Источник

Глава 8

Песн. 8:1 Кто даст тя, Брате мой, ссуща сосцы матере моея? обретши Тя вне целую Тя, и ктому не уничижат мене.

Песн. 8:2 Пойму Тя, введу Тя в дом матере моея и в ложницу заченшия мя: тамо мя научиши: напою Тя от вина с вонями строенаго, от воды яблок моих.

И Сам Жених, как человек, принял Благодать Святого Духа. Ибо о нем сказано: «Отроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия бе на нем» (Лк. 2:40) Итак Невеста, изумленная неизреченным человеколюбием Его, что и Он «ссал сосцы матере ея», говорит: Ты, по причине особенной благости Своей принявший естество мое, те же, которые и я, сосал сосцы, и сосал не потому, чтобы имел в сем нужду, но для того, чтобы меня научить, каким образом мне должно сосать млеко учения. «Кто даст тя, Брате мой, ссуща сосцы матере моея? обретши Тя вне целую Тя, и ктому не уничижат мене». Я, уязвленная Твоей любовью, не только в чертоге и на ложнице, но и вне открыто повергнусь в объятия Твои, облобызаю Тебя, и за сие никто не будет поносить меня, если узнает только горячность мою к Тебе. Но обретши Тебя, «пойму Тя, введу Тя в дом матере моея». Домом называет Священный Храм, образ Горнего Иерусалима – «тамо напою Тя от вина с вонями строенаго, от воды яблок моих». Под вином строеным разумеет учение, исполненное благодатью и как бы облагоуханное ароматами, а под водою яблок – пользу, происходящую от плодов любви. В сих словах изъясняясь Невеста с Женихом, вещает к отроковицам:

Песн. 8:3 Шуйца его под главою моею, и десница его обымет мя.

Я не страшусь угроз наказаний, осыпана благословениями Жениха. Для сего Он шуйцу положил под главой моей, а дейницей обнял меня.

Песн. 8:4 Заклях вас, дщери Иерусалимския, в силах и в крепостех сельных: аще подвижете и воздвижете любовь, Дóндеже аще восхощет.

Вам надлежит беспрестанно возбуждать любовь, дабы усерднее восжелать Его, и дабы как Он сам хочет, простираться к совершенству. Отроковицы, выслушав сие и узревши всю лепоту ее, удивляются и говорят:

Песн. 8:5 Кто сия восходящая убелена и утвержаема о Брате своем?

Не говорят – белая, но убеленная. Ибо она была черна (Песн. 1:4) И как солнце опалило ее, то Жених ее убелил, будучи Сам Свет и святость, и её соделал светлой и святой. «Кто сия восходящая убелена и утвержаема о Брате своем», утверждаема о Брате своем – ибо она, Им руководствуема, восходит на Небо и шествует к Нему посредством веры. После сего Жених говорит ей:

Песн. 8:5 под яблонею возбудих тя: тамо роди тя мати твоя, тамо поболе тобою рождшая тя.

Мы, веря благовестию о Спасителе нашем, приступам к Божественному Крещению, и там приемлем отрождение, там рождает нас Мать наша – Дух Святый.

Песн. 8:6 Положи мя яко печать на сердцы твоем, яко печать на мышце твоей: зане крепка яко смерть любы, жестока яко ад ревность: крила ея крила огня, углие огненно пламы ея.

Жених к Невесте вещает: «положи мя яко печать на сердцы твоем, яко печать на мышце твоей». Сердцем именует умозрительную силу души, а мышцей – деятельную. Итак хочет, чтоб она во всех своих умопредставлениях и действиях имела Его целью. Сие тебе нетрудно учинить, если только сохранишь ко Мне любовь, которая крепка, как смерть. Смерть по преступлении Адама над всем господствует (Рим. 5:14), так Любовь все побеждает – даже и смерть самую. Питай также ревность. С ревностью ты не попустишь, чтобы кто-нибудь тебя превзошел, кто-нибудь другой предвосхитил у тебя соединение со Мною. Ибо «жестока, яко ад, ревность».

Песн. 8:7 Вода многа не может угасити любве, и реки не потопят ея.

Сие оправдывают как в Ветхом, так и в Новом Завете славные благочестием мужи. Ни жизнь в чужой земле, ни бедность, ни голод, ни похищение жены любви к Богу Авраамовой не могли истребить (Быт. 12). Что страшнее пещи Вавилонской? Но и сия пещь и сей пламень не уничтожили приверженности ко Христу трех отроков, но только более умножили. Исааки, Иаковы, Моисеи, Илии, Даниилы все с Апостолом Павлом вещали так: «Кто ны разлучит от любве Божия, скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь? Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 8:35, 38–39). Что сильнее? Что могущественнее таковой любви? Итак, справедливо здесь Невеста: «Вода многа не может угасити любве, и реки не потопят ея».

Песн. 8:7 Аще даст муж все имение свое за любовь, уничижением уничижат его.

Тех, кои за любовь имение, счастье и жизнь свою положат, тех презрят и за ничто почтут нечестивые. Но пусть почтут, это также не ослабит любви их. Почему справедливо вещал блаженный Павел: «Укоряеми, благословляем: гоними, терпим: хулими, утешаемся: якоже отреби миру быхом, всем попрание доселе» (1Кор. 4:12–13)

Песн. 8:8 Сестра наша мала и сосцу не имать: что сотворим сестре нашей в день, в оньже аще глаголатися будет ей?

Песн. 8:9 Аще стена есть, соградим на ней забрала сребряна: и аще дверь есть, напишем на ней дску кедрову.

Я думаю, так говорили с собой Святые оные Пророки, в Ветхом Завете просиявшие, говорили, видя Невесту малой в духовном возрасте. Когда Царь Царей хочет поять в Невесту сестру нашу, которая впрочем мала, не имеет сосцев, не может подать млека учений требующим, то что сотворим? Если она должна быть как бы стеной дому Его, «соградим на ней забрала сребряна», то есть духовные, блистающие Божественными словесами, в коих бы она находясь, поразила стрелами неприятелей, разрушала все ковы их. «Положим на ней дски кедровы, тления греха не имущие». На сие Невеста ответствует, обнадеженная обилием Жениха:

Песн. 8:10 Аз стена, и сосцы мои яко столпи: аз бех во очию их аки обретающая мир.

Жених, предопределивши меня и зная, что Я ищу мира, соделал меня стеной неудобоприступной и страшной для врагов. «Сосца мои», то есть нравственное и богословское учение возвысил до высокого совершенства. Но я не только стена, но и виноград.

Песн. 8:11 Виноград бысть Соломону во Вееламоне: даде виноград свой стрегущым: муж принесет в плоде его тысящу сребреник.

Акила вместо: «в Вееламоне» перевел – во множестве. Итак, Бог древле сей виноград вверил Израилю, но поскольку Израиль не только служителей, посланных для собирания плодов умертвил, но и Самого Вертоградаря вознес на Крест, то он от него отнят и препоручен народу, возделывающему его (ср. Мф. 21:33–44). «Виноград бысть Соломону», то есть Мирному, «во Вееламоне: даде виноград свой стрегущым». Виноградом называет здесь людей благочестивых, а стрегущими тех, кои священническую исполняют должность и коим заповедано виноград утучнять духовным учением и охранять. Далее – «муж принесет в плоде его тысящу сребреник». Это означает спасение плод приносящего, ибо вертоградарь ничего другого от винограда не требует, кроме его же невредимости.

Песн. 8:12 Виноград Мой предо Мною: тысяща Соломону и двести стрегущым плод его.

Я сохраняю виноград Мой, и те, кои его оберегают, непременно получат награду.

Песн. 8:13 Седяй в вертоградех, и друзие внемлющии гласу Твоему: глас Твой внуши мне.

О, Жених мой! Ты, который призираешь на духовные и видимые существа! Бесплотные, не развлекаясь ничем, беспрестанно созерцают Тебя, но я, обремененная телесными узами, боюсь, дабы не отступить от Тебя. Итак, мне, ожидающей Второго пришествия Твоего, внуши оный желанный глас: «приидите, благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам Царствие» (Мф. 25:34)

Песн. 8:14 Бежи, брате мой, и уподобися серне или юнцу еленей, на горы ароматов.

Призывая праведных в уготованное от сложения мира Царствие Твое, подобно «серне или юнцу» еленей, истреби ядовитых зверей – духов злобы, ярящихся на нас, и положи конец той брани, которую они воздвигают против верных.


Источник: Блаженнаго Феодорита епископа Кирскаго Толкование на Песнь Песней. - Москва : Синодальная тип., 1808. 210 с.

Комментарии для сайта Cackle