Источник

XXVII. Комедш при дворе цесаревны Елизаветы Петровны. – Подозрения Императрицы. – Допросы регента Петрова

Знала ли цесаревна Елизавета Петровна, что её именем пугают и держат в страхе императрицу Анну и что оно играет такую печальную роль в Тайной канцелярии?

Иное, может быть, знала; но многого и не могла знать; да и о том, что слышала, принуждена была делать вид, что не слышит и не знает, и наполняла свои досуги – а у нее было их много – комедиями.

В 1735 году, по-видимому, она писала к Феофану: «делаю я комедию, в которую надобны будут три человека, чтобы умели петь только; а ныне у меня певчих хороших нет, а надеюсь, что у вас из молодцов нарочитых выбрать можно: того ради на то время прикажите из своих певчих самых хороших голосов выбрать троих, и буде они с вами, то оттуда (вероятно – с приморской мызы) прислать их сюда; а буде здесь, то пришлите с сим ездовым в дом свой указ, чтоб их привезли ко двору немедленно, чтоб они к назначенному времени могли обучиться тому, что им петь будет надобно. А по окончании комедии я их, пожаловав, назад к вам пришлю».445

Одна комедия наделала однакож ей неприятностей. В 1735 году 17 апреля генерал Ушаков объявил в Тайной канцелярии, что её и. в. указала: «дому ея высочества, благоверной государыни цесаревны Елизаветы Петровны, регента певчаго Ивана Петрова взять в Тайную каицелярию, и какия в квартире его есть письма и тетради и книги скорописныя и уставныя – для разсмотрения все забрать в Тайную канцелярию».

Ушаков, на другой день, сам пошел в его квартиру. Петрова не оказалось дома. Жена его объявила о муже, что он вечера поехал при её высочестве на загородный её высочества двор, который близ смольного двора. Ушаков сделал в доме обыск и, запечатав все найденные бумаги, взял в Тайную канцелярию, а для взятия Петрова послал сержанта Семёновского полка Беляева.

Петров ещё спал, когда прибыл к нему сержант для арестования его. По взятию и по приводе его в Тайную канцелярию, сержант сдал его подпоручику Дубровину, который тотчас же обыскал его карманы и нашел в них два небольших письма и тетрадку. Первое письмо, писанное полууставом, надписывалось: «о возведении на престол российския державы»; второе – писанное по малороссийскому, заключало в себе «явление», в котором упоминалось о принцессе Лавре; в тетрадке писано «о пощении в некоторыя пятницы и о гадании философском».

18 апреля Императрица приказала отослать их к новгородскому архиепископу, поручив ему рассмотреть и забранные у Петрова книги. Феофан возвратил их 3 мая с мнением, чтобы о первом письме допросить: до которого лица то написано и пением действовано и когда и где? Второе – часть то комедии: где-ж она была, кто сочинял, кто принцесса Лавра и вся история или фабула откуда вынята? Тетрадка показалась не заслужиживающею внимания.

Императрица приказала составить в Тайной канцелярии вопросы по этому донесению и объявить Петрову нетокмо под страхом жестокого наказания, но и под смертною казнью, чтоб он по тем пунктам ответствовал самою сущею правдою, не скрывая за собою и за другими ничего.

В первом письме написано: «ни желание, ни искание, но Бог владеяй всеми – Той возведе тя на престол российския державы. Тем сохраняема, Тем управляема, Тем и покрываема буди во веки». До которого лица написано и пением действовано ль и где и когда именно? Кто оное компоновал и когда и где и с чьего позволения? Петров показал, что это написано к прославлению ея и. величества, а кто оное компоновал, того он не знает; только в нынешнем 1735 году, спустя с неделю после тезоименитства ея величества, цесаревна говорила ему, что на тезоименитство е. в. во дворце певчие пели концерт весьма хороший и речи складные. Петров обещал спросить тот концерт у придворного регента иеромонаха Герасима, а потом, увидавшись с ним, выпросил у него только речи, потому что нот в тот раз у него не было, и объявил цесаревне. Государыня цесаревна сказала, что оные речи скомпонованы хорошо. Герасим показал, что оные речи скомпонованы и с них тот концерт написан был им Герасимом ко дню возшествия ея и. в. на престол, тогда и петь.

Второе письмо – «явление» выписано из комедии, составленной в Москве в 1730 или 1731 г. Фрейлиною государыни цесаревны, что ныне за камер-юнкером Петром Шуваловым, Маврою Егоровною, дочерью Шепелевою; а по чьему приказу ту комедию она сочиняла и в какой силе о принцессе Лавре написано, того он не ведает; токмо признавает он, что о принцессе Лавре упомянулось в той комедии в образе богини. Означенная комедия имелась не малая, а именно в той комедии написанные речи говорены было от персон около тридцати; а означенное явление (Юпитер – бог) было у него одного: как во время той комедии придет ему говорить, то по тому явлению он и говаривал. Те комедии бывали в домех у государыни цесаревны в Москве в Покровском и в С.-Петербурге на Смольном дворе. Действие исполняемо было при государыне цесаревне им Петровым и другими певчими, також и придворными девицами, для забавы государыни цесаревны; и посторонних, кроме придворных, никого на тех комедиях не бывало. А откуда оная комедиянская фабула вынята, того он не знает.

9 мая Государыня приказала Петрова из Тайной канцелярии освободить, объявив ему указ под страхом смертной казни: о чем в Тайной канцелярии спрашиван и что в распросе своем показал, чтоб о том разговора ни с кем не имел, никому не разглашал, також и государыне цесаревне об оном ни о чем отнюдь не сказывал.

В 1742 года 2 марта, Елизавета, бывши уже императрицей, встретивши в одном докладе указание на это дело, полюбопытствовала взглянуть на него и приказала представить его себе. Конечно не веселые воспоминания пробудились в её душе.

* * *

445

Госуд. арх. Бумаги Волконского, св. VI, карт. 13, шк. 9.


Источник: Издание Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург. В типографии Императорской Академии Наук (Вас. Ост., 9 л., № 12). 1868. Напечатано по распоряжению Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург, ноябрь 1868 г. Непременный Секретарь, Академик К. Веселовский. Из сборника статей, читанных в Отделении Русского языка и словесности.

Комментарии для сайта Cackle