КРЕСТ (См. также СКОРБИ, ИСКУШЕНИЕ, ПУТЬ ТЕСНЫЙ)
Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста. I, 87.
Каждый человек, истратив свою жизнь неправильно, в противность назначению Божию, во вред своему спасению есть по отношению к самому себе и тать, и разбойник, и убийца. Этому злодею посылается крест, как последнее средство к спасению, чтобы злодей, исповедав свои преступления и признав себя достойным казни, удержал за собой спасение, дарованное Богом. I, 330–331.
Распятому на кресте по воле Божией, славословящему Бога с креста своего, открывается таинство креста, и вместе с этим таинством таинство искупления человеков Богочеловеком. I, 331.
Для облегчения страданий и доставления утешений духовных при распятии и пребывании на кресте, распят и повешен на древе крестном вочеловечившийся Бог близ распятого человека. I, 331.
Смирение возвело Господа на крест, и учеников Христовых смирение возводит на крест, который есть святое терпение, непостижимое для плотских умов. I, 332.
Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу, он не преобразится в крест Христов. I, 355.
Крест Христов – учение Христово. I, 355.
Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым: потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственною целию своей жизни. Эти все- святые заповеди соделываются для него крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстьми и похотьми его. I, 355–356.
Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя. I, 356–357.
Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования о Христе и спасения. I, 356.
С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство. I, 357.
Вне креста нет живого познания Христа. I, 357.
Крест – терпение в Господе всех огорчений и напастей, которые будут попущены Промыслом Божиим. II, 106.
Для достижения совершенства, вслед за истощанием имения на нищих, необходимо взять крест свой. Оставлению имения должно последовать отвержение от самого себя, в чем и заключается принятие креста. II, 346–347.
Для составления видимого креста необходимо нужны два бруса в поперечном соединении между собою; так и для составления невидимого креста необходимы и скорби произвольные – подвиги, содержащие тело в распятии, и скорби извне, обуздывающие и смиряющие дух человека. II, 353.
Взять крест свой – значит доблественно претерпевать тяжкий невидимый труд, невидимое томление и мученичество, ради Евангелия, при борьбе с собственными страстями, с живущим внутри нас грехом, с духами злобы, которые с яростию восстанут против нас когда мы вознамеримся свергнуть с себя иго грехов и подчиниться игу Христову. IV, 92.
Взять крест свой – значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествидею от земли к небу. IV, 93.
Взять крест свой – значит добровольно и с усердием подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздываются бессловесные стремления нашей плоти. IV, 93.
Сознанием своей греховности, благодарением Богу, покорностью воле Божией соделаем крест свой – орудие казни и знамя бесчестия – орудием победы и знамением славы, подобно кресту Господню. IV, 95.
Кто принял крест свой, отвергшим. себя: тот примирился с самим собою, с обстоятельствами своими, с положением своим, внешним и внутренним; тот только может разумно и правильно последовать Христу. IV, 95.
Не позволим себе зловредного ропота, в особенности не позволим себе душепагубной хулы, которые часто слышатся из уст ослепленного, ожесточенного грешника, терзающегося и биющегося на кресте своем, тщетно порывающегося избавиться от креста. При ропоте и хуле крест делается невыносимою тяжестию, увлекающею во ад распятого на нем. IV, 95–96.
Раздаянием имения предваряется взятие креста. При сохранении имения невозможно принятие и ношение креста. V, 279.
Последование Христу не может состояться без приятия креста и признания в нем новозаветной правды и оправдания Божиих. V, 280.
С креста мы способны исповедывать и славословить Бога; в благополучии земном мы способны к отвержению Его. IV, 292.
Благодушное терпение посылаемых Богом скорбей есть распятие на кресте своем. Исповедник своей греховности делается исповедником Искупителя, и с креста своего восходит в рай для вечного наслаждения небесными радостями, которых верными залогами служат земные скорби. IV, 372.
Не ищи... совершенства христианского в добродетелях человеческих: тут нет его: оно таинственно хранится в кресте Христовом! IV, 477–478.
Крест – знак избрания Божия, печать Христова. Этою печатию запечатлевает Христос Своих! Этот знак изображают на возлюбленных Божиих ангелы Бога Вседержителя. IV, 477.
Таково Божественное назначение для человека во время земной жизни его: он должен уверовать в Искупителя, исповедать Его сердцем и устами, исповедать своею деятельностью, приняв с покорностью тот крест, который благоугодно будет Иисусу возложить на ученика Своего. Непринявший креста, не может быть учеником Иисусовым. V, 129.
Между евангельскими заповедями и крестом – чудное сродство! Деление заповедей привлекает на рамена делателя крест, а крест усовершает, утончает нашу деятельность по закону Христову. V, 134.
Евангельские заповеди научают инока смирению, а крест совершенствует его в смирении. V, 143.
Взятие креста своего, то есть, благодушное терпение скорбей, основывается на самоотвержении. Без самоотвержения оно невозможно... Самоотвержение основывается на вере во Христа. Этот закон духовный предъявлен Христом. V, 151.
Раздаянием имения предваряется взятие креста. При сохранении имения невозможно принятие и ношение креста. V, 279.
Нет иного ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме креста Христова. V, 291.
Вне креста Христова нет христианского преуспеяния. V, 357.
Увы! Господь мой! Ты на кресте: я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на кресте я – лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия. V, 452–453.
Господь мой, Господь мой, даруй мне уразуметь значение креста Твоего; привлеки меня к кресту Твоему судьбами Твоими. V, 454.