Источник

Февраль 1868 г.

Набросать контуры каждой беседы (логические точки, термины).

Не пить чаю утром.

Есть по утрам булку мне вовсе не следует: вредно.

Чаю пить не больше стакана: что сверх сего – то прихоть.

Пристрастие к сластям чрезвычайно вредно действует на душу и тело; ужасно ее парализирует. Оставить все сласти, как сильно препятствующие любви к Богу и ближнему.

Брат Константин – [...] только нас имеет родных, к которым может ходить и на ласку которых может рассчитывать, – как же его не приласкать, не приголубить? Чрез нашу ласку, которою мы обязаны ему и по крови, и по разуму, и по Евангелию, он бросит свой грех, свое волокитство.

В мещанский отдел Думы – отношение о бесприютности мещан Кронштадта и свое соображение о Рабочем доме.

Крещение по уставу Православной Церкви.

Ты готовишь проповедовать – постись. Апостолы постились. Не обленись во время года проповедовать, но с усердием неизменным сотвори дело благовестника [2Тим. 4, 5], преподавай духовную пищу пастве своей: да будешь истинный пастырь словесных1 овец.

№1. Отцу Феодору – отзыв о Шахматове.

В скоромное время заставлять варить постную овсянку и [житную] кашу и есть с маковым маслом. Перловый постный суп с морковью и кореньем.

Икра паясная жидковатая – в[есьма]полезная вещь: залотуху гонит вон.

Сладкий кисель – весьма вредная вещь.

В скоромное время употреблять корюшку.

Копченая салака без хлеба хороша.

Винные ягоды полезны пред чаем.

Убийственно для меня есть сливки и мясо: горою ложится все это на сердце, подавляется дух: в ужасную скорбь и тесноту впадает. Недаром святые избегали всего тучного и жирного.

В третьем классе гимназии проходить молитвы утренние и вечерние наизусть. Молитвенники заставить приобресть. Объяснять молитвы.

Ирмосы и тропари воскресные и праздничные учить.

Протоиерей без всякой причины достаточной заставляет служить раньше утреню, когда есть ранняя обедня. Значит, я когда хочу могу служить обедню. За неразумный отпуск отцом протоиереем двух дьячков разом надо взять с него штраф и сказать ему, чтобы впредь был осторожнее, осмотрительнее.

Йозефовичу десять рублей и «Духовной беседы» 17-й том. (Кроме того, подар[ить] две книжки: «Письмо восточных митрополитов» и «Слова» Янышев.)

На Страстной неделе ходить в учебную церковь посмотреть, как стоят гимназисты.

19 февраля.

19 февраля. Сход[ить] к Калмыковой о чухонке поговорить.

Бог.

К Бураковой послать бедных. К Алексею Ив. Мохову сходить.

Оводов приглашает крестить младенца. Окрещу и отошлю для записи к Богоявленскому: [сказать], что по слабости младенца крестил.

Помяни Архиерея онаго, егоже одесную ста диавол противитися ему (Зах. гл.3, ст.1) – всякому, сиречь десному2, помышлению, и слову, и делу, яко да не ужаснешися о случающихся. «Добротолюбие». Ч. IV. Преподобного Иоанна Карпафийского утешительные главы. 74-я глава3.

Из моего домашнего рая изгоняет меня ядь, сласть, корысть, вообще земность, а я должен быть небесен.

Хороший красный портвейн у Штрауха.

Вина виноградные у Дмитриева хуже Штрауховских – со спиртом смешаны.

По вечерам не ешь на ночь, да мяса не ешь вовсе.

Возлюбил еси чрево паче проповеди и Божия слова.

Сливки наказывают меня. 26 января. Воскресение.

После причащения некстати молоко и сливки. Мутит.

О батарее «Первенце» и «Красной Горке» (транс-порте4) надо молиться.

О Шмидт справиться.

О праздниках Православной Церкви. I. Часть историческая. II. Часть догматическая. III. Часть богослужебная и обрядовая. IV. Часть нравоучительная (каждого праздника).

Всякое излишество в пище, питье (тем более курение табака) есть причина расслабления и большей нечистоты сердца (и обильная пища) и источник всех страстей. Поэтому воздержание необходимо христианину для преспеяния5 в чистоте сердечной и во всякой добродетели. Горе невоздержным! Горе пияницам! Горе чревоугодникам! Благо воздержникам! Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими [Евр. 13, 9].

Рыба усиливает золотуху, или гнилости, особенно копченая.

Непотребный дом вывести из нашей улицы. [100 сажен всего – 20]. Бесчинства, крики по ночам.

31 декабря получил известие от Пасынкова о намерении построить Рабочий дом для бедных. Слава Богу!

(За соборование отца берут себе – мне чего зевать.) Не всегда. За соборование Автонома – старца отец Матфей или себе взял, или ничего не взял.

Из-за чревоугодия подвергаюсь, и особенно в праздники, страшным искушениям от лукавого. Как он только не поглотил меня доселе.

Общий говор о неудовлетворительности исповеди отцов Павла и Матфея, пошлость протоиерея Трачевского на исповеди: потворство грехам. Случай с кучером: трижды исповедывался: у отца Матфея, у отца Павла и у меня. Недовольство всех службою протоиерея Трачевского, даже малых детей. Дети приютские и трехлетнее дитя отца Платона Тривлинского (Платон), слова их – чей это голос, стон всеобщий?

* * *

1

Слов‍е́сный (церк.-слав.) – разумный, наделенный в отличие от животных, даром слова.

2

Си́речь десно́му (церк.-слав.) – то есть правому.

3

«Помни Архиерея онаго, одесную коего стал диавол, чтобы сопротивляться ему (Зах. 3, 1) – то есть всякому правому помышлению, слову и делу, – да не изумишися, когда случится что подобное» («Добротолюбие». Т. III. М., 1900, репринт. изд-е 1992 г.). Ср. Книгу пророка Захарии гл. 3, ст. 1: показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. Речь идет об Иисусе, сыне Иоседекове, первом первосвященнике Иудейском по возвращении иудеев из плена; в пророчестве Захарии он представляется прообразом Христа Спасителя.

4

Транспорт – морское судно для перевозки людей, грузов.

5

Преспе́яние (церк.-слав.) – совершенствование.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 14 : 1868-1869. - 2009. - 379 с. ISBN 978-5-902112-69-3

Комментарии для сайта Cackle