Иудея
Иудея. По употреблению в Свящ. Писании это слово означает прежде всего землю колена Иудина и поселившегося в его участке колена Симеонова (Нав.15:1 сл. Нав.19:1–9), а затем область двухколенного царства, состоявшего из колен Иудова и Вениаминова (3Цар.12:20–21), в противоположность области царства десятиколенного (3Цар.12:32 ср. ст. 23. 24, 2Пар.30:25, Ис.7:5–6, Иер.3:6–7, Иез.27:17). Но так как по возвращении из плена вавилонского весь израильский народ стал называться иудейским, то имя Иудея было усвоено и всей св. земле (Агг.1:1,14, Агг.2:2; Лк.1:5, Лк.23:5; Деян.10:37). Иудея в собственном смысле, в отличие от Самарии и Галилеи (Нав.20:7–8; 1Макк.10:30,38; 1Макк.11:34, 1Макк.5:14,17,20; Мф.4:12–16,23–25; Мк.3:7, Ин.4:3–4, Ин.7:1. Деян.1:8, Деян.8:1, Деян.9:31), занимала южную часть Ханаана, граничащую на севере с Самарией, на юге с пустынею Каменистой Аравии и пустыней Син, отделявшей ее от Идумеи на западе с Средиземным морем и на востоке с Мертвым (Нав.15). Во времена Димитрия Сотира и Ионафана Маккавея к Иудее были присоединены три самарийские округа (1Макк.10:30,38).
Впоследствии, по указанию Иосифа Флавия (Иуд. Война 3, 3:5), Иудея простиралась с севера на юг, от Ануаты (неизвестный город, находившийся, по всей вероятности, на пути из Иерусалима в Сихем) до Иордана (на границе Каменистой Аравии) и с запада на восток от Иоппии до Иордана. По побережью же Средиземного моря она доходила до Птолемаиды. Наконец, по свидетельству Птоломея (5, 16:9), к Иудее принадлежали и некоторые заиорданские местности (ср. Мф.19:1). После смерти Ирода в. Иудея вместе с Самарией и Идумеею перешла, согласно его завещанию, к Архелаю (Мф.3:22. Иосифа Фл., Древн. 17), но в 6 г. по Р. Хр. была приписана к римской провинции Сирии (Иосиф Фл., Древн. 17, 13:5. 18, 1:1) и управлялась особым прокуратором из всадников до 66 г., за исключением времени от 41 до 44 г., когда она еще раз (и уже последний) побывала под властью потомка Ирода – Ирода Агриппы 1-го (Иосиф Фл., Древн. 19, 5:1).
По указанию книг Свящ. Писания, Иудея – в зависимости от естественных свойств местности – разделялась на четыре главные части: на горную Иудею, пустыню, низменность и полуденную или гожную Иудею (Нав.15:10,40, Нав.11:16, Нав.12:8; Иер.32:44, Иер.33:13). 1) Нагорная Иудея (Нав.15:48; ср. Лк.1:39,65) занимает центральную часть страны, простирающуюся от городов Молады, Арада и Кириафа до гор Ефремовых. Поверхность ее представляет то плоские равнины, то крутые утесы и горные хребты, достигающие наибольшей высоты при Хевроне и быстро понижающиеся по направлению к югу. Посредине горной полосы проходит с юга к северу долина, разделяющая гору па две ветви и принимающая с правой и левой стороны несколько небольших ручьев. Неприступная в западной части, нагорная Иудея более или менее доступна в северной – на протяжении от Вифлеема до гор Ефремовых. Здесь с востока и запада протекает множество рек, образующих открытые ворота в страну. Вся площадь этой горной страны покрыта возделанными полями, масличными лесами и виноградниками, а встречающиеся по местам развалины свидетельствуют о бывшей некогда великой населенности страны. 2) Пустыня иудейская (Нав.15:61, 2Пар.26:10, Мф.3:1, Лк.3:2) представляет широкую площадь, лежащую между восточным склоном гор Иудиных и Мертвым морем по линии от Маона и Кармила мимо Зиф к Фекое и Иродиуму (южнее Вифлеема). Прерываемая кое-где небольшими оазисами, она носит характер суровой, печальной пустыни, лишенной на целые участки всякой растительности. К востоку, т. е. к Мертвому морю, почва состоит из одного известняка и потому совершенно негодна для обработки, но к западу – ближе к горам встречаются местности, с давнего времени служившие пастбищами; таковы Маон (1Цар.25:2), Зиф и Фекое (Ам.1:1, Ам.7:14–15). На восток от Кармила лежит неприступная местность Ен-Гадди, в которой укрывался от Саула Давид (1Цар.24). 3) Низменность (Нав.15:33) – западный склон Иудиных гор в соединении с широкой равниной, простирающеюся до Средиземного моря на запад и с юга на север от Газы до Иоппии (долина Сефельская: Нав.10:40, Нав.11:16, 1Макк.3:24,40. 1Макк.4:6,14) и от Иоппии до Кармила (долина Саронская: Песн.2:1, Ис.35:2, 1Пар.27:29). Будучи в 1 1/2 раза шире гор и пустыни, взятых вместе, низменность является самою плодородной и населенной частью всей Иудеи. Лежащие здесь местности, в древности гораздо лучше орошенные, чем теперь, богато вознаграждают обработку, в изобилии производят всевозможные полевые и садовые плоды. Отданная И. Навином колену Иудину, низменность, однако, не была завоевана им и до позднейшего времени оставалась в руках филистимлян. В истории она известна, как место постоянных войн между филистимлянами и коленом Иудиным (1Цар.17:2,19). 4) Полуденная или южная Иудея простирается на юг от гор Иудиных до пустыни Каменистой Аравии, на восток до Арабы (местность, прилегающая к Мертвому морю) и на запад до Средиземного моря ее еврейское название «негеб» сухая местность вполне соответствует характеру почвы. Это – настоящая степь, удобная для обработки только в некоторых местах, а в большинстве случаев представляющая превосходные пастбища и зеленеющие луга. При первом разделении страны во времена И. Навина данная местность выпала колену Иудину, при втором же многие ее города отошли к колену Симеонову (Нав.15:21–32, Нав.19:-9).
Свящ. А. Петровский