Часть V. Слова и речи при избрании на общественные должности и при открытии общественных учреждений
Речь при открытии в городе Киеве конторы Коммерческого банка
Один из Апостолов Христовых свидетельствует, что «словом Божиим и молитвою освящается все» (1Тим. 4:5). По этому указанию и мы совершили здесь молитву и возгласили слово Божие. После того на новом учреждении нашем, кроме других видимых печатей, будет невидимо и печать освящения свыше. Важна ли эта печать? – Так важна, что несоблюдение в целости ее одной повлечет за собой важную ответственность в тот великий день отчетов, когда будут вскрываться все печати и разгнутся все книги.
Имея в виду это, приставники нового учреждения будут руководствоваться в трудах своих не одним сознанием своего служебного долга, но и возвышенным чувством страха Божия. Зато в поощрение трудам своим они могут быть уверены, что усердие и деятельность их не только будут оценены предержащей властью на земле, но и не забыты у Того, Кто один может вполне вознаградить человека за все подвиги и лишения земной жизни.
Обращаясь за этим к обитателям страны нашей, мы не можем не приветствовать их от лица Святой Церкви с новым знаком особенного самодержавного внимания к их нуждам и благосостоянию. Я говорю «особенного внимания», ибо что побуждает мудрое правительство, на котором лежит обязанность удовлетворять столь многим и разнообразным нуждам общественным, открыть не в другом каком-либо граде, а в нашем такой обширный источник пособий для всякого рода предприятий частных, – как не особенное желание видеть в нашей стране благие предприятия возрастающими в числе, укрепляющимися в исполнении, дружно направленными к той высокой цели, к которой стремится оно само, то есть к мирному и прочному благоустроению страны нашей? Что лучше: быть в тягостной зависимости от ненасытной алчности заимодавцев, которые, помогая нужде, сами еще более живут ею и, подобно зловещим птицам, являются наиболее там, где близок конец и разрушение, или иметь неиссякаемый источник пособий, текущий от престола, огражденный законами, не возмущаемый никаким дыханием страстей, доступ к которому открыт и расчищен со всех сторон до последней возможности? Ужели же благодеяние менее будет оттого, что произошло не из частных рук, а от престола?..
Не источник виной, если вместо того, чтобы почерпать и утолять жажду, кто-либо стремглав повергается в него и утопает, – иначе надлежало бы заградить и иссушить все источники. На страже против этой опасности, если то нужно, должно стать здравое понятие о собственных выгодах каждого; станут самые нужды страны нашей, столь громко напоминающие об умеренности и благоразумии. В самом деле, тогда ли помышлять о начинании каких-либо мечтательных предприятий и улучшений, об удовлетворении прихотям воображения и чувственности, когда большая часть градов и весей наших останавливает взор путешественника едва не одними развалинами? Когда немалая часть храмов наших, тех храмов, в которых от лет древних призывается мир и благоденствие на всех и каждого, угрожает падением? Когда тысячи «живых храмов» – братий наших по вере и плоти, едва находят способы продолжать свое жалкое существование? Когда самое небо так грозно вразумляет нас, безвременно затворяясь и растворяясь над главами нашими, вопреки наших нужд и ожиданий? Когда земля так верно повторяет упрек неба, то иссыхая и ожестевая под стопами земледельца, то растворяясь и поглощая невозвратно семена, ей вверяемые? Смотря на все это, какой благомыслящий обитатель страны нашей не скажет вместе с нами от всей души, что время, давно [наступило] время заградить слух от всех обаяний, внять, наконец, гласу истинных нужд и собственных, и собратий своих по плоти? Что время, давно время обратить и находящиеся в руках способы, и вновь великодушно предлагаемое пособие на уврачевание язв, причиненных или безрассудной непредусмотрительностью, или нерассудливой мечтательностью, или пагубной расточительностью? Без этого что будет значить наша образованность, как не призрак лучей солнечных, праздно живописующих в облаках и своими картинами предвещающих или засуху или бурю? – Что будет великолепие, нас окружающее, как не богатство цветов, нередко покрывающих собою скалы недосягаемые, или почвы непроходимые? Что будет самое обилие прав и преимуществ, как не набор драгоценных камней, блистательных для взора, но не могущих сообщить и единой капли здравия груди, мертвеющей от недуга?..
Царь Небесный благословляет страну нашу миром; возревнуем принять благодатный мир сей в домы и сердца наши! Царь земной, – с лицом Архангела, благовествующего радость, – спешит на помощь нуждам нашим; оправдаем его попечения благоразумным употреблением предлагаемых пособий! Неусыпные и неленостные исполнители воли царской готовы быть верными посредниками между престолом и последней хижиной, – будем признательны к их подвигам!
Да удалится всякое недоразумение, да приидут в действие все благие намерения! Да возвеселится сердце людей и лицо земли! О том молит и не престанет молить Господа Святая Церковь Его. Аминь.