Иудифь, книга
Иудифь, неканоническая книга, повествующая о подвиге жительницы г. Ветилуи Иудифи. Содержание книги, имеющей 16 глав, заключается в следующем. Царь Навуходоносор, царствовавший над ассириянами в Ниневии (Иудифь.1:1), предпринял войну против мидийского царя Арфаксада (Иудифь.1:5) и призвал к участию в этой войне, между другими народами, также и жителей Палестины (Иудифь.1:6–9). Но последние не повиновались призыву Навуходоносора, и он, после победы над Арфаксадом, решил наказать их (Иудифь.2:1–3). Против народов запада был послан с большим войском главный военачальник царя Олоферн. Последний опустошил многие земли (Иудифь.2:21, Иудифь.3:8) и пришел в долину Ездрилонскую (Иудифь.3:9), где стоял лагерем целый месяц, намереваясь идти в Иерусалим. Тогда иудеи, недавно возвратившиеся из плена и освятившие свой храм (Иудифь.4:3), стали, по призыву первосвященника Иоакима, укреплять горы, устраивать преграды на равнинах, готовиться к защите проходов и вместе с тем умолять Иегову о помощи (Иудифь.4:4–15). Узнав о приготовлениях иудеев к сопротивлению, Олоферн сильно разгневался на них и решил их истребить (гл. 5–6). Он подступил к г. Ветилуе и овладел источником, из которого жители брали воду для питья, желая жаждой заставить их сдаться (Иудифь.7:1–18). Но по молитве иудеев (Иудифь.7:19–32) Господь послал им избавительницу в лице Иудифи, богатой, прекрасной и благочестивой вдовы, дочери Мерории (8, 1–8). С одобрения старейшин города (Иудифь.8:9–36), после пламенной молитвы (гл. 9), Иудифь, одевшись в лучшие одежды, отправилась в лагерь ассириян и явилась к Олоферну (гл. 10). Пленив военачальника своею красотой и мудрою речью (гл. 11), Иудифь осталась в ассирийском лагере (Иудифь.12:9). На четвертый день ее пребывания она была приглашена на пир, устроенный Олоферном (Иудифь.12:10–20) . Когда, по окончании пира, опьяненный вином Олоферн уснул, а все бывшие на пиру разошлись по шатрам своим, Иудифь отрубила голову его и принесла ее в Ветилую (гл. 13). Смерть Олоферна, обнаруженная утром следующего дня, навела ужас на ассириское войско; оно обратилось в бегство и было истреблено (гл. 14–15). Иудеям досталась богатая добыча, а Иудифь была прославлена, как спасительница народа (гл. 16).
Главным вопросом относительно книги Иудифь в библиологической литературе служит вопрос об историческом характере ее повествования. Многочисленными исследователями книги Иудифь по этому вопросу высказаны три мнения 1) кн. Иудифь есть в строгом смысле историческое произведение; 2) она есть чистый вымысел с нравоучительной целью; 3) в основе ее лежит исторический, достоверный факт, но он изложен не точно и с приемами иносказания. Взгляд на кн. Иудифь, как на вполне историческое произведение, защищается настойчиво большинством писателей католических (Пальмиери, Вигуру, Корнели и др.), и некоторыми из протестантов (Гумпах и Вольф). К этому же взгляду, по-видимому, склонялись из древних Климент римский (1 посл. Коринф. гл. 55), Ориген (In Judic. hom. 9, 1), Амвросий (lib. de viduis с. III-VIII), Августин (de doctrina christ. 11, 8) и Иероним (рraef. in Judith). Мнение о кн. Иудифь, как о произведении, содержащем чистый вымысел, высказано было впервые Лютером и затем защищалось многими протестантскими учеными (Бертольдт, Бауер, Шрадер, Шиорер и мн. др.). Лютер видел в книге прекрасное поэтическое произведение, изображающее благосостояние и чудесные победы иудейского народа над врагами. Бертольдт называет книгу вымышленным романом, Шрадер – патриотически-нравоучительным рассказом, другие приравнивают ее к апологам (Бабор) или басням (Капелл). Наконец, третий взгляд на кн. Иудифь, как на полуисторическое произведение, имеет своими защитниками Моверса, Эвальда, Вайшагера, Кейля, Фричше и из наших русских ученых проф. Н. М. Дроздова. Последний взгляд на книгу Иудифь, по-видимому, и должен быть признан наиболее обоснованным. Общий характер кн. Иудифь, – гиперболические выражения (Иудифь.2:19–20), длинные искусственные речи и молитвы, влагаемые в уста героини (Иудифь.9:8,9–27), частые похвалы, расточаемые ей, – все это ясно показывает, что автор рассматриваемой книги имеет в виду более назидательность рассказа, чем строгую историческую точность. Против строго исторического характера книги говорит с очевидностью и то обстоятельство, что упоминаемые в ней исторические и географические имена Навуходоносора (Иудифь.1:1), Арфаксада (Иудифь.1:5), Ниневии (Иудифь.1:1) невозможно отнести к тем личностям и городам, которые с этими именами известны в истории: Навуходоносор, вопреки Иудифь.1:1, не был царем ассирийским и не царствовал в Ниневии. История не знает также Арфаксада, царствовавшего над мидянами в Экбатанах. – Но, отрицая строго исторический характер повествования кн. Иудифь, трудно в то же время признавать его и чистым вымыслом. Писатель обставляет свой рассказ о подвиге Иудифи такими подробностями относительно лиц, топографии, географии и хронологии (Иудифь.1:1,5,13,15, Иудифь.2,1. Иудифь.7:21,30,31, Иудифь.8:4), которые являлись бы совершенно излишними, если бы он преследовал исключительно цели назидания. При том же, древнееврейской письменности вообще не свойственны были всецело вымышленные произведения.
Эти соображения и приводят к заключению, что материал для своего повествования автор книги Иудифь взял из действительной жизни и описывает действительный подвиг некоей Иудифи во время нападения врагов на Ветилую, но его описание неточно, составлено с целями нравоучения и с приемами иносказания. Задача исследователя кн. Иудифь, в таком случае, должна состоять в том, чтобы выделить в повествовании исторический элемент от вымышленного и связать содержание книги с какими-либо известными фактами. Должно сказать, что эта задача очень трудна и решается экзегетами чрезвычайно разнообразно. Ученые католические стараются доказать, что основой книги послужили события последнего времени. По мнению Вигуру, Пальмиери, Корнели и др., под Навуходоносором кн. Иудифь нужно разуметь ассирийского царя Ассурбанипала (носившего два имени или нарочно названного более знакомым читателям именем Навуходоносора), и в описании его походов следует видеть описание похода его полководца Олоферна против восставшего (в 648 г.) во главе народов запада брата царя – Саоедухина (или Саммугеса). Другие исследователи отожествляют Навуходоносора кн. Иудифь с вавилонскими царями Меродахом – Валоданом (Ис.39:1) или Набополассором и относят содержание книги к первым годам правления Иосии (Циглер, Гумпах). Экзегеты протестантские обыкновенно отыскивают историческую основу книги в периоде послепленном, но опять указывают ее различно. Напр., Герцфельд, Нэльдеке, Р. Смит, Велльгаузен (Isr. Und Jud. Geschichte, 3 Aufl. 186) связывают повествование книги с предприятиями персидского царя Артаксеркса Оха, а Гитциг основою книги считает события из времени восстания иудеев при имп. Адриане, т. е. из II в. по Р. Хр. (Schenkel, Bibl-Lexic. III, 448). К тому же времени относит содержание книги Иудифь Фолькмар, отожествляя Навуходоносора с Траяном, Ниневию с Римом, мидян с парфянами, Экбатаны с Низибией и Олоферна с Луцием Квиетом (Volkmar, Наndb. d. Еinleit. in Аросr. 1 Тh. 1 Аbth).
Однако же, большинство протестантских авторов усматривают в книге Иудифь описание события из эпохи Маккавеев (II в. до Р. Хр.). К этому мнению склоняется и русский исследователь кн. Иудифь проф. Н. М. Дроздов; Навуходоносора кн. Иудифь он отожествляет с Антиохом III, и историческим основанием книги считает победоносные походы Антиоха III во внутренность Азии и против стран Келесирии, Финикии, – в особенности же один из неудачных походов в Палестину, совершенных самим Антиохом или кем-либо из его полководцев. Из указанных мнений должны быть прежде всего отвергнуты мнения ученых католических, относящих историю Иудифи к допленному периоду. Против этих мнений решительно говорят замечания 4, 3 и 5, 18–19, где упоминается не только об отведении иудеев в плен, о разрушении храма, но и о возвращении из плена, об освящении сосудов, жертвенника и дома Господня. С другой стороны, нельзя приурочивать вместе с Гитцигом и Фолькмаром повествование книги и к такому позднему времени, как правление Траяна и Адриана, потому что имеется свидетельство о существовании книги уже до этого времени (Климент р., 1 Кор., гл. 55). Выбирать, таким образом, приходится между временем персидского владычества в Палестине и эпохою маккавейской. По-видимому, содержание книги более соответствует этой последней эпохе. Так, в описании подвига Иудифи говорится о таком нападении врагов, которое угрожало религии иудейского народа (Иудифь.4:1 сл.), что может указывать на преследование со стороны селевкидов (ср. у Дроздова 122–123). Затем, иудейству, современному Иудифи, усвояется приверженность к истинной религии, ревность о десятинах, омовениях, постах, уверенность в непобедимости Израиля, геройский дух, соединяющийся в то же время с хитростью и лукавством (Иудифь.8:5–6,11,13, Иудифь.10:5, Иудифь.12:2,19 и др.). Подобные черты, совпадающие с характеристикой иудейства, данной в кн. Маккавейских (1Макк.2:32–42, 1Макк.7:13, 2Макк.14:6), лучше всего соответствуют эпохе селевкидов. Что касается более точного определения исторической основы книги, приурочения книги к известным годам эпохи селевкидов, то в этом случае нельзя идти дальше предположений. Как кажется, частности книги Иудифь наиболее гармонируют с временем Антиоха III. Он один из селевкидов получил титул великого (ср. Иудифь.2:5) и утвердил в Палестине ненавистное иудеям сирийское владычество, являясь, таким образом, в представлении иудеев вторым Навуходоносором (Иудифь.1:1). Он воевал против новых мидян (парфян), подчинил своей власти Персию, совершил поход внутрь Азии (Иудифь.1:5. – 2. Ср. Роlyb. Histor. 1. 10 – 11. Justin, Histor. 41, 5).
Если справедливо мнение, что кн. Иудифь описывает какой-либо из походов Антиоха III-го в Палестину, то и составление книги должно относить к эпохе маккавейской. О личности писателя и обстоятельствах происхождения книги не сохранилось никаких сведений. Содержание книги дает основание полагать, что она явилась в фарисейских кругах, так как религиозные идеи книги имеют фарисейскую окраску (Иудифь.4:2,3,11–15, Иудифь.8:21,24, Иудифь.9:8–13; ср. Иудифь.5:19, Иудифь.9:1). В некоторых местах книги, напр. в таких, где проводится мысль о необходимости подчиняться всем постановлениям закона (Иудифь.11:13, Иудифь.10:5, Иудифь.12:2,19), где подчеркивается промыслительное отношение Бога к людям и ответственность их пред своим Творцом (Иудифь.5:17–21, Иудифь.7:25–28, Иудифь.8:15–20 и др.) можно видеть даже прямую полемику со стороны автора против саддукеев, отстаивавших свободу и отрицавших божественное мздовоздаяние. Древнейшим, сохранившимися до нас текстом кн. Иудифь, является греческий, известный в нескольких редакциях. Но, несомненно, книга была написана первоначально на языке еврейском или арамейском. Это видно из множества гебраизмов, имеющихся в греческом тексте (таковы: употребление σφόδρα Иудифь.4:2, Иудифь.5:9,18. Иудифь.10:7), соответственно евр. מעד, выражение μῆνα ἡμερῶν Иудифь.3:10 ср. Быт.29:14,. 4Цар.15:13; οἶκος вместо ναός Иудифь.4:3. ср. Быт.15:18, 1Ездр.10:3; γένοιτο Иудифь.13:20 ср. Втор.27:15–16 и др.), и из некоторых ошибок, легче объяснимых смешением евр. слов (2, 2 συνετέλεσε; Иудифь.2:11 ἐν πασῇ γῇ σου; 3, 9 τοῦ πρίονος). Существование еврейского или арамейского оригинала кн. Иудифь подтверждает и бл. Иероним (Рrаеfаt. in Judith: Migne lat. XXIX, col. 37–40). Впрочем, подлинный текст книги был утрачен уже ко времени Оригена (Epist. аd Аfrican.: Migne gr. XI, col. 80), а тот «халдейский» текст, с которого переводил бл. Иероним, несомненно, был уже не оригиналом, а переводом с греческого.
В. Рыбинский