеда рыбного с булкой и чаю при отправлении повечерия и исповеди я чувствовал себя нехорошо: в боках моих точно рога были уставлены; рыба и булка крепят живот, а рыба вообще на сердце тяжело ложится. Помучился я от этой тесноты в себе. Исповедников было 154 человека. Кончил исповедь в девять часов, начал в четыре. Благодарю Господа за помощь в столь важном деле исповеди. У нас на исповеди делается многое: обучение вере и законам христианской нравственности, обличение, наказание (епитимия), врачевание, молитва, разрешение или связание. У лютеран и англичан конфирмация70.

Бессмертие и вечность души человеческой познай на злых духах: вот они живут около восьми тысяч лет с миром, да до бытия мира, вероятно, жили немало времени, теперь живут и непрестанно пакостят в мире и всё с тою же силою, даже с большею силою зла. А душа человеческая, как и Ангелы, сотворена также по образу Божию, разумною, свободною, бессмертною. Итак, верно слово Божие, что «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» [Лк.20:38]. Подвизайся же для блаженного бессмертия.

Всезрительная держава, Отче, Сыне и Душе Святый, Троице Святая, спаси нас, верно поклоняющихся Твоему Царствию бесконечному! 19 марта.

19 марта. Лазарево воскресение. После обедни, пред вечерней. Славно прославися во мне Христос Бог во время литургии, когда во мне [была] величайшая скорбь и теснота сколько от излишества пищи и соков и от крепости желудка, столько, или и больше, от супостата. Я приступал ко Господу, припадал несколько раз с верою, дерзновением и настойчивостью о избавлении от тесноты и отвалении камня от сердца моего, о воскрешении меня, как Лазаря, четверодневного мертвеца, и совершилось чудо: теснота исчезла, откуда-то взялся чистый, громкий голос, выходящий из глубины сердца, и я совершил литургию непреткновенно, громко, «В первых помяни» сказал всё, заамвонную молитву всю, отпуст весь, кроме святых апостол, святых дня и Иоанна Златоуста, а по причащении Святых Таин я ощутил в себе животворящий, всеблаженный огнь, и возрадовалась душа моя о спасении Господнем, восторжествовала над врагами спасения. Дивное дело спасения Твоего ежедневного, Господи!

Не огорчайся на то, что одни и те же нищие приходят к тебе часто за милостыней и, может быть, многие обманывают тебя. Твоя милостыня от того не теряет цены. Сам Господь, приемлющий и чрез недостойного нищего, как тебе кажется, воздаст тебе по достоянию. Слова Его не мимо идут.

20 марта. Вчера служил я всенощную в Успенской церкви в Думе; благодать Святого Духа собрала в храм народу бездну: было жарко, душно, тесно, давка сильная. А у меня внутри была давка вражия, так что едва мог говорить, а петь совсем не мог. И поделом мне, окаянному! Потребив вчера Святые Дары на литургии, я должен был бы ничего не кушать до всенощной, а я, как на зло себе самому, поел, хотя и не помногу, трижды: в двух местах – у именинницы и у причастницы, да дома щей пустых без хлеба, а потом еще пил чай. Постные пироги закрепили живот, а главное сделали во мне пресыщение, и это пресыщение и крепость желудка отразились и на горловых нервах. Душа моя во мне была будто чужая, я не мог владеть собою и мучился тем. Молился Богу, но без числа оскорбляемый мною Господь оставил меня в руках противных сил, которых волю пагубную я всегда исполняю, окаянный. Увы мне, грешному! Весь пост я не постился и был рабом своего чрева, игралищем бесов. Какую благодать мог бы я приобресть постом, а какой лишился за свое невоздержание! По благодати Божией я мог бы взять победу над демонами, посмевающимися мне, ибо сей род не исходит, токмо молитвою и постом [Мф.17:21], а теперь они берут надо мною часто верх, одолевая меня. Но, Господи, Господи, не погуби меня ради бесчисленных прегрешений моих, но потерпи и еще на мне грешном, имеяй бездну щедрот, ибо щедроты Твои на грешниках являются. «Аще праведника спасеши, ничтоже велие, и аще чистого помилуеши, ничтоже дивно, достойни бо суть милости Твоея, но на мне грешнем» еще и еще «удиви милость Твою... да не одолеет моя злоба Твоея неизглаголанней благости и милосердию»71.

Итак, за невоздержание и пресыщение вчера я подвергся крайней тесноте, смятению и безголосице! И поделом, опять скажу! Адам однажды впал ядию в тление люте72, но не имел той пищи, того нетленного, пречистого, пренебесного Брашна, которое я имею, разумею Пречистое Тело и Пречистую Кровь Господа; а я, имея пренебесное, животворящее, нетленное Брашно, гоняюсь ежедневно за тленным, угождаю чреву, пресыщаюсь, пиянствую. Чего я достоин, многострастный, неблагодарный, бесчувственный, землеретный, земностремительный ?

Что нужно любить в себе и в других? – Не тело, а душу по образу и подобию Божию: плоть тленна и многострастна и требует умерщвления и некоторого небрежения, когда дело касается исполнения ее похотей или пристрастия к ней. Плоть – временная одежда, скорлупа души. Не на одежду, не на скорлупу смотри, а на ту, которая обложена этой скорлупой, покрыта этой одеждой. Из-за пристрастия к плоти как страшно пренебрегается душа, как жалостно душа удаляется от Бога и лишается животворной Его благодати и силы.

Вот беда моя: я предан миру и его похотям, я имею слитие с миром, превыше которого быть мне прошу в молитвах к Владычице Богородице словами: «мирского мя превышша слития сотовори»73. А сколько от этого бед для души, этой небесной гражданки! Кто живет вне суетного мира, то есть попечений его, тот выше всех скорбей, ибо возложил надежду на единого Бога.

Плоть и кровь не яви тебе тайн и познаний духа, ибо во плоти не живет доброе, а злое. Как она может дать тебе то, чего в ней нет? Все благие помыслы и чувства от Бога, тем паче чисто добрые дела.

Зачем я ревную о суетной славе мира сего? Я имею в себе Самого Царя славы, когда причащаюсь Святых Таин, а это бывает пречасто; Он во мне и пребывает всегда. Какая слава выше этой – иметь в себе Самого бессмертного, всемогущего, безначального Царя славы, Коему единому принадлежит слава, от Коего всякая добрая слава! Благодать Его, во мне грехи очищающая, освящающая, оживляющая, просвещающая, украшающая, миротворящая, распространяющая душу мою, утверждающая ее, благовествующая, водерзновляющая меня, – вот слава моя и радость!

Господь почтил меня Своим вочеловечением, Своим обожением – об этой ли чести я небрегу? Этой ли чести мне еще мало, что я ищу суетные, преходящие почести мира сего? Это прелюбодейная любовь мирская, прелюбодейная, богопротивная честь, слава мира сего. Пусть друзья мира ищут ее, пользуются ею, а раб Господень должен глубоко смирять себя, взирая на глубокое падение свое, растление грехом, во вретище должен он облекаться, а не в багряницу орденских знаков; траур, траур по душе своей должен он носить, что она отпала от Бога, предалась врагу Его и погибает ежедневно во грехах.

Храм Божий, особенно алтарь, есть земное небо, а я прихожу в него доселе с земными пристрастиями, навыками, с потворствами сильным и богатым мира и даже с боязнью их. Но я должен быть наконец в храме небесен, важен, величествен, тверд, неколебим.

Господь наипаче от священника требует святыни, совершенства, обновления жизни, как от пастыря и врача и совершителя Таин и земного ангела. «Будите убо вы совершены, якоже...» [Мф.5:48]. «Святи будите...» [1Пет.1:16]. Во «обновленный жизни ходити начнем» [Рим.6:4].

Вербное воскресение. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить во умилении сердца, при сознании духовной моей бедности, нищеты, окаянства, Божественную литургию и произнести проповедь митрополита Григория.

Благодарю Господа, даровавшего мне победу над врагами невидимыми, над боязнию, страхом, ложным стыдом, усумнением и малодушием, влагаемыми от них в мое сердце. Это было на повечерии. С дерзновением произнёс отпуст, прощение и ектению.

Еще не возлюбил я правду и не возненавидел беззаконие, и давал сам многие вины греху, во мне живущему, особенно чрез невоздержание, лакомство, пиянство, многоядение, взирание, воображение, чтение книг и газет. Проклинал жену мою и свояченицу в раздраженном состоянии; неподобный грех в сновидении от сластолюбия с вечера, слезами, впрочем, многими омытый благодатию.

22 марта. Благодарю Господа за чудное оживотворение Божественными Тайнами после ужасных, продолжительных в течение всей обедни теснот и скорбей за чревоугодие мое (у протоиерея Салтыкова и Екатерины Степ.), 21 марта в понедельник.

Благодарю Господа за великие силы и за победу Его над невидимыми врагами во время утрени и во время часов, вечерни и Преждеосвященной обедни. Господь многократно пресецал пламень адского во мне огня, прогонял скорби и тесноты, даровал мне много раз победу над невидимыми полчищами злодеев. Но в конце обедни из-за певчих сильно я возмутился духом пред самым причащением за нестройное пение, неблагоповедение некоторых и за непение и молчание во время причащения моего. Чрез это озлобление на них я едва не разбился совсем душевно: сильно взволновался, едва прочитал заамвонную молитву, а отпуст скрал, сказав только последние слова. После того мне долго было тесно и скорбно, но по употреблении Святых Даров стало хорошо. Много ёжился пред потреблением от внутренних жал и терний греховных. Вчерашний чай и лакомство [из плодов] много мне повредили. За повечерием также Господь много мне явил милости и спасения: за сребролюбие и скупость с нищим страдая теснотою и много ёжась, я умолял долго и сильно Господа избавить меня, умирить, распространить и помиловать, и Господь спас меня чудно, державно: теснота и скорбь миновали, стало спокойно, пространно, я пел, читал, говорил добре, громогласно, сердечно. Только прощения не испросил у мирян как следует: скрал, и ектению скрал – уязвился за то, но опять умолил Господа отпустить и простить мне невольное согрешение. Был в гимназии, говорил с инспектором [о невнимании] ко мне начальства относительно поощрения каким-либо знаком. Из-за этого опять уязвился внутренне (грех искать земного отличия), дорогою шел в тесноте; дома опять приклонил Господа на милость, ожил я. О жизнь всех Ипостасная, Господи, слава Тебе!

Слава благодати Христовой животворящей, всесильной: она восстановила многократно здравие мое телесное, утраченное невоздержанием или другими беспорядками, а здравие души, колеблемое и расстраиваемое непрестанно грехами, восстановляет без числа, равночисленно песку морскому, и я доселе только благодатью Божией являюсь спасенным и здравым, иначе я давно погиб бы! Славлю Господа!

Обращаешься ли ты, христианин, всегда с искреннею молитвою к Пресвятой Богородице, всеблагомощной Царице Матери и Заступнице всех христиан? В деле наиважнейшем, в деле спасения, избавления от греха и возлюбления Бога и добродетели, молишь ли ты Ее всем сердцем о помощи? О том, чтобы тебе от всего сердца возненавидеть всякий грех и возлюбить правду и добродетель, вечную жизнь, чтобы видеть вечную и несказанную славу Христа? Доверчиво ли ты беседуешь с Нею, как с материю, или неискренно, недоверчиво, холодно, лукаво? Смотри, [внимай] себе крепко в столь важном деле.

23 марта. Великая Среда. Увы мне, окаянному! Диавол насеял было сегодня во время утрени при каждении церкви при пении «Се Жених..» злобу на Екатерину Герасимовну Степанову за действительную или мнимую гордость ее. Удивительный способ – врачевать зло злом, гордыню злобой: одна другой стоят. Но дело в том, что Екатерина – добрая раба Божия, благочестивая, любящая дом Божий, гостеприимная. А если шея не гнется, то это от физических условий зависит. Едва молитвою покаяния одолел я злобу, и то не совсем, и во время чтения Евангелия я был в смущении и бесовском страхе, пропускал многие слова. Но благодарение Богу милости, щедрот и человеколюбия, спасшему меня от злобы. На черного большого певчего была злая подозрительность за шептание его и подозрительные взгляды при чтении молитвы «Христе, Свете истинный»; отпуста не выговорил. Согрешил ко Господу. Помилуй меня, помоги мне. Вчера я вечером съел просфору с огурцом и пил сладкий чай, и от этого враг взял надо мною большую силу за чревоугодие и пресыщение. В бане был, и баня расслабила сердце.

Думаешь, что он или она и всегда такой злой, лукавый, раздражительный, недоступный? Это временная агония зла. Он (или она) бывает и очень добрый, доброжелательный, услужливый, ласковый (по случаю большого зла от Анны Константиновны или от меня и других). Человеку-грешнику свойственно изменяться. Не всегда он благ, но и не всегда зол и лукав: бывают часы трезвения, умиления, благости, любви, щедрости.

23 марта. Каюсь пред Господом, что я жестоко поступил с пьяным нищим, пришедшим к моей квартире вторично после прогнания его домашними для наглого истребования милостыни на новое пьянство. Я стащил его за волосы, а потом за рубище его с лестницы вниз. Потом он убежал, когда дворник по моему требованию вышел отвести его в полицию, оставил опорок на моей лестнице. Нищий полусумасшедший, он не владеет собою – грех обращаться с ним жестоко [...]. Надо щадить пьяного, которому, по пословице, море по колено, он не сознает ясно своих действий.

24 марта. Проповедую громогласно великую милость, великую благодать Божию, данную мне во время утрени в Великий Четверток; с ночи было во мне духовное бессилие, скорбь, тоска, теснота по причине обладания сердцем врага невидимого; я смущался, боялся в служении не знаю чего, был как на угольях или как на иголках. Но когда воззвал всем сердцем ко Господу о спасении моем, тотчас явилась во мне рука Господня спасающая, и я был избавлен от невидимых злодеев и дневное Евангелие прочитал великолепно, канон читал добре, за исключением – увы! – знакомых слов и выражений как и из Библии, и Евангелия; стихиры хвалитны и стиховны пел также добре.

Но опять уловил меня враг пред молитвою «Христе, Свете истинный», я велел певчим еще прежде пения начинать петь «Избранной Воеводе», лишь я начну говорить эту молитву; отпуст скрал от страха вражия – и опять скорбь и теснота и срамота. Но опять Господь простил за покаяние. А когда, исповедав купца Лебедева, я не выговорил по страху бесовскому разрешительной молитвы, тогда опять враг сильно уязвил; когда мальчиков певчих исповедовал, тогда огорчился, что без мзды (окаянный Иуда), и когда исповедовал их, сердце мое было увлечено вслед за мздою и не было оно с этими чадами Божиими, певцами славы Божией, этими ангелами во плоти. Продал я окаянный Христа, как Иуда, за сребреники. Вслед за этим я долго молился в церкви во время часов и обедни, которую служил отец Павел Трачевский, и из церкви вышел в тесноте и дорогою шел в тесноте; но дома, когда молился Господу от всего сердца, Господь, опять помиловав, даровал мир и свободу, избавив от тесноты и скорби. Слава Господу! О, лицеприятие и мздоимство окаянное! О, чревоугодие и пресыщение! Из-за чрева все беды мои, всё насилие вра- жие многолетнее, все козни, посмеяния надо мною.

24 марта. Великий Четверг. После поздней обедни. До литургии и за литургией ужасная теснота духа злобы ужасно коварствовала во мне, особенно напоминанием о моем вчерашнем жестоком поступке с пьяным нищим, приходившем в двенадцатом часу ночи, повергала в отчаяние. Я повергался многократно на святой престол лицом. Действиям злых духов помогало весьма много то обстоятельство, что у меня крепило живот от вчерашней рисовой каши и миндального молока (на ночь). После причащения Святых Таин стало легко.

После всенощной Великого Пятка и Благовещения вместе. Благодарю Господа и превозношу от всего сердца за неизреченно великий дар благодати Его, яко прогнал от меня сатанинское жгучее и давящее отчаяние и злобу сего падшего духа, смущавших меня, и даровал мне изобильную благодать мира, умиления, сердечной теплоты при чтении двенадцати Евангелий. Насытился благами Господа моего.

25 марта. Великий Пяток. Благовещение. Благодарю Господа, чудодействовашего во мне спасение Свое с утра до вечера. После молебна у Льва Алекс.Александрова, судебного пристава, где враг сильно уязвил меня, я возвел сердечные очи мои ко Господу, моля о милости, и верою ввел я в сердце Господа, и Господь прогнал врагов моих, теснивших и смущавших меня, и я почувствовал себя благо и легко. В Успенской церкви Господь препоясал меня Своею силою, опять отняв немощь и тесноту от души моей, и я служил бодро, умиленно, благоговейно. На великом входе сделал значительное одоление над врагом, Святейший Синод и Преосвященного митрополита помянул. После причащения оживился чудно; враг было запнул, умертвив мою душу, но силою креста и пречистых Таин опять взял победу над врагом; молитвы пред причащением говорил бойко, сильно, умилительно; отпуст сделал хорошо.

Всякий помысел ума, всякое движение, чувство сердца, всякий уд телесный грех осквернил в нас своим мерзким, тлетворных дыханием: лицо, очи, нос, уста, руки, ноги, особенно благородные, тайные уды, ягодицы – всё осквернил похотью и блазнением, и всё чрез наше сердце. Сердце – вместилище нечистоты. «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» [Мф.15:19]. Боже, очисти нас грешных и спаси нас. Достойно непрестанных слез всей жизни состояние человека грешного, и меня в особенности. Я должен непрестанно глубоко смиряться, быть тихим, кротким и никогда не поднимать высоко бровь свою, но в то же время должен быть добрым, смелым, благонадежным, открытым, не имеющим никакого вида уныния. Господи Иисусе Христе, Боже мой, очисти мя и спаси мя. Ты пришел в мир грешники спасти. В Тебя да облекусь, в Твою правду, святыню, любовь.

Варвара Дмитриевна Козлянинова замечательна своим ложным, материалистическим воззрением на половые отношения, своим ложным, кривым толкованием слов Спасителя: «просите и дастся вам» [Мф.7:7; Лк.11:9). Она относит эти слова и к телу своему или другой женщины, если кто просит тела у ней в безумной страсти, по ее мнению, будто в крайней нужде, то она должна дать себя. О, сатанинская мысль! О, проклятая мысль! Она и на меня навела смущение и возбудила во мне нечистое, душетленное и телотленное движение. Она, кажется, и дочь свою покойную заразила своими ложными взглядами на вещи, ибо покойная прежде времени растлила себя с своим женихом. И Боже мой! Что от ее красоты осталось? – Ничего: кости да безобразная [кожа].

26 марта. Великая Суббота. Благодарю чудного в милости Господа моего, презревшего паки прегрешения мои за малое покаяние со слезами умиления во время литургии и даровавшего мне благодать совершить непреткновенно всю Божественную службу (на великом входе все имена царского дома выговорил – слава Богу! «В первых помяни, Господи» также весь; возглас, заамвонную молитву всю, отпуст тоже) и причаститься на воскрешение, жизнь и радость, мир и пространство души Божественных Таин. Слава чудесам Твоим, Господи, слава! Благодарю Господа, даровавшего мне силу победить суетный страх людской и бесовский.

Храм есть образ той скинии74 Бога с человеками, которую видел святой Иоанн Богослов в видении и о которой говорил ему громкий голос с неба, говоривший: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» [Откр.21:3].

Верные чада России! Молите Бога от всего сердца, да расширит Он ее более и более, да утвердит, да насадит в ней истинную веру и благочестие, да распространится и утвердится таким образом Царство Божие на земле, ибо в России процветает истинная Церковь Божия, Царство Божие.

«Дадеся Ми всяка власть на небеса и на земли» [Мф.28:18]. Этой властью Господь поставляет пастырей Церкви, священноначальников и подчиненных им пастырей – священников и диаконов, совершает все Таинства: Крещение, или обновление водою и Духом, Миропомазание, или преподание Духа Святого, претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Свою Духом Святым, отпущает грехи Духом Святым, благословляет союзы мужей и жен, врачует болезни в тайне Елеосвящения, – этой всесильною властью Он защищает, укрепляет, распространяет Церковь Свою на земле; этой всесильной властью Он сохранил Церковь Свою в первые века ее существования, века страшных гонений и мучений Его последователей; этой всесильной властью Он и ныне защищает и избавляет каждого из нас от грехов и врагов видимых и невидимых.

Согрешил пред Господом – разжегся негодованием на жену из-за пустой вещи, что она лампадку, или светильню, переправила тотчас после меня, когда у меня было сделано хорошо; я ударил руку об руку свою сильно. Нетерпение!

29 марта. Благодарю многомилостивого и всещедрого Господа, даровавшего мне благодать совершить добре литургию во Святую Пасху в первый день совместно с отцом Петром Клепачевским, хотя и при искушениях от мерзких и лукавых бесов, но победоносно по благодати Божией. Бог молитвами сказал всё в ответ диакону, хотя диавол наводил свой суетный страх; отпуст сказал весь громогласно. Слава Тебе, отпустившему меня с миром и народ Твой со мною!

30 и 31 марта. Благодарю Господа, избавившего меня многократно в эти дни от насилия лукавых похотей, от нечистот их, тесноты и срамоты их. [...]

Я был несправедлив в гневе и негодовании своем на брата моего, иерея Петра, за то, что он не шел на крестины в таможню: он был занят; да и какое право я имею гневаться вообще на брата, не говоря уже об иерее, мне равночестном. Согрешил ко Господу и пред братиею.

* * *

69

Доилица (церк.-слав.) – кормилица, воспитательница.

70

Конфирмация (с лат. «утверждение, укрепление») – у католиков Таинство Миропамазания, совершаемое обязательно епископом и не одновременно с Крещением, как у православных, а в более поздние годы детства и отрочества. У протестантов, которые не признают Таинства Миропомазания, конфирмация состоит из исповедания конфирмируемым (обычно в возрасте 13–16 лет) веры (с апостольским символом в основе), обещания быть верным евангелической церкви, нравоучительной речи пастора и молитвы, прочитываемой пастором. По их учению, укрепляющая сила Святого Духа сообщается не в Миропомазании, а в первом причащении, которое и называется у них конфирмацией.

71

Молитва святого Иоанна Дамаскина из последования молитв на сон грядущим.

72

Ирмос 9-й песни канона умилительного ко Господу нашему Иисусу Христу.

73

Молитва ко Пресвятой Богородице из последования утренних молитв.

74

Скиния (церк.-слав.) – шатер, шалаш, сень.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 20: 1876-1877. - 2013. - 458, [5] с., [1] л. портр.

Комментарии для сайта Cackle