Источник

МОНАШЕСТВО

Главная черта, которою отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками, а ныне должны наиболее руководствоваться Священным Писанием и писаниями отеческими, по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати. I, 83.

Свят, велик, душеспасителен подвиг молитвы. Он – главный и первый между подвигами иноческими. I, 154.

Возлюбив подвиг молитвы, возлюби уединение в вещественной келии. Затворяй двери ее для себя и для других «Пребывай в келии твоей, – сказали святые отцы, – она научит тебя всему», т. е. монашескому жительству, которое все сосредоточивается в молитве. I, 156.

Демоны поражают инока, пребывающего в молитве, болезнями телесными, угнетают нищетою, недостатком внимания и помощи человеческих. I, 158.

Святые отцы совмещают все делание инока, всю жизнь его в плач. Что значит плач инока? Это – его молитва. 1,164.

Если человек не умертвит всех плотских пожеланий своих, и не стяжет плача: то не может быть монахом. Все житие монаха – плач. I, 191–192.

Святые отцы повелевают пребывать в том делании, в котором приходят слезы: потому что слезы – плод, а цель монашеской жизни – достижение плода тем средством, которым благоугодно Богу доставить плод. I, 203. .

Одна внешняя молитва недостаточна. Бог внимает уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешней молитвы с внутреннею, не суть монахи. I, 205–206.

При пострижении в монашество, когда новопостриженному вручаются четки, называемые при этом мечом духовным, завещавается ему непрестанное, деннонощное моление молитвою Иисусовою. Следовательно упражнение в молитве Иисусовой есть обет монаха. Исполнение обета есть обязанность [монаха]. I, 205.

Цель монашеского жительства состоит не только в достижении спасения, но, по преимуществу, в достижении христианского совершенства. I, 210.

Не без основания относят к состоянию самообольщения и прелести душевное настроение тех иноков, которые, отвергнув упражнение молитвою Иисусовою и вообще умное делание, удовлетворяются одним внешним молением. I, 257

«Выписка из “Цветника” свя- щенноинока Дорофея (русского)». См. 1, 262–263,445–448.

Книги святых отцов, написанные для безмолвников, никак не идут для новоначальных и вообще для иноков, подвизающихся в монастырях общежительных. I, 266.

Самочинное монашество – не монашество. Это – прелесть, это – карикатура, искажение монашества! Это – обман самого себя, это – актерство, очень способное привлечь внимание и похвалы мира, но отвергаемое Богом, чуждое плодов Святого Духа, обильное плодами, исходящими от сатаны. I, 269.

Монах не должен сомневаться о получении дара Божественной благодати как сын не сомневается в получении наследства от отца. Вместе с этим святой Исаак [Сирский] называет прошение в молитве о ниспослании явного действия благодати начинанием, заслуживающим порицания. I, 282.

Самоукорение есть иноческое делание, есть умное делание, противопоставленное и противодействующее болезненному свойству падшего естества, по которому все люди... стараются выказывать себя праведниками Самоукорение есть насилие падшему естеству. I, 320.

Мы для того и вступаем в монастырь, чтобы открыть в себе скрытно живущие страсти и отношение нашего естества к духам злобы, которым оно поработилось произвольно. Для того мы разрываем узы с миром, оставляем общество человеков, родственников, имущество, чтобы увидеть наши внутренние узы и расторгнуть их десницею Господа. I, 346.

Мученики терпели напасти от человеков Чем разнообразнее и тяжелее был подвиг их... тем большее получали дерзновение к Богу. Иноки терпят напасти от злых духов. Чем большие напасти наносит им диавол: тем большую славу они получат в будущем веке от Бога, тем большего утешения они сподобятся от Святого Духа... среди самых страданий своих. I, 351–352.

«О монашестве. Разговор между православными христианами, мирянином и монахом». См. I, 455–496.

Те монахи, которые проводят жительство по правилам монашеским, непременно стяжавают благодать по обетованию Божию. Напротив того, монахи, пренебрегающие Богопреданными постановлениями для монашества, проводящие жизнь самовольную, рассеянную, сластолюбивую и миролюбивую, лишаются духовного преуспеяния. I, 465–466

[Мученичество и монашество] это – один и тот же подвиг, в разных видах. И мученичество и монашество основаны на одних и тех же изречениях Евангелия; то и другое отнюдь не изобретено человеками, но даровано человечеству Господом; то и другое иначе не может быть совершено, как всесильною помощию Божиею. I, 471.

Монаху предстоит борьба с естеством. Наилучший возраст для поступления на эту борьбу есть юношеский. Он еще не окован навыками; в нем произволение имеет много свободы! I, 481.

Монашество и монастыри учреждены были Святым Духом чрез избранных сосудов его, преподобных отцов: восстановление монастырей в прежней духовной красоте их... может последовать только действием особенной благодати Божией, чрез посредство таких же достойных орудий. I, 494–495.

Руководствующийся отеческими писаниями монах во всяком монастыре будет иметь возможность приобрести спасение: утратит его живущий по своей воле и по своему разуму, хотя бы он жил в глубочайшей пустыне. I, 495.

[Иночество] состоит в изучении всех заповеданий, всех слов Искупителя, в усвоении их уму и сердцу. I, 564.

Все духовные цветы и плоды возросли в тех душах, которые в удалении от знакомства вне и внутри монастыря, возделали себя чтением Писания и святых отцов, при вере и молитве, одушевленной смиренным, но могущественным покаянием. Где не было этого возделывания, там – бесплодие. I, 564.

Чтобы окрепли и возмужали в иконе евангельские свойства, нужны непременно скорби и искушения. Кротость смирение терпение и вера [должны быть] испытаны. I, 565.

Существенное делание монаха – молитва, как то делание, которое соединяет человека с Богом. Все прочие делания служат или приготовительными, или способствующими средствами для молитвы. II, 148.

Положим в основание молитвенного подвига, главного и существеннейшего между монашескими подвигами... внимательную, устную и гласную молитву, за каковую милосердый Господь дарует в свое время постоянному, терпеливому, смиренному подвижнику молитву умную, сердечную, благодатную. II, 188.

В монастыре знай церковь, трапезу и свою келию; в келии к другим братиям ходи только по уважительной причине. II, 206.

Живя в монастыре, выходи из монастыря, как можно реже; при отлучках из монастыря, как можно скорее возвращайся в монастырь. II, 206.

Даже благонамеренные иноки, но проводящие жительство наружное и не имеющие понятия о жительстве духовном, соблазняются на духовных делателей, находят их поведение странным, осуждают и злословят их. II, 301.

Монашество есть подвиг вышеестественный. Оно есть то же мученичество в сущности своей. II, 346.

Подвиг всякого инока – сверхъестественен: он непременно должен быть сопряжен с победою скотоподобного свойства телесного, соделавшегося по падении принадлежностью каждого человека. II, 346.

По раздаянии имения нищим и по расторжении связи с миром, первым делом для подвижника Христова должно быть удаление из среды соблазнов в уединенную иноческую обитель. II, 350.

При многоразличных столкновениях с ближними обнаруживаются для инока его страсти, таящиеся от него самого в сокровенностях сердца, и врачуются всесильным врачеством: учением Христовым. III, 314.

Инок – истинная вдовица, для которой мир должен быть мертвым. IV, 46.

Все виды монашеской жизни, разнообразные только по наружности, имеют одну цель: она заключается в том, чтобы устранить немощь от обольщений и впечатлений мира, дать должную цену и временной и вечной жизни, употребить первую для получения второй. IV, 361.

Духовным благом, объемлющим и совмещающим в себе прочие блага, называю монашество. V, III.

Монастырь есть нравственная врачебница. V, 7.

В церкви Божией должно сохранять всевозможные благоговение и порядок, как для славы Божией, так для собственной душевной пользы и для душевной пользы предстоящего народа, который благоговением иноков назидается. V, 15–16.

Инок, чувствующий влечение к частым выходам из монастыря в мир, ранен стрелой диавола. V, 22.

Тот примет предосторожности против фарисейства, кто при вступлении в монастырь озаботится о немедленном доставлении себе правильного душевного делания. V, 31.

Инок... должен заняться со всевозможной тщательностью и вниманием чтением святого Евангелия... так, чтоб... он на каждом нравственном шагу своем, для каждого поступка, для каждого помысла, имел в памяти готовое наставление Евангелия. V, 32.

«Монашеское жительство есть жительство по евангельским заповедям».Сж. V, 37.

«О непрочности монашеского жительства, когда оно не основано на евангельских заповедях». См. V, 38–39.

Для жительства по евангельским заповедям нет препятствия ни в каком монастыре. V, 51.

Падший ангел старается обмануть и вовлечь в погибель иноков, предлагая им не только грех в разных видах его, но и предлагая несвойственные им, возвышеннейшие добродетели. V, 54.

Иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными. V, 75.

Сущность монашеского жительства заключается в том, чтобы исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волею Божией. V, 82.

Дар духовного рассуждения... ниспосылается от Бога исключительно инокам, шествующим путем смирения и смиренномудрия. V, 86.

Обрати все внимание на стяжание любви к ближнему твоему, как на основание твоего жительства и монашеского подвига. V, 88.

Истинное иноческое преуспеяние заключается в том, когда инок увидит себя грешнейшим из всех человеков. V, 103.

Инок должен воспоминать ежедневно, и по нескольку раз в день, о предстоящей ему неизбежной смерти. V, 120.

Вступающий в иноческую жизнь должен отдаться всецело воле и водительству Божиим, благовременно приготовиться к терпению всех скорбей, какие благоугодно будет Промыслу Всевышнего попустить рабу Своему во время его земного странствования. V, 124.

Вступив в святую обитель, уклонимся произвольно от зависящего от нас наслаждения, и претерпим великодушно те скорби, которые независимо от нас будут попущены нам Промыслом Божиим. V, 132. .

Скорби суть по преимуществу... удел современного монашества, удел, назначенный нам Самим Богом. V, 137.

Главнейшая причина, по которой скорби особенно тягостны для современного монашества, заключается в нем самом, и состоит преимущественно в недостатке духовного назидания. V, 138.

Жизнь инока есть не что иное, как деятельное и непрестанное покаяние. V, 366.

Евангельские заповеди научают инока смирению, а крест совершенствует его в смирении. V, 143.

Ничто, никакое искушение, нанесенное человеками и духами, возникшее из падшего естества, не должны смутить его [монаха]. Источником непоколебимости и силы да будет вера в Бога. V, 148.

Иноку надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивой, в сущности – безрассудной и душевредной. V, 275.

Для преуспевших и призванных на то Богом иноков невещественная милостыня заключается в преподавании ближним слова Божия. V, 280.

Подвиг иноческий есть невидимое, но в полном смысле мученичество для того, кто проходит этот подвиг, как должно. V, 280.

Иноческая милостыня заключается в последовании Христу, то есть, в тщательном исполнении евангельских заповедей, и в ношении креста. V, 280.

Всякий, поступивший в монастырь и принявший на себя благое иго Христово, должен непременно пребывать в нестяжательности. V, 282.

Преподобные отцы наши, святые иноки всех времен, тщательно хранили себя от знакомства с женским полом. V, 313.

Монах, до самого гроба, находится в опасности подвергнуться какому-либо искушению, не зная, откуда и в каком характере оно возникнет. V, 322.

Монашество есть ни что иное, как обязательство с точностью исполнять евангельские заповеди, что монашеская жизнь есть не что иное, как жизнь по евангельским заповедям, где бы она ни проводилась, среди ли многолюдства, или в глубочайшей пустыне. V, 366. .

И в цветущие времена монашества невозможно было каждому иноку приложить к себе сряду все, что написали отцы: тем более такое приложение невозможно в наши времена. V, 382.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle