Источник

Дневник 1870–1871 гг.

Выслано матери письмо с одиннадцатью рублями 25 марта 1870.

Получено от ней письмо 20 марта (уведомление о получении Василием Ивановичем шести, а не десяти рублей).

В субботу, 30 мая, молебен в первом флигеле офицерском в двенадцать часов.

Бураковой – книга о старце Серафиме, 8 августа 1870 г.

Молебен в доме Карали на болоте 9 августа 1870 г.

Первый дождь весной 1870 г. пошел 2 апреля, утром, на Шестой неделе Великого поста.

Кадку у Баженова. Два рубля.

Содовое лимонное питье пить. Очищает кровь от золотухи.

Дом Пономарева – [Галк.] улица. Спросить Петра Петровича Лузинова.

У отца Павла Ламанова – моя «История Ветхого и Нового Заветов» Попова.

Послать денег домашним всем и сироте. 3 мая.

Будь ратник за веру и благочестие христианское до конца. Не дремли. Знай, что делается.

Литературный вечер. Женщина-оратор.

И театры, и клубы наши беснуются злонамеренно, удов[ольствиями] развращая человечество.

Доказательства налицо.

[...] Говел. Грешки спросить.

Розановой просфорнице дал в долг пять рублей 4 марта 1870 г. Феодосье Васильевне Дремоцкой три рубля.

Шарапову «Странник» – книга, 7 марта.

Черноруцкому отданы две учебные книги: «История Церкви» и «История Ветхого и Нового Заветов» с богослуж. Покровскому – книга, [...].

Неустроеву отдать сорок рублей до 16 марта, еще десять после 25 марта.

Слова и действия, составляющие сущность Таинства, или обряда, или праздника, надо выговаривать и совершать особенно рачительно, спокойно и неспешно.

Вечером ты сегодня поел довольно: завтра уже не ешь ничего поутру, до четырех часов вечера. 19 апреля 1870.

К Толузановой Анне Николаевне 30 мая.

В пятой заповеди сказать о важности сана священника в Церкви, о руководительной его должности и о необходимости руководства и духовного воспитания мирян.

О необходимости благодати, или Царствия Божия, в человеке. Не препятствуют ли вселению Царствия Божия люди самомнительные, думающие о себе, что они учены и не нуждаются в руководстве Церкви, в церковном богослужении, постах, обрядах?

Всегда и всюду жалит духовный змий всяким родом греха, повсюду и всегда хвостом своим или хоботом своим бьет внутренности мои.

Чресла ваша препоясана [Лк. 12, 35], то есть постом, молитвою, богомыслием. Чресла не препоясаны, расслаблены, когда едим и пьем не вовремя или много, когда имеем блудные помыслы, или обносим в себе злобу, зависть, гнев, или ленивы на молитву и прочее.

Которого отечество извергнуло, как изгарь, коего самое прозвание соответствует] черноте души.

Моего-то в мире ничего нет – всё Божие: нечего и жалеть.

Заставлять учеников 7-го класса читать в классе историю Церкви, чтоб повторить всю. 16 марта 1870 г.

Рыбы, особенно селедки, с вечера не есть: она возбуждает и производит блуд, особенно посредством ночных грез.

На ночь не ужинать – излишне и вредно для тела: флюсы, зубные боли, тяжесть (три яйца всмятку съел, немного ветчины, редиски с черным хлебом, [часть] белого) (16 апреля).

Ни к какому нищему не будь жестокосерд, но ко всякому будь ласков и удобопреклонен, потому что не знаешь, кто истинно беден.

Не обманывают ли меня эти два нищие мальчика, стоявшие сегодня у ворот?.. Заметить.

Для чего деньги скопляешь, брат Константин? – Что ешь и пьешь ты, и что брат Константин [и прочие]? Ты ешь и пьешь часто Тело и Кровь Божии, а он и прочие миряне обыкновенное тленное брашно и питие. Жало земное в тебе не должно быть, а жало небесной любви. Бог подает всё необходимое для здешней жизни, как и подавал.

На ночь ничего рыбного не ешь: тяжело на сердце от рыбы.

В постные дни по утрам ничего не ешь, не пей – до обеда. Помоги, Господи! Укрепи решимость мою. Рыбы не есть в пост Великий под опасением тесноты сердечной и уныния. Января 28 дня 1870 года.

Отдана книга «Жития святых» крестьянину Петербургской губернии Лугского уезда Федоту Н. в доме Кузьмина во Влад[имирскои] улице 20 сентября 1870.

Феодосье Федоровне Назаровой даны «Беседы святителя Иоанна Златоуста к Антиохийскому народу», ч. II (9 июня 1870).

Сироток, приходящих ко мне, отправил в приют к Екатерине Степановне.

Молоко иметь постоянною пищею ради слабости нервов.

Ягодную наливку сделать для употребления ради здравия.

Яблоки очень здорово кушать.

Отцу протоиерею и старосте надоедать об открытии попечительства церковного – каждый день, по крайней мере праздничный.

Бритневу поговорить о паспорте прислуги Анны.

Послана посылка зятю 29 мая, также письмо страховое с двадцатью рублями, письмо племянникам с шестью рублями и письмо отцу игумену Феодосию с фотографическою карточкою.

С наперсным крестом в педагогический совет, в коем много курят и почтения кресту не воздают, не ходить; ходить с ним в храм, на требы, в домы благочестивых людей; в остальных случаях ходить с крестом [...], медалью.

Брату Алексию его десяти рублей достаточно на сахар и булки и отчасти на харчи; харчи и прочее – для меня не чувствительны и не [изъянны]. Август.

Окружному суду: вы нас, священников, заставляете ждать напрасно долго; заставлю же и я вас немного, но праведно подождать нас. Я растяну свою присягу в произношении: стойте и слушайте, да выучите ее хорошенько наизусть, если не знаете, а если знаете, так размышляйте смело!!!

Так немного выходит харчей на Григория Ивановича и Анну Константиновну, что и думать нечего: живите себе, доколе можно. Сохраним любовь, да стяжем благодать Божию или да не удалим ее от себя жадностию, завистию, злобою; да будет на нас благословение Божие.

По утрам отнюдь не пить чаю с булкою, а если один чай, то один только стакан, ибо нет более потребности.

Служение нищим есть служение Христу, поэтому не тяготись этим делом и не раздражайся и не унывай от множества требующих. Благотвори по силе.

Прости услышим – прямодушно послушаем.

Благ, щедр и праведен Господь Бог наш, общий наш Отец, чтобы воздать нам временными и вечными благами за взаимную нашу любовь и самоотвержение и издержки в пользу ближних. Ибо Его земля и что наполняет ее, вселенная и всё живущее в ней [Пс. 23, 1].

Если говоришь искренно каждый день Отче наш, Иже ecu на небесех, то живи непрестанно в любви и ни на мгновение не впадай в злобу, не будь диаволом. Искушения переноси с терпением; чрево презирай с плотию.

О, ругатель человечества! О, человекоубийца! Кто это? – Диавол. (5 мая.)

Увы! терние страстей во мне усилилось и совсем заглушает пшеницу добродетелей. Увы! из-за житейских сластей любовь к ближнему и, следовательно, к Богу иссякает ужасно!

Один человек пред смертию говорил своей плоти: радуюсь, что ты болишь, разрушаешься, наветница, враждебница моя, и не будешь уже больше гнездом диавола.

О посещении заключенных в темницу, или арестантов, говорю в своих проповедях, а сам не посещаю их даже по долгу. Что это значит? Или говорить только можно, а делать предоставить тому, кто желает? Где же пример проповедника?.. Увы! по грехам моим я достоин десяти темниц – и доселе остаюсь свободным, по милосердию Божию! А братия мои арестанты по нужде, может быть, сделали грехи – и посажены в тюрьму.

Много я узнал, а азбуки всё еще не знаю, то есть обуздания чрева. Корень всех добродетелей есть обуздание чрева, и корень всех зол – необузданность чрева. Господь Иисус Христос прежде всего наложил пост на чрево, когда искушаем был в пустыне сатаною. И нам неотменно нужно ежедневно творить брань с чревом и побеждать его прихоти.

Всесожегаемая. Всего ветхого человека сожги – благодатию Святого Духа. Якоже огнь да будет ми Тело Твое Святое, сжигая страстей терние.

Ближний ­­ близнец: все люди ближние – близнецы, потому что от одной крови.

По рекомендации преосвященного Филофея была у меня сегодня (27 апреля), в понедельник, из Ярославля священника вдова Ульяна Дмитриевна Лаврова, просфорница из Демид[овского] лицея, по случаю случившейся с нею напасти – похищения саквояжа с деньгами и вещами. Славная, духовная женщина: в сладость побеседовал я с нею часа три. В 11 часов отправилась на пароход. Просила помолиться за юношу Иоанна.

Рассказывала со слов преосвященного Филофея о том, как некоторые архипастыри, например Нафанаил Псковский, умирая, ничего не оставляли; как похвальна милостыня; что грешно монахам оставлять после себя капиталы на соблазн людям; что миряне должны брать пример с монахов или духовных нестяжания и любви к Богу и ближнему.

Пустяков ведь жалеешь, разумею – сахару. А об нем-то и надо не радеть христианину. У христианина сладость одна – Христос Бог. Иисусе, Сладосте сердечная.

Как хороша эта притча о человеке, шедшем из Иерусалима в Иерихон и попавшем на разбойников! Как и все притчи! Как прекрасно изображено здесь человечество, избитое и изуродованное диаволом! Нерадение об нем ветхозаветных священников и левитов, книжников и фарисеев, милосердое попечение самарянина, то есть Спасителя Иисуса Христа, устроение Церкви, которая обязана болезновать о человечестве, врачевать его чрез своих пастырей и учителей, которые получат за всё награду. (Николая Матвеевича взыскать и поврачевать его. Господи! Уврачуй его.)

Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими [Евр. 13, 9].

Казалось бы, ничего худого – с удовольствием и досыта всегда есть-пить любую пищу и питье; а между тем чрез это образуется мало-помалу сильное пристрастие и жадность к пище и питью, так что и по насыщении человек всё еще жаждет и алчет или бывает скуп относительно других, имеющих действительную алчбу и жажду, так что и сам не ест, и другим не дает. Точно так же, казалось бы, не беда дорожить каждой копейкой и собирать да откладывать эти копейки в сундучок на черный день; а между тем чрез это образуется мало-помалу страсть сребролюбия, отвращающая человека от Бога и окаляющая сердце его, делающая его бесчувственным к страданиям и бедности человечества, к положению людей и к погибели душ человеческих. Казалось бы, не велика беда, и даже не порок – домогаться заслуженных наград и отличий, но чрез это искательство мало-помалу образуется исполин гордости, с презрением взирающий на всех, кто ниже его, себя считающий достойным всех благ мира сего, а других – хотя, быть может, многие и лучше него – не достойными этих благ. Видит ли он страдальца, бедняка, говорит: он таковский, он это заслужил. О, как тлят, омрачают, порабощают и уничижают страсти греховные души и тела наши! Как должно заблаговременно удалять их! Как молить Бога со слезами! Как радоваться случаю распинать их! Как охотно уступать ближним! Как охотно благотворить им, миловать их! Ежедневно все испытываем тлетворность и безумие страстей, и между тем предаемся им ежедневно; ежедневно уязвляемся, духовно погибаем, а часто и телесно бедствуем, и при всем том работаем им. О, извращение в человеке образа Божия! О, извращение природы богоподобной!

Один в поле не воин. Надо соединиться вместе многим – и тогда вести войну с врагами. Мы – духовные воины. Церковь есть как бы военный стан; сюда мы собираемся для совместного и, значит, сильнейшего противодействия духовным врагам нашим – демонам. Кто не ходит сюда, в этот духовный стан, того удобно погубляют демоны, как знаем тому многие примеры. Как же говорят многие, что нет нужды ходить в церковь – дома можно молиться? Это значит то же, что говорить: солдату не нужно быть в строю во время войны, а воевать отдельно. Будь в строю, в котором Вождь Сам Господь Бог твой Иисус Христос и Всеблагая Царица Богородица, – и будешь непобедим.

Предаваясь удовольствиям и сластям различным, мы чрез то забываем совсем о вечных муках в геенне огненной, уготованных грешникам нераскаянным, об этой вечной казни за грехи; а это еще более [вревает] нас в грех, и не можем сочувствовать страждущим своим собратьям по причине загрубения и притупления чувства сластолюбивою жизнию. Потому необходимы скорби и мучения, чтобы напомнить нам делом о геенских муках и чтобы мы по опыту знали, как тяжки бывают скорби людские и как нужно соскорбеть ближним, плача с плачущими.

Пред обедом обыкновенно миряне не молятся: это я знаю – видал.

Молиться о Марии Моргасовой. 8 августа 1870. Грехи опущения.

Ученикам: сперва нужно быть христианином, чтобы быть хорошим гражданином. Не может быть хорошим гражданином тот, кто не хочет быть добрым христианином. Кратко: нужно знать и исполнять закон Божий, чтобы исполнить обязанности гражданина.

Камилавка моя – шлем спасения.

Пинежский протоиерей отец Михаил Первушин.

Чтобы быть сильным против диавола, столько против тебя коварствующего, ты должен непременно всегда и непрестанно поститься и молиться. Сей же род изгоняется только молитвою и постом [Мф. 17, 21]. А у тебя именно воздержания-то и недоставало всегда. Рыба да не будет у тебя в устах весь Успенский пост, кроме Преображения, и весь Великий пост.

Помяни, Господи, раба Твоего иеросхимонаха Амвросия, и рабу Твою монахиню (ангельски кроткую и любящую Тебя) Рахиль. 13 мая 1870.

Враг развивает дух пренебрежения к священным словам, вещам, обрядам.

Так как бесплотный злодей, мерзавец, хульник хулит во мне всесвятое, предрагое, пресладкое имя Твое, Господи, то отныне да возненавижу крайнею ненавистию всяческий грех и да вселится в мя во веки святыня Твоя, да вечно славлю и превозношу достопокланяемое имя Твое. Буди, буди!

Крест. Се орудие казни, которую Ты, Господи, претерпел за меня: лобызаю образ Твой на нем и его ради Тебя, сердцем и устами моими.

Истинное покаяние разрушает дела греха: потому необходимо искреннее покаяние всякому грешнику.

Враг уничтожает любовь любовью: любовь к Богу – любовью к миру, к богатству, к сластям, к славе, к разным вещам. Да бережемся любви земной, плотской.

И дешевое, и дорогое – для меня всё даровое: потому что всё туне – от Господа. Потому ничего да не жалею, ничем да не дорожу; потому что пренебрежение земными вещами – спокойствие, жизнь; дорожение ими – томление, теснота, огонь, мука, смерть.

Зачем, о человече, доселе веришь греху, когда ты бесчисленное множество раз дознал его лживость и коварство; зачем доселе думаешь, что в нем – жизнь, когда тысячекратно дознал его смертельность во всех его видах? Зачем доселе не веришь Богу, когда ты без числа дознал опытом Его истину и верность; зачем доселе не прилепляешься к Нему всецело, когда прилепляться к Богу есть благо, есть мир и жизнь? Зачем прилепляешься к вещам, которые жизни не дают, от которых прозябает в изобилии смерть? О человече суетне, доколе суете уподобляться будешь?

Отчего свою плотскую волю я ставлю законом для ближних, подручных мне из-за хлеба и соли, и презираю волю их, и враждую против них самих? Значит, я самолюбив, горд, упрям, сластолюбив. (Поставили для квашения молоко, Григорий Иванович захотел его и ел.)

Гнездо греха во мне разори, Господи, – сердце мое, и даждь мне отвергнуться его, враждовать против него враждою непрестанною и любить всех врагов моих, равно всех, вземлющих или отъемлющих мое стяжание, уничижающих меня. Мудрствовать горняя научи мя.

Пришел сапожник, принес хорошие сапоги брату Григорию, жившему у меня некоторое время, и я, окаянный, позавидел брату, да и другому брату, Алексею, заказавшему подобные сапоги, как будто бы мне не на что сделать подобные же сапоги (благодарю за щедроты Твои, Господи, и мне, недостойному) и как будто мне не в чем ходить (если бы и в самом деле не в чем было ходить, и тогда зависть преступна); и уныл утром сидел я зачаем, и разразился я гневом на брата Алексея из-за пустого случая: что он не заявил Александровскому – члену таможни – о своем желании поступить корабельным смотрителем в Балтийский порт. Боже мой! Как враг удобно сеет плевелы в моем сердце, сеет вражду, и как надо внимать себе каждую минуту, как избегать дьявольской зависти, гордости, самолюбия, злобы, как надо возненавидеть себя и не любить себя, как надо любить и уважать ближних, домашних, дорожить их спокойствием, сорадоваться им в радости, соскорбеть в скорби, удерживаться от вспышек гнева и укрощать гнездящихся в сердце зверей – разумею звериные страсти. Чем больше я питаю свою плоть, чем более угождаю ей, тем она более воспаляется страстями, тем она делается свирепей, и потому необходимо мне укрощать ее воздержанием, трудами, молитвою, бдением, богомыслием, чтением слова Божия и писаний святоотеческих. Чудное дело: во мне самом – зверинец! Во мне лукавые лисицы, львы, медведи, волки, псы, свиньи и всякие духовные гады; во мне лукавство, гордость, зависть, злоба, алчность, сластолюбие и всякий грех! Вот против кого должна быть у меня всегдашняя война! Против себя самого, против мысленных зверей, теснящихся во мне!

Боишься ли греха, христианин, бережешься ли его всемерно, как ядовитого змея? Не дружен ли ты с ним? Не поддаешься ли его лести? Христианин, обновляешься ли ты день ото дня? Или коснеешь в одних и тех же грехах и навыках греховных? Если так, то ты не христианин, а язычник.

Не стыдись и не бойся человеков, а стыдись и бойся Бога и Ангелов и святых Его угодников, с которыми ты, по благодати Христовой, одно тело, которые с тобою – одна Церковь; делая доброе дело, чего стыдиться и бояться? Но если худое делаешь, тогда стыдись и бойся всякого – ибо для того и даны стыд и страх нашей природе, чтобы бояться греха и чтоб делающие грех боялись людей, но не для того, чтобы бояться доброго дела: этот последний страх или стыд – диавольский, мечтательный, призрачный.

Всё, что на трапезе моей, есть дар Божий: дорогое ли, дешевое ли – всё дар Божий, которого незачем жалеть кому бы то ни было. Но Бог благ, а око наше лукаво, завистливо, скупо.

Кто может меня изобидеть, когда Господь всеблагой, всемогущий и прещедрый со мною? Решительно никто. Но если я не с Богом, а со сластями житейскими, да с корыстию и любочестием, то меня изобидит всякий и всюду или, лучше, – я сам себя непрестанно обижаю, и других.

Напрасно я ходил на Всероссийскую выставку мануфактурную и драл глаза (6 июня). Благодать Божию растратил, похоти очей удовлетворил, от горнего очи отвратил.

Еще я доверяю своему лжецу (ветхому человеку); еще не возненавидел я всей ненавистию своего чудовища, своего «я»; еще, увы, я не Христов, ибо духа Христова я еще не имею.

То, что берет у тебя брат твой (помни, что брат жены твоей, с которою тебе дал Бог столько даров Своих), есть капля в море.

Надобно помнить слова Давида: Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего [слав.: прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего] [Пс. 100, 2], и подражать богоотцу в удивительном незлобии его. А я часто бываю раздражителен и зол в обращении с домашними; в чужих домах агнец или ангел, а дома – козел или бес. Грешен пред Богом.

Видишь умыслы сатаны, пристрастия сердца твоего к дольнему, отвлекающему тебя от горнего и божественного и от любви ближнего? Восстань, ополчись, побори.

Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек [Пс. 72, 25–26].

Возненавидь душу свою, стремящуюся каждый день к ненависти ближнего и к пристрастиям земным.

Всяк человек ложь [Пс. 115, 2].

Сосуд плоти один и тот же: и потребность его одна и та же, и вместимость одна и та же. Зачем же жадный воображает, что человек имеет бездонный живот? Зачем по себе не судит?

Один простой, благочестивый крестьянин пред смертию своею сказал следующие замечательные слова: «Не ел я сластно, не носил красно: Господи! прими душу мою» – и с этими словами спокойно предал душу свою Богу. Нам, сластолюбцам, урок. Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских [Мф. 11, 8]. Иоанн Предтеча чем славен, между прочим? Тем, что ел акриды и дикий мед, и носил одежду из верблюжьего волоса, и пил воду, а о вине и сикере не помышлял.

Пища и питье сладкие, особенно излишние, обращаются в терние, бодущее душу и мучащее человека. Каждый день излишество и излишество во внутренностях: органам не нужно это излишество, оно для них одно лишнее бремя, которое они, однако ж, должны носить в себе, при своей нежности и слабости; какой же конец всего этого? Болезненность человека, раздражительность, неестественная алчба большего; человек делается зол на всех, кто берет его любимые яства и питье, хотя они для него и не нужны, хотя надо бы было благодарить за то, что они берут у него то, что причиняет ему такой вред.

Как меня враг уродует непрестанно. Познание людей начинаю страхом их, а короткое знакомство сопровождаю нередко презрением и враждою, вместо того чтобы иметь к людям постоянную и неизменную любовь, смирение и кротость.

Чем я отличаюсь от пьяницы? Ничем: я каждый день пьян страстями.

Зачем я лелею плоть – толикого врага души моей, Бога и ближнего моего, врага святыни, правды, веры, упования и любви, делательницу злобыг зависти, гордости, любостяжания, чревоугодия, блуда всякого рода, лености, отчаяния, убийства, татьбы, лукавства и прочего? Отчего доселе усердно не распинаю ее? Где христианское любомудрие? Где дела христианские? Это ли дело христианина, что доселе я живу в злобе, зависти, объядении, пиянстве, сластолюбии, лености, роскоши, жестокосердии, скупости, сребролюбии? Это идолопоклонство, это беснование, а не христианство.

Мяса не ешь: от мяса 6 июня было сильное раздражение, особенно после сна днем.

Замечательно настойчивое усилие всезлобного врага нашего бесплотного наклонять сердца наши непрестанно ко взаимной вражде и раздору. Нам нужно всеусильно противиться врагу и стоять в любви и миролюбии. Господи, помоги! Непрестанные подстрекательства. Непрестанные нападения.

Нечасто бывают молебны в гимназии: не торопясь, с полною искренностию служи, и да поможет тебе Господь.

Созрел я, грешник, как зрелый содомский плод для геенны. Люди в этом мире, как в поле, зреют: одни как пшеница, другие – как сорная трава; одни для Царства, другие для геенны.

Ольга Васильевна Лебедева в доме Веселовича.

Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 15: 1870-1871. - 2006. - 572 с. ISBN 5-902112-52-4

Комментарии для сайта Cackle