Часть V. Слова и речи при избрании на общественные должности и при открытии общественных учреждений
Речь при открытии Киевской Палаты государственных имуществ
Благодаря мудрой прозорливости и истинно отеческой попечительности правительства нашего о благе народном, между государственными учреждениями, в таком обилии непрерывной чредой исходящими от престола, нет ни одного, которому истинный сын Отечества не пожелал бы от сердца успеха. Но и в благом и общеполезном есть свои степени: с иным скоро и легко соглашаешься; другое охотно одобряешь и хвалишь; тому радостно дивишься, а об ином от всего сердца молишься.
Настоящему учреждению государственному выпал прекрасный жребий совокупить в себе все эти качества. Ибо кто из истинных сынов Отечества не скорбел сердцем, видя, как благосостояние многочисленного класса народа, будучи предоставлено его собственному устроению, по его душевному малолетству и неспособности управлять собою, не только не оказывало успехов, но и приходило в большее и большее расстройство, угрожая важным вредом для всего великого тела государственного105? Кто, скорбя о том, не желал, чтобы просвещенная, твердая и добросовестная опека с надлежащей властью поспешила на помощь этому малолетству и неспособности, взяла на свои руки необразованных детей природы, раскрыла им глаза и вразумила в тайну их благосостояния? – И вот, эти благожелания исполняются! Исполняются, как только можно было ожидать от ума и сердца нашего великого монарха.
Свойства настоящего дня не позволяют мне, почтенное собрание, долго занимать внимание ваше изображением всего состава и всех благотворных качеств настоящего государственного учреждения; но и одного краткого указания на главные черты его достаточно, дабы возбудить к нему в каждом благомыслящем не только уважение, но и любовь.
Чего первее всего недостает селянину? – Способности благоразумно управлять своей деятельностью, пользоваться выгодами своего состояния и умножать их, избегать опасностей и невыгод своего состояния и уменьшать их, если нельзя уничтожить, – вот чего недостает нашему селянину! Вследствие этого над ним прострется постоянная отеческая опека, которой главный долг и цель – возбудить уснувшую деятельность селянина и направить ее к истинной цели – указать, расчистить, расширить и углубить источники сельского благосостояния, и, напротив, иссушить и заградить, сократить и ослабить, если нельзя уничтожить, все источники невыгод и несчастий. Селянин, будучи крепок силами и богат терпением, мал понятиями, скуден сообразительностью, не видит, что сокрывается в недрах его нивы, и как извлекать сокрытое; не умеет идти за природой, тем паче пособлять ее нуждам, дабы самому потом не иметь нужды в пособиях. И вот, на помощь этому недостатку будет призвано все, что наука и искусство измыслили и устроили полезного для сельского хозяйства, – призвано не так, как иногда делают неблагоразумные нововводители посредством мечтательных улучшений, губящие последние остатки своего достояния, – а по усмотрению истинных нужд, после уверенности в несомненном успехе предпринимаемого, без употребления изнурительных для селянина трудов, не подвергая, в ожидании будущего, опасности настоящее.
Селянин, по самой необразованности своей, удобопреклонен к грубым удовольствиям и готов погружаться в них до забвения не только своих выгод, но и достоинства человека; этой несчастной наклонности противопоставятся самые действительные, даже вещественные преграды: порок и худое поведение не будут пользоваться ненаказанностью, даже совершаемые в семейном мраке хижин; но в то же время сей мрак не скроет от проницательного взора начальства ни бесприютного сиротства, ни бездомной престарелости, ни неисцельной болезненности. Повременное соединение сил и рук в труде общественном даст возможность совершать на пользу сельского хозяйства то, что совершенно невозможно было для раздельных усилий, и откроет удобность селам и весям нашим сбросить с себя и с окрестностей своих тот жалкий вид нестроения, который ныне так безобразит прекрасную страну нашу. Приучение к порядку общественному, прохождение общественных званий родит среди поселян дух общественный и будет отучать их от беспорядков домашней жизни; благоразумные награды от начальства пробудят в них соревнование, а благоразумные наказания оживят между ними благотворное чувство стыда и приличия. Кратко: вследствие нового, истинно государственного учреждения, весь быт селянина должен подлежать благотворной перемене; и все это должно совершиться, не выходя нисколько из нравов русского народа, имеющего по природе прекрасную наклонность быть особенно приверженным к алтарю и престолу.
После сего оставалось желать одного: чтобы учреждение, столь благотворно измышленное, так основательно соображенное, так мудро направленное к цели, нашло для себя верных, неутомимых и благоразумных приставников и исполнителей.
Поскольку качества эти предержащей властью усмотрены в вас, почтеннейшие приставники нового учреждения, то вам и вверена первая судьба его в стране нашей. Приветствуем вас с этим прекрасным назначением! – Трудиться для Отечества всегда приятно; но тем приятнее, когда плоды трудов пред собственными глазами видимо обращаются во благо человечества. Вы постоянно будете наслаждаться этим чистым удовольствием. Да будет же оно, после святого имени Божия и совести вашей, для вас и всегдашним побуждением к неослабной деятельности. Не забывайте, что за деятельностью вашей будет идти внимание всех просвещенных друзей человечества, жаждущих видеть на опыте плоды учреждения столь благотворного и столь ожиданного. Помните, что успех вашего управления, между прочими благими последствиями, будет иметь и то, что возбудит подражание в частных владельцах, столько терпящих и заставляющих так много терпеть подвластных им от неблагоразумного управления своим достоянием. Имея в виду все это, ускорите успехом; удвойте, утройте его, если можно! Да обрадуется скорее сердце отца Отечества!
Да поднимут главу из праха простота и бедность! Да покажется всем и каждому, что государственное хозяйство есть не одно звучное имя, но и дело великое!
А мы, как здесь и теперь призывали, так везде и всегда не престанем призывать на вас и труды ваши благословение Божие.
* * *
Речь идет о вновь образованном сословии крестьян (бывших черносотенных), которое с конца XVII до середины XIX веков жило на казенных землях, несло повинности, но лично оставалось свободным. Начиная с 1841 г., это сословие управлялось Министерством государственных имуществ и ко времени реформы 1861 г. составило около 45.