Источник

Декабрь 1876 г.

1 декабря. Благодарю Господа, избавившего меня от блазнения лицеприятия и неприязни в квартире отца Николая Азиатского: ребенок младший двух лет показался некрасивым, и у меня в сердце явилась диавольская неприязнь и презрение, которые поразили смертью сердце мое. Я возвел очи мои в покаянии ко Господу и скоро избавился. О, окаянство, бедность, нагота и слепота моей души! И в человеке-то ищу приятного и красивого для взора, как будто человек есть предмет сласти, а не предмет безусловной, чистой, божественной любви, как образ и подобие Божие, как будто лицо и вообще тело есть что-либо важнейшее души или как будто неблагообразие некоторое есть порок, достойный ненависти и презрения, и есть как бы дело воли человеческой. Вот именно грех ненавидь и презирай, а не недостатки телесные, зависящие от природы и от болезней.

Книги для переплета отобрать в попечительстве к переплетчику.

На другой день после Андреева дня 1 декабря я ходил напутствовать больного в доме Карпова, по Посадской улице, и до того был немощен сердцем от вчерашнего вина, что не мог произносить слов молитвенных от души: она была связана врагом бесплотным; также и вечером соборовал [Лавырева] с большим трудом, в доме Опоровского, в Нижней Широкой улице. Невоздержание – гибель души. Пост – сила для души.

4 декабря. Благодарю Господа, милостиво услышавшего меня в теснотах греховных и спасшего меня многократно спасением силы, святыни, живота, мира и пространства.

«Иже первее влазяше в купель, здрав бываше, яцем же недугом одержимь бываше» [Ин.5:4]. Что это образовало? Купель – образ нашего сердца: в нее влезают почти непрестанно скверные, лукавые и хульные помышления, по действию врагов бесплотных, неусыпающих в содеянии нашей погибели и наших немощей различных, – но входят в сердце и добрые, святые помышления и чувства, намерения, дела; как вторые производят в нашей душе правду, здравие, мир, пространство, свет, так первые – грех, немощь, смятение, тесноту, мрак. Если первее войдут в душу благодатные помыслы и чувства и укрепятся в ней, то душа бывает здрава, чем бы она ни была недужна прежде, какой бы ни одержима была страстью. Но если прежде войдут в душу грешные помыслы и чувства – то здравие душевное немедленно нарушается и душа повергается в немощь, скорбь и тесноту. Это истинно так бывает. Овчая купель – образ нашего сердца или, лучше, – образ благодати Божией: мы должны предвосхищать у Бога благодать немедленно на всякое время – иначе враг, или грех, предвосхитит нас у Бога и повергнет в кал греховный. Так ли это? Испытавшие пусть ответят. Итак, Овчая купель есть у каждого из нас – это сердце наше. Мы – овцы Христова стада; Овчая купель – сердце христианское, наполненное благодатною водою, или верою, упованием и любовию.

Что всего важнее в жизни христианина и на что менее всего я обращаю внимание – это лакомство, сластолюбие, чревоугодие, многоядение и многопитие, особенно питье сладкого чая и кофе, – всё это крайне расслабляет и растлевает душу и тело, делая их сподручным орудием диавола. Вот вчера я за обедом излишне поел, потом покушал в одном доме малинового варенья и еще в одном доме пил вино, ел семгу, икру паюсную с черным хлебом в довольном количестве, пил сладкий чай (три стакана), а дома поел довольно яблок, и вследствие всего этого – плоть моя бесновалась блудом, а дух был крайне немощен, – надо неотменно распинать плоть со страстьми и похотьми. Да не буду игралищем страстей и диавола.

Я согрешил пред Господом, назвав наемником протоиерея Павла Трачевского в слух одному семейству за то, что он боится слово спустить с языка, так что никто не слышит. Прости, Господи!

5 декабря. Благодарю Господа за дивное спасение, явленное мне в прошедший день много раз.

5 декабря. После ранней обедни в Думской церкви. Часы служения были сегодня для меня, по грехам моим, часами скорби и тесноты и великих козней бесовских. Это за мое чревоугодие и пресыщение в пост, ибо особенно вчера и третьего дня я наслаждался с избытком пищей и питьем в гостях, да и раньше того у Гречухиных (а вчера у Ковригина, третьего же дня у Неустроевых). За то немощь души за обедней, боязнь бесовская была крайняя: я был как лист древесный, колеблемый ветром, и не сподобился от Господа избавления во время свое. Особенно чай повредил мне много, расслабив мои внутренности, желудочные нервы. Нравоучение отсюда то, что надо неотложно поститься и чаю сладкого вечером не пить.

Думаю, что горе мое происходило и от осуждения протоиерея Павла Васильевича Трачевского накануне, за то оставлен я помощью Божией. Но горько, ужасно горько было душе моей за обедней, особенно после великого входа и после возгласа «В первых помяни», на коих я не мог выговорить имен и молитв, хотя и хотел крайне. Враг посмеялся моему бессилию. После причащения я выговорил вполне и заамвонную молитву, и отпуст. Слава Богу.

Безумно малодушествовать, унывать и тосковать, когда делает нам начальство строгий выговор за какую-либо неисправность; таким образом мы не поправим дело, а только себя расстроим и к неисправности своей прибавим новую неисправность. Благоразумие требует принять выговор спокойно, равнодушно, принять к сведению и исполнению и впредь избегать, по возможности, погрешностей. Кто без греха?

В красоте человеческой, по нашему растленному, греховному состоянию, заключается пагубная прелесть, и засматриваться на нее – грех, потому что, засматриваясь на красивые лица, будешь презирать некрасивых людей и отвращаться от них, а это еще больший грех – лицеприятие, от которого бывает много греха. «Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой» [Ис.40:6]. Вот как надо взирать на красоту человеческую, на его украшения – отличия, власть, богатство, силу.

Мне надо есть хлеб с водой и более ничего, по причине блудной моей плоти.

Поощрял свой блуд, окаянный, тщеславием, изысканным убранством одежды, помыслами студными, подобострастными движениями сердца.

Вожделенна ли для тебя, христианин, святыня души и тела более всего на свете? Ищешь ли ты ее всем сердцем, домогаешься ли, как величайшего сокровища; пенишь ли ее, как существо и свойство души твоей, которая создана по образу и подобию Бога Творца, Который существенно свят?

Сан святительский для христианина бесконечно важен как сан служителя Божия, как сан Самого Христа, Святителя исповедания нашего: «Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя» [Евр.2:11–12]. Чрез сан святительский мы удостаиваемся звания христианина, звания чад Божиих и сонаследников Христовых, всех Таинств нашей веры, очищения, освящения, врачевания.

6 декабря. Горе угождать чреву и пресыщаться, я делаюсь чрез то игралищем диавола, испытываю скорбь, тесноту, связание сердца, мысли, языка, срамоту, бессилие: беды со всех сторон окружают меня. Так было вчера за праздничной всенощной (утром) и ранней обедней, да и весь день при пении молебнов. А всё продолжаю есть и пить сладко и сытно. Горе мне, окаянному!

Враг бесплотный крайне преследует и теснит меня во время всех служб моих, особенно при многолюдных собраниях, окружает меня страхом и боязнью, приседит56 сердцу и устам моим, вяжет то и другое, слова крадет и нагло исторгает из сердца и из уст. Горе мне, окаянному!

У Гречухиных я сбился несколько раз во время молебна от мысли, что я неверно сказал дьячку цифру всего сбора за молебны (тридцать четыре рубля вместо тридцати шести). Два рубля я на нищих отложил и отдал их потом.

7 декабря. Обедня по Андрею Я. Блинову. Благодарю Господа, спасшего меня от смерти душевной, скорби и тесноты во время обедни, во время отпевания, когда я скрал дважды на возгласах слова «Яко Ты ecu воскресение и живот и покой раба Твоего Андрея, Христе Боже, и Тебе славу..». Вперёд надо с величайшим рвением и смелостью говорить эти и подобные слова при богослужении, бросить малодушие, демонобоязнь и людобоязнь, иметь к себе уважение и доверие.

Благодарю Господа, чудно спасшего меня на пути в дом Коровникова после сурового отношения моего к нищему и даровавшего мне пакибытие мира и спасения. Слава силам Его, слава щедротам Его!

Когда я во время литургии соборной смирился искренно и удалил от себя тайное пренебрежение и нерасположение к протоиерею, заменив его уважением и расположением, по благодати Божией, я тотчас стал спокоен и получил от Бога дар слез. Так и всегда я должен иметь к нему и ко всем сердечную любовь.

10 декабря. В отце протоиерее я вижу те добрые качества, коих нет во мне: спокойствие во время и вне богослужений, непоколебимость, независимость, бесстрастность, неустрашимость, неуязвимость; я же подвержен смущению, боязни, чувствую себя в зависимости от всех, робею, уязвляюсь стрелами греха, теряюсь. А в священнике это очень дурно, он должен быть столпом непоколебимым. Даруй мне, Господи! И дарует часто мне Господь по молитве дар сей; иногда многими слезами испрашиваю дар сей, ибо я очень грешен.

Благодарю Господа, бывшего мне помощником и избавителем вчера и третьего дня, когда я служил молебны и читал молитву родильнице; благодарю Господа, дарующего мне неустрашимость и непреткновенность на молитве и молебнах. Спасай меня, Господи, всегда. Внегда воззвати ми, услыши мя, Господи!

10. Горе мне от невоздержания: вчера без нужды, сытый, я поел поздно вечером холодного из рыбы, и сегодня чувствую бремя на сердце от рыбы. Впредь никогда не должен я есть на ночь. Дай, Господи!

Исповедуюсь Господу, яко благ, яко в век милость Его [Пс.117:1]. Сколько раз нынешний день Он, благосердый, преклонялся ко мне, кающемуся и молящемуся, на милость и скоро помиловал меня! И как живительна и вожделенна милость Его! Какой мир, какое пространство! Какая легкость! Какая светлость лица самого! О, бесценная милость Божия! О, бесконечно благостное сердце Божие! Славлю Тебя, надежда моя! Избавление мое всегдашнее, помощь моя скорая, спасение мое сладкое!

11 декабря. О, как грех чревоугодия и пресыщения вошел у меня в обычай и привычку, что я каждый день, как невольник, пресыщаюсь, а между тем это-то и противно Господу моему как идолопоклонство! Один этот грех может погубить меня и отлучить от Господа навеки. Господи! Даждь мне пост непрестанный! Вот Святая Церковь Твоя дает мне пост, а я, страстный, суемудрый, не блюду его, не блюду души своей и тела своего! Избави меня, Господи, от чревонеистовства.

Благодарю Господа, милостиво и скоро избавившего меня от плена и связания лукавого супостата вчера после причащения больной Волковой, по Новой улице, в доме Савельева, где запнул меня враг моим чревоугодием и винопитием и корыстью, в коих каюсь сердечно, моля Господа помиловать меня, окаянного, ленивого и нерадивого.

Хочешь, чтобы тебя любили искренно, сам люби искренно; хочешь, чтоб любили неизменно, нелицеприятно, бескорыстно – сам люби неизменно, бескорыстно, нелицеприятно.

11 декабря. После ранней обедни. Благодарю Господа, благостно, скоро, державно спасшего меня от сетей вражиих пред ранней литургией и даровавшего мне благопоспешно совершить литургию и причаститься животворно Святых Таин. Впрочем, вчерашнее пресыщение крайне парализовало мое сердце, умерщвляя его; только благодать Божия, в немощи совершающаяся, при покаянии моем оживляла и укрепляла его. Читая молитвы к исповеди и причащению больной Узковой, я испытывал крайнее давление на сердце бесов лукавых – легкомыслие, лукавство, нечистоту, бессилие сердечное, демонобоязнь; только после причастия больной я почувствовал облегчение и умирение: IC.ХС.НИКА – победил демонские лукавства и злобу. Благодарю Господа, избавившего меня от злобы на нищих по молитве моей и от неприязни и презорства к племяннику моему. Двенадцать часов ночи. Слава близ сущему Господу!

Растленное сердце мое чуждо истинной любви, самолюбиво, суетно, хладно, жестоко. К кому я питаю искреннюю, постоянную любовь? Ни к кому; оттого я и в молитвах церковных претыкаюсь, подвергаясь смущениям от демонов. Если бы была во мне истинная любовь, я не смущался бы на молитве общественной, ибо «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?» [Пс.26:1]. Итак, даруй мне, Господи, искреннюю, нелицемерную, твердую любовь, да прославлю Тебя всегда.

12 декабря. Понедельник. Благодарю Господа за державное, скорое спасение от бесплотных врагов и от грехов моих в квартире Константина Львовича Бубнова пред чтением молитв родильнице Марье Сергеевне; потом на пути к вдове Любови Александровне Комаровой и в квартире ее, при чтении молитв Владычице Богородице, когда враг парализовал мое сердце вдруг неверием и холодностью. Долго я боролся с хульником-бесом, наконец именем Иисуса Христа прогнал мерзавца, пред входом в квартиру доктора Узкова. Там молился Отцу Небесному, чудному, всеблагому, о больной Наталье. Благодарю Господа за духовную беседу, исполненную мудрости духовной, с Любовью Александровной, тяготившейся своими прегрешениями. За всё благодарение Богу, слава Богу! Мне же стыдение лица, по слову святых Анании, Азарии и Мисаила.

Твердая программа ежедневной жизни, трудов по гимназии, по приходу. Доселе я страдал отсутствием всякой программы, жил как попало, на авось, а оттого всё выходило так, что хоть брось: беспорядок, препятствия в деле проповеди, в служении, в духовной жизни – крайние.

14. Благодарю Господа, препобедившего бездну прегрешений моих бездной Своей милости во время литургии ранней и по причащении пречистых и животворящих Таин. Приял Господь покаяние мое слезное, да и самые слезы Господь Сам даровал мне, нечувственному. Благодарю Господа, очистившего множество прегрешений моих, особенно ядение скоромного пирога и пудинга у английского пастора и питье вина.

Благодарю Господа, даровавшего мне сегодня вечером благодать непреткновенно сердцем и устами совершить молебен в доме Архипа Ильина на вышке. Это благодать от причащения сегодня Святых Таин, чтения в классе об Иоанне Ал. Кравцове, пения вечерни и молебна в церкви.

Если хочешь быть искренно любимым всеми, люби искренно сам всех.

Есть в явных грешниках добрые качества. Иной пьяница, но незлобив, хотя редкий пьяница незлобив; иной скуп, алчен до денег, но скромен, тих, нераздражителен, покоен, ровен в обращении; другой – блудник, но чувствителен, добр, сострадателен и милостив. И вот так Господь щадит грешников за нечто доброе, обретающееся в них. Мы должны отдавать всякому свое, никого не осуждать, замечать добрые стороны в человеке, которого не любим и осуждаем, чтобы любить его и желать ему молитвенно всякого преспеяния в добре и уклонения от зла.

15. Благодарю Господа, помиловавшего меня во время утрени, когда я воззвал к Нему в покаянии, отъявшего скорбь и тесноту и даровавшего мне оправдание, мир и пространство и с тем вместе доброе чтение канона среды

и святым.

Я грешник, но уповаю на милость Божию, как и все святые уповали, которые также были не без греха и жили не без бурь и преткновений, как показывают все каноны и стихиры богослужебные, все молитвы их к Богу и Богородице. Един Бог без греха и Пресвятая Владычица Богородица. Итак, пребуду в уповании, аще и грешник есмь. Рано или поздно Господь избавит меня от пленения и насилия греховного. Верен Искупитель мой.

15 декабря. Благодарю Господа за неизреченные милости Его ко мне нынешний день – за многократное избавление от тесноты и скорби и духовной смерти, коими я поражен был за суровость и жестокосердие к бедным и за сребролюбие и скупость мою. Особенно я бедствовал от крайней, мучительной тесноты после того, как на пути в гимназию догнал меня один нищий и просил на сапоги, а я с ропотом вообще на них и на этого бедняка подал двадцать копеек, – но Господь разрушил смерть во мне и державно спас меня в гимназии, и я насладился миром и пространством после тяжкого смятения и тесноты. Благодарю Господа, разрушившего злобу вражию по случаю пререкания сестры Анны Константиновны и неисполнения моего справедливого желания. Благодарю за благодать восхваления Пресвятой Владычицы Богородицы в акафисте Казанской Ёе иконе.

Благодарение Господу за услышание недостойной, смиренной моей молитвы о исцелении болящей рабы Божией Натальи Евграфовны Узковой. Слава Господу, по вере нашей творящему великие и чудные дела Свои!

16. Бояться мне нечего ни одного из богатых и сильных прихожан, потому что мое служение таково, что я ни от кого в отдельности не завишу относительно земных вещей или земных средств к жизни: весь приход наш, все и по необходимости должны обращаться к нам за духовными нуждами, которые выше и в тысячу раз важнее нужд телесных; да и Сам Господь смирит их, если вознесутся против меня. Итак, потребное для жизни не оскудеет у меня, и если не те, так другие будут доставлять мне всё необходимое, по воле Божией, или Сам Господь чудесно пропитает меня, как Илию, Предтечу, Павла Фивейского и других. Я же должен смело возвещать истину Божию людям всякого звания и состояния, пола и возраста, ибо я общий всех учитель и пастырь, по воле Божией. Да не забываю сего никогда.

Так как мы веруем в Церковь, которая есть общество верующих в Господа, соединенных в одно тело Главою Христом и одушевляемых одним Духом Божиим, то мы, как члены тела Церкви, должны любить и беречь друг друга, как себя, как свою душу и тело, – отражать от сердец своих самолюбие, своекорыстие, зависть, неприязнь, гнев, вражду, злопамятство, блуд, невоздержание, прощать друг другу, как желаем того себе от других, снисходить к немощам ближних, помогать им усердно и охотно. Любовь есть самый верный признак учеников Христовых и членов Церкви Христовой. Без любви нет Церкви. Сию любовь насади в нас, Господи. Да не мыслим зла.

Отца Матфея (Мелхиседека) видел во сне, состарившегося и значительно переменившегося. Отнесся ко мне без неприязни. Дай Бог.

Часто я погрешаю против повеления Церкви «сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Я недугую самолюбием, злобою, мщением и самоуправством при взаимных обидах, погрешностях, огорчениях, неудовольствиях – а от этого мучусь и других мучу своим нерасположением, своим гневом и духом мщения (не говорю сердечно, уклоняясь от разговоров и общительности). А какие прекрасные последствия были для всего внутреннего и внешнего склада моей домашней и общественной жизни, если бы я, по совету и повелению Церкви, предавал себя, и друг друга, и весь живот наш во взаимных огорчениях Христу Богу? Я был бы покоен и доволен, зная, что Судия праведный, испытующий сердца и утробы, Сам в тысячу раз лучше меня уладит дело и вразумит оскорбляющих меня, ибо я сам, по страстности и слепоте моей, по злобе моей, по самолюбию, гордыни, вспыльчивости и раздражительности, не умею мстить за себя праведным мщением, или не умею переносить неисправностей, обид, лукавства и злобы людей, и только увеличиваю зло и в себе и в других, вместо того чтобы погашать его, увеличиваю присущею мне злобою, раздражительностью, мстительностью в глубине души и во внешних проявлениях.

Благодарю Господа, явившего на мне нынешний день величайшее милосердие и силу Свою в помиловании меня и избавлении от мучительнейшей тесноты и скорби вследствие неудовольствия моего на свояченицу Анну за ее непокорность и дерзость относительно меня и вследствие моего пресыщения свечера (у отца Александра на ночь ел довольно рыбы, а у Федора Васильева пил вино мадеру и стакан чаю на перепрелой воде) и утром за чаем (ел скоромные сухари). Долго я молился в себе и ёжился; наконец свалилась гора с сердца моего, по молитвам Ангелов детей первого класса, к коим я пришел. Распоряжался в классе отлично, с твердостью, рассказывал урок твердо, отчетливо. Слава Богу! 16 декабря.

Ни одно исповедание христианской веры, кроме православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни, или святости, и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другие исповедания, неправославные, не обладают теми богодарованными средствами к очищению, освящению, возрождению, обновлению, коими обладает Православная Церковь. Опыты веков, или история Церкви, жизнь Православной Церкви и прочих церквей показали и показывают это с поразительною очевидностью. Возьмите множество [святых] нашей церкви и неимение их в других, неправославных церквах: Католической, Лютеранской, Англиканской.

17. Отчего постигла меня сегодня за утреней и ранней обедней, особенно за последней, – страшная теснота, скорбь, диавольская боязнь, адское мучение? Оттого ли, что я вчера у Ефрема Степановича [Орешина] выпил полторы рюмки вина и ел свежую корюшку (три штуки), или оттого, что поел довольно грецких орехов дома и не пил ничего вечером, или оттого, наконец, что вчера вечером спал долго, или от всех этих причин вместе? Во всяком случае, знаю, что от избытка семени в боках и от излишней питательности, а может, и оттого, что с свояченицей Анной К. не помирился пред ее отъездом, хотя, мне думается, она меня обидела, а не я ее. Но вот новое искушение: когда поднесли детей к причащению, мне крайне не понравился сопливый сын Анны Герасимовны Объедковой, и злой демон успел вдохнуть в мое окаянное сердце ненависть к нему, хотя прежде, бывая в гостях у его родителей, я никогда не чувствовал этого. О, нелепая злоба, вкоренившаяся во мне чрез чревоугодие, и лицеприятие, и корыстолюбие! О, терние адское, насаждаемое во мне усердно диаволом! О, горе мне, окаянному! Я сплю, предаваясь удовольствиям и корысти, а враг всевает плевелы – и они растут и усиливаются. Где слезы? Где денно-ночные молитвы? Где милостыня усердная и обильная? Где кротость и незлобие? О, недостаток любви Христовой! Вот и отец Павел протоиерей мне не нравится, и я внутренне ненавижу его неправедно, хотя себя я должен ненавидеть. Вот и к царственным лицам любовь оскудела, и к Святейшему Синоду, и к местному архипастырю, митрополиту Исидору, за его суровость, хотя я сам в тысячу раз суровее к низшим меня и хотя владыка удостоил меня многих наград беспрекословно. О нищета, о нагота, о безобразие души моей!

Нас разделяют друг от друга подозрительность и зломыслие касательно ближних, особенно соседей и сослуживцев, неприязненно когда-либо к нам относившихся. Но любовь, по Апостолу, не мыслит зла, следовательно, мыслит добро о всяком человеке.

18. Вчерашний день (особенно ранняя обедня) была для меня днем тьмы, тесноты, скорби и страдания, по грехам моим; когда читал я молитвы причастницам – не мог вполне выговорить их от искушения вражия, а причащая двух мальчиков, я одного из них презрел и возненавидел за сопливость, хотя прежде того и не было. Злой демон вдруг ужасно дохнул в мое сердце злобою своею и уязвил меня, не имеющего истинной любви в сердце. И после обедни я был очень неспокоен, у нищего разорвал письмо, для отсылки которого он просил денег; сам я переписал после это письмо. Много я молился Господу в покаянии, да простит меня, – и еще умилосердился надо мною Господь! В этот день была сильная вьюга весь день при большом юго-восточном ветре.

Воочию нас совершаются непрестанно чудеса веры в Господа Иисуса Христа, чудеса очищения грехов, избавления от скорбей и теснот, чудеса освящения, оживотворения умерщвляемых грехами душ, чудеса мира, пространства, света, силы, дерзновения, помощи сверхъестественной.

Вчера вечером, когда я гулял около собора, мне пришла мысль помолиться Господу, всещедрому Промыслителю, и я помолился с верою и упованием, с дерзновением и ясновидением – о том, чтобы Господь умножил Свои щедроты на приходское наше попечительство о бедных, терпящее недостатки во многом по причине скудости вещественных средств, и чтобы оно не понесло посрамления от бедности своей. Я был уверен, что молитва моя была принята Господом и будет скоро исполнена. Ибо верующему всё возможно, и сказано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» [Мф.7:7]. Я благодарил уже Господа за имеющее быть дарованным от благости и щедрот Его, как Он Сам весть.

18 вечер. После всенощной на воскресенье. Крайне дурно, тяжело мне было во время всенощной: сердце в омертвении от многоядения и объядения за поздним обедом: леща с жадностью поел – весьма жирного леща. Враг, вселившийся в сердце по причине жадности, смущал и теснил и наводил боязнь и поспешность во всю службу; Евангелия не дал докончить; отпуст украл; конец молитвы «Христе, Свете истинный» не дал договорить из ложного страха и стыда. И поделом Господь попускает на меня этого злодея за мое чревоугодие и алчность. Помилуй мя, Господи, и избави мя от злодейства вражия и насилия его имене ради Твоего.

Нищих оскорблял, шалопаями назвал, сердился, ярился, кричал на них. Сам себя обвиняю всем сердцем, всем разумением, всею волею, по всей истине. Помилуй мя, Господи!

Что за безумство в делах моих! Я сам на себя налагаю бремена грехов, когда хотел бы всецело избавиться от них; предаюсь чревоугодию, лакомству, пресыщению, хотя знаю, что это нелепость в священнике, который должен быть постоянно воздержан и равнодушен к пище; я сам даю оружие диаволу, обезоруживая себя чрез невоздержание! Вот я сам чувствую, какие и сколько жгучих ран нанес сердцу моему злейший дракон, как искусал, изранил меня по причине моей невоздержности. Я же ведь и водку пил за обедом, на грех и беду себе, чтобы с большею жадностью есть.

Иногда, по-видимому, усердно дает человек брату своему пищу и питье, а в душе презирает его, ненавидит его. Так лукав и двоедушен бывает человек! О, сколько в человеке язв, какое глубокое повреждение богоподобной природы! Какое растление! Увы мне! Увы мне! Как враг бесплотный исказил меня, изуродовал меня!

Вот ты алчен: для исправления этой слабости Церковь установила посты на каждой седмице и четыре многодневных, чтобы ты распинал свою алчность.

Хотя я и грешен и многогрешен, но я за Христа моего подвергаюсь нападениям от бесплотных врагов во время богослужения, терплю от них язвы, озлобления, беды за ревность по Боге. В этом я твердо уверен. Потому да не унываю в искушениях, ибо на время оставленный благодатию за грехи свои, опять буду прият тою же благодатию и спасуся. Но – о, сколь люты козни вражии!

19 декабря. Воскресение. Много бед душевных подъял я сегодня во время поздней литургии от врагов бесплотных, много тесноты, срамоты, немоты. Но по причащении Святых Таин я укрепился духом и совершил заамвонную молитву твердо, отпуст тоже, благодарный молебен тоже с Евангелием, благодарственною молитвою, кроме двух слов – «преблагая глаголати»... Славлю Господа и благодарю.

На ночь 20 декабря видел во сне бездну больших червей на одном берегу реки или моря с бездной грязи или помета, и – будто какие-то дети в этом блате сгребают их. Ужас что за отвратительное зрелище! Не нищие ли Кронштадтские мне представились в этом виде? Они жалкую жизнь проводят – в тесноте, нечистоте, во вшах, блохах, в голоде, наготе. Не мне ли это урок? Во сне я с отвращением пробежал мимо это место.

Блуд сердечный дошел во мне до крайних пределов: я не могу смотреть на лицо красивой девицы или женщины без смущения во время и вне молитвы; враг как молния сечет сердце мое и умерщвляет его, не давая мне молиться и выговаривать слова. Так было вчера в доме [Чевкунова] при крестинах у одного офицера девочки Евгении, где восприемницей была красивая женщина, жена офицера, и потом при обручении девочки у хлебника по Соборной улице, у канавы. – А всё это из-за чревоугодия, чаепития, винопития, сладкопитания, – и этот Рождественский пост я не постился, окаянный. При ядении пищи с постным маслом тяжело груди бывает при служении, но это не оправдание.

20. Благодарю Господа, многократно и пребыстро, преблагостно избавившего меня от греховной смерти, скорби и тесноты пред литургией в церкви, во время литургии и особенно по причащении Святых Таин, коими и оживотворил меня чудно; потом вечером, во время вечерни, и наконец дома многократно. Я впадал в неприязнь к племяннику, в презорство и в злорадство по случаю письма о кончине Ивана А... Ветвеницкого, но потом, дручимый скорбью, раскаивался искренно и получал снова жизнь, мир, свободу, дерзновение, пространство. Слава милосердию и долготерпению Его! «Исповедайтеся Господеви... избавленный Господем» [Пс.106:1–2]! Да сочувствую всякому человеку в скорби, особенно присному, ничем меня не оскорбившему. О, зависть!

Я боюсь при богослужении моем в церкви, по причине призраков бесовских, эполетов, шляпок и вообще чисто и изысканно одетых, хотя между офицерами, светскими людьми, мужчинами и женщинами, есть души простые и благочестивые. Отыми, Господи, суетный страх бесовский от души моей.

Письма Мейнарду и Фишвику и сестрам, с чаем и [посылка].

Сколько непростительных, легкомысленных нелепостей делаю я каждый день, например сержусь, бранюсь, укоряю, ем, пью не вовремя, без потребностей, соблазняясь примером других ядущих, смеюсь, ленюсь, не радею о прямой обязанности! И Господь терпит мне! О, долготерпение! О, милосердие! О, моя злоба, алчность, дерзость, скупость! Но да исправляюсь немедленно.

21 декабря. Тяжко согрешил я пред Господом при начале утрени, возжелав награды орденом пред престолом Господним, как будто священство само не есть высочайшая на земле честь, небесный, ангельский сан, с которым никакая земная почесть сравниться не может. Меня объял палящий огнь и теснота, так что я говорить не мог. Раздражение на нищих также смутило меня. Долго я боролся с помыслами о награде, думая, что я долго ее не получаю по людской неправде; наконец Господь вразумил меня, внушив, что я должен стремиться к почести горнего звания очищением своего сердца от житейских, земных пристрастий и возрастанием в любви Божией, усердным прохождением своего звания, ревностным пасением душ, вверенных от Господа, неленостным проповеданием слова Божия, усердным служением духовным и телесным нуждам ближних, по слову Господа: «кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» [Мк.10:44]. После такого мудрования и покаяния Господь помиловал меня, даровав мне мир и доброе служение. В начале обедни возвратилось было снова желание почести земной, но я уразумел сразу козни вражии, что он опутывал меня земною суетою, земным пристрастием, чтобы отлучить от Господа, от благодати Его, – и победил врага благодатию Божиею. Отцы Клепачевские во время обедни стояли. Это несколько смутило меня, [чудака]. Много раз побеждал я врагов бесплотных именем Господним, но и они нагло рвутся овладеть моим сердцем, чтобы мучить и терзать меня, как башибузуки57 славян бедных.

Перед вечерней я тяжко-претяжко согрешил по своей скупости, глупости, несмысленности, дерзости, нелюбви к ближним, разъярившись на нищих, что они часто подходят за милостыней, что я – дурак, потому что подаю милостыню не знаю для кого. (О, дерзость и неблагодарность пред Богом, Который благоволил объявить, что Сам принимает в лице нищих! О, неверие после стольких чудес милосердия и щедрот на мне Господа!) – За то как мне стало тяжело, тесно, душно, грустно! Я не мог говорить ектению: меня охватил адский огонь, адская теснота! Тяжело было служить! Но скоро и тут я умолил всеблагого Господа, и Он умилосердился надо мною, дав мне мир, и я докончил добре вечерню с повечерием. Впрочем, теснота несколько оставалась в сердце. Когда же я вразумлюсь?

Бесконечный ряд моих греховных растлений и бесконечный ряд, истинно бесконечный ряд обновлений, воссозданий чудных от Господа моего Иисуса Христа! О, какая бездна человеколюбия, милосердия, силы, благопослушливости Господней! Аще песни, равночисленные песку морскому, принесу Тебе, Господи, я, недостойный, – то ничтоже достойно Твоих даров совершу58. Даждь, Господи, возлюбити Тя, святыню Твою, правду Твою всем сердцем отныне и навеки. Аминь. 22 декабря 1876.

22 декабря. Утро. Великому душевному бедствию подверг я себя чрез ядение неуместное вчера поздно вечером рыбы с черным хлебом: во-первых, я чувствовал сегодня утром тесноту в боках и неприятное, тягостное ощущение; во-вторых, во время утрени искуситель диавол с наглостью овладел сердцем моим при чтении шестопсалмия и при произнесения великой ектении чрез пристрастие к пирогу, имеющему сегодня готовиться дома (вот младенчество в старости!), – отлучил мое сердце от любви Божией, от жизни Божией, от мира и пространства божественного и внес в него хладность, смерть, скорбь, тесноту, узы, мрак, немощь к молитве, славословию и благодарению. Долго я стенал, воздыхал, плакал, бился как птица, посаженная в клетку птицелова, или как рыба в мотку невода. О, бессмыслие! О, алчность!

23 декабря. Многомилостиве Господи! Благодарю Тебя от всего сердца моего за неизреченную милость Твою и силы Твои, явленные во мне сегодня во время совершения утрени и после утрени, в церкви и дома, при всезлобном искушении от диавола и агонии моих страстей, когда я в покаянии взывал к Тебе о помощи; и всё я согрешаю озлоблением на нищих, за умножение их и нужд их, или просьб их. Огорчился и на товарища отца Петра Ал. Клепачевского, своего приятеля (видно, еще не приятель!), что он не подходит здороваться наперед и я должен подойти к нему прежде. Но у всякого свой взгляд на взаимные отношения, а он все-таки приятель мой. Я не теряю ничего от того, что не он приветствовал меня прежде, а я его.

В том ли вера моя состоит, что я с низшими меня и нищими, бедными я суров, а с знатными, учеными, богатыми, умными – подобострастен и потворствен, малодушен, боязлив? Это ли вера Христова? Так ли я поддерживаю свое достоинство как священника, служителя Христа Бога? Грех мой Бог судит, а не люди.

23. После обедни. Благодарю Господа за неисчетные дары Его милосердия и силы, излиянные на меня нынешний день при служении мною утрени и литургии, – в многократном избавлении от пагубных, мучительных козней вражиих, насилий и страхований его и в даровании избавления, исцеления, помощи, мира, свободы, пространства. На великом входе не договорил «великого князя Николая Александровича и всего царствующего дома»; по совершении Таинства, когда поминал Святейший Синод и местного архиерея, не выговорил слов «ихже даруй святым Твоим церквам», при чтении заамвонной молитвы слов: «Отца светов, и Тебе славу и благодарение, и поклонение возсылаем», при отпусте – не выговорил никого, кроме «Бож..». потом «и всех святых»... Сконфузился двух дам причастниц. Вот безумства сердца!

Не все ли равны пред Богом? Не все ли члены Христовы? Не все ли земля и пепел по телу?

Когда ты находишься в раздраженном состоянии, тогда не говори круто и гневно ни жене, никому, чтобы не согрешить более и не повредить душе и телу своему или других не обидеть, или не наказать, или не ударить, если будут тебе противоречить. Ибо это состояние умоисступления, состояние болезненное; не говори, повторяю, с гневом, если и тебе будут с гневом говорить или отвечать, но говори кротко, ибо кротость смягчает и укрощает гнев человека. Ты по себе знаешь, что когда ты раздражен, или болезнен, или спешишь куда-либо, а тебя не слушают, тебе противоречат, или останавливают, или бранят, то в это время ты можешь наговорить или наделать дерзостей под влиянием сердечной болячки и тесноты. То же бывает и с другими при подобных обстоятельствах, потому будь благоразумен; поступай как пастырь, как врач, как любомудр (философ), как психолог, или психиатр (душеврач), или как мудрый и добрый отец со всеми детьми.

Пред самой вечерней я крайне расстроил себя гневом на нищих и пришел в церковь смущенный, взволнованный, страдальческий; но вот повергся я пред престолом милосердия, в бездну милости и щедрот Господних и – чудо великое! от смерти к жизни вдруг привел меня Господь, от смятения и бури – к миру и тишине, от малодушия – к дерзновению, от тесноты к пространству; вечерню всю служил с дерзновением и святым рвением. Стихиры на Господи, воззвах и на стиховне пел весело; «написовашеся со старцем Иосифом» – тропарь предпразднства (стихиры на стиховне), канон на повечерии пел и читал. Во время молебна водосвятного пошатнулось сердце, уклонилось в помышления и чувства лукавства, корыстолюбия – и опять уязвился и смутился и расстроился под конец молебна. Всё пристрастие к мирскому; корни греха глубоко пустили во мне отрасли свои смертоносные. Долго я молился о помиловании – и наконец опять помилован. Слава щедротам Господа. Выходя от вечерни и видя полк нищих, требующих разных разностей, кто на рубашку и штаны, кто на кафтан, [...] я рассердился и разбранился, взял назад у одного из них тридцать копеек, но потом опять отдал; а у одного платок и шапку с головы сорвал во гневе, другого хотел за волосы вырвать, но малы волосы были у него – не успел, – и вообще кипел на них гневом как на обманывающих меня и ничего не делающих; себе крайне повредил, расстроил себя опять, пришел домой убитый, стал каяться и молиться – и опять Господь даровал мне мир, опять возвел от смерти к жизни. Славлю и благодарю Господа.

Если бы я всегда с охотою, с верою, с усердием и любовию подавал бедным милостыню, то Господь в тысячу раз больше даровал бы мне благ земных. Но я часто подавал неохотно, с досадою, с бранью, укоризнами, оттого я лишил себя сам многих даров Господа, хотя, впрочем, доселе я не имел ни в чем недостатка.

Благодарю Господа за явленное сейчас во мне милосердие Его в избавлении от адского, разрушительного огня греховного и от яда сатанинского.

Я всех безобразнее душевно, всех греховнее, мерзостнее, окаяннее; человекоубийца есмь, ибо нередко ненавижу брата из-за пустых вещей и слов или просто из-за некрасивого, не внушающего удовольствия лица, из-за неисправности, погрешности. Я всех превосхожу блудом, злобою, сребролюбием, сластолюбием, леностью, нерадением.

«Помни день субботный, еже святити его» [Исх.20:8]. Ужасное несчастье постигло купца М.Бритнева и его рабочих за несоблюдение, непочтение воскресного дня им и его пьяными людьми: разорвало парами котел паровой огромной величины, убило двух человек, проломило стену каменную. Это происшествие надо истолковать в смысле библейском, чтобы какие-нибудь невнимательные и безрассудные, безнравственные люди снова не стали оскорблять святость воскресных и праздничных дней. 24 декабря 1876 года. Случилось это Божие наказание в воскресенье, 19-го декабря.

Завтра разговенье. Соблюдай умеренность. Мяса не ешь: оно для тебя тяжело, разве немножко. Вина пей мало.

24 декабря. Величайшие житейские безобразия бывают в семейной жизни даже высокообразованных и высокопоставленных людей, особенно у тех, которые бывают женаты на второй жене. Рассказ об одном сенаторе, у которого от первой жены остались две дочери, как держала их мачеха – взаперти, никуда не пускала, издевалась над ними, предоставила им обращаться с прислугой и даже есть с нею. А отец – видя не видел и слыша не слышал: на то, видно, сенатор. Другой, подобный образчик был в Кронштадте и есть теперь – один артиллерийский подполковник держит так же свою жену и дочь, ругает, бьет часто; не выпускает из дому, жалованья почти не дает, едва не голодом морит, на платье не дает, сам с посторонней женщиной живет. Вот дела наши! Вот своеволия наши! За это ли Господь не отомстит? Что образование ума без доброго сердца и доброй жизни, без веры и добродетели?

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно, с верою, усердием и рвением всю утреню, особенно прочитать и пропеть прекрасные каноны и стихиры на стиховне и на Хвалите, и отпуст произнести непреткновенно. На молебне водосвятном под конец враг невидимый жестоко посмеялся надо мной и уязвил меня, внушив недостойный помысл о женском естестве, в коем нет ничего блазненного, но всё прекрасно, чисто, лепотно, целесообразно устроено Богом. Долго я каялся в своей нечистоте, потом восхвалял Господа за все дела Господни, все в совокупности прекрасные, и Господь помиловал меня, даровав очищение и мир. Слава Господу! Даруй мне, Господи, на всех и всё неблазненно смотреть, от чистого сердца.

24 декабря. После литургии. Благодарю Господа за чрезвычайные, чудные, всеблагостные, державные, всеспасительные силы Его, явленные во мне при служении вечерни совокупно с литургией Василия Великого, когда я, быв во греховной смерти по случаю коварства диавольского и собственной торопливости и нерадения, начал ранее подлежащего литургию и торопился в смущении и тесноте духа совершением проскомидии, кончив ее при чтении паримий. Тогда-то я воззвал, или взывал долго ко Господу, моля покрыть все грехи мои милостию и благодатию и даровать мне силу и жизнь духа к совершению пренебесного Таинства, – и даровал Господь, вдруг отъяв тесноту и даровав мир, пространство, силу. На великом входе умертвил было Велиар душу мою, но, по молитве веры и усердия, Господь опять воссиял мне жизнь. Славлю Его бодрый, всеспасительный и всеблагий промысел. Благодарю Господа за силы Его, явленные во мне в благопоспешном служении литургии на великом входе, при чтении заамвонной молитвы, отпуста. Слава!

Благодарю Господа за дар Его милости и щедрот, полученный мною, по просьбе моей, для бедных, от английских консулов Мейнарда и Фишвика (всего семьдесят пять рублей).

25 декабря 1876.

Благодарю Господа, сподобившего меня, непотребного, встретить великий день преславного Рождества Его. Прошу у Господа величайшей милости – возродиться совершенно, родиться свыше и ветхую, всепагубную прелесть греха совершенно возненавидеть и отринуть, ибо доселе я, окаянный, люблю грех, хотя и страдаю от него крайне много, хотя он и умерщвляет меня всякий день и терзает, насилует, посрамляет.

Благодарю Господа, даровавшего мне вчера до всенощной и во время всенощной величайшую благодать – избавления от смятения, тесноты и боязни вражией и побеждения козней бесплотного врага во время литии, при чтении возгласа «Услышы ны, Боже» и молитвы: «Владыко Многомилостиво» и чтении молитвы на благословении хлебов. Но при отпусте враг сломил меня чрез мое малодушие и нетерпение боли в ноге и угару в церкви от закрытия не вовремя сторожем трубы. Ловит меня окаянный супостат на каждом шагу. Но даруй мне, Господи, благодать победить его державою Твоею и посрамить его на каждом шагу, на всех путях его, или беспутиях его. Господи! Сокруши державу его льстивую во всех членах Церкви Твоей, во всех христианах православных и неправославных, во всех людях, еще не познавших Тебя, Бога в Троице, и Тебя, Единого от Троицы, Господа Иисуса Христа! Господи! Сокруши вскоре прелесть ислама, дела антихриста Магомета, введшего прелесть блудную как закон, и неприязнь к рабам Твоим, и убийство как закон, – яко Твоя держава и Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь.

Согрешил пред Господом: вчера роптал на Всеблагого и Всеправедного, что не помог одолеть врагов при произнесении отпуста и молитвы: «Христе, Свете истинный». Сам я был причиною, что не помог Господь, ибо расслабил себя чревоугодием.

К Потапию Корнил. Сысоеву сходить за милостыней.

Чрезвычайные дары даны были человеческому роду воплощением Сына Божия: между Богом и человеком разрушено средостение греха, ибо принесена за него жертва бесконечная для избавления от грехов и от смерти вечной, дано воскресение человеческому роду; человек снабжен всякою благодатию небесною, всякою силою к животу и благочестию, введен снова в рай, даже спосажен со Христом на престоле Божества, ибо человек обожен вочеловечением Сына Божия; основана Церковь на земле как общество спасаемых, соединённых Главою всемогущею, святейшею – Христом Богом и одушевляемых одним Духом благодати; дана благодать возрождения, или пакибытия, запечатления и освящения от Духа Святого, Который есть залог будущих благ, – дарована благодать прощения грехов в Таинстве Покаяния, совершения и причащения всеспасительного, животворящего Таинства Тела и Крови Христовой, исцеление недугов душевных и телесных в Таинстве Елеосвящения и освящения естественного рождения и воспитания детей в Таинстве Брака. Возвещается непрестанно слово Божие, даны в ходатаи о нас Пресвятая Владычица Богородица, все чины Ангелов, все лики святых, ибо все соединены в одну Церковь, в одно тело таинственное; небо стало отверсто и земля стала небом; верующие и слышащие входят снова в рай, восхищая Царство Небесное, ибо «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» [Мф.11:12]. Чрез богослужение человек воспитывается для жизни небесной: просвещается, очищается, освящается, питается духовно, укрепляется. – Слава о всем Господу.

Преосвященный владыка митрополит Исидор снова оказал мне великую милость – ключарем собора сделал меня. Да почтится он от Господа почестью вечною и от меня посильно да почитается всегда: его честь – моя честь, его слава – моя слава, паче же его честь – Божия честь, его слава – Божия слава, ибо он – великий иерарх Христов. Да бегает демонов прелесть.

25 декабря. Во время обедни чувствовал себя скверно; нервическое состояние; служба с Полетаевым, который постоянно почти пьян, еще более усиливала тягость; немощь духа, отчего на великом входе совсем не мог говорить; излияние семени в прошлую ночь крайне худо отозвалось: дерзновения нисколько, упадок духа, уныние, не смел поднять глаз на людей. Вечером, пред всенощной, на которую диакон Полетаев не пришел, я перечувствовал в себе настоящий ад, не знал, что делать: служить или распускать народ, потому что без диакона не служил воскресной всенощной: было очень боязно, я же был не совсем трезв; решился, по настоянию старосты, служить. Это сделал протоиерей, удержав незаконно при себе диакона для славления в приходе. – Бог с ним. Но я сам не свой стоял у престола Божия, полный негодования на обоих сослуживцев; служил, грешный человек, урывками, выговаривая одни концы ектений и возгласов; отпусты сократил донельзя. Служба не в службу была: и себя расстроил, и Господа прогневал ропотом, неблагоговением, нерадением, дерзостью. Надо быть всегда готовым, привыкать обходиться без диакона, чтобы не быть от него в зависимости. Но слава бесконечному милосердию Господа: когда я в покаянии повергся в бездну Его милосердия в квартире Суетиной, пред совершением крещения, – Он помиловал меня, отпустив мне тьму талант, и я совершил крещение со дерзновением, непреткновенно, мирно. Дай Бог не помнить зла, сделанного братией.

По ходатайству Спасителя, вошел в мир величайший Освятитель, Утешитель и Помощник во всем благом Дух Святый, Который освятил и усвоил Богу бесчисленное множество людей – святых. С таким Утешителем и Помощником можно подвизаться всякому христианину с радостью и упованием. Даруй, Господи!

Безмерно много почтено человеческое естество воплощением Сына Божия, создавшего в начале мир и человека; чтобы видеть всю великость благодеяния, оказанного Господом чрез Его вочеловечение, вспомним, до чего упала, обезображена, обесчещена была наша природа страстями, вспомним господствовавшие в мире идолопоклонство и разврат, жестокость, невежество о Боге, неправду всякого рода. Но как она очищена, освящена, возвышена, облагорожена, просвещена, облагоуханна, возведена к нетлению христианскою верою в лице святых апостолов, мучеников, иерархов, преподобных и праведных и всех святых! Блажен, кто помнит это и сам старается быть святым, яко Свят Господь Бог наш.

27 декабря. Кто этот дивный старец, пророк, явившийся женщине в доме Думнова? Не святитель ли Николай? Одежда у него была длинная, вроде подрясника, борода длинная, седая; речь важная, сановитая. Он предсказал женщине, что муж ее скоро умрет, и она избавится от его побоев, ибо он бил ее часто; по его мановению и предсказанию запел петух; он велел ей креститься и даже поправил ее крестное знамение, сказав ей: не так, а вот так (заставил ее сделать полный крест).

Великую силу Свою удивил на мне Господь во время литургии в воскресенье, 26 декабря, по настоятельной молитве моей; отнял от сердца моего смерть, тесноту, скорбь, немощь, боязнь и даровал мир, силу, жизнь, дерзновение. – Слава о сем Его милосердию!

28. Благодарю Господа, оживотворившего меня, умерщвленного грехами; слава животворящим Тайнам и Господу, в них пребывающему существенно.

Грех тот, которым смущает меня сатана, прощен и очищен многократным покаянием и причащением Святых Таин, ибо кровь Господа, по Апостолу, очищает нас от всякого греха [1Ин.1:7]. А то, что я подаю бедным от преизбыточествующих пред братиею трудов моих, достойно и праведно, ибо оставшиеся колосья Господь повелел отдавать бедным земли нашей, а собираю-то их я: разве это не труд, и не труд, достойный похвалы? Пусть протоиерей Павел Васильевич Трачевский или другой кто предпримут этот труд и принесут такую жертву Богу в лице бедных! Или мы только себе должны собирать, чтобы копить и копить богатство, как накопил бывший ключарь протоиерей Матфей Веселовский, говорят, до пятидесяти тысяч рублей? А у Павла Трачевского давно это количество есть. Нет, «впрочем никто не отягощай меня» [Гал.6:17], прочь суетная боязливость. – Даруй мне, Господи, дерзати, помяни труды мои, Владыко, обещавый коемуждо воздать по трудом его.

Благодарю Господа, услышавшего меня в час тесноты и душевного бессилия, в час пленения от врагов невидимых и державно избавившего меня, как Иону из кита, и даровавшего мне свободу, мир и дерзновение в молитве (панихиде). Враги невидимые крайне усиливаются потопить меня в волнах искушений, как реки устремляются на меня. Вскоре опять я был пленен, в конце панихиды, и горько было мне; но и опять спасен Господом, когда шел я к Тимофею Ал. Моисееву.

Давно я хотел крестом добыть себе денег у прихожан в пользу бедных, и вот ныне некоторую часть добыл, и всем угодное сделал: и братии причту, и прихожанам, посетив их со крестом и славою, и бедным. – Утверди, Боже мой, сие Твоим благословением.

Даждь мне, Господи, благодать с искренностью всегда молиться за всех людей, живых и умерших, духом и истиною; даруй мне любить всех горячо, бескорыстно.

О, святая Невеста Христова, Мати наша, Церковь Божия! Ты день и ночь носишь в матерней груди своей чад своих всех, начиная с иерарха до клирика и простолюдина (о людех), с царя до воина и простого подданного, ты о всех печешься и болезнуешь, о всяких благах ходатайствуешь, о благорастворении воздухов, изобилии плодов земных, о избавлении от скорби, гнева и нужды, о заступлении, спасении, помиловании и сохранении благодатию. А как пламенно молится она о упокоении умерших людей, каким упованием, дерзновением проникнуты ее молитвы, ектении, возгласы священнические, отпусты! Как это терзает утробу врагов наших бесплотных! Как они усиливаются заградить уста священнику, смутить, замять, запнуть его, омрачить, парализовать его! Но, Господи, устне наши отверзеши сердечные, и уста внешние возвестят хвалу Твою [Пс.50:15]. Слово веры, упования, любви и истины даруй всегда громко провозвещать и знамя веры твердо и честно всегда и пред всеми держать, невзирая на лица, ибо «всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой» [Ис.40:6].

Враг бесплотный лишил меня слова на двух возгласах заупокойной ектении (у Третьяковых – в Галкиной улице); а на третьем Господь помог мне сломить его коварство, и отпуст произнес спокойно, вполне. Благодарю Господа, смирившего выю падшего архистратига, хвалившегося своею непобедимостию мнимою.

Благодарю Господа, даровавшего силу выговорить имена царствующего дома на ранней литургии на великом входе. Благодарю Господа, даровавшего мне живое чувство своей бедности духовной и окаянства и вместе с тем слезы умиления и ими очистившего и укрепившего мою душу для благоговейного служения литургии. Господь есть жизнь моя в смерти моей. – О чудо непрестанное, Господи мой, Господи!

29 декабря. Согрешил я, жадный и несмысленный, пред Богом и пред собою тем, что вчера вечером с гостями Клепачевскими ел за ужином более надлежащего и пресытился мясом индейки. Не надо было бы совсем есть, потому что потребности не было, да и пить вино не было надобности, а я выпил рюмочек пять (три хересу и две сотерну); каюсь в этом и милости прошу у Тебя, Многомилостиво и Всещедре!

Речь на ёлку.

Я часто в храме читаю в канонах и пою на стихирах о подвигах святых угодников, постников и воздержников, как они просияли душами своими и телами в посте и молитвах и соделались обителью Святой Троицы, а сам доселе работаю чреву, бываю рабом его и оскорбляю благодать Божию, изобильно на меня изливающуюся чрез Святые Тайны и делаюсь вертепом невидимых разбойников. Но помилуй меня, Господи! Даруй мне поработать Тебе постом и молитвою и очисти сердце от всякой скверны греха. Аминь.

Слава Тебе, Господи, даровавшему мне благодать совершить Божественную литургию и оживотворившему меня чудно Божественным причащением Пречистых Таин. Но вскоре после литургии я крайне был смущен и огорчен (а этого допускать не следовало, напротив, надо было владеть собой и быть покойным) диаконом Полетаевым и дьячком Владимиром Зреловым, поздно приехавшими по вине Третьякова Алексея, бывшего казначея (живущего в Галкиной улице). Я ждал их полчаса с священником Корольковым и с родственниками и знакомыми покойного. Больше виноват был извозчик, не подъехавший к собору, где были эти лица, да и я виноват, что не велел подъехать; а они ждали меня из Думы. Долго мучил меня враг, искусивший меня таким образом, поджигая злобою сердце мое, утесняя и убивая меня. А я поддался злу из-за вчерашнего пресыщения: о, как удобно враг ввергает в страсти человека пресыщенного! Ибо сердце сытого слабо до крайности и удобно одолевается страстями: нелюбовию, злобою, завистью, блудом, прелюбодейством, гневом, нерадением, леностью. Помилуй мя, Господи, имене Твоего ради: я согрешил, впредь буду избегать пресыщения.

Сколько вреда причинил я себе гневом – несть числа: благодати лишился, ибо оскорбил тем Духа благодати и человеколюбную утробу моего Спасителя; бывал в крайней немощи духа и тела, терпел величайшее посрамление. Только глубокое покаяние и бесконечное милосердие Спасителя снова восстановляло меня в состояние мира и благодати.

30 декабря. Благодарю и превозношу Господа моего Иисуса Христа, явившего на мне и нынешний день Божественную державу власти Своея и безмерного милосердия Своего в избавлении меня от смертельных скорбей и теснот: пред обедней ранней и во время обедни (до чтения Апостола я был в адской скорби и тесноте, а в это время, по молитве покаяния и веры, как рукой сняло скорбь). Потом, когда диавол запнул на заамвонной молитве, отпусте и на панихидных возгласах и отпусте и у меня опять стала смертельная скорбь, Господь опять избавил меня по употреблении Святых Даров. Скорбь пред обедней произошла в наказание за неподачу нищим. Потом, пред вечерней, я опять не подал двум нищим, просившим у меня, и презрел их; и за это опять наказан скорбью, от которой Господь спас меня вследствие покаяния моего. Затем, после вечерни я сильно разгневался на двух нищих и выдрал их сильно за волосы. И за это Господь наказал меня естественными последствиями гнева: адский огнь всего проник меня, палил, сжигал, теснил меня, я свету Божьего невзвидел. И вот в такой беде я опять стал каяться молитвенно, и минут через двадцать пять Господь опять помиловал меня – о, чудо! – даровав мне мир, жизнь прощение, пространство. Из-за чего же меня постигают эти беды, этот гнев? Из-за пристрастия к временным благам. Я самолюбив (пристрастен к себе, своей плоти), сластолюбив, корыстолюбив, завистлив, горд, своенравен, непослушен.

В грехе нет ни малейшей логики: он нелеп, глуп, омерзителен. Как же люди любят грех? Он обольстителен.

Недостаток или даже отсутствие аппетита после сильного гнева на кого-либо доказывает крайний вред гнева, его мертвящее влияние на организм человека, на печень, на желудок, селезенку, на кровь. Итак, из любви к самому себе не сердись и не гневайся ни на кого, но на всех и на всё, на все противности взирай бесстрастно и уже совершившегося зла не умножай своим злом.

С Новым годом, братия и сестры. В новом году и себе и вам от души желаю обновления духовного и отложения всего ветхого человека с делами его, то есть всех страстей житейских. Всякая страсть, или грех растлевает и оскверняет душу и тело человека и удаляет его от Бога, источника жизни. Каждый раз, когда мы сделаем грех, хотя только в душе, внутренно, мы отпадаем от Бога и впадаем в скорбь, тесноту, в смерть, и, если прилагаем грехи ко грехам, не раскаиваясь в них, мы подвергаемся близкой опасности совсем лишиться жизни вечной и впасть в муку вечную. Поэтому крайне опасно шутить грехом, коснеть во грехах, быть бесчувственными.

В своем богослужении Церковь проводит мысль и учение о единстве верующих как членов единого тела под Главою Христом, о взаимной любви и взаимопомощи в молитве и в жизни, о взаимном мире (Мир всем), о святости и спасении по душе и по телу; о покаянии, о мирном исходе из этой жизни, о будущей жизни, о Страшном Суде и добром ответе нашем на нем, о единстве Церкви небесной и земной.

Мы очень малого хотим, очень малого домогаемся, очень ничтожного, гибнущего, скоропреходящего, то есть благ земных, богатства, изобилия благ земных, земной славы, земных наслаждений; это недостойно нас, созданных по образу и подобию Божию с разумной, бессмертной душой – для обладания и наслаждения благами высшими, духовными, вечными – в единении с Самим Богом. Между тем чрез привязанность к земным благам мы губим душевное благородство, помрачаем свое сердечное око, которое должно бы зреть вечно Бога, бесконечный свет и бесконечную красоту, бесконечное благо и совершенство, упадаем ниже скотов бессловесных, ибо скажите, из-за чего на земле царствуют всякие неправды, все пороки и беззакония? Всё из-за нелепой привязанности к земным благам, как сон исчезающим. Из-за чего споры, ссоры, драки, разногласия, жестокосердие и немилосердие, безумная роскошь, алчность к корысти и из-за нее всякая неправда; из-за чего семейные несогласия, из-за чего вероломство и неверность мужа или жены, отчего пьянство, воровство, ложь и обман и прочие бесчисленные пороки? Всё из-за привязанности к земному. Бедный и жалкий человек! Точно он забыл, кто он и для чего получил бытие и живет на земле. Так слушай же всякий: я напомню, что ты получил бытие во времени для вечности, на земле живешь для приготовления к небу, к тамошним обителям нерукотворенным. Только оттряси грех, оттряси страсти и нечистоты земные, тину земную, с которою нам не годится являться на небе, где всё свято, духовно, светло, чисто, прекрасно. – Вот в новый год, да и всегда, чего я тебе и себе желаю.

Враг бесплотный усиливается задавить душу мою, лишить ее дерзновения, свободы, мира, орлиного полета горе, подобающего священнику. Но да не будет сего, Господи! Даждь мне дерзати всегда о имени твоем, аще и грешен есмь, ибо Тебе единому согреших и согрешаю, Ты очистиши.

31 декабря. Утро. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния от скорби и тесноты, постигших меня за гнев и суровое обращение с нищими, стерегшими мой вход в церковь и просившими в темноте милостыни. Я убедился, что они были не виноваты в подлинном тунеядстве (а сам я не тунеядец ли?), но их преследует действительная, вопиющая нужда: один из них простудился и был болен, ноги поморозил. Я горько раскаялся в своем суровстве и молил Господа слезно простить меня: скорбь тотчас прошла и воцарилась радость. Слава Господу. Это случилось пред самым чтением канона отдания праздника. А после утрени опять я прогневался на нищих, стоявших у забора Бритневского (им надо бы прийти в церковь); каюсь и в этом гневе и прошу паки милости у Господа. Слава всемогущей, всеблагой державе Господа моего Иисуса Христа, паки спасшего меня сию минуту и мерзости сердечные очистившего. «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты ecu Богтворяй непрестанно чудеса» [Пс.76:14–15].

Благодарю Господа за неизреченный дар Его милосердия и за мир во время литургии, за препобеждение мечтательного страха вражия при произнесении возгласа «В первых помяни, Господи, Святейший Правительствующий Синод и господина нашего владыку Исидора, митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского и Финляндского, ихже даруй Святым Твоим церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины», и за заамвонную молитву, и за отпуст всецелый – вообще за торжество во мне благодати над всеми кознями вражиими.

Прекрасный сосуд скудельный (разумею человека, особенно женщину) да не пленяет тебя, потому что он – земля, персть, тлен; помысли, что вся красота сообщается телу душою человека или, лучше, – Создателем человека, создавшим его по образу и подобию Своему. Да пленит тебя любовь к Творцу, Который столь лепотно, дивно создал человека. Не взирай с пристрастием ни на какую красоту, да не пленишься сим тлением и да не проникнет в сердце твое и в тело твое пагубный яд греха, овладев тобою чрез прелесть: прелесть – это яд и мечта диавольская.

31 декабря. Ужасно пострадал я, да и поделом, от пресыщения за обедом супом из курицы и мяса и кашицей ячневой на молоке: кажется, целый легион бесов вошел в мое сердце и мучил меня до всенощной, во время всенощной в Думской церкви, а за всенощной у Блиновых я едва мог выговаривать слова – до того засорился желудок крупяным супом или крупою и кашицею; за всенощной в Думской церкви у меня внутри точно рожны уперлись в бока, не дававшие мне слово молвить; у Бойля тоже чувствовал себя крайне смущенным и стесненным: ад ополчился на меня весь. Тяжело было мне и во время молебна Неустроевых в Думской церкви по всенощной. Что же следует? – Следует то, что я хуже бессловесного скота, пресыщаясь доселе при ежедневном служении литургии и причащении Святых Таин; мне бы не надо вовсе поутру ни есть ни пить после ранних обеден, а я пил чай, и булочки ел (о, булочки! как они тяжелы!), и обедал с алчностью. Пища ужасно отдаляет меня от Бога и предает диаволу, как некогда плод запрещенного древа Адама предал диаволу. Я должен непременно поститься. Я давно вижу, как сильно свирепствует внутри меня блуд от чревоугодия и сластоястия и сладкого пития – и продолжаю подкладывать дрова под огонь. – О, бессмыслие!

При совершении торжественных богослужений мерзкий демон обдает меня мерзким своим дыханием, и я, не чуждый неподобных грехов, смущаюсь и немею, а когда Господь укрепит, бываю бодр и непоколебим. Даруй мне, Господи, не смущаться от прилогов диавольских и спокойно стоять и говорить то, что должно. Даруй мне искренную и нелицемерную любовь к Тебе и ко всем человекам.

* * *

56

Приседети (церк.-слав.) – сидеть, находиться близ чего- либо; коварствовать, злобно нападать, угнетать.

57

Башибузуки – название отрядов турецкой нерегулярной кавалерии, существовавших во времена Османской империи (в дословном переводе с турецкого означает «с неисправной головой»); обычно их вербовали из наиболее воинственных племен (в Албании и Малой Азии).

58

Акафист Пресвятой Богородице, кондак 11-й.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 20: 1876-1877. - 2013. - 458, [5] с., [1] л. портр.

Комментарии для сайта Cackle