Источник

ИНОК НОВОНАЧАЛЬНЫЙ (См. также МОНАШЕСТВО)

В общежитиях Пахомия Великого... каждого вновь вступившего в монастырь, во-первых, занимали телесными трудами, под руководством старца, в течение трех лет. Телесными трудами, частыми наставлениями старца, ежедневною исповедью внешней и внутренней деятельности, отсечением воли обуздывались страсти могущественно и быстро, доставлялась уму и сердцу значительная чистота... I, 227.

Опытные в монашеской жизни иноки... гораздо более опасаются прелести. нежели новоначальные, особливо те из новоначальных, которые объяты разгорячением к подвигу. I, 236.

Новоначальные иноки нуждаются в продолжительном времени для обучения молитве. Нужны и время и постепенность в подвиге, чтобы подвижник созрел для молитвы во всех отношениях. I, 261.

Для новоначального искание места сердечного, то есть искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное Такое начинание – начинание гордостное, безумное! I, 271–272.

Новоначальные должны держаться при упражнении молитвою одного благоговейнейшего внимания, одного заключения ума в слова молитвы, произнося слова очень неспешно, чтобы ум успевал заключаться в них, и производя дыхание тихо, но свободно. I, 272.

Жизнь в монастыре, особенно в общежительном, способствует новоначальному к успешному и прочному обучению молитве, если только он жительствует правильно. Жительствующему правильно в общежитии представляются непрестанно случаи к послушанию и смирению, а эти добродетели приготовляют и настроивают душу к истинной молитве. I, 275.

Для новоначального святые отцы предлагают частые молитвы, но непродолжительные. Когда же ум возрастет духовным возрастом, окрепнет и возмужает: тогда он будет в состоянии непрестанно молиться. I, 299.

Юных по духовному возрасту подвижников, хотя бы они были и стары по плоти, хотя б они отреклись от мира, и потому заслуживали имя вдовиц, не должно допускать до безмолвия. II, 142.

Для новоначальных полезнее краткие и частые моления, нежели продолжительные, удаленные одно от другого значительным пространством времени. II, 167.

Но для неопытных и новоначальных единственное средство к избежанию обмана, повреждения и погибели заключается в решительном отречении от всякого видения, по совершенной неспособности к правильному суждению о нем. III, 49–50.

Юным инокам... опытные наставники монашества воспрещали усиленный подвиг поста, бдения, затвора, при каковых подвигах духи скоро начинают являться чувственно, и удобно могут обмануть подвижника к его повреждению и погибели. III, 53.

Пост... для новоначального должен быть умеренный. V, 17.

Новоначальным не должно заводить в келии мшелоимства. Ѵ40;, 18.

Новоначальный никак не может вынести одного душевного делания. V, 43.

Главнейшим келейным занятием новоначального инока должно быть чтение и изучение Евангелия и всего Нового Завета. Ѵ40;, 50.

Новоначальный инок никак не может применить книги к своему положению, но непременно увлекается направлением книги. Ѵ40;, 53.

Наружное благоговейное предстояние на молитве весьма нужно и весьма полезно для всякого подвизающегося подвигом молитвы, особливо для новоначального, в котором расположение души наиболее сообразуется с положением тела. V, 96.

На новоначальных очень полезно действует чтение акафистов сладчайшему Иисусу и Божией Матери. V, 106.

Непрестанная молитва не может быть достоянием новоначального инока; но, чтобы сделаться способным в свое время к непрестанной молитве, он должен приучиться к частой молитве. V, 112.

Неведение новоначального и преобладание в нем страстей не дают ему возможности понимать Писание как должно и держаться его с должною твердостию. V, 139.

Против усиленного и учащенного нападения греховных помыслов и ощущений, называемого... бранию, нет лучшего оружия для новоначального, как исповедь. V, 149.

Новоначальный инок должен сперва заняться изучением Нового Завета; духовное понимание Ветхого Завета придет в свое время: оно – достояние преуспевших. V, 266.

Новоначальный инок не должен подавать вещественной милостыни нищим. V, 279.

Новоначальный инок должен заниматься возложенным на него послушанием со всею тщательностию, ради Бога и своего спасения, не любоваться успешным исполнением послушания... не развивать в себе тщеславия, самомнения и гордости. V, 328.

Образ борьбы новоначального с невидимым духом, видимым лишь уму в помыслах и мечтаниях, заключается в том, чтобы новоначальный инок немедленно отвергал помысл и мечтание греховные. V, 337.

Все отцы согласны в том, что новоначальный инок должен отвергать греховные помыслы и мечтания в самом начале их, не входя в прение, ниже в беседу с ними. V, 338.

Наставления духоносного старца постоянно ведут новоначального инока по пути евангельских заповедей. V, 339.

Сластолюбие и сладострастие первоначально выступают на брань против воина Христова, вновь вписавшегося в полк иноческий. V, 443.

Распятие и кровопролитие совершаются новоначальным иноком при помощи церковных таинств тщательной исповеди всех греховных проявлений церковных и келейных молитвословий... и прочих благочестивых трудов. V, 444.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle