Источник

Ноябрь 1876 г.

1 ноября. Благодарю Господа за совершение литургии поздней вчера в воскресенье, за животворное причащение Святых Таин и за дерзновение и силу при говорении беседы о проскомидии. На великом входе враг сердце мое смутил и обессилил страхом суетным, мерзостию своей объял меня. Святейший Синод и митрополита Исидора не помянул как должно, не произнес «святым Твоим церквам, целых, честных, здравых, долгоденствующих» по расслаблению от врага. Заамвонную молитву прочитал всю бодро, торжественно.

Благодарю Господа, избавившего меня от великого насилия вражия, от великой скорби и тесноты пред венчанием капитана-лейтенанта51 Андрея Николаевича Толбушина с Анною Стюарт и даровавшего мне благодать совершить брак торжественно, громогласно. Впрочем, конца Евангелия по действию вражию не дочитал, молитву при благословении вина не всю прочел: вор невидимый украл и вообще крал многие слова; после кругового хождения жениха и невесты приветствия им из книги не говорил; благословения Пресвятой Троицы словами [преданными] не говорил, боясь лицо свое держать напоказ народу и говорить прекрасные, чудные слова Церкви; молитвы о разрешении венцов не говорил, заключительные молитвы – не говорил, отпуст – кончик только сказал. Доверши Сам, всеблагий, бодрый и всесильный Господи, а меня впредь подкрепи не утаивать ни одного слова и не бояться народа незнакомого и знакомого.

Господи! Искорени из сердца моего злое чувство зависти автору руководства по Закону Божию отцу Александру Павловичу Рудакову, дорого продающему свои руководства и собравшему великое богатство. Вот, каюсь я пред Тобою, Сердцеведец, и милости прошу у Тебя, да исцелею и не ревную, но сам да стремлюсь к написанию дельного руководства по богослужению.

1 ноября. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить бодренно литургию и причаститься животворно чудных, Божественных Таин Пречистого Тела и Крови Его. Слава Его милосердию!

Благодарю Господа за благую перемену животворящую, соделанную в умерщвленной грехами душе моей и в душе напившегося донельзя дьячка Зрелова. Я, грешный, не умел врачевать его, духовно больного, сердился, озлоблялся на него до выговора, при выговоре и по выговоре ему, смущался до крайности – так что служить не мог. Потом осудил себя самого по вечеру, помолился, чтобы Господь меня самого, врача безумного, уврачевал, по слову Писания: «врачу, изцелися сам» [Лк.4:23], и, когда после покаяния и сердечной молитвы Господь уврачевал меня, я молил Его благость, чтобы Он уврачевал Сам и чтеца Зрелова; я предал себя и его на волю Божию, по слову Церкви: «сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим», – и Господь наилучшим образом совершил дело вразумления, обличения, исправления. Благодарю всеблагой, вседействующий, отеческий Его промысел, хранящий и исправляющий нас, подверженных лютой проказе греха, убивающей души и тела наши.

Прекрасен человек; прекрасна женщина или девица, прекрасен и мужчина – насколько же прекраснее Господь Бог, создавший человека по образу и подобию Своему. Восхищаются красотою женскою и забывают о Создателе ее, о первой Красоте, давшей всему красоту, всякому творению. Итак, дивитесь Богу, возлюбите Бога и всем сердцем, и всей волей и силой, стремитесь к соединению с Ним, а не боготворите красоту женскую.

Чувство женское особенно нежно, восприимчиво, расположено к любви. – Воспитатели и родители! Обратите это чувство женское к Богу, и вы сделаете их счастливыми и блаженными; пусть это чувство не оскверняется суетною, нечистою любовию или суетными привязанностями – да памятуют все мужчины, нередко злоупотребляющие женским чувством, Кто в женском естестве принял Себе плоть «и младенец бысть прежде век Сый Бог наш» 52. Да почудятся и мужчины, и женщины великим, чудным делам Божиим и да уважают свою природу, храня себя от тли греха.

1 ноября. Благодарю Господа за [благопоспешение] мне в день прошедший, особенно за примирение с дьячком Зреловым; Господь совершил чудо по молитве моей. Благодарю Господа за непреткновенное совершение литургии и за чудную благодать оживотворения и освящения Божественными Тайнами – за добре совершенный урок, за вечерню, непреткновенно совершенную, за крестины. Слава Господу, укрепляющему меня.

Три часа пополудни. Согрешил я, разгневавшись на нищего и послав его к черту – громким голосом. Созданного по образу Божию, искупленного бесценною кровию Христовою, член Христов, чадо Христово я послал к черту, от коего Господь искупил нас столь дорогою ценою! О, безумство! О, ярость! О, сребролюбие! О, нетерпение! О, нелюбовь! Осуждаю себя всем сердцем, и всем разумом, и всею силою! Помилуй меня, Господи!

5 ноября. Благодарю Господа, удивившего на мне вчера великую милость Свою в непреткновенном, громогласном служении литургии и наипаче в чудном оживотворении по причащении Божественных Таин; потом избавившего меня от искушения протоиерейского (отца Павла) и отъявшего тесноту и смущение.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать дерзновения великого и сладость Божественную при совершении утрени, особенно при чтении канонов дневных из Октоиха и из Минеи месячной. Благодарю Господа за богатство утешения, веры, упования, умиления. О, сколь велико быть членом Церкви и прославлять всегда Господа, Пречистую Богородицу, Ангельские силы и всех святых Божиих! Чувствуешь, что ты не одинок, но составляешь маленькое звено в этой чудной, животворной цепи Божией – живой камень в этом божественном здании, в Церкви Божией.

Благодарю Господа, оживотворившего меня чудно причащением Святых Таин. Согрешил пред Господом, презрев чревоугодия и сластолюбия ради брата моего Ивана Фиделина, созданного, как и я, по образу, но обезображенного болезнию и лишенного света очию и благообразия зрения; соискупленного, сочлена Христова, причастника Тела и Крови Христовых, отрожденного водою и Духом, запечатленного печатню Духа Святого, сонаследника Царства Христова. Согреших – разгордехся. Помянул Господь старые грехи мои за чревоугодие мое частое.

Крайне смущал и теснил меня враг бесплотный неприязнью и злобою к племяннику моему Ивану Фиделину за его неблагообразие, рябость, кривизну (глаза нет), неуклюжесть, а между тем он человек кроткий, справедливый, трудолюбивый, послушный, услужливый, добрый; он же член Христов, причастник Тела и Крови Его; он по образу и подобию. «Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» [1Цар.16:7]. Но лицеприятие очень обманчиво и есть грех. Как много грешим мы все, потомки Адама, лицеприятием и как ошибаемся в оценке людей!

Постная пища д ля меня вчера была крайне тяжела, особенно треска и в винегрете коренная рыба – осетрина. Много я пострадал из-за ней за вечерней и после ней: раздражительность, злость в сильной степени, теснота, слабость в голосе. Вперед в постные дни довольствоваться хлебом с водой или чаем с черным хлебом или пряником.

То-то мы из-за внешности-то совсем пренебрегаем внутренним и живем во внешнем, а не во внутреннем мире; пренебрегаем внутренними качествами, отдавая превосходство наружности, которая столь кратковременна. Лицемеры! Лицемеры! Нет у нас просвещенных очес сердца! Ослеплены сердечные очи наши страстьми житейскими, и у меня первого. Но «вся слава дщере царевы», то есть души человеческой, внутрь [Пс.44:14], а не вне, не в теле. Подумай ты, душа моя, дщерь Царя Небесного! Чем ты увлекаешься? Кому ты служишь? Достойно ли тебя гоняться за внешностью? Но смотри: из-за непривлекательной внешности ты презираешь образ Божий в человеке, всуе ненавидишь человека! Какая несправедливость! Какая обида! А как огорчаем мы этим человеколюбную утробу Божию, оскорбляем Духа Святого, коего мы храмы? О, прочь внешность!

Да взираю помимо ее на внутреннего человека, да не согрешаю так тяжко пред Богом!

Вчера я пострадал душевно и из-за Удальцова, из-за презорства его, высокомерия его, что он не приветствует при встрече и не уважает священного чина, пренебрегая и Самого Христа в нем, то есть в этом чине. Я молил Господа низложить его гордыню.

7 ноября. Вчера за всенощной и сегодня за утреней враг умертвил меня из-за новых серебряных часов, взятых мною у мастера Андрея [А...]. Крайне тягостно было лишение благодати Божией, которая прежде оживила меня духовно; сердце мое было как бы оковано хладной железной броней, было хладно, немощно, уныло, боязливо. Подлинно, где сокровище наше, ту й сердце наше [Мф.6:21]. И такая ничтожная вещь убила было все духовные интересы, веру, упование, любовь к Богу и человекам, желание высших, нетленных сокровищ. Много надо было понуждения, покаяния, молитв, слез, воздыханий, чтобы избавиться от этой ужасной беды омертвения душевного. К безумству я присоединил вчера новое безумство: поел мясных котлет с молоком, чего давно не бывало, и тем еще более ожесточил свое сердце – и это когда же? После толикократного причащения Святых Таин. О, невнимание! О, безумие! О, неблагодарность! О, свинство! Господь каждый день чудесно меня оживлял Своими Животворящими Тайнами, а я чревоугодием и пресыщением да сребролюбием умерщвлял снова душу свою, искупленную и толикократно искупаемую животворящими Тайнами. Мое сердце должно быть престолом Божиим, небом небесе или кадилом пламенеющим и благоухающим, пламенником любви к Богу и человекам, – а чем я его сделал и делаю? Хлевом скотским, вместилищем нечистых страстей.

Душа моя! Ты – образ Божий, ты – царская невеста, царская дщерь, церковь Бога Живого: тобою должен обладать только Господь, а не мир, не диавол со своими мерзостями, лжами, злобами, гордыней, и ты должна обладать собою, владычествовать над всеми страстями. Всё на земле должно быть для тебя сором, попираемым ногами: и злато, и сребро, и ткани драгоценные, и всё прекрасное и драгое, самая красота телесная, как тленная, должна быть пренебрегаема, – ты должна возлюбить красоту нетленную, духовную, вечную красоту Жениха Христа; бесценный драгий камень – Христа и злато чистое – Христа.

Христианство так возвышенно, так свято, что нужно иметь чистый ум и чистое сердце, чтобы созерцать, постигать и любить его всем сердцем и вкушать сладчайшие плоды его, поэтому сердцем нашим не должны обладать ни гордость, ни зависть, ни корыстолюбие и жестокосердие, ни сладострастие, ни суетность, ни честолюбие, ни лукавство, ни невоздержание, но смирение, искреннее доброжелательство, нестяжательность, милосердие, воздержание и пост.

У Ивана Иванова вчера поел я пирога с рыбой, а дома мяса вечером – и как полагал, так и сделалось: у меня завалило горло, сделалась осиплость, безголосица от избытка густой пищи. Знаю, знаю это!

Владычица Богородица свята, как свят Господь Бог, милосерда, как милосерд Господь. «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» [Лев.19:2]; «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд [Лк.6:36]. Она совершенна, как совершен Отец Небесный. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» [Мф.5:48].

7 ноября. Воскресенье после обедни. Благодарю Господа, сотворившего со мною знамение во благо до обедни при чтении акафистов Спасителю и Божией Матери и канонов Спасителю и святому Ангелу Хранителю в обильных слезах умиления и в последовавшем от них мире и пространстве духа, и во время обедни в непреткновенном служении, хотя при борьбе с противными силами, особенно же в причащении животворящих Таин, коими я чудно оживотворился. (Нога правая сегодня после обедни сильно болела, дома поправилась.)

Господи! Помяни отроковицу Анастасию, и взыщи заблудшую, и возврати ее в дом ее; сними с нее неразумное, злобное проклятие матери ее и спаси ее. Аминь.

8 ноября. Согрешил я пред Господом и пред людьми, отзываясь очень резко о бывшем товарище отце протоиерее Матфее в квартире Николая Михайловича Семенова. Своим резким отзывом о нем я вызвал протест со стороны Елисаветы Михайловны, моей духовной дочери, которая грозилась оставить меня и перейти к другому духовнику. Наука мне вперед не говорить недостойные речи о брате, который покинул мир и принял иноческий образ и с тем вместе, может быть, глубоко осудил сам себя и помилован Богом. Если Бог принял его, простив грехи ему, то кто я, осуждающий его! Да не буду впредь резко осуждать брата и для того, чтобы не подать другим соблазна; надо покрывать их недостатки, ибо «любовь все покрывает» [1Кор.13:7], всему снисходит, не мыслит и не говорит зла о брате. Вот себя самого я должен осуждать строго на всякий день. Мимошедшее прости мне, Господи! Да простят мне мой грех и сестры Семенова Николая Михайловича. Каюсь искренно, Господи мой, Господи! И знаю, что несть грех, побеждающий человеколюбие Твое! Но да буду впредь и сам человеколюбив относительно братий. Ведь и они могут говорить обо мне худо – а разве это было бы мне приятно? Не желая этого себе, да не желаю этого и брату и своими резкими отзывами да не вызываю других на резкие обо мне отзывы.

8 ноября. Благодарю Тебя, многомилостиво и благопослушливе Господи, за силы Твои, явленные во мне в избавлении меня от великих немощей духа и тела во время молебствия в четвертом экипаже у матросов, при собрании офицеров и низших чинов, и в даровании мне дерзновения, бодрости и смелости, теплоты и свободы сердца. Благодарю Тебя за милости Твои, явленные мне в служении литургии, особенно в причащении Святых Таин, ожививших меня; потом, когда я преткнулся от боязни и немощи духа и тела при говорении отпуста, – Ты снова по молитве моей восставил и утвердил душу мою, даровав мне чувство достоинства и дерзновение прочитать непреткновенно Евангелие о плевелах сельных. Благодарю Тебя, яко грешна суща мя милуеши и помогавши мне.

Всё разнообразие и всю обрядность величественных богослужений Православной Церкви можно привести для ясности и легчайшего удержания его в памяти и для лучшего обстоятельного понимания его и для большего воздействия на нас – к простым началам: свеча, лампадка означает огнь сердечной любви к Богу и святому или что святые суть светильники, горящие и светящие нам своею верою, упованием, любовию, добродетелями; огонь означает также нашу горячую любовь к Богу и святому и нашу пламенную молитву, нашу горячую любовь друг ко другу; кадило с горячими углями и благовонным фимиамом означает благоухание святости и правды Божией, Божией Матери, святых Ангелов и святых человеков, напоминает и внушает нам о святости и правде жития нашего; благоуханию противоположен смрад, зловоние: таковы грехи, порочные страсти и наклонности наши, которые мы должны пожигать и искоренять пламенным покаянием и затем облагоухать душу добродетелями – смирением, кротостью, незлобием, целомудрием (как цветами или как фимиамом). Развить всё с Божией помощью. Открытие царских врат – отверзение рая; главопреклонение – покорность, смирение; «Господи, помилуй» – вопль грешника кающегося о помиловании, напоминающий молитву мытаря.

Обряды совершенно сообразны с духом Священного Писания, в котором так много образного или символического, и с премудростью Божией, которая часто и весьма часто отверзает уста своя в притчах и аллегориях, чтобы дать место нашему любознанию и деятельности нашей мысли, ибо без труда, легко познаваемое или приобретаемое легко и забывается, не ценится, и чтобы осязательнее представить нам известные истины и правила жизни.

Ты славишься как муж благий, милостынодавец, молитвенник, воздержник, любитель ближних, а между тем в тебе, во глубине твоего сердца живет всякий грех: злоба, зависть, недоброжелательство, самолюбие, сластолюбие и алчность, лицеприятие, ненависть туне к ближнему, например из-за неблагообразия лица, блуд, невоздержание, нетерпение, ропот, хула, мерзость, леность, нерадение, человекоугодие, потворство, суетный страх, тщеславие, частая ложь, лицемерие, любостяжание и сребролюбие, непослушание, своенравие и упрямство, суровость, жестокосердие, скупость, дерзость, малодушие и иные бесчисленные страсти. О, окаянный ты человече! Покайся немедленно и исправь сердце свое, да не будешь посечен, как бесплодная смоковница.

Душа дороже всего на свете, всего мира – спасай день и ночь душу твою, непрестанно прибегай к Церкви.

Следить надо мысль Церкви во всех обрядах и в самых священных сосудах и одеждах: так, одеждою священника, именно фелонью, Церковь хочет показать христианам, что священник есть ангел Господа Вседержителя, предстоящий престолу Его, возвещающий волю Божию людям.

Внешность (лицо) в человеке ничего не значит для Бога, каков бы ни был человек – красивый или безобразный, ибо Бог смотрит на сердце, каково оно: доброе или злое, лукавое или простое. Человек в высшей степени некрасивый бывает прекрасен душой – и человек красивой наружности бывает лукавым, злым, гордым, неверным.

10 ноября. Едва диавол не ввел меня в блуд сонною грезою (Анна Константиновна свояченица). Я пробудился, встал, помолился, покаялся. Господь простил и спас. Да не прельщаюсь никогда красотою женскою. Есть нетленная, истинная, первообразная красота – к ней да прилепляемся всем сердцем. Красота тварей есть только слабая тень красоты Творческой. Он – Творец – красота наша, Жених душ наших; Он благоукрашает души, а души сообщают красоту телам, ибо без души тело безобразно, тленно.

13-го ноября 1876 года. Утро. Восемь часов.

Окаянный я, страдаю злою подозрительностью, от диавола прибывающею, от того теряю благодать Божию и мир душевный, свободу воли. Так, отца диакона Софронова я подозревал в коварстве и недоброжелательстве ко мне из-за пустого повода, что он не целовал руку при служении – только в некоторых случаях; диавол разжигал меня на него злобою и огнем адским, раздирал мои внутренности. Я молился Господу и просил даровать нам взаимную любовь – и дал Господь. Я подошел к нему поздороваться, и он преусердно поздоровался со мною и руку поцеловал. Вот что Господь сделал! Вот как враг клеветал.

12 ноября.

Увы мне! По причине сластолюбия и честолюбия моего я жалким образом побежден был от лукавого во время ранней обедни от Хреновой; озлобился я на диакона Петра А. Софронова за то, что он несколько раз не поцеловал руки иерея служащего в случае, когда уставом положено целовать, – и не мог победить в себе чувства неприязни к диакону, предполагая в нем лукавство и неуважение к моему лицу. А надо было сохранить любовь и мир. Согрешил я пред Господом и пред братом! О, как я немощен и несовершенен в сердце моем! О, как сластолюбие опустошает душу, обессиливает ее, иссушает в ней любовь христианскую! Да и с нищими я груб и суров, без любви, кротости и усердия, подаю милостыню, а с досадой, гневом, неохотою! Окаянный я человек! Исправи мя, Господи! Даруй мне любити души, любить ближних, как себя.

12 ноября. Благодарю Господа, явившего мне помощь и милость Свою утром нынешнего дня, после того как я, разгневавшись и раскричавшись на двух нищих и подав милостыню (по пятнадцать копеек), покаялся в своей ярости и скупости и осудил себя всем разумом, всем сердцем, всею силою.

13 ноября. Три часа пополудни. Славлю, превозношу, благодарю Тебя, Господи, за все чудеса милости Твоей, яже удивил еси на мне в день сей, когда я был в душевной беде – в пленении у диавола, из-за ревнивого неудовлетворения мною желания жены моей выбрать все лучшие платки из моего комода, ибо я отказал ей в том с негодованием, сказав, что не позволю ей этого, а она обиделась и стала браниться и укорять меня, что я не даю ей воли, как другие батюшки, и что деньги не все ей отдаю. Я скрепя сердце удалился от нее и пошел на свежий воздух, где долго гулял, молился Господу о прощении и примирении нашем: и Господь сотворил чудо, даровав мне глубокий мир и дерзновение после смятения, скорби и тесноты. Слава Господу моему, спасающему меня. Спаси, Господи, и жену мою, ибо она враждует еще против меня.

Из-за платков пестрых горько оскорбила меня жена моя, да не вменит ей Господь. Как сатана, искусила она меня: я не мог не проплакать. Сколько женщина бывает иногда добра, столько, и еще больше, зла – но никогда не бывает она постоянно добра!

Во всяком человеке уважай неизменно божественное начало – образ Божий, душу человека, разумную, самовластную, бессмертную; для нее – все считай за ничто, ибо и весь мир пред ней – ничто. «Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою и другого отщетит 53? или что даст человек измену [рус.: выкуп] за душу свою? приити бо имать Сын Человеческий... и тогда воздаст комуждо по деянием его» [Мф.16:26–27]. Господи, спаси и помилуй нас. 14 ноября 1876 года.

Цели христианского звания – освящения и вечной жизни – должен всеусильно достигать всякий христианин, и прежде всего – «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» [Мф.6:33], то есть временные блага, вещественные, или успехи в житейском быту. А мы как живем? Что у нас на первом месте? Мы живем наизнанку.

Я, окаянный, превзошел страстями всех, от Адама согрешивших, прежде закона до Моисея, и в законе и по законе, и после пришествия благодати. Сколько же мне, окаянному, милости явил и являет Господь, спасая меня от бесчисленных моих прегрешений на всякий день, милуя меня и не погубляя меня доселе за грехи мои? Поистине без числа! О, лейтесь, слезы, из очей моих день и ночь пред моим Благодетелем и Спасителем Богом! «Отступите от мене, вси укорителие мои, яко услыша Господь глас плача моего» [Пс.6:9].

Господи! Отыми на век укоризну, которою укорила меня жена моя, что я терплю наказание от Тебя, препинаясь в служении по действу диавола. Дай мне благодать служить непреткновенно всегда, везде, пред всеми. Буди! Аминь.

«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» [Откр.3:19], говорит Господь. Вот и меня, окаянного, обличает и наказует Господь. Слава Господу!

Святые отцы говорят, что если в служении не искушает нас лукавый, то это недобрый знак и служение наше мало угодно Богу. Искушение – знак добрый; оно значит, что служение наше благоплодно и приятно Богу, хотя, впрочем, мы должны по справедливости это восписовать Богу, а не своему недостоинству, ибо когда я достойно служу Господу и предстою страшному Его престолу? Никогда: я всегда земный, страстный, грубый, нечистый, хладный.

Ангельское одеяние священника во время службы (риза, фелонь) и вне службы – ряса с широкими рукавами, длинная, внушать должна ему, что он должен быть свят, незлобив, бесстрастен, небесен, неусыпен на страже спасения, как ангел; что должен возвещать всегда волю Божию людям, правду Божию, да не заблуждаются до конца люди.

Господи! Отпущаю жене моей все ее обиды, от сердца отпущаю: отпусти и Ты, Благодетелю, и ей и мне грехи.

К горьким плодам падения человека во Адаме относится избыток зла в человеке: в преизбытке зла человек склонен видеть в другом человеке больше зло, чем добро, желать зла, бесчестия – унижения, вреда, развращения ближнему, особенно сопернику, недругу, соседу, товарищу недоброму, и это зло в человеке мучит прежде всего его самого и делает его жалким орудием греха и диавола, виновника его. Напротив, как спокоен и доволен человек добрый, желающий искренно всегда всякому человеку добра, как самому себе, и по возможности делающий всем добро! Он в себе самом носит источник счастья. Священник особенно должен быть проникнут искреннею и совершенною ко всем любовью, как орган Духа Святого по проповеданию слова Божия, совершению богослужения и Таинств, дышащих высочайшей и чистейшей любовью к человечеству, и по духу отеческой любви в пастырстве и руководстве верующих к христианскому совершенству и к вечной жизни.

18 ноября. Согрешил я много пред Богом и ближними в том, что вчера ярился на нищих, пришедших ко мне не вовремя (конечно, они не знали того), и одному из них с гневом сказал: хоть бы ты исчез куда-нибудь! О, ярость бессловесная! О, алчность к деньгам! О, гордыня! О, безверие! О, ненадеяние на Господа! О, вражда напрасная! О, жестокосердие! Боже, и еще буди милостив мне, грешному! Каюсь, и плачу, и стеню о грехах своих.

18 ноября. Польза поста. В первый же день я почувствовал его пользу, особенно ночью, в покойном и здоровом сне и в сердечной легкости. На ночь открывал форточку, освежил воздух.

Видел сон, обличающий меня: я был в гостинице, взял номер для себя, где встретил пьющих простолюдинов, заказал две рюмки вина (портвейна красного и хересу); долго не несли: я рассердился, разбранился, грозил полицией; жену трактирщика распек, что ее муж и за бутылку хереса раз деньги мои взял, а вина не дал. Это моя жадность к вину и нетерпение, гневливость. Господи, помилуй меня!

Я согрешил пред Богом: 14 ноября, в память святого апостола Филиппа на именинах Филиппа Степанова ел и пил поспешно и много, с жадностью, хотя без особого желания, по привычке какой-то недоброй; глаза разбежались по множеству яств и питий. Каюсь пред Богом моим.

18. Благодарю Господа всем сердцем за величайшую Его ко мне милость в избавлении меня от огорчения на свояченицу и на нищих и от смятения и тесноты сердечной, последовавших за тем. Воззвал я ко Господу в покаянии, с верою и упованием несомненным – и сподобился милости Всеблагого Владыки. Слава Ему!

Вера христианская! Сколь ты возвышенна, премудра, истинна, праведна, свята, любезна, блаженна! Какой возвышенный ум надо, чтобы содержать все твои истины, вожделенные, сладостные, вечные! Какое чистое сердце нужно, чтобы воспринять тебя в существо наше! Какая благая, совершенная, решительная, твердейшая воля нужна, чтобы для тебя жертвовать всем дорогим в мире!

Благодарю Господа, сопричислившего меня к Царству благодати Своея. И действительно царствует в Церкви благодать: она непрестанно побеждает множество беззаконий наших, очищает их, просвещает нас, милует, укрепляет, оживотворяет, прославляет.

18 ноября. 1876. Четверг. Утро, десять с половиной часов.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно раннюю литургию и причаститься на жизнь и радость пречистых и животворящих Его Таин. О, сколь вожделенны Тело и Кровь Божия! Они дают мне пакибытие после смерти греховной.

Благодарю Господа, одолевшего неприязнь мою к жене за ее злобу против меня и моих кровных сродников и исцелившего тоску и скорбь сердца моего о размолвке моей с женою, которой я не хотел и не начинал, ибо она начала за обедом. Благодарю Господа, услышавшего милостиво молитву мою, принесенную Ему на чистом воздухе в церковном дворе, в одиннадцать часов ночи. Теперь двенадцать.

В кресте, как бы в фокусе, изображается все домостроительство нашего спасения Господом: и воплощение, и страдания, и смерть с воскресением Господа нашего Иисуса Христа; на нем изображается Отец Небесный, правде Коего принесена такая страшная, бесконечная Жертва, и Дух Святый, от Отца исходящий и на Сыне почивающий и в мир вошедший крестом и содевающий наше спасение; и Иисус Христос, Сын Божий, пострадавший и умерший за грехи мира. Крест потому есть величественное и чудное знамение и великая животворящая сила для верующих.

Нужно жалеть, а не ненавидеть людей в том случае, когда они худо говорят и поступают с нами, ибо они бывают сами жертвою подозрительности, зависти, гордости, мечтательности, предрассудка, невежества, лихоимства, пьянства и других страстей, коими так жестоко страдает род человеческий. О них надо молиться со слезами Богу. Злоба же увеличивает зло.

Помяни, Господи, жене моей Елисавете о великих щедротах Твоих в толикие (21) годы, яко ни в чем же ей тер- пети нужду, но жила она во всяком изобилии и что я не был для нее пустыней; отыми от сердца ее злобу, зависть, алчность, вражду ко мне и к кровным моим. Так же и с сестрою ее Анною сделай то же, молю Тебя, ибо все мы под державою Твоею; да не будет в нас раздора, неприязни, ссоры во век, но да будет любовь, мир и истина.

19 ноября. Пятница. Благодарю Господа за неизреченную милость, явленную во мне в непреткновенном, со дерзновением служении ранней литургии и в животворном причащении пречистых Таин Христовых после такой бесовской бури, которая была во мне вчера, по капризам и озлоблению неправедному на меня жены моей Елисаветы. Но да простит ей Господь, вразумив ее подобающим образом. Благодарю Господа, принявшего усердную молитву мою и горячие слезы мои – ночью и утром.

Благодарю Господа, услышавшего всеусильную и всесердечную молитву мою о примирении моем с женою и жены со мною: пришедши домой, я нашел ее, к удивлению, расположенною и ласковою ко мне, как родную.

Слава Господу! Какая давящая и щемящая сердце тоска была со мною целые сутки! А тут вдруг исчезла. Теперь я увидел свет очами.

О, алчность по толиких летах (21) священствования! О, нетвердость в уставах церковных! О, легкомыслие непостижимое! За ядь продавать врагу свое первородство [Евр.12:16]! Не ядию ли в тление люте пал Адам?54 Не падаю ли и я в ужасное тление чрез свое невоздержание – в тление, от которого милостиво и долготерпеливо спасал и спасает меня Господь мой, даруя мне, недостойному, пакибытие, жизнь из мертвых? Так, я поел сегодня у священника отца Петра Преображенского бульону мясного и выпил стакан молока после грибов, килек, постных щей, киселя сладкого из малины и картофельной муки! Разве мало было постных кушаньев? Разве не сыт я был одними постными, прекрасными, здоровыми кушаньями? Что за прихотливость? Доколе буду я раздражать Господа своим невоздержанием, своею прихотливостью? А между тем как я гостил и обедал, или удовлетворял своей прихоти у товарища, меня ждали человек двадцать нищих на морозе и, не дождавшись, ушли (осталось только шесть человек). Но каюсь и слезю пред Господом моим и милости прошу еще, и еще, и еще! Помилуй меня, немощного, Господи! За свою прихоть и невоздержание я был страшно и нагло низложен бесплотным врагом, всегда подстерегающим пяту мою, чтобы ужалить меня, – при крестинах во флигеле у Громова, у конторщика: я не мог выговаривать до конца молитв и не мог говорить ектении в начале крещения, одолел враг смущением и боязнью. И поделом! Стыдно, очень стыдно было быть в таком постыдном плену, а делать было нечего – сам продался ему своим невоздержанием! Чем я заглажу грех мой? Господи! Только слезами и Твоею благодатию! Заступи убо, спаси, помилуй и сохрани меня Твоею благодатию. Да будет слава, бесконечная слава благодати Твоей!

Как будто пост – не важная заповедь! Как будто чрез нарушение его не усиливается более и более мятежная, многогрешная плоть и не делается ещё более блудною, алчною, завистливою, гордою, злою, своенравною! Как будто чрез нарушение его не делается слабее и слабее в нас заповедь о любви к Богу и ближнему! Ибо человек делается плотию, духа не имущим и по плоти только любящим подобного себе, то есть из-за корысти, красоты, молодости, богатства, или пользы, или силы его! О, как важна заповедь Божия о посте! Как она очищает, просвещает, укрепляет и возвышает дух постящегося! Ибо и Сам Господь после поста возвратился в силе духовной в Галилею на проповедь Евангелия! О, сколь великой благодати, каких даров Божиих лишаюсь я чрез невоздержание!

20 ноября. Благодарю Господа, даровавшего мне и жене моей мир всежеланный и благодать совершить непреткновенно молитву родильнице и новорожденному Денисовым (купцу), после того как диавол пленил и наводил боязнь. Всякая благодать от Господа, и за всё благодарю Господа, да паче приложит мне Свою благодать. Буди. Аминь.

22. Слава Тебе, Господи, разрешающему связанных и освобождающему плененных врагом бесплотным, ибо Ты – пленным освобождение, слепым прозрение, отпущение сокрушенных во отраду. И ныне Ты соделал со мною сию милость. Утро. Пять часов. Понедельник.

15 ноября. Благодарю Тебя, Господи, за все милости Твои и силы Твои, явленные во мне нынешний день; за Твое благопослушество, скоропослушество, благоуветливость и благопременительность; много раз я согрешал озлоблением на нищих, меня постигала сильная скорбь и теснота за грехи мои – за злобу, скупость – но, когда я каялся искренно, Ты всегда прощал меня. Так было во время утрени и потом, в гимназии; дома, пред обедом, когда я преклонился пред иконой и покаялся, в доме Дмитриева, на вышке, пред молитвою родильнице, и много раз.

Бесчисленные действия и привычки наши ежедневно отзываются, запечатлеваются самолюбием: лакомство, курение табаку, жестокосердие, сребролюбие и проч. Поверь и [увидишь]. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» [Лк.6:31]. Излишество в домашней обстановке, в мебели, в посуде, в столе, в экипаже; театр. Мы и представить не можем, как много без числа согрешаем против заповеди о любви к Богу и ближнему, как мы до костей и мозгов проникнуты самолюбием, корыстолюбием, честолюбием и тщеславием, злобою и завистью, блудом, невоздержанием, своеволием, леностию, нерадением, ложью, человекоугодием, а не богоугодием, суетным стыдом, суетным страхом и боязнью. Тебе, Господи, Единому правда и святыня, нам же – стыдение лица: мы без числа грешны и неправедны.

21 ноября. Введение во Храм Пречистой Девы Марии. Воскресение. Вчера всенощную не служил, хотя был очередной. Отец Александр служил по моей просьбе; обедню позднюю я служил крайне немощный и больной духом и телом, в тесноте, бесовском страхе; накануне ночью случилась плотское искушение; с вечера я пил чай вторично сладкий; выпил без нужды стакан парного молока будто от кашля, а в самом деле по прихоти; с чаем ел булку, а она для меня, золотушного, вредна, голос отняла: царских имен выговорить не мог, «В первых помяни, Господи» и проч., тоже, заамвонную не всю прочел, пропустил несколько слов, отпуст не высказал, только конец: боязнь диавольская одолела. Прошлая неделя была для меня вообще бедственна: вышло и столкновение с женою.

На крестинах у Мячина прельстил шелковый платок во время Таинства, потому смущал враг, наводил боязнь, страх, прелесть, яд разливал. А платок что? – Платок. Как сопоставлять дело Крещения, пренебесного Таинства, и тленную вещь; когда я должен быть весь горним – прилепляюсь в такие великие минуты к дольнему? Что значит и весь мир в сравнении с одной душой? Сатана жалом своим одолел меня, страстного человека, и показал мне слабое место. Из-за своего пристрастия я от Бога отлучался сердцем и уязвлялся от диавола, был смущен, немощен.

На великом входе меня обессиливает и повергает в страх скверный помысел и мысль, что я, говоря редко, задержу лишнюю минуту народ в храме. Но надо Богу, а не людям говорить; не нужно огорчать Духа Божия своим малодушием и страхом, а надо смотреть на себя с самоуважением! О, как теряешь самоуважение из-за грехов! Унижая других, я унижаю себя самого.

Священник всегда должен быть на высоте бесстрастия и созерцания духовного, но особенно при совершении богослужений и Таинств; тут он должен быть как орел, высоко парящий, ничем земным не связанный, не плененный, свободный, погруженный всецело в Бога.

Враг бесплотный делал мне сегодня за утреней крайне много пакостей, смущая и препиная меня из-за выделенных на покупку кадила и на нищих денег из щедрого даяния за крестины у офицера Мячина – десяти рублей. Пять рублей [записать] в кружку, два на кадило и три рубля на нищих. Ибо треба была посторонняя, не в нашем приходе. Петербургский купец дал мне, а не братии. А я дал братии и бедным; избыток [...].

Благодарю Господа за все чудеса милости и силы Его, явленные во мне нынешний день за утреней, пред литургией и во время ее – в избавлении от многого борения противных сил и в помощи при служении, особенно за оживотворение Святыми Тайнами, хотя и после лукавые демоны бороли меня. Благодарю Господа, спасшего меня в гимназии от неподобных мыслей и ощущений – от воззрения к Нему сердечными очами в молитве. Благодарю Господа, явившего мне силу спасения дома, после обеда, когда я покаялся в неблагоразумно сказанном слове жене моей, коим она обиделась. За всё слава Богу! Не посрами меня никогда, Господи, яко уловах на Тя.

Согрешил тяжко пред Господом Богом моим, уязвив во гневе моем нищего, выдрав его жестоко за волосы за попрошайство и за прибавку к тому, что я дал ему (пятнадцать копеек). Благость, щедроты Божии этим я похулил, огорчил человеколюбную утробу Владыки моего, Господа Иисуса Христа, Духа Святого опечалил; член Христов и Самого Христа – Главу его зело оскорбил я, окаянный, неблагодарный, алчный, сребролюбивый, гневливый, блудный. Обвиняю себя, осуждаю себя всем сердцем, всем разумом, всею волею. Прости, Господи!

Воспитывай всего себя, человек: не один ум, но и сердце, и волю. Старайся, чтобы сердце твое было чисто, нескверно, неблудно, кротко, смиренно, незлобиво, терпеливо, милостиво и сочувственно ближним в их горе, нужде и болезни, просто, а не лукаво или двояко, постоянно и твердо в добродетели, а не легкомысленно и изменчиво, как флюгер, всегда мягко, а не жестко, не сурово и строптиво, не вспыльчиво, мужественно, а не боязливо, верующее, а не сумнящееся и не колеблющееся, в уповании твердое, любящее всех о Господе. Всё сие даруй мне, всеблагий и всещедрый Боже!

Благодарю Господа, яко и еще жив есмь сегодня, хотя по грехам моим я заслуживал бы смертного посечения, ибо вчера нищего сильно вырвал за волосы во гневе моем за недовольство и припрашивание. Господь в Своем бесконечном милосердии принял мое покаяние и помиловал меня, даровав мне жизнь, мир, пространство. Долго я умолял Его в скорби моей и тесноте сердца моего, ибо велика была вина моя. Благодарю Тебя, Блаже, милостиве, благоуветливе и благопременительне Владыко Господи!

В ночи видел сегодня сон – будто я в церкви Невского монастыря, при [митрополичьем] пасхальном богослужении, слушаю пасхальный канон. Видел митрополита, умиляющегося служением, оканчивающего служение и облачаемого.

24 ноября. Какое страшное растление внес в душу и тело мое грех обиды одного нищего, которого я в гневе выдрал за волосы больно, больно! За то мне самому было больно, больно, да так, что до ада низошла душа моя; противные силы терзали меня сильно во глубине сердца моего. И только покаянием да упованием на милосердие Божие, и наипаче причащением чудных Божественных животворящих Таин я избавился от ужасной духовной смерти. Святые Тайны соделали во мне дивное чудо избавления и силы Божией. Славлю и благодарю Господа.

Был я у купца Ал. Васильевича Мурашова на именинах. Не стоит ходить: случаев к пьянству много, приманки много, вина очень хорошие (Рауля). Хозяину слишком много лести расточается.

После утрени. Сильная бесовская буря и крайняя беда постигла меня во время утрени: я окружен и одолен был невидимыми врагами и не мог говорить ектении на полунощнице, в начале утрени и по шестопсалмии: полное бессилие почувствовал я в душе моей, хотя тело было здорово. Это Бог оставил меня Своею благодатию за нерадивое житие, за пьянство и чревоугодие на именинах у Ал.В.Мурашова и за ядение без молитвы. И это я делал после причащения Божественных Таин, сознательно, волею. Когда же я буду попирать плотские похоти? Доколе буду попирать Кровь Завета, которою я освятился и освящаюсь, обновляюсь, оживотворяюсь, воссоздаюсь? Ведь я знаю, что плоть моя блудная и всякому греху порабощена: как же я потворствую ей доселе, не удручаю ее, не распинаю её и бываю угодником диаволу и противником Христу! О, какое опустошение духовное делает во мне пьянство! Сегодня я испытал весь ужас его и оставление Божие [по достоянию].

Как много значит, что вчера вечерню не сам служил и заменился отцом Александром. Это для души моей потеря. (Вот тебе хваленое вино – тяжелое, дурманящее.)

25 ноября. Вчерашний день был для меня днем болезни и скорби, особенно время литургии: голова болела страшно от вчерашнего пирования у Ал. Мурашова, от его одуряющего вина, и после обедни болела она, и только после двух стаканов чаю у [...] Цветкова она перестала болеть. Но слава благодати причащения Святых Таин: они возродили меня паки, и я спасся от величайшей тли внутренностей моих, оживотворялся, победив благодатию Христовою лютые козни врага.

Благодарю Господа, милостиво приявшего мое покаяние нынешним утром и многократно спасшим меня от прегрешений моих, от смерти возведшего меня к жизни, от скорби в радость, от тесноты в пространство. Эта милость особенно была явна при говорении отпуста полунощницы и ектении. Но потом, когда началась утреня, я подумал о сребропозолоченном наперсном кресте, лежащем у меня в столе, и подумал о продаже его – и тотчас смерть вошла во внутренности мои, и я не мог говорить малой сугубой ектении, и едва [...] чрез покаяние и в состоянии был говорить великую ектению. Вот как опасно на месте святом думать о земном, о продаже Господа за сребреники. «Страшно место сие: несть сие [рус.: это не иное что], но дом Божий, и сия врата небесная» [Быт.28:17]. Истинно Церковь есть земное небо: Господь, един Господь моя доля, а не земные вещи, наслаждения и почести, ибо они причиняют смерть. О, да распну я плоть мою, умертвительницу мою, пленяющую меня каждый день любосластием, любовещием и любочестием. Бога единого да приобрящу. Он мое сокровище, моя красота, моя сладость, моя честь и слава, моя награда.

[Страдав] «уби страсти Господь» 55. Слава страданиям Твоим, источившим миру жизнь и оставление прегрешений. Слава страданиям Твоим, убивающим непрестанно страсти мои, исцеляющим лютые раны страстей моих. Слава Кресту Твоему, с которого доселе непрестанно струится пречистая кровь Владыки моего и дарует мне жизнь и нетление.

Благодарю Господа, дающего мне дивное здравие душевное и телесное в очередную мою седмицу, по причине служения Ему, Владыке живота, и – причащения святых животворящих Его Таин. Слава, слава, слава Господу!

«Паси овцы Моя» [Ин.21:15–17]. И я услышал глас от Господа, подобно апостолу Петру, повелевающий мне пасти словесных овец. Сознаю высоту сана и соединенных с ним обязанностей, чувствую свою немощь и свое недостоинство к прохождению высочайшего на земле служения священнического, но уповаю на благодать и милость Божию, немощная врачующую и оскудевающая восполняющую 60. Знаю, что может более или менее сделать меня достойным этого сана и способным проходить это звание. Это – любовь ко Христу и к вам. Потому Господь, восстановляя отрекшегося ученика в звание апостола, прежде спросил его: «любишь ли Мя?» – и после каждого ответа его: «люблю Тя», повторял ему: «паси овцы Моя, паси агнцы Моя». Любовь – великая сила: она и немощного делает сильным. Да даст любвеобильный ко всем Господь и мне искру этой любви и да воспламеняет ее во мне Духом Святым. Высоко, я сказал, звание священника, ибо чей это сан? Сан Христов: Он есть единственный Первосвященник, первый и последний, жертвоприносящий и приносимый, приемлющий и раздаваемый; Он Альфа и Омега, первый и последний; мы облечены благодатию Его священства, Он Сам в нас и через нас священствует. Поэтому и мы сами должны глубоко уважать свой сан, и вы, братия, должны, для вашего собственного достоинства и спасения, глубоко уважать этот сан и повиноваться носящим его, снисходить нашим немощам и недостаткам. Ибо мы, хотя возвеличены саном, но природа наша одинаковая с вашей, немощная и подверженная преткновениям. И как человек смертный может вполне соответствовать высоте и святости сана священнического? Если взять во внимание то одно, что священник, предстоя самому Престолу Божию в земном храме, должен так часто совершать животворящие и страшные Тайны Христовы, ходатайствовать о всем мире, приносить Жертву благодарения о всех святых, «праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, евангелистах, мучениках, воздержниках и о всяком духе праведном, в вере скончавшемся» , молиться о живых и умерших, – то какое ангельское достоинство нужно для того? Моей ли немощи это дело, когда я по грехам моим не смею и за себя открыть рта, чтобы умолить Небесное правосудие и милосердие о моих собственных грехах? Несть: это уже дело вышней благодати, это – дело безмерных заслуг Христовых: Он – Ходатай и приемлющий ходатайство. А если брать еще во внимание совершение прочих Таинств, особенно Крещения, Миропомазания, Покаяния, Брака, Елеосвящения, – какая требуется святыня, какое богатство любви Христовой от священника, совершающего эти Таинства! Ибо во всех молитвах и священнодействиях дышит дух бесконечной любви Божией к роду человеческому, дух святыни, правды, нетления. А проповедание слова Божия и возвещение вечных истин Евангелия понятным для всех языком, проникнутым духом евангельской любви, чтобы научить, исправить, утвердить, руководить ко стези, ведущей в вечность, – какая это высокая и трудная обязанность! Без сомнения, во всем [этом поможет] благодать Божия и ваше внимание и христианская ко мне любовь. И вы, христолюбцы, братия и сестры, без сомнения, не откажете мне в них ради Самого Пастыреначальника Христа, поставившего меня вам пастырем. Первое немощное мое слово заключу благожеланием Апостола [...]: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа буди со всеми вами». Аминь.

Горе, сердечное горе было мне сегодня за утреней от употребления скоромного мясного супа, оставшегося от обеда детей и подогретого вечером: он перепрел, покрыт был жиром, и потому желудочные нервы пришли от него в крайнее бессилие и расстройство, несмотря на продолжительную прогулку перед ночью и поутру; камнем на сердце лег мне этот суп – и не только по вышеизложенной причине, но и потому, что я преступил заповедь о посте и продал душу свою врагу чрез вольное преступление заповеди. Я и чувствовал над собой его влияние; я крепко боролся с ним, а он крепко упорствовал, парализуя меня, покрывая мглою, запиная, объемля демонострашием, не давая говорить. Но благодать победила грех мой за покаяние мое – и враг наконец убежал, хотя только по окончании утрени. Ни за что прелого супа не есть, как и прелого чая не пить, и булки французской не есть; молоко в нужде можно пить – оно полезно.

Предшествие диакона в священнослужении означает важность священнического сана, как сана Христова и апостольского. Христу служили Ангелы; священнику служит диакон. Кроме того, диакон означает Предтечу Господня.

Сделал новое безумство или, лучше, старое повторил: на ночь поел сладкого киселя и рыбы жареной, зная хорошо, что вместимость моя малая и что потребности в пище нет, – за то ночью беспокойство сильное от плотского разжжения и вообще сон не совсем легкий. Когда я буду разумно жить и относительно пищи? Доколе буду увлекаться похотями плоти? Доколе буду жить хуже бессловесных? Я подобен человеку, у которого судно полно и почти тонет от тяжести, а он всё подкладывает тяжести, или у которого дом горит, а он сам еще подкладывает в него горючие вещества. Вот дела мои! Помилуй меня окаянного, Господи! 27 ноября 1876.

Согрешил я, испугав вчера нищих двух угрозою полиции, отчего они убежали.

27 ноября. Суббота. Горе мне было сегодня за утреней от вчерашнего киселя и жареной рыбы или, лучше, от неблаговременного ядения по прихоти; не надо было мне есть, сыт был: за утреней я не мог говорить ектению от обладания диавольского сердцем моим; всю утреню я не мог выбиться из его когтей. Но канон читал с большой смелостью. Сласти! Сласти! Какие вы наводите напасти!

Все животные организмы словесных существ и бессловесных создал Господь премудро, целесообразно, чисто, неблазненно, лепотно в начале, семь тысяч с половиной почти лет, и они существуют доселе, прекрасно отвечая его намерениям и целям, – а человеку грешнику, как я, и они блазнят и кажутся нечистыми и подстрекающими ко греху, потому что грешник хотел сделать нелепое употребление или предмет своей похоти лепотный организм. Но да будет слава всё Сотворившему премудро, чисто, неблазненно, лепотно, целесообразно; да удалятся нелепые помыслы и боязливая и нечистая блазнь; да утвердится сердце во святыни и целомудрии.

Благодарю Господа, избавившего меня во время литургии от скорби и тесноты и даровавшего мне благодать легко и свободно совершить ее и причаститься на радость и чудное оживление пречистых и животворящих Его Таин. Благодарю Господа за многократное в продолжение дня избавление от грехов и скорбей. Среди нас Господь действует непрестанно – да убоимся невидимого Его Существа, да ходим благоговейно во оправданиях Его.

Церковь – небо земное, особенно престол Господа: ничтоже земное да помышляет человек, стоя в храме, ибо Господь на месте сем, и лишь только на мгновение сердце уклонится к житейским помыслам и интересам: сластям, сокровищам, отличиям, как тотчас же оно предается скорби и тесноте, смерти духовной, и только с отчуждением от земных видов Господь милует человека и умиротворяет его. Мрак, скорбь, теснота, уничижение, смерть от помыслов земных во храме. То же действие производит на душу минутная неприязнь, зависть, ненависть, недоброжелательство к ближнему, блудное чувство, блудный помысл. Святы, целы, честны должны быть рабы Божии во всем житии.

Ничего общего, солидарного не имей со своей многострастною, душеубийственною плотию в похотях ее, с этим богопротивным трупом, источающим непрестанно гноение грехов и страстей бесчисленных. Распинай ее на всякий день и час. Дай ожить подавленному ею духу бессмертному, богоподобному.

Бока полны пищей, а душа пуста благодати.

«Премудрость! Вонмем!» – значит связь Ветхого Завета с Новым, ибо премудрость значит соответствие средств с целями, начал со следствиями, намерений, откровений, пророчеств и прообразований с исполнением их. Премудрость есть мысль высокая, выраженная кратко в стихе – прокимне. (Премудрость – логика пророчеств и прообразований, откровений с исполнением.)

Подавая милостыню, ты только меняешь тленное на нетленное благо, преходящее на вечное. Кто же в выигрыше? Я забываю, окаянный, что нищие несравненно больше меня одалживают, чем я их. Итак, я подавать должен усердно, с любовию, охотою, с радостью, со смирением и кротостью. Буди!

Или ты немедленно умерщвляй плоть свою, да жива будет душа твоя, или она умертвит тебя.

Чудная, живая, благодатная вода служба Твоя, Господи, слово Твое, мудрование духовное и всякое благо делание. Но смерть есть мудрование плотское, мирское (я подумал у престола о другом кресте моем наперсном, пожелав продать его, и умер душой, и говорить ектению не мог).

29 ноября. Благодарю Господа за чудное оживотворение животворящими Тайнами во время поздней литургии, за непреткновенное ее совершение и за проповедь собственного составления. Всегда хочу так служить, и составлять, и говорить для назидания верных. Даруй, Господи!

29. После вечерни. Благодарю Господа, непрестанно спасающего меня, когда я взываю к нему в тесноте греховной, и ныне многократно спасшего меня.

Все святые патриархи, пророки, апостолы, иерархи, мученики, преподобные и праведные были сильны и славны Богом. И мы не посрамимся, если будем всегда с Богом и будем умерщвлять живущий в нас грех, и сильны будем.

И едино мгновение без Бога, этого блага бесконечного, есть беда и смерть. И на едино мгновение оскорбить чем-либо такую бесконечную благость есть тяжкий грех и безумие. Как же мы непрестанно оскорбляем Его?

Приходи чаще в церковь славить Господа или соболезновать о своей духовной немощи и своей бедности духовной и греховности – никто сильнее и искреннее не поболит с тобою, как Церковь: ее лучшие чада испытали всё то, что испытал ты: немоществовали, как ты, согрешали, как и ты. Она не таит от тебя, что язва греха лютая всех коснулась, уязвила, растлила, и все они плакали, молились, страдали, скорбели, подвергались великим искушениям. И тебе легче будет скорбеть, терпеть, искушения терпеть.

Слава Господу чудному и ныне меня державно спасшему. 30 ноября.

30 ноября. Благодарю Господа, спасшего меня, по молитве моей, от убийственного для души моей диавольского блазнения, поразившего меня мерзостью своею при чтении входных молитв и при поклонении вместе с протоиереем отцом Павлом и другим отцом Павлом и даровавшего мне мир, святыню и жизнь. Потом я имел умиление. О, нагота и бедность моей души поразительная! Без Господа я ни на мгновенье не могу одолеть греха и жить в правде!

К концу дня, особенно вечером, сильно болела правая ступня, особенно пальцы, хоть ревом кричи, – от полноты желудка и от питья вина виноградного у старосты и у Попова.

Благодарю Господа, чудно оживотворившего мертвенное существо мое причастием Святых Таин на литургии. О, жизнь! О, сладость!

* * *

51

Капитан-лейтенант – высшее из званий младших офицеров военно-морского флота некоторых стран; в Германии и России соответствует капитану армии. В старину также армейское воинское звание, ниже звания капитана. Буквально – «заместитель капитана» как командира корабля или роты. В русской армии и инженерных войсках – обер-офицерский чин X класса, IX класса в артиллерии, VIII класса в гвардии в Табеле о рангах до 1730 года. В 1730–1798 годы назывался капитан-поручик, затем – штабс-капитан; соответствует современному старшему лейтенанту. В русском флоте – младший штаб-офицерский чин VIII класса, соответствовавший чину майора армии. Введен в 1713 году и существовал до 1884 года. Был восстановлен 9 июня 1907 г. и вновь упразднен 6 декабря 1911 года.

52

Молитва Пресвятой Богородице «О Тебе радуется».

53

Отщетит (церк.-слав.) – причинит вред, изъян, убыток.

54

Ср.: Ирмос 9-й песни канона умилительного ко Господу нашему Иисусу Христу.

55

Икос канона Честному Кресту.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 20: 1876-1877. - 2013. - 458, [5] с., [1] л. портр.

Комментарии для сайта Cackle