Апрель
1 апреля
Четверг Светлой недели. Пришел к концу утрени: проспал. Встал довольно легко, но чувствовал некоторый нелад в теле оттого, что на ночь поел черной икры с ржаным хлебом, и поел довольно. На ночь избегать есть всего обременяющего.
Вчера, 31-го марта поутру, часов в семь с половиной, напился чаю сладкого и с куличом, оттого сердце стало немощно для молитвы: служа молебен, я претыкался по наветам врага. Надо непрестанно возгревать в себе благодать и воздержание наблюдать неотменно.
2 апреля
Вчера и третьего дня, как и сегодня, понос, и по этому случаю не служил вечерни и всенощную служить отказался. Огорчение со стороны отца протоиерея и дьячка Кутузова. Ради поправления желудка я выпил рюмку коньяку: дьячок передал это протоиерею, а тот выговор прислал мне чрез мою прислугу, чтоб я меньше пил коньяку, как будто я пьяница. Бог да простит ему клевету его. Когда я был очень огорчен этим, Бог утешил меня искренним участием моих добрых знакомых Горемыкиных. Мать Варвара Николаевна Горемыкина прислала сына своего, подполковника артиллерии Ивана Дмитриевича с бутылкою сваренного с корицей и гвоздикой кагору с выражением глубокого соболезнования о моей немощи. Награди их, Господи, всем воздающий по делам; в нюже28 меру мерят, да возмерится им. Кто будет верить чувству наших собратий – отцов протоиереев? Все основано у них на одном интересе, на деньгах, и за деньги готовы они продать сто раз брата своего: ни в грош тебя не ставят. Бог да судит им.
Нас иногда ни в грош не ставят потому, что и мы не ставим в грош, не уважаем тех, которые нас не уважают. Большею частию это бывает между братиею по служению и, увы, между духовною братиею, и между духовною братиею наибольше бывает вражда из-за денег. Деньги, деньги мутят тех, которые должны бы зреть непрестанно горé и жить во взаимной любви, в смирении и незлобии, в терпении и долготерпении.
Искреннее соучастие в моей скорби телесной и душевной гг. Горемыкиных да научит и меня искренно соболезновать людям в их скорбях.
Мне надо было бы сказать протоиерею: брани меня, – по примеру смиренного, кроткого и незлобивого Давида; а я сказал: прошу не бранить меня. Да не достоин ли я, чтоб меня и побранили?..
Лучше не передавать укорных слов, посылаемых к нам от кого-либо, а умолчать об них или передавать, хотя ложно, слова любви и благорасположения: тогда дух наш пребудет спокоен. А передавать слова вражды и зависти весьма вредно: они производят нередко в нетерпеливых и самолюбивых людях, к которым относятся эти слова, бурю душевную, возбуждают угасшую вражду и производят раздор. Надо иметь христианское терпение.
Отчего это происходит, что одно слово злое, слово клеветы, производит на нас самое неприятное впечатление, потрясает до глубины души, тогда как, напротив, иногда тысячи слов благих, например о Боге и Его делах в мире, вовсе не доходят до сердца и пропадают в воздухе? Приходит диавол и уносит слово [Лк. 8, 12], посеянное в сердцах людей, и он же, с другой стороны, всевает и возращает в наших сердцах семена злобы и не упускает ни малейшего случая насадить в нас вражду и зависть к ближним; одного взгляда ближнего на нас, часто невинного, достаточно, чтобы посеять в нас чувство вражды против него. Итак, не будем принимать к сердцу никакого зла, причиняемого нам ближними намеренно или ненамеренно, зная виновника оного и то, что мир весь во зле лежит от начала его, а будем благодушествовать при всяком наносимом оскорблении, молясь за оскорбляющих нас как за благодетелей, ибо и в самом оскорблении их часто слышатся слова благожелания, хотя и не от доброго сердца происходящие. Господь да вразумит их, да не поставит им греха сего. А мы будем осмотрительнее. Да не дадим место диаволу.
Отчего я не могу выговаривать провинившимся, например дьячку или другому кому, в духе спокойном, связно, ясно, плавно, а в волнении, в страсти, бессвязно? – Оттого, что я самолюбив, нелюбителен, зол, горд, не считаю себя достойным всякого порицания, а достойным похвалы; оттого, что не познал своих великих немощей и немощей ближнего, не познал свирепства греха в людях и многоразличных немощей души и тела. Любовь... не раздражается, не мыслит зла... все покрывает... никогда не перестает (1Кор. 13, 4 – 8). (Согрешил я: и на жену сильно раздражался в болезни за её настойчивые от любви предложения разных лечебных средств, вытирания живота и дачи капель.)
В этом веке мы согрешаем непрестанно, и между тем до того самолюбивы, что не хотим переносить никакого обличения, особенно пред другими, но в будущем веке прегрешения наши будут обличены пред всем миром. Памятуя это судилище ужасное, да переносим во смирении и незлобии обличения здешние и да исправляемся от всех наших недостатков и грехов, особенно да терпим обличения от начальников, а их да вразумит Господь не по злобе одной обличать, но с любовию и духом кротости.
Поступая таким несправедливым, насильственным образом, вы потеряете мало-помалу всякое благорасположение прихожан и братии своей и всякую власть над ними; вы будете повелевать только стенами, книгами и ризами.
Все мое внимание каждую минуту должна поглощать благость и любовь Божия; на злобу же человеческую мне должно быть некогда обращать внимание: она – ничтожная тень при свете Солнца. Бог да простит всех злых и да исправит.
Льстит29 и борет меня супостат и во сне и наяву мечтами своими, сластями своими, злобами своими, коварствами своими. Сохрани, Господи, от козней его и меня, и всех людей Твоих.
4 апреля
Фомино воскресение. Ранняя обедня (вместо поздней). Совершенное обнажение от благодати Божией вследствие продолжительного поноса и истечения семени ночью, нравственное бессилие, неспособность говорить: на проскомидии – молитву предложения, отпуст; пред обедней – благословение диакона, молитву тайную пред Евангелием при вручении его диакону; на великом входе – императрицу, наследника и пр.; дождь нам едиными усты и единем сердцем; И сподоби нас, Владыко; заамвонную молитву. По причащении ощутил во утробе огонь. Не служил с первого дня Пасхи – горе мне долго оставаться без причастия Пречистого Тела и Крови Господней. Враг совлекает с меня одежду силы и нетления и облекает в одежду страсти и немощей. 10 часов утра. Позднюю служил вместо меня отец Матфей. Пред дурною погодою (вчера пошел сильный дождь).
Благодарение Господу, доселе хранившему меня от больших неприятностей и обид братии, а чрез то и от сильных душевных потрясений, к которым я по слабости духа и тела особенно расположен. Благодарю Тебя, Отца Премилосердого, в самых потрясениях укрощавшего мои волнения и вводившего меня в тихую пристань благодати Своей или благодатного мира Своего. Аминь.
Свободу от страстей мятежных, мир с ближними даруй мне, Господи! Во всеоружие Твое духовное противу диавола и аггелов его облецы мене, Господи, сильный во брани. 4 апреля 1871.
Протоиерей в правду обличил меня, хотя и чрез прислугу мою и не с духом любви, и я должен с благодарностию принять обличение его в моей жадности, хотя она и имела благовидный предлог (поправить рюмкой коньяку желудок). Итак, приемлю с благодарностию и ничтоже вопреки глаголю. Господи, прости, восстави, заступи и сохрани нас Твоею благодатию, ибо мы Твои рабы, аще и согрешихом пред Тобою и друг пред другом. Да разрушатся козни вражии.
Праведный человек любит принимать обличения от других во грехах своих, а грешный не терпит обличения, оскорбляется на обличающих, жалуется на них пред товарищами, что вот-де какую напраслину он терпит от своих недоброжелателей или от своего недоброго начальника, потому что считает себя человеком исправным во всем житии и заслуживающим одной похвалы и чести, а не порицания и обличения. Таков я, грешный.
Итак, да принимаю с благодарностию и с радостию обличения во грехах и да возлюблю особенно резко выговаривающих мне, хотя бы чрез моих слуг и подчиненных, и да послужат они виновниками моего исправления, спасения, как и должно быть. Как похвалы питают тщеславие, так обличения производят смиренное о себе мнение. Потому истинный христианин не терпит похвал и любит обличения. Да обратит Господь все ко благу и да соделает самых врагов виновниками моего спасения и истинного возвышения, – мне же да подаст христианское смиренномудрие, незлобие и терпение. (Господи! Помилуй отца моего, протоиерея Павла, и возглаголи в сердце его благая о мне, рабе Твоем, и о всех братиях храма, и да настоятельствует он в духе кротости, смирения, благожелания, нестяжания, да воздает всем должная.)
Кто оскорбляется, раздражается на обижающих или ненавидящих нас или на неисправных, виновных, тот не имеет христианской любви в сердце, не исполняет закона Божия, а угождает лишь себе: истинная любовь ни на кого не раздражается, а всех жалеет, обо всех болезнует, всем желает всякого добра, и самым злейшим врагам своим. Кто Христов, тот да мудрствует и да поступает так. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его [Рим. 8, 9].
Все мое уныние, вся досада и слезы на протоиерея были агонией врага бесплотного. Сон. Директор без причины объявил мне отставку от законоучительства в гимназии. Урок мне. Я просил Господа отставить протоиерея за известные вины и даровать другого. Господь Сам знает.
Люби обличения праведные и неправедные от людей, чтобы исправиться здесь и не быть обличенным на Страшном суде пред всем миром, пред всеми Ангелами и человеками. О, нестерпимый страх и стыд страшного судилища Твоего, Господи!
Вчера и третьего дня (3-го и 4 апреля), да и сегодня ночью, был я игралищем врага бесплотного, послушав неправильной передачи слов протоиерея моею прислугою.
Сам отец протоиерей объяснил, что он, зная мое трезвое поведение, и не думал подозревать меня в пьянстве. Итак, я всю ночь почти напрасно лил слезы огорчения и в горести сердца молился о протоиерее, да вразумит его Господь или да даст нам другого настоятеля, правдивого.
5 апреля
Понедельник. Фомина неделя. Утреня. Был игралищем врага, который, как огненный клин какой, был в боках моих и, наводя на меня боязнь, не давал мне говорить спокойно и вовсе выговаривать иных слов на ектениях. На Кутузова опять-таки подвигся злобою за неисправность. А не надо, не надо: любовь никогда не перестает (1Кор. 13, 8); все покрывает... все переносит (1Кор. 13, 7), за буквой и формой не гонится, сущности закона крепко держится – любви к Богу и к тому, который по образу Его – к человеку.
Согрешил: на нищих огорчился; мальчика отринул.
Напустил на меня враг великое уныние из-за нескольких неприятных слов, переданных мне прислугою от протоиерея. А уныние – тяжкий грех, особенно в священнике.
Благодарю Господа за искушения, постигающие меня, хотя они и горьки: эти искушения служат к моему очищению и просвещению и спасению. Господь заставляет адского пса самого вылизывать свою блевотину, которую он извергает в меня.
5 апреля
Литургия. Благодарю Господа, сподобившего мя причастия Пречистых, Святых, небесных, бессмертных и животворящих Таин Своих после тяжких искушений в мир душевных моих сил, в легкость, здравие, радость, пространство. Но дома, при сидении за столом, из-за одного густого яйца, которое я скушал, потерял весь приобретенный мир жены ради, начавшей бранить меня из-за неразумной ревности о моем здоровье (а моей прихоти). Лучше вперед не обедать дома, а уходить из дома в гимназию не обедавши.
Своенравие, упрямство и жадность моя были сегодня причиною того, что крепко рассердился на любящую меня жену и предал её на словах сатане. Надо уступать любящей жене ради любви и после обедни никогда дома не есть, не обедать до вечера.
Благодарю Господа за дар мира с женою, по молитве моей о сем ко Господу; просишь мира у Господа – первый предложи мир тому, с кем нарушен мир, а не жди, когда тот придет просить у тебя мира. Я первый предложил жене мир, она подошла, подала руку, и мы, по милости Божией, помирились. Крайне тяжело было мне без мира в душе в классе, особенно в четвертом классе (на первой перемене).
От излишеств бывают флюсы, зубные и головные боли, как у меня вот флюсы на деснах от лишнего стакана чаю со сливками и от трески. Треска тяжела!
После поста, в который мы приучили желудок свой к легкой пище и к воздержанию, должно крайне осторожно вести себя в скоромное время и крайне умеренно употреблять скоромную пищу, особенно сливки, масло, мясо. Иначе может произойти продолжительное расстройство желудка, как и случилось это со мною на Светлой неделе и во всю неделю.
В ретивом наблюдении жены моей за мною, чтоб я не скушал чего-либо тяжелого для желудка, я вижу теперь великую и разумную любовь её ко мне, хранящую меня от дурных случайностей с моим желудком и с моим здоровием, и [должен] уважать голос её, хотя бы она и бранила меня с гневом за порывы мои к чему-либо приятному, но могущему иметь вредные последствия, как это было вчера, и не доводить её до раздражения и гнева. Согрешил в этом пред Богом и пред нею вчера, доведши и себя и её до крайнего раздражения съедением густого яйца.
Не предполагай ни в ком зла, но представляй всех людей более добрыми, чем злыми, хотя некоторые и действительно выражают злость; самую злобу приписывай исконному виновнику зла, уязвившему ею и человека, сотворенного по образу Божию и искупленного пречистою кровию Богочеловека.
6 апреля
Поздняя обедня. Радуница. Во время обедни и изъятия частей из просфор, когда дьячок Кутузов читал поминания и упала просфора, которую я велел Кутузову поднять, а он предоставил это сторожу, – возжегся во мне гнев на него (скрытый в сердце) за то, что он не хотел исполнить того, что ему сказано. Враг крайне сильно распалял злобу на него и щемил мое сердце; едва-едва усиленною молитвою я освободился от его насилия, а на великом входе все-таки от смущения не мог выговорить царских имен. Вообще, теснота была во всю литургию. Горе мне от свирепства вражия, от наветов и ловлений его. Господи, защити меня и даждь мне в искренней любви жити со всеми и обиды прощати.
Хорошо все слова молитв, или всю сущность молитв, при оглашении желающего креститься (при заклинании демона) и при чтении молитв водосвятных и последующих прилагать к себе, где следует. Чудные молитвы, богооткровенные молитвы! Как ясно выражена в них вся глубина нашего падения, нужда восстания и все благодеяния человеколюбца Бога, спасшего нас чрез Сына Своего Единородного!
Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить премирно Таинство Крещения в трактирном заведении, что в доме Никитина против склада Лакревского. Благодарю Господа, примирившего меня с чтецом Василием по молитве моей и даровавшего мне мир и пространство после смятения и тесноты. Да будет он мне всегда любезен как брат и соработник, а я ему любезен по благодати Божией.
7 апреля
Преподобного Георгия, епископа Митиленского30. Утро. Мороз и снег на земле, выпавший ночью. Мороз как будто связал мои внутренности: говорить мог с трудом великую ектению, имен царственных лиц не выговорил всех. Канон читал сам. Молитву Христе, Свете истинный... выговорил всю без запинки, свободно, по молитве моей пред сим. Благодарю Господа, не оставившего Своею помощию. При ектении великой призраком стоял на клиросе Константин Петрович Юденич: злое уныние. Пресвятую, Пречистую по навету бесовскому не всегда мог выговорить.
8 апреля
Утреню служил довольно благоуспешно, только не говорил от диавольского кознодейства молитву Христе, Свете истинный, и чрез то крайне огорчен был сатаною, а если бы выговорил от всего сердца, тогда был бы покоен; в этом беспокойстве по окончании утрени, выходя из северных врат алтаря для служения молебна Божией Матери, гневно взглянул на дьячка Кутузова и чрез то еще сильнее уязвился внутренно стрелами врага, палившими в продолжение всего молебна и потом, даже по приходе домой. Вот результаты печальные неискреннего, невсесердечного выговаривания молитв. Надо выговаривать всем сердцем. Брань идет с мысленным волком, с словесным волком, борющим в мысли, слове и в сердце. Надо в любви к Богу и ближнему крепиться и укрепляться день ото дня. Кутузов дьячок – вот ближний мой, на котором должна исполниться любовь моя, невзирая на вражду его, действительную или кажущуюся. А враг-то как подстрекает к вражде, точно огненными прутьями подгоняет, так и жарит меня, словно на раскаленной сковороде!
Жалеть надо всякого злого человека, а не злиться на него и не угождать тем сатане. Просто взирать на всякого врага, как на создание Божие, как на созданного по образу Божию и как на член свой, и не дышать на него злобою, то есть не быть диаволом, ибо человек злящийся есть диавол в то время, когда он злится. Надо быть всегда кротким, незлобивым, благосердым, терпеливым, как бы не замечающим злобы в других, надо побеждать благим, ласкою, благотворением злое, или злых людей. Избави Бог от злой подозрительности, при которой всё в ближнем обращают в худую сторону – движение, жест, взгляд, голос, поступь, каждое слово.
Ложь я: лживы, страстны непрестанно все стремления сердца моего – к злобе, зависти, гордости, презорству, унынию, ропоту, хуле, блуду, невоздержанию и жадности бесовской; к лености, нерадению о угождении Богу и спасении своей души и душ ближних; нерадению о делах службы, к своенравию, упрямству, непокорности, злорадству, зложелательству; к скупости, любостяжанию, сребролюбию, лицеприятию, мздоимству, человекоугодию, человеконадеянию, жестокосердию, самолюбию греховному, подозрительности, немиролюбию, нелюбию и прочим бесчисленным страстям. Итак, я не верю себе, ибо я ложь; не верю своим пагубным сердечным стремлениям, возмущающим душу мою, и не хочу ни на мгновение следовать им, ибо они-то составляют ветхого человека, которого должно совлечься, они-то суть плоть, которую должно распинать со страстями и похотями. Я должен быть истина, я должен быть облечен в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины [Еф. 4, 24], я должен облечься в благость, доброжелательство, благосердие, кротость, смирение, упование, терпение, в чистоту и целомудрие, воздержание, трудолюбие, бдение и молитву, в послушание, щедрость, нелицеприятие. Да поможет в этом Господь и Пресвятая Богородица.
Слова молитв церковных – злато духовное, жизненное, родник живой воды духовной, напояющий душу, прохлаждающий зной страстей; свет духовный, просвещающий души, сила Господня, укрепляющая душу, сладость духовная, услаждающая души благодатию Божиею.
9 апреля
Господи! Источниче жизни моея, благодарю Тебя за обилие жизни Твоей, дарованной мне по причащении животворящих Таин Твоих во время сегодняшней литургии, за мир, бодрость и веселие духа после тесноты, тягости, бессилия и уныния душевного, томивших меня во время литургии с самого начала проскомидии.
Благодарю Тя, Господи, яко даруеши мне новую жизнь каждый раз, когда я со слезами покаяния и благодарения совершаю Божественную литургию и причащаюсь пречистых и животворящих Таин Твоих. Твоим Святым Тайнам я обязан доселе продолжением бытия моего, непорочностию путей моих и доброю славою в людях Твоих. Да святится убо имя Твое великое паче и паче во мне и во всех людях Твоих, на нихже имя Твое святое нарицается, и во всем мире Твоем; да приидет Царствие Твое, царство правды, мира и радости во Святом Духе [Рим. 14, 17] во все сердца наши, как сказал Ты: вселюсь в них и буду ходить в них... И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями (2Кор. 6, 16, 18); и да будет воля Твоя святая, премудрая, всеблагая, всесовершенная, всеблаженнотворная, яко на небеси, и на земли во всех людях Твоих и во мне, грешном, ибо собственная воля наша ошибочна, близорука, греховна, гибельна, нелюбовна, зла, завистлива, горделива, ленива, роскошелюбива, сребролюбива, скупа!
Делая добро искренно другим, мы делаем его вместе и себе. Так, сегодня я помолился с искреннею верою, от всего сердца о младенце Петре Господу и Пречистой Богородице, и мне самому стало так легко-легко, мирно, светло, тепло, просторно в душе. Младенца Петра принесла ко мне на квартиру женщина, мать Мачихина, чтобы помолиться об нем: малютка болен сухоткой.
Давать милостыню нищим – значит приобретать, потому что подаянию дающего воздается от Бога чрез людей. Я замечал тысячу раз, что после обильной милостыни мне всегда было обильное приношение и я никогда не оскудевал в потребном. Сегодня мужичок пред вечерней просил у меня 80 копеек (прежде дано было ему 40). Я было сильно огорчился на него за вторичную просьбу, но потом [...] и ради нужды, и наипаче ради Христа, дал ему требуемое, – и что же? После вечерни выхожу из церкви, и знакомая женщина отдает мне на бедных именно 80 копеек – ни более, ни менее, как бы в возврат данных, а потом вечером опять принесла мне женщина рубль.
Чрез пристрастие мое к сластям бесплотный ненавистник Бога и человеков достигает исполнения своей чудовищной воли: его ненавистию я начинаю ненавидеть ближнего, который неумеренно, не так, как и не столько, сколько я бы хотел, употребляет мои сласти. Да презираю же я сласти, чтобы не отпадать мне от любви ближнего, который по образу Божию, и вместе от любви к Богу, ибо не любящий ближнего – образ Божий – не любит и Бога, живой образ Которого заключается в человеке. Да не люблю и себя, чтоб любить ближнего, ибо ветхий мой человек, или мое «я», есть диавол, а не я.
10 апреля
Благодарю Господа вседушно за помощь, ниспосланную Им мне во время служения утрени в присутствии двух наших протоиереев, присутствие коих наводило и наводит на меня во время служения какой-то непонятный бесовский страх. Усердная молитва изгнала страх, хотя не совершенно. Благодарю Господа, даровавшего мне силу восторжествовать над малодушием и рабством духа моего и укрепиться дерзновением. Страх и смятение и помрачение помыслов происходили, очевидно, от духов злобы, внушивших мне злую подозрительность к братии, не отличающейся искренностию отношений и доброжелательством, и чрез посредство моих собственных, сокровенных страстей, подстрекавших меня к злобе и унынию. Канон читал весь сам. Христе, Свете истинный выговорил всю до конца.
Как обижает нас всех непрестанно и льстиво сатана, этого не замечаем и не гневаемся на него, – а как обижает ближний по научению сатаны, иногда совершенно ненамеренно и нечаянно, это тотчас замечаем и гневаемся на него, терпя сами обиду от сатаны. О, козни вражии! О, сети сатанинские!
Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно Божественную литургию с произношением всех имен царственного дома на великом входе. Пред самым причащением враг привел мне на память во зло братию – отца Матфея и отца Павла, и тайным, внутренним чувством злобы на них так смутил и стеснил и обесчестил меня, что я едва мог оправиться от этого внутреннейшею, усердною молитвою покаяния. Вот как слабо сердце мое, как оно страстно и как коварен враг, из тайных засад и тайников сердца устремляющийся на меня в минуты самые возвышенные, самые священные! Как нелицемерно и глубоко надо возлюбить всех и никого не презирать, а презирать только диавола и нашего ветхого человека, тлеющего в обольстительных похотях! После победы над своею внутреннею злобою, я успокоился, а после потребления Святых Даров и возрадовался, совершенно обновившись. Но по выходе от обедни из церкви, когда я раздал милостыню нищим и между [тем] многие еще гнались за мною по дороге в класс к Яковлевой, я рассердился на них, кричал с гневом и за это крепко смутился и уязвился в сердце своем. Весь класс просидел в смятении и тесноте – не было мира в костех моих от лица грех моих [Пс. 37, 4]. Уже дома, после горячей молитвы прошло смятение, прошла теснота, и Господом многомилостивым дарован мне опять мир. Увы! еще страсти живут во мне! Еще злоба не умерла! Любостяжание живо! Сластолюбие господствует! Увы мне, грешному! Час с половиной по полудни. 10 апреля 1871.
Благодарю Господа, даровавшего мне мир по молитве моей, ибо не имел я мира ради грех моих, и возопил к Нему в покаянии, и приях мир. Жене моей Елисавете даждь, Господи, мир во всяком образе и всем домашним моим. Буди! Да будет слава Тебе, Господи, во всем житии нашем.
Слава благодати Твоей, которой не премогут все силы адовы и которая дала мне сегодня восторжествовать над этими силами при произнесении молитвы Христе, Свете истинный: благодать прогнала бесовские страхи и смущение и я спокойно выговорил всю молитву.
Благодарю Господа за благодать пламенной, усиленной, со слезами молитвы во время сегодняшней всенощной в Успенской церкви; по действию Духа благодати я горячо и разумно молился о всех членах Церкви Христовой, о рождиях31 Живой Лозы – Христа, чтобы все они были зелены на зеленой Лозе – Христе, чтобы все были уды32 честны Церкви Его, чтобы все и жили, как чада Божии, во святыни, незлобии, смирении, воздержании, нестяжательности, любви и сострадательности друг к другу; чтобы Сам Господь младенцев воспитал, юность наставил, старость поддержал, супружество в мире и единомыслии сохранил; чтоб исполнил все прошения ко спасению, чтобы всем пришельцам и бедным, могущим работать, дал дело и труд.
Сколь зло, капризно и осудительно к другим мое сердце, и вообразить трудно: то ему не нравится тявканье губами матери, то её шероховатая деревенская речь, то её смиренное молчание, то употребление домашними сахару в большом количестве, – и из-за всего этого непременно возбуждается злоба, презорство дьявольское, а вышеупомянутые обстоятельства оказываются глупейшими предлогами тому: дьявол не может скрыть последней цели всех своих козней – злобы, зависти, гордости. Но ужели в нас все ладно?.. Для себя мы слепы.
Ведь тявканье никого не бьет, никого не трогает, никому ни малейшего вреда не приносит? – И делу конец, и замечать его не надо. Пусть безвредная и невинная и безразличная привычка остается, а вредные привычки свои я должен искоренять – их же у меня много.
11 апреля
Воскресение. Неделя святых жен-мироносиц. Обедню служил в тесноте душевной и телесной; на великом входе чувствовал большой упадок сил душевных, но не телесных; имена царственного дома не мог всех выговорить, однако только Екатерину Михайловну с супругом её да императрицы. На благодарственном молебне выговорил молитву всю с Божиею помощию. Благодарю Господа, яко покрыл вся грехи мои. Дай, Боже, и мне покрывати грехи ближних. Погода дождливая, все небо обложило. Раздражительность крайняя: всякая безделица, всякий собственный призрак33 тревожит, обижает. Ну уж и пытка, ну уж и искушение! А всё больше от пресыщения, от многосочия!
Благодарю Господа, даровавшего нам начальника спокойного, невозмутимого духом, ровного, всегда равного самому себе, рассудительного – не так, как я: беспокойный, возмущающийся часто духом от ничтожных причин, от всякого дуновения противных ветров, изменяющийся, никогда не равный самому себе и часто нерассудительный, но поступающий безрассудно под влиянием страстных возмущений, ретивый34, иногда дерзкий, непокорный, своенравный. Если начальник впадает в грехи, это неудивительно – и он человек. Но надо друг друга тяготы носить, грехи друг друга благоразумно покрывать, да и наши, или мои, Господь покроет Своею благодатию.
Во время благодарственного молебна на литургии меня сильно возмущал взгляд дьячка Кутузова – призор недобрых глаз35, и я колебался – но вспомнил, что если во мне и со мною Христос, то кого мне бояться, что злоба, мятущая меня, есть приражение злого духа и произвол моего сердца, – я успокоился и прочитал без запинки благодарственную молитву Господу Иисусу Христу со Отцем и Святым Духом. Но в Сидорове и Степанове и Шебунине что-то есть возмущающее, как в наших отцах Павле и Матфее: Господи! Призри на них и на меня, грешного!
Напрасно сегодня я торопился совершать литургию, поспешая в Собор, напрасно не сказал проповеди и не взял книги в церковь, поспешая к выбору старосты: протоиерей кончил все рано. Вперед не буду спешить.
Когда почувствуешь в душе негодование, злобу, презрение, зложелание к иереям за какие-либо неодобрительные дела их, то знай, что в тебе враг, и немедленно твори со смирением молитву Господу: Господи! молитвами таких-то и таких, имярек, преподобных отцов спаси меня, грешного, и: молитвами святых Твоих буди к ним милостив, в чем согрешили они. Скажи это с любовию нелицемерною – и ты успокоишься и благоуспешны будут и молитвы твои и дела твои. Они не так худы, как кажутся тебе. В них много и доброго, хотя есть и недоброе, что они сознают и в чем каются (как слышишь на исповеди), как и ты сознаешь в себе при недобрых в тебе качествах много и добрых, по благодати Божией. Живи со всеми в любви, кротости, незлобии, благожелательстве, никого не кляни.
Всем определен от Бога предел жития, как прежде нас бывшим, так и ныне живущим, и зложелатель своим зложеланием не пременит предела Божия, а только себе повредит, душе своей. Надо пламенно желать всем исправления, а не окончания жития, и самым злейшим врагам нашим. О, если бы во мне совершенно не было зла; о, если бы я никогда не мыслил зла, не воздавал злом за зло, досаждением за досаждение! О, если бы о всех врагах думал только добро, признавая, что они ненавидят меня, гонят меня за зло, которое во мне, к исправлению моему, чтоб я переменился. Во всяком случае, они не ведят, что творят. Да памятую, что мы все члены друг для друга и потому да прилежим взаимной любви, да памятую, что я только за другими, как за оградою, хорош, – отними эту ограду, и немощи мои обнаружатся, и я буду в стыде.
Благодарю Господа, рано утром услышавшего меня, когда я воззвал к Нему о даровании мне бесстрастия и мира и отъятии рвения36 о неправде; я вкусил мир Божий и пренебрег, забыл неправду, мне причиненную, как не бывшую. Управителю Господи, слава Тебе!
Ни лукавым помыслом злым, ни одним чувством злым не мсти врагам своим и не смущайся, но будь тверд и спокоен сердцем, предоставляя Самому Господу мстить за тебя врагам твоим.
Если ты незлобив и терпелив, то кто может тебя изобидеть? – Наша злоба обижает нас, наша гордость, наша зависть, вообще, наши страсти. Будь выше этих страстных возмущений, и никто на свете не изобидит тебя. Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? [Пс. 26, 1].
Необразованность и неисправление сердца в тысячу раз виновнее, нежели необразованность ума, ибо необразованный умом есть темный человек, достойный снисхождения и сожаления, а образованный, но преданный страстям и порокам: злобе, гордости, презорству, зависти, чревоугодию, объядению, пьянству, любостяжанию, блуду и другим страстям – при многом своем знании, равно как и при знании воли Божией, не прилагает узнанных правил к делу, не исполняет воли Божией и еще с большим бесстрашием и дерзостию нарушает её, чем необразованный. В необразованном человеке простота сердца, кротость, незлобие, смирение, молчаливость, терпение – дороже пред Богом всех наших познаний, всего внешнего лоска, всех заученных выражений, всех приторных учтивостей, всех продолжительных молитв, всех хитросплетенных речей. Да и самые грехи, как грехи неведения, извинительнее. Потому глубоко уважай простую необразованность и учись у ней тому, чего нет у тебя, то есть простоте, незлобию, терпению и пр. Необразованные – это младенцы о Христе, которым иногда Господь открывает тайны Свои.
Согрешил вчера пред Богом нетерпением, ропотом и дерзостию пред Богом в то время, когда резь и ломота в ноге моей достигли крайней степени и мучили меня сильнейшим образом, хотя и непродолжительно; я кричал, бросал попавшееся под руку, стонал, на всех злился, считая всех причиною своей болезни, тогда как сам, конечно, был первый её виновник.
Вчера на панихиде по цесаревиче Николае в приюте детском был сильно колеблем страхом и боязнию от противных сил и крепко молился Господу о заступлении и избавлении, при этом чувствовал себя нехорошо от нездоровья по причине дурной погоды, только к 12-ти часам поправившейся, и по причине дурного сна ночью (накануне спал днем). Золотуха моя усилилась во мне сильнейшим образом и нервозная болезненность и раздражительность достигли крайней степени; вскоре золотуха моя разразилась сильнейшим стрелянием и ломотою в оконечности левой ноги. Возглас сказал не весь хорошо: на конце лукавый попутал, да и свое малодушие было виною. Зачем служитель Божий не ведет себя небесно, как Ангел Господа Вседержителя, бесстрастно, мирно и пред сильными земли? Зачем боится блеска эполет и звезд и красных лент? Пред Богом не все ли персть и ничтожество?.. О, да ведет себя иерей сообразно своему высочайшему на земле сану. Да не унывает. Не малодушествует, не колеблется, да будет каждое слово его – слово благодати, мира, силы, света; его взор да будет как взор Ангела – ясен, тих, спокоен, кроток, незлобив, смирен. Да воскреснет во мне Бог, и расточатся враги Его и мои. 13 апреля 1871.
При встрече с нищими поминай святого Петра мытаря37 до его обращения и по обращении, святого Филарета Милостивого38, святого Андрея, Христа ради юродивого39, святого Иоанна Милостивого40 и поступай так, как они поступали в благодатном своем состоянии. Милостыня – великое дело: её Сам Христос принимает. А мы это непрестанно забываем и часто на нищих смотрим враждебно.
Мать и я – единое бытие. Да преспеваю41 в почтительности к матери и любви с каждым днем, да благо мне будет и да долголетен буду на земли [Исх. 20, 12]. Да ценю в ней образ Божий, старость, причину моего бытия, простоту, кротость, незлобие, смирение, терпение без ропота, чистоту – чего нет во мне, окаянном.
Согрешил пред Богом и людьми, распалившись гневом на нищих мальчиков, бездельно бродящих и шляющихся, недовольных поданною милостынею и несколько раз подходивших ко мне с настойчивым требованием; я возопил на них с гневом и одного потрепал за волосы. О, как это неблагообразно в иерее: выходить из себя и гневаться на незлобивых детей, ради бедности просящих неотступно милостыни! Как грубо выражается тут любостяжание и нелюбовь к человечеству при видимом милосердии! Если не хочу подавать столько, сколько хотят бедные, то зачем мне не отойти от них спокойно и не раздражаться на них? Ох я, сытый и пресыщенный, грубый и необразованный сердцем! Так ли подобает вести себя иерею, пастырю словесных овец, носящему на себе образ Пастыря великого – Иисуса Христа, Сына Божия, Агнца Божия, закланного за грехи наши, кроткого и смиренного, долготерпеливого и незлобивого?..
И нужда (бедных) настойчива в требовании, иногда нахальна, и страсти наши также упорны и настойчивы, дерзки и нахальны, например скупость, любостяжание, блуд, злоба, зависть, гордость, татьба, ересь, раскол, суеверие, идолопоклонство. Но будем уступать благоразумно настойчивым просьбам нуждающихся, бедных и страждущих: это послужит к нашему спасению и вечному блаженству. Как нищие и страждущие нудят нас к состраданию, так взаимно будем понуждать себя к милостыне и мы, будем нудить себя к добру, пока есть время, как нудит нас непрестанно грех к тому, чтобы мы непрестанно согрешали и прогневляли Бога и сами для себя умножали пищу огня геенского, начинающего уже здесь помале возгораться в сердцах наших и предпоказующего нам вечный пламень, в немже плач вечный и скрежет зубов. Царствие Небесное нудится, и нуждницы [рус.: усильные искатели] восхищают е [Мф. 11, 12]; и в геенну также враг хочет силою восхитить и вовлечь всех неосторожных, неверующих и нераскаянных и пристрастных к здешним благам.
Если враг бесплотный разжигает меня вопить на нищих, многократно ко мне в один день подходящих за милостыней, то Ангел благий да возбуждает меня всегда и везде громко, сердечно вопить на молитве и не уступать ни единого слова врагу, восхищающего слово от сердца нашего по тайному коварству и по нашему пристрастию или страстности. Да ничто меня не устрашает, никакой призрак бесовский во время молитвы. Довольно, подлому, ему служу я и без того и не на молитве. О, если бы совершенно не служить – ни волей, ни неволей! О, если бы совершенно отречься во глубине души от сатаны и от всех дел его, и от всех аггел его, и от всего служения его, и всей гордыни его, гнездящейся глубоко в сердце моем! Да поможет и да сотворит и да совершит Господь, един ведый немощь и растление всего существа моего.
Всякое дело делай с кротостию, чтобы не оскорбить благодать Божию, гнушающуюся грехом и оставляющую дом нашей души пустым по согрешении. Потому, подавая милостыню или совершая молитвословия и Таинства, будь всегда тих, кроток, смирен, незлобив, терпелив, благоговеен. Благодать дороже всего: её стяжи, а стяжавши – держись. Не оскорбляй Духа благодати волнением страстей.
Для чего чрез каждые шесть дней празднуется день покоя? – Для того, чтобы мы помнили непрестанно, что после трудов здешней жизни настанет день вечного покоя, ибо оставлено и еще субботство, по Апостолу [Евр. 4, 9], людям Божиим. А день воскресный указывает на день общего воскресения, после которого настанет день покоя для всех потрудившихся добре в здешней жизни во Христе Иисусе.
Господь бесконечно много благотворит мне, государь – весьма много. Бог не дивится лицу, ниже вземлет дар. И я да не дивлюсь лицам, ни самого царя; единого Бога да боюсь, Его бесприкладного42 величия.
Кротость и смирение (падение в ноги) ближнего-нищего должны бы меня смягчать, укрощать, а я, окаянный, еще более раздражаюсь этим – что мне отдают почтение, какого я, по грехам своим, недостоин и коего достоин только един Бог или святые Его.
Все жертвы и милостыни нищим не заменяют любви к ближнему, если нет её в сердце, потому при подаянии милостыни всегда нужно заботиться о том, чтобы она подаваема была с любовию, от искреннего сердца, охотно, а не с досадою и огорчением на них. Самое слово милостыня показывает, что она должна быть делом и жертвою сердца и подаваема с умилением или сожалением о бедственном состоянии нищего и с умилением или сокрушением о своих грехах, в очищение которых подается милостыня, ибо милостыня, по Писанию, очищает всяк грех. Кто подает милостыню неохотно и с досадою, скупо, жалеючи, тот не познал своих грехов, не познал самого себя. Милостыня есть благодеяние прежде всего тому, кто её подает (после неподания трем мальчикам и трепания одного из них, более смелого, за волосы); беспокоит, очень беспокоит меня это обстоятельство.
Мы и наши ученики тщательно изучаем Закон Божий, выучиваем учебники довольно объемные, задаемся, или запасаемся множеством познаний из истории Ветхого Завета, Нового Завета, Катехизиса, науки о богослужении и истории Церкви. Но что же выходит в итоге? – Ученики наши не становятся ни более верующими, ни более благочестивыми, а иногда еще более холодными к Богу, закону Божию и к богослужению. Что же за причина этого? Где просвещение благодатию сердец детей? Где их внутренняя перемена? Увы! Этого не замечается, потому что избыток познаний по другим наукам подавляет слово Божие и терние лености сердечной заглушает семя веры.
Бесовский страх не дал мне третьего дня (14 апреля во вторник) на выносе рабы Божией Елисаветы и на литии сказать спокойно ектению и отпуст, сегодня (16 апреля) на молебне в Красной улице у Манежа в доме Сидорова некоторые слова ектении и в главной молитве на молебне у вдовы Ирины. Третьего дня на крестинах в доме Естафьева у Чуева в квартире – какая-то немощь духа, нервозность, смущение!
В какой прелести дьявольской находился я вчера, когда с жадностию (аппетитом) ел рыбу с редискою и брусничным вареньем и пил сладкий чай после питья в 4 часа (это было в 9 вечера). Как я хвалил белый польский хлеб, одержимый тою же прелестью! Не подумал я, что от такого вожделенного ядения и питья и в таком количестве (впрочем, не до обременения) крепко усилится вожделение плотское, блудное! Увы мне, чревоугоднику! Увы мне, блудному! Господи мой и Творче и Спасителю!
Согрешил я: помилуй меня! Научи меня никогда не ужинать, никогда не сластолюбствовать, но в меру употреблять все дары Твоей благости. А то вчера и рыбу свежую, жаренную с маслом я ел с жадностию, и вино пил, и чаю сладкого много, много пил, и редиски, и салату, и белого хлеба! Весь – чрево! Их бог – чрево [Флп. 3, 19]! А еще пятница – день горчайших страданий ради меня моего Спасителя и Господа! Увы мне, неблагодарному!
В злобе ходих – тесно мне бысть; злобу отъях – и благо мне бысть.
Служителю Вышнего, Бодрого, Великомощного, Святого кого бояться? Только грехи мои пугают меня и дома, и в церкви – и лицом матери, и лицами дьячка и братии Собора, и предстоящих! Но да буду покоен в Господе, ведая прелесть бесовскую!
17 апреля
Благодарю Господа за великую Его ко мне милость, яко при соборном служении литургии даровал мне спокойствие душевное с умилением слезным и непреткновенное, спокойное произношение имен царской фамилии на великом входе и таковое же произношение заамвонной ектении. Враги невидимые благодатию Божиею прогнаны.
Непрестанно враг сеет вражду между мною и братиею храма, как замечаю внутренним оком, и все делает предлогом к ней: и неисправность или невежество, погрешность низшего брата, и богатство или спесь брата старшего, или даже его солидность и пр. Надо непрестанно внимать себе и подавлять неприязненные чувства, покрывая все немощи и недостатки ближнего любовию, вся терпящею. Люби – и делай, что хочешь, – сказал один блаженный отец Церкви.
Церковь земная молится Богу по образу Церкви небесной, выну43 о нас молящейся и о всем мире.
Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает её, сообщая жизни христиан характер жизни языческой, рассеянной. Задремали все и уснули [Мф. 25, 5]; между прочим, этот гибельный сон произведет в людях и театр, а потом что? – науки, в духе языческом преподаваемые; заботы житейские, усиленные донельзя, любостяжание, честолюбие, сластолюбие. Театр – школа мира сего и князя мира сего – диавола, а он иногда преобразуется и в Ангела света, чтобы прельщать удобнее недальновидных; иногда ввернет, по-видимому, и нравственную пиеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь и стоит посещать его не меньше церкви, а то, пожалуй, и больше потому, что-де в церкви одно и то же, а в театре разнообразие и пиес, и декораций, и костюмов, и действующих лиц.
Не побежден бывай от зла ближних, но побеждай благим злое, главное – молитвою за делающих зло. Сами себя, друг друга и весь живот наш, со всеми недостатками взаимными, обидами – Христу Богу предадим. Сами никому да [не] мстим, ни единым злым помыслом или намерением, но предоставляем мстить за себя Богу. Мне отмщение, Я воздам [Рим. 12, 19], говорит Бог. Надо любить и врагов: ведь их диавол учит и подстрекает враждовать.
Тебя или жену оскорбил кто-либо? – Вот случай показать христианское любомудрие. Не оскорбляться на врага, но простить ему и не мстить ему, и вида не показывать, что мы подверглись от него оскорблению. Совесть накажет его. Вот что значит творить волю Божию и угождать Ему, вот что значит любить Бога и ближнего.
18 апреля
Воскресение. Ранняя обедня. Ужасная теснота и скорбь едва не задушила меня. Будь проклята жадность моя, с которою я вчера вечером ел и пил чай, когда не нужно было бы ни есть, ни пить: черный хлеб ел с корюхой, чай со сливками пил с сухарями – сухари особенно наделали мне беду: в гортани засели совсем, говорить не мог. К тому же злопомнение о Кутузовском поступке, который, в сущности, ничто, но под влиянием духов злобы произвел во мне громадное смущение и тесноту. А все бесплотный враг: так и видишь, как он пакостит внутри, в сердце. – А ничего не поделаешь.
Лед тронулся от Петербурга. Холодно.
Апельсин съел вчера. Но это вредно со скоромною пищею. Не есть впредь.
У Николаева, учителя гимназии, после обедни пирог ел не вовремя и сыр, да еще пред какой-то статуей языческой, и без молитвы, только перекрестясь.
19-го апреля, в понедельник скончался купец Александр Иванович Дмитриев скоротечною болезнию. Мы все смерть носим в недрах своих, как и блаженство или мучение. Все на земле скоротечно. Ничего постоянного. Восплакать и возрыдать должны мы все о суете своей и о пренебрежении единым на потребу. О вечность! Вечность! Думаем ли мы о тебе, как должно думать? Не временными ли радостями мы наипаче хотим наслаждаться? Не временное ли богатство собираем? А богатство вечное – обогащение добрыми делами – имеем ли в виду?.. Расточаем ли его на бедных, на благотворительные заведения?.. На храмы?.. Будем же плакать о душах своих, будем плакать друг о друге, ибо пути наши кривы и ведут к пропасти, к пропасти адовой. Боже! Останови нас. Боже! Направи нас на путь прямой.
На панихиде у Ал. Ивановича Дмитриева на возгласе споткнулся, сробел и не выговорил. О, сети вражии! Какая мнительность суетная, злая, якобы надо мною смеются или смеяться будут. А истину опускаю. О, нервы! Как вы слабы! О, дрожащий голос! О, сердце мертвое!
Все мои немощи духа происходят от излишества пищи и пития, хотя я немного по количеству употребляю их. Но так как жизненные соки постоянно во мне остаются и не растрачиваются, то и малое количество пищи для меня есть как большое.
19 апреля
Вечерняя панихида по А.И. Дмитриеву. Благодарю Господа за помощь мира и слова, ниспосланную мне Его благостию по молитве моей; возглас выговорил весь спокойно.
Благодарю Господа за ласковое обращение со мною протоиерея, когда я пришел к нему ради поправки бумаги: начинавшееся волнение от врага вдруг исчезло от этой ласки, душа стала мирна, благорасположена к нему; я думал, что он будет противоречить мне и стоять на своем, хотя и неправом деле (в одном месте бумаги было малосмыслие), и заготовил было уже ответы на его сопротивление; но он показал разумную уступчивость правоте, и дело обошлось премирно и любезно. Благодарение Господу! Мне после стыдно стало своего смущения. Да буду всегда покоен и миролюбив и да не горячусь никогда, да владею собою. Господи! Помоги. Какое благо жить в мире между собою!
Господи! Благодарю Тя, яко даровал еси мне умиление при гробе покойника при живой мысли о собственной моей смерти духовной, о множестве грехов моих: лукавства, гордости, злобы, зависти, корыстолюбия, сластолюбия, блуда, холодности к Богу и ближним, жестокосердия, несострадательности, злорадства, недоброжелательства, лицеприятия, человекоугодия, человеконенавистия, лености, уныния, ропота, хулы, чревоугодия, лакомства, объядения, потворства грехам других, ложного стыда, суетного, ложного страха, смеха, празднословия, лжи, обмана, клеветы, осуждения, нетерпеливости, рвения, суетного смущения. Господи! Благодарю Тя, яко даровал еси мне благодать непреткновенно произнести возглас заупокойный.
Судьба и участь сего мертвеца есть судьба и участь каждого из нас: нам придется так же лечь во гроб. Поучимся же при этом гробе жить и умирать – хорошо, добродетельно жить, чтобы хорошо умереть. Смерть грешников люта [Пс. 33, 22].
Даже доселе мир с его похотию, растлением, суетными приличиями, модами живет во мне и ставит во мне иногда все вверх дном. Еще доселе удивляет меня речь гладкая и бойкая и смущает речь грубая и несмелая (в матери); еще доселе приятен наряд модный (у жены) и возмущает наряд старый и запятнанный; еще доселе я хочу и сам казаться, а не быть тем, чем должно, и от жены хочу того же, то есть чтобы она наряжалась прилично. Еще доселе во мне ложный стыд и гордость. А кротость и простота и любовь матери?.. А высокое целомудрие и высокая любовь жены ко мне?.. Это отчего забывается?.. Не вознаграждают ли эти добрые качества все недостатки образованности, гладкости речи, приличия и ценности одежды?.. Искусной ли и гладкой болтовни ты хочешь?.. Тщеславных ли красавиц ищешь?.. Ищи человека, а не призрака его.
Вижу всю бездну растления сердца моего, всю нечистоту и мерзость его и ни в чем не доверяю ему, или себе. Но тем большую доверенность имею к откровенному слову Божию, слову Церкви Божией, заповедям Божиим и уставам Церковным; предаю себя со всем моим растлением, со всеми заблуждениями, грехами, со всем нравственным невежеством Христу Богу моему, пришедшему на землю спасти человеческий род. Христе Спасе! Спаси и меня, окаянного.
Да обуздываю рвение растленной природы моей при случающихся проступках меньшей братии, памятуя множество своих грехов, да исправляю их духом кротости.
Если хочу обновиться сердцем и умом и всем существом, да поревную о посте и молитве. Ибо вот вчера поел мяса довольно, пил кофе и чаю и ощущаю, что сердце мое с плотию стали блудны, похотливы, лицезрительны, боязливы, немощны для молитвы. На сердце тягота, терние.
21 апреля
Среда. Соборное служение по случаю отпевания купца А.И. Дмитриева. Раздражение на дьячков Кутузова и Каменоградского из-за недоброго их поведения во время литии пред выносом; обличил их в картежничестве и продаже артоса. Сам крепко возмутился. За литургией – теснота, страх бесовский и смущение. На панихиде не выговорил слов возгласа: усопшаго раба Твоего Александра от смущения и страха; потом вечером в гостях не выговорил по той же причине слов Яко Твое есть Царство и сила и слава... Отче наш пели. Господи! Даждь ми дерзновение, смелость и ни пред кем не смущаться при исполнении святого дела, не угождать людям, а Тебе, Господу Богу моему. Враг гонит меня непрестанно суетным сомнением и страхом. Любовь... не раздражается (1Кор. 13, 5), по Апостолу. А я раздражаюсь. Увы мне, грешному, не познавшему себя.
23 апреля
Горе мне великое, непроглядное горе было сегодня во время ранней обедни оттого, что я был как телец упитанный со вчера и третьего дня и далее, особенно со вчера: я ел вчера довольно мяса, не проголодавшись, за обедом; вечером ходил в баню, спустя неделю после прежней бани, а после бани съел три яйца всмятку и выпил два стакана со сливками, с хлебом с маслом. К чему я пресыщаюсь? К чему я творю вред душевный и телесный себе и даю место диаволу – пространное место искушать меня, возмущать меня страстями? Господи! Даждь мне начати пост всегдашний. Вот после причащения нет мира в костех моих от лица грех моих [Пс. 37, 4]. А это бывает редко! Беда моя велика. Благодать Божия оставляет меня. За пресыщение мое и за раздражительность мою! В баню ходить часто не надо – вредно.
Не братия мои, дьячки, причиною моего раздражения, а грехи мои: пресыщение мое, самолюбие, раздражительность, гордость, злоба, зависть и, первая причина всякого греха, – диавол; братия же, дьячки, только слабые орудия диавола, коих надо жалеть и за коих надо молиться, чтобы были честны, исправны, благоговейны, а не злиться, не обижаться на них, не вопить на них.
Столько лет я работал и работаю чреву, испытав всевозможные наслаждения, но в конце концов выходила только одна тягота на сердце, тяжесть в теле, изнурение душевное – новая алчба, новая жажда, новое насыщение и старое отягощение. Суета сует! А будущие нетленные блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1Кор. 2, 9)! А наслаждение ими праведников! О, как я часто об этом забывал и не стремился к ним, погнавшись за временными удовольствиями! Втайне я думал, что и век так буду наслаждаться только земными удовольствиями. Как я прогневал Тебя, Господа Бога моего, создавшего меня по образу и подобию Своему, даровавшего мне душу бессмертную. О, как я часто забывал о своем бессмертии в чаду житейских пристрастий!
Господи! Даждь мне благодать не раздражаться при виде неправды человеческой, страстей, увлечений, погрешностей людских, ибо всякий человек свободен. Даждь мне терпение, великодушие и кротость44.
Кто сам лукав, зол, нечист, горд, завистлив, вороват, тот и в других подозревает лукавство, злобу, зависть, вороватость и проч. и мучится подозрительностию. А человек прямой, добрый не подозревает ни в ком зла, но любовно обращается со всеми.
Чтобы тебе испытать себя, любишь ли ты ближнего по Евангелию, обращай на себя внимание в то время, когда люди обижают тебя, ругают, смеются над тобою или не отдают тебе должного, принятого в общежитии почтения или когда подчиненные погрешают против службы и бывают неисправны: если ты в это время спокоен, не исполняешься духом вражды, ненависти, нетерпения, если продолжаешь любить этих людей так же, как и прежде, до их обид, неисправности, то ты любишь ближнего по Евангелию, а если раздражаешься, сердишься, смущаешься, то не любишь. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? [Лк. 6, 32].
Увы мне! При согрешениях брата против службы или против меня я увлекаюсь сам злом, враждою, мщением.
Нет у меня искренности при молитве за всякого умершего.
24 апреля
Воскресная всенощная. Благодарю Господа, даровавшего мне слезы умиления и искренней, горячей молитвы о себе и о людях; благодарю Господа, победившего во мне порывы к злобе (и дьявольское насилие) на отца диакона за неблаговременный выход его из алтаря для произношения малых ектений по кафизмах. С трудом преодолел я благодатию Божиею это насилие: враг готов был растерзать меня, задавить злобой, запалить адским огнем. Благодарю Господа за произнесение молитвы Христе, Свете истинный, – не выговорил только исправи стопы наши к деланию заповедей Твоих. Неловко было; но умолил Господа.
Не удивляйся тому, что Анна Константиновна хочет сильно погостить в Кронштадте в церковном доме: здесь она выросла в доме родителей, здесь похоронены её родители, здесь видела она много радостей, здесь родилась её первая дочь. Поставь на её место себя: не приятно ли для тебя было бы посетить место прежнего своего жительства?..
Пристрастие к одежде – грех, потому что из-за ней бывает лицеприятие: вспомни, у апостола Иакова в послании говорится о муже в ризе светле и о нищем в худе одежде [Иак. 2, 2]; кроме того, одежда питает тщеславие, отчуждает сердце от Бога; из-за одежды бывают неприятности, зависть, ссора.
Благодарю Господа, многократно спасшего меня ныне во время литургии от агонии греховной и умиротворявшего смущенное и стесненное сердце мое, даровавшего мне ощутить животворящую теплоту по причащении Пречистых и Животворящих Таин Своих. Воскресение недели о самаряныне. 25 апреля.
Благодарю Господа, сподобившего меня непреткновенно произнести возглас за упокой рабы Божией Ольги (Щуленниковой) в Думской церкви при множестве знатного народа. Смирихся, и спасе мя Господь [Пс. 114, 5]. Я думал: вот мы стоим при гробе рабы Божией, но смерть духовная свирепствует в сердцах всех нас, и наипаче во мне, ибо я – духовный мертвец, да и телом моим заживо гнию. О окаянство, о нищета, о тление моего окаянства!
Господи! Очи Твои, светлейшие паче солнца, зрят во глубине сердец наших и видят там тьму греховную, непроглядную, мерзость страстей. О, как мы неисправны пред Тобою! Как нечисты! Злоба, зависть, презорство, непокорство, сребролюбие, сластолюбие пожирают сердца наши, едят нас во весь рост.
Ольга Дмитриевна была женщина искреннего благочестия: высокопоставленная дама, она, однако же, не гордилась своим высоким положением в свете, но всегда искренно смирялась пред всеми; любила посещать храм Божий и слушать слово Божие; душа её услаждалась раскрытием Евангельских истин и заповедей и восходила в слово Божие; не раз в восторге от слез и самих истин она по окончании службы благодарила проповедника, хотя он проповедовал и не свое слово, а другого, опытного проповедника. Так как усопшая любила слово проповеди, то и почтим её кратким словом: ты любила слово Божие – ты узришь теперь лицом к лицу Само Ипостасное, Личное Слово Божие; душа твоя стремилась всегда к Господу, теперь настало [...] время придти и поклониться Ему.
Согрешил пред Богом: искусился во сне с женою чрез естество по действу диаволю! Это из-за вчерашнего чревоугодия и пирования с гостями! Вот тебе водочка! Вот тебе селедочка! Вот тебе сыр! Вот тебе сладкий чаек! Вот тебе сливочки! Вот тебе сласти! О, как я согрешил пред Богом, нераскаянный грешник! Вот тебе тепленькие одеяла! Вот тебе гнушение рукою матери, поданною для твоего целования! Этот простой, незлобивый младенец – мать, в тысячу раз лучше и чище тебя пред Богом! Ибо ты весь растлил себя с юности, а она пребыла целомудренною весь век, позволяя только законное. Окаянный, я живу как язычник: ем, пью, упиваюсь, пресыщаюсь! Как не боюсь, окаянный, внезапного пришествия Судии и часа смертного. Как не боюсь участи тех, о коих сказано: ели, пили [Мф. 24, 38; Лк. 17, 27]!
Из-за пустяков я делаю большие промахи, проступки, например хотя из-за риз, да и вообще из-за одежды, внутренно противясь протоиерею, желая поставить на своем. Разве без риз я оставался или останусь когда-либо? Из-за пищи тоже согрешаю часто.
26 апреля
Благодарю Господа, простившего мне грех искушения ночного, сподобившего совершить непреткновенно утреннее богослужение в присутствии протоиерея. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить мирно Божественную литургию соборне в Думской церкви и погасившего во мне в начале литургии огнь адский по молитве моей, причаститься животворно Святых Таин и произнесть непреткновенно заамвонную молитву при смущении и наведении страха от врага. Благодарю за мирное и искреннее предстояние у гроба почившей рабы Божией Ольги и произнесение возгласа и речи: яко Ты еси Благопослушник мой, Господи, и Тебе подобает слава и благодарение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Благодарю Тебя и за слово, Слове Божий!
Подстрекая меня к пожеланию блестящей церковной одежды, которой не дает мне отец протоиерей, бесплотный враг совлекает с меня одежду нетления, одеяние духовное, одеяние кротости, незлобия, мира, света, свободы духовной и запаляет меня адским огнем противления, злобы, смятения и тесноты; я разжигаюсь гневом на отца моего. Вот какие сети вражии! Какие опасности! Будь же довольна, душа моя, тем, что тебе дано. Так было сегодня за утреней при виде старых риз несменных.
27 апреля
Из-за гнушения черствыми просфорами и внутренней досады на просфирницу едва не поглотил меня сатана сегодня пред причастием, во время причастия и после. Такая упорная брань была, доколе я не уразумел, что это суетное мудрование плоти, что это проявление её сластолюбия и жадности, – и чем же я вздумал сластолюбствовать? Святым Агнцем. О, окаянство мое! Это то же, что желать новых, блестящих риз, не довольствуясь старыми. Слушай после этого голос коварной, сластолюбивой плоти! Нет: во время причащения будь весь дух, весь око, ничем не колеблись, не ищи сласти вещественной, а сладости духовной. Помни преждеосвященный Агнец, помни преждеосвященные для больных Дары сухие. Оставь чревоугодие, пресыщение! Постись пред каждым священнослужением! Воспользуйся ко спасению, а не к осуждению частым священнодействием и причащением Божественных Таин! Отложи земные, суетные, преходящие наслаждения.
Тело твое Господеви, и Господь телу. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1Кор. 6, 13). Одиннадцать с половиной часов вечера. Вторник. Неделя о самаряныне.
28 апреля
Утро. Благодарю Господа, неоднократно спасшего меня от козней врага во время утреннего богослужения по молитве моей, когда я припадал к престолу, поистине животворящему. Слава Тебе, Преблагий и благопослушливый Царь славы, на престоле седяй, слава силе Твоей, слава щедротам Твоим, Господи!
Воюет во мне сегодня вчерашняя пища: треска, черный хлеб с маслом, чай со сливками. Без аппетита, значит, без нужды я ел и пил, допустив излишество, и оттого сласти воюют во мне. Врачу недугующих, Господи, исцели меня.
28 апреля
Обедня. Окаянный, я был сегодня во всю литургию игралищем лукавого из-за просфор, показавшихся мне очень черствыми, и из-за сторожа Николая, показавшегося мне грубым при ответе на мой вопрос касательно просфор. Лукавый жег и теснил меня немилосердо во всю обедню, начиная с проскомидии. А оказалось, что просфоры были хороши и не очень черствы. Значит, я сам был кругом виноват и пред Богом, и пред людьми, на которых я гневался. Это плоды моего чревоугодия и жадности. Вот что значит изречение Спасителя, что многие заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода [Лк. 8, 14]. Так ли для меня важна просфора, что я из-за ней теряю мир с Богом и с людьми и с собою во время совершения пренебесного Таинства Евхаристии, то есть Тела и Крови Господней?.. Как я забыл слово Господне: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную [Ин. 6, 27]? Достойно наказан я от Господа за то, что с вечера на ночь я без нужды ел и пил хлеб, треску, масло, чай со сливками: теснота внутри была еще с вечера; ночью сильная эрекция. Ужасно тяжело было мне за литургией. Надо умереть для сластей – но не на словах, а на деле. Врагу дана сильная власть над чревом нашим. Кто верный раб Божий, да разумеет, почему это так. Вспомним начало нашего падения, из-за чего оно последовало. Голос был чрезвычайно слаб и немощен во время литургии, упадок нервов вследствие тесноты во внутренностях (это от трески). На ночь никогда не нужно ужинать, то есть закусывать рыбой, или мясом, или сыром.
Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить спокойно два брака. Слава силе Твоей, Господи!
Согрешил пред Богом: поел рыбы на ночь в скоромном масле, оттого ночью была эрекция и блудные видения, хотя по благодати Божией не впал в искушение. Баварского квасу много пил, чаю крепкого.
Согрешил: нищего с злобою за волосы выдрал за неотступную просьбу после того, как велел ему отойти. О, терзающий зверь! А еще священник, еще Агнца непорочного вкушаю каждый день!
Согрешил: в зависть впал, когда увидел бронзовую печать, даром сделанную братом Алексеем для отца Григория Ив. Цветкова. Сколько во мне многоразличной суетности, похоти, самолюбия, зависти, гордости, злобы, невоздержания, сластолюбия, нетерпения, малодушия, ропота, хулы! Бездна грехов моих, Господи! Избави мя от них по милости Твоей!
29 апреля
Два с половиной часа по полудни. Возвеличил сегодня Господь милость Свою со мною, избавив меня от великой тесноты и даровав мне мир и свободу чрез причащение Божественных и Животворящих Таин Своих. Благодарю, Господи.
Согрешил: позавидовал братии моей, отцам протоиереям Павлу и Матфею, их накопленным богатствам и вознегодовал на их жестокосердие и немилостыноподатливость, презрев и возненавидев их (а свои грехи забыл), забыл, что я из-за них красен в соборе. Согрешил противлением в мыслях протоиерею.
Сквозь крест и смерть Господню блещет (светится) жизнь и бессмертие. Слава, Господи, Кресту Твоему честному и воскресению!
О, проклятая моя жадность, что я вчера вечером опять много чаю пил со сливками и отчасти мяса закусывал! Не надо было.
Благодарю Тя, Господи Боже мой, что все прошения мои, яже ко спасению моему и прочих, исполнявши. О себе ли, о другом ли ком помолюсь Тебе, милости нашей, Ты чудо содеваеши и во мне, и в прочих – чудо милосердия, премудрости, силы Твоей: изменяешь нас, просвещаешь, вразумляешь, очищаешь, утверждаешь, умиротворяешь, исцеляешь, освящаешь. Слава Тебе, Царю сил!
30 апреля
Господи! Благодарю Тебя за силы Твоя, явленные во мне во время утрени полиелейной против духов злобы, смущавших, паливших и утеснявших меня! О, как скоро Ты услышал и спас меня от лютости их, когда я припадал с верою к престолу Твоему! Слава и благодарение Тебе, Вседержавный Царю!
Даждь мне, Господи, работати всеусердно Тебе единому, да не работаю плоти, миру и миродержцу, – ибо если не буду работать Тебе, то необходимо работаю страстям нелепейшим, бесчестным, смертоносным. NB. Сегодня будто зима: снегу напало много, облака снежные, бурые, как густой дым, покрыли все небо. Ломка льда в заливе.
Дикие страсти еще живут во мне: возмутился духом и озлобился на отца Ламанова за то, что не пригласили меня на испытания к девушкам в женскую гимназию, хотя я и очередной в Соборе, и классы у меня в гимназии. Да умею ли еще я держать себя в гимназии?.. Если же я не нравлюсь кому-либо, то не должно противиться злу и не должно раздражаться, вымышлять мщение словом или делом. Дело не мое – женские испытания, пусть управляются без меня; мне соваться всюду не годится. Свое дело да знаю. Надо и распоряжения Промысла уважать. От искушений Господь спасает. Слава Ему! Какой я страстный! Куда я годен? Это смущение вследствие неприглашения на экзамен показывает мое самолюбие, честолюбие, малодушие. Ложен ветхий мой человек, живущий еще во мне, – и презирать, умерщвлять я должен его. Да будет для меня Бог – все, да не возмущаюсь ничем земным.
Господи! Даждь мне говорить и действовать по внушению Духа Твоего Святого, а не по внушению духа злобы, наветующего45 мне присно.
Грех не щадит никого: ни царя, ни поданного, ни вельможу, ни простого, ни богатого, ни бедного, ни раба, ни свободного, ни мужчину, ни женщину – всех сквернит, мрачит, приводит в бешенство и злобу, всех делает нелепыми по временам, потому пастырь Церкви должен относиться ко всем беспристрастно, всех обличать, вразумлять, просвещать, не на лицо зреть, что преступно, а праведный суд судить, никого не бояться, никому не раболепствовать, а быть свободным служителем Господа, превысшим страстей и взглядов человеческих погрешительных.
Благодарю Господа, вчера на вечерне и после вечерней молитвы спасшего меня от лютых стрел лукавого (по случаю негодования на отцов Павла и Матфея).
На невинные и благонамеренные действия ближних наших диавол научает нас смотреть лукаво, криво толковать их, наизнанку. Подстрекает к злобе на них за мнимое оскорбление нас. Но да бежит от нас, как от братии, далече всякое лукавство и всякая злоба – предоставим оные виновнику их, пусть они его теснят и сожигают вечным пламенем геенны.
К литургии иди как на брачный пир царский – с радостию, благоговением, во святыни.
Молись всегда во благодати, искренно, каждое слово выговаривая от души.
Благодарю Господа, сподобившего меня со дерзновением совершить два брака. 30 апреля, в пятницу.
Зачем я ярюсь и кричу на нищих, когда в моей воле давать или не давать милостыню? Что я сделаю своею яростию и криком? Разве вразумлю их? Не посмеются ли они же надо мною? Но главное, должно подавать милостыню с любовию и духом кротости, с усердием, с охотою, как бы Самому Христу служа. И разве приличны ярость и крик служителю кроткого Господа Иисуса, о Коем сказано: не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах [слав.: на распутиях] голоса Его [Мф. 12, 19]? А я вопию на нищих, как лев, и на распутиях, на перекрестках улиц, раздается голос мой.
О, поистине, я был бы блажен, если бы ради Христа обнищал, истощив имение на истинно бедных. Но диавол хочет уничтожить плоды милостыни чрез ярость мою на нищих. Ибо какую цену имеет милость, с гневом, досадой подаваемая?
Так как мы странники и пришельцы и путники к горнему Царствию, то нам не нужно обременять себя заботами о житейском, пристращаться к земным благам: богатству, сластям, отличиям, чтобы эти заботы и пристрастия не запинали нас на проходимом нами поприще, чтобы наипаче не запнули нас в час кончины и не сделали её постыдною. Христианину еще здесь, на земле, надо привыкать жить жизнию горнею: в посте, нестяжании, в молитве, в любви, кротости, незлобии, терпении, мужестве, милосердии. Как тяжело в час кончины человеку, который в этой жизни имел своим идолом деньги, или пищу и питье, или земные почести! Теперь все это ему ни к чему не послужит, а между тем сердце его крепко привязано к ним и истинного сокровища, дающего ему жизнь, то есть добродетели, не имеет. Итак, чтобы легче было умирать, а умереть надо всем, не должно любить ничего в мире. Имея пищу и одежду, сими доволни будем (1Тим. 6, 8).
Внешним украшением единем попекохся, желая хороших риз, презрев внутреннюю богообразную скинию46 – душу и её одежду, от Духа Святого истканную: смирение, незлобие, послушание, чистоту, милостыню, нестяжание, веру, надежду и любовь.
В состоянии раздражения никому не делай выговора; если же делаешь, делай всегда с кротостию, тихостию и любовию.
* * *
В ню́же (церк.-слав.) – в какую.
Льстит (церк.-слав.) – прельщает, коварствует.
Георгий (ок.776 – 820/21), святитель, архиепископ Митиленский (память 7/20 апреля). Пострадал при византийским императоре Льве V Армянине (813–820). Согласно анонимному житию, Георгий родился на западном побережье Малой Азии в богатой и благочестивой семье. После смерти родителей в возрасте 18 лет ушел в монастырь, где пробыл два года. Потом подвизался на острове Лесбос, живя там в пещере аскетом. После смерти епископа города Митилены (804 г.) Георгий в 28 лет был избран его преемником. После девяти лет архиепископского служения Георгий подвергся притеснениям со стороны правителя города и был вынужден отправиться в Константинополь в поисках справедливости. В это время на престол взошел Лев V и возобновил гонение на иконы. Георгий, отказавшийся принять политику императора, вместе со святителем Никифором I, патриархом Константинопольским, и другими клириками был сослан на остров близ Константинополя. Георгий и здесь жил аскетом и стал известен чудесными деяниями. Скончался от болезни 7 апреля в возрасте 45 лет. Святитель Мефодий, патриарх Константинопольский, после восстановления иконопочитания с почестями перенес его мощи в Митилену. Святителю Георгию приписываются две гомилии на Великую Пятницу.
Ро́ждие (церк.-слав.) – ветвь, молодая отрасль.
Уды (церк.-слав.) – тесные члены.
Призрак (церк.-слав.) – здесь в значении «ложное представление».
Ретивый (церк.-слав.) – горячий, несдержанный, склонный к спорам и ссорам.
Призо́р очес (церк.-слав.) – недоброжелательный, завистливый взгляд.
Рвение (церк.-слав.) – крайнее усердие, ревность.
Петр, праведный, бывший мытарь (VI век), был скаредным человеком, никогда не подававшим милостыни. Однажды, когда Петр вел в поводу осла, нагруженного хлебами, к нему приступил нищий, прося подаяния. Петр же разъярился и бросил в нищего хлебом, поскольку ничего другого, чем можно было бы кинуть в него, под рукой не было. Через два дня Петр тяжело заболел, так что был близок к смерти, и было ему видение, будто он стоит на суде и на весах взвешивают его дела. Злые духи положили на весы множество злых дел, которые он совершил за свою жизнь, а Ангелы не нашли ничего, что можно было бы положить на другую чашу весов, кроме того хлеба, которым Петр бросил в нищего, – и этот хлеб перевесил. После этого видения Петр раздал всё свое имение и добровольно пошел в рабство к благочестивому человеку. Он достиг святости и сподобился дара чудотворения. Память праведного Петра, бывшего мытаря, празднуется 22 сентября / 5 октября.
Филарет Милостивый, праведный († 792). Унаследовав от отца огромное состояние, стал так щедро помогать бедным, что вскоре потерял его значительную часть, а нашествие арабов довершило его разорение. Но вскоре внучка Филарета была избрана в супруги молодому императору, и он опять стал богат, но не изменил своей жизни и еще энергичнее продолжал свою благотворительную деятельность. Память 1/14 декабря.
Андрей, Христа ради юродивый, блаженный († 936). Приняв подвиг юродства, блаженный Андрей скитался по улицам Константинополя, терпел поругания и побои, воровал еду на рынке и собранную милостыню раздавал нищим. Память 2/15 октября.
Иоанн Милостивый, сын Кипрского вождя Епифания; с 609 года патриарх Александрийский. Заботился о нищих,
Преспеяти (церк.-слав.) – преуспевать, от «спеяти» – возрастать.
Бесприкладный (церк.-слав.) – беспримерный, несравненный.
Выну (церк.-слав.) – всегда, во всякое время.
Молитва святителя Иоанна Златоустого из последования на сон грядущим (24 молитвы по числу часов дня и ночи – молитва 8-я, ночи).
Наветовати (церк.-слав.) – здесь в значении «наговаривать», «клеветать».
Канон преподобного Андрея Критского. Вторник. Песнь 2-я. Внешним прилежно благоукрашением единем попекохся, внутреннюю презрев богообразную скинию.