Глаголев Александр Александрович
Глаголев Александр Александрович – профессор Киевской духовной академии, магистр богословия. Уроженец Тульской губ., образование получил в Тульской семинарии, где кончил курс в 1894 г. и затем на казенный счет был послан в Киевскую духовную академию; в 1898 г., по прослушании четырехгодичного курса лекций в академии, получил степень кандидата богословия и право на соискание степени магистра богословия без новых устных испытаний; по окончании курса, был оставлен профессорским стипендиатом при академии для научных работ, а в следующем году начал чтение лекций в академии в звании исправляющего должность доцента академии. В скором же времени представил в совет академии на магистерскую степень диссертацию в рукописном виде, по напечатании же ее, удовлетворительно защитил ее в публичном заседании совета 21 сент. 1900 г., после чего был утвержден Св. Синодом в искомой степени и удостоен звания доцента академии – 28 окт. 1900 г.
Темой для магистерского сочинения г. Г. послужило: «Ветхозаветное библейское учение об ангелах». Работать на эту тему автор начал, еще будучи студентом, и тогда уже за свое кандидатское сочинение удостоился отличных отзывов со стороны профессоров-рецензентов. Поставив себе задачей дать историко-генетическое изложение ветхозаветного библейского учения об ангелах, автор, сообразуясь с тем, как различают ангелов священные писатели Ветхого Завета, в своем сочинении излагает учение: 1) об Ангеле-Иегове, как верховном и непосредственном деятеле ветхозаветной теократии и главе принимающих участие в последней ангелов, 2) об ангелах в собственном смысле, 3) о херувимах и серафимах, как ангелах особого рода и, наконец, 4) – библейское учение о сатане и демонах, «действующих подобно ангелам, но в оппозиции целям и планам божественным». Для своей цели автор «рассматривает все библейские места, относящиеся к делу, и путем экзегесиса устанавливает их смысл. Попутно рассматриваются и неправильные мнения по вопросам ангелологии, проводимые некоторыми западными учеными». Благодаря трудолюбию автора, тщательности и умелости его анализа, в сочинении дано «правильное освещение библейской ангелологии» и ясно определен «ее глубокий смысл в системе вероучения». Вообще, «сочинение представляет собою труд, отличающийся богатством содержания, тщательностью и глубиною исследования всех пунктов ветхозаветной ангелологии, основательным знакомством с библиологическою литературою и экзегетическим методом», и по своим качествам может считаться «действительным вкладом в нашу богословскую литературу, не имевшую доселе ни одного серьезного исследования по ангелологии». (Ср. отзывы пр. А. Олесницкого и доц. В. Рыбинского. «Журн. сов. киев. дух. акад.», 1898 г., стр. 277–280 и 1899 г., стр. 243–244). Кроме того, Г. помещено несколько статей, главным образом, в «Тр. К. Д. Акад.»: «Основные черты ветхозаветного библейского учения об ангелах» (Речь пред защитою диссерт., 1900 г., Х); «Древнееврейская благотворительность» («Тр. Киевск. Дух. Ак.», 903 г., № 1); и др., также несколько библиографических заметок на книги: «Восточные обычаи в библейских странах» Г. В. Тристрама; Н. А. Переферкович «Талмуд, Мишна и Тосефта»; «Православная церковь в отношении к отлученным вообще и к гр. Л. Н. Толстому в частности». Наконец, Г. сотрудничает и в издании «Правосл. Богосл. Энциклопедии».