Источник

XXXVI. Смерть и погребение Феофана

Чрезвычайные труды п постоянное напряжение душевных сил изнурили здоровье Феофана и были причиною его преждевременной смерти.

Преосвященный Феофан скончался, на карповском своем подворье, в 1736 году 8 сентября в 4 часа 24 минуты по по лудни, на 55 году жизни, сохранив до последней минуты полное сознание.539 При кончине его находились синодальные члены: преосвященный Питирим, архиепископ нижегородский, и архимандриты – александроневский Стефан Калиновский и новоспасский Никодим Сребницкий. По преставлении тело его убрано было во все архиерейское церковное облачение, а поверх всего облачения надет наперсный животворящий крест.

На другой день (9 сентября) в св. Синоде состоялось определение: 1) по покойном преосвященном Феофане в новгородском архиерейском доме и епархии той отныне чинить достодолжное поминовение, как и по прежде преставльшихся архиереях отправляемо было, неотменно; и чтоб оное всемирно было исполнено, того смотреть накрепко обретающимся в новгородской архиерейской консистории и разряде управителям; 2) новгородского архиерейского дома церковные, домовые, епаршеские и персональные покойного преосвященного всякие вещи, по получении указа того ж времени без наималейшего промедления, обретающимся в новгородской архиерейской консистории и разряде управителям и новгородского архиерейского дома эконому и домовым секретарям самим всем тщательно все осмотреть и описать, и явившееся в наличности хранить в прилнчных местах с крайним наблюдатольством во всякой целости, дабы ничему ни малейшей траты приключитися не могло; 3) новгородскую епархию и архиерейского дома служителей духовными и прочими делами, до предбудущего архиерея, выдать и управлять коисисторским и разрядным правителям, эконому и секретарям, без всякого пристрастия и склонения к неправде, но как добрым и поверенным персонам надлежит; 4) все церковное и личное имущество, оставшееся в домах, находящихся в С.-Петербурге, на Васильевском и С.-Петербургском островах, на Адмиралтейской стороне и в приморском доме – синодальным членам, Новоспасскому архимандриту Никодиму с благовещенским протопопом Иоанном, описать и отдать казенное, домовое и епаршеское, секретарю Козме Бухвостову, а персональное – питомцам его преосвященства Илье Ксиландру, да Семену Сидельцу, с расписками и с объявлением беречь до предбудущего распоряжения; 5) в находящихся в Москве новгородском архиерейском подворье и персональном его преосвященства доме, также в селах Владыкине и Озерецком, от московской синодального правления консистории кому пристойно и верить возможно, при обретающихся там служителях, все осмотреть и описать и наблюдать до будущего распоряжения.

Сентября 11 в св. Синоде генерал-майор и член Военной коллегии Измайлов объявил высочайшую волю, «чтобы тело покойнаго архиерея Феофана завтрешняго дня из дому его преосвященства вынести, перевезть через Неву на литейную пристань, а от той пристани сухим путем препроводить в невский монастырь, и тамо совершить по его преосвященстве надгробное чинопоследование, а по совершении того отправить тело его преосвященства в Новгород водяным путем».

В то же время объявлен высочайший указ, о предписании управителю новгородского архиерейского дома, чтобы «которые были того дому служителями, то оные б не разошлись никуды, а были б все при том доме; а особливо те ребята, которые в доме его учились, чтоб оные учились по-прежнему и были б содержимы в таковом же довольстве, как и при живом архиерее. А учителю или надзирателю, который к ним приставлен, приказать, чтоб он их обучал смотрел за ними неленостно».

Церемониал погребения соответствовал высокому положению и заслугам почившего архипастыря. Утром 12 сентября, в день погребения, к телу покойного собрались все синодальные члены и все столичное духовенство. После литии гроб поставлен был на погребальную колесницу и в сопровождении всего духовенства и воспитанников семинарии везен был до Невы. Сто человек гренадер, определенных от городовой канцелярии, и синодальные приказные служители, расстоянием друг от друга на сажень, несли восковые свечи. У синодальной пристани гроб поставлен был на погребальную баржу и перевезен на противоположную сторону к мануфактурной пристани; потом с тою же церемониею везен был мимо Литейного двора, по Перспективной улице, к Триyмфaльным воротам. Здесь встретили процессию духовник её величества, троицкий архимандрит Варлаам, с придворным духовенством. По прибытии к Невскому монастырю гроб встречен архимандритом Стефаном с братиею и внесен в Благовещенскую церковь. Преосвященный Питирим совершили литургию, за которой присутствовали государственные министры – князь Черкасский и Шафиров.

По окончании погребения гроб поставлен был в нарочно приготовленный деревянный черный Футляр и вынесен на стоявшее у пристани Черной речки траурное судно, для отвезения в Новгород, и отправлен в путь. Для служения папихид и чтения Евангелия при гробе отправлены были бежецкий архимандрит Макарий, домовый архиерейский духовник иеромонах Иоаким и священники новоладожской соборной церкви Евдокимов; а «для всякаго в пути безопаснаго провождения» новгородского казенного приказа секретарь И. Верещагин.

18 сентября в 5 часу вечера погребальное судно прибыло в Новгород и остановилось в виду Антониева монастыря. Утром на другой день все духовенство собралось у Антониева монастыря на берегу Волхова для печальной встречи почившего пастыря. Тело с торжественностью было поднято и поставлено в антониевской паперти. 20 сентября тело перенесено в Софийский собор с обычною церемонией, а после литургии, которую совершали архиепископ Иосиф, погребено в южной стороне Софийского собора, подле тела Иова митрополита.

* * *

539

Говорят, будто Феофан, чувствуя приближение кончины, приставил ко лбу указательный палец и произнес: «о, главо, главо! разума упившись, куда ея приклонишь»? (Москвитян. 1842 г. кн. 1, стр. 91).


Источник: Издание Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург. В типографии Императорской Академии Наук (Вас. Ост., 9 л., № 12). 1868. Напечатано по распоряжению Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург, ноябрь 1868 г. Непременный Секретарь, Академик К. Веселовский. Из сборника статей, читанных в Отделении Русского языка и словесности.

Комментарии для сайта Cackle