ИСКУПЛЕНИЕ (См. также СКОРБИ, КРЕСТ, ПУТЬ ТЕСНЫЙ, ЖЕРТВА)
Распятому на кресте по воле Божией, славословящему Бога с креста своего, открывается таинство креста, и вместе с этим таинством таинство искупления человеков Богочеловеком. I, 331.
Достоинство каждого христианина составляет Искупитель, и тот из человеков выше других по достоинству своему, кто существеннее усвоил себе Искупителя. I, 349.
Ты являешься очам нашим, прикрыв невыносимую славу Божества человеческою плотию: будучи Словом Божиим, вещаешь нам слово Божие в звуках слова человеческого. Сила Твоя – сила Бога. Кротость Твоя – кротость агнца. Имя Твое – имя человека. Это всесвятое имя вращает небом и землею. Оно, когда входит в слух, когда выходит из уст, входит и выходит, как бесценное сокровище, бесценное перло. Иисус Христос! Ты – и Господь человеков, и человек! Ты – и Бог, и человек! Ты – и Владыка, и раб! Ты – Жрец, и Жертва! Ты – и Спаситель, и грядущий Судия! И целишь Ты все недуги! И посещаешь, приемлешь грешников! И воскрешаешь мертвых! И повелеваешь водам моря, ветрам неба! И чудно вырастают хлебы в руках Твоих – посеваются, жнутся, пекутся, преломляются в одно и то же время. И алчешь Ты, и жаждешь... и путешествуешь по стране нашего изгнания. I, 393.
Без покаяния невозможно ни признать Искупителя, ни пребывать в исповедании Искупителя. Покаяние есть сознание своего падения, соделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным, и потому постоянно нуждающимся в Искупителе. Искупителем, всесовершенным и всесвятым, заменяется падший человек, исповедующий Искупителя. I, 508–509.
Бог Троица, при искуплении образа Своего – человека, дал такую возможность к преуспеянию в усовершении подобия, что подобие обращается в соединении образа с Подлинником, бедной твари с всесовершенным Творцом ее. II, 134–135.
Искуплением обновлено человеческое естество. Богочеловек обновил его Собою и в Себе. Такое, обновленное Господом естество человеческое прививается, так сказать, к естеству падшему посредством Крещения. II, 376.
Отвергающие существование духов непременно вместе с этим отвергают и христианство... Если нет падших духов: то вочеловечение Бога не имеет ни причины, ни цели. III, 4.
Врата вечные и пути непроходимые открылись пред Господом нашим Иисусом Христом, Который, восприяв вольную смерть, сошел пресвятою душою Своею и неразлучившимся с нею Божеством во ад, сокрушил его вереи и врата, освободил его пленников, потом, воскресив Свое тело, прошел уже с ним пространство поднебесной, небо, небеса небес, и вступил на престол Божества. III, 135.
Недоведомой премудростью Божиею, по искуплении рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом, предоставлена человекам свобода в изображении жизни и смерти, в принятии Искупителя и искупления, или в отвержении их. III, 135.
Цель пришествия Христова на землю состояла в том, чтобы освободить души человеческие от обладавшего ими греха и восстановить в нас падший Божественный образ. IV, 53.
Господь, заменив для нас Собою нашего праотца, Адама, от которого рождаемся в смерть, соделавшись нашим родоначальником, заменяет плоть и кровь, заимствованные нами от Адама, Своею плотию и кровию. IV, 117.
Сын Божий по естеству, вочеловечившись и соделавшись родоначальником человеков, соделал их сынами Божиими по благодати. IV, 119.
«Слово в Великий Пяток на вечерне». См. IV, 135–140.
При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий благодеяния бесчисленные и неизреченные: совершено не только искупление человеков, совершено усыновление их Богу. IV, 138.
Плодом благословения Божия, доставленного Богочеловеком человечеству, сделалось примирение человеков с Богом, усвоение естеству человеческому естества Божия, при посредстве усвоения естеству Божию естества человеческого, естеству Творца естества твари. IV, 211.
Таинство искупления основа-' но на милости. Оно есть явление милости Божией к падшему человечеству, и может быть принято единственно расположением души, всецело настроенной милостию к падшему человечеству. IV, 245.
Бог, принявши на Себя человечество, не взысканный и не призванный человеками, Сам, по Своей неизреченной благости, пришел взыскать и спасти род человеческий, погибший по причине отчуждения и удаления от Бога, пришел взыскать и спасти каждого человека, увлеченного в погибель грехом, лишь бы этот человек не отверг ищущего и желающего спасти его Бога. IV, 344.
Богочеловек, как искупительная Жертва, принял на себя все немощи человеческие – последствия падения – кроме греха, чтоб, искупив человечество, избавить его от бремени этих немощей, явить его в обновленном состоянии, явить его без тех немощей, которые привлечены в естество наше падением. IV, 399.
Нет греха человеческого, которого бы не могла омыть Кровь Господа Бога, Спасителя нашего Иисуса Христа. IV, 466.
Всю надежду возлагает покаяние на Искупителя! Одни заслуги Искупителя имеют всю дену, необъятную цену! Без цены, без малейшей цены добродетели человеческие! Они заимствуют цену от веры в Искупителя, когда они – выражение этой веры и исполнение воли Искупителя! IV, 466.
Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения необходимо было искупление. Искупление рода человеческого было совершено не ангелом, не архангелом, не каким- нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, – совершено было Самим беспредельным Богом. IV, 470– 471.
Страшно запятнать мысль ложью: кровь человеческая не в силах омыть этих ложных пятен. Для такого омовения человечество нуждалось в крови Богочеловека. IV, 480.
Земля – изгнание наше, потому-то Искупитель возводит принявших Его искупление с земли на небо. IV, 492.
Всякий, верующий в Спасителя, по необходимости должен сознавать и исповедовать свое падение и свое состояние изгнания на земле; он должен сознавать и исповедовать это самой жизнью. Иначе он не может признать, как следует, Искупителя! потому что Искупитель и Спаситель нужен только для падших и погибших. V, 125–126.
Искупленному человеку предоставлена свобода или воспользоваться дарованным искуплением и возвратиться в рай, или отвергнуть искупление и остаться сопричисленным к сонму падших ангелов. V, 322.